Евреи отличались страстным характером и нередко доходили в половом отношении до самой крайней извращенности и необузданности. Они часто не удовлетворялись обычным половым общением между мужчиной и женщиною, хотя и оно открывало широкий простор злоупотреблениям при преобладании у них чувственных инстинктов и вожделений. Как мужчины, так и женщины нередко доходили до противоестественных половых сношений не только друг с другом, но и с теми или другими представителями животного царства. Уже самое существование в Моисеевом законе постановлений, направленных против этих пороков, 1159 говорит об их существовании. Всякий знает, что можно судить по законодательным воспрещениям дурных действий о предшествовавших этим воспрещениям порочных явлениях. Имея в виду Моисеев закон, ап. Павел прямо говорит, что он дан по причине преступлений, 1160 и что при отсутствии последних не было бы и закона. 1161 Независимо и от этого каждый, кто внимательно прочитывал ветхозаветные книги Священного Писания, знает, что евреи иногда заходили слишком далеко в половых грехах и нередко падали в этом отношении ниже окружающих их народов. 1162 Имея в виду сдержать и обуздать половую похотливость и её беспорядочность, Моисеево законодательство выдвинуло целый ряд постановлений, не только вообще нормирующих половые отношения, но и грозящих самыми суровыми карами за особенно грубые половые грехи. 1163 Трудно ожидать, чтобы ветхозаветное законодательство, стремившееся водворить возможный порядок в половой жизни евреев и чистоту семейной жизни у них, покровительствовало разводам мужа с женою. На самом деле мы и не находим такого покровительства, не смотря на то, что гр. Толстой расположен приписывать его Моисею. Приведем сполна то постановление, на которое он опирается. Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (ervath dabar), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и, она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж её, взявший ее себе в жену, то не может первый её муж, отпустивший ее, опят взят ее себе в жену после того, как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. А если не послушает и их, скажи церкви, если же и церкви не послушает, тогда будет он тебе, как язычник и мытарь. 1274 Здесь Спаситель прямо и ясно заповедал нам обличать согрешившего против нас брата нашего. Цель этого обличения та, чтобы восстановились вполне добрые отношения между обиженным и обидевшим. Восстановление этих отношений само собою предполагает сознание со стороны последнего своей виновности, а со стороны первого готовность простить согрешившего. Было бы, конечно, грубой ошибкой думать, будто Христос заповедует обличать ближнего только в том случае, если он прегрешит лично против нас. Это в конце всего было бы эгоизмом, несовместимым с христианской любовью к другим. Самое ублажение Спасителем ратующим за правду вообще и миротворцев никак не допускает, чтобы мы обличали обидевших лишь нас и старались о восстановлении истинно-братских отношений только между нами и обидевшими нас. Потому-то ап. Павел внушает христианам вообще увещевать друг друга, вразумлять бесчинных, обличать творящих темные дела 1275 и т.п. Этот же Апостол упрекал коринфян, между прочим, за то, что они равнодушно относились к появившемуся среди них великому грешнику и не предпринимали никаких мер к его наказанию и исправлению. 1276 Таким образом, несомненно, что обличение должно простираться отнюдь не на тех только, кто причинил что-либо обидное и горькое нам лично. Но Христос, как мы видели, не ограничивает нашего долга лишь непосредственным обличением согрешившего. Когда наше увещания не увенчаются успехом. Спаситель повелевает повергнуть дело на благоусмотрение третейского в своем роде суда, и коль скорой последний не достигнет преследуемой доброй цели, то Христос предписывает обратиться к высшей судебной инстанции, к суду церковному. Тут дело, конечно, не в том, подается ли письменная жалоба в церковный суд, или же она заявляется устно. Жалоба остается жалобою в том и в другом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Значит, ссылка гр. Толстого на эту заповедь доказывает как раз противоположное тому, что он утверждает. Указывая то на одно, то на другое изречение I. Христа, якобы неблагоприятное браку, Л. Н. Толстой нарочито обошел дипломатическим умолчанием прямое, не допускающее никаких сомнений, признание брака I. Христом. Приведем сполна относящееся сюда место. «Приступили ко Христу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 )? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию ( Быт.2:24 ). Так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» 139 . Не очевидно ли для всякого, что в этих словах нашего Спасителя брак признается божественным учреждением? Господь I. Христос, что особенно важно, не ограничился только ссылкою на слова Библии , но и разъяснил, что в браке таинственно соединяются двое в одно духовное целое и что никакой человек не в праве посягать на брак. Этим I. Христос с Своей стороны, как Основатель христианской религии, санкционирует брак и объявляет его одной из принадлежностей ее, как таинство. Действия Спасителя в отношении к браку и к плоду брака – детям служат новым подтверждением этого. Граф Толстой молчит не без умысла и о том важном, но неприятном для него обстоятельстве, что Господь I. Христос благоволил присутствовать в Кане Галилейской при бракосочетании и совершил здесь первое из чудесных дел Своих 140 . Православная церковь справедливо усматривает здесь благословение I. Христом брачного союза 141 . В самом деле, если бы брак не был в очах Спасителя делом добрым, разве Он решился бы авторизовать его Своим присутствием и совершением чуда? От того, что само по себе дурно, I. Христос или отвращался, или прямо и публично называл его дурным. Справедливо высокопреосвящ. Никанор придает особое значение и тому обстоятельству, что I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

