Глава XXVIII. Поездка в Ярославль, Ростов, Ярославль, Рыбинск; Югская Дорофеева пустынь; Кострома; Бабаевский монастырь В воскресенье, сентября 19 (1876 года), отслуживши у себя в монастыре обедню и возвратясь от братской трапезы, я собрался в Москву в сопровождении моего келейника монаха Аркадия. Погода была свежая и сырая. В тот же вечер, в 8 часов, я отправился по Ярославской железной дороге в Ростов и прибыл туда на следующее утро в 6 часов. Я пристал в гостинице «Ростов» напротив самого Кремля. Узнавши от гостинника, что еще можно застать в соборе утреню, я тотчас туда пошел, однако службы мы уже не застали, но служившие были еще в соборе, и я просил, чтобы мне отслужили молебен чудотворной иконе Владимирской Божией Матери и Ростовским чудотворцам: Леонтию 56 , Исаии 57 , Игнатию 58 и Феодору 59 , честные мощи коих почивают в самом соборе. Когда служащий священник делал первый запев Богородице, то обращался к иконе Владимирской, а при втором запеве, призывая святителей Леонтия и Исаию, обращался направо и делал поклон, а при именах святителей Игнатия и Феодора обращался налево и также делал поклон, и так продолжал во все время служения молебна. Один из священников был так внимателен, что сам вызвался показать нам достопримечательности собора 60 . Собор, строенный в начале XIII столетия, с тех пор мало изменился. Живопись икон в иконостасе древняя, превосходная 61 . Икона Богоматери, чудотворная, весьма чтимая гражданами и богато украшенная, одна из тех семи, говорят, которые в XI веке были чудесно написаны у Киево-Печерского инока Алипия; в Ростов она перенесена Владимиром Мономахом и поставлена в соборе, и поэтому-то и называется Владимирской, хотя (как замечает весьма справедливо в своей книге граф М. В. Толстой ) гораздо правильнее надлежало бы ее называть не Владимирской, а Владимировой 62 . Верхние узкие окна собора и расположение алтаря сохранились в первобытном виде. Горнее место имеет шесть ступеней восхождения, по обе стороны седалища для служащих о двух ступенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Дорофеев Андрей; 1811, с. Куничное, Бессарабия (совр. Куничя, Молдова) - 18.11.1889, Владимир), первый архиеп. Славский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в старообрядческой крестьянской семье. С 1829 г. инок Лаврентьевского старообрядческого мон-ря в Стародубье . Путешествовал по старообрядческим обителям Румынии, бывал в Турции - в К-поле и в селениях старообрядцев- некрасовцев , поселился в Успенском скиту в с. Слава (совр. Слава-Русэ) в Добрудже. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона, А. был избран для рукоположения во священника. 9 авг. 1847 г. кандидаты от некрасовцев прибыли в Белую Криницу, однако митр. Амвросий (Паппа-Георгополи) не согласился на поставление во епископа инока Славского мон-ря Аркадия (Шапошникова) , о к-ром просили некрасовцы, поскольку, по мнению митр. Амвросия, имелись канонические препятствия для хиротонии. 11 авг. было принято постановление «производить инока Аркадия Дорофеева по степеням во епископа», 17 авг. митр. Амвросием А. был рукоположен во иеромонаха, 24 авг.- во епископа Славского. При отъезде в епархию (1 сент.) его снабдили церковной утварью, новоосвященными в Белой Кринице антиминсами и новосваренным миром. Сразу после прибытия А. в свою область казаки-некрасовцы, не признавшие Белокриницкую иерархию, донесли тур. властям о поставлении А., истолковав это как соединение части казаков с греками против турок. 21 нояб. А. и поставленные для Славской епархии священник и диакон были арестованы и заключены в тюрьму в Бабадаге (Добруджа), освобождены 8 мая следующего года. Местом пребывания А. стал Славский скит. В 1848-1849 гг. А. освятил неск. старообрядческих церквей в своей епархии. В сент. 1850 г. к А. приехали инок Павел (Великодворский) и старообрядческий Браиловский еп. Онуфрий, сообщившие о поставлении старообрядческого Майносского еп. Кирилла Белокриницким митрополитом (4 янв. 1849), а также о решении митрополии преобразовать Славскую епархию в архиепископию и поставить наместника А. 27 сент. в г. Тульча (совр. Тулча, Румыния) А. вместе с еп. Онуфрием рукоположили Алимпия, инока Славского скита, во епископа Тульчинского, наместника Славского архиерея. На следующий день Онуфрием и Алимпием А. был возведен в сан архиепископа с правом «подведомственно себе иметь... все единоверные епархии, ныне существующие и впредь еще учредитися могущие, по течению реки Дуная на правой стороне расположенные, и... во оные епархии поставлять епископов» (Цит. по: Субботин. С. 299; над А. была повторно совершена епископская хиротония, как это принято у старообрядцев).

