3327. Дом Константинопольского патриарха Нектария (381–397) был сожжен арианами в 388 г. 3328. Сын императора Феодосия Аркадий, август с 383 г. 3329. Часть римского права, регламентирующая отношения между римлянами и чужеземцами. 3330. См.: Ириней Лионский, haer. 1. 1 ; Тертуллиан, adu. ualent.; блж. Августин, haeres. 11. 3331. Юпитер, Юнона, Аполлон, Диана, Минерва, Марс, Нептун, Венера, Церера, Либер, Меркурий, Вулкан. 3332. Память семи братьев Маккавеев отмечалась 1 августа. 3333. См.: Числ 21:21–31; 21. 1–3; Исх. 14:4. Цар. 25:1; 1Езд. 1. 3334. Ср.:2 Цар. 7:8–16. 3335. Имеется в виду узурпатор Магн Максим. 3336. После поражений под Сисцией (совр. Сисак в Хорватии) и Петавионом (совр. Птуй в Словении) Максим бежал в Аквилею. 3337. Речь идет об Андрагафии, который, оставив армию под Сисцией, возглавил морскую флотилию Максима. Узнав о смерти Максима, покончил с собой. 3338. Войско Феодосия состояло из готов, гуннов и аланов. 3339. Ср.: Рим. 5:6. 3340. См.: Лк. 7:43. 3341. Ср.: Суд. 6:28–31. 3342. Ср.: Ин. 8:18–19. 3343. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду указ от 388 г. (Cod. Theod. 16. 5. 14), запрещавший собрание еретических сект. – Примеч. пер. 3344. См.:4 Цар. 23:3–25. 3345. См. примеч. к epist. 73. 13. 3346. Комит Востока. 3347. Аркадий и Гонорий. 3348. Мятеж 387 г. в Антиохии с низвержением императорских статуй, которому посвящены знаменитые «Беседы о статуях» свт. Иоанна Златоуста. 3349. Узурпатора Максима. 3350. Написано в марте 386 г., во время конфликта между императрицей Юстиной, поддерживающей ариан, и свт. Амвросием. В ходе конфликта от святителя потребовали отдать одну из базилик арианам, см.: epist. 75а, 76, 77; блж. Августин, conf. 9. 7. См. также: Liebeschuetz. Р. 124–136. 3351. Арианский епископ г. Дуросторум (ныне г. Силистра в Болгарии) Меркурий по прибытии в Медиолан взял себе имя Авксентий в честь епископа–арианина Авксентия, предшественника свт. Амвросия на Медиоланской кафедре. 3352. Император Валентиниан I (364–375). 3353. См.: Сократ, hist. eccl. 4. 1; Феодорит, hist. eccl. 3. 16.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Церковь чтит память преподобных Ксенофонта и Марии и сыновей их, Аркадия и Иоанна 8 февраля, 2013. Новостная служба Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. 8 февраля. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их, Аркадия и Иоанна. Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Икона, именуемая Одигитрия-Афонская Она находится на Афоне, в Ксенофской обители. С незапамятных времён прежде находилась в Ватопедском монастыре: но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем Одигитрия, или Смоленская (см. под 28 июля). Икона Ватопедская, Отрада, или Утешение Такая икона находится на Афоне в Ватопедском монастыре, который устроен в царствование Константина Великого . Близ сего монастыря в 395 году, во время сильной бури упал из корабля в море царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, и был поглощён волнами. Все были в ужасе, что царевич погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Тут спутники Аркадия случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели здесь под одним из кустов спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своём чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. От этого дано монастырю название Ватопед, то есть куст отрока. Император Феодосий, в память избавления своего сына, распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием. Чудотворная икона стоит в приделе, посвящённом её имени. Лицо Богоматери на сей иконе выражает сострадательную любовь, взор Её дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно: движение гнева заметно во всех чертах: взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется ещё следующее сказание: в 807 году, 21 января, шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете дня, как только растворятся ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить иноков и разграбить монастырское имущество. Разбойники укрылись на берегу в прилежащих к монастырю кустарниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Император же Аркадий пишет римскому папе Иннокентию письмо, в котором было сказано следующее: 1235 «Победитель, обращающий в бегство врагов, Аркадий отцу нашему, римскому папе Иннокентию – здравствовать. Некоторые из египетских монахов, достигнув царствующего града, пожаловались нам на Феофила, епископа Александрийского, и подали нам против него письменные обвинения. Итак, мы приказали послать его сюда вместе с некой женщиной по имени Феодота, которая, как говорят, знает основание всего дела, а кроме того вместе с епископами и клириками, предполагающими выдвинуть против него обвинения, и всеми, нуждающимися в том, чтобы их рассудил Бог в присутствии епископов. Ибо такой собор, который мы собираем, оставляет в стороне всякое порочное подозрение и, одновременно, без всякого сочувствия и пристрастия возвещает справедливость обеим сторонам. Итак, да сочтет справедливым твоя отеческая святость написать в каждый город, как обычно, тем, кто приходит на постоянно созываемые соборы, чтобы они собрались в самом царственном граде. И вместе с ними я собираю посланников апостольского престола, которые должны сидеть вместе с нашими боголюбивыми епископами и высказывать суждения обо всем, что касается церковных канонов и установлений. Ибо мы не допускаем, что такая тема является непродуманной и нежелательной, но изложим ее яснейшим образом. Будь здрав, молясь за нас, честной отче». Пишет он также и своему брату Гонорию следующее 1236 : «Поскольку вероятно, когда мы были заняты делами империи, Феофил, епископ Александрийский, втайне поторопился лишить нас империи и чести с помощью обмана, совершенного им вопреки канонам на территории его епископии (ибо некоторые монахи из египетских монастырей пришли к нам и передали нам немало жалоб и письменных обвинений против него, и мы не считаем, что возможно пройти мимо хоть одной из глав, не подвергнув ее судебному разбирательству 1237 , то пусть твоя кротость позаботится об этом и подготовит папу Иннокентия к тому, чтобы он послал епископов Галлии вместе с его посланниками, чтобы мы, взыскав суда с епископами наших епархий, вынесли нелицеприятное решение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

 45. Оскорбленная проповедями Иоанна, императрица собирает собор для его осуждения 1256 . Императрица, узнав об этом, пожаловалась императору на оскорбление, назвав свое оскорбление его оскорблением, и готовит императора 1257 издать приказ о созыве собора против Иоанна, чтобы изгнать его из Церкви, Посылает она письмо и Феофилу, епископу Александрийскому, чтобы он, ничего не боясь, скорее пришел в Константинополь и собрал множество епископов, дабы состоялся собор против Иоанна 1258 . Она также готовит к этому и Севериана Гавальского, ибо он еще сохранял на него обиду. Через короткое время 1259 прибыл к ним и Феофил с кораблями, нагруженными сокровищами Египта и самой Индии 1260 . Когда все собрались в Константинополе, ни папские легаты, ни епископы Римской Церкви не прибыли. Император же Аркадий вообще не пришел встретиться с Феофилом, недоумевая по поводу отсутствия римлян, но не зная, что они не получили другие его письма, которые должны были объявить о прибытии восточных епископов. Императрица же Евдоксия, призвав к себе Феофила с прибывшими вместе с ним епископами, поручила им, чтобы они выполнили ее желание относительно Иоанна – низложить его с престола любым способом, которым они захотят, уговорившись с ними склонить императора присоединиться к их суду. Обнаружив, что и они жаждут [исполнения] плана, который она составила для его низложения, наградив их дарами и получив от них подтверждение относительно всего этого, она отослала их из дворца. Аркадий, впрочем, ничего об этом не знал. Иоанн же, узнав о намерении епископов и о том, что было им поручено императрицей, произнося в церкви одну проповедь, сказал против них так: «Собрались против меня священники, вкушающие от нечестивой трапезы Иезавели, чтобы я мог сказать им. Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему ( 3Цар. 18:21 ), если же трапеза Иезавели является вашим богом, вы, вкусив ее, изблюете» 1261 . Одновременно и против Феофила он сказал следующее:«Кто из египтян когда-либо, подобно Феофилу, следовал на привязи за невоздержанными женщинами? Кто из тех истинных боголюбцев не гнушался той нечестивой Евдоксией, словно Иосиф славы Пентефры? 1262 Феофил и бывшие с ним епископы, узнав об этом, пришли к императору Аркадию, показав ему списки проповедей Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Запись, составленная в присутствии прибывших из Рима епископов и пресвитеров. В лето правления государей наших – Флавия Феодосия тринадцатое и Флавия Валентиниана третие, в шестые иды июля, а по счету египтян в шестнадцатый день месяца Епифи, когда собрался собор в митрополии ефесской, по повелению благочестивейших и христолюбивых императоров, и когда воссели, в епископской церкви боголюбезнейшего епископа Мемнона, боголюбезнейшие епископы Кирилл александрийский , занимавший также место святейшего и блаженнейшего архиепископа римской церкви Келестина, Ювеналий иерусалимский, Мемнон ефесский, Флавиан филиппийский, занимавший также место Руфа благочестивейшего епископа фессалоникийского, Феодот анкирский из Галатии первой, Фирм кесарийский из Каппадокии первой, и все епископы, которые по порядку означены выше, и Весула диакон карфагенский, – когда вошли также и воссели пришедшие с Запада боголюбезнейшие и благочестивейшие епископы и легаты Аркадий и Проэкт, и боголюбезнейший Филипп, апостольского престола пресвитер и легат. Филипп, пресвитер и легат апостольского престола, сказал: благодарим св. и покланяемую Троицу, что удостоила нас смиренных присутствовать на вашем святом соборе. Уже давно святейший и блаженнейший наш папа Келестин, епископ апостольского престола, в послании своем к святому и честнейшему мужу, епископу александрийской церкви Кириллу, сделал определение о настоящем деле, и это послание предъявлено вашему святому собранию. Теперь же опять, для утверждения кафолической веры, он послал к вашему благочестию послание, которое, приняв от нас, повелите подобающим образом прочитать пред св. собором и внести в церковные записи. Аркадий, епископ и легат римской церкви, сказал: да повелит ваше блаженство прочитать присланное вам послание святого и со всяким почтением именуемого папы Келестина, епископа апостольского престола, из которого (послания) ваше блаженство может узнать, какое имеет он попечение о всех церквах. Проэкт, епископ и легат римской церкви, сказал: да повелит ваше блаженство прочитать присланное вам послание святого и со всяким почтением именуемого папы Келестина, епископа апостольского престола, из которого (послания) ваше блаженство может узнать, какое имеет он попечение о всех церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Письмо это Амвросий подписал собственноручно, и этим самым, очевидно, усвоял уже Кириллу звание митрополита. Воздав в нем Кириллу с братией, чувствительное благодарение за неоставление его в забвении чрез почтенных послов, господина епископа Онуфрия и инока Павла“, Амвросий посылал чрез них же мир и благословение господину епископу Аркадию Славскому и всем последователям австрийского священства, „в Буковине, в Молдавии, в Волохии и в Турции живущим“. О живущих же в России и имеющих даже своего епископа, Павел опять не нашел удобным сообщить Амвросию, и потому в письме не преподавались им мир и благословение. Нарочитое же упоминание об Аркадий Славском на сей раз имело для Павла особенную важность, при предстоявшем свиданий с Аркадием: вручая ему для прочтения письмо Амвросия, в котором преподается ему мир и благословение, Павел вместе с этим представлял ему документальное доказательство, что и сам Амвросий признал Кирилла в звании белокриницкого митрополита, а потому для него, Аркадия, нет уже никаких оснований отказывать Кириллу в этом признании и с своей стороны 388 . Вообще, Павел и Онуфрий ехали в Славу с полной уверенностью благополучно окончить дело о Кирилле. Совершив путешествие от Цилли до Вены и от Вены по Дунаю до Тульчи, они приехали в Славский скит в конце сентября 1850 г. Положение Аркадия в качестве