И эта борьба с внутренним злом, живущим в человеке, должна быть упорной, энергичной и беспощадной. Христос одинаково ко всем людям без исключения обращается с требованием: «если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя·, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:2930 ). То, к чему призывается каждый христианин, если этого потребуют различные условия окружающей его жизни, именно – всегдашнее девство и отречение от всякой собственности – и составляет постоянное, но только внешнее, видимое отличие христианского аскета от остальных членов Царства Божия. Отказываясь от брачной жизни, он не думает этим отказываться от зла. Брак, в его глазах, – высочайшее учреждение Божие, не только не препятствующее быть членом Царства Божия, но условливающее существование этого Царства на земле. Жениться, с точки зрения христианского аскета, не значит предаться мирским интересам и позабыть Бога. Это было бы противно самому духу христианских брачных отношений, долженствующих представить собой образ отношений между Христом и Церковью . Из-за возможных злоупотреблений святыней христианского брака не только не понятно для него отстранение от брачной жизни, но и преступно. Прямая обязанность людей – поднять значение брака, почему-либо упавшее, и возвысить его фактически до той высшей идеи, какая соединяется с ним в сознании христианина. Уклоняться от брака на этом основании значило бы идти против святой воли Божией, благоволившей положить основание брачных отношений в лице самых первых людей и возвестившей для всего происшедшего от них человечества, что " не добро быть человеку одному» ( Быт. 2:18 ). Уклоняться от брака имеет право, значит, только тот, кто имеет на это уважительные причины, делающие человека неответственным перед святой и, следовательно, абсолютно обязательной волей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Иисус Христос ничем не оскорбляет обычаев своего народа и его законов, соблюдаемых им, но, при всем том, является и по отношению к ним независимым, где это нужно или безразлично ( Лк. 13:1021 ). Он был выше всякого человеческого авторитета и нравственной зависимости от кого бы то ни было, но в то же время признает власть даже чужеземца ( Мф. 22:16 ). Христос являлся независимым не только от всякой отдельной личности, но и от всего народа. Несмотря на то, что народ был иных представлений о Мессии, Он никогда не пытается ослабить перед народом принятый Им на Себя образ Мессии, униженного и страждущего; напротив, старается уничтожить господствовавшее в массе представление о Мессии ( Лк. 14:25,26 ). Вообще Он никогда и ни в чем не опирается на симпатии и антипатии массы, которую Он мог поднять всю одним Своим словом. С такой же независимостью относится Иисус Христос и к Своим ученикам. Он не привлекает их к Себе какими-либо заманчивыми обещаниями; напротив, раскрывает перед ними картину ожидающих их лишений, страданий и жертв, и когда ученики оставляют Его в самую трудную минуту, Христос с непоколебимой твердостью ожидает и встречает своих врагов. Пред этими последними Христос непрестанно является во всем своем нравственном величии ( Ин. 8:25 ), несмотря на то, что находится, по-видимому, в их руках ( Ин. 8:44 ). Когда часы земной жизни Спасителя были уже сочтены, и Он был обречен на смерть, с каким достоинством и спокойствием Он является среди своих судей! И во всей этой независимости Спасителя, какая в то же время простота и какое глубокое смирение! Кто может представить возможность большей свободы, чем какой обладал Христос, с любовью умывавший ноги Своим ученикам? Служа полным воплощением истинной нравственной свободы, личность Иисуса Христа в то же время представляет в себе бесконечное вместилище любви. От начала мира и доселе нельзя указать на такого человека, который бы, будучи самой любовью, переносил от людей столько огорчений, оскорблений, недоверия, зависти, страданий, как Иисус Христос, и, однако же, Он не только не проклинает своих врагов, но молится за них на кресте, говоря: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Иисус Христос указывает ему обыкновенный путь к небу, говоря: »…если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Мф. 19:17 ), а юноша в простоте души, воспитанной на фарисейских понятиях о существе нравственной жизни, отвечает, что все это он сохранил от юности своей ( Мф. 19:20 ). Для него непонятна широта и глубина заповедей Божиих. Его могли бы, по-видимому, удовлетворить только самые сложные моральные предписания, на которые оказываются такими изобретательными иудейские раввины и католические богословы. Ему, как и этим последним, нужны сверх-должные дела, немыслимые для человека, сколько-нибудь понимающего