340–341 Святой Павел I, еп. Константинопольский. 341–342 Евсевий, еп. Константинопольский. 342–344 Святой Павел I, еп. Константинопольский (вторично). 342–348 Македонии I, еп. Константинопольский. Гонения на христиан от персидского царя Шапура II. 348–350 Святой Павел I, еп. Константинопольский, (третий раз). 350–360 Македонии I, еп. Константинопольский (вторично). 360–369 Евдоксий, еп. Константинопольский. 361–363 Имп. Юлиан Отступник. 363–364 Имп. Иовиан. 364–378 Имп. Валент II. 369–370 Евагрий, еп. Константинопольский. 369–379 Демофил, еп. Константинопольский. Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. 379–395 Имп. Феодосии I Великий. Второй Вселенский Собор в Константинополе. 379–381 Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. Максим I, еп. Константинопольский. 381–397 Нектарий, патр. Константинопольский. 395–408 Имп. Аркадий. 398–404 Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. 404–405 Арсакий, патр. Константинопольский. 406–422 Аттик, патр. Константинопольский. 408–450 Имп. Феодосии II. 426–427 Сисиний I, патр. Константинопольский. 428–431 Несторий, патр. Константинопольский. Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. 431–434 Святой Максимиан, патр. Константинопольский. 436–446 Святой Прокл, патр. Константинопольский. Перевод Нового Завета на грузинский язык. 446–449 Святой Флавиан, патр. Константинопольский. Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. 449–458 Святой Анатолий, патр. Константинопольский. 450–457 Имп. Маркиан. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. 457–474 Имп. Лев I. 458–471 Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. 472–488 Акакий, патр. Константинопольский. Имп. Лев II. 474–476 Имп. Зенон. 475–476 Имп. Василиск. 476–491 Имп. Зенон, (вторично). 488–489 Фравит, патр. Константинопольский. 489–495 Евфимий, патр. Константинопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Закрыть itemscope itemtype="" > 8 февраля - память преподобного Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна 08.02.2007 425 Время на чтение 4 минуты Преподобный Ксенофонт и жена его Мария принадлежали к числу первых вельмож константинопольских и вместе с тем были весьма благочестивые люди. Два сына их, Аркадий и Иоанн, подражали благочестию своих родителей. Когда Аркадий и Иоанн значительно подросли, то родители объявили им, что они должны отправиться за море в чужую сторону для изучения разных наук. Послушные юноши с охотой отправились в далекое и опасное путешествие, потому что имели любовь к учению. Путешествие сначала было благоприятно, но вскоре поднялась буря, и корабельщики должны были спустить паруса. Корабль, поврежденный волнами, стал наполняться водою. Все пришли в ужас. Аркадий и Иоанн заливались слезами и молили Бога о спасении. Между тем буря становилась сильнее. Тогда корабельщики, не видя никакой надежды к спасению корабля, спустились в малое судно и пустились в море наудачу. Аркадий и Иоанн, видя бегство корабельщиков и гибель корабля, сняли с себя одежды и, воскликнув: " Прощайте, дорогие родители! " , бросились в море. Долго боролись они с волнами и, наконец, были выброшены на берег в разных местах. Они считали один другого погибшим и потому не смели идти к родителям, опасаясь поразить их печальным известием. Скоро, впрочем, родители узнали о кораблекрушении и считали своих детей утонувшими, но при этом ни одним словом не обнаружили отчаяния, и печаль свою повергли пред Богом, всецело предав себя и детей воле Божией. Посредством чудесного откровения от Бога, они, однако, узнали, что дети их живы, и отправились отыскивать их. Руководимые Духом Святым, они нашли их в Иерусалиме, в подвигах монашеских. Подражая детям, Ксенофонт и Мария приняли также пострижение и окончили жизнь свою в молитвах и безмолвии. Преподобные Ксенофонт и Мария служат образцами живой преданности в волю Божию. Лишившись детей, они не возроптали на Промысл Божий, но печаль свою повергли пред Богом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Валент II. 369—370 — Евагрий, еп. Константинопольский. 369—379 — Демофил, еп. Константинопольский. 372 — Гонения на христиан в Готии. Мученическая кончина святого Никиты, великомученика готского. 379—395 — Имп. Феодосии I Великий. 381 — Второй Вселенский Собор в Константинополе. 379—381 — Святой Григорий I Богослов, архиеп. Константинопольский. 