Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

http://pravenc.ru/text/75994.html

Теперь нужно в каждое дело вникать самому. Кроме того, еще и лазарет, да приходящих к нам на перевязку хватает с четырех других лазаретов. За всеми нужно смотреть» 323 . После кончины в 1918 году отца Аристоклия (Амвросиева) отец Иларион возглавил московское подворье. Несмотря на наступившие трудные времена, он имел тесную связь со старцами монастыря. С 1913 по 1929 год из Москвы постоянно писал письма отцу Мисаилу 324 . 9 ноября 1920 года отец Иларион в Москве Патриархом Московским и всея Руси святителем Тихоном был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Но вскоре большевистское правительство перешло в наступление против духовенства и Церкви. Подворье было разгромлено. Вот как пишет об этом отец Иларион в своем письме к игумену Мисаилу 21 декабря 1922 года: «Батюшка! Дополнительно посылаю Вам настоящее письмо о нашем великом испытании, которое постигло нас, а именно: наше подворье отобрано и теперь перешло в коммунальное хозяйство Горной Академии студентов. Нам пока временно для жилья дали уголок – помещение бывшего приюта. Из церкви, а также из могилки вывезли все. Только гроб старца [отца Аристоклия (Амвросиева). – Сост.] пока находится в усыпальнице, которая запечатана. Мы стараемся тело старца перевезти на одно из кладбищ московских монастырей. Одним словом, с закрытием храма мы теперь лишены духовного утешения. Дорогой Батюшка! Тяжело и горько нам живется. Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы – Ваши дети, находимся здесь как сироты, застигнутые судьбой бушующего житейского моря. Вся цель и стремление здешней вверенной мне братии – уехать в святую обитель» 325 . Но отец Иларион с братией подворья так и не смог выехать за границу. Зато своей активностью в деле получения заграничных паспортов для себя и для братии привлек внимание властей. На него начались гонения. На первых порах отцу Илариону удавалось избежать ареста. С 1922 года он служил сверхштатным священником в храме святого Григория Неокесарийского в Москве. Но гонения на духовенство усиливались, и отец Иларион был вынужден скрываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы глас 8 Песнь 1. Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа. Богоблаженне отче Аристоклие, измлада скорбная обстояния претерпевая, Христа всем сердцем возлюбил еси, Егоже с лики Ангельских сил на Небесех непрестанно ныне славословиши. Тяжкую болезнь во отрочестве претерпев, молитвами матере твоея от святителя Николая исцеление получил еси, темже, Чудотворцу великому подражая, правило веры и образ благочестия людем явил еси. Плоть распяв со страстьми и похотьми, в вертоград Святыя горы Афонския вселился еси и всего себе воли старцев обители покорил еси. Темже Господь твое сердце чисто содела и дух прав обнови во утробе твоей. Богородичен: Чудес Твоих Божественных множество благохвалити предначиная, Тя, Дево, со умилением молю: благодать Твою подаждь ми недостойному. Песнь 3. Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят паче Тебе, Едине Человеколюбче. В подвизех монашескаго жития преуспевая, вся козни демонския силою веры и упованием на Христа превозмогл еси, Имже и вечною славою увенчан был еси. Послушания отцем богомудрым добрый рачитель быв, иго Христово благое на рамо подъял еси и во брани с духами злобы поднебесными яко столп непоколебим явился еси. Гора Святая Афонская торжествует, земля же Московская проповедует великия подвиги твоя, имиже вся злокозненная искушения, яко доблий воин Христов, препобедил еси. Богородичен: Неизреченно зачала еси, Богоневесто Пречистая, Господа и Спаса, от лютых зол избавляющаго с верою призывающих Тя. Седален, глас 4: Имже образом желает елень на источники водныя, сице возжада душа твоя, преподобне отче Аристоклие, к Богу Жизнодавцу, сего ради, вся красная мира земнаго презрев, на благословенней горе Афонской и в земли Русской усердне потрудился еси, и тако житием твоим праведным Господа Бога прославил еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Старец Аристоклий Афонский будет причислен к лику святых Русской Православной Церкви 28.01.2016 14:36 Версия для печати Москва, 28 января. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, который пройдет в Москве в начале февраля, может принять решение об общецерковном прославлении иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева), последнего настоятеля Афонского подворья в Москве в начале XX века. Об этом сообщил в среду председатель синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, передает РИА Новости . «На ближайшем Архиерейском соборе будет рассмотрен, в том числе, вопрос по общецерковному прославлению преподобного Аристоклия Афонского. Я, в общем-то, не сомневаюсь в том, что это произойдет, и этот святой пополнит месяцеслов нашей Русской Православной Церкви», — сказал епископ Панкратий в ходе конференции в храме Христа Спасителя в рамках XXIV Рождественских чтений. Он напомнил, что решение о прославлении в лике святых того или подвижника принимается с учетом тех критериев, которые выработались на протяжении столетий в Русской православной церкви. «Это безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и, особенно, посмертные чудеса. Если речь идет о мучениках, то к этому добавляется факт пролития крови за Христа», — сказал епископ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  «Припадаю к стопам ног Ваших и прошу Ваших старческих и отеческих молитв и благословения. Письмо Ваше я получил. За отеческие наставления и вразумления Ваши приношу Вам мою сыновнюю благодарность. Я Вам писал и теперь таких же убеждений о себе, что нахожусь в таком духовном возрасте, что недостаточен принимать на себя обязанность исповедовать братство, а потому и просил Вас поручить это другим, более способным и понимающим братьям. Но как Вы благословляете не отказываться более от этого Вашего назначения, то да будет на то воля Божия и Ваша старческая. Буду при помощи Божьей и за Ваши старческие молитвы порученное мне дело продолжать. Для меня только нужно Ваше благословение, да молитвы Ваши, чтобы Господь мне, немощному, помог проходить неукоризненно возложенное на меня Ваше послушание, и да получить бы мне прощение моих грехов и избавление от вечных мук».   Каждый свой шаг он согласовывал с отцом Макарием, с которым имел постоянную переписку. Огромное духовное влияние имел отец Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. В начале 1888 года отец Досифей заболел неизлечимой тогда болезнью, чахоткой, и вынужден был оставить свое послушание в Москве. Он отправился на Афон. Здесь 27 мая 1888 года был пострижен в великую схиму с именем Дамиан, но его состояние с каждым днем ухудшалось. Отец Макарий благословил отправить его в Константинополь на лечение в русской больнице, но Бог призывал своего верного послушника к себе, и отец Дамиан с полным смирением шел навстречу этому зову. Преставился отец Дамиан в Константинополе 18 августа (ст.ст.) 1888 года. Игумен Макарий распорядился не хоронить его в Константинополе, а привезти на Афон, что и было сделано. Отец Дамиан был погребен на братском кладбище Пантелеимонова монастыря. Использованы материалы из книги: " Русский Афонский Отечник XIX - ХХвеков " . - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=265...

