никогда и на свете не существовало. Дорофей есть типографский миф! Невероятно, чтобы так было, однако ж на самом деле так. Уяснением действительного имени автора Дорофеевой Истории наука обязана трудолюбивому Константину Сате, который после некоторого колебания стал в этом вопросе на настоящую точку зрения. В таком необычайном приключении, как исчезновение из памяти потомства действительного имени автора и замена этого имени совсем другим именем, афинский учёный усматривает нечто провиденциальное: оказывается, что автор рассматриваемой «истории» списал свою историю всё у того же Дамаскина Студита, о котором не раз упоминалось раньше – и за это, по суждению Саты, и наказан жестоко: имя списателя исчезло из исторической памяти, заменилось именем Дорофея монемвасийского, историка, не существовавшего на свете. Правда, как мы знаем, и раньше у Дамаскина списывали – Зигомалà и Малакс, но они не имели дерзости приписывать себе списанного, как действительным авторам; не так поступил третий плагиатор труда Дамаскина, он дерзнул поставить на книге своё (будто бы авторское) имя, но имя его исчезло из книги при первом же её печатном издании. И на этот плагиат дерзнул кто же? соученик Дамаскина и близкий к нему человек! Итак: мы узнали, что настоящим автором рассматриваемой Истории был Дамаскин Студит, митрополит навпактский и артский. Но спрашивается кто же бесцеремонно списал его труд, имея намерение приобрести имя историка? И как случилось, что действительное имя плагиатора не сохранилось в печатной книге, а в самом же начале XVII века заменилось здесь именем какого-то неведомого Дорофея? Автором-плагиатором рассматриваемой истории был Иерофей, митрополит монемвасийский, человек близкий к патриарху Иеремии II и сопровождавший этого последнего в его путешествии в Россию в 1588–1591 году. Сата нисколько не сомневается теперь, что писателем-плагиатором указанной истории был именно Иерофей, а не Дорефей; основаниями для такого заключения Саты служит следующее: 1) нигде в этой истории совсем не упоминается имени митрополита Дорофея, между тем весьма

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Печаль врачует страсти. Ираклий, один из высших Александрийских сановников, (V в. по Р. Хр.) оставил нам свой разговор с св. пустынножителем Дорофеем, который шестьдесят лет богоугодно прожил в каменной расселине. " Однажды навестил я Дорофея в пустыне, говорит Ираклий, он же, между прочим, предложил мне сходить к источнику, там же в пустыне находящемуся, чтобы почерпнуть воды. Я отправился и, увидев в колодце плавающего огромнейшего ужа, я скоро со страхом возвратился к старцу с порожним кувшином. Старик усмехнулся, долго смотрел на меня и, кивая головой, сказал: " Если бы Бог дозволил диаволу набросать во все источники змей, то ты не почерпнул бы воды ни из одного источника " ? Затем он, выйдя из пещеры, пошел поспешно к тому же источнику, наполнил кувшин водой, перекрестил воду крестным знамением и начал пить, говоря мне: где крест, оттуда бежит зловредный сатана бессильным. " Надеющийся на Господа будет безопасен, будет " смел, как лев " (Притч. 28:1): никакое злоключение не преодолеет праведника, хотя оно может быть горьким для его чувства (Ср. Притч. 12:21). Мы заметили выше, что злоключение, постигшее праведника, хотя огорчает его, но не побеждает, т.е. внутренний его человек, его я, остается постоянно спокойным и еще более укрепляется. Требуется сказанное здесь на словах показать на самом деле. Для этого святой Иоанн Златоуст представил нам два очевидных доказательства. Первое : когда наше тело обуревается различными болезнями (болью разнородной), то часто бывает, что одна боль заглушает другую, т.е. делает последнюю нечувствительной. Так, например, человек, имеющий поврежденный перст (палец), а вместе с этим страдает он головной болью, и болью в животе. О боли пальца он молчит, не чувствует ее при сильнейших болях, но горько жалуется медику или друзьям на сильную боль головы и в желудке. Так поступай, говорит святой Златоуст, и ты, страдающий от лишения богатства (денег или имущества), от оскорбления другими твоей чести, доброго имени, или гражданского сана и достоинства - ты пробуди в себе тяжкую болезнь о грехах своих, и из глубины души воздыхай о том, сколько за твои грехи пострадал Христос, твой Искупитель. Живо представь себе в уме, как бьют Его привязанного к судилищному столбу, как обессилевшего от душевных и телесных страданий влекут Его по улицам Иерусалимским на Голгофу, как пригвождают Его ко Кресту, какие Он терпит даже на кресте насмешки, поругания, укоризны и саму мучительную смерть, а вместе с этим пойми и уразумей и свою будущую казнь, соразмерную твоим грехам, т.е. нарушениям заповедей Божьих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

