Синезий родился в Кирене приблизительно в 370–375 гг. Будучи греком знатного происхождения, он гордился своими предками и возводил свой род к Гераклу. Учился он в Александрии, где его главным учителем оказалась дочь математика Теона – знаменитая Гипатия, возглавлявшая в то время философскую школу александрийского неоплатонизма. Годы пребывания Синезия в Александрии (393–395) были годами расцвета деятельности Гипатии, которая впоследствии трагически погибла, растерзанная толпой фанатически настроенных христиан. В настоящее время существует, правда, весьма серьезное сомнение в ее собственном языческом фанатизме (в чем ее подозревали). Как считает современная наука, Гипатия была, наоборот, таким философом, который достаточно спокойно относился и к собственной, и ко всем другим религиям. 1 Недаром она не участвовала в реставрация древнего язычества, предпринятой императором Юлианом, а, с другой стороны, среди ее учеников были и христиане, причем даже из духовных лиц. Гипатия, несомненно, признавала примат разума над религиозными верованиями. Синезий прямо говорил о том, что Гипатия – «гениальный философский учитель» (Epist. 137, 1525 А). Синезий был, по-видимому, весьма энергичным общественным деятелем, в силу чего он еще совсем молодым человеком участвовал в посольстве в Константинополь, обратившемся с просьбой к императору Аркадию о снижении налогов для киренцев и о защите Кирены от кочевых племен. Он и сам не раз возглавлял защиту своей родины от варваров. Ездил Синезий и в Афины, но покинул их разочарованным, не найдя там таких учителей, у которых мог бы поучиться. Особое значение в жизни Синезия имело одно событие: жителями и церковным клиром Птолемаиды (город в Киренаике) он был избран (вероятно, в 409 г.) епископом. Не исключена возможность, что Синезий принял крещение одновременно с епископством или вскоре после избрания. (Поначалу его епископство ограничивалось только административными и общественными функциями.) Умер Синезий в 413 г., пробыв епископом не более четырех лет. Его ранняя кончина объясняется семейными несчастьями, преждевременной смертью членов его семьи и собственной тяжелой, неизлечимой болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Адрес этот говорит сам за себя и потому мы считаем все комментарии к нему излишними. (Ред.) Высокопреосвещенный Владыко! В продолжение 20-летнего архипасторского управления Вашего пермскою епархией тагильские заводы паче всех пользовались и чувствовали Вашу любовь, Ваше высокое благорасположение и милости; и сие благословенное время на веки останется незабвенным по тем событиям, каким оно ознаменовано, по тем памятникам, какие оставило: в одних тагильских заводах воздвигнуто и украшено 14 новых храмов Божиих, основано и открыто 25 училищ и 3 детских приюта, кроме других благотворительных учреждений: госпиталей и богадельни для призрения недугов и дряхлости. Но преимущественным даром и особенною благодатию Отца небесного ознаменовано было сие время обращением заблудших на путь истины и спасения: десятки тысяч познали свое заблуждение, соединились со святою церковью; раскол, глубоко пустивший здесь корни, разросшийся с особенною силою, в течение почти целого столетия – со времени существования заводов, потрясен в самом основании и можно надеяться, что он скоро исчезнет совершенно. Таково всемогущество дара благодати, призванной на нижнетагильские заводы архипастырскими молитвами Вашими, чрез Ваши благопопечения, Ваши труды и заботливость: силою Вашего слова смягчались сердца, возбуждались ревность в вере, усердие к св. церкви, водворялись мир, любовь и согласие. Высылая за все сие благодарение Всевышнему, тагильские жители с живейшим усердием, желая от всей души выразить чувства своей любви и уважения к Вам, как к архипастырю и отцу за все добро, Вами для них соделанное, препровождют, вместе с сим, к Вашему Высокопреосвященству золотую с алмазами панагию, сделанную по особому заказу в Москве, нарочно для Вашего Высокопреосвященства. Примите, милостивый архипастырь, благосклонно этот малый знак любви к Вам тагильцев: пусть он будет служить знаком воспоминания о тагильских заводах и свидетельством о неизменной к Вам любви и преданности их жителей, пламенно желающих, да предстательствуете о них своими молитвами пред престолом Всевышнего и выну благословляете их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1860 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Пермской епархии Пермской митрополии), находится в пос. Николаевском Чернушинского р-на Пермского края. Основан по решению Синода от 25 дек. 1995 г. при храме свт. Николая Чудотворца (1860). В кон. XVIII в. на месте буд. монастыря существовала небольшая дер. Панова (до 100 чел.). Удачное местоположение, в т. ч. близость р. Танып, привлекло внимание помещика Е. Л. Чадина, к-рый, решив устроить здесь собственную резиденцию, выкупил землю в 4 верстах вниз по течению р. Танып, близ речки Ямашки. К нач. XIX в. на месте бывш. дер. Панова находились винокуренный завод и заводская слобода. В 1805 г. еп. Пермский и Екатеринбургский Иустин (Вишневский) выдал Чадину разрешение на строительство деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В следующем году заложили каменный фундамент, но по неизвестным причинам строительные работы были остановлены. В нач. 30-х гг. XIX в. владелец Николаевского винокуренного завода чиновник Ф. Д. Суворов обратился к еп. Пермскому Аркадию (Фёдорову) с прошением об открытии прихода. В 1834 г. причт прихода состоял из священника (первым был Василий Тимофеевич Пьянков) и диакона. Богослужения совершались во временной деревянной часовне (1834). В 1848 г. Суворов был похоронен у алтаря недостроенной церкви. 26 мая 1851 г. имение с Николаевским заводом приобрел П. Д. Дягилев (1808-1883), уроженец Перми, заводчик и меценат, дед известного импресарио С. П. Дягилева. В 1853 г. Дягилев обратился к архиеп. Пермскому и Верхотурскому Неофиту (Соснину) с просьбой способствовать завершению строительства при Николаевском заводе церкви, которую предложил посвятить Казанской иконе Божией Матери. Одновременно он инициировал возведение на месте часовни каменного храма во имя свт. Николая Чудотворца. На старом фундаменте была построена и 8 июня 1854 г. освящена кладбищенская Казанская ц. и в тот же день заложен Никольский храм. 14 авг. 1860 г. в присутствии многочисленных гостей архиеп. Пермский Неофит совершил великое освящение приходской Никольской ц. На строительство Дягилев потратил более 50 тыс. р. серебром.