381 — Максим I, еп. Константинопольский. 381—397 — Нектарий, патр. Константинопольский. 395—408 — Имп. Аркадий. 398—404 — Святой Иоанн I Златоуст, архиеп. Константинопольский. 404—405 — Арсакий, патр. Константинопольский. 406—422 — Аттик, патр. Константинопольский. 408—450 — Имп. Феодосии II. 426—427 — Сисиний I, патр. Константинопольский. 3428—431 — Несторий, патр. Константинопольский. 431 — Третий Вселенский Собор в Ефесе, осудивший ересь Нестория. 431—434 — Святой Максимиан, патр. Константинопольский. 436—446 — Святой Прокл, патр. Константинопольский. 440 — Перевод Нового Завета на грузинский язык. 446—449 — Святой Флавиан, патр. Константинопольский. 448 — Гонение на христиан в Армении от последователей зороастризма. 449—458 — Святой Анатолий, патр. Константинопольский. 450—457 — Имп. Маркиан. 451 — Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне, осудивший ересь монофизитов. 457 — Константинопольский патр. Анатолий рукоположил грека Петра во архиепископа Грузии с титулом католикоса Иверии. 457—474 — Имп. Лев I. 458—471 — Святой Геннадий I, патр. Константинопольский. 472—488 — Акакий, патр. Константинопольский. 474 — Имп. Лев II. 474—476 — Имп. Зенон. 475—476 — Имп. Василиск. 476—491 — Имп. Зенон, (вторично). 488—489 — Фравит, патр. Константинопольский. 489—495 — Евфимий, патр. Константинопольский. 491 — Собор армянских епископов в Вагаршапате осудил Халкидонский Собор. Начало отделения Армянской Церкви от православной Церкви. Кон. V- нач. VI в. — Утверждение несторианства в Персии, после того как Бабей, католикос Ктесифона и всей Персии, окончательно отделил свою Церковь от общения с православной Церковью. 491—518 — Имп. Анастасий I Дикор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он предсказал Ксенофонту с Марией встречу с детьми в Иерусалиме. На поклонение Гробу Господню пришел в Иерусалим Иоанн. Тут встретил его прозорливый старец и, по откровению Божию, узнав, что он брат Аркадия, сказал ему, что он скоро увидит своего брата. В это самое время, когда старец беседовал с Иоанном, проходил мимо них инок с изнуренным телом и сухим лицом. Это был Аркадий. Братья не узнали друг друга. Тогда старец спросил Иоанна; откуда он, кто его отец и мать? И лишь Иоанн начал рассказывать, как Аркадий узнал в нем своего брата, и со слезами радости бросились братья в объятья друг друга. Через два дня пришли в Иерусалим Ксенофонт и Мария. Увидев старца, они просили его показать им их детей. Старец сказал им: «Ступайте туда, где вы остановились, и приготовьте трапезу: я приду к вам со своими учениками и скажу вам о ваших детях». Не узнали ни Иоанн ни Аркадий своих родителей, ни сами родители не узнали своих детей, когда старец пришел к ним с их детьми. За трапезой старец просил Аркадия рассказать про его жизнь. Тогда уже Ксенофонт и Мария узнали своих детей и плакали от радости. После сего они послали своего раба в Константинополь, где жили, продать их имущество и раздать бедным, а сами поступили в монастырь. Дети же их, Иоанн и Аркадий, удалились в пустыню, где прославились святой жизнью. Преподобный Симеон называется Ветхим в отличие от Симеона Нового , жившего после него (память коего 1 сентября). Он в детских летах ушел в пустыню, поселился в пещере и питался только травами. Близ горы Синая св. Симеон основал два монастыря, где в одном после подвижнической жизни и скончался. Жил он в ΙV веке. Преподобный исповедник Феодор, игумен Студийский, и брат его Иосиф, епископ Солунский, были дети благородных и богатых родителей, живших в Константинополе, Феодор на 22-м году посвятил себя иноческой жизни, склонив к ней и супругу свою Анну. Он вместе со своим дядей, св. Романом, подвизался в уединенном месте близ Константинополя. Был поставлен в игумена константинопольского Студийского монастыря, основанного в 461 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Лучше, други, держать детей строже и учить их всему доброму, и прежде всего и паче всего закону Божьему!.. (Составлено по «Наук.» прот. Наумовича, за 1889 г.) Двадцать шестой день Преподобные Ксенофонт и Мария (О преданности воле Божией) I. Npen. Ксенофонт и жена его Мария, ныне воспоминаемые Церковью, принадлежали к числу первых вельмож константинопольских и вместе с тем были весьма благочестивые люди. Два сына их, Аркадий и Иоанн, подражали благочестию своих родителей. Когда