Здесь Фрося стала часто ходить в Лавру. Однажды – по ее словам, это было в 1910 году, – придя в Троицкий собор, она, приложившись к мощам Преподобного, стояла в уголке и молилась. Вдруг к ней подошел тогда еще не знакомый ей архимандрит Аристоклий, ныне прославленный в лике святых московский старец, наклонился и тихо на ухо сказал: «Чадушка, хочешь, я тебя исцелю?» На это Фрося ответила: «Пусть будет надо мной воля Божия. Главное – хочу спасения». Архимандрит Аристоклий все последние годы своей жизни был ее духовником. За два-три года до смерти он благословил Фросю на монашеский постриг и предложил вступить в сестричество Переславльского Феодоровского женского монастыря. При постриге менять ей имя не стали, но сохранили прежнее, назвав в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской , супруги благоверного князя Димитрия Донского. Прожив в монастыре около шести лет, монахиня Евфросиния оказалась на улице, так как ее обитель – Феодоровский монастырь – закрыли. Ей, как не достигшей преклонного возраста, необходимо было либо зарегистрироваться в Переславле как безработной, либо вернуться в свою деревню Дивово, куда она формально и отправилась. Монахинь выгнали, а здания захватили для нужд народного хозяйства. Часть монахинь во главе с игуменьей Олимпиадой перебралась в центр города в сторожку храма святителя Московского Петра , где они и доживали свой век. Похоронены эти изгнанницы все в одном месте, возле храма села Троицкая слобода. Там сбоку от церкви до недавнего времени находились могилы: игуменьи Олимпиады, (она после разгона монастыря отбыла срок в ссылке, а когда освободилась, нашла своих сестер), схиигуменьи Максимиллы, игуменьи Евгении и игуменьи Таисии. Икона «Достойно есть», привезенная архимандритом Аристоклием (Амвросиевым) со святой Афонской Горы и хранившаяся на ул. Кировской, в д. 76 (бывшей ул. Дмитровской), у монахини Евфросинии (Барановой). Ныне находится у правой стены (между хором и иконостасом) в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры. Из деревни Дивово монахиня Евфросиния опять вернулась в Сергиев Посад, называемый теперь Загорском. К этому времени ее духовник архимандрит Аристоклий уже умер, и она стала окормляться у духовника Московской академии игумена Ипполита (Яковлева). Последний посоветовал ей прописаться в Загорске и купить дом. Лавра формально считалась уже закрытой, но богослужения еще шли и сохранялись лаврские скиты Черниговский и Гефсиманский. От Лавры для покупки дома ей даже добавили определенную сумму денег. Обитель, таким образом, приобрела себе надежного и преданного владельца недвижимости по адресу: улица Кирова (бывшая Дмитровская), дом 76. Поселились в нем две бывшие насельницы закрытого в Переславле Феодоровского монастыря: монахиня Евфросиния и инокиня Пелагия. Дом был пятистенком, жили они в двух кельях; в доме был еще зал и терраса.

http://pravoslavie.ru/68160.html

Нападение Германии на Советский Союз произошло как раз на этом фоне. С одной стороны, этот фон представлял собой ожидание освобождения России от коммунистической диктатуры, с другой стороны – недоверие к Гитлеру. Архиепископ Серафим (Иванов) Эта двойственность отразилась в передовой статье журнала «Православная Русь», (июнь 1941 г.). Автор статьи, архимандрит Серафим (Иванов), не приветствовал нападение, но высказывался о нем, как о начале восстановления Руси. Архимандрит приводил пророчество преподобного Аристоклия (Амвросиева): «По повелению Божию немцы войдут в Россию и спасут ее, но в России не останутся и уйдут в свою страну» . В связи с этим автор статьи вспоминал императора Александра I, который освободил Европу от Наполеона, но не стал захватывать Германию и Францию. Но можно ли возлагать подобные надежды на Гитлера? Автор статьи таковых не питал. Наоборот, он предостерегал, что нет оснований надеяться на благородство Гитлера, а вместо воссоздания России может произойти ее полное расчленение. Основой его станут искусственно созданные большевиками национальные республики . В дальнейшем представители РПЦЗ смотрели на эту войну по-своему, единого отношения к ней не было. Не было и официальных распоряжений об отношении Зарубежной Церкви к этой войне. Для понимания такого положения надо вспомнить, что ни одно из государств (в том числе и Германия) не могло влиять на Зарубежную Церковь в целом – ее епархии находились в разных странах, на разных континентах. Подчинить себе все епархии РПЦЗ нацистский режим не мог. Кроме того, Зарубежный Синод в годы войны был фактически отрезан от большинства своих епархий и не имел возможности рассылать циркуляры. Понятно, что антигитлеровские выступления германского клирика не остались бы без наказания. Однако священник в соседних Великобритании или Швейцарии мог смело выступать против гитлеризма. А прогерманские выступления клирика РПЦЗ в Америке после ее вступления в войну могли закончиться для незадачливого проповедника и уголовным преследованием.