Дом, где теперь жили Недосекины, имел свою историю и особенное значение для его жителей, да и не только для них. В этом доме в годы гонений на Русскую Православную Церковь хранились святыни. Вспоминает отец Павел Недосекин: «В послереволюционные годы братия Троице-Сергиевой Лавры понимала, что в эпоху грядущих гонений на Церковь монастырь не избежит закрытия и, подобно многим обителям Русской Православной Церкви, подвергнется разграблению и опустошению. Чтобы как-то сохранить лаврские святыни, в Сергиевом Посаде (Загорске) на верных Церкви прихожан было приобретено несколько частных домов, которые становились, по сути, подворьями Лавры и предназначались для хранения лаврских святынь и пребывания изгнанной из обители братии. Одной из таких близких к Лавре прихожанок была тетка моей мамы, постриженица Переславского Феодоровского женского монастыря монахиня Евфросиния (Баранова) 54 . В детстве она с двумя своими братьями, Василием и Алексеем, осиротела... Их отец, Федор (ему тогда было 39 лет), очень горевал, дал клятву, что больше не вступит в брак, и всю жизнь прожил вдовцом. Осиротевших детей воспитывала бабушка Елена, которая была очень набожной и строгой. Жили дети в деревне Дивове, находившейся «через поле» от знаменитой Зосимовой пустыни, что недалеко от станции Арсаки Владимирской области. Исповедоваться все трое ходили к известному своей подвижнической жизнью старцу Алексию 55 , который оставался их духовником до своей кончины. Когда Фросе, будущей монахине Евфросинии, исполнилось 17 лет, с ней случилось несчастье. Она ходила за лошадью и боронила поле. На ногах были лапти, которые прорвались и сильно натерли ногу. Вскоре открытая рана загноилась. Стали разрушаться кости. К сельской работе хромая Фрося стала непригодна. Ей посоветовали переселиться в Сергиев Посад и устроиться работать на одну из городских фабрик. Она так и сделала. Здесь Фрося стала часто ходить в Лавру. Это случилось в 1910 году. В Троицком соборе она стояла в уголке и молилась. Вдруг к ней подошел незнакомый старец, ныне прославленный в лике святых архимандрит Аристоклий 56 . Он наклонился и тихо на ухо сказал девушке: «Чадушка, хочешь, я тебя исцелю?» На это Фрося ответила: «Пусть будет надо мной воля Божия. Главное – хочу спасения». Архимандрит Аристоклий (Амвросиев) все последние годы своей жизни был ее духовником. За два-три года до смерти он благословил Фросю на монашеский постриг и предложил вступить в сестричество Переславского Феодоровского женского монастыря. При постриге менять ей имя не стали, сохранили прежнее, в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, супруги благоверного князя Димитрия Донского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XVI том. «Летопись чудесных событий в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Издание тома запланировано на первую половину 2015 года. Книга будет содержать хронологически упорядоченные описания чудесных и духовно значимых событий, засвидетельствованных и хранящихся в документах архива Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Это будет своеобразная духовная летопись монастыря. Каждое отдельное чудо по-своему интересно, но когда мы их собрали воедино и расположили четко по годам, то открылся явный Промысел Божий о русском монастыре, свидетельствующий и о непрестанной заботе Господа и Божией Матери о русской святогорской обители.  XVII том. «Жизнеописание и духовное наследие иеромонаха Арсения (Минина)». Время издания: первая половина 2016 года. Книга будет содержать духовно значимые творения православного духовного писателя, издателя и редактора, иеромонаха Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря о. Арсения (Минина, 1823 - 1879): его дневниковые записи, письма и т.д. Многие из этих документов никогда не были опубликованы.  XVIII том. «Жизнеописание и духовное наследие преподобного Аристоклия (Амвросиева)». Издание тома запланировано на вторую половину 2016 года. Книга будет содержать духовные творения выдающегося русского подвижника и старца преподобного Аристоклия Афонского (1846 - 1918), а также выдержки из его писем к старцам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.  XIX том. «Жизнеописание и духовное наследие иеросхимонаха Агафодора (Буданова)». Этот том будет содержать ранее не публиковавшиеся духовные творения ученика старцев Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, духовника русской святогорской обители и антипросопа в Священном Киноте Афона иеросхимонаха Агафодора (Буданова,1845–1920): его духовные размышления, письма, дневниковые записи и другое. Время издания: первая половина 2017 года.  XX том. «Жизнеописание и духовное наследие схимонаха Леона (Воскресенского)». Издание тома запланировано на вторую половину 2017 года. В книгу войдут не публиковавшиеся ранее духовные творения насельника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схимонаха Леона (Воскресенского, 1862-1914): духовные размышления, письма, дневниковые записи. В частности, хранящиеся в архиве монастыря рукописи: «Сокровища души в соединении ее с духовным миром», «Трезвение священноинока на Святой Афонской Горе в обители святого Великомученика и Целителя Пантелеимона», «Нравственно-аскетический сборник» и другое. 