Аркадий и Иоанн значительно подросли, то родители объявили им, что они должны отправиться за море в чужую сторону для изучения разных наук. Послушные юноши с охотой отправились в далекое и опасное путешествие, потому что имели любовь к учению. Путешествие сначала было благоприятно, но вскоре поднялась буря, и корабельщики должны были спустить паруса. Корабль, поврежденный волнами, стал наполняться водою. Все пришли в ужас. Аркадий и Иоанн заливались слезами и молили Бога о спасении. Между тем буря становилась сильнее. Тогда корабельщики, не видя никакой надежды к спасению корабля, спустились в малое судно и пустились в море наудачу. Аркадий и Иоанн, видя бегство корабельщиков и гибель корабля, сняли с себя одежды и, воскликнув: «Прощайте, дорогие родители!», бросились в море. Долго боролись они с волнами и, наконец, были выброшены на берег в разных местах. Они считали один другого погибшим и потому не смели идти к родителям, опасаясь поразить их печальным известием. Скоро, впрочем, родители узнали о кораблекрушении и считали своих детей утонувшими, но при этом ни одним словом не обнаружили отчаяния, и печаль свою повергли пред Богом, всецело предав себя и детей воле Божией. Посредством чудесного откровения от Бога, они однако узнали, что дети их живы, и отправились отыскивать их. Руководимые Духом Святым, они нашли их в Иерусалиме, в подвигах монашеских. Подражая детям, Ксенофонт и Мария приняли также пострижение и окончили жизнь свою в молитвах и безмолвии. II. Преп. Ксенофонт и Мария служат образцами живой преданности в волю Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Зависеть от настроений другого двора на противоположном конце Вселенной не хотелось ни прирождённой римской аристократии на Западе, ни новым фаворитам на Востоке. Каждый из них по-своему оценивал степень опасности готского вторжения и, естественно, предлагал качественно разные, порой противоположные методы решения «готского вопроса». Принимать консолидированное решение, как это было раньше, стало уже едва ли возможно. После смерти св. Феодосия это обстоятельство открылось во всей полноте, и начиная с 395 г. оба августа становятся почти совершенно независимыми друг от друга в пределах своих территорий, а единство в политике начинает всецело зависеть от доброго согласия (или несогласия) обоих дворов 506 . Аркадий, унаследовавший от отца восточные провинции, почти достиг к тому времени 18-летнего возраста. Он родился в Испании ещё в ту пору, когда его отец был частным человеком, но получил очень хорошее образование уже в Константинополе. Аркадий мало напоминал св. Феодосия: он был небольшого роста, сухощавый и слабо развитый физически. Императора упрекали в вялости души и находили в нём слабый характер, что, пожалуй, является явным преувеличением. Аркадий был чрезвычайно благочестив и много времени уделял Церкви, многократно отправляясь на поклонение мощам святых. С ним связывают перенесение мощей св. Самуила в Константинопольскую церковь св. Фомы. Больше всего на свете он боялся оскорбить Церковь или вступить с ней в раскол, проявляя завидную щепетильность в церковных делах 507 . Его учителями были известный ритор Фемистий и диакон Арсений, позднее удалившийся в пустынь и прославленный Церковью 508 . Как и его отец, Аркадий был ортодоксальным христианином и ненавистником язычества. Уже в 394 г. от его имени был издан указ о запрещение языческих богослужений. В 397 г. по его повелению материал разрушенных языческих храмов Сирии направили на строительство мостов, дорог, водопровода и городских стен. А в 399 г. последовал указ о том, чтобы разрушить все языческие капища 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII век Преподобный Иоанн Лествичник К VII веку нашей эры восточное монашество достигло своего духовного расцвета. Многие благочестивые люди желали спасаться в монастырях и скитах, повсеместно возникавших в Палестине, Сирии, Египте и Аравии. Естественно, что у монахов разрозненных пустынных обителей назрела необходимость в письменном руководстве, изложенном доходчиво, конкретно и опирающемся на Священное Писание. Эта миссия – создание настольной книги монаха – выпала на долю игумена Синайской горы, преподобного Иоанна Лествичника . Было это на рубеже VII века. Историки сходятся во мнении, что святой Иоанн был сыном богатых константинопольских вельмож