195 Там же. Чрез два года после этого, в 1847 году, митрополит Вениамин скончался в Слатинском монастыре (Ин. Пареения Странствие и путешествие, т. II, стр. 32). 198 Еще два раскольнические селения этого имени находятся на южном берегу Черного моря, одно при озере Деркове, другое близ Бафры. 199 Домашний и общественный быт майносских Некрасовцев очень верно и живо описан в интересной статье г. Иванова-Желудкова (Кельсиева): Русское село в Малой Азии (Русский Вест., т. стр. 413–451). 200 В одном письме Аркадия Славского находим объяснение этого имени: „турецким названием Сары-кей, а по нашему Желтое село“. 201 Дорофеевым назывался он по имени своего евангельского отца, ибо в иночество пострижен был иноком Дорофеем. 202 Эти и следующие подробности о пребывании инока Павла у Некрасовцев мы заимствуем из сочинения Гончарова: Первое начатие происшествия нашего духовного дела об устроении епископа (рукопись). 204 Об отношениях Гончарова к польской эмиграции в Константинополе говорится подробно в другой вашей книге: Раскол, как орудие враждебных России партий. Любопытные известия об них и о самом Гончарове сообщаются также в статье Кельсиева: Польские агенты в Царь-Граде (Русск. Вест. т. LXXXI). Меткую характеристику Гончарова написал и Герцен в своей статье о Кельсиеве, напечатанной в Сборнике его посмертных сочинений (стр. 160–162). См. Брат. Сл. 1889 г. и. II, стр. 696–701. 207 Записки о. Онуфрия. О том, что благодаря рекомендации Гончарова нашел в Царь-Граде сильное покровительство среди властей польского происхождения, и сам Павел, чрезвычайно осторожный на этот счет, упоминает в одном из своих писем, о котором будет сказано ниже. 208 Письмо Павла в Геронтию из Дарданелл, из карантина. См. Перепис. руск. деят. вып. 1-Й, стр. 61. 209 Об этих рекомендациях инок Онуфрий пишет в своих записках: „в Цареграде они (Павел и Алимпий) были снабжены письмами к другим агентам, подобным цареградским, и наших послов передавали один другому из Дамаска в Иерусалим, из Иерусалима в Каир, Александрию и обратно в Царь град“. О рекомендательных письмах от цареградских „благодетельных панов“ упоминает и сам Павел в письмах к Геронтию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Об этом-то юноше, рассказывают старообрядцы, предрекал умирающий Лаврентий, говоря, что принесет в устроенную им обитель великое богатство некий юноша, живший в монастыре, но суеты ради мира сего отшедший инуду. Морозов, покинув монастырь, женился и занялся торговыми делами. Счастье везло ему, и он вскоре составил хорошее состояние. Переселившись в Елисаветград, он сделался там самым значительным купцом и нажил миллионный капитал. Жил он в этом городе до тридцатых годов нынешнего столетия. Было ему почти сто лет, жизнь стала в тягость. Свет опостылел, смерть не приходила. Много и слезно просил он Бога о кончине, но тщетно. И пришло богатому купцу в помышление, что до тех пор не вкусит от смерти, пока не исполнит данного Богу и нарушенного во дни юности обета. И вот, оставив мир и почет, которым пользовался, направил он путь к монастырю Лаврентьеву. Его сопровождал верный его приказчик, Данила Астафьев, не захотевший разлучиться с хозяином, решившийся служить ему и в монастыре. Поставили они себе в Лаврентьевой обители келью, поселились в ней и оба приняли иночество. Морозов наименован был Иоасафом, Астафьев — Дорофеем. Это было в 1832 году, в то время, как началось дело искания архиерейства. Пробыв во иночестве лет шесть, Иоасаф Морозов умер и был погребен подле большой часовни, близ гроба прежнего своего наставника, старца Лаврентия, основателя обители. До ста тысяч рублей употреблено было им в шесть лет на устройство монастыря, в который пришел он искать смерти. Остальное богатство досталось родственникам. Хорошо устроенная келья Морозова была лучше игуменской и полна всякого рода движимостью. По смерти хозяина досталась она пришедшему с ним в монастырь иноку Дорофею. В последние годы Симеонова игуменства большое значение в Лаврентьевом монастыре получил старец Аркадий, пришедший из Кременчуга с восемью другими старообрядцами этого города. Он поселился здесь в 1825 году, незадолго до смерти покровителя старообрядцев гомельских, графа Николая Петровича Румянцева. Когда в 1826 году приехал в обитель могилевский архиепископ, по совету этого самого Аркадия, с первых дней пребывания в монастыре возвысившегося над прочею братией умом и ловкостью в обхождении, нежданному гостю сделан был почетный прием.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Восстание привело к печальным результатам. Турки подговорили боснийских купцов написать Патриарху донос на Амвросия, будто бы он «мешается в нехорошие дела» и «сочинил клевету на пашу». Патриарх, во всем зависевший от произвола турецкого султана, понимал, чем вызваны обвинения против митрополита, но не посмел выступить против османских властей, требовавших смещения популярного в народе архиерея. Патриарх отозвал митрополита в Константинополь , где святитель проживал как архиерей без кафедры. В то же время староверы активно искали благочестивого епископа, для которого была учреждена кафедра в Австрийской империи, при монастыре в селе Белая Криница (ныне на Украине). Поисками занимались иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов) . Путешествуя по Востоку, в Константинополе они познакомились с Амвросием и не раз беседовали с ним о религиозных вопросах, в том числе о староверии и его нуждах. Павел и Алимпий изложили митрополиту историю старообрядчества. Этот рассказ тронул святителя. Он проникся любовью к русским староверам, терпевшим от русских же властей мучения, сравнимые только с мучениями греков и сербов под турецким игом. Кроме того, инокам удалось убедить митрополита в том, что старообрядчество во всем следует канонам и обычаям византийского православия. Приняв решение о присоединении к старообрядческой церкви, митрополит вместе с иноками в конце мая 1846 года отправился в Австрию . В Вене Амвросий подал императору Фердинанду V Габсбургу прошение, в котором заявил, что «с твердостью решился принять избрание старообрядческого общества в верховного пастыря, видя пред собою самое явное Божественное провидение, которое меня предназначило, дабы оное общество руководить к вечному блаженства пути. Для того с искреннейшим желанием, любовью и ревностью всю свою силу и жизнь за благосостояние такового общества готов пожертвовать». Из Вены святитель отправился в Белую Криницу . Здесь 28 октября 1846 года произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. На следующий год он рукоположил первых староверческих епископов – Кирилла (Тимофеева) и Аркадия (Дорофеева) .

