наказывали всех православных християн, чтобы накриве креста не целовали“, а здесь 37 гл. читается тоже почти целиком. Из 40-ой гл. в Каргоп. читается: „и бород не брили“, в Вяземско-Хлепенском: „и бород не брили и усов не подстригали“, во Владим. совсем нет такого постановления, тогда как в Смоленск. приведено апостольское правило по этому предмету. Но и текст 34 гл. Стоглава, имеющий только в Смоленск. наказн. списке, показывает, что он в Стоглаве идёт из наказа, так как в нём читается: „и того ради вам священником подобает... и к вам на покаяние приходили“. Далее, переходы в наказном Смоленском списке более естественны, чем в Стоглаве. Например, чин многолетия царскому семейству здесь оканчивается словами: „ и о и о и о спсении всего православнаго Хртинства ко да человколюбе гь бъ вид(въ) всхъ на чисто избавить на належащи всегда праведны своихъ и т. д., тогда как в самом Стоглаве слова: „и о тишине и о здравии и о спасении всего православнаго хрестьянства“ составляют конец многолетия VI-oй главы, после чего идёт такая фраза: „такоже б по вся дни пели часы и обедни служили како где вместно и мочно и звонили бы в подобное время по церковному уставу“, а слова „яко да человеколюбец Господь Бог“ и т. д. приставлены к началу 34-ой главы: „Священным протопопом по соборным церквам и старостам священником и десяцким по всем церквам дозирати по часту, чтобы у них было по чину и по уставу, великого нашего православия везде чинно по церковному чину, яко да человеколюбец Господь Бог видя всех нас обращение и чистое покаяние избавит нас належащих всегда праведных своих прещений и отвратит всякого своего гнева“ и т. д. 34-ая глава Стоглава в Смоленском наказном списке соединена самым тесным образом с 37-ой. 34-ая Стоглава кончается словами: „а развее бы жен своих не знали иных и наложниц не держали и чад своих наказывали и учили страху Божию“, а 37-я начинается: „Такожде бы есте своих детей поучали и наказывали и страху Божию, чтобы промеж себя и в соседстве жили любовно не крали и не разбивали“... В Смоленском наказн. списке чтение такое:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1984 году архиепископ Смоленский и Вяземский Феодосий (Процюк) пригласил меня в штат своих иподиаконов. Начиная с 1985 года, моя жизнь проходила под святым омофором Вашего Святейшества. Вы напутствовали меня перед службой в армии, по возвращении постригли в монашество, рукоположили в сан диакона и пресвитера. Вами, Ваше Святейшество, мне были поручены ответственные послушания настоятеля храма и благочинного. По Вашему представлению я был назначен настоятелем Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Затем в течение двух лет проходил послушание в Бразилии в храме святой мученицы Зинаиды в городе Рио-де-Жанейро. Мое новое служение будет проходить на моей родной Смоленской земле, в новообразованной Вяземско-Гагаринской епархии, в том месте, где Вы, Ваше Святейшество, в течение двадцати пяти лет возрождали Православную веру, учили смолян заповедям Божиим, открывали новые храмы, а старые, обветшавшие приводили в порядок. На древней Смоленской земле Вы рукоположили для нивы Христовой новую плеяду пастырей, которые, взирая на Ваш апостольский подвиг и трудолюбие, стали добрыми наставниками для множества вновь пришедших в храм людей. Позвольте, Святейший Владыка, выразить Вам сыновнюю благодарность за Ваше поистине родительское духовное окормление, терпение и любовь к моему недостоинству. Благодарю также за добрый пример ревностного архипастырского служения Преосвященного епископа Исидора, который продолжает святое дело нашего учителя, Святейшего Патриарха Кирилла. В этот судьбоносный для меня день, Ваше Святейшество, всечестные Архипастыри, прошу Вас вознести ко Господу горячую молитву, чтобы предстоящее мне новое служение было богоугодным и спасительным для множества людей, которых вручает мне Господь, дабы никто из них не погиб, но был спасен Господом Иисусом Христом, пришедшим в мир сей «нас ради человек и нашего ради спасения». Патриархия.ru Фотоальбоми Наречення Пармена в Чистопольського, (Зятькова) в В " яземського, (Дуная) в за темою Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4081454...

