Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Аркадиевский вяземский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Во время Отечественной войны 1812 г. ц. Всемилостивого Спаса и богадельня были разорены. Возрождение общины связано с трудами Н. К. Павловой, избранной в 1814 г. начальницей. По благословению прот. Троицкого собора Горанского Павлова посылала сестер собирать пожертвования на восстановление общины. На собранные средства к дек. 1814 г. Спасская ц. была восстановлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. Во время пребывания в Вязьме в мае 1827 г. имп. Николая I Павлова обратилась к нему с просьбой преобразовать общину в жен. общежительный мон-рь; для этой цели жители Вязьмы пожертвовали 11 480 р. Указом Святейшего Синода от 1 окт. 1832 г. община, объединявшая 43 сестры, стала мон-рем, 11 дек. состоялось его открытие. В 1833 г. Павлова была пострижена в монашество с именем Нимфодора, но по старости отказалась от игуменского сана. Игуменией была назначена казначея смоленского Вознесенского мон-ря Августа (Ширинская-Шихматова), пожертвовавшая в А. в. м. свое состояние. В 1848 г. игум. Августа открыла при А. в. м. уч-ще-приют для девиц духовного сословия на 20 чел., переведенное в 1853 г. в Смоленск. Благодаря заботам игумении был надстроен 2-й этаж монастырского корпуса, построен каменный двухэтажный дом с трапезной и кухней, житница с погребом, скотный двор, вся обитель обнесена высокой каменной стеной с башнями, Святыми вратами и 2 хозяйственными воротами. В 1836 г. указом имп. Николая I находившаяся близ мон-ря Спасская башня (возведена в 1631-1634) древней Вяземской крепости была передана обители и отремонтирована на средства купца И. П. Неронова. Впосл. башня использовалась под кладовые и погреба мон-ря. В 1842 г. ц. Всемилостивого Спаса была перестроена, в ней были освящены 2 сев. придела: на нижнем этаже - в честь Покрова Пресв. Богородицы, на верхнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/76014.html

Блаженная Анастасия Вяземская Рядом с храмом, на Екатериненском кладбище Вязьмы, на месте взорванной колокольни, под большим деревянным крестом – могила почитаемой в Вязьме блаженной Анастасии Вяземской. Странности юродивой были тихими, она ходила по домам и принимала от людей лишь самую простую пищу. Прожила Анастасия больше ста лет. Когда она умерла в 1959 г., на похороны пришла почти вся Вязьма, и гроб 9 км (от деревни, где она скончалась, до кладбища) несли на руках. У могилы почти всегда кто-то молится, прося у Настеньки исцеления или утешения. В июле 2002 г. по молитве Анастасии была исцелена настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря Лаврентия: блаженная явилась больной во сне, подвела её к святому углу, вслух помолилась перед иконами, и наутро болезни как не бывало. Монастыри [ править править код ] Предтеченский Вяземский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1542 Адрес : Смоленская обл., Вяземский р-н, г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А Телефон : (48131) 6-18-01 Мужской монастырь, основанный в 1542 прп. Герасимом Болдинским. В XVII-XVIII вв. богат, вел каменное строительство. В 1812 сильно пострадал, восстановлен в 1820-х, к нач. ХХ в. немноголюден. Закрыт не позже 1920-х, территория до 1960-х была занята фабрикой. С 1970-х ведется реставрация построек. Восстановлен в 1990 как мужской. В 1995 преобразован в женский. Подробнее... Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий собор (Вязьма) [ править править код ] Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки – «Соборный холм», украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города — Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. Вот как об этом пишет историк прошлого века И. П. Виноградов: «Соборная гора и есть „верхний малый город“ на ней было 3 деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору». Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского».

