Наиболее интересны уцелевшие фрагменты кон. 17 в.: апсида, круглая снаружи, внутри имеет легко намеченные трехлопастные очертания, причем стыкам кривых снаружи соответствовали пары полуколонок с остроугольным ребром между ними. Над цоколем шел поребрик. На северной и южной стенах первоначальной трапезной видны остатки окон по трем осям. В три оси располагались, вероятно, и окна на стенах четверика. У всех проемов арочные перемычки и обрамления нарышкинского барокко. На северо-западном углу трапезной сохранилась часть орнаментального пояса вверху стены, напоминающего ряд ширинок. В древней части интерьер слагается из небольших сводчатых помещений: ядро храма под коробовым сводом с распалубками равно по площади квадратной трапезной с полусомкнутым сводом и немногим больше апсид перекрытых конхами. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. Спасский собор находится на территории бывшего Аркадиевского монастыря, памятник гражданской архитектуры конца XVIII века (1783 г.). Двухэтажное прямоугольное здание с оштукатуренными кирпичными стенами. Капитальные стены разбивают каждый этаж на 6 комнат. В этом месте трудился и подвизался на поприще святости благочестия преподобный Аркадий Вяземский. Жизнь преподобного Аркадия, его явления и чудеса по смерти, тесно связаны с историей местности и с судьбой Вяземского Аркадиевского монастыря. 17 апреля 1525 года, явившись перед утреней в видении, с зеленым деревом в правой руке, повару вяземского воеводы Григория Бобрищева-Пушкина, благоговейному и набожному Авдию, преподобный Аркадий сначала на вопрос Авдия изъяснил, что зеленое дерево в руке его означает «данную ему от Бога власть отгонять от града Вязьмы всякий гад и супостаты», потом строго заповедал Авдию объявить жителям Вязьмы, чтобы они любимое место святых подвигов его в Вязьме, около собора, оградили и предохранили от всего скверного и нечистого, и чтобы тот камень, на коем любил он некогда, при жизни, изливать душу свою в молитвах к Богу, почтили благоговейно. По всей вероятности, тогда же или вскоре после того была устроена на том месте церковь Всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия, славную богатством и церковной утварью, о которой упоминается в старинных писцовых книгах Василия Волынского под 1594 годом.

http://sobory.ru/article/?object=00816

В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда по решению исполкома горсовета он был изъят у верующих и закрыт. Большинство зданий Аркадиевского монастыря были разрушены и разорены. Часовня Всех Святых была разрушена в числе первых религиозных строений. Спасский храм, пострадавший в ходе боев за город, долгие годы простоял в полуразрушенном виде. В 1950-60 годы в хорошем состоянии еще были западная часть монастырской стены от Святых ворот до круглой угловой башни; вся северо-западная и северная часть стены от круглой башни вдоль берега реки Вязьмы до Спасской башни крепости; колодец у северной стены; два жилых двухэтажных корпуса. В настоящее время из построек Аркадиевского монастыря сохранились: храм в честь Всемилостивого Спаса, который после реставрации 1976-1980 годов используется под центральную городскую библиотеку; здание богадельни, где размещается литературный салон; хозяйственный корпус с просфорной и погребами, в настоящее время принадлежащий частным лицам. Ограда обители при строительстве пристройки к средней школе в конце 1970 гг., прокладке теплотрассы и других хозяйственных работах фактически уничтожена. Восстановлены лишь Святые врата и северо-западная круглая башня. http://www.vyazmaeparh.ru/2015/10/1219 Аркадьевский монастырь находится на высоком берегу р.Вязьма, рядом с единственной сохранившейся башней старинной Вяземской крепости - Спасской башней. Аркадьевский мужской монастырь был построен в 1661 году. По легенде, в XI веке в этих местах молился преподобный Аркадий. В 1661 году преподобный Аркадий чудесно спас и защитил Вязьму от литовцев. Более девяти веков назад вяземский угодник молился на том самом камне, что на памяти старожилов лежал за алтарем Спасского храма. Над этим камнем еще в далеком 16 веке поставили деревянную часовню. Перед образами Аркадия Вяземского и его духовного отца Ефрема Новоторжского не одно столетие теплилась неугасимая лампада. Монастырь во имя преподобного Аркадия основан сравнительно поздно. В конце 18 века возникла женская община. Руководила сестрами монахиня Севастиана (Рыдванская). Как богадельня, женская община просуществовала 52 года. Во время нашествия французов в 1812 году церковь Всемилостивейшего Спаса и богадельня были разорены, сожжены все деревянные постройки. На следующий год старица общины Наталия Кирилловна Павлова послала сестер в различные губернии России для сбора средств на ее восстановление. На собранные по всей России пожертвования Спасский храм удалось восстановить. Во главе общины поставили старицу Наталию, жившую здесь с 1797 года. При ней был восстановлен придел преподобного Аркадия, закуплены утварь, книги, поставлены иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=41867