В упомянутом письме в редакцию «Руль» Прокопович делает правильное, на мой взгляд, заключение: «Москва пала не столько благодаря силе большевиков, сколько благодаря нашему бессилию. Очень большой резерв сил, могущих быть на нашей стороне, бездействовал». Прокопович имел в виду офицеров, которых в Москве числилось, как показала произведенная вскоре большевиками регистрация, около 30.000. Из этой массы сражалось только несколько сот. Кто в этом виноват? Со стороны КОБ, никаких шагов для привлечения офицеров к борьбе не было сделано. Комитет боялся этих сил, – боялся усилить позиции контр-революционеров, по выражению Ратнер на процессе с.-р. Те сотни добровольцев, о которых говорит Прокопович, появились только в результате частного совещания представителей воинских частей, желавших поддержать Временное Правительство, которое было созвано в экстренном порядке 27-го в Александровском училище по инициативе некоторых членов совета офицерских депутатов. Шумное и беспорядочное собрание довольно образно описано в единственных, кажется, напечатанных воспоминаниях об этих днях Ефрона 354 . Характерной чертой собрания является крайне враждебное отношение к командующему войсками, которого тщетно пытаются долгое время отыскать. Не могли с ним переговорить накануне и командиры полков. А слухи ползли о том, что командующий ведет «какие-то таинственные переговоры с главарями предателей». Командующий «изменил» – эти слова у всех на устах. Нужен новый командующий. И только призывы «старших» к лояльности, напоминание о воинской дисциплине несколько успокаивают собрание. Создаются роты «по ста штыков», выбираются начальники и устанавливается выборное общее командование, вручаемое полк. ген. штаба Дорофееву. Самотеком пришли эти офицеры, и скорее приходится удивляться, что число их в центре определялось в несколько сот. В действительности, конечно, этих добровольцев было больше. К тому, что зарегистрировано в центре, надо прибавить те маленькие партизанские группы или отряды самообороны, которые также самочинно возникают в процессе боев. Разведка ВРК впоследствии постоянно отмечает в разных местах наличность офицерских групп в 7, 10, 15 человек, как бы не связанных с центром и действующих самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

310 Adv. nest. 8, 44, 46, Melch. 5 и др. Ж.-М. Дюран отмечает, что в сочинении «Против несториан» преп. Марк, используя слово «тело» по отношению ко Христу, не осознаёт возможную двусмысленность, связанную с аполлинаризмом (Durand G.-M. L’Incarnation: Analyse//Marc le Moine. Traités. SC. 455. P. 231–232). 311 Melch. 4, 5. Adv. nest. 25, 28 и др. Преп. Марк использует, в частности, выражения «κυριακς νθρωπος» (Adv. nest. 20) и «κυριακν σμα» (Melch. 5), которые, по мнению А. Гриллмайера указывают не просто на человеческое естество Господа, а на его прославленное человечество, которое является следствием ипостасного единения с Богом Словом (Grillmeier А. О κυριακς νθρωπος. Eine Studie zu einer christologischen Bezeichnungen der Väterzeit//Traditio. Studies in Ancient and Medieval History, Thought and Religion. Vol. 33. 1974. S. 25–32. Прив. по: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. С. 224–225). 