епископа некрасовцев было тогда уже значительно упрочено со стороны турецкого правительства. Этим Аркадий весьма много обязан был Осипу Семенову Гончарову. В 1848 году Гончаров ездил хлопотать по его делу нарочно в Константинополь, где находилась тогда депутация от сарыкойцев, прибывшая ходатайствовать пред высшим турецким правительством о предании новому суду и Аркадия и всех добруджинских последователей белокриницкого священства. На пути туда, в Тульче, Гончаров виделся с каким-то важным турецким вельможей, которому рекомендовали его константинопольские друзья-поляки, и был обнадежен этим сановником в благополучном исходе дела. В Константинополе, по ходатайству Чайковского, он был принять военным министром, сераскир-пашей, и изложил ему свое дело, а тот отправился даже хлопотать за него к самому великому визирю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В сем году царица Евдоксия приказала поставить серебряную свою статую на месте, называемом Питтакия, близ церкви святой Ирины. Начальник города, приверженец манихейской ереси и эллинских обычаев, учредил пред колонною рукоплескания, песни и пляски, чтó производило большой шум и огорчало епископа, не позволяя ему спокойно совершать божественную литургию и часто прерывая поющих. Священный Иоанн обратил к нему обличительное слово, а тот возбудил Евдоксию против Иоанна, якобы он негодует на почести, воздаваемые статуе императрицы; отсюда опять ненависть против Иоанна, опять гнев. Тогда-то он произнес слово, которое начинается так: «Паки Иродия бесится». Это произвело совершенную вражду царицы против него, следствием коей было вторичное низложение и заточение. Народ сжег церковь и многие подверглись опасности из-за Иоанна. Он 34 был изгнан из города 35 , сослан в Кукуз 36 , а оттуда перемещен в Питиурт 37 . Прибывши в Команы, город Армении, он скончался о Господе. По изгнании его поставлен был на его место Арсакий, брат Нектария, предшественника Златоустова. Иннокентий Римский и Флавиан Антиохийский не учавствовали в изгнании Иоанна, напротив посланиями своими утешали священнослужителей и негодовали на дерзкий поступок с Иоанном. Епифаний отправился в Кипр, и, кажется, Бог открыл ему представление его. Говорят также, что Епифаний предсказал кончину Иоанну в заточении, а Иоанн Епифанию в плавании по морю. Епифаний сказал сопровождающим его: «Я спешу, и вам оставляю книги, город и искусство лицемерия». л. м. 5899, Р. Х. 399. Первый год правления Арсакия, епископа Константинопольского. В сем году император Аркадий отправился в Карию, где, говорят, пострадал святой мученик Акакий, молился там, и когда выходил из храма, то внезапно обрушился величайший в городе дом. Спасшийся народ приписал сохранение свое молитвам царя. л. м. 5900, Р. Х. 400. В сем году земля ревела в Риме целых семь дней, а в Равенне убит знаменитейший муж, Стиликон, вместе с другими вельможами. В том же году скончался Аркадий одиннадцатых календ сентябрских 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Первый год правления Римских императоров Аркадия и Гонория, а в Персии царя Исдегерда. В сем году Аркадий, провозглашенный самодержцем, построил большой портик 29 перед преторией. л. м. 5888, Р. Х. 388. Первый год епископства в Риме Анастасия. л. м. 5890, Р. Х. 390. Первый год епископства в Риме Иннокентия, а в Антиохии Флавиана. В сем году, 6 календ месяца (павна) перенесены мощи святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна в Александрию. л. м. 5891, Р. Х. 391. В сем году в Александрии сожжен знаменитейший муж Анатолий. Царь Аркадий завел в Константинополе собственный отряд 30 воинов, которых назвал аркадийцами. л. м. 5892, Р. Х. 392. В сем году скончался Нектарий, епископ Константинопольский. Феофил Александрийский, случившийся при том, старался воспрепятствовать выбору Иоанна Златоустог о, представляя в епископы царственного града священника своего, Исидора, который был при нем диаконом во время войны Феодосия с тираном Максимом, Феофил заручился даже двусмысленными письмами и дарами от своего клиента; но император и весь город предпочли рукоположить в