Основными источниками сведений об А. В. являются рукописные записи о его житии, а также «Дело об освидетельствовании иконы преподобнаго Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго, писанной по видению строителя вяземской Спасской церкви старца Спиридона, и о бывшем в Вязьме, по случаю оставления этой иконы в вяземском Предтечеве монастыре, народном волнении» (1680-1681). Житие А. В. сообщает, что «рождение и воспитание его града Вязьмы от проста человека» (Историко-статистическое описание. С. 310). По др. версии, А. В. происходил из рода вяземских купцов Сырейщиковых и жил на Олешинской ул. (совр. ул. Урицкого); в 1879 г. во время большого пожара на Олешинской ул. сохранилась только одна постройка; горожане увидели в этом чудесное заступничество А. В. и считали, что святой жил на месте, где стоял уцелевший дом ( Виноградов. С. 100). В юности А. В. избрал подвиг юродства, «красоту мирскую и славу земную ни во что же вменив». Он подолгу молился на большом камне около вяземского Троицкого собора, «не давая сна очам своим и дремания веждям, преуспевая во мнозех добродетелях, мысленно пребывая с Богом» (Историко-статистическое описание. С. 310). Идя однажды по улице, святой увидел ребенка, пьющего молоко из сосуда, в к-ром находился уж. Тогда А. В. сказал: «Да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ», после чего змеи перестали водиться в окрестностях Вязьмы ( Виноградов. С. 100). Горожане смеялись над юродивым и лишь после того, как он воскресил ребенка одной вяземской вдовы, умершего от укуса змеи, стали почитать его. Житие сообщает о посмертных явлениях А. В. благочестивым жителям Вязьмы. 17 апр. 1525 г. преподобный с зеленым деревцем в руке явился во сне Авдию, повару вяземского наместника Г. М. Бобрищева-Пушкина. На вопрос Авдия, что за деревце в его руке, А. В. ответил, что оно означает «данную ему от Бога власть отгонять от города Вязьмы всякий гад и супостаты». Святой повелел жителям Вязьмы оградить камень, на к-ром он подвизался, от всего скверного и нечистого.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Преемницей игум. Августы в 1857 г. стала игум. Аркадия (Шаховская). По ее инициативе в 1863-1870 гг. Спасский храм вновь был перестроен, в нем были освящены новые приделы - во имя прп. Нила Столобенского (на нижнем этаже) и Владимирской иконы Божией Матери (на верхнем этаже). В 1863 г. за алтарем храма над камнем, на к-ром молился прп. Аркадий Вяземский, вместо обветшавшей древней часовни была построена ц. Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. В авг. 1879 г. А. в. м. был спасен от пожара заступничеством прп. Аркадия, икону к-рого вынесли навстречу огню. В память об этом событии ежегодно 28 авг. в обители совершался крестный ход. В 60-80-х гг. XIX в. А. в. м. владел 13 дес. усадебной и сенокосной земли, мельницей на р. Яузе в с. Златоустове Гжатского у., сенокосной пустынью в 150 дес. при с. Андрианы Юхновского у. При игум. Сергии (Пузенькиной; 1887-1909) обитель приобрела Касплинское оз. в Поречском у., сдававшееся монахинями в аренду. С авг. 1909 г. мон-рем управляла игум. Агния (Костина). К 1917 г. в А. в. м. подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 дес. земли. В 1922 г. мон-рь был закрыт, мн. насельницы приняли мученическую кончину в мест. Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 г., когда решением исполкома он был закрыт. В 1976-1980 гг. Спасский храм был отреставрирован, в наст. время в нем находится Вяземская городская б-ка. В здании богадельни размещается лит. салон, хозяйственный корпус с просфорной и погребами принадлежит частным лицам, ограда мон-ря уничтожена. Сохранилась часть Спасской башни кремля, поврежденная в марте 1943 г. и отреставрированная в 1974-1980 гг. На территории бывш. монастырского кладбища построен кинотеатр. Лит.: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 309-316; Виноградов И. П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включ.). М., 1890; Чанцов В. , свящ. Вяземский Аркадиевский девичий мон-рь. М., 18962; Жмакин В. И. , прот. Игумения вяземского Аркадиевского мон-ря Августа (в миру кнг. Ширинская-Шихматова). М., 1897; Строев. Списки иерархов. Стб. 604; Денисов. С. 780; Зверинский. Ч. 1. С. 78; Православные русские обители. С. 624-625; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 138; Даниил (Сычев), иером. Вязьма: Очерки истории. М., 1997. С. 82-90.

