В новосозданной обители преподобный Аркадий принял иноческий постриг. Днем он трудился вместе со всеми иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклонных молитвах и слезах. К подвигу крайнего воздержания, бдения и молчания он прибавил новый для себя подвиг совершенного отсечения своей воли и полного послушания духовному отцу. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и приходил на Богослужения первым, во всем следуя своему наставнику преподобному Ефрему, келейником которого он был. После кончины преподобного Ефрема (28 января 1053 года) святой Аркадий продолжал подвизаться по заветам старца в посте, молитве и молчании. По прошествии нескольских лет он также мирно отошел ко Господу и был погребен в деревянном гробе с правой стороны каменного собора обители. 11 июля 1677 года были обретены нетленные мощи преподобного Аркадия, которые 14 июля того же года погребли под спудом в приделе во имя праведных Иоакима и Анны. В июле 1785 года при постройке нового соборного храма гроб с мощами преподобного Аркадия был передвинут. При окончательной отделке соборного храма 14 августа 1798 года святые мощи преподобного переложили в каменный гроб, до 1572 года служивший местом упокоения преподобного Ефрема. При митрополите Дионисии в 15841587 годах было установлено совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским. Прославлению преподобного Аркадия предшествовали его чудесные явления в 1525 и 1661 годах. В первый раз он явился с зеленеющей ветвью в руках повару вяземскому воеводы Григория Бобрищева – Авдию. Заповедав жителям Вязьмы оградить и охранять камень, на котором он молился при жизни, преподобный Аркадий объяснил, что зеленая ветвь в его руках означает данную ему от Бога власть отгонять от Вязьмы всяких «гад и супостат». Чудесным заступничеством преподобного объясняют вязьмичи спасение их родного города от разорения литовцами в 1661 году. В житии святого сказано: «И видевше литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», который запретил им идти на Вязьму, угрожая неминуемой гибелью. На вопрос литовцев, кто он, юноша ответил: «Я – Аркадий, град этот – мое отечество». В мирные годы жители Вязьмы восстановили храм Всемилостивого Спаса, устроенный на любимом месте молитв преподобного в 1594 году. К храму был пристроен придел во имя преподобного Аркадия, освященный сразу после прославления подвижника в лике святых. При этом храме был впоследствии основан мужской монастырь. В XVIII веке этот монастырь уже не существовал, но в Вязьме в XIX веке была основана женская обитель, наименованная по постановлению Святейшего Синода в 1832 году Аркадьевским женским монастырем. Нижний храм двухэтажного собора был освящен во имя преподобного Аркадия и в честь Покрова Пресвятой Богородицы, верхний – во имя Всемилостивого Спаса, с приделом в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Над камнем преподобного Аркадия в лесу была устроена часовня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аркадий Вяземский изображается молодым и в мирской одежде, но с зеленеющей веткой. Подводом к такому изображению св. Аркадия Вяземского было то, что в 1525 г. сей святой явился с зеленеющим древом в руке повару Вяземского воеводы Григория Бобрищева – Авдию, и на его вопрос объяснил, что зелёное деревцо в его руке означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое им место в Вязьме оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем он при жизни молился, охраняли». Св. Аркадий скончался в конце XV века (1492 г.). Память его в Вязьме совершается 11 июля. В 1832 г. в Вязьме был открыт женский монастырь (или вернее возобновлён вместо прежнего мужского монастыря в честь Всемилостивого Спаса); в этой обители сохраняется вышеуказанный камень. Что пр. Аркадий Новоторжский не одно лицо с Аркадием Вяземским, как усиливаются доказать некоторые (см. И. Виноградова , пр. Аркадий Новоторжский и Вяземский, Тверь. 1905 г.), видно из самых изображений их. Св. Аркадий Новоторжский кроме сказанного выше об изображении его, согласно «Иконописному Подлиннику» под 13 декабря (когда память совершается именно Аркадию Новоторжскому, а не Вяземскому) «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобнические». (Филимонов, стр. 41), а Аркадий Вяземский на иконе, написанной не по «Иконописному Подлиннику», (в котором и не упомянут Аркадий Вяземский), а согласно видению повара Авдия самоизмышленно в г. Вязьме (о чём ниже будет сказано), «подобием муж млад, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена, по колени ноги голы». Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе пр. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесение приходил к нам, – так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ), – в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесённая от «Спасской церкви Нижнего» (это, по замечанию г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

- Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». В центре Вязьмы, неподалёку от Свято-Троицкого собора, находятся разрозненные остатки строений Аркадиевского монастыря, основанного, по преданию, на месте молитвенных подвигов прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом прп. Аркадия, а рядом с ним - церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба храма были разорены и до 1640 года " стояли без пения " . Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили после того, как здесь собралась монашеская община. Однако что-то не задалось: в начале XVIII века монастыря уже не существовало, а в середине XVIII века Аркадьевский храм (так в обиходе называли вязьмичи церковь Всемилостивого Спаса) показан вовсе " бесприходным " . В 1780 году вокруг храма снова сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители. Они устроили здесь каменную богадельню, обнесли территорию оградой и занялись печением просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей. В 1783 году был выстроен в камне храм Всемилостивого Спаса с приделом прп. Аркадия. После разорения Вязьмы в 1812 году сёстры вынуждены были собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины оставалось шатким. Спасский храм был приписан к Троицкому собору, своего священника не имел. В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа (Величковского) рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. Только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в это же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (башня сильно пострадала в 1943 году. Реставрация производилась в 1974-1980 годах). Игуменья предлагала эту башню срыть, но Николай I приказал её " отнюдь не трогать " . С тех пор в ней находилась монастырская кладовая. В лучшую пору своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельников доходило до 150 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06317

В 1682 г., 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены, по местному обычаю совершался крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели. Образ же, как решил Питирим, был написан странно и даже соблазнительно: неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону. Поступок его вызвал ропот и недовольство участников крестного хода, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы. Ему едва удалось спастись. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, который также признал ее «недоброписаной». Действия архимандрита были одобрены. Патриарх вызвал его в Москву. 1 сентября 1684 г. святитель был избран на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 г. рукоположен во епископа. В епархии святитель занялся обращением к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. Уже через год после своего приезда в эти края владыка строит храм во имя святого Иоанна Предтечи. В 1690 г. святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала его родная сестра монахиня Екатерина. Он обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Святитель-подвижник активно участвовал в постройке в Тамбове Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения. Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии неузнаваемо преобразилась. В 1695 г., после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. 28 июля 1698 г. в возрасте 53 лет, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь отошел ко Господу.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский родился в начале XI века в старинном русском Городе Вязьме (Смоленская область) в благочестивой семье. С детских лет воспитывая святого Аркадия в глубокой вере, родители научили его строгой молитве и послушанию. Кроткий, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Жил он где придется, питался подаянием. Он любил уединенную ночную молитву, за которой проводил многие часы, стоя на большом плоском камне посреди лесной поляны. Блаженный Аркадий почти все время пребывал в молитвенном молчании, когда же говорил, его немногословная речь была исполнена христианского смирения и любви. Юноша давал мудрые советы, предсказания его всегда сбывались. После того как вязьмичи стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая людской славы, удалился из родного города в верховья реки Тверцы. Там поселился он в странноприимном доме, устроенном его духовным наставником преподобным Ефремом (†1053; память 28 января и 11 июня) вблизи города Новый Торг (впоследствии г. Торжок Тверской, ныне Калининской, области). Блаженный Аркадий разделял труды преподобного Ефрема Новоторжского, помогал ему в сооружении первого на Руси храма во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015, общая память 2 мая). Храм стал соборной церковью новоустроенного Борисоглебского монастыря. Блаженный Аркадий принял иночество, остался в этом монастыре и жил в послушании своему духовному отцу – игумену новой обители. Преподобный Аркадий не пропускал ни одной Литургии, являясь к заутрени первым, вместе с преподобным Ефремом и во всем следуя его примеру. Он трудился в обители наравне с другими иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклоненных молитвах и слезах. После кончины преподобного Ефрема, преподобный Аркадий еще много лет подвизался в Борисоглебском монастыре, пребывая в молитве, посте и молчании. Точное время его кончины неизвестно (по некоторым данным 13 декабря 1077). Преподобный Аркадий был погребен в соборном храме монастыря, в деревянном гробе на правой стороне храма. Его святые мощи, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля 1677 года. Прославлению преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского предшествовали чудесные его явления в 1525 и 1661 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородицы, а вверху в честь Ахтырской