преемники Нектарию Иоанна, призвались царем для сей цели из Антиохии. Иоанн происходил от знаменитейших граждан антиохийских, отца Секунда и матери Анфусы; был он муж, приводивший своей ученостью и обилием божественной благодати самых сильных эллинских мудрецов в удивление. Почему Ливаний, когда перед смертью его спросили у него ученики, кто будет заведывать после него училищем его, отвечал: «Я назвал бы Иоанна, если б не перехватили его у нас христиане». Священное писание Златоуст изучал у Картерия, настоятеля монастыря, все же прочие науки у названного выше Ливания. В том же году императору Аркадию родился сын от августы Евдоксии, Феодосий малый, которого воспринимал от купели Иоанн Златоуст . л. м. 5893, Р. Х. 393. Первый год епископства Иоанна Златоуста в Константинополе. На седьмом году Аркадию родился сын от Евдоксии, Феодосий малый. л. м. 5894, Р. Х. 394. Первый год епископства Иоанна в Иерусалиме. В сем году Гайнас возмутился против Аркадия и много зла наделал в Византии. Взяв клятву с Аркадия и взаимно поклявшись ему в храме Евфимии в Халкидоне, он клятву нарушил, произвел многие злодеяния, грабил и неистовствовал, потом, удалившись в Херсонес Фракийский, приготовил себе легкие суда, чтобы перебраться в Азию и завладеть восточными городами. Тут произошла большая битва на суше и на море, в которой Гайнас погиб с своим войском. л. м. 5895, Р. Х. 395.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

29) Проказа одна из самых заразительных, ужасных и, по большей части, смертельных болезней. Обычно различают три вида ее: белая, черная и красная или елефантиас. Самая заразительная последняя. Название эти соответствуют трем различным цветам ее пятен на теле, предваряющим появление на нем гнилостных струпьев. 30) Литра – мера веса, равная 72 золотникам. Серебряная литра стоила до 42 руб., а золотая до 506 рублей. 31) Феодосий Великий царствовал с 389 г. до 395 г. на Востоке, а с 392 г. до 395 г. и на Западе Греко-Римской империи. Он нанес окончательной удар язычеству: сделавшись в 392 году единодержавным. Феодосий издал закон, по которому служение богам признавалось таким же преступлением, как и оскорбление величества. 32) Аркадий, восточно-римский император, сын Феодосия Великого, по смерти отца (395 г.) получил т. н. Восточную империю, тогда как брат его Гонорий получил Западную; родился в 377 г. ум. в 408. Во всё время его царствование государством управляли люди, умевшие подчинить своему влиянию слабохарактерного императора. Так, в начале его царствования государством управлял Руфин, увеличивший и без того огромную тяжесть налогов, умноживший число штрафов и тем наведший ужас на империю. По смерти Руфина его место занял евнух Евтропий, а когда императрица Евдоксия добилась его казни (399 г.), Аркадий всецело подчинился влиянию своей супруги, известной враждебным отяошением к св. Иоаану Златоустому, бывшему тогда Константинопольским патриархом. При императоре Аркадии миссионеры, снабженные его граматами, проповедывали христианство по тем местам провинций, где еще находились язычники. Гонорий, брат Аркадия, был западно-римским императором. В начале его царствования во главе управления стоял умной политик и знаменитой полководец Стилихон, не раз отражавший нападения на империю вест-готов, вандалов, свевов, бургундов. После его падения и казни дела империи пошли к худшему. В 408 году предводитель вест-готов Аларих осадил Рим и заставил заплатить тяжелую дань, а в 410 году он овладел городом и отдал его на разграбление войскам. По смерти Алариха шурин его Атаульф заключил с Гонорием мир, после которого вест-готы удалились за Альпы. При Гонории в 411 г. был созван собор против раскольников донатистов, отделившихся от Церкви за то, что она принимала покаявшихся отступников во время гонений; потому что по их мнению Церковь перестаёт быть святою, если среди членов находятся грешники. По приказанию Гонория были разрушены все оставшиеся языческие храмы, а сами язычники были удалены от государственных должностей.

http://pravicon.com/info-2321

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010