http://pravoslavie.ru/108286.html

Отдельно будут изданы письма ученых, таких как: Антона Владимировича Карташова, Алексея Афанасьевича Дмитриевского, Ивана Саввича Пальмова, Никодима Павловича Кондакова, Полихрония Агапиевича Сырку, Владимира Николаевича Бенешевича, директора Императорского Археологического института Николая Васильевича Покровского, ученого секретаря Русского археологического института в Константинополе Федора Ивановича Успенского, профессора Московской духовной академии Ивана Васильевича Попова (мученика Иоанна) и многих других русских и зарубежных ученых. Отдельной серией предполагается издать материалы, представляющие собой духовное наследие иеромонаха Арсения (Минина), преподобного Аристоклия (Амвросиева), иеросхимонаха Агафодора (Буданова), схимонаха Леона (Воскресенского), схиархимандрита Кирика (Максимова) и преподобного Силуана (Антонова). Тома этой серии будут содержать духовно значимые творения преподобных отцов, их дневниковые записи, письма, духовные размышления и другие материалы, подавляющее большинство которых никогда не были опубликованы. Все издания будут снабжены комментариями и иллюстрациями. Вкратце скажу и о том, что безусловно заслуживает внимания исследователей, но пока еще не получило оформления в виде конкретных издательских проектов. Это, например, документы из издательского архива Руссика, объединенные в 39 дел хранения (а это десятки тысяч страниц!) и содержащие огромный материал по разным темам. Так, здесь имеется рукопись особой редакции «Откровенных рассказов странника». Несомненный интерес представляют документы из личного фонда архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина). Большое значение для гимнографии имеет творчество гимнографов Андрея Ковалевского — творца многих акафистов, схимонаха Аркадия (Любовикова) и иеросхимонаха Пахомия (Буберенко), настоятеля Вознесенской келлии Филофеевского монастыря. Изучение творчества этих практически неизвестных в России гимнографов позволит открыть новую страницу в истории русской гимнографической традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/1991733.ht...

XIII том: «Летопись чудесных событий в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 г.» XIV том: «Афонское Добротолюбие». XV том: «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах». XVI том: «Духовники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне — отец Агафодор и отец Кирик». XVII том: «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Аристоклия (Амвросиева)». XVIII том: «Жизнеописание и духовное наследие схимонаха Леона (Воскресенского)». XIX том: «Жизнеописание и литературное и духовное наследие схимонаха Амвросия (Болотова)». XX том: «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Силуана (Антонова) Афонского». XXI–XXV тома будут содержать литературное наследие исторического характера старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, а именно описание Афона, Иерусалима и других святых мест Востока иеросхимонаха Серафима (Веснина), схиигумена Парфения (Агеева), схимонаха Селевкия (Трофимова), схиархимандрита Михаила (Козлова), схиархимандрита Макария (Сушкина), монаха Азария (Попцова), архимандрита Пантелеимона (Сапожникова), иеросхимонаха Парфения (Заблоцкого), иеросхимонаха Мины (Буданова), схимонаха Матфея (Ольшанского), иеросхимонаха Агафодора (Буданова), схимонаха Денасия (Юшкова), иеросхимонаха Владимира (Колесникова), схимонаха Амвросия (Болотова), монаха Мелетия (Фредерикса). Приложение 2. Фотоальбомы об Афоне, подготовленные Пантелеимоновым монастырем К юбилейным торжествам монастырь выпускает в свет шесть уникальных иллюстрированных изданий о Святой горе: 1. Исторический фотоальбом Святой горы Афон Расположенные в хронологическом порядке исторические фотографии, сканированные из стеклянных негативов из монастырской фотомастерской. 2. Святая гора Афон Восемь сотен фотографий всех обителей Афона. 3. Святыни Святой горы Афон Восемь сотен фотографий с изображением икон, святых мощей и других святынь всего Афона. 4. Природа Святой горы Афон Восемь сотен фотографий с изображением уникальной природы Афона. 5. Русский Афон

