Год назад Мишель Обама, супруга Президента США, посетила ваш храм, и увиденное произвело на нее неизгладимое впечатление. Она не только высоко оценила работу общины, училища и начальной школы, но и рассказала об этом всему миру в самых теплых словах. Но — и это является наиболее важным — есть и Тот, кто следит за вашей работой и по-настоящему радуется — это сам Господь наш Иисус Христос, который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Продолжайте, дорогие сестры, делать святые дела любви с усердием, зная, что служите самому Христу! Сегодня, когда «профессионализм» охладил любовь и вторгся как холодный ветер в область здравоохранения и образования, продолжайте, усиливая ежедневно свое рвение и священный энтузиазм, вытирать слезы, поддерживать души, утешать сердца, приводить их, как и многих других, ко Христу. Помните предписание апостола Павла: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13, 16). И вы, дорогие ученицы, подражайте любви сестер. Бог не забыл вас, Он направил к вам Своих людей, чтобы они о вас заботились, наставляли и дарили любовь и покровительство. Мы вас тоже любим, и когда вернемся в Константинополь, не забудем о вас, будем молиться о вас Пресвятой Богородице, Великой Матери всех христиан. Из глубины нашего сердца мы передаем вам теплую отеческую молитву и наше Патриаршее благословение. Живите, преуспевайте, храните веру во Христа и в Его промышление о вас, благоугождайте Ему святой жизнью. Мы всем вам благодарны за теплый прием, за ваши добрые слова и улыбки. Особо благодарим протоиерея Аркадия за его почтительное приветствие. Живите, дорогой отец Аркадий, еще многие лета евангельского свидетельства, получая от Господа вознаграждение, уготованное для верных и достойных домостроителей Его благодати! Пусть Дух Святой, которому посвящена эта седмица, сохранит, освятит, усилит, освежит духовно, утешит и оживотворит всех вас!» Предстоятель Константинопольской Православной Церкви подарил протоиерею Аркадию Шатову наперсный крест.

http://patriarchia.ru/db/text/1166689.ht...

Поэтому и епископ Феофил Александрийский так относился к нему. Но сам он не давал объяснений по поводу таковых суждений, всегда имея в уме слово апостола, сказавшего: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым ( Гал. 1:10 ).  30. Изгнание ариан. В то время ариане имели свой молитвенный дом в городе 1208 , и об этом очень беспокоился епископ Иоанн, моля Бога дать ему силу навсегда изгнать их из города, что именно Он и совершил, призрев на мольбы своего искреннего раба, следующим образом. Когда наступил праздник Святого Богоявления, именуемый Просвещением, пришел император Аркадий вместе с августой 1209 в святую церковь , чтобы принять участие в богослужении и приобщиться страшных и животворящих Таин Христа Бога нашего. После того как они пришли к епископу и, приняв святые его молитвы, сели, император, внимательно посмотрев на него, говорит ему: «Воистину, отче, со времен великого императора Константина еще не удостаивался град сей епископа и учителя, равного тебе по святости и поэтому мы благодарим человеколюбивого Бога за то, что Он послал тебя нам как руководителя в полезных делах. Итак, будь сильным и мужайся, раб Божий и новый апостол». Блаженный же Иоанн, вдохновленный Духом Святым, сказал императору: «Имею слово к тебе, благочестивый государь». Он же отвечал ему: «Говори, отче честной». Тот же, отвечая, сказал ему притчей: «Тому, кто носит царский венец и собирает для его устроения драгоценные камни, не следует смешивать и соединять с ними [камни] видом темные и мрачные и заглушать славное и яркое сияние, чтобы не посрамить этим всю красоту венца. Таким же самым образом и желающие сплести себе небесные венцы не должны допускать, чтобы они в чем-либо имели недостаток. В свою очередь и Сам Господь говорит: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани ( Мф. 9:16 ), и еще: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Отвечая, император сказал ему: «Истолкуй нам эту притчу». Тогда он говорит ему: «Вот, как видишь, господин и государь, ныне весь город пребывает в благочестии и православии, воздерживаясь вовсе от всех прежних вредоносных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Итак, главный смысл этого замечательного современного событиям документа заключался в том, что Синезий, понимая опасность, грозившую со стороны готов государству, советовал удалить их из войска, набрать свое, местное войско и после этого превратить варваров в земледельцев, а если бы они этого не пожелали, очистить них территорию римского государства, удалив их за Дунай, т. е. туда, откуда они пришли. Наиболее влиятельный начальник войска в империи, вышеупомянутый гот Гайна, не мог спокойно сносить исключительного влияния временщика Евтропия, и