Состоялся первый архиерейский совет Смоленской митрополии 27 мая 2015 г. 13:28 В рабочем кабинете управляющего Смоленской митрополией состоялся первый совет митрополии, в котором приняли участие митрополит Смоленский и Рославльский Исидор и епископ Вяземский и Гагаринский Сергий . На собрании присутствовали секретарь управления митрополии протоиерей Павел Петровский, а также ведущий протокола иеромонах Рафаил (Ивочкин). На встрече архиереев решились организационные вопросы, связанные с образованием Смоленской митрополии, в состав которой вошли Смоленско-Рославльская и Вяземско-Гагаринская епархии. По решению архиереев секретарем архиерейского совета был назначен протоиерей Павел Петровский, заместителем секретаря архиерейского совета — иеромонах Рафаил (Ивочкин). В связи с указами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской митрополии начинает действовать Положение о митрополиях Русской Православной Церкви . Митрополит Исидор обратил внимание собрания на пункт 2-й Положения, который необходимо рассмотреть на архиерейском совете и выработать решения. В данном пункте указано, что целью образования митрополий является координация богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти. Также глава митрополии отметил, что архиерейский совет, согласно Положению о митрополиях, координирует вопросы материального обеспечения деятельности духовных учебных заведений, расположенных в пределах митрополии, а также обеспечения проектов и мероприятий, касающихся всех епархий митрополии. Как подчеркнул архиерей, все подобные мероприятия и Смоленско-Рославльской епархии, и в Вяземско-Гагаринской, являются общими мероприятиями митрополии. «Милостью Божией мы с Вами вдвоем были участниками собрания архиереев епархий Приволжского федерального округа, на котором Святейший Патриарх Кирилл очень ясно говорил о том, как должны взаимодействовать архиереи в митрополиях. Мы с Вами слышали как и о положительных моментах взаимодействия, так и Святейший указывал на те слабые стороны, которые могут быть. Мы с Вами милостью Божией все это слышали — о том, как мы должны с Вами взаимодействовать. Это взаимодействие должно проходить в духе христианской любви, взаимопонимания в решении общих наших вопросах», — отметил митрополит Исидор, обращаясь к епископу Сергию. Смоленская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Богослужения в братских храмах после ареста протоиерея Аркадия до своего собственного заключения совершал второй священник Крестовоздвиженского храма протоиерей Юлиан Красицкий, который был и председателем общины Свято-Николаевского братства 334 . Епископ Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров), понимая, что в скором времени и он сам, и о. Юлиан будут посажены в тюрьму, и заботясь о том, чтобы братчики не остались без богослужений, а Игнатьевский храм не был бы закрыт, назначает в братский храм священником последнего ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Иакова Немоловского (впоследствии Епископа). Он и совершал для братчиков богослужения вплоть до освобождения протоиерея Юлиана Красицкого 335 . Освобождённого из житомирского допра протоиерея Аркадия, Епископ Аверкий наградил крестом с украшениями. О. Аркадий также начинает совершать богослужения в братской Игнатьевской церкви. Именно этот храм становится центром православной жизни города. Сюда, ещё до выхода из заключения о. Аркадия, на должность регента был приглашён иерей Иоанн Серов 336 . На храмовые богослужения и братский праздник святителя Николая, кроме протоиерея Юлиана Красицкого, приходят служить единомышленники о. Аркадия: настоятель Серафимовской церкви – иерей Александр Гаврилюк, настоятель храма Иисуса Сладчайшего (с. Крошня) – протоиерей Илья Николаев, священник кладбищенской Иаковлевской церкви – иерей Василий Малахов (будущий священноисповедник) 337 . Настоятель Крестовоздвиженской церкви, бывший делопроизводитель братства – протоиерей Александр Поникаров – отошёл от деятельности в братстве. Самой большой болью для протоиерея Аркадия, как и для всех православных, было появившееся в то время обновленчество, которое ничего общего не имело со Христовой Церковью. На борьбу с обновленчеством о. Аркадий направляет свой, данный ему от Бога, миссионерский талант. Начало обновленчеству в Житомире было положено ещё в 1922 году 338 . Тогда священник