А сделать это было совсем непросто, учитывая разницу интересов обоих дворов – прямое следствие становящейся всё более очевидной разности судеб Запада и Востока, и едва ли не полную зависимость воли молодых императоров от всесильных фаворитов. Две части одной Империи всё более изолировались друг от друга, так что в условиях больших расстояний, отсутствия коммуникаций и постоянного ведения военных действий даже узнать о том, что в действительности творится в провинциях, было крайне сложно. Цари и двор получали информацию либо от случайных лиц 504 , побывавших на другом конце Империи, либо от купцов, которые, как всегда, привирали для своей пользы. Крайне важно, что оба царя сохранили в неприкосновенности неприкосновенной церковную политику своего отца – фактор, безусловно способствующий сохранению единства государства: едва ли Империя перенесла новый церковный раскол в тех условиях, в которых ей предстояло начинать жить в IV b. Напротив, твёрдое следование царей Никейскому и Константинопольскому Соборам позволило сохранить единство Церкви . В свою очередь, Церковь выступила якорем спасения для гибнущей римской государственности и её величайшей культуры, а также обеспечила возможность межкультурного и политического общения между Западом и Востоком ещё на многие столетия. В последующих событиях уже практически не встречаются активные попытки восстановить арианство, хотя, безусловно, ариане ещё во множестве проживали в Империи – достаточно напомнить, хотя бы, о готах. Арианство местами и для отдельных лиц всё ещё разрешено, но медленно и верно сходит со сцены истории. Уже этот результат позволяет говорить о том, что св. Гонорий и Аркадий оказались царями, достойными своего времени, с честью выполнившими свой долг государей и христиан. Впрочем, даже, если бы царствующие мальчики обладали всеми достоинствами своего отца, их юный возраст не уберёг бы их от необходимости предаваться в руки сильных советчиков, главным образом, из числа ближайших соратников св. Феодосия. Но, конечно, и Аркадий, и св. Гонорий заметно уступали своему царственному отцу в характере и политических дарованиях. Можно ли считать это виной самих царей? – вопрос, конечно, риторический. Они не стали новыми «феодосиями» и «константинами», но по-своему делали всё для того, чтобы бурлящая, атакуемая со всех сторон варварами римская государственность не распалась окончательно и восстановилась при их ближайших преемниках. Глава 1. Аркадий, император Востока

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икона «Не сгоревшая во время пожара» Икона «Не сгоревшая во время пожара» издавна стояла в дохиарной Хилендарской обители. В 1711 году эта обитель должна была пережить очень тяжелое бедствие. Над ней пронесся страшный пожар и опустошил половину обители. Сгорели дотла кельи восточные, западные и южные, но сохранился собор, хотя многие церковные сокровища и хрисовулы были уничтожены огнем в монастырской ризнице. Погибла и дохиарная. Сгорело хранилище чудотворного образа, но сама икона Богоматери, к утешению монастырской братии, от огня не пострадала. После возобновления дохиарной эта св. икона опять была поставлена на том же месте. 14 января Явление Богоматери св. равноап. Нине Св. равноап. Нина жила в Иерусалиме. Сюда приходили на праздник Пасхи иудеи не только из ближайших городов Палестины, но даже и из Иверии, или Грузии. От них Нина и узнала о язычниках, населявших эту страну. Рассказы пришедших из Иверии иудеев возбудили в сострадательной душе Нины сильное желание посетить эту языческую страну и просветить туземных ее жителей светом истинного и спасительного учения Христа. Эта светлая мысль еще более усилилась в ней чудесным видением Богоматери. Однажды во сне Нине явилась Богоматерь, вручила ей крест из виноградных лоз и повелела при этом идти просвещать язычников. Нина, покорная указанию свыше, отправилась в Ефес и оттуда скоро достигла Мцхета. Здесь началась ее просветительная деятельность. С пламенной апостольской ревностью она шла по пути великого подвига, постепенно просвещая светом Христовой веры Иверию и рассевая мрак языческого неверия, почему названа равноапостольной просветительницей Грузии. 