удобный случай действовать скоро представился. В это время готы, поселенные еще Феодосием Великим в малоазиатской области Фригии, подняли восстание под предводительством своего вождя Трибигильда и разоряли страну. Отправленный против бунтовщика Гайна оказался его тайным союзником. Подав друг другу руки и намеренно допустив поражение высланных против Трибигильда императорских отрядов, они сделались господами положения и заявили императору требование об удалении и выдаче им Евтропия. Против последнего была также очень раздражена супруга Аркадия Евдоксия и партия Аврелиана. Поставленный в безвыходное положение благодаря германским успехам, Аркадий должен был уступить: он отправил Евтропия в ссылку (399 г.). Но это не удовлетворило торжествовавших готов, которые принудили императора вернуть Евтропия в столицу, предать суду и казнить. После этого Гайна потребовал у императора уступки арианам-готам одного из столичных храмов для отправления в нем арианского богослужения. Но этому решительно воспротивился константинопольский епископ Иоанн Златоуст, и Гайна, зная, что на стороне последнего стояла не только вся столица, но и большая часть населения империи, более не настаивал на своем требовании. Обосновавшись в столице, готы стали полными распорядителями судеб государства. Аркадий и столичное население понимали весь ужас положения. Однако Гайна, несмотря на все успехи, не смог удержаться в Константинополе. Во время отсутствия его в столице там вспыхнуло восстание; многие готы были перебиты. Гайна не смог вернуться в столицу. Воспрянувший духом Аркадий отправил против него верного язычника-гота Фравитту, который разбил Гайну во время попытки последнего переправиться в Малую Азию. Гайна бежал во Фракию, где попал в плен к гуннскому вождю, который, отрубив ему голову, послал ее в виде подарка Аркадию. Таким образом, грозная германская опасность была устранена благодаря германцу же язычнику Фравитте, удостоенному за эту великую услугу консульского звания. Готский вопрос в начале V века был решен в пользу правительства. Позднейшие попытки готов возвратить утраченное влияние уже не имели большого значения.

http://sedmitza.ru/lib/text/434253/

Между тем самого Аркадия также постигла невзгода. Кельсиев был очень раздосадован тем, что Аркадий прекратил с ним дело о заведении типографии в Славском скиту, передав его в другие руки; в то же время дошли до него вести, что у Аркадия происходили сношения с русским правительством, шли переговоры о переходе в Россию; Кельсиев приобрел даже копию с какого-то документа, в роде адреса от имени Аркадия и Гончарова, с выражением верноподданнических чувств к Русскому Императору. Адрес этот он перевел на французский язык и напечатал в константинопольской газете. Это обратило на него внимание турецкого правительства. В Константинополе придали делу большую важность и решили строго наказать виновных: вместе с Аркадием и Гончаровым предположено было послать в заточение еще двенадцать человек из некрасовских старшин. Об этом Аркадия заблаговременно известили из Царьграда, и он немедленно уехал в Измаил, откуда обращался с просьбой о защите к русскому консулу; он просил даже о дозволении немедленно переселиться в Россию. Но в это время, по собственному выражению Аркадия, «турецкое министерство приняло иной дух», и потому Аркадий отложал свое возвращение в Россию. Все дело успел поправить сильно хлопотавший в Константинополе Гончаров, которому и на этот раз помогли его приятели из пашей польского происхождения. С их помощью Гончаров успел объяснить правительству, что ни он, ни Аркадий никакого адреса Русскому Царю никогда не подавали, что напечатанный во французской газете не больше как злостная интрига, направленная против них, с целию оклеветать их пред высоким турецким правительством в отмщение за их испытанную верность всепресветлейшему султану и что все сношения их с русским правительством состояли в подаче нескольких прошений об освобождении взятых во время последней войны двух некрасовских архиереев и задержанного в России белокриницкого архимандрита Геронтия, в удостоверение чего представил и копию с подлинных прошений, оставленных русским правительством без внимания; в доказательство же неизменной верности и преданности Ηекрасовцев турецкому правительству, он сослался на свои личные услуги султанскому престолу, которые исчислил во всей подробности, и на всем известную храбрость, с какою Некрасовцы сражались против Русских. Приняв все это во внимание и рассудив, кроме того, что взятием епископа у Некрасовцев можно возбудить опасные волнения в этом беспокойном народе, турецкое правительство решило оставить дело об адресе без всяких последствий, «предать забвению». И таким образом епископ Аркадий, вместо того чтоб ехать в Россию, возвратился в свою богоспасаемую Славскую обитель, в которой пребывает и доселе. История об адресе изменила только его отношения к Кельсиеву: этот последний больше не ездил уже в Славский скит, а жил преимуществеано в Тульче. 141