Ксенофонта и Марии, впоследствии также прославленных в лике преподобных. Был у Иоанна и младший брат Аркадий, через много лет достигший святости на Синайской горе. Когда братья вступили в отроческий возраст, отец их, святой Ксенофонт, сказал: «Дети мои! Должно вам получить хорошее образование. Отправляйтесь в Палестину, в город Бейрут. Там находится прославленный университет». Но недолго проучились братья в Бейруте: мать их, преподобная Мария, вызвала сыновей домой по случаю опасной болезни отца. Иоанн и Аркадий ухаживали за отцом вплоть до его полного выздоровления. А потом заспешили обратно в университет. Они плыли морем, как вдруг налетела жестокая буря и разбила корабль. Физически крепкие и выносливые братья спаслись на обломках утонувшего судна, и каждого из них порознь прибило к палестинскому берегу. Полагая, что Аркадий, возможно, погиб, Иоанн решил стать монахом. Чтобы, во-первых, до конца дней благодарить Бога за свое спасение, а во-вторых, молиться о своем брате – живом ли, мертвом ли. Точно такое же решение принял и Аркадий, постригшись в одном из палестинских монастырей с именем Георгий. А Иоанн направил свой путь на Синайскую гору. Было ему всего 16 лет, когда он достиг уединенного местечка Фола, где еще святая равноапостольная царица Елена воздвигла небольшой храм. А спустя два столетия, уже в VI веке, здесь возник монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но враждебные ему епископы не приняли его оправдания и низложили, забывая, что, пользуясь означенным правилом, они низлагали вместе с ним и Афанасия 373 . Свое определение они предположили послать на утверждение Аркадию, прося его, чтобы он удалил св. Иоанна из Константинополя, как уже низложенного дважды. Так кончился этот единственный в своем роде собор, собранный ненавистью и управляемый страстями. Между тем приблизился праздник пасхи, страстная неделя уже оканчивалась, и враги св. Златоуста стали настоятельно просить императора, чтоб он удалил его до праздника. Аркадий, увлекаемый настоятельными просьбами врагов, и возбуждаемый Евдоксиею, решился исполнить их желание, и послал сказать св. Златоусту, чтобы он оставил храм, и удалился из Константинополя, как осужденный двумя соборами. Но св. Златоуст, сознавая свою невинность, сказал в ответ на повеление царя: «я получил сию Церковь от Бога, чтобы наставлять ее ко спасению, и потому не моту оставить ее. Если же тебе угодно, ты можешь изгнать меня из нея силою, ибо она в твоей империи. А без того я не буду иметь извинения, если оставлю ее» 374 . Аркадий послал в другой раз с таким же повелением, но св. Златоуст, ответив теми же словами, продолжал свои пастырские занятия, совершал таинства и поучал народ. Так как наступил уже последний день страстной недели, то Аркадий, нехотя частию оскорбить святыни дней и наступавшего великого праздника, частию боясь возмущения народного, пришел в недоумение, не зная, что делать, и поэтому послал за Акакием берийским и Антиохом птолемаидским. Объяснив им свои недоумения, он спрашивал их, как ему поступить, предваряя их, что в случае неблагоприятных последствий, ответственность падет на их главу. Эти зложелательные епископы, подобно иудейским первосвященникам, говорили: «да обратится на нашу голову его низвержение». Между тем сорок два епископа, пребывавшие в единении с св. Златоустом, желая испытать последние усилия к спасению его, пошли к императору и императрице, находившимся в это время в церкви Мучеников, за стенами городскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 4.Развитие высшей церковно-правительственной власти на востоке в царствование Аркадия и Феодосия Младшего и осуществление Маркианом и Пульхерией церковно-политической программы Феодосия Великого на халкидонском соборе 451 года I. Церковная деятельность Иоанна Златоуста и первая церковная борьба между Константинополем и Александрией из-за первенства в восточно-римской империи 17 января 394 года скончался Феодосий Великий. Преемником его в восточно-римской империи был Аркадий. Коренными чертами характера этого государя, от природы мягкого и кроткого 2830 , были полное отсутствие энергии и умственная ограниченность 2831 . Это было видно даже из его внешнего, апатичного вида «Аркадий, говорит Филосторгий 2832 , рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души обличалась речью и свойством глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались». До конца своей жизни он был безвольной игрушкой в руках тех, которые пользовались его доверием 2833 . Первое время после вступления на престол таким неограниченным руководителем государства был Praefectus Praetoric orientalis Rufinus 2834 , приставленный к нему Феодосием Великим. После смерти Руфина, место его занял евнух Евтропий, именем монарха прикрывавший свои гнусные преступления 2835 и в своем лице объединивший все высшие должности империи. Рядом с ним выступало влияние его жены Евдоксий, прекрасной дочери варварского военачальника Вавдона (Bauto). Алчная и сомнительной верности, поверженная церкви и ее служителям, но отражавшая их нападки, где это ее лично касалось, она самовластно царила над слабым императором 2836 . При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что политика зависела не от него, а от его советников 2837 . Публичной жизнью государства он совершенно не интересовался. Все внимание императора целиком ушло в исполненную пышности и церемоний дворцовую жизнь 2838 . Византийская империя с этого времени приобретает тот восточный характер, который отличает ее и в последующее время 2839 . Благочестие Аркадия было искреннее и соответствовало по духу и по форме благочестию греческой ортодоксии 2840 . С великим благоговением он почитал мощи мучеников и святых и не раз это выражал публично, участвуя лично в религиозных процессиях, напр. при открытии мощей Самуила 2841 и перенесении их в церковь св. Фомы близ Константинополя 2842 . Это благочестие окружило его ореолом святости. Незадолго до своей смерти Аркадий посетил в Константинополе очень большое здание, называемое Карией. При этом все живущие около молитвенного дома, сбежались посмотреть царя, причем многие вошли в Карию, но затем вслед за царем вышли. «Тотчас после сего целое огромное здание, окружавшее молитвенный

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Твердая религиозность, нежелание делать уступки и суровое обличительное слово Иоанна создали ему много врагов. Аркадий подчинился этому течению и открыто высказался против патриарха, который удалился в Малую Азию. Происшедшее народное волнение в столице из-за удаления любимого пастыря заставило императора вернуть его обратно. Но мир между правительством и патриархом продолжался недолго. Освящение статуи императрицы дало повод к новому горячему выступлению Иоанна. Он был объявлен лишенным сана, и его последователи, иоанниты, подвергались преследованиям. Наконец, в 404 году Иоанн был отправлен в ссылку в каппадокийский город Кукуз, куда он прибыл после длинного, тяжелого путешествия. Это было, по словам Иоанна, " самое пустынное место всего государства " . Через три года пришло распоряжение о новой ссылке Иоанна на далекое восточное побережье Черного моря, по пути куда он в 407 году и умер. Так закончил свою жизнь один из наиболее выдающихся представителей восточной церкви раннего средневековья. Заступничество папы и западного императора Гонория перед Аркадием за преследуемых Иоанна и иоаннитов не увенчалось успехом. Иоанн оставил после себя богатое литературное наследство, которое рисует яркую картину общественной и религиозной жизни той эпохи, не убоявшийся открыто выступить против арианских притязаний всесильного Гайны, отстаивавший с убежденным упорством идеалы апостольской церкви. Иоанн Златоуст, по выражению одного писателя, останется всегда одним из прекраснейших нравственных примеров, какие только может созерцать человечество. " Он был безжалостен ко греху и исполнен милосердия к грешнику " . Аркадий умер в 408 году, когда его жена Евдоксия уже скончалась, а его сыну и преемнику Феодосию было только семь лет. Феодосии II Малый, или Младший (408-450) По свидетельству некоторых источников, Аркадий в своем завещании назначил своему малолетнему преемнику Феодосию в качестве опекуна персидского царя Йездигерда, из боязни, как бы константинопольские придворные не лишили Феодосия престола. Персидский царь свято соблюдал возложенную на него Аркадием обязанность и при помощи своего уполномоченного оберегал Феодосия от происков окружавших его лиц. Многие из ученых отвергают достоверность этого рассказа; но другие находят, что в нем нет ничего неправдоподобного.

http://sedmitza.ru/lib/text/434259/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010