http://pravenc.ru/text/76014.html

Благовещенская церковь, более известная под названием Архангельской, расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое, величественный по архитектуре храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называемой Благовещенскою или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила. Главным ориентиром для всех гостей города служат лазоревые купола Благовещенского храма, который в народе по одному из приделов называют Михайловским, а иногда, по старой памяти, и просто «действующим». Это был последний закрывшийся в 1930-е годы храм Торжка и первый открывшийся в городе сразу после войны. Поэтому именно здесь обрела временное пристанище после закрытия Борисоглебского монастыря серебряная 16-килограммовая рака с мощами преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских. В 1936 году, когда и в Благовещенском храме перестала звучать молитва, святыня была утрачена. В этом же храме короткое время пребывали и тоже были утрачены мощи праведной мученицы, убитой в начале XV века, Иулиании Новоторжской (Вяземской), которые были перенесены из закрытого богоборческой властью Спасо−Преображенского собора. Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения — 6 апреля 1946 года. Но сам храм был открыт раньше, сохранился снимок крестного хода в Ефремов день, 24 июня 1945 года, выходящего из Михаило-Архангельской церкви, торжокского фотографа П.Ф. Добрынина. До 1995 года Михаило-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке. Безусловной доминантой Торжка является величественный архитектурный ансамбль Спасо−Преображенского собора и Входоиерусалимской церкви, которые украшают набережную. Первое упоминание о Преображенском храме относится к 1163 году. В нынешнем виде он был воссоздан архитектором К. Росси в 1822 году. Находившиеся здесь (1406-1930 гг.) мощи св. Иулиании Новоторжской утеряны. С 2018 г. храм является подворьем Нило-Столобенской пустыни. В соборе ведется реставрация.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5475475...

В 1832 году Аркадьевский монастырь, вторая по счету женская обитель в Смоленской епархии, был торжественно открыт. Устроительница монастыря Наталия Павлова приняла постриг под именем Нимфодоры. Она управляла обителью до 1833 года и, уйдя на покой, прожила до 109 лет. Следующей настоятельницей назначили монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала монастырю все свое состояние. На эти средства перестраивались некоторые здания, была переделана колокольня и расширен сам храм. Тогда же поставили двухэтажный каменный дом с трапезной и кухней, житницу с погребом, скотный двор. В 1836 году Аркадьевскому монастырю была передана Спасская башня вяземской крепости. При Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла Аркадьевским монастырем тридцать лет, до 1887 года. Монашествующих с послушницами насчитывалось в ту пору до ста человек. Далее во главе обители с 1887 по 1909 год стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю сорок пять лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадьевской обители была игумения Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадьевском монастыре с 1887 года. Монастырь закрылся сразу после революции, но богослужения в его главном храме совершались до 1929 года. После этого в нем разместилась библиотека. При возведении пристройки к школе и прокладке теплотрассы каменная монастырская ограда, за исключением небольшой круглой башни, была уничтожена. В электронной версии (http://pravenc.ru/) «Православной Энциклопедии» (под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II) об игумении Агнии и судьбе обители находим примерно ту же информацию: «С августа 1909 года монастырем управляла игум. Агния (Костина). К 1917 году в Аркадиевском Вяземском монастыре подвизались 43 монахини и 152 послушницы. Обитель владела 190 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=06317