21 января Икона, именуемая «Отрада» Икона, называемая Отрада или Утешение, находится в Ватопедском Афонском монастыре, построенном в царствование Константина Великого. Недалеко от этого монастыря в 395 году, во время сильной бури, упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и был поглощен водами. Все присутствующие были в ужасе, полагая, что он погиб. С величайшим трудом корабль пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Спутники Аркадия долго пытались найти на берегу морском мертвое тело царевича. Утомленные поисками, они случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели под тенью его спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, Аркадий рассказал, как он был чудесным образом избавлен от неминуемой погибели заступничеством Богоматери. Это — первое благодеяние Богородицы, оказанное роду человеческому в этом месте Афонской горы. В воспоминание этого события было дано расположившемуся здесь монастырю название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий Великий, в знак глубокой памяти о чудесном избавлении своего сына, расширил и обогатил этот монастырь. В том самом месте, где найден царевич, устроен был алтарь соборного храма, на освящение которого приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Свято-Димитриевское училище сестер милосердия 26 мая 2010 г. 13:07 26 мая 2010 года Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , посещающий Русскую Православную Церковь с официальным визитом, прибыл в Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Святейшего Патриарха Варфоломея и его делегацию сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. У входа в храм святого благоверного царевича Димитрия Угличского Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви с делегацией и сопровождающими его лицами встречали ректор училища, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Аркадий Шатов с учащимися. Святейшему Патриарху Варфоломею преподнесли букет цветов. Предстоятель Константинопольской Православной Церкви помолился в алтаре храма, затем протоиерей Аркадий Шатов обратился к нему со словом приветствия: «Ваше Святейшество! Сердечно благодарим Вас за великую честь, которую Вы оказали нашему храму — его прихожанам, сестрам милосердия, учащимся школы, празднующим Ваше прибытие сюда. По сравнению с историей Константинопольской Церкви наш храм имеет небольшую историю. Более двухсот лет назад он был освящен в присутствии царской фамилии и был домовым храмом этой больницы. В страшные времена гонений он был закрыт, вновь открыт двадцать лет назад и освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Вокруг этого храма стали собираться люди, совершающие дела милосердия. И хотя наш храм новый, но хранит древние традиции нашей Церкви, которые напоминают нам о Константинопольской Церкви — о древней Церкви святителей Константинопольских Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Мозаика нашего храма напоминает о великих и славных мозаиках града Константинополя. Наш храм освящен в честь царевича Димитрия, который был крещен с наречением имени святого великомученика Димитрия Солунского в день его памяти, и мы храним в храме частичку мощей святого великомученика.

http://patriarchia.ru/db/text/1166689.ht...

  разделы   рассылка  распечатать Аркадий Малер Эксперт: КПЦ игнорирует мнение других Церквей перед Всеправославным собором Источник:  РИА Новости Константинопольский патриархат имеет возможность отложить проведение Всеправославного собора, который, как ожидается, состоится во второй половине июня, чтобы решить связанные с ним проблемы, однако позиционирует себя, вопреки канонам, выше остальных поместных церквей, считает председатель Византийского клуба " Катехон " при Институте философии РАН, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви, политолог Аркадий Малер. Сегодня Синод Константинопольской православной церкви (КПЦ) провел внеочередное заседание, посвященное подготовке " созванного и уже близящегося " Всеправославного собора, на котором призвал все поместные православные церкви участвовать в Соборе на острове Крит (16-27 июня), так как " ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс " . На прошлой неделе от участия в Соборе отказалась Болгарская православная церковь, также в СМИ появилась информация о том, что аналогичное решение произойдет в Антиохийской православной церкви. В свою очередь Русская православная церковь предложила не позднее 10 июня созвать экстренное совещание в связи с " чрезвычайным положением " , сложившимся в ходе подготовки Всеправославного собора. " Он (Константинопольский патриархат – ред.) отказал без объяснений. Их мотивация такова: " Мы не хотим тормозить эту встречу, так как будет неудобно перед внешним миром " . Но стоит отметить, что внешний мир за этим подробно следит и тут нечего скрывать. Он именно проигнорировал требования Московского патриархата, требования Болгарского патриархата. В этом смысле, если называть вещи своими именами, это хамство. Так не делается нигде, тем более в Церкви " , – сказал РИА Новости Малер. Предстоятель КПЦ, как полагает эксперт, " видит себя не просто первым среди равных, а своего рода восточным Папой " . Хотя у Константинополя, заверил он, есть возможность отложить проведения Собора и " проговорить все вопросы с каждой поместной церковью " в различных форматах. Позиция РПЦ в данной ситуации видится им как " очень конструктивная " , хотя Русская церковь не против проведения Собора. Но без учета мнения хотя бы одной поместной церкви " этот Всеправославный собор в этом смысле будет неполным и даже ненужным " .