http://pravenc.ru/text/2566162.html

Архиерея называли покровителем проповедничества и выдающимся мастером церковной проповеди ( Попов Е., прот. 1879. С. 112; Смолич. 1996. Ч. 1. С. 561); он поощрял талантливых проповедников. По его благословению в епархии были возведены первые единоверческие (см. ст. Единоверие ) храмы. При еп. Иустине по указу имп. Александра I Павловича от 31 дек. 1809 г. Тихвинская община-богадельня была обращена в екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинский) женский монастырь . Архиерей опубликовал «увещание» жителям Пермской губ. о прививании оспы, в 1818 г. для успокоения народа в храмах зачитывали воззвание еп. Иустина по случаю голода. В том же году учреждено местное отделение Российского библейского общества (РБО). Усилиями министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына и возглавляемого им РБО в Пермской епархии распространялись мистические книги и брошюры. В 1819 г. завершилось строительство кафедрального Преображенского собора, была заложена его колокольня. В 1823 г. 31 приход Перми и Пермского у. разделили на 4 благочиния (ГАПК. Ф. 109. Оп. 1. Д. 7. Л. 68). В нач. ХХ в. благочиннический округ обычно объединял 20-30 приходов. В результате ревизии епархии в 1821-1822 гг. секретарь консистории был уволен, архиерей отправлен на покой. До конца жизни еп. Иустин († 31 янв. 1826) проживал в Перми, был погребен под алтарем кафедрального собора. Его преемник, еп. Дионисий (Цветаев; 1823-1828), способствовал укреплению единоверия, а также вел борьбу с консисторией, пытаясь ограничить ее права. Сменивший его на кафедре еп. свт. Мелетий (Леонтович ; 1828-1831; впосл. архиепископ) из-за острого конфликта еп. Дионисия с консисторией, по словам своего преемника на Пермской кафедре, архиеп. Аркадия (Фёдорова) , «боялся Перми как огня» (РНБ ОР. Ф. 790. Ед. хр. 929. Л. 63). Тем не менее деятельность еп. свт. Мелетия на Пермской кафедре дала повод тому же архиеп. Аркадию назвать его «светильником Пермской епархии». Для подготовки студентов семинарии к принятию сана еп.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Надеюсь,что наша с Александром Николаевичем книга «Ландшафт отечественной словесности: Восхождение к источникам» найдёт своего читателя… 13 сентября, в 18-30, намечена презентация книги в «Доме А.Ф. Лосева» (ул. Арбат, д. 33). Приглашаем всех желающих! (Фотографии памятной встречи в Тарасовке выполнены Алексеем Новиковым и Маргаритой Бирюковой). Фото автора ПРИЛАГАЕМ СОДЕРЖАНИЕ И АННОТАЦИЮ НОВОЙ КНИГИ: Александр Стрижев, Маргарита Бирюкова. «ЛАНДШАФТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ: ВОСХОЖДЕНИЕ К ИСТОЧНИКАМ» ( СПб: Любавич. – 768 с., ил. Ответственный редактор В.А. Рыбакова, дизайн – Анастасия Евменова). БЛАГОДАРНОСТЬ: «Авторы выражают сердечную благодарность литературному фонду «Дорога жизни» и лично его президенту Дмитрию Александровичу Мизгулину за помощь в издании книги, а также редакторам отечественных журналов, сборников и ин­тернет-ресурсов: Александру Николаевичу Николюкину, Марине Валерьевне Гани­чевой, Сергею Ивановичу Котькало, Анатолию Дмитриевичу Степанову, Тамаре Васильевне Вересовой и Татьяне Никитичне Жуковской, издателю Аркадию Григо­рьевичу Елфимову — за многолетнее творческое сотрудничество и тёплое друже­ское отношение».   СОДЕРЖАНИЕ От авторов вместо введения. С. 4. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. Особое почитание Премудрости. С. 12. Митрополит Антоний (Храповицкий). Когда это кончится? [Слово о Софии Премудрости Божией]. С. 18. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. Труды и дни проповедника Иоанна Восторгова. С. 22. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. Возвращение Руси уходящей. С. 28. Лидия Васильевна Кобеляцкая. Вещий сон. С. 35. А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова. В Печеры – к познанию Святой Руси. С. 43. А. Н. Стрижев. Леонид Фёдорович Зуров: Биографический очерк. С. 57. М. А. Бирюкова. Несколько слов о современных исследователях жизни и творчества Леонида Фёдоровича Зурова. С. 62. А. Н. Стрижев. Василий Акимович Никифоров-Волгин. С. 66. А. Н. Стрижев. Василий Сергеевич Арсеньев (1829–1915). С. 69. Василий Сергеевич Арсеньев. О желательном направлении в познавании природы. С. 74.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/ma...