существо нравственной жизни. Он далек от всякого представления о том, что существо нравственной жизни заключается не в механическом и внешнем исполнении различных обязанностей, но в выработке доброго внутреннего нравственного настроения, способной наполнить всю жизнь человека и все-таки не могущей породить в нем мысли о достижении нравственной цели его бытия. Ему чужда мысль о том, что, если он действительно исполнил предписания закона Моисеева не только по букве, но и по духу, в таком случае для него не нужны другие какие-нибудь предписания: для праведников закона уже не существует ( 1Тим. 1:911 ), потому что их воля находится в строгом согласии и гармонии с волей Божией. Иисус Христос, давший ему почувствовать в самом начале беседы, что никакой человек не может считать себя праведником, потому что благ, свят только один Бог ( Мф. 19:17 ), наконец, дает ему самое верное и удобное средство – поглубже заглянуть в свою душу и понять господствующее в ней греховное настроение, говоря: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). Тот, кому дорого дело нравственной жизни, должен добро ставить выше всех временных благ и интересов. Тем более этого нужно бы было ожидать от человека, который почитал себя исполнившим нравственный закон, отнюдь не допускающий какого бы то ни было предпочтения материальных интересов духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Как вознесшийся с воспринятым Им естеством человеческим на небо, воссевший одесную Отца Своего небесного и соделавшийся в качестве Богочеловека Владыкою всего сущего, Христос, с одной стороны, открыл чрез то и людям путь в царство небесное и возможность вечного блаженного общения с Богом, а, во-вторых, воспринял на Себя Самого всегдашнее могущественное попечение о том, чтобы добро наконец окончательно восторжествовало над злом во вселенной и осуществилась цель религии – единение человечества с Богом. Что вознесение Богочеловека открыло людям путь в царство небесное, это видно из Его собственных слов. Разумея, конечно, вознесение Свое на небо с пречистым Своим телом, Христос еще пред крестными страданиями и смертью Своей говорил в лице Своих учеников всем людям следующее: когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. 662 На окончательную победу над всем, противящимся Богу и сеющим зло во вселенной, Спаситель указывал в Своей беседе о всемирном суде, который некогда будет совершен Им. 663 О теснейшем же единении людей с Богом и друг с другом, как цели Своей Мессианской деятельности еще на земле, Богочеловек говорит в Своей первосвященнической молитве. Да будут, молитвенно взывал Он к Отцу Своему небесному, все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они (люди) да будут в Нас едино. 664 Как восприявший всякую власть на небе и на земле, Иисус Христос по вознесению на небо уже всеми силами неба и земли содействует тому, чтобы Бог был все во всем, 665 т.е. чтобы осуществилось теснейшее единение Его и с людьми, когда обновится небо и земля 666 , и таким образом исполнились слова молитвы Господней: да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 667 Таким образом, Богочеловек совершил все потребное для искупления грехов и вины людей пред Богом и для их возсыновления Ему. Но совершенное Спасителем дело, в частности святость Его и по человеческой природе, оставалось бы для людей без надлежащего приложения, если бы Он не установил особых средств к их освящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Когда Евреи вышли из Египта, впереди них было море, позади Фараон, а посреди Моисей. В великом затруднении был Моисей среди ропщущего народа и, по-видимому, ему нельзя было молиться. Но Господь говорит ему: что вопиеши ко Мне? Также и три отрока в пещи молились, и молитва их угасила пламень, разрешила их узы, извела живыми из печи и прославила. И Иов на гноище молился Богу, и Господь явил ему Своё милосердие. Поэтому, когда и к тебе беда придёт, прибегни к Богу и молись Ему, да избавит тебя. Бог везде и близ тебя. Когда ты и не вслух будешь произносить молитвы, Он скажет: вот Я! «И ты ещё не окончишь молитвы, а Он уже облегчение тебе подаст и избавит тебя от скверных страстей». Итак, на всяком месте обретается спасение Бога нашего, и Он, как всеведущий, услышит наши молитвы везде и, вездесущий, примет их отовсюду. Поэтому несправедливо говорят, что если нельзя идти в церковь, то как будто бы и совсем нельзя молиться. Мало ли есть мест, где и вовсе нет храмов Божиих? Но кто же, кроме безумного, станет утверждать, что там нет молящихся и спасающихся? А в первые века христианства много ли было храмов Божиих? Их и совсем почти не было в некоторых странах, а между тем первые христиане и в домах, и в подземельях молились, можно сказать, непрестанно. Молитесь же, где Господь приведёт. Есть тебе возможность посетить храм Божий? Спеши туда; ибо там есть особенное присутствие Божие, и там, может быть, и молитва твоя, подлинно и от примера других, и от благоговейного служения, скорее сделается сердечною и пламенною. Но если нельзя идти в церковь, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 6). Аминь («Пролог в поучениях», часть II, с. 627-629). Материал подготовил Николай Фёдорович Астафьев, член Союза писателей России, Санкт-Петербург Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/25/na...