http://bogoslov.ru/event/3974163

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Русский Афон 26.09.2017 По всей видимости, о. Пантелеимон отправился на Афон после встречи в Одессе с иеросхимонахом Сергием (Весниным), который в письмах называет его своим близким другом. «Много у меня остается здесь милых и добрых друзей 21.09.2017 Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала монахиней. После смерти жены принял решение стать монахом и с этой целью отправился на Святую Гору Афон. 01.09.2017 Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим. Вот как вспоминает о нем в своих письмах Святогорец: «Когда Григорий прибыл в Руссик в первый раз (таковым было мирское имя вологжанина), то наша жизнь ему чрезвычайно понравилась. 01.09.2017 Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&pid=9

Вот что он пишет отцу Макарию и отцу Иерониму после их благословения на духовничество: «Припадаю к стопам ног Ваших и прошу Ваших старческих и отеческих молитв и благословения. Письмо Ваше я получил. За отеческие наставления и вразумления Ваши приношу Вам мою сыновнюю благодарность. Я Вам писал и теперь таких же убеждений о себе, что нахожусь в таком духовном возрасте, что недостаточен принимать на себя обязанность исповедовать братство, а потому и просил Вас поручить это другим, более способным и понимающим братьям. Но как Вы благословляете не отказываться более от этого Вашего назначения, то да будет на то воля Божия и Ваша старческая. Буду при помощи Божией и за Ваши старческие молитвы порученное мне дело продолжать. Для меня только нужно Ваше благословение да молитвы Ваши, чтобы Господь мне, немощному, помог проходить неукоризненно возложенное на меня Ваше послушание и да получить бы мне прощение моих грехов и избавление от вечных мук» 114 . Каждый свой шаг он согласовывал с отцом Макарием, с которым имел постоянную переписку 115 . Огромное духовное влияние имел отец Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. В начале 1888 года отец Досифей заболел неизлечимой тогда болезнью, чахоткой, и вынужден был оставить свое послушание в Москве. Он отправился на Афон. Здесь 27 мая 1888 года был пострижен в великую схиму с именем Дамиан, но его состояние с каждым днем ухудшалось. Отец Макарий благословил отправить его в Константинополь на лечение в русской больнице, но Бог призывал своего верного послушника к себе, и отец Дамиан с полным смирением шел навстречу этому зову. Преставился отец Дамиан в Константинополе 18 августа 1888 года. Отец Макарий распорядился не хоронить его в Константинополе, а привезти на Афон, что и было сделано. Отец Дамиан был погребен на братском кладбище монастыря. Схимонах Пантелеимон (Прохоров) Схимонах Пантелеимон 116 (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матушка Варвара благословила, но мне хотелось еще какой-то знак получить, что монастырь - это для меня. Я ведь не думала до этого о монастыре, хотя с малых лет всегда была при Церкви. Читала, пела с 9 лет на клиросе. Мне даже владыка Антоний Женевский говорил: «Ты монашка, ты даже будешь игуменией»... А мы смеялись всегда, когда он такое говорил. Но это не доходило ни до моего ума, ни до сердца. И вот я решила тогда пойти на Благодатный огонь. Я думала: «Помолюсь у Гроба Господня и буду ждать какого-нибудь знака от Бога». Пришла. И не знаю, куда смотреть. Сосредоточилась на Кувуклии. И вдруг, когда замирание, тишина, патриарх вошел уже туда, - и вдруг я вижу: на моих глазах сама зажигается лампадка на Кувуклии! Я как закричу: «Смотри, смотри: лампадка зажглась!» И подумала: «Все! Я получила знак от Бога! Благословение есть. Поступаю в монастырь». Я поступила в монастырь 29 декабря 1975 года. И тогда же дала себе обет: никогда не уходить из монастыря, разве что будет какая-то ересь или что-то страшное произойдет. И это мне очень помогло в моей жизни, потому что это первая мысль, которая приходит, когда какое-то искушение: «Уйду!» А я каждый раз вспоминала свой обет, и это мне помогало» (записал А.Поспелов). У БОГА ВЕСЫ ТОЧНЫЕ Именно матушка Варвара (Цветкова) донесла до нас и пророчества великого старца Аристоклия Она родилась 2 января 1889 г. в семье товарища Московского купеческого банка, церковно-общественного деятеля и благотворителя Николая Алексеевича Цветкова и Лидии Александровны (урожденной Трубниковой). До революции проживала в Москве. Будучи маленькой девочкой сидела на коленях святого Иоанна Кронштадтского. В юности у нее были известные духовные руководители: будущие Серафим (Звездинский), настоятель Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве старец иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев). В 1922 году семья Цветковых была Ниццу. В 1929 году В.Н. Цветкова прибыла в Иерусалим, где поступила в монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании (Гефсиманская обитель) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (по другим сведениям, сначала подвизалась в Елеонской обители). Исполняла послушание заведующей Гефсиманским садом. В 1934 году пострижена в мантию. По пострижении в мантию долгое время являлась хранительницей усыпальницы великой княгини Елисаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. Помощница настоятельницы Гефсиманской женской обители в Иерусалиме игумении Марии (Робинсон) (+1969). С 1968 по 1983 гг. игумения, настоятельница Гефсиманской женской обители и Вифанской общины Воскресения Христова в Иерусалиме. Скончалась в 1983 г.

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010