По его благословению с 1871 г. взносы духовенства на уч-ще стали обязательными. В пользу уч-ща поступали и пожертвования - пример здесь подавал сам епископ. К нач. 1874/75 уч. г. состоялся перевод Олонецкого епархиального жен. уч-ща из Каргополя в Петрозаводск и преобразование его в 3-классное. Первоначально уч-ще поместилось в новом полукаменном доме, выстроенном И. вблизи семинарии на пособие от Синода. Воспитанницы ходили в семинарскую церковь, пели на левом клиросе, пока 23 окт. 1875 г. владыка не освятил для них особую Покровскую ц., «впредь предназначенную быть домовой церковью Олонецких иерархов». При переезде на новое местожительство епископ передал уч-щу находившиеся при прежнем архиерейском доме церковь, 2 флигеля и службы. Кроме нового архиерейского дома И. построил загородную летнюю резиденцию на Древлянской даче, освятив в ней 6 июня 1871 г. домовую ц. в честь Преображения Господня и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Намеревался устроить часовню над могилой блж. Фаддея , для чего организовал сбор пожертвований (Олонецкие ГВ. 1876. 8). При И. завершилось строительство и внутренняя отделка нового кафедрального собора (реплика храма Христа Спасителя в Москве). Казенные средства, отпущенные на строительство, иссякли еще в 1869 г. Внутренние работы велись на пожертвования, собиравшиеся как по епархии, так и за ее пределами. И. также внес крупную сумму денег, что было отмечено 29 нояб. 1874 г. особым благословением Синода. Первая проповедь И. в новом соборе содержала призыв: «Помогите же храму сему!» Главный престол нового собора И. освятил 21 мая 1872 г. На следующий день, в 44-ю годовщину назначения на Олонецкую кафедру ее 1-го архипастыря, в соборе была совершена заупокойная литургия по Олонецким архиереям Игнатию (Семёнову) , Венедикту (Григоровичу) и Аркадию (Фёдорову), по скончавшимся клирикам епархии, строителям и благотворителям храмов. Левый и правый приделы собора И. освятил в честь Благовещения Пресв. Богородицы (28 мая) и в честь Вознесения Господня (13 авг.).