http://drevo-info.ru/articles/1226.html

Майнос. Взятие российскими войсками в ходе русско-тур. войны 1828-1829 гг. Эносской крепости привело к окончательному перемещению Н. на оз. Майнос, озеро было отдано им тур. властями в вечное пользование. Основу благосостояния Н. составляла рыбная ловля, к-рой занимались мужчины полгода - от «осеннего Димитрия» до «весеннего Георгия». После возвращения домой и уплаты налогов Н. сдавали заработок в войсковую казну, из нее каждый получал 2/3 заработанных денег; 1/3 шла в кош и делилась на 3 части: на войско и вооружение, на школу и церковь, нуждающимся. Хлебопашество и скотоводство занимали меньшее место в хозяйстве Н. Обучение по крюкам. Фотография. 2-я пол. XX в. Обучение по крюкам. Фотография. 2-я пол. XX в. В лит-ре отмечается, что возвращение Н. в пределы Российской империи, несмотря на запрет Некрасова, началось в 10-х гг. XIX в., усилилось после завершения русско-тур. войны 1828-1829 гг. Поселения Н. появились в Бессарабии - в окрестностях Измаила и в др. местах. По мнению Д. В. Сеня, под именем Н. возвращались липоване, по происхождению не имевшие отношения к Дону, давно жившие рядом с казаками, но не разделявшие «Заветов Игната». В 1829 г. с частью старообрядцев переселился в окрестности Измаила последний атаман Н. на Дунае - И. С. Гончаров , считавшийся потомственным Н., хотя родители его происходили из г. Литина Подольской губ. У Гончарова возникли разногласия с Н., и в 1837 г. он вместе с семьей вернулся в Сарыкёй. В 40-х гг. XIX в. старообрядцы активизировали поиски архиерея. Из Белой Криницы в Турцию прибыли иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), остановившиеся в Сарыкёе в доме Гончарова, к-рый вместе с М. В. Чайковским помог им наладить контакт с жившим в Стамбуле митр. Босно-Сараевским Амвросием (Паппа-Георгополи) . Чайковский и Гончаров организовали тайный переезд митр. Амвросия в Австрию и устройство его в Буковине. В окт. 1846 - авг. 1847 г. митрополит рукоположил 5 священников и 3 диаконов, хиротонисал во епископа Майносского Кирила (Тимофеева) , во епископа Славского - Аркадия (Дорофеева) .