321 На это указывает использование им местного Символа веры , читаемого при Крещении (Adv. nest. 40). Как неупотребление слова «Богородица» само по себе не означало неправославия, так и употребление этого слова не было однозначным признаком православия в несторианском споре. Само слово «Богородица» не было принципиально неприемлемым для Нестория. Летом 428 года Несторий в частном порядке говорил, что слово Богородица, так же как и Человекородица может быть истолковано как в православном, так и в еретических смыслах (Mcguckin. J.A. St. Cyril of Alexandria. The Christological controversy. Its history, theology, and texts. P. 27–28). Позже он запретил эти именования, предложив слово «Христородица», и даже фактически согласился с анафемой на тех, кто называет Марию Богородицей, произнесённою Дорофеем, епископом Маркианопольским. Но после осуждения его учения на соборах в Римской и Александрийских церквах, Несторий на проповеди 13 декабря 430 года заявит, что согласен с именованием Марии Богородицей (Ibid. Р. 46). Для Нестория была неприемлема мысль, которой придерживался преп. Марк, что Бог Слово родился по человечеству (АСО Т. 1. Vol. 1 (2). Р. 46), но он мог, подобно своему учителю Феодору, считать Марию Богородицей, так как по их учению Бог по благоволению был в рождённом от неё Человеке (Болотов. В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. С. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Вся дальнейшая деятельность Константинопольской и Элладской Церквей на многие годы была обусловлена экуменическими предпосылками Энциклики. Поэтому для старостильнического раскола, возникшего в Греции после замены юлианского календаря новоюлианским, проблема календаря выходит за рамки астрономического вопроса и тесно переплетается с критикой экуменического движения 88 . Итогом первоначального победоносного шествия греков было заключение 10 августа 1920 г. Сервского мирного договора, практически уничтожавшего турецкую государственность 89 . Однако договор так и не был ратифицирован, поскольку он послужил катализатором к началу широко развернувшегося турецкого партизанского движения под командованием генерала Мустафы Кемаля Ататюрка. Принимая во внимание опасность сложившегося положения, в марте 1921 г. делегация Вселенской Патриархи во главе с митрополитом Брусским Дорофеем посетила Лондон, где на официальных встречах с руководством Великобритании и архиепископом Кентерберийским Местоблюститель призывал к уничтожению Турции и к военной поддержке греческой стороны 90 . Но Англия такой помощи не оказала, причиной чему явилось ее нежелание вступать в конфликт с исламским миром и порождать недовольства среди мусульман Индостана, где находились основные британские колонии. Вскоре вслед за Англией о своем нейтралитете заявили Франция и Италия 91 . В августе 1922 г. турки перешли в активное наступление, которое уже в сентябре закончилось полным поражением греческой стороны, вылившимся в подлинную национальную трагедию. После заключения 24 июля 1923 г. Лозаннского мирного договора Греция уступила Турции Малую Азию, Измир и Восточную Фракию, Северный Эпир вошел в состав Албании, Кипр остался под английским владычеством, а острова Родос и Додеканес отошли к Италии 92 . Но самым ужасным итогом «малоазийской катастрофы» 1923 г. была высылка из Малой Азии и Понта двух миллионов греков, против которых кемалистским правительством был развернут этнический террор 93 . Приблизительно 45 % переселенцев к концу этого же года погибло от голода и эпидемий. Правительство Греции не смогло до конца уладить проблему малоазийских беженцев, так что еще к началу 1927 г. сорок тысяч из них оставались неустроенными 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Девочки, исполнявшие роль мам, деловито мылили воображаемым мылом своих дочек, натуралистически поддавая им часто шлепки, наливали воду в тазы, изображали шипение кипятка и при этом, увлекаясь, переходили иногда с шепота на громкий спор. – А мы всегда ходим в баню. Потому что там наша тетя Зина кассиршей. – И врешь! Как тетя Зина может быть кассиршей! Она зэкашка! А в кассы только вольняшек берут. – И нет! Тетю Зину везде возьмут. Потому что у нее дядя Федя на вахте… Елена Васильевна, польщенная тем, что я пришла перенимать опыт , протянула мне свою идеально разлинованную тетрадь для планов и учета воспитательной работы. – Вот прочтите, как надо записывать творческие игры. На этой странице записана сегодняшняя. – Как? Уже? Да ведь они еще играют! – А я никогда не запускаю учет. Пишу его с утра, вместе с планом. В графе «план» за сегодняшнее число значилось «С 5 часов до шести часов пятнадцати минут – творческие игры по инициативе детей». В графе «Учет» тем же каллиграфическим почерком было написано: «Сегодня дети играли в военный госпиталь. Мальчики изображали раненых, девочки – медсестер. Девочки бинтовали мальчикам