Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранниче Божий и дивный подвижниче благочестия, скорый заступниче в нуждах и напастех сущий, усердный молитвенниче о всех чающих твоея помощи, к тебе припадаем и молимся, во еже спастися нам, избави нас от належащия мглы греховных обстояний, с любовию и умилением тебе зовущих: Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Икос 1 Ангелом небесным уподобился еси в земном житии и благое иго Христово на рамо свое подъял еси, всю надежду на Бога возложив, и шед за Христом, достигл еси Царствия Небеснаго. Сего ради с верою приносим ти песнь сию: Радуйся, равноангельнаго жития ревнителю, радуйся, спасительнаго ига Христова безропотный носителю. Радуйся, яко вся скорогибнущая земная блага возненавидел еси, радуйся, яко райская жилища взыскал еси. Радуйся, сладость житейскую отвергнувый, радуйся, Хлеба небеснаго Христа вкусивый. Радуйся, Источнику живыя воды приобщивыйся, радуйся, на камени веры утвердивыйся. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 2 Видев Господь ревность яже по Бозе благочестивыя твоея матере, молящияся о тебе, тяжко недугующем, прия слезное ея прошение и дарова предстательством святителя Николая тебе исцеление. Ты же, востав от одра болезни здрав, воспел еси Врачу душ и телес Богу: Аллилуия. Икос 2 Разум возраста совершеннаго стяжав, познал еси тщету мира, лежащаго во зле, и, Христа возлюбив, стопы своя направил еси по словеси Его: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», и тако обрел еси в сердце своем Спаса Христа. Мы же, видяще твое произволение, поем ти сице: Радуйся, измлада сладчайшаго Иисуса возлюбивый, радуйся, Тому единому смиренно последовавый. Радуйся, молитвою матере попечению святителя Николая врученный, радуйся, завет ея чтити сего Угодника Божия исполнивый. Радуйся, яко в часы напастей к нему с верою притекал еси, радуйся, яко многою помощию от него душу твою спасал еси. Радуйся, многоразличныя беды от лукавых духов претерпевый, радуйся, христоподражательным крестоношением славу от Царя Небеснаго улучивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» ( Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь. 1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева , клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ. В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) .

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Благодать неоскудевающи излияся в месте твоего земнаго упокоения всем, в надежди помощи к тебе притекающим, и по всеблагой воли Бога Жизнодавца причисли тя, яко достойнаго праведника, к лику святых Церковь Русская, да ведает мир христианский тя истиннаго угодника и слугу Божия, вшедшаго в радость Господа своего — в обители Царя Небеснаго, идеже в веселии ты с ангельскими чины воспеваеши Ему непрестанно: Аллилуия. Икос 12 Поет и торжествует Церковь православная, обрете бо твоя святыя мощи аки сокровище нетленное в утешение всех немощствующих телом и душею, да уведят, что есть слава Божия, и в благодарности да славословят Его всеблагую волю, еюже премудре устрояется душевное их спасение ходатайством и заступлением угодников святых. Темже и мы тебе ликующе поем: Радуйся, неустанными подвиги, яко воин Христов, Бога Отца прославивый, радуйся, жертвенною любовию к ближним Богу Сыну последовавый. Радуйся, добродетельми многими Духа Святаго стяжавый, радуйся, благодать Божию от своих мощей источаяй. Радуйся, удела Богородицы благий делателю, радуйся, земли русския добрый сеятелю. Радуйся, яко тобою святая гора Афонская украшается, радуйся, яко тобою земля московская духовне преображается. Радуйся, преподобне Аристоклие, старче Афонский и Московский чудотворче. Кондак 13 О, пречудный старче московский и святыя горы Афонския подвижниче, великославный наш заступниче и усердный пред Престолом Божиим молитвенниче. Твоими непрестанными о нас молитвами умоли Господа от всякия бесовския напасти нам избавитися, и грядущия муки свободитися, да вси мы, спасаемии твоим ходатайством, воспоем Богу: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом небесным уподобился еси в земном житии и благое иго Христово на рамо свое подъял еси, всю надежду на Бога возложив, и шед за Христом, достигл еси Царствия Небеснаго. Сего ради с верою приносим ти песнь сию: Радуйся, равноангельнаго жития ревнителю, радуйся, спасительнаго ига Христова безропотный носителю.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Молитвами святых новых исповедниц и мучениц, прославленных и непрославленных, имена которых знает Господь, зажглась невидимая неугасимая лампада и в Акатовской обители, и нашу родную землю освящает и ее тихое благодатное горение. 21 Иеромонахи Иннокентий (Орешкин, 1869 – 1949) и Мелхиседек (Лихачев, 1867–1931) жили после закрытия Смоленской Зосимовой пустыни в деревне Олесово Московской области и были наставниками монахинь нескольких закрытых монастырей. Отец Мелхиседек проходил по тому же делу, что и акатовские монахини, и был приговорен к расстрелу, отец Иннокентий скрывался, был арестован в 1933 году и выслан (База данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие» в Интернете). 