http://religare.ru/2_109124.html

Он не лишен и способности творить чудеса. Во всех своих делах такой монарх прежде всего испрашивает совета у Бога. Именно такие качества демонстрируют и именно такие поступки совершают Константин Великий , Феодосий Великий, Аркадий и Феодосий Младший. Константин Великий прекращает гонения на христиан, избавляет их от ссылки, освобождает из тюрем, возвращает им отобранное у них имущество, уничтожает их преследователя Лициния (I. 2–4); он прилагает все усилия для прекращения арианской распри и добивается всеобщего согласия епископов на созванном по его инициативе Никейском соборе (I. 7–10); он обращается ко всем митрополитам с призывом строить храмы и сам организует строительство церквей в Константинополе, Палестине и Финикии (1.9; 16; 18); он постоянно молится Богу и даже во время военных кампаний возит за собой походную часовню (I. 18). Феодосий Великий ради утверждения единомыслия уговаривает арианского предстоятеля Демофила принять православие (V. 7) и созывает два церковных собора в Константинополе (V. 8; 10); из уважения к епископу римских новациан Леонтию он оказывает милость консулу Симмаху, поддержавшему узурпатора Максима (V. 14). Аркадий запрещает пропагандистские процессии константинопольских ариан (VI. 8) и силой своей молитвы предотвращает гибель многочисленной толпы при падении стен одного здания (VI. 23). Но более других императоров сократовскому идеалу соответствует Феодосий Младший, представленный как средоточие всех христианских добродетелей. Он ведет сугубо аскетический образ жизни: мужественно переносит стужу и зной, часто постится, рано встает к молитве, носит ветхую одежду умершего праведника. Трудясь во имя Слова Божьего, Феодосий собирает огромную библиотеку христианских авторов и участвует в теологических диспутах; проявляет истинное человеколюбие, отказываясь от применения смертной казни и запрещая цирковые поединки гладиаторов с дикими зверьми; обладая чудотворной силой, молитвой прекращает разыгравшуюся пургу (VII. 22). Какой же основной принцип Сократ кладет в основу своего объяснения событий истории христианской империи? В его повествовании мы обнаруживаем следы поздней евсевианской концепции божественного воздаяния земным правителям (теории Мелитона), согласно которой благочестивые императоры вознаграждаются небесами успехами в личной и общественной своей деятельности, тогда как нечестивые терпят всевозможные неудачи, а Империя при них бедствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда святой Иоанн еще оставался в Антиохии, в политическом состоянии мира совершилась важная перемена. В 395 году скончался император Феодосий, который вместе с собой унес в могилу и последние отблески величия Римской империи. У него осталось два сына – Аркадий и Гонорий, и он, чтобы не возбуждать неприязни между ними, а главным образом не считая ни одного из них способным принять на себя все бремя управления громадной империей, притом явно клонившейся к упадку, разделил между ними империю, предоставив Гонорию Запад, а Аркадию – Восточную ее половину. Оба они были еще люди молодые и притом недостаточно щедро наделенные от природы для того, чтобы с достоинством и успехом проходить возложенное на них трудное служение. Неудивительно поэтому, что действительными правителями государства были не они, а окружающие их приближенные, среди которых первенствующее место занимал на Западе знаменитый полководец Стилихон, а на Востоке – не менее знаменитый царедворец евнух Евтропий. Последний, выйдя из рабского состояния, благодаря разным случайностям и особенно своему природному уму, сумел заслужить благорасположение к себе покойного императора Феодосия, перед смертью возлагавшего на него важные поручения, и после его кончины, конечно, сделался