иконы Божьей Матери. Кроме сего, она собрала значительную сумму денег в будущее обеспечение монастыря, и своим деятельным примером доброй жизни укрепляла сестер в подвигах благочестия. Преемницею Августы была игуменья Аркадия (из фамилии Шаховских) (с 1857 г. по 21 июня 1887 г.). При ней сделано было расширение храмов верхнего и нижнего пристройкою с правой стороны: вверху храма – в честь иконы Богоматери Владимирская, а внизу – во имя препод. Нила, Столобенского чудотворца. Устроен небольшой свечной завод, на котором выделываются свечи только для собственного потребления. Завод существует и теперь. При монастыре же устроена просфорня, доставляющая монастырю значительный доход, так как просфоры пекутся для продажи не только во все городские церкви, но и во многие сельские. Открыта школа для девочек. Школа до 1885 года находилась в ведении министерства народного просвещения. В 1885 г. она сделана церковно-приходскою. Девочки, кроме положенных по программе предметов, обучаются под руководством монахинь рукоделью. Ныне игуменьею состоит Сергия (с 1887 г.), в мире Евфросиния Петровна Пузенькина из мещан г. Вязьмы. Образование получила в епархиальном училище. Монашествующих вместе с послушницами теперь 160. Земли при монастыре 4 десятины усадебной и 9 сенокосной. В Юхновском уезде сенокосной и пахатной земли 150 десятин. Раньше это была одна сенокосная пустошь, часть которой при игуменьи Аркадии обращена в пахатную землю. Там же устроен скотный двор с необходимыми постройкамидля рабочих, поставлена мельница на небольшой, пересекающей хутор, речке. Значительную часть хлеба монастырь получает со своего хутора. При хуторе разведен фруктовый сад, и заведена небольшая пасека. В Поречском уезде находится принадлежащее монастырю озеро «Касплинское», которое сдается в аренду. В монастырском храме всех престолов шесть. В нижнем этаже: главный – во имя препод. Аркадия, Вяземского и Новоторжского чудотворца. С южной стороны – в честь преподобн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

12. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия освободить игумена Серафима (Ключанцева) от должности наместника (игумена) Серафимо-Саровского мужского монастыря села Новомакарово Грибановского района Воронежской области. 13. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона освободить игумена Вениамина (Райникова) от должности настоятеля (игумена) Преображенского Геннадиева монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области. 14. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Алексия освободить архимандрита Никандра (Анпилогова) от обязанностей наместника (игумена) Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря села Ножкино Чухломского района Костромской области. 15. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Вятского и Слободского Марка освободить игумена Иова (Муравьева) от должности наместника (игумена) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова. 16. В связи с прошением Преосвященного епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона освободить архимандрита Аркадия (Недосекова) от должности настоятеля (игумена) мужского Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря города Смоленска.   ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем письме Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила. Справка: Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором просит разрешить переход в клир Румынской Православной Церкви клирика Мукачевской епархии архимандрита Афанасия (Немзета). С просьбой рассмотреть возможность перехода архимандрита Афанасия в юрисдикцию Румынской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу также обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, получив соответствующее ходатайство от Преосвященного архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

16 . Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского Новоторжского монастыря, который находится в городе Торжке Тверской губернии, скончавшийся (как принимается) 28-го Января 1053-го года. Местное празднование установлено при митр. Дионисии в 1584–1587-м году 217 . 17 . Аркадий, юродивый Вяземский и Новоторжский, сначала подвизавшийся в родном своем городе Вязьме, а потом у Ефрема Новоторжского в его монастыре, в котором и скончался. В 1594-м году в одной из церквей города Вязьмы устроен был придел в честь преп. Аркадия, из чего с вероятностью должно заключать, что празднование ему установлено одновременно с преп. Ефремом 218 . Преп. Аркадий Вяземско-Новоторжский есть в настоящее время не низведенный из местных святых почитаемый усопший (как мы ошибочно думали и почему он у нас дважды), а по-прежнему местный святой: в Аркадиевском (по его имени) Вяземском женском монастыре посвящен его имени один из престолов, см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, Спб. 1864, стр. 315 fin. (в Истории Иерархии монастыря нет, так как он существует только с 1832-го года, – история монастыря стр. 311 aqq). 18 . Василий Блаженный, юродивый Московский, скончавшийся 2-го Августа 1552-го года. Вследствие начавшихся при его гробе многих чудес было установлено празднование ему в 1588-м году 219 . Мощи Василия Блаженного, юродивого Московского, как будто обретенные в 1588-м, году, тотчас или вскоре после обретения (если таковое действительно имело место) опять сокрыты были под cnyдoм, cfr khury cbящ. Ио. Ковалевского Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви, М. 1895, стр. 226. – В Московских Ведомостях настоящего года, 211, 3 Августа, некто И. К-ов доказывает, что Блаженный Василий скончался 2-го Августа не 1552-го, а 1557-го года. 19 . Филипп митрополит, удушенный в Тверском Отрочем монастыре, месте его заключения, 23-го Декабря 1569-го года. В 1591-м году перенесены были его мощи из Отрочего монастыря в Соловецкий монастырь, и с сего времени началось в монастыре местное празднование его памяти 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