22 Непоминающие – епископы и священники, не признающие полномочий митрополита Сергия (Страгородского) для принятия ответственных решений в отсутствие Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) , не разделяющие взятого им политического курса и не возносящие за богослужением его имени, а также их паства. Упомянутые выше почитаемые верующими епископы Серафим (причислен ныне к лику святых священномучеников) и Арсений также были непоминающими. «Связаны с Ленинградом» – то есть с ленинградскими непоминающими. У нас нет данных, позволяющих подтвердить или опровергнуть это сообщение. Возможно, оно добавлено следователем для усиления виновности арестованных, хотя и лояльность к митрополиту Сергию никого не спасала от преследований. 23 Преподобный Аристоклий (Амвросиев, 1846–1918), старец Афонский и Московский, с 1909 года был настоятелем Афонского подворья в Москве. 26 Священником этой церкви был Иван Арсентьевич Троицкий. Расстрелян в Бутове 17 февраля 1938 года (книга памяти «Репрессированная Россия» в Интернете). 27 В следственном деле как место рождения указана «дер. Тавринка Северного края», согласно новому административному делению. Но волость Тавреньга, по названию речки, была в Вельском уезде Вологодской губернии. Деревни с таким названием нет в справочниках. Может быть, по названию волости неофициально так называли ее административный центр, село Пономаревское.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали Параскевой. Мальчик получил начальное образование в сельской школе, а при достижении совершеннолетия был призван на военную службу, завершил которую в 1882 году в чине унтер-офицера. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, где отличился особой храбростью и отвагой, за что был награжден многими военными наградами. Но главным результатом его участия в военных действиях было полное преображение его внутреннего мира. Массовая резня, обесценивание человеческой жизни, бессмысленные страдания и жестокость побудили молодого воина задуматься о смысле жизни. Долго размышляя над этими вопросами, он пришел к выводу, что люди убивают друг друга потому, что потеряли в себе образ Божий. Грех уничтожил в нас первородное, заложенное самим Творцом естественное свойство любить, и мы поэтому, как обычные животные, истребляем друг друга. Тяжело стало на душе Федора Семеновича, и он, посреди царствия безбожной ненависти, решил любыми средствами хотя бы в себе восстановить первородный образ Божий. В 1883 году Федор Семенович прибыл на Афон и поступил в монастырь св. великомученика Пантелеимона. Старцы Иероним и Макарий определили его на послушание в больницу обители. Мудрые наставники человеческих душ сразу поняли, что израненная жестокостями войны душа молодого послушника требовала жертвенного служения другим людям. И, действительно, Федор Семенович полностью предался делу болящим, находя в этом оправдание своим прежним вынужденным жестоким действиям. 21 сентября 1885 года он был пострижен в рясофор с именем Феодор, а 24 февраля 1887 года в мантию с тем же именем. После пострига его отправили на Новый Афон, где он принимал активное участие в строительстве Ново-Афонской обители. В 1889 году отца Феодора отправили на подворье в Москву, где он провел почти двадцать лет. Был правой рукой отца Аристоклия (Амвросиева), заведовал складом при часовне, продавал книги, иконы и различные сувениры, связанные с Афоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

58 Игумен Ипполит (в миру Иван Степанович Яковлев), духовник МДА. В 1928 г. при общей облаве в г. Загорске сумел уйти из дома через черный ход. В последние годы жизни юродствовал, ходил круглый год босиком. Был неплохим художником. Сохранились его рисунки. Умер в доме жителя Загорска Сычева 22 ноября 1937 г. 59 Икона «Достойно есть», привезенная архимандритом Аристоклием (Амвросиевым) со Святой Афонской Горы, хранилась в доме Недосекиных на ул. Кирова, д. 76 (бывшей ул. Дмитровской) у монахини Евфросинии (Барановой). Ныне икона находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры у правой стены, между клиросом и иконостасом. 60 В доме бывшего владельца свечной фабрики старосты Петропавловской церкви Н. М. Сычева был настоящий тайный монастырь. В доме проживал последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Сам о. Кронид и с ним монахи, хозяин дома Сычев и благочинный Загорского округа о. Димитрий Баянов были арестованы по доносу. Следственное дело имело кодовое название «Ипполит» – по имени старца-прозорливца, духовника Лавры, жившего в доме Сычева и умершего во время следствия. Все арестованные были расстреляны 10 декабря 1937 г. на подмосковном Бутовском полигоне НКВД. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Кронид прославлен в лике святых. 61 Архимандрит Иеремия (в миру Владимир Алексеевич Лебедев; 1885–1953), казначей Патриархии. В 1920-е гг. был насельником Покровского монастыря. После его закрытия многие годы провел в тюрьмах и ссылках. В Москве появился в конце 1946 г. Был назначен настоятелем Крестовой патриаршей домовой церкви, с 1947-го – настоятельствовал в Богоявленском Елоховском соборе. См.: Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб, 2007. С. 26. 63 Сщмч. Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929), архиепископ. После избрания патриарха Тихона – секретарь и главный его консультант по богословским