главным опекуном молодого Аркадия и действительным правителем государства. Этот евнух и был тем орудием, через которое Промысл Божий привел Иоанна на кафедру Константинопольскую. Когда, по смерти архиепископа Нектария, возник вопрос о преемнике ему, то разрешить его было нелегко. Притязаний на первенствующую кафедру Восточной империи было немало. Аркадий не знал, что делать и кого предпочесть. Тогда выручил его из затруднения Евтропий. Как человек не чуждый религиозности, он интересовался церковными делами и в бытность свою в Антиохии не преминул послушать знаменитого антиохийского проповедника. Иоанн произвел на него своими проповедями сильное впечатление, и теперь Евтропий и подсказал императору, как было бы хорошо для Церкви столичного города его империи иметь во главе своей такого знаменитого пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Папа Иннокентий также обратился к императору Запада Гонорию, брату Аркадия, с просьбой ходатайствовать перед Аркадием о помиловании Златоуста. Аркадий, однако, ответил отказом на все просьбы. Тогда папа решил созвать собор епископов Востока и Запада для рассмотрения дела Златоуста, но его предложение было отвергнуто на Востоке. После этого Римский епископ, возмущенный безнравственным поведением епископов Константинополя, Александрии и Антиохии, разорвал с ними церковное общение. Эта схизма, не первая и не последняя в истории взаимоотношений между Восточной и Западной половинами Древней Неразделенной Церкви, продолжалась до 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик вновь вписал имя св. Иоанна в диптихи, после чего Иннокентий I восстановил литургическое общение с Востоком (Феодорит. Церк. ист. 5, 34). Отвергнув все ходатайства за святителя и недовольный тем, что в Кукузе он пользуется популярностью, император Аркадий в июне 407 г. приказал перевести св. Иоанна в Питиунт (ныне Пицунда). Изнуренный болезнями и скорбями, святитель не дошел до нового места ссылки. Он умер на пути к нему в абхазском селении Команы 14 сентября 407 г. Последними словами Златоуста были: «Слава Богу за все. Аминь». Останки почившего святителя поместили в церкви; вскоре они сделались предметом всеобщего почитания. Спустя 30 лет после смерти святителя, 27 января 438 г., они были торжественно перенесены из Коман в Константинополь. Жители столицы вышли на лодках с зажженными факелами навстречу кораблю с мощами св. Иоанна – весь пролив Босфор, по свидетельству блаженного Феодорита , представлял собой море огней. Император Феодосий II, сын Евдоксии (скончавшейся в 404 г.), тоже вышел встречать прах св. Иоанна. «Склонив на гроб святителя очи и чело, он произнес молитву за своих родителей и просил простить им обиду, причиненную по неведению, ибо его родители давно уже умерли...» (Феодорит. Церк. ист. 5, 36). Творения Экзегетические беседы Основной частью литературного наследия св. Иоанна Златоуста являются экзегетические беседы на книги Ветхого и Нового Заветов. Златоуст был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги столь последовательно и систематически. В отличие от большинства представителей александрийской школы, нередко использовавших священные тексты лишь в качестве трамплина для собственных мистических и аллегорических идей, Златоуст интересуется текстом самим по себе, старается выявить его основной, буквальный смысл. Однако он никогда не впадает в односторонний буквализм, присущий, например, другому антиохийцу и современнику святителя – Феодору Мопсуестийскому. Златоуст не пренебрегает аллегорией, если она уместна и в особенности если она несет какую-либо нравственную нагрузку. В своих толкованиях Златоуст затрагивает вопросы текстологии и библейской критики, актуальные до сего дня. Каждую проповедь он сопровождает