житомирского Иаковлевского кладбищенского храма протоиерей Константин Лебедев согласился сотрудничать с ГПУ для организации в Житомире обновленческой псевдоцеркви, или, как тогда её ещё называли, «живой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Так именно передавал все эти подробности сам архиепископ Аркадий. Вот что он, между прочим, говорил: «в марте 1854 года, когда начался переход Русских за Дунай, прискакал в Славский скит турецкий офицер с конвоем, с таким приказом, чтобы меня взять и увезти во внутрь Турции. Не имея к тому желания, я отговаривался нездоровым, действительно я был слаб, и иными обязанностями. Но это не имело успеха, и я, показывая вид, что собираюсь, скрылся в одной из отдаленных келий, а Турки, боясь быть захваченными Русскими, отправились без меня, захватив епископа Аркадия. Алимпий же на ту пору случился в Тульче.» Те же обстоятельства Алимпий передавал несколько иначе. Он говорил на допросе, что Аркадия понуждали ехать не Турки, а сами Некрасовцы, собравшиеся в путь, и что от них-то он скрылся. Вот слова Алимпия: «Когда начались военные действия, то взяли Тульчу, то журиловские жители возмутились ехать, то приехали в Славский монастырь ночью, и взяли своего епископа Аркадия, и хотели взять и архиепископа Аркадия, и с принуждением большим, то он от них скрылся, и уехал епископ Аркадий и с ним четыре монаха из монастыря, и из Журиловки уехал поп, который поставлен 1847 г., и с ними четыре семьи Журиловцев, а прочие не успели·выехать, остались. А я был тогда в Тульче для исправления церковных дел.» Очевидно, что показание самого Аркадия должно иметь здесь гораздо большую достоверность, нежели показание Алимпия, который знал обстоятельства дела только по слуху. Но в обоих показаниях важно то особенно, что Аркадий, несмотря на понуждение и полную возможность бежать от Русских, предпочел остаться на месте. Что же побудило его к втому? Родственное ли расположение к Русским и надежда встретить в них тоже не врагов, а людей близких, желание ли не разлучаться со своею паствой и разделить общую с ней участь, решимость ли вполне вручить судьбу свою воле Божией, или, наконец, все это вместе? Дальнейшее его поведение дает повод именно к этому последнему предположению, и, во всяком случае, поступок Аркадия, о котором говорим, обнаруживает в нем характер достойный уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Аркадия. Аркадий основал в 1153 году монастырь не в Ладоге, а вблизи Новгорода. Вот доказательства тому: 1) В летописном сказании об избрании игумена Аркадия в 1156 году на новгородскую епископскую кафедру есть такие черты, которые побуждают думать, что основанный Аркадием в 1153 году и сделавшийся его местопребыванием монастырь, с церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы, находился в самом близком расстоянии от Новгорода. Вот что говорит новгородский летописец под 6664 (1156) годом об избрании, по смерти св. Нифонта, игумена Аркадия во епископа Новгородского. «В лето 6664 (1156), говорит летописец, преставися Нифонт архиепископ новгородский, апреля 18, и положиша его в печерском монастыре. Того же лета собрася весь град людие, изволиша себе епископом поставити мужа Богом избранного Аркадия и шед весь град пояша из монастыря от святые Богородица, и князь Мстислав Юрьевич, и весь клирос святые София, и все попове городстии игумены и черньцы, и введоша и поручиша ему епископью в дворе святыя София, дóндеже приде митрополит в Русь, и тогда поиде ставитеся». (Полн. собр. летоп. т. IV стр. 9). Из этого описания видно, что к месту жилища игумена Аркадия, основанному им Богородицкому монастырю, устремляются и князь, и духовенство и народ и с торжеством приводят его в епископию. Явный знак, что основанный Аркадием монастырь должен был находиться в месте, к которому удобно было двинуться всему городу: он должен был находиться близь Новагорода, а не в отдаленной Ладоге, в которую всему Новагороду идти, для приведения в епископию Аркадия, едва ли было бы возможно. 