Во время пребывания в Вязьме на маневрах в 1827 году императора Николая I настоятельница богадельни добилась разрешения обратить Аркадьевскую женскую общину в монастырь. В те годы в богадельне жили, молились и трудились 34 сестры. Особое участие в делах обители принял городской голова Юдин. Всячески способствовали пожертвованиям и вяземские купцы Сабельниковы, Гайдуков, Горбачев, Зуев, Неронов, Колесников, Карелин и другие. В 1832 году Аркадьевский монастырь, вторая по счету женская обитель в Смоленской епархии, был торжественно открыт. Устроительница монастыря Наталия Павлова приняла постриг под именем Нимфодоры. Она управляла обителью до 1833 года. Следующей настоятельницей назначили монахиню Августу, в миру княгиню Ширинскую-Шихматову. Она пожертвовала монастырю все свое состояние. На эти средства перестраивались некоторые здания, переделана колокольня и расширен храм. Тогда же поставили двухэтажный каменный дом с трапезной и кухней, житницу с погребом, скотный двор. В 1836 году Аркадьевскому монастырю была передана Спасская башня вяземской крепости. При игумении Августе в монастыре открылась школа для девиц духовного звания, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. Преемницей Августы в 1857 году стала игумения Аркадия, урожденная Шаховская. Она управляла монастырем до 1887 года. В 1863 году за алтарем храма, над камнем, на котором молился прп. Аркадий Вяземский, вместо обветшавшей древней часовни была построена церковь Всех святых. На камне часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. Далее во главе обители с 1887 по 1909 гг. стояла игумения Сергия, в миру мещанка Ефросиния Петровна Пузенькина, получившая образование в Смоленском женском епархиальном училище. Она отдала монастырю 45 лет жизни. Следующей и, вероятно, последней настоятельницей Аркадьевской обители была игуменья Агния, в миру - дочь мещовского мещанина Анна Семеновна Костина, жившая в Аркадьевском монастыре с 1887 года. В 1922 году монастырь был закрыт, многие насельницы приняли мученическую кончину в мест. Русятка близ Вязьмы, остальных выслали в Казахстан. В Спасском храме богослужение совершалось до 1929 года, когда решением исполкома он был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=41867

Самый характерный пример этого перехода - московский храм Христа Спасителя, который задумали построить ещё при Александре I. Сообразно эпохе, первые проекты храма-памятника обладали всеми чертами ампира. Однако по разным причинам строительство отложилось на десятилетия, а когда всё же началось строительство этого собора, то в России стал господствовать уже другой архитектурный стиль. Что-то подобное можно сказать и о Благовещенской церкви: она отличается по духу от остальных храмов Торжка, хотя отделяет её от них и не столь долгое время. Эту приземистую пятиглавую церковь с особенно мощными барабанами построили, как обычно, на месте предыдущих храмов, причём последняя постройка была не такой уж старой, она относилась к 1758 году. Возможно, тот храм в более типичном для Торжка стиле мог бы сохраниться и до наших времён, но дело было в неудачной конструкции: храм оказался таким тёмным и неудобным, что когда он обветшал и потребовался ремонт, решили его разобрать вовсе и построить новый, более величественный и вместительный. 21 марта 1864 года архимандрит Борисоглебского монастыря Антоний в присутствии духовенства освятил вновь построенную церковь. А в 1887 году решено было перестроить и колокольню, с целью расширения и увеличения в высоту, так как прежняя не соответствовала пропорциям нового храма. Перестройку колокольни осуществил тверской епархиальный архитектор Виктор Иванович Назарин. Смотря на это громадное соружение, становится видно, что храм строили с усердием, капитально, чтобы не повторить прошлых ошибок. Церковь действительно получилась фундаментальной и могла бы быть кафедральным собором в городе. Хорошее состояние Благовещенского храма объясняется тем, что богослужения в нём прерывались всего на 10 лет. В 1931 году закрыли Борисоглебский монастырь, и в течение последующих пяти лет в церкви пребывали мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских и Иулиании Вяземской из Спасо-Преображенского собора. В 1936 году волна закрытий докатилась и сюда, в здании устроили пекарню и склад. Однако уже 24 июня 1945 года в Ефремов день состоялся крестный ход от Михаило-Архангельской церкви. Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения - 6 апреля 1946 года. Храм вернули верующим, и почти полстолетия он был единственным действующим в Торжке, до 1995 года. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Комментарии и обсуждение Чтимые святыни: икона с частицами мощей преп. Ефрема, Амвросия. 21 июля 2003. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00098