пастырскими увещаниями на нравственные темы, часто не связанные логически с основной темой беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как указывалось, в 633 г. св. Софроний оказался в Александрии и начал открытую борьбу с новой ересью. События жизни преп. Максима в этот период жизни почти неизвестны. Лакуну заполняют сведения, сообщаемые в сирийской биографии, но они в ряде моментов спорны. Во-первых, главным инициатором начавшейся борьбы Георгий Решайнский изображает преп. Максима, который уже в эго время написал «четыре книги» против монофелитов. Именно преп. Максим и убеждает св. Софрония (вероятно, тогда уже патриарха) написать письмо к Аркадию Кипрскому с просьбой созвать собор. Самому собору, состоявшемуся на Кипре ок. 633–634 г., автор уделяет большое внимание. На собор прибыл Кир Александрийский с пятью епископами, папа Гонорий послал своего диакона Гайя, а Сергий Константинопольский – архидиакона Петра. Когда все собрались, Аркадий послал весть св. Софронию. По получении ее, преп. Максим убоялся отправиться на Кипр, сказав: «Я не могу предпринять этого сейчас, но пусть Анастасий, мой ученик, пойдет с тобой (то есть со св. Софронием), а я дам ему книгу, посвященную данной теме». Поэтому на Кипр поплыли, как говорит автор биографии, «я, Георгий, два моих ученика вместе с восемью другими епископами, находящимися в юрисдикции Софрония». Когда собор открылся, то мнения разделились. Одни епископы заявляли: «Мы можем принять учение Максима», а другие: «Оно пагубно». Поэтому решили изложить данное учение в послании и отправить его к Ираклию с Георгием – архидиаконом Аркадия, Львом – диаконом Кира и Илией – нотарием Софрония. Затем возник спор между иерусалимским патриархом и кипрским архиереем: Аркадий предавал анафеме учение преп. Максима, а св. Софроний старался (очень мягко) защитить его. Спор прервал Кир, сказавший, что они собрались не для того, чтобы вступать в перепалку, а для того, чтобы выяснить истину и опровергнуть ложь. После этого все собравшиеся епископы (числом 46) разъехались по домам. Далее повествуется, что соборное послание, излагающее «учение Софрония и мошенника Максима», было прочитано Ираклием, и император издал эдикт, запрещающий его. Поэтому преп. Максим затворился в келье, боясь императора и константинопольского патриарха, предавших анафеме его учение; с ним были только два ученика его – Анастасий и Сергий. Когда же арабы вторглись в Сирию и другие области, то преп. Максим, уже не страшась византийских властей, стал открыто проповедовать свое учение и привлек к нему некоторых в «области Сирии». После смерти Ираклия и воцарения Константа, когда Африка восстала, преп. Максим, взяв Анастасия и других братиев, отправился туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   В короткое время он издал два противоречащие указа: одним он распустил собор, прямо признавая Кирилла и Мемнона низложенными, другим он увольнял из Ефеса всех, в том числе и Кирилла с Мемноном, признавая их епископами, заявлял пред всеми, что пока жив, не может осудить восточных, потому что их пред ним ни в чем не обвинили, и просил отцов позаботиться о восстановлении мира церкви. «Не я причина всего происшедшего зла. Кто его виновники, Бог знает». Эта последняя сакра и была окончательною.    Восточные отправились в свои епархии. А их противники, между тем, вошли в Константинополь и здесь, с согласия императора, рукоположили во епископа столицы некоего Максимиана, человека практического благочестия, но другими качествами не выдававшегося. И император, воображая, что он вполне беспристрастен, обратился к своему новому архипастырю с вопросом: что же делать для восстановления церковного мира? Со стороны Максимиана, понятно, возможен был только один ответ: пусть восточные предадут анафеме нечестивое учение Нестория, признают его низложенным и примут определения святого и вселенского собора. Это указание и стало программою Феодосия.    