http://pravenc.ru/text/2564848.html

(Тимофеев Киприан; ок. 1787, Буковина - 2.12.1873, белокриницкий Покровский мон-рь), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь ). Род. в старообрядческой семье. В сер. 40-х гг. XIX в. служил уставщиком (дьяком) в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкой обл., Украина), к этому времени был вдовцом. 10 нояб. 1846 г. на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком мон-ре Тимофеев был избран кандидатом во епископы и одновременно наместником Белокриницкого митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , присоединившегося к старообрядчеству в кон. окт. того же года. Поскольку 2 др. кандидата - игумен мон-ря Геронтий (Колпаков) и казначей священноинок Нифонт - были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, 3-м кандидатом решено было выдвинуть местного уроженца. 16 нояб. 1846 г. Тимофеев был пострижен в иноки, 30 нояб. по жребию избран наместником Белокриницкого митрополита. 25 дек. 1846 г. состоялось его поставление во диакона, 1 янв. 1847 г.- во иерея. 6 янв. митр. Амвросием К. был хиротонисан во епископа с. Майнос (Турция). 4 авг. 1847 г. К. был утвержден в качестве наместника австр. правительством и после удаления митр. Амвросия в ссылку в г. Цилли (ныне Целе, Словения) принял на себя управление Белокриницкой кафедрой. 24 авг. 1847 г. митр. Амвросий и К. рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сент. 1850 г. Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 авг. 1848 г. К. рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого мон-ря Онуфрия (Парусова) . 3 янв. 1849 г. учредил Симбирскую кафедру и рукоположил 1-го епископа для старообрядцев России - Софрония (Жирова) , дав ему поручение управлять всеми делами в России до учреждения Московского архиеп-ства. 4 янв. епископы Онуфрий и Софроний возвели К. в сан митрополита. 3 февр. 1853 г. при участии К. и инока Павла (Великодворского) учреждена Владимирская архиепископия, в тот же день для России К. и еп. Онуфрий рукоположили архиеп. Антония (Шутова) .