Л. Толстой нарочито не обращает никакого внимания на следующее весьма важное обстоятельство. Глава, содержащая изложение первых частей Нагорной проповеди, начинается следующими знаменательными словами: «увидев народ, Он (Христос) взошел на гору, и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их. 937 В Евангелии от Ап. Луки тоже говорится, что Нагорная проповедь Спасителя была непосредственно и главным образом обращена к Его ученикам, к апостолам. «Возведши очи Свои на учеников, Он говорил: блаженны алчущие 938 и прочее. Беседу Христа, обращенную к апостолам, слушал и собравшийся народ. Что при этом не было не только представителей государственно-гражданской власти, но даже книжников и фарисеев, об этом свидетельствуют следующие слова Евангелия: «когда Иисус окончил слова сии (Нагорную беседу), народ дивился учению Его, ибо Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». 939 Из всего этого ясно, что слова Спасителя о непротивлении злому не были обращены к представителям государственно-гражданской власти и не налагают на них обязанности прекратить противление злым чрез обычные для ней средства. Кто нам заметил бы, что сказанное Христом кому бы то ни было из людей обязательно для всех их, тот обнаружил бы этим лишь решительное непонимание того, о чем говорить. Ведь если рассуждать так, то нужно относить ко всем без исключения людям, а не к апостолам только и к их преемникам, следующие к им подобные слова Спасителя, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, а что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 940 Нашу мысль, что слова Христа о непротивлении злому не относятся к представителям государственно-гражданской власти, как к таковым, можно было бы основательно опровергнуть лишь в том случае, если бы нашли в Евангелиях или вообще в Новом Завете хоть одно место, в котором запрещалось бы государственно-гражданским властям прибегать к средствам принудительного воздействия на злых людей. Но такого места не обретается и во всей Библии. При решительном его отсутствии не имела бы опровергающего нас значения даже ссылка на то, что, хотя, Нагорная беседа и не была обращена к представителям мирской власти, однако же в этой беседе есть заповеди, обязательные и для них. Что таковые заповеди есть в ней, странно было бы отрицать. Но разве следует из этого, чтобы и заповедь о непротивлении прямо относилась к ним, не как к частным лицам? Заповедь Спасителя о не осуждении ближних несомненно относилась и к ним. Однако же, Спаситель упрекал даже книжников и фарисеев за их пренебрежение к их судейским обязанностям. 941 Исполнение же последних неизбежно связано с применением насильственных мер по отношению к злым людям. 942

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

На вопрос Пресвятой Девы, почему Он не с ними, Иисус Христос отвечал: или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 463 Слова: Отцу Моему (τοξ Πατρς Μον) ясно и бесспорно выражают ту мысль, что Христос есть Сын Божий в особом смысле этих слов. Если бы Он здесь назвал Себя Сыном Божиим в том смысле, в каком нередко называли себя сынами Божиими иудеи по свидетельству ветхозаветных книг Священного Писания, 464 в таком случае Его ответ на вопрос своей матери был бы лишен всякого значения и смысла. Тогда было бы непонятно, почему же Он называет Бога именно Своим Отцом, а не общим для всех людей, и почему только Он должен быть в том, что принадлежит Богу? Объяснение же, предлагаемое гр. Толстым, не изъясняет, а лишь затемняет дело. Противореча евангельскому сказанию о чудесном происхождении и рождестве Христа и будучи, конечно, кощунственною мысль Л. Толстого, будто бы Спаситель в отроческий период Своей жизни называл Бога Своим отцом лишь вследствие неведения о земном отце Своем, представляется и сама по себе вовсе неудачною и неостроумною. Из чьего-либо неведения о родителе своем разве вытекает необходимость воображать себя не иначе, как сыном Самого Бога? Иисус же Христос уже в отроческий период Своей земной жизни изумлял много сведущих и опытных учителей Своими речами, свидетельствовавшими об Его необычайном разуме. 465 Если бы Он не сознавал Своего особого отношения к Богу, тогда Ему оставалось бы называть Своим отцом Иосифа. Это видно уже из следующих слов к Нему Его пречистой матери: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот отец твой и я с великой скорбью искали Тебя. 466 Будучи обрученною Иосифу и считаясь его супругою, пречистая матерь Христа не могла не называть Его отцом Иосифа в том смысле, что последний пред законом и людьми усыновил Его себе по Его человечеству самыми отношениями своими к Его матери по человечеству же. Вот почему и в последствии времени, когда Христос выступил на общественное служение человеческому роду, многие называли Его не иначе, как сыном Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010