http://pravenc.ru/text/76042.html

По церковным правилам, кто был женат на вдове, не может быть и дьяконом, не только архиереем. В «Памятнике происходящих дел Белокриницкого староверческого монастыря» под 9м августа 1847 года, читаем: «Прибыли сего числа из Турции от задунайских некрасовцев в Белую Криницу депутаты из обители Славской: инок Евфросин, из казаков Григорий Архипов и Исай Иванов, из купцов: Савва Иванович Рукавишников и Онисим Иванович с сыном, и представили митрополиту Амвросию трех благоговейных иноков: двух Аркадиев и Иакова, которых и просят хиротонисать для их задунайских обществ: первого во епископа, второго во священноиноки, третьего во дьяконы. Повелено митрополитом: быть собору для лучшего рассмотрения и постановления задунайским обществам епископа и последующих». Под от 11-го августа, в том же «Памятнике происходящих дел Белокриницких» читаем: «По благоусмотрению господина митрополита Амвросия и освященного собора: инока Аркадия Дорофеева во епископы, инока Иакова в дьяконы, а другой Аркадий сильно заболел». Таким образом Аркадий Дорофеев, по фамилии Лысый, находившийся потом с 1854 года в заточении в Суздальском монастыре, предназначавшийся во священники, поставлен был во епископы, а кандидат в архиереи Аркадий Шапошников, бывший настоятелем Лаврентьева монастыря, не удостоен Амвросием даже дьяконства. Онуфрий, бывший наместник Белокриницкого монастыря, находившийся на этом соборе и вообще заправлявший делом постановления старообрядских архиереев, затем инок московского Никольского единоверческого, что на Преображенском кладбище в Москве, монастыря, объясняет, что Амвросий и белокриницкий собор не удостоили Аркадия Шапошникова архиерейского сана именно потому, что он был женат на вдове, и что тогда же было решено первопрестольным старообрядским митрополитом, чтоб Аркадий Шапошников никогда во всю свою жизнь не был удостоиваем никаких священных должностей, ибо посвящение женатого на вдове не действительно, и таковой епископ, по правилам святых отец, не есть епископ. Но, чтобы не подать повода к соблазну, посоветовали Аркадию Шапошникову притвориться больным, что он и сделал.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Иероним, не знавший греческого языка, не мог исповедывать Амвросия, не понимавшего по русски, поэтому исповедь ограничилась только тем, что, по выражению очевидца, оба они „уповательно посмотрели друг на друга“. В алтаре-же Иероним помазал Амвросия простым маслом, „отверз царские врата и возгласил народу пристойное поздравление, объявляя достоинство митрополита“. Затем уже вышел из алтаря и сам Амвросий в полном архиерейском облачении и, взяв в руки дикирий и трикирий, стал осенять народ. День чиноприятия Амвросия был для липован большим праздником. б) Белокриницкая лже-иерархия при Амвросие Согласно договору с Павлом, для упрочения старообрядческой иерархии, Амвросий должен был поставить себе преемника, наместника белокриницкой митрополии. Однако прежде этого, признано было необходимым посвятить некоторых лиц на низшие священные степени, так как при архиерейском богослужении в них чувствовался большой недостаток. Поэтому в диаконы посвящены были иноки Иосаф и Арсений, а в священники, возведенные потом в архимандриты, настоятель Геронтий и инок Евфросин. Затем приступлено было к выбору наместника митрополии. Кандидатами на эту должность назначены: настоятель Геронтий, казначей – инок Нифонт и старый белокриницкий дьяк Киприан Тимофеев. избрание совершено было посредством жребия. Павлу особенно желательно было видеть наместником своего друга Геронтия, но жребий пал на Тимофеева. Последний пострижен был в иночество с именем Кирилла, поспешно возведен в низшие степени и 6-го января 1847 г. торжественно рукоположен в епископа Майносского (Майнос, отдаленное некрасовское селение в Турции), наместника белокриницкой митрополии. Освящение воды совершали уже два архиерея, и белокриницкие старообрядцы праздновали этот день так-же торжественно, как и день вступления Амвросия в раскол. Кроме Кирилла, Амвросий, согласно просьбе турецких раскольников – некрасовцев, рукоположил и для них епископа. В августе 1847 года некрасовцы прислали к Амвросию в Белую Криницу трех кандидатов: бывшего игумена Лаврентьевского монастыря, Аркадия Шапошникова для поставления в епископа, инока львовского скита, Аркадия Дорофеева (иначе Лысого) – во иеромонахи и инока Иакова (донец) – во иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Но после соединения Молдавии и Валахии в одно княжество Румынское, положение раскольников изменилось к лучшему. Они открыто