http://pravenc.ru/text/1840251.html

Дорофеевне, хулящей нас и ненавидящей, объявите, что мы и ей желаем спасения, по любви к ней во Христе Иисусе Спасителе нашем. Ея нелюбовь к нам и ко св. церкви не победит нашей любви к ней и материнского попечения св. церкви о ней. «Уповаем на безпредельную благость Божию, что, если не ее, то подруг ее, по неведению только, а не по злобе упорной, заблуждающих, и истинно желающих подучить вечное спасение, а не лицемерно только иноческое звание носящих, обратит ко св. церкви, приведет в ограду овец Христовых» 137 . Относительно одной из названных здесь раскольниц эти благие надежды преосвященного Аркадия не замедлили исполниться: Прасковья Аникеева изъявила готовность присоединиться к церкви и поступить в один из православных монастырей. Получив известие об этом, преосвященный послал ей чрез Лексинокого священника особое послание, а ему самому писал: «Благословляю вас присоединить ко св. православной церкви матери нашей рабу Божию Параскеву Аникееву. «Приедет к вам Александр Христофорович 138 и доставит ей средства мирно переправиться в Каргопольскую обитель. «Если Параскева Аникеева пожелает до приезда Александра Христофоровича присоединиться ко св. церкви, св. Христовых тайн приобщиться и у вас в доме пожить, удовлетворите ей таковое желание: я вам за содержание ее заплачу. «Не будет ли и последовательнице сей, предваряющей прочих в чертоге жениха небесного невесте? И к ним окажите пастырское свое расположение и усердие. «С наступающею весною земною да явятся цвети и на ниве вертограда Христова! Песнь Nech. II, 12 . «Записку мою к Параскеве Аникеевне передайте скромнее и осторожнее, чтобы не подвергнуть ее преждевременному преследованию от врагов Христовой церкви» 139 . В том же 1858 году умер внезапно даниловский уставщик Никита Поспелов, и преосвященный Аркадий по сему случаю писал к священнику Ребольскому: «Смерть Никиты Поспелова – новый глас Божий отщепенцам, но глас уже не милосердия и долготерпения, а суда... «Какой глас любви и милосердия был слышан в преобразование раскольнической часовни в церковь Божью!!! Но паче прочих разумевшей читать святые книги не внял ему, отверг его дававший обет обратиться ко св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В 1995 г. для Гагаузии из 3 районных благочиний (Вулканештского, Комратского и Чадыр-Лунгского) было образовано Гагаузское благочиние с центром в Комрате. В 2006 г. впервые на гагаузском языке был опубликован полный текст НЗ. В марте 2011 г. в Кишинёве была издана Библия для детей в переводе на гагаузский язык, подготовленная Ин-том перевода Библии. Церковно-просветительской работой среди гагаузов в наст. время занимается отдел образования, катехизации и миссионерской деятельности при Кагульском ЕУ. В. Г. Пидгайко Старообрядчество в пределах К. и К. е. Первое поселение старообрядцев в Кагуле известно в 1723 г. Более точные сведения относятся к 20-м гг. XIX в., когда была отмечена группа старообрядцев- некрасовцев , вышедших из-за Дуная и поселившихся в с. Липованка, впосл. вошедшем в границы Кахула. В XIX - нач. XX в. группы старообрядцев-некрасовцев и липован жили в поселениях в окрестностях Кагула: в Жебриянах, Рени, Ст. и Нов. Некрасовке и др. В 40-50-х гг. XIX в. численность старообрядцев в Кагуле составляла 200-300 чел., в 1897 г.- 806, в нач. XX в.- 1000-1220 чел., это была самая многочисленная старообрядческая община в Измаильском у. В 1816 г. было начато строительство старообрядческой церкви в Измаиле, в 1812-1829 гг. близ Измаила действовал старообрядческий Никольский муж. мон-рь. Впосл. были основаны старообрядческие обители: в 1863 г.- Михаило-Архангельский Кугурлуйский мужской в с. Нов. Некрасовка (ныне Одесской обл.), не позднее 1904 г.- Петропавловский вилковский мужской (ныне Одесской обл.), в 1909 г.- Муравлёвский женский Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Муравлёвка (ныне Одесской обл.) мон-ри. После учреждения в 1846 г. Белокриницкой иерархии старообрядцы Юж. Бессарабии находились под упр. Славского еп. Аркадия (Дорофеева) , с 1850 г., после создания старообрядческой Тулчанской (Тульчинской) епархии (с центром в совр. г. Тулча, Румыния),- в юрисдикции Тулчанского епископа. В 1854 г. для старообрядцев в Румынии была создана Васлуйская епархия, к-рую возглавил Аркадий, в 1857 г. он был переведен на Измаильскую кафедру, в 1860 г. по решению румын. властей возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Архив Пн Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил рабочее совещание по вопросам развития подворий Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты 29 января 2024 г. 12:17 29 января 2024 года в административном и духовно-культурном центре Казахстанского митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) в городе Алма-Ата  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр провел рабочее совещание. Участниками совещания стали: настоятельница Иверско-Серафимовской обители игумения Любовь (Якушкина); секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; благочинная монастыря монахиня Амвросия (Дорофеева); ответственные за строительство монастырских объектов специалисты. Встреча была посвящена вопросам развития подворий Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы Казахстана — в поселке Карабулак (Ключи) и в поселке Космос Алма-Атинской области. В Карабулаке, при храме Святых Царственных страстотерпцев, в настоящее время идет строительство паломнического центра, который сможет принять более 100 человек, желающих посетить святыни Алма-Аты и Алма-Атинской области. В Ключах при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» планируется создание благоустроенных купелей для погружения в воду старинного целебного источника и дома для приема паломников. Митрополит Александр заслушал доклады матушки игумении и специалистов о выполненных работах. Участники совещания обсудили вопросы модернизации имеющейся инфраструктуры и улучшения подъездных путей. Собеседники обсудили концепцию и особенности ландшафтного дизайна. Еще одной темой встречи стало благоукрашение интерьеров часовни на территории Иверско-Серафимовского монастыря над местом погребения апостола Центральной Азии, первого архипастыря Туркестанской епархии архиепископа Софонии (Сокольского). В завершении совещания глава Митрополичьего округа дал положительную оценку проделанной работе и пожелал всем, кто принимает участие в созидании паломнических центров обители, помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