Ублажаем тя,/преподобне отче Аркадие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Герману Аляскинскому, равноапостолу Алеутскому, глас 1 Лозу Православия принеся еси в Америку из России благочестивыя/и, удобрив корень постническими трудами/и напоив обильне молитвенными слезами,/плоды принесл еси – виноград возлюбленный,/Германе, преблаженне отче наш./Темже и Бог тя прослави, яко апостола преподобнаго,/нетлением мощей и благодатию чудес,/от нихже почерпающе благодеяния, восхваляем тя:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Даровавшему тя Америце светило Православия. Ин тропарь, глас 3 Преподобне отче наш Германе,/первый светильниче, в земли нашей просиявый,/приносим вси тебе похвалы сия,/ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу,/буди заступник нам, и утешитель,/и Церкви нашея покровитель дивный,/да вси со умилением зовем ти:/радуйся, отче наш Германе, Аляски и всея Америки преславный чудотворче. Кондак, глас 8 Взбранному Воеводе своинствовався,/в брань вступил еси на духа злобы в поле преподобия и апостольства./И, пожав победы обоюдныя,/воздвизаеши нас вопити тебе:/радуйся, святе Германе, апостоле преподобный. Ин кондак, глас тойже Валаама пострижник,/честный возлюбленник Божией Матери бывый,/ревнитель подвигов древних подвижник новый,/молитву, яко копие и щит, приемый,/страшен демоном и тьме язычестей ставый,/Германе преподобне , моли Христа Бога спасти души наша. Величание Величаем тя,/святый равноапостольный Германе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мардарию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Бывый, блаженне Мардарие,/нестяжатель Христа ради,/и Того за многая твоя благодеяния/в сердце твое вселивый,/молися о нас, поющих тя. Кондак, глас 2 Вышних ища, нижних не стяжал еси,/и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/со ангелы жити сподобился еси,/Мардарие славне,/с нимиже Христа Бога моли/непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 октября 2020 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, в Субботу по Воздвижении, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Великое освящение нового храма. Подробнее... Вяземский район [ править править код ] Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Вязьма) [ править править код ] Расположившийся на берегу реки Вязьмы каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы был сооружен в 1727 году. В целом, здание храма несёт в себе черты барокко, но отражает и начало перехода к классицизму. Внутри храма сохранились карнизы простого профиля, штукатурные обрамления проемов, тромпов, поле между окнами и тромпами. Откосы окон второго света на четверике украшены круглыми лепными медальонами с равноконечными крестами. Карниз сложного профиля с сухариками проходит в основании восьмилоткового свода. Сохранились фрагменты масляной росписи 19 века. Адрес: Смоленская область, Вяземский район, город Вязьма, Советская площадь, дом 3 Как добраться: Подробнее... Свято-Троицкий собор (Вязьма) [ править править код ] Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки – «Соборный холм», украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города — Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. Вот как об этом пишет историк прошлого века И. П. Виноградов: «Соборная гора и есть „верхний малый город“ на ней было 3 деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору». Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». По сохранившимся преданиям уже в конце X – начале XI века на Соборном холме был храм в честь святителя Николая. Весь период существования Вяземского удельного княжества c 1239 по 1403 гг. он был соборным. В 1406 году в храме погребен благоверный князь Симеон Вяземский, злодейски убитый в Торжке вместе со своей супругой благоверной княгиней Иулианией, князем Юрием Смоленским. В соборном храме в 1495 году молилась невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III – Елена. По взятии Смоленска в 1514 году в соборном храме слушал благодарственный молебен великий князь Василий III Иоаннович. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010