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Хотя существование австрийской иерархии у некрасовцев и было уже дозволено турецким правительством, но им желательно было, для вящшего торжества над ее противниками и для совершенного ее обеспечения на будущее время, получить не дозволение только, а и законное ее утверждение самим султаном, с признанием прав ее, как иерархии, ни от какой духовной власти в Турции независимой. Учреждение архиепископии в Славе еще более усилило эти желания принявших иерархию некрасовцев. Сначала они хотели употребить в посредство для ходатайств в Константинополе местную турецкую власть – в Бабадаге; но с ее стороны не изъявлено было особой готовности ходатайствовать за новое духовенство некрасовцев. Видя это и, по учреждении архиепископии, воспалившись особенным желанием со всею прочностию утвердить в Добруджне духовенство австрийское, главный ревнитель его, Гончаров, ободренный своими недавними успехами в Царь-граде и крепко надеясь на помощь Чайковского и прочих „благодетельных панов“, решился действовать самостоятельно, принять все хлопоты по этому делу на себя. Он взял в товарищи себе, как второго депутата от некрасовцев, Михайлу Андреева, и отправился с этою целию в Константинополь. „После трехлетнего изнурения церкви задунайской от враждебных раздорников наших, – писал впоследствии Аркадий, – начали мы принимать меры о исходатайствовании от высокой порты нам фирмана, т.е. государственного указа на наше духовенство, коего еще не имели некрасовцы... Несколько разов просили мы местное начальство о выдаче нам одобрения в Константинополь к высоким властям; но все было тщетно. Наконец изъявил ревность наш коренной житель Иосиф Семенович Гончаров... С помощию самого Бога, без одобрения, прибыл в восточную столицу, в Царь-град, и начал ходатайствовать у высоких властей“ 413 . Это было в начале марта 1851 года; 20-го числа этого месяца тот же Аркадий писал в Белую Криницу: „Журиловское депутаты, Михайло Андреев и Иосиф Семенов Гончаров, по общественном у делу находятся в Царе-граде и между прочим подали прошение министру о нашей архиепископии, дабы правительство выдало нам фирман (указ) на утверждение, и сия просьба пошла по дистанциям. Что будет, Бог весть. К нам в Тульчу назначен паша на управление, коем у будут принадлежать наши города и все наши некрасовцы: слух имеем, что ему поручено и о нашей архиепископии произвести секретное следствие и потом донести в Царь-град, отколь ожидать должно или фирман, или отказ о оном деле“ 414 . Но Гончаров не слишком нуждался в добрых отзывах о некрасовском духовенстве нового Тульчинского паши: константинопольские друзья приняли такое живое участие в его деле, что ему удалось легко и свободно провести его по всем „дистанциям“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Но вот 203-е правило: «второе крещаются, иже ложне творящеся, по истине же не суще священницы, крестиша». Явно уничтожается сим правилом крещение не священником совершаемое. «Обаче не второкрещаются иже (крещены от) христианина некоего православного, и по нужде, не сущу священнику... Чти правило Никифора патриарха константинопольского» Таковое снисхождение объясняется следующим ответом на л. 726: «Аще умрет крестивыйся (не священником) прежде, нежели постигнути священнику; божественная благодать совершает и Аще ли же жив будет, да паки поставит и священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творить. То же и Никифор патриарх цареградский глаголет». Ни одному старообрядцу нельзя сказать, что ныне нет священников: следовательно, беззаконно и не спасительно крестят простецы. «Сами брачный союз совершаем» и пр. Это не старый, законный, а новый, самочинный и беззаконный обряд. Ибо в Кормчей гл. 21 о тайне супружества си есть законного брака, на лист. 521, 524, подробно изложена такая форма, что сие таинство никем другим, как только иереем совершено быть может, и притом с благословения архиерейского, в церкви; а та форма, на которую указывают поморцы, т. е. в Кормчей на л. 500, относится не до совершения тайны супружества, а до имущества и прав браком сочетатися хотящих. Совещания, или договоры по сему случаю делаемые, бывают или писанные, или неписанные. О совещании брака написанного говорится на л. 498 и далее, где ясно говорится о наследии, о частях имения, о том же говорится и на листах 500-ых, ибо говорится: «аще ли по тесноте... не возможет кто написанного составити брака, но и неписанно да совещается женитва (а не да совершится тайна супружества): а) советом родителей, кои благословляют детей вступить в брак; б) или в церкви благословения ради, коим влагаемые в брак утверждают свое согласие и касательно имущества; в) или пред други дадут обещание распорядка своим имениям, приняв тех другов за свидетелей на всякий случай раздела, или спора. Дальнейшее объяснение сей статьи в Кормчей совершенно подтверждает нашу мысль и совершенно опровергает на искаженном понятии сего места основываемый обычай поморцев – самим совершать брачный союз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