http://pravenc.ru/text/578362.html

Т. 1. С. 288. Примеч.). В описании 1628-1629 гг. зафиксированы вклады, сделанные в Яшезерский мон-рь представителями царского дома, церковными иерархами и др., по-видимому, в то время, когда мон-рем управлял И. В Благовещенской ц. хранились книги, пожертвованные царями Феодором Иоанновичем (Служебник, Цветная Триодь) и Василием Шуйским (Цветная Триодь с записью), царицей-инокиней Марфой (богато украшенное Евангелие, Псалтирь, Часовник), Новгородским митрополитом Исидором (Шестоднев), соловецкими игуменами Иаковом и Иринархом (Апостол, Минеи, Пролог, Шестоднев, Ирмологий), строителем Ионой, возможно это был И. или монах с тем же именем (Служебник, пергаменные Апостол и Пролог). По мнению Е. В. Барсова , царица-инокиня Марфа могла узнать о Благовещенской пуст. во время ссылки в Толвуйский погост (1601-1606). По крайней мере одна рукопись из б-ки Яшезерской обители сохранилась: Часовник 1-й пол. XVI в.- вклад монаха Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Андрея ( Пигин. 2003. С. 679). В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечено, что насельниками обители в этот период были 3 инока и иером. Иона (в писцовых книгах он не назван строителем, а промежуток в 50 лет между 1-м упоминанием пустыни и составлением писцовых книг не позволяет отождествить этого Иону с И.). При И. в обители были построены церкви в честь Благовещения с приделом свт. Николая Чудотворца и в честь Преображения Господня (2-й храм впервые внесен в писцовые книги 1628-1629 гг.), колокольня, 3 братские кельи и ограда, колесная мельница на ручье. По преданию, зафиксированному в донесении яшезерской хозяйственной комиссии Олонецкому и Петрозаводскому архиеп. Аркадию ( Фёдорову; 1851-1869), И. прокопал канал из Яшезера в оз. Сенное для лучшей рыбной ловли. По делам мон-ря он часто совершал путешествия верхом, для хозяйственных нужд вытачивал из дерева предметы. И. оставил завещание (не сохр.). В описи Яшезерской пуст. 1724 г., хранившейся в Олонецком архиерейском доме, сообщалось о «ветхом» духовном завещании И.

http://pravenc.ru/text/578262.html

Список всем учавствовамшим 1 имею честь представить при сем Вашему Высокопреосвященству. С глубочайшим высокопочитнием и совершенною преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивого архипастыря покорнейшим слугою Дмитрий Белов. Января 2 дня 1852 г. Нижнетагильск. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Аркадию, архиепискому олонецкому и петрозаводскому и кавалеру. 1 Всех участвовавших было около 120. Преосв. Аркадий отвечал каждому особым письмом. (Письма эти сохранились в черновых набросках. Из них нет двух, совершенно похожих одно на другое, не смотря на единство темы). Последним подписался пономарь. Письмо к нему преосвященного приводим здесь instar omnium. Любезный Савелий .....чь! Последний ты в списке оказавших посильное участие в выражении усердия мне – чрез прислание ко мне в Петрозаводск золотой с алмазами панагии. А какое число возлюбленнийших моих заключаешь ты? Бе же имен народа вкупе, яко сто и двадесять ( Деян.1:16 ). Близ сего число то, которое ты Савелий ....чь своим именем заключаешь. И так, я с тобою, как с последним, беседую... И так я тебя, как последняго, благодарю... Пусть так: но уста наша разверзошася и к тебе Савелий...чь; сердце наше распространилось: не тесно вмещается в нас ( 2Кор.6:11–12 ), все, все вы мои бесценные на заводах нижнетагильских сущие, украшающие высоту гор Уральских! Кто бо нам упование или венец похваления, не и вы ли, прел Господем нашим Иисусом Христом во пришествии Его; Вы бо есте слава наша и радость ( 1Сол.2:19–20 ). Тем же убо братие, нижнетагильские незабвенные, просим вы и молим о Христе Иисусе, якоже приясте от нас – от матери нашей святой церкви, – како подобает вам ходити и угождати Богови, якоже и ходите, да избыточествуете паче (4, 1). Весте бо какова повеление дахом вам Господем Иисусом: таже самая, что во св. евангелии Христовом, что в посланиях апостольских, что в писаниях отеческих, что в правилах соборных: сокращение сего прочтите сами (1 Сол. гл. 4 и 5) Братие, молитеся и о нас: молитеся и о том, кто, живя близ нас, для нас жить хотел; кто в Петрозаводске живя, в сердце своем носит нас!