5 отрицательных итогов Великого поста Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях 6 апреля, 2017 Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях Отстранение от ближних под видом духовной работы и другие антиитоги поста – в размышлениях священника Евгения Дорофеева. Священник Евгений Дорофеев Изменение самого себя, внутреннее преображение, жизнь по Евангелию – все это и есть подлинное христианское делание. Стяжание Духа Святого, как указал нам преподобный Серафим Саровский, есть главная цель жизни христианина. Под стяжанием Духа Святого понимается единение человека и Бога, значит, нам необходимо уподобиться Богочеловеку Христу, который и имел в себе подлинное единение Божественного и человеческого. Для достижения этих высот Церковь предлагает многочисленные средства, отработанные веками. Однако при неправильном понимании их сути они из средств превращаются в цели. Неумение и нежелание разграничить цели и средства и есть одна из причин отсутствия всякого внутреннего преобразования. Начинать нужно не с отказа от шашлыка Человек уверен, что неупотребление в пищу мяса и молока – и есть собственно пост. Эта история про то, как второстепенное стало главным и средство заменило цель. Мы ведь не вегетарианцы, мы христиане. Нам необходимо помнить, что пост – это прежде всего духовное делание: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Мы не считаем, что мясо как-то духовно неполноценно по сравнению с тем же укропом и, вкушая его, можно умалить нашу праведность. Отнюдь! Такие взгляды присутствуют в христианстве, но они имеют не христианское происхождение (манихейское, гностическое или восточное). «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Иоанн Златоуст замену мяса рыбой объяснял не чем иным, как дешевизной рыбы, а не каким-либо более высоким духовным состоянием рыбной плоти.

http://pravmir.ru/5-otritsatelnyih-itogo...

705. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года. 706.  …доселе дойдешь и не перейдешь… (Иов. 38. 11). 707. Слово 28, гл. 17. 708. Там же, гл. 19. 709. Слово 4, гл. 93. 710. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 711. Слово 28, гл. 51. 712.  …но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72. 16–17). 713. Гл. 14. 714. Лк. 17. 21. 715. Святой Исаак Сирский. Слово 8. 716. Святой Исаак Сирский. Сл. 2. 717.  тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 718.  встань и ходи (Деян. 3. 6). 719. Мф. 25. 3. 720.  Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33. 9.) 721. Ответ 115. 722.  …ожидающих движения воды (Ин. 5. 3). 723.  Я знаю, которых избрал (Ин. 13. 18). 724.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15. 16). 725. То есть по действию Божественной благодати. 726. Цветник. Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 727. Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 728. Ср.: …роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26. 19). 729. Наставление 32. 730. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 731. Наставление 29. 732. Наставление 4. 733. Наставление 11. 734. Наставление 11. 735. Наставление 6. 736.  ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7. 8). Слово 28, гл. 56. 737. 1 Сол. 5. 17. 738.  Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50. 17). 739.  …приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13. 15). Добротолюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010