стали совершать свои церковные службы. Местные гражданские власти оказывали Аркадию архиерейские почести. В 1860 году Аркадий был даже утверждён правительством в звании архиепископа Молдавии. В 1851 г. открылась русско-турецкая война. В конце 1853 года войска наши готовились переправиться чрез Дунай и обрушиться на пограничные некрасовские селения. Некоторые из некрасовцев сочли необходимым удалиться подальше от места военных действий: но епископы их, Аркадий и Алимпий, остались на своих местах. Однако, чтобы не оставить свою паству во время странствия без верховного пастыря, Аркадий поставил для неё ещё епископа, по имени тоже Аркадия († 1868 г.). Этот Аркадий, в мире Андрей Родионов Шапошников, был родом из Черниговской губернии. Женившись на вдове, он почему-то оставил жену и принял иночество. В народе он слыл человеком «дюжесловным и начитанным», а по внешнему виду – «брадатым»; был великий ревнитель раскола и строгий блюститель обрядов, отличался твёрдым, настойчивым характером; но в то же время был горд, самолюбив и склонен к любостяжательности, почему и не пользовался симпатией австрийцев. Аркадий сначала затруднялся поставить его во епископа, как женатого на вдове, но потом, «ради трудных обстоятельств времени», согласился и в 1851 г. рукоположил его, наименовав «епископом странствующих христиан». Сделавшись епископом, Аркадий с несколькими семействами удалился на берега Босфора, где спокойно провёл время военных действий. Между тем Аркадий и Алимпий, как беглые русские подданные, были арестованы, отправлены в Россию и заключены в суздальский Спасо-евфимиев монастырь. По окончании военных действий, Аркадий возвратился с берегов Босфора в Славский скит и принял титул экзарха славскаго; на место же Алимпия в Тульчу был поставлен послушник Аркадия Дорофеева Иустин (из русских выходцев), человек добрый, общительный и довольно начитанный. Распространяясь за границей, белокриницкая иерархия скоро проникла и в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

А как древлеистинной христианской нашей религии целые общества находятся в разных государствах, и все оные, по особым сношениям, предварительно во учреждение архиерейского престола в Белой-Кринице единодушно с почтением согласовались: потому ныне, узнав совершенное учреждение сего престола, прибыли из Турецкой державы задунайских казацких обществ депутаты с общественным прошением, дабы из числа присланных вкупе с ними, предызбранных на всеобщем соборе, тамошнего же Славского скита благоговейных иноков двух Аркадиев, который по благоусмотрению нашему с освященным собором окажется достойнейшими, того хиротонисать постепенно поставить епископом Славским 131 и для всех прочих задунайских слобод, кои суть в вере согласны и единодушны, понеже они не имеют у себя собственно своего законного духовного пастыря. Вследствие чего повелено от нас быти правильному соборному рассмотрению в присутствии моем, и по учиненным справкам заблагоразсудили признать наидостойнейшим инока Аркадия Дорофеева, которого аз, смиренный митрополит Амбросий, хиротонисав постепенно первее в иподиакона и диакона, потом в пресвитера, и наконец в епископа, вруча ему архипастырский жезл новоопределенной епархии Славской, яко достойну сущу восприяти архиерейское предстательство“ 132 . Своих забот о новоучреждаемой Славской епископской кафедре белокриницкие власти не ограничили только поставлением епископа и диакона. Так как некрасовцы желали иметь и священника, на каковую должность и прислан был инок Аркадий, столь неожиданно получивший теперь епископскую степень, то в удовлетворение этого желания присудили послать за Дунай одного из лучших священноиноков Белокриницкого монастыря, Евфросина, который был первым ставленником из всех старообрядцев, посвященных Амвросием в священный сан 133 . Была и еще просьба со стороны некрасовцев, которую инок Павел с такою же готовностью спешил удовлетворить. В „общественном прошении“ задунайские старообрядцы писали: „осмеливаемся просить вашу святыню снабдить нас нужными потребами, ибо мы, по скудости нашей, не имеем у себя нужных вещей, принадлежащих к церкви Божией, ни антиминсов, ни сосудов, ни Служебников, ниже Потребников, ни прочих нужных потреб, – кроме только имеем одно желание“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Чайковский интересовался староверами уже давно. Со времени своего приезда в Константинополь он установил отношения со староверческими поселениями в Турции, где жили так называемые некрасовцы, по происхождению донские казаки. Все они – староверы-поповцы, чьи предки бежали из России под