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

В сер. XIX в. началось возрождение мон-ря по инициативе дочери зажиточного крестьянина Ирбитского у. К. П. Зыряновой, обратившейся с ходатайством об открытии обители к С.-Петербургскому митр. Исидору (Никольскому) , свт. Филарету (Дроздову) , Пермскому архиеп. Аркадию (Фёдорову) , обер-прокурору Синода гр. А. П. Толстому . В 1848 г. на деньги Зыряновой в устрояемом мон-ре был построен Троицкий храм, в 1850 г.- сев. келейный корпус. В 1861 г. к Троицкому храму был пристроен сев. придел в честь Владимирской иконы Божией Матери, в 1883 г.- юж. придел во имя вмц. Екатерины. В 1854 г. крестьяне выделили для общины 2340 кв. саж. земли. В 1861 г. была зарегистрирована Свято-Троицкая жен. община, в к-рой состояли ок. 20 сестер. В 1863 г. для общины построили новый сестринский корпус, в 1866 г. была заложена и в 1867 г. освящена домовая надвратная ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В 1862 г. при общине открылась школа для сирот (впосл. церковноприходская). В 1868 г. община была преобразована в третьеклассный общежительный мон-рь, настоятельницей назначена Зырянова, в 1867 г. принявшая постриг с именем Евсевия (в 1869 возведена в сан игумении, скончалась в 1889, приняв схиму с именем Евстолия). Во 2-й пол. XIX в. земельные владения В. м. увеличились, гл. источниками материальных средств обители стали хлебопашество и скотоводство. В мон-ре процветало чеботарное дело, свечное производство было самым крупным в Шадринском у. В 1893 г. состоялась закладка храма во имя свт. Николая Чудотворца (освящен в 1899). На монастырской заимке в 1904-1906 гг. была построена и в 1907 г. освящена Свято-Духовская ц. В нач. 90-х гг. XIX в. в обители жили 36 монахинь и 204 послушницы, в 1917 г.- 55 монахинь и 363 послушницы. В 1924 г. В. м. закрыли, его постройки передали совхозу. Решением Свящ. Синода РПЦ 22 февр. 1995 г. В. м. был возобновлен, к нояб. 2003 г. в обители живут настоятельница мон. Серафима (Альховская), 5 монахинь, 1 послушница. Восстанавливается Никольская ц., построены 2 келейных корпуса, богослужения совершаются в домовых церквах Введенской и во имя прп. Серафима Саровского. В мон-ре хранятся частицы мощей прп. Далмата, прп. Серафима , Оптинских старцев, вел. кн. Елисаветы Феодоровны , свт. Иннокентия (Кульчицкого) .

http://pravenc.ru/text/158204.html

Большую помощь в этой работе ему оказал архиепископ Аркадий, который советовал познакомить сперва учащихся семинарии с наиболее распространённой в среде старообрядцев книгой – «Поморскими ответами» (Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита», опубл. 1723). Остальные произведения надо по возможности изучать, но «полное изучение раскола может быть приобретено не в школе, а на арене миссии» 547 . Владыка желал: «потщитеся, возлюбленнейший о. ректор, хотя сколько -нибудь очистить от заразы раскола нашу страну, толико благоухающую святыми!» 548 Так как в Олонецкой семинарии отсутствовали противораскрольничьи книги, то Феофан Затворник предлагает архиепископу перенести в семинарскую библиотеку книги из собора 549 , академического правления 550 , также раскольничьи книги 551 , многие рукописи по благословению Владыки переписываются. Среди упоминаемых раскольничьих сочинений-Семена Денисова «Виноград российский или история краткая о страдальцах» (Нач.: «Предивный и всесладчайший виноград Российския земли...») 552 , соборник «Альфа и Омега», выписка из книги Андрея Денисова о видении девицею Петра Екклесиарха по его преставлении, книга страстей Господних, житие и страдание Соловецких чудотворцев 553 , Полиевкта эпистолия 554 , «Послание Аввакума» 555 , «Послание Соловецкого монастыря 556 , Симона Юршева «Разглагольствование, или беседование старообрядца с новообрядцем», «Сказание отчасти, ведомости ради православным, о превращении новых книг и богомерзких ересей в них и плевелах, их же враг человек посеял на погибель душам христианским, паче же на истребление православныя веры сотвори сие льстивый сатана» – глава из «Ответа нашего о православнех догматех», составленного раскольником пустоезерцем Фёдором Ивановым, «1823 года октября месяца Увещание ко всем христианам», «Сказание о Лестовке и о молитве Иисусовой», «О нынешнем веке», «Сказание, ком у о чем молиться», «Письмо к епископу Аркадию Лексинской миссионерки» (письма племянницы тихвиноборского священника Стефана Богословского, насельницы старообрядческого общежительства Федосьи Ивановны к архиепископу Аркадию (1852)), «Прение игумена Илии и книжного справщиком Григорием Онисимовым по поводу исправления составленного Лаврентием Зизанием Катехизиса» 557 , Службы основателям Выговской общины, почитаемых в лике святых 558 , и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010