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Алексий II 6 сентября во время Богослужения в Успенском соборе Кремля объявил о канонизации московского старца Аристоклия (Амвросиева), последнего до периода гонений на Церковь настоятеля Афонского подворья. " Мы прославили в лике московских святых еще одного подвижника, который поддерживал и укреплял людей в трудные предреволюционные годы " , - сказал Святейший Патриарх. Говоря о старце, Его Святейшество отметил, что он был одним из тех, кто " возлюбил страдающий мир как своего ближнего и как самого себя " , и " тысячи людей устремлялись к нему, видя в нем живой образ святости " . Образ Божией Матери «Скоропослушница», келейная икона старца Аристоклия, прибыла на Афонское подворье с Маросейки одновременно с мощами прославленного батюшки. Настоятель Афонского подворья, которое находится ныне на Гончарной улице, игумен Никон (Смирнов) рассказал, что канонизация была назначена на другой день, но была перенесена именно на 6 сентября - день блаженной смерти старца. И это не случайно, как и то, что в тот же год на подворье пришла женщина и предложила купить (она очень нуждалась в средствах) икону святого великомученика Пантелеимона с автографом отца Аристоклия на обороте. Ныне этот образ находится в храме великомученика Никиты на Афонском подворье напротив раки с мощами святого Аристоклия. Рядом с ней икона Божией Матери «Скоропослушница», келейный образ старца, перед которым он в последний раз перекрестился и испустил дух. Игумен Никон рассказал, что эта икона долгое время находилась в Никольском храме на Маросейке, там, где почивают мощи московского старца Алексия Мечева. Отец Никон просил у настоятеля храма отдать эту икону на подворье, на что тот отвечал: «Вот когда понесут мощи святого Аристоклия на подворье, тогда и отдадим». И вот в 2004 году по Москве идет огромный крестный ход, переносят мощи святого Аристоклия на Афонское подворье. У ворот крестный ход сливается с другим крестным ходом - из храма на Маросейке несут икону «Скоропослушница»! Удивлению игумена не было конца, он уже успел забыть о бывшем разговоре.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