б) от 30 сентября за 8532: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17-го сентября 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Аркадий Студенский определён на должность помощника инспектора в Саратовскую духовную семинарию“. в) от 30 сентября за 8536: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17-го сентября 1903. года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Алексей Спасский определён на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Подольскую духовную семинарию, с жалованьем из епархиальных средств“. г) от 2 октября за 8559: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17 сентября 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде действительный студент Московской духовной академии Димитрий Троицкий определён на должность помощника инспектора в Томскую духовную семинарию“. д) от 6 октября за 8664: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17 минувшего сентября, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Иван Пятницкий определён на должность учителя русского языка в стар- —331— шие параллельные классы Перервинского духовного училища“. е) от 6 октября за 8669: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 17 сентября 1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Чернявский определён на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Иркутскую духовную семинарию“. ж) от 18 октября за 907г. „По утверждённому Г. Исп. об. Синодального Обер-Прокурора, 9 октября 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Муравьев определён на должность преподавателя греческого языка в Витебскую духовную семинарию“. з) от 5 ноября за 9632: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 24 октября 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде действительный студент Московской духовной академии Пётр Евладов определён на должность учителя русского языка в старшие классы Нолинского духовного училища“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аркадий, управлявший восточною частию империи, хотя наследовал от отца склонность к благочестию, но не наследовал от него дарований душевных, необходимых для государя. При всем старании Феодосия, ни прилежное обучение, ни примеры великих мужей, окружавших отрочество Аркадия, не сильны были вдохнуть в него качества, необходимые для управления великою империею. Он не имел ни светлого ума, ни способности правильно рассуждать, ни твердости в воле, ни сам не мог благоразумно действовать, ни воспользоваться советами других, чтобы следовать им с постоянством. Но и внешность его была такова, что не могла закрыть сколько-нибудь внутренних недостатков. Ростом он был мал, телом сухощав, лице имел исхудалое и смуглое, дрожащий голос, глаза полусонные и едва открытые, вообще все в нем изобличало слабость души. История приписывает ему только сии добродетели: кротость и ревность о благе Церкви; но и эти качества, столь драгоценные в государе, министры и евнухи придворные нередко у него извращали, направляя их часто ко вреду Церкви. Но особенно Аркадием управлял один из евнухов, самых приближенных к царю, человек, который служил с рабскою покорностью корыстолюбию и честолюбию, употребляя средствами к удовлетворению их лесть и кощунство. Этот человек был Евтропий. Он, родившись в Армении, много раз был продаваем и перепродаваем, как раб, но наконец, по ходатайству одного военного сановника, занял место между последними евнухами двора. Своею услужливостию и оборотливостию он привлек к себе внимание императора Феодосия и удостоен был от него некоторого доверия. По смерти Феодосия он сильно овладел расположением Аркадия, и часто направлял его действия по своим расчетам. Руфин, бывший тогда министр, предполагал выдать свою дочь за императора. Но Евтропий уничтожил это предположение, и, согласно своим расчетам, склонил Аркадия к супружеству с Евдоксиею, дочерью одного знаменитого консула. По смерти Руфина, Евтропий, при содействии Евдоксии, приобрел почести, постепенно и в скором времени приобрел звания камергера, министра и наконец, консула и патриция, звания, которых прежде никто не удостаивался из евнухов 298 . Но для достижения этой высоты почестей, Евтропий не пренебрегал ни какими средствами, как бы они ни были низки и противозаконны. Сделавшись чрез свои ласкательства главным двигателем воли слабого императора, он, пользуясь приобретенною властию, отдалял от государя всех, которые своими достоинствами могли навести, хотя слабую тень на его честолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Несколько под другим углом зрения смотрит на эту проблему современная российская исследовательница Л.