предводительством некоего атамана Игнатия Некрасова, во времена Петра I поднявшего мятеж против властей вместе с небезызвестным Булавиным. Некрасовцы жили по берегам Черного моря, особенно в дельте Дуная, в северной части Добруджи вокруг города Тульча. Их главой в 1830-х гг. и вплоть даже до 1860-х гг. был некто Осип Гончар, казак-некрасовец необыкновенной интеллигентности, энергии и честности, по крайней мере, в том, что касалось интересов его общины. Он был глубоко предан делу некрасовцев в частности и староверов в целом, поддерживал активные и тесные связи с русскими старообрядческими центрами. В 1846 г., когда представители Рогожской общины Москвы отправились на Ближний Восток в поисках греческого епископа, который согласился бы присоединиться к староверам и положить начало их иерархии, им помогли именно Чайковский и Гончар, особенно Чайковский: он нашел митрополита Амвросия, который возобновил старообрядческую иерархию. С этого времени Гончар и Чайковский становятся близкими друзьями. Гончар помог полякам наладить связи и послать агентов к казакам, Чайковский защищал староверов в Турции, в 1854–1856 гг. создал казацко-некрасовские формирования для турецкой армии и даже надеялся стать гетманом, главой всех казаков России 1842 . Когда началось польское восстание, он посылал своих представителей к казакам 1843 , но большинство их них было арестовано полицией или схвачено и выдано русским властям самими казаками. Во время оккупации Добруджи в 1854 г., когда в начале Крымской войны Россия двинула свои войска в Дунайские княжества, генерал А.К. Ушаков, возглавлявший местный оккупационный гарнизон, совершил большую ошибку, которая привела к полному разрыву некрасовцев с русской короной. Поверив наветам клеветника, он арестовал староверческих архиереев: архиепископа славского Аркадия (Дорофеева) и епископа тульчинского Алимпия, которые проживали в Тульче 1844 . Архиереи были вывезены в Россию, заключены в тюрьму суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и никогда больше не увидели свободы 1845 . Некрасовцы не простили ареста своих духовных вождей, и в поисках защиты и помощи Гончар сблизился с Чайковским, по чьему наущению даже пытался заручиться поддержкой Наполеона III. Гончар поехал в Париж, где был торжественно принят императором Франции, из Парижа отправился в Лондон, чтобы встретиться с Герценом, о котором знал по " Колоколу», газете " Общее вече» и рассказам Чайковского и Кельсиева 1846 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Утверждение 4 августа 1847 г. Тимофеева, теперь епископа Кирилла, австрийскими императорскими властями 1614 окончательно закрепило иерархию, так как коренной уроженец Буковины епископ Кирилл не мог уже быть выслан, как грозило это Амвросию, хотя Амвросий и был официально принят в австрийское подданство 20 июня (2 июля) 1847 г. 1615 Через полгода с небольшим Амвросий рукоположил в епископы еще одного монаха, инока Аркадия (Дорофеева) из Славского скита в Добрудже. Аркадий, названный епископом Славским по своему местопребыванию, стал окормлять всех раскольников Балкан, включая некрасовцев 1616 . Этим фактически и закончилась святительская деятельность Амвросия, так как гроза гнева Николая I уже приближалась. Роль Павла в создании белокриницкой иерархии была, конечно, основной, но вряд ли он смог бы добиться успеха без поддержки врагов России, стремившихся к ее ослаблению и расчленению. В Турции полезнейшим союзником оказался М. Чайковский, который, стремясь приобрести для Польши новых союзников в лице казаков и старообрядцев, целиком поддержал план Павла, помог ему найти подходящего епископа и спокойно выбраться из Турции. Планы Меттерниха кажутся менее ясными, но не будем забывать, что ослабление России как великой державы неизменно входило в стратегию Австрии. В 1840–1850 гг. Австрия поддержала раскольников против Николая I, с 1860-х гг. она с того же галицийско-буковинского плацдарма поддерживает и украинские движения. Проводники политики менялись, цель оставалась той же. Недаром, когда черновицко-молдавский православный митрополит во второй воловине 1840-х гг. вновь стал действовать против старообрядцев, то Вена открыто осудила его и даже уменьшила его денежное содержание с 12 000 до 10 000 золотых 1617 . Павел, которого после успешного создания старообрядческой иерархии стали называть Павлом Белокриницким, после поставления Кирилла в епископы писал в Россию: осталось лишь благодарить и " молиться о самодержавнейшем великом государе Царе нашем Фердинанде» 1618 . И был он, к несчастью для русской