В 1924 г. о. Сергий Мечев совершил с маросейскими богомольцами паломничество в обитель, где с весны 1917 г. жил на покое «живой русский святой» (слова о.Сергия) – митрополит Московский Макарий (Парвицкий). В том же году (24 августа) Святителя посетил Патриарх Тихон. В середине 1920-х гг. монастырь был закрыт. В 1990 г. обитель возвратили Церкви. 193 Казанская Амвросиевская женская пустынь при с.Шамордино – основана в 1884 г. прп. Амвросием Оптинским . Сначала это была община, обращенная в 1901 г. в монастырь. После революции закрыта. Вновь открыта в последние годы. 196 Имеется в виду книга «Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой» (Издание Оптиной пустыни. Сергиев Посад. 1911). Подробнее об этой кн. см. в комментариях к «Исповеди внутреннего человека, ведущей ко смирению». 197 Евдокия Ефимовна – стояла на Маросейке за ящиком, где продавались и книги духовного содержания. 198 Подворье Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря с содержавшимся убежищем для престарелых воинов русско-турецкой войны 1877–1876 – (Б. Петропавловский, ныне 1-й Хвостов пер., 3). Осенью 1918 г. на подворье был произведен обыск, в результате которого были изъяты материалы и средства, собранные для отправки на Афон. Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушницы» (освящен 30.9.1918 Патриархом Тихоном) на подворье был закрыт перед Великим постом 1923 г. 199 Иеросхимонах Аристоклий (†26.8.1918) – старец Афонского монастыря. Одновременно с матерью поступили в монастырь (она – в женский Успенский, он – в мужской); больше в земной жизни они не виделись. Жил и скончался на Московском подворье обители (см. прим.22). Обладал пророческим даром. Среди его духовных чад была блаженная Паша Саровская, очень любил его преосв. Трифон (Туркестанов) , был весьма расположен к нему Патриарх Тихон. Погребен на Даниловском кладбище. О нем см.: Житие иеросхимонаха Аристоклия. Подвиги и чудеса. М. «Красный звон». 1995. 201 Агапа или агапы (от греч. любовь) – «вечери любви», устраивавшиеся древними христианами в воспоминание Тайной вечери, с совершением на них таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В нач. XX в. в М. е. служило множество талантливых священников, любимых народом пастырей. Прот. св. Алексий Мечёв создал по благословению св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева) одну из самых известных общин в Москве - при Николаевской ц. на Маросейке, при ней существовали церковноприходская школа, приют для сирот и детей неимущих родителей. Среди прихожан прот. Алексия были профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты, философы, в т. ч. философ Н. А. Бердяев , скульптор А. С. Голубкина, худож. М. В. Нестеров . Прот. Валентин Амфитеатров , служивший в ц. святых Константина и Елены и др. храмах Московского Кремля, организовал одну из самых многочисленных общин в городе, проводил частые беседы с прихожанами, обладал даром дерзновенной молитвы и прозорливости. Проповедник-миссионер прот. сщмч. Иоанн Восторгов организовал в Москве неск. пастырско-миссионерских курсов для подготовки священников и учителей, заведовал московскими Высшими богословскими курсами для женщин. В годы первой мировой войны прот. Иоанн активно участвовал в благотворительном служении Церкви, связанном с военными нуждами, в т. ч. в организации лазаретов и в попечении о нуждах беженцев. Иером. прп. Варнава (Меркулов) служил народным духовником Пещерного отд-ния Гефсиманского в честь Черниговской иконы Божией Матери скита , ежедневно принимал от 500 до 1 тыс. чел., приезжавших со всей России. Иеросхим. прп. Аристоклий Афонский (Амвросиев) , служивший настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем, окормлял множество людей, приезжал с афонскими святынями в дома москвичей, служил молебны, способствовал развитию книгоиздательской деятельности Афонского подворья. Московский прот. сщмч. Роман Медведь в 1919 г. учредил братство свт. Алексия Московского, к-рое организовало множество «народных лекций» для разъяснения основ веры. Ярким проповедническим даром обладали ключарь храма Христа Спасителя протопр. сщмч. Александр Хотовицкий , прот. Валентин Свенцицкий , настоятель храма во имя мучеников Кира и Иоанна на Солянке архим. Серафим (Битюков).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Москва. Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря в Москве ведет свое начало с сентября 1879 года, когда известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова подарила монастырю под размещение подворья небольшую городскую усадьбу на Большой Полянке, д. 38. Затем участок земли по соседству с усадьбой на Полянке был также приобретен для монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом настоятеля Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Макария. В конце XIX-haчaлe XX века настоятелем подворья был старец-иеросхимонах преподобный Аристоклий (Амвросиев). В 1912 году на новом участке подворья под его руководством было начато строительство комплекса зданий. Были сооружены трехэтажные каменное здание с домовым храмом и здание для хозяйственных нужд. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери " Скоропослушница " , а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и другие хозяйственные постройки. С 1914 года на подворье на различных послушаниях подвизался преподобномученик Данакт (Калашников). В ноябре 1922 года домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. 17 апреля 1975 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил передать для подворья Афонскому Русскому монастырю Спасо-Преображенский храм в подмосковном Переделкине (Лукине) . В том году в храм со Святой горы Афон был привезён чудотворный образ Иверской иконы Божией Матери, который был помещен в часовне, пристроенной к зданию храма с южной стороны. Вместе с включением Переделкина в состав Москвы в 1984 году подворье стало Московским. В январе 1991 года Афонское подворье было переведено в центр Москвы, в храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой . 13 ноября 2004 года крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм подворья были перенесены мощи его прославленного настоятеля, преподобного Аристоклия. drevo Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29689