Что касается других заседаний Ефесского собора, то между первым и вторым заседаниями был некоторый промежуток: с одной стороны, были попытки известить императора и константинопольских клириков, а затем надо было послать извещение в Египет; кроме того, по временам составляли слова, которые должны были служить показателем воззрения участников собора на лицо Иисуса Христа.     Второе заседание было лишь 10 июля; оно вызвано было прибытием римских послов от Келестина. Они явились так поздно потому, что задержаны были бурями и ветрами. Послы были – пресвитер Филипп и епископы – Аркадий и Проект.    Для исследователя, только что приступающего к исследованию древних памятников, не может не казаться поразительным, что везде выступает на первом плане пресвитер Филипп, а не епископ Аркадий. В этом, однако, сказывается древняя логика: заместитель известного лица на соборе или в других собраниях пользовался тем местом, какое подобало лицу отсутствующему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

В 403 году в Халкидоне (под Дубом) собрался собор, который представлял собой оппозицию из знати и епископов Константинопольского округа, где главенствующее положение занял на нем Феофил. Обвинение в адрес Златоуста представляло стряпню из жалоб недовольных и разжалованных им клириков, которая в итоге сводилась к обвинению в оригенизме и оскорблении царского величества. Оппозиция ликовала. Император Аркадий под влиянием Евдоксии и придворной партии утвердил решение собора, а Иоанна отправил в ссылку. Резюме этого судилища дал современник Златоуста епископ Епифаний Кипрский , который уехал с «суда нечестивых» до его окончания, сказав: «Оставляю вам столицу, двор и лицемерие». Но Златоусту предстояло новое испытание. Возмущенный народ потребовал его возвращения. Случившееся землетрясение усугубило тревожную обстановку. Евдоксия решила, что Златоуста следует оставить в Константинополе. Но это был маневр. Создалась новая ситуация в положении религиозного деятеля. Собор в Халкидоне не разъехался, Феофил уехал на свою кафедру. Златоуст торжественно въехал в Константинополь и по просьбе императора и народа занял также свою кафедру. В столице восстановилось равновесие политических сил. Однако следует учитывать, что равнодействующей этих сил был не сам Златоуст, а собор в Халкидоне, что сыграло свою роль в финале его судьбы. Очевидно, оппозиция ждала удобного случая, чтобы довести свое дело до логического конца, и он представился. На площади, недалеко от кафедральной церкви, поставлена была серебряная статуя императрицы. Шумные гуляния и восклицания народа вокруг статуи заглушали богослужение. Святитель без успеха просил префекта прекратить шум. Тогда он произнес пламенную проповедь против бесчинств. Евдоксии донесли, что святитель назвал ее беснующейся Иродиадой. Она настояла на том, чтобы епископы – противники Златоуста – осудили его вновь. И те осудили его за то, что низложенный собором, он занял кафедру по распоряжению гражданской власти. Это был 404 год. Слабохарактерный Аркадий приказал солдатам схватить св. Иоанна. Его отправили в Кукуз на границе Армении. В 407 году, когда обнаружилось, какую всеобщую любовь приобрел там святитель, враги добились перевода Златоуста в Питиунт (Пицунду). По пути туда святитель Иоанн, истомленный страданиями, скончался в 407 году в Понте, недалеко от селения Коман, у склепа св. Василиска. Последними его словами были: «Слава Богу за все». При Константинопольском Патриархе Прокле мощи Златоуста были в 438 году торжественно перенесены в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010