2) Известно, что в трех верстах от Новагорода к югу находился мужской Аркадьевский, или по простонаречию Аркажский монастырь, с Успенской, сначала деревянной, а потом каменной церковью; в 1772 году этот монастырь упразднен в приписан к упраздненному же, близь него находящемуся, Благовещенскому монастырю. (Истор. Росс, ипарх. изд. 1811 г. ч. III стр. 277 и 278). Этот же именно Новгородский (а не Ладожский) монастырь, с церковной Успения Божией Матери, и был, по общему мнению, основан Аркадием в 1153 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Преподобный Ксенофонт был знатным сановником в Константинополе при дворе византийского императора. Обладая всеми мирскими благами, вел вместе со своей супругой Марией добродетельную жизнь. Супруги собирали в своем доме нищих и бездомных, выкупали пленных. Отличаясь смиренномудрием, они и сыновей своих Иоанна и Аркадия воспитали в страхе Божием и христианском благочестии. Когда Иоанн и Аркадий возмужали, родители отправили их завершать образование в финикийский город Бейрут, славившийся тогда своими школами. В отсутствие сыновей преподобный Ксенофонт разболелся и был присмерти. Святая Мария вызвала сыновей для прощания с отцом. Когда сыновья прибыли к умирающему родителю, преподобный Ксенофонт преподал им поучение, завещая оставаться верными Христовой вере. По молитве святого Аркадия и Иоанна отец их выздоровел. Он благословил сыновей вновь отправиться в Бейрут, обещая устроить их брак по окончании учения и возвращении домой. Во время плавания разразилась страшная буря, и корабельщики ночью на лодках тайно бежали, оставив тонущий корабль. Юноши горячо молились Богу о спасении и призывали к молитве своих слуг, которые сопровождали их. Корабль разбило штормом, но святые Аркадий с Иоанном и все, бывшие с ними, уцепившись за доски, спаслись. Они были отнесены волнами в разные стороны: слуги – в Тир (древняя столица Финикии), святой Иоанн – в Малмефетан (местность в Месопотамии), святой Аркадий – в Тетрапиргию (город в Месопотамии, близ реки Евфрата). Каждый считал другого погибшим и скорбел, не радуясь своему спасению. Оказавшись в пустыне, святой Иоанн долго шел, пока не увидел монастырь, в котором попросил убежище. Игумен осенил его крестным знамением и повелел остаться в обители. В скором времени юноша был пострижен и посвятил себя Богу. Но скорбь о святом Аркадии не оставляла его. Святой Аркадий же, выйдя на сушу в Тетрапиргии, упал ниц и горько плакал о брате своем. Увидевший его человек дал ему ветхую одежду и немного хлеба. Святой Аркадий подкрепился и пошел к находившейся невдалеке церкви. Там он помолился о брате и уснул. В сонном видении он увидел святого Иоанна, который сказал, что он жив. Проснувшись, святой Аркадий уверовал в истинность виденного и возрадовался. Думая о том, что ему делать дальше, он принял решение стать иноком. Бог привел его повстречать по дороге прозорливого старца, который привел святого Аркадия в Сукийскую лавру во имя преподобного Харитона, постриг его в монашество и прожил с ним год, наставляя святого Аркадия в иноческой жизни, после чего старец удалился в пустыню, оставив святого Аркадия в своей келлии, обещая свидеться с ним по истечении трех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имеющаяся у нас письма архиепископа Аркадия к Даниловскому священнику и полученный от И. Е. Троцкого письма преосвященного к некоторым поморским раскольницам, который мы печатаем, составляют только часть его переписки с разными лицами Даниловского и Лексинского приходов. Большая ее половина уже напечатана И. Е. Троицким в «Христ. Чтении», и мы намерены познакомить наших читателей по крайней мере с тем, что заслуживает особого внимания в этих напечатанных письмах к Даниловскому и Лексинскому иереям, чтобы они удобнее могли оценить и значение нами печатаемых, особенно же составить себе ясное представление о беспримерной заботливости и ревности архиепископа Аркадия – возвратить в церковь заблудившихся в расколе овец. Священником Лексинского прихода был в пятидесятых годах о. Тимофей Нименский, а священником Даниловского прихода, во все время управления преосвященного Аркадия Олонецкою епархией, был о. Иоанн Ребольский, из «не учившихся в семинарии» (о чем упоминает сам преосвященный Аркадий в одном письме к нему), но разумный и усердный служитель церкви, как свидетельствует самое доверие к нему преосвященного Аркадия, засвидетельствованное многочисленными к нему письмами, хотя в письмах этих есть и упреки обоим священникам за недеятельность, которой так не терпел сам архипастырь. Всех писем преосвященного Аркадия к о. Ребольскому, уже напечатанных, сто три (1852 – 1867 гг.). Эти письма, равно как и 20 писем к о. Тимофею