В. Пономарева. В своей работе «Вселенская миссия Русской православной эмиграции в XX веке», разделяя позицию известного лингвиста Н.С. Трубецкого относительно вопроса о существовании внутреннего согласия между митрополитами Евлогием и Сергием (Страгородским) , она пишет: «Если бы митрополит Сергий действительно хотел запретить Евлогия, то сделал бы это уже давно... Запрещая Евлогия, он исполнил предписание правительства, но в то же время (как я думаю сознательно) выбрал для этого момент, когда запрещение уже не могло иметь для Евлогия никакой канонической силы». 833 Совершившийся переход митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, по мнению автора, в целом не разрушил приходскую жизнь русской православной эмиграции. 834 В этом исследовательница солидарна с мнением, которое высказывалось А. Нивьером и М.В. Назаровым. Исследовательница разделяет мнение Д.В. Поспеловского в вопросе о взгляде митрополита Сергия на роль русской православной эмиграции: «Сергий называет послереволюционную русскую эмиграцию не политической, а духовной эмиграцией, что показывает, что революция для него – духовный катаклизм, а коммунизм – секулярная религия. [...] Указанная Богом задача эмиграции – это открыть западному христианству все богатство православной веры, и упрекает эмиграцию в том, что вместо этого она занимается бессмысленными раздорами и взаимными осуждениями...». 835 На примере подобного суждения мы видим, как в отечественной историографии совершился радикальный поворот во взглядах на эту проблему – от мнения советских историков о стопроцентной политизированности РПЦЗ – до признания и разделения позиции зарубежных историков о приоритете духовной составляющей в ее деятельности. Однако не все современные российские исследователи придерживаются такой точки зрения. К примеру, протоиерей Аркадий Маковецкий считает, что Первоиерархи РПЦЗ с самого начала своего пребывания в рассеянии заняли принципиальную политическую позицию и строго ей следовали, активно участвуя в политической борьбе – в последовательном союзе с правым лагерем эмиграции. 836 Таким образом, автор в некотором роде солидарен с советской историографической традицией в признании политического аспекта деятельности РПЦЗ, только не дает такому факту негативной оценки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 388 г. Феодосии во главе многочисленного и хорошо подготовленного войска отправился в поход, оставив управление восточной частью Римской империи в руках опытных и надежных людей, опекавших его наследника – одиннадцатилетнего Аркадия. Младшего сына, четырехлетнего Гонория, Феодосии решил взять с собой с тем, чтобы представить его западным провинциям после победы над Максимом, в которой он, как кажется, не сомневался. Понимая, что его отсутствие может вызвать брожение среди подданных и что поводом для этого могут стать, как это обычно бывало в IV в. на востоке, религиозные споры, Феодосии уже в походе издал закон, запрещавший собрания и публичные рассуждения о вере. Ариане восприняли этот закон как наступление на их веру и, пользуясь отсутствием официальной информации о продвижении Феодосия и ходе войны с Максимом, стали распускать слухи, что генеральное сражение проиграно, что многие пали на поле битвы, а сам Феодосии захвачен в плен тираном. «Принимая свои вымыслы за действительные события, они сделались дерзкими и, сбежавшись, зажгли дом епископа Нектария в досаде, что он владеет церквами» (Созомен VII, 14). Однако в это время пришли подлинные сообщения о ходе войны, которые сразу же успокоили страсти, а зачинщики беспорядков стали со страхом ждать наказания. Впрочем, Аркадий под влиянием пользовавшегося авторитетом при Константинопольском дворе знаменитого оратора Фемистия не только не наказал виновных, но и добился снисхождения к ним со стороны своего отца. Между тем Феодосии беспрепятственно пересек Иллирик и с марша вступил в бой с войсками Максима при Сисции на реке Саве в Паннонии. Уставшие и покрытые пылью солдаты Феодосия без промедления форсировали реку, едва увидели на другом берегу противника. Их натиск был столь неожиданным, мощным и стремительным, что легионы Максима дрогнули и пустились в позорное бегство. Пакат в своем панегирике Феодосию замечает, что больше времени занимает описание того, что произошло на самом деле. На следующий день сражение возобновилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010