http://azbyka.ru/palomnik/Вязьма

Аркадий был родом из Вязьмы, а прп. Ефрем проходил через Вязьму; маловероятно также, что подробные сведения о происхождении А. В. из купцов Сырейщиковых, о проживании святого на Олешинской улице и др. могли сохраниться в Вязьме в устной традиции с XI в. Мон-рь Всемилостивого Спаса «Нижнего» существовал до нач. XVIII в., в 1762 г. купец Т. Ф. Бубков выстроил здесь каменную ц. Всемилостивого Спаса с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. При церкви в 1779 г. поселились 19 инокинь из закрытого вяземского Ильинского мон-ря. Во время Отечественной войны 1812 г. церковь была разорена, но стараниями сестер к нач. 1814 г. возобновлена и вновь освящена: нижний теплый храм - во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского, верхний - во имя Всемилостивого Спаса. В 1832 г. Святейший Синод постановил «церковь Аркадиевскую, соединив с богадельнею, именовать отныне Аркадиевским монастырем» (Историко-статистическое описание. С. 314). В авг. 1879 г. мон-рь был спасен от пожара заступничеством прп. Аркадия, икону к-рого вынесли навстречу огню; в память об этом событии ежегодно 28 авг. в обители совершался крестный ход. В богослужебной практике РПЦ А. В. отождествлен с прп. Аркадием Новоторжским. В Минеях под 13 дек. (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 484-498) Аркадию Вяземскому и Новоторжскому помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 14 авг., в день перенесения мощей прп. Аркадия Новоторжского,- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Август. Ч. 2. С. 30). Однако, несмотря на отождествление святых, в почитании прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского прослеживаются 2 агиографические традиции. Архиеп. Димитрий (Самбикин) сообщает, что в нач. XX в. память названного святого совершалась в Вязьме 11 июля, а в Торжке 13 дек. и 14 авг. Иконография прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского также свидетельствует о том, что в ней объединились изображения 2 святых: наряду с традицией изображать святого как преподобного в схиме, что соответствует подвигу Аркадия Новоторжского (именно так он обычно представлен на тверских иконах), существует иконография Аркадия Вяземского и Новоторжского как юноши в мирской короткой одежде, с зеленой ветвью в руке, что отражает облик А. В., иконы этого типа встречаются в храмах Вязьмы.

http://pravenc.ru/text/76054.html

— С.35. — (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Дорога к храму : Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо» . [Новоторжская Борисоглебская обитель, что на высоком правом берегу реки Тверцы в городе Торжке Тверской губернии, — одна из самых древних в России: ей почти тысяча лет!]. Инфографика. Текст: Наталья Харпалёва . Фото Вадима Разумова. Содержание: Дорога : В Торжок хорошо съездить с семьей на выходные. Удобно это сделать по железной дороге. Ежедневно из Твери в Торжок отправляются четыре скоростных поезда «Ласточка». Причем расписание составлено так, что тверские «Ласточки» стыкуются с московскими. Общее время в пути между Ленинградским вокзалом в Москве и Торжком составляет около 3 часов. Торжок — узловая станция Октябрьской железной дороги (Фото) на линии Лихославль — Вязьма. Движение пригородных поездов по станции идет в двух направлениях: на Лихославль — Тверь и на Ржев. На станции формируются поезда по направлениям: Тверь, Бекасово, Селижарово. (Реклама сайта rzd. ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-koд); Борисоглебский монастырь в Торжке : Основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой; История : Основатель обители, преподобный Ефрем Новоторжский, был боярином, служил конюшим у святых князей Бориса и Глеба. В 1038 году, после того как князья погибли, а вместе с ними, защищая князя Бориса, погиб и брат Ефрема (Ил.: Убиение князя Бориса и его боярина — брата Ефрема. Икона, XIV b. Третьяковская галерея), боярин решил оставить мир и прибыл из Киева в древлянские земли. В городке Новый Торг (ныне Торжок) он основал монастырь в память об убитых страстотерпцах и поставил в обители первый каменный храм. В 1053 году в этом храме он и был похоронен. Там же захоронили его ученика, преподобного Аркадия Новоторжского (Вяземского), который много сил вложил в обустройство обители, и почитается в монастыре наравне с преподобным Ефремом как основатель. После 1917 года монастырь был закрыт.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-232-...