В 1888 году 18-летним юношей Федор прибыл на Афон и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь. Его сразу определили в иконописную мастерскую. 1 марта 1895 года Федора постригли в мантию с именем Феофан. Отец Феофан был очень искусен в деле иконописи. Написанные им иконы пользовались большим успехом у приезжавших на Афон паломников. Игумен Макарий с первого дня поступления его на послушание благословил ему во время написания икон творить Иисусову молитву. А если молитва не шла, то прекращать иконописание. С тех пор отец Феофан неукоснительно исполнял благословение великого старца, и в результате его иконы получались особенно теплыми, в них чувствовалось присутствие благодати. Братья знали об этом, и все просили написать его им маленькие иконочки, в чем, естественно, отец Феофан никому не отказывал. Занимался он одновременно и фотографией, и благодаря его стараниям мы сегодня имеем изображения многих старцев и подвижников тогдашнего Афона. 15 августа 1900 года отец Феофан был рукоположен в иеродиакона, а 28 марта 1909 года в иеромонаха. В это время в Москве на подворье отец Аристоклий (Амвросиев) в доме на Полянке устроил маленький храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и для росписи его выпросил с Афона отца Феофана. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель. Но ему больше не суждено было возвратиться туда. 1 ноября 1909 года отец Феофан приступил на подворье в Москве в доме на Полянке к росписи храма. Начавшаяся война и переворот в России не позволили ему вернуться в родную обитель, хотя он и приложил для этого немало усилий. Советское правительство стало преследовать его. В 1927 году его арестовали. По решению суда он был сослан на два года в Нарымский край Томской губернии. В 1929 году его освободили, но вскоре опять арестовали и сослали еще на три года. В 1930 году он написал письмо игумену Мисаилу, которое приведем целиком, так как это единственное письмо отца Феофана, присланное из ссылки, тем более что оно ярко показывает силу его духа и воли: «Глубокоуважаемый батюшка отец игумен, благословите! Уведомляю Вас о том, что я — ваш послушник — недостойный иеромонах Феофан по Вашим святым молитвам благополучно закончил первую ссылку еще в октябре месяце 1929 года, но недолго пришлось жить в неопределенном положении и через девять месяцев получил извещение, что мне постановили еще три года прожить в Сибири. И я теперь переехал еще севернее на 300 верст, хотя тоже в Норымском крае в село Крыволуцкое Александровского района Томского округа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=275...

В 1883 году Федор Семенович прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона. Старцы Иероним и Макарий определили его на послушание в больницу обители. Мудрые наставники человеческих душ сразу поняли, что израненная жестокостями войны душа молодого послушника требовала жертвенного служения другим людям. И, действительно, Федор Семенович полностью предался делу служения болящим, находя в этом оправдание своим прежним вынужденным жестоким действиям. 21 сентября 1885 года он был пострижен в рясофор с именем Феодор, а 24 февраля 1887 года в мантию с тем же именем. После пострига его отправили на Новый Афон, где он принимал активное участие в строительстве Ново-Афонской обители. В 1889 году отца Феодора отправили на подворье в Москву, где он провел почти двадцать лет. Был правой рукой отца Аристоклия (Амвросиева), заведовал складом при часовне, продавал книги, иконы и различные сувениры, связанные с Афоном. Иеросхимонах Феодорит (Константинов). Предельно аккуратно выполняя свои обязанности, он ни на секунду не переставал думать об Афоне. Его душа жила постоянными мыслями о Святой Горе, тем более что его очень удручала назойливая суета большого города, ежедневное общение с сотнями мирских людей. Наконец, не выдержав, он попросил игумена Андрея позволить ему вернуться на Афон. «Голова кругом ходит, — писал он 25 июня 1890 года, — чуть не помрачился умом потому, что мои телесные силы совершенно ослабли, а о душевных и говорить нечего. Я Вас прошу, прошу, а Вы только отвечаете — терпи». Отец Феодорит, несмотря на скорби, все-таки продолжал смиренно исполнять благословение своего духовного отца и дальше вел необходимое для обители дело. 15 июля 1894 года отец Феодор был рукоположен в иеродиакона, а 10 мая 1897 года в иеромонаха. После рукоположения он смиренно продолжал исполнять свое тяжелое послушание в Москве. Милостивый Господь за послушание и смирение удостоил отца Феодора быть свидетелем многих чудесных видений и событий. «1913 года в Москве в день Святой Пасхи была моя чреда ходить по Замоскворечью со святыми мощами, — писал он в своем письме. — В числе адресов была Знаменка — дом генерал-лейтенанта Батурлина. Пригласила меня к болящему сыну лицеисту 19 лет Иоанну его супруга (сестра преосвященнейшего Трифона). Он на Страстной неделе простудился и заболел крупозным воспалением легких. Не приглашая врачей, а прямо обращаясь к небесному врачу святому великомученику Пантелеимону, она просила меня отслужить молебен с акафистом и водоосвящением с молитвой Господу Богу. Когда я все совершил, то, покропив святой водой и помазав святым елеем болящего, подняв ковчег со святыми мощами, осенив больного крестообразно, ибо он лежал как бы в огне, мы отправились по следующим адресам. На второй день я справился о здравии Иоанна, и мне с радостью ответили, что он совершенно здоров».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=299...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010