раны (использован подготовленный воспитателем игровой материал) и говорили, что воины – их защитники и спасли Родину от немецких захватчиков, а мальчики отвечали, что они служат Советскому Союзу». – Поняли, как надо писать учет? – с той же милой снисходительностью спросила меня Елена Васильевна. О да, поняла вполне. Елена Васильевна хотела объяснить мне еще что-то, но в это время ребята, изображавшие купанье под душем, слишком расфыркались и расхихикались. И Елена Васильевна произнесла тихим леденящим голосом: – Котов, встань к столу! Дорофеева, подойди ко мне! Резниченко, выйди за дверь! Сразу воцарилась мертвая тишина. Елена Васильевна взглянула на часы. – Шесть пятнадцать… Группа, строиться парами! Ребята моей группы тоже часто играли в баню, в 1й магазин (причем некоторые очень похоже изображали пьяных, валяющихся у дверей этого магазина). Играли, конечно, в музыкальное занятие, в школу, в магаданский парк культуры и отдыха, где детей больше всего привлекала клетка с медведями. Бурого Мишку и белую медведицу Юльку колымские пьяницы спаивали, принося им разведенный спирт в бутылках и потешаясь тем, что он пришелся медведям по вкусу. Первый раз, когда я подвела ребят к этой клетке, меня просто сразил вопрос, заданный кем-то из детей: «А почему медведям нельзя пить шампанское?» Потом оказалось, что на клетке висит объявление администрации, не сразу замеченное мной: «Приносить медведям шампанское строго воспрещается».

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

Владыка Лев на пленарном заседании вручает дипломы выпускникам курсов. В президиуме виден президент НовГУ А.Л. Гавриков В дальнейшем работа конференции осуществлялась по отделениям: «Духовное становление русской словесности», «Мир и человек в свете русского слова», «Духовные начала в творчестве Ф.М. Достоевского», «Духовные начала в русском просвещении», «Духовные начала в русском искусстве». Отделение «Духовное становление русской словесности» открыла Н.Г. Комар (Казань), обратившись к православным догматам как основе адекватного понимания произведений древнерусской словесности. О библейском тексте в «Сказании» Авраамия Палицына поведала А.П. Ковалева (Орел), о христианских мотивах и литературных реминисценциях в лирике Г.Р. Державина рассказали А.В. Шунков (Кемерово), О.Н. Шанаева (Рязань). Литературную деятельность славянофилов рассматривали Э.В. Захаров (Москва), Д.А. Кунильский (Петрозаводск). Значение деятельности А.Н. Муравьева для русской культуры раскрыла И.В. Моклецова (Москва). О христианских началах в творчестве русских романтиков рассказывали И.В. Вирпадже (Великий Новгород), Т.Ю. Мишина (Орел), о духовной лирике Антония Бочкова – А.В. Медведев (Санкт-Петербург). Сложные мировоззренческие проблемы А.Фета, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова привлекли внимание Л.И. Черемисиновой (Саратов), С.В. Сызранова (Тольятти). На отделении «Мир и человек в свете русского слова» исследователей интересовали как мировоззренческие проблемы, так и проблемы поэтики, языка художественной словесности. М.Е. Локтева (Ростов-на-Дону) рассказывала о наименованиях Пресвятой Богородицы в древнерусском языке. О том, как преодолевал влияние католицизма, протестантизма в своем творчестве Н.В. Гоголь, размышлял В.Н. Сузи (Петрозаводск). Возникновение ценностного пространства в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова рассмотрели Н.П. Жилина (Калининград) и Г.В. Косяков (Омск). Нравственные категории долга, праведничества в творчестве С.Т. Аксакова, Н.С. Лескова привлекли внимание Е.Ф. Григорьевой (Вологодская область), И.В. Крахмалевой (Орел). Художественные особенности сборника И.А. Новикова «Духу Святому» исследовала Т.В. Ковалева (Орел). О теме любви и одиночества в творчестве А.Н. Толстого и Ю. Фельзена рассказывали С.М. Червоненко (Москва) и Н.В. Летаева (Московская область). На сохранение рождественского и пасхального сюжета в творчестве Б. Пастернака, К. Чуковского, Е. Шварца, В. Солоухина указали И.В. Акимова (Москва), С.М. Панич (Москва), И.В. Васильева (Москва), Л.Г. Дорофеева (Калининград). Л.А. Макарова (Москва) показала, как в творчестве И.С. Шмелева раскрывается православная модель мира, а В.А. Редькин (Тверь) обратился к апокрифическим мотивам в поэме Ю. Кузнецова «Путь Христа».

http://pravoslavie.ru/30566.html

Вместо дворца советская власть построила у реки город, в котором заботятся о проблемах всех горожан. Героиня романа Дорофея Купреянова входит в число партийно-советских руководителей Энска. Простая русская женщина из крестьян сделала головокружительную карьеру. Ее глазами автор пытается показать реальные проблемы советской жизни, не парадной, жестокой. Дорофее, например, поступает анонимка, в которой сообщают о том, что в женском общежитии химзавода «наряду с женщинами живут мужчины». Затрагивается коллизия, широко распространенная в 1950-е годы, когда жилищный кризис достиг запредельной остроты, (К этому сюжету в своих записках неоднократно обращался и «дядя Коля», бесстрастно, почти натуралистично рисуя фантасмагорический быт женщин, втиснутых в общежитие одного из киевских СМУ.) Панова, упомянув о реальной проблеме, конечно, изображает ее в пастельных тонах. Принципиальная Дорофея проникается жалостью к молодоженам, мыкающимся без отдельного угла, находит им временную каморку. Дальше – больше, выясняет, почему так медленно движется очередь на квартиры, в которой стоят молодые пары. Конечно, дело упирается в отдельные недостатки, в элементы бюрократизма (именно элементы, так как нет сговора, а есть мягкотелость председателя горисполкома, пропускающего вне очереди «знатных людей»), что вполне поправимо. «Товарищи молодожены, – говорит Дорофея. – Сами знаете, как обстоит дело. Будем все жить удобно, хорошо, а пока приходится потесниться». 66 Она для всех добивается справедливости. В новый дом вселяются и молодожены из общаг. Нет больше проблемы. Так соцреализм исцеляет глубокие социальные язвы действительности 67 . В финале романа проясняется, что вообще все неурядицы, нескладности жизни вырастают все из того же проклятого прошлого, откуда протягиваются к чистым советским людям щупальца вредительства. Рядом скрываются уцелевшие враги, носители зла, просеявшиеся сквозь сито всех чисток и продолжающие баламутить прозрачную воду в заповеднике счастья. Но Энск, преодолевая неизбежные временные трудности, возносится в будущее, к «бесконечной, вечно молодой, вечно обновляемой жизни» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Твой Вознесенец. Из письма Анастасии Николаевны 21 июня 1916 г. Царское Село Мой дорогой Папа Душка! Мы только что вернулись с катаниия, было довольно холодно, и поэтому рука не очень хорошо пишет. Вчера мы, как и каждый вечер поехали в лазарет... Из письма Татьяны Николаевны 22 июня Дорогой мой Папа, Погода как будто старается выправиться, но вдруг среди дня откуда-то налетают тучи, и дождь идет. А утро чудное. В лазарете после перевязок мы сидим на балконе или в саду и всех выносят. Вчера вечером, когда мы там были, один из раненых играл нам на скрипке и удивительно хорошо. Я скрипку вообще не любила, а это мне очень понравилось. Он Ингерманского полка очень красивый 587 . Потом Ольга играла на рояле, и трое пели хорошие русские песни – замечательно. Вчера мы пили чай у Ани. Викт. Эр. был и Федюшкин. Казалось странным, что В. Эр. был на войне и ранен, когда мы сидим также, как и в прошлом году. Четвертая Сотня уходит 1-го, 588 а 3-тья сегодня или на днях приходит... До свидания Папа душка. Крепко и нежно Тебя и Алексея целую. Очень хочу Вас видеть. Храни Вас Бог. Твой Вознесенец. Из дневника Ольги Николаевны Среда, 22 июня Сегодня год, что Маленький в 1-й раз уехал от нас. К «Знамению» и в лазарет, как всегда. Все лежат в саду и Богданов, он переехал в палату к Павлову. Ели на балконе. В 3 часа Мама, Аня и я поехали кататься. Погода чудная. Собирали в поле за лесом цветы. Кирьяков прощался. Вечером – в лазарет. Мама – тоже. У Биби шила подушки, резала компрессы. После в саду побыли. Гусар поздно приехал. В 12.30 уехали. Из дневника Татьяны Николаевны Четверг, 23 июня Утром урок. Была у «Знамения», потом в лазарет. Перевязала Гордиевского 7-го Сибирского стрелкового полка, рана правого бедра, Дорофеева, Романова, Николаева 74-го Ставропольского полка, рана правого колена, Новоженина, 74-го Лужанского полка, рана левого бедра. Потом Натарова, Никифорова, Береснева, Касьянова, Шуппа, Андросова, Зыкова, Сыробоярского, Павлова. Потом вешали гамаки. Офицеры помогали. Была у всех. Завтракали с Мамой с Настенькой. Днем ездила верхом на «Фаталисте». Очень хорошо. Пили чай и обедали с Мамой. Качались на гамаках и жгли костер. После обеда поехали в лазарет. Шила у Зыкова. Потом на балконе была. После сидела в гостиной, и Касьянов играл на скрипке. После пели. Ужасно хорошо. Из дневника Ольги Николаевны

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Журналистке ИТАР-ТАСС Е.А.Дорофеевой вручена высокая церковная награда Москва, 26 августа 2005 г . 25 августа 2005 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вручил медаль Преподобного Сергия Радонежского (II степени) корреспонденту информационного агентства ИТАР-ТАСС Е.А.Дорофеевой, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Журналистка информационной службы ТАСС-Россия удостоена церковной награды за многолетние плодотворные труды по освещению важнейших событий в жизни Русского Православия. Митрополит Кирилл тепло поздравил награжденную с высокой оценкой Православной Церковью ее профессиональной деятельности по распространению религиозной информации в российском обществе и среди зарубежных подписчиков ленты новостей ИТАР-ТАСС.  Вручая Е.А.Дорофеввой почетную награду, митрополит Кирилл, в частности, отметил: " Мы с Вами хорошо помним те времена, когда были еще достаточно прочны советские пропагандистско-идеологические заслоны. Но во многом благодаря усилиям агентства ИТАР-ТАСС Русская Православная Церковь впервые за долгие десятилетия ХХ века получила возможность нестесненно излагать свою мировоззренческую и общественную позицию в отечественных средствах массовой информации " . Владыка Кирилл напомнил, что первыми корреспондентами ИТАР-ТАСС, ставшими специализироваться в церковной тематике, были одна из старейших сотрудниц агентства А.М.Григорьева, работавшая до 86 лет, и О.М.Костромина, ранее также получившая награды Русской Православной Церкви, – орден святой равноапостольной княгини Ольги и медаль Преподобного Сергия Радонежского. По завершении торжественной церемонии вручения награды митрополит Кирилл ответил на вопросы Е.А.Дорофеевой по ряду актуальных проблем религиозной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Текст эксклюзивного интервью Владыки Кирилла награжденной журналистке будет распространен информационным агентством ИТАР-ТАСС и опубликован Официальным сайтом Русской Православной Церкви. Редакция Православие.Ru присоединяется к поздравлениям и желает Елене Дорофеевой успехов в ее труде.  26 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14381.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010