Ряд вопросов вызывает описание Ю.В.Манном реакции духовенства на " Переписку с друзьями " (с. 70 - 72). Подробно разбирая враждебный отзыв о. Матвея Константиновского, он полемически заостряет смысл переписки Гоголя со свт. Игнатием Брянчаниновым. Как известно, тот считал, что книга Гоголя " издаёт из себя и свет и тьму " , и указал на её положительные и отрицательные стороны. Однако Ю.В.Манн следует за Г.В. Флоровским, исказившим смысл этой переписки в сторону однозначного осуждения Гоголя. Тем более странно, что автор не обращается к другим отзывам духовных лиц о " Выбранных местах " . Ведь кроме отрицательного отзыва калужского епископа Григория Постникова, был целый ряд богословов, прот. Тарасий Серединский, преподобные оптинские старцы, которые восприняли книгу Гоголя в целом положительно. Правда, Ю.В.Манн будет ещё обращаться к выступлениям харьковского архиепископа Иннокентия (с. 83) и архимандрита Феодора Бухарева (с. 244) в защиту Гоголя. Но почему бы не свести их воедино? Получается, что картина отношения духовенства к " Выбранным местам " , нарисованная Ю.В.Манном, не только неполна, но и производит неверное впечатление на читателя. К достоинствам работы Ю.В. Манна, впрочем, следует отнести рассмотрение критического отзыва Аркадия Россета - брата А.О.Смирновой (с. 72 - 75). Правда, приведение здесь в высшей степени сомнительных отзывов В.В.Розанова и И.А.Ильина о роли Церкви в обществе может вызвать только недоумение. С другой стороны, большой интерес вызывает анализ вопроса о роли женщины в " Выбранных местах " (с. 75 - 77). Как известно, В.С. Аксакова увидела здесь прямо ложный католический взгляд. Ю.В.Манн, разобравшись в ситуации, приходит к справедливому выводу, что " женщина в свете " для Гоголя - всего лишь такая же должность, " поприще " , как " поприща " губернатора, прокурора, помещика или священника. Ю.В.Манн почти вовсе не рассматривает положительные отзывы на " Выбранные места " , лишь вскользь упоминая о позиции А.О.Смирновой и П.А.Плетнёва (с. 78 - 79). Он обосновывает это тем, что на Гоголя оказали влияние лишь отрицательные отзывы, побудившие его вернуться к написанию второго тома " Мёртвых душ " . Но игнорирование откликов (не всегда однозначных, но скорее одобрительных) со стороны А.М.Виельгорской и А.А.Иванова, Н.Н.Шереметевой и Ю.Ф.Самарина, И.С.Аксакова и Т.И.Филиппова, А.Н.Попова и Ф.В.Чижова, П.А.Вяземского и В.А.Жуковского, М.П.Погодина и С.П.Шевырёва, Ф.Ф.Вигеля и Ф.И.Тютчева, В.И.Назимова и А.А.Григорьева может говорить лишь о том, что место " Переписки с друзьями " в истории русской общественной мысли вовсе не интересует Ю.В.Манна.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицу (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону пр. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону пр. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с той же иконой». Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честного Креста пристроить и придел ( церковь ) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского: см. История г. Вязьмы И. Виноградова , стр. 48). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом пр. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города (Вязьмы) в 1661 г. от разорения Литвы. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сёк мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причём запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «я Аркадий, град этот моё отечество» (там же, стр. 57). Но, несмотря на всё это, пр. Аркадий не был канонизован, и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе пр. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы пр. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего пр. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке. На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Аркадий Новоторжский изображён юношей, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого послушнического подрясника). Мощи пр. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребён пр. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Святитель Феоктист на иконе «Собор Тверских святых» представлен с большой седой, продолговатой, бородой, с впалыми щёками, в монашеском одеянии, в клобуке, в святительском омофоре; правая рука молитвенно возложена на перси, а в левой держит свиток, на котором написано: «Поборая за храмы и православную веру и за Государево крестное целование, скопища врагов и изменников отразил». 30. Преподобный Аркадий, ученик пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца О сем святом известно только то, что был учеником св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверской губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских апологов о пр. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного; одни признают одного только пр. Аркадия ( И. Виноградов , «Пр. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец», Тверь. 1905). Другие – двух святых с именем Аркадия Новоторжского и Вяземского (см. месяцеслов русских святых архиепископа Димитрия, 11 июня); третьи – трёх: Аркадия Вяземского, Аркадия Новоторжского и Аркадия Дорогобужского (у Архимандрита Леонида «Св. Русь», под Аркадий Затворник, Дорогобужский чудотворец; под Аркадий, келейник пр. Ефрема Новоторжского – и под Аркадий Вяземский затворник чудотворец); и, пожалуй, с течением времени к ним присоединятся ещё Аркадий Болдинский и Вязниковский... Трудно разобраться в спутанных сказаниях об ученике пр. Ефрема Новоторжского. – Очевидно, что Аркадия Вязниковского смешивали (Погодин, Архиепископ Сергий в I издании Месяцеслова, Барсуков и др.) с Аркадием Вяземским (г. Вязьма – в Смоленской, а г. Вязники во Владимирской губернии, два города отдельно существующих). Г. Стромилов, знаток Владимирских церковных древностей, пишет (см. Владимирские Епархиальные Ведомости, 1884 г. «При тщательных поисках в Вязниковском и в смежных с этим уездах такого местно чтимого угодника Божия Аркадия нигде не оказалось, и писавшие описания русских святых сделали описку и назвали Вязниковским Аркадия Вяземского»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»... – Икону эту (пр. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своей подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели, дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи пр. Аркадия Новоторжского, от которых – в сказании о св. Аркадии сказано, – «подаются исцеления с верой приходящим» (Приложение к службе пр. Аркадию, СПб. 1860). Молва об открытии в Торжке цельбоносных мощей Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить к себе новоявленного угодника Божия и, объявив его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе пр. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», вследствие чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе пр. Аркадия. По его словам, подпись на иконе пр. Аркадия будто бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «св. Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «по какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, мирским ли житием жил, ила иноческим, и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»... это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привёз из Москвы посадский человек Михаил Блудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Допускающие существование пр. Аркадия Дорогобужского (и Болденского), как-то: Архимандрит Леонид, «Св. Русь», Архиепископ Филарет, очевидно смешивают его с Аркадием Вяземским (и м. б. Новоторжским). Архиепископ Филарет (Русские святые, май, стр. 291) говорит: «Под руководством пр. Герасима Болдинского (и Дорогобужского) воспитывались строгие подвижники благочестия – блаж. Аркадий, после наставника своего скончавшийся в затворе, и Антоний». – Архимандрит Леонид («Св. Русь», стр. 200) к сказанному у Архиепископа Филарета добавляет: Аркадий пр. Вяземский, ученик пр. Герасима Болденского, († 1592). Мощи почивают под спудом в Дорогобужском Герасимовом Болдинском монастыре, а в Вязьме, на месте его подвигов, основан сперва мужской, а ныне женский монастырь»... «Занимаясь историей г. Вязьмы и зная хорошо Смоленский край, прожив в Вязьме около 18 лет, – пишет г. И. Виноградов , – я положительно могу утверждать, что ни древних, ни каких вещественных или письменных памятников в Дорогобужском Болдином монастыре, основанном пр. Герасимом, об Аркадии нет. У Архиепископа Филарета (Русские святые, стр. 291) ошибочно сказано, что у него был ученик Аркадий; был у него не Аркадий, а Антоний... (но против сего следует заметить г. Виноградову, что в указанном месте, т. е. в житии пр. Герасима под 1 мая сказано и об Аркадии – (см. выше) и об Антонии, который впоследствии был Епископ в Вологде). – Мало этого, в Болдине монастыре никто не знает могилы Аркадия, о нём не слышится никаких говоров ни среди братии, ни у окружающих монастырь крестьян. Так писал настоятель Болдина монастыря Архимандрит Макарий к г. Виноградову (1900 г.). Не находил и описатель жизни пр. Герасима Архимандрит Андрей, никаких оснований в двух (древних) уцелевших рукописных житиях основателя Болденского монастыря говорить об Аркадии, как ученике пр. Герасима... Очевидно, что нет, и не должно быть никакого Аркадия, Дорогобужского чудотворца»... (стр. 5). Следовательно, нет между русскими святыми ни Аркадия Вязниковского, которого, очевидно, отожествляют с Аркадием Вяземским, – нет и Аркадия Дорогобужского (или иначе Болденского), под которым можно подразумевать Вяземского Аркадия, но никак Аркадия Новоторжского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Чтобы убедиться в том, что Аркадий Вяземский особое лицо от Аркадия Новоторжского, достаточно для этого привести сведения, сообщаемые г. Ив. Виноградовым, или житие пр. Аркадия Вяземского. «Этот преподобный, уроженец г. Вязьмы происходил из тамошних купцов Сырейщиковых, отличавшихся (и отличающихся, так как их род и доныне существует) особенной религиозностью. Отец Аркадия, как говорит местное предание, и как свидетельствуют имеющиеся у жителей рукописные жития его, жил на Олешинской улице. В 1879 г. в Вязьме был сильный пожар на Олешинской улице; на ней погорели все дома, кроме одного, в котором, будто бы, родился пр. Аркадий. Этому святому жители, свято чтущие своего согражданина (Аркадия), приписывают то, что в городе и окрестностях его, несмотря на низменную и болотистую местность, нет ужей и змей. В житии пр. Аркадия повествуется, что однажды на улице он увидел «некия вдовицы сына, мала отрока, ядяща млеко, и уж из того же сосуда, с ним же отроком, ядяше млеко. Воздохнув же Аркадий, рече: «в Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязме и за тридесять поприщ». И от того часа, замечается в литии, молитвами святого (ни в Вязьме, ни в окрестностях его) несть ужей и змей. Раз сказывается в житии, что Аркадий вёл жизнь Христа ради юродивого, – любил в великие праздники подметать улицы, по каким будет совершаться крестный ход (что приписывается также и Аркадию Новоторжскому). Но об его иночестве, особенно о том, что он был учеником пр. Ефрема, – это кажется позднейшее прибавление. В житии пр. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев пр. Ефрем увидел на «урочище» Вязьме юношу Аркадия, провидел в нём подвижника и взял его в свою (Борисоглебскую) обитель. – Пр. Аркадий, пожив несколько лет при пр. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году неизвестно). Пр. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками, сложенными на груди, в короткой, не монашеской, одежде. – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010