170 . Народное почитание места падения каменной тучи, привело к созданию преданий, связанных с Прокопием Устюжским. Некоторые из камней, около Котовальской часовни, имели бурые пятна. Их происхождение в местных преданиях объяснялось по-разному: «тут до кровавого пота молился св. Прокопий, и капли этой крови остались на камнях», или по другой версии, Прокопий, «сидя на камне, резал хлеб и поранил палец, отчего и пошли по камням кровавые пятна» 171 . За непочтительное отношение к камням, выпавшим из каменной тучи, следовало наказание. П.И. Савваитов , в своём очерке «Дорожные заметки от Вологды до Устюга», приводит предание, записанное им в северной части Устюжского уезда на месте, «где разразилась каменная туча, отвращённая от Устюга молитвами Прокопия» 172 . Предание гласит, что из одного камня, выпавшего из тучи, было сделано семь жерновов, однако «все мельницы, на которых были употреблены эти жернова, разорили хозяев» 173 . Рассказы о каменной туче и святом Прокопий, избавившем город Устюг от беды, до сих пор имеют распространение на территории Русского Севера: «В Устюге этот Прокопьев день был. Этот Прокопий молился ходил. Туча походила на Устюг. Устюг, думали вот-вот камень падёт, и Устюг весь разобьёт. Такая была туча. Это рассказывала моя мати, да и вообще в церквах рассказывают, когда в Ильин день ходишь дак. И в этот Ильин день он молился, на коленках стоял, отводил как грозу эту и этот камень. Дак эти камни как не пали на Устюг, а отвёл её» 174 . В одном из подобных нарративов, создание церквей в Устюжском храме, прямо связывается с камнями, которыми пролилась туча: «Прокопий Праведной сказал: „А вот камень падёт, в Устюг падёт камень“. И пал, такой камень пал, дак Боже мой. И на этот камень построена церковь . Он все спасал, этот Прокопий Праведной. Он Великий Устюг спас» 175 . В монастыре Аркадия Вяземского в Смоленской губернии почитался большой камень, на котором возле Троицкого собора молился святой Аркадий, «не давая сна очам своим и дремания веждям, преуспевая во мнозех добродетелях, мысленно пребывая с Богом» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вся монашеская жизнь м. Палладии прошла в одной обители. Внешняя её деятельность была заметна и по достоинству оценена духовным начальством и окружающими. Внутренняя жизнь совершалась прикровенно, ведомая только Господу и великим её духовным наставникам, преподобным оптинским старцам, под руковод­ством которых она проходила нелёгкое поприще иноческого пути. 25 февраля 1894 года при участии всего монастырского и городского духовенства было совершено погребение почившей схиигумении. После кончины своей духовной наставницы игумения Людмила заказала о ней в Оптиной пустыни вечное поминовение 32 . Игумения была похоронена возле входа в монастырский храм, с левой стороны. Позже надгробная плита была перенесена на кладбище при Казанской церкви. Сестра игумении Палладии монахиня Виталия Среди родственников монахини Палладии многие, оставив мир, восприяли на себя иго Христово через монашеские обеты послушания, нестяжания и смирения, причём некоторые из них были поставлены настоятельницами и в течение многих лет руководили монашескими обителями. Кроме родных, в монашестве были её семь двоюродных сестёр. Из родственников по линии Буславских: игумения Мария (Буславская) — настоятельница Торжковского девичьего монастыря Тверской епархии; игумения Тавифа — настоятельница Одесского монастыря, её сестра игумения Смарагда — настоятельница Вологодского Успенского монастыря, позже перешедшая в Белевский монастырь, в котором подвизалась их сестра монахиня Михаила, монахиня Ксения в Смоленской женской обители. По другим родственным линиям: игумения Аркадия (Шаховская) — настоятельница Вяземского Аркадиевского монастыря, игумения Назарета (Курош) — настоятельница Великоустюжского Иоанно-Предтеченского монастыря. Многие из них, руководя обителями, так же относились к оптинским старцам, переписка с которыми имеет огромное значение. Читая письма, обращаешься к внутренней сокровищнице оптинского духовничества и следишь за духовным ростом человека, особенно в тех случаях, когда сохранился комплекс писем на протяжении нескольких лет, иногда десятилетий. Таких писем немного, но всё же они есть. Помимо писем к игумении Палладии, в рукописном фонде Оптиной пустыни в Российской Государственной библиотеке хорошо сохранились и письма старцев к её родной сестре Варваре Степановне Юревич (свыше 90 писем). Будучи на два года старше Анны Степановны, она поступила в монастырь гораздо позже сестры. Имея наклонности к монашеской жизни, Варвара Степановна долгое время оставалась в миру, удерживаемая какими-либо причинами.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010