Нименскому, весьма примечательны: все они, и в общей совокупности и каждое отдельно, проникнуты одною мыслью и одною заботою архипастыря – привлечь к церкви остальцев Выгорецкого и Лексинского общежитий чрез посредство, поставленных здесь двух православных священников. Он постоянно напоминает этим священникам о лежашем на них долге – заботиться о спасении заблуждших, старается поддержать в них ревность к этому святому делу, скорбит о неудачах, обличает за недостаток усердия, отечески радуется всякому малейшему успеху, заботится всякими способами помогать им в их деле, – шлет книги, сообщает разные известия, дает наставления, иногда очень подробные, что говорить и как действовать, постоянно спрашивает об оставшихся у поморцев, на Выге и на Лексе, «большаке» и «большухе» и о других влиятельных раскольниках и раскольницах, которых знал по имени и с которыми лично был знаком, – советует, как обращаться с ними, дает разный к ним поручения, пишет целые речи для передачи им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

14 июня следствие было закончено и составлено заключительное «постановление», которое гласило: «В начале 1928 года первоначально по Украине, а затем и по всему СССР стал распространяться резкий антисоветский документ, подписанный Епископом Аркадием. Документ распространялся только среди антисоветских активных церковников под большой тайной. Документ указывал на то, что Церковь подвергается гонениям за веру со стороны соввласти, что соввласть является «гонителем и врагом» Церкви, что Церковь , не ведущая антисоветской деятельности и примиряющаяся с соввластью «превращается в один из отделов СОЧИ» (секретно особая часть при ОГПУ, как разъясняет послание). Послание предлагает взять пример с мучеников, которые «умирали за свободу Церкви, за её священные предания и даже за книги и сосуды». Призывает отказаться Церкви от выказывания всяких внешних знаков подчинения соввласти, а народу предлагает поддерживать стойкость и мужество попов заботой об их семьях и, в случае надобности, подталкивать попов на активность. На основании изложенного был произведён арест Епископа Аркадия Остальского . Последний на допросе признал, что этот документ составлен действительно им, и что он, безусловно, носит антисоветский характер. Назвать сообщников Аркадий отказался, «не желая подвергать их преследованиям». Он же показал, что свои взгляды развивал в интеллигентском кружке религиозников Костомаровых. На основании изложенного полагаю: антисоветскую деятельность Остальского считать доказанной». И подписи – уполномоченного шестого отделения СО ОГПУ Казанского и начальника шестого отделения СО ОГПУ Тучкова 531 . Дело рассматривалось во внесудебном порядке, согласно с постановлением Президиума ЦИК СССР от 9 июля 1928 года, и 23 июля Коллегия ОГПУ постановила: «Остальского Аркадия Иосифовича заключить в концлагерь сроком на пять лет. Дело сдать в архив» 532 . Духовные чада владыки, прихожане Пименовского храма, узнав, что владыка Аркадий будет отправлен в концлагерь, желая, может быть в последний раз увидеть Епископа и получить от него благословение, пришли на вокзал. Надежда Александровна Гринвальд написала стихотворение, в котором описала отъезд владыки Аркадия: ночь, одиноко стоящие женщины, отправка арестованного, решётки вагона, появление Епископа Аркадия, последнее его троекратное благословение 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы (Смоленская область) от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется: в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости, его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец († 1053; память 28 января/10 февраля и 11/24 июня), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того, как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховье реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей в 1072 г.; общая память 2/15 мая). Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077 г.) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 гг. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июня (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спуд в каменном гробу, служившим раньше местом упокоения преподобного Ефрема. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Герман Аляскинский, равноапостол Алеутский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010