монархии, прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Однако Амвросий не рукоположил Шапошникова во епископа по той причине, что до поступления в монашество, он был женат на вдове, а вместо него посвятил Дорофеева, предназначавшегося для поставления во священника. Аркадий получил звание „епископа славского и всех прочих задунайских слобод“. Таким образом, с рукоположением Аркадия, существование белокриницкой иерархии было обеспечено. Однако Амвросию недолго пришлось пожить в Белой Кринице. До русского правительства дошли слухи об учреждении белокриницкой раскольничьей иерархии. Эти слухи были подтверждены Геронтием, попавшим в руки власти, когда он возвращался в Буковину с большими пожертвованиями от русских старообрядцев. Тогда наше правительство потребовало у Австрии объяснений об учреждении в ее пределах архиерейской кафедры для русских старообрядцев. Вследствие этого Амвросий вызван был в Вену, где начались исследования о причинах его перехода в раскол, о действиях и намерениях учредителей раскольнической иерархии и пр. Наконец, по настоянию князя Меттерниха, определено было удалить Амвросия из Белой Криницы. Вскоре последовало и окончательное решение его судьбы: он был отправлен на постоянное безвыездное жительство в г. Цилль (Штирия). Белокриницкий монастырь велено было запечатать, что и приведено в исполнение в марте 1848 года. в) Белокриницкая лже-иерархия при Кирилле до издания Окружного Послания Еще прежде определения судьбы Амвросия, Алимпий от лица всех буковинских старообрядцев стал хлопотать о возвращении его в Белую Криницу и об открытии Белокриницкого монастыря. Государственный переворот 1848 года, совершившийся в Австрийской империи, помог старообрядцам; хотя Амвросий и был удален, тем не менее новым правительством было признано законное существование раскольничьей митрополии в Буковине. Пользуясь такой льготой, старообрядцы открыли запечатанный монастырь и восстановили в нем все прежние порядки. Монастырь снова наполнился беглыми русскими раскольниками и, открыл сношения с Россией; по прежнему в нем стали отправляться все церковные службы и производились посвящения духовных лиц для старообрядцев во все места.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

В этот день я разделил трапезу, предложенную мне гостеприимным моим хозяином, добрым и почтенным отцом архимандритом Николаем. После обеда я взял своего келейника, отца Аркадия, и отправился с ним к пристани, чтобы на пароходе проехаться по Волге, поглядеть на Ярославль с этой стороны и взглянуть на берега. Толгский монастырь, видимый с парохода, кажется приближеннее по воде, чем сухим путем. Вечером преосвященный слушал всенощную у себя в келиях, а на следующий день, в воскресенье, совершал литургию в своей большой крестовой церкви. Обедал я у него и вечером простился, потому что наутро, 4 числа расположился ехать в Вологду, мой родной город, где я не был с 1848 года. 56 Леонтий, третий епископ Ростовский, но первый из русских (ибо его предшественники, святители Феодор и Иларион, оба были греки), и потому называемый первопрестольником; посвящен из иноков Киево-Печерских (1054–1077), просветитель земли Ростовской и Суздальской, убит язычниками и причтен клику святых в 1230 году. 57 Исаия, постриженник Киево-Печерский, хиротонисан из игуменов обители святого Димитрия в Киеве. Преемник святителя Леонтия; преставился 15 мая 1089 года. 58 Игнатий, хиротонисан из архимандритов Авраамиева Богоявленского монастыря 19 сентября 1262 года; преставился 28 мая 1288 года. 59 Феодор, родной племянник Преподобного Сергия, первый архимандрит Московского Симонова монастыря; хиротонисан в Цареграде Патриархом Нилом в архиепископа Ростовского в 1389 году; преставился в 1395 году. 60 Собор первоначально дубовый, построенный первым Ростовским епископом Феодором в 991 году; он в 1160 году сгорел; но на том же месте при великом князе Андрее Боголюбском был заложен новый каменный храм, который, не будучи еще довершен, разрушился и вновь построен (ныне существующий) собор в 1213 году великим князем Константином Всеволодовичем. См. соч. графа М. В. Толстого : «Древние святыни Ростова Великого», стр. 26, изд. 1860 года. 63 Желающие иметь более подробные сведения о достопримечательностях ростовских, найдут подробное описание оных в сочинении графа М. В. Толстого , которым и я руководствовался, опасаясь сделать ошибку в годах. Прежде мощи св. Леонтия были на вскрытии и почивали в золотой раке, которую в 1609 году поляки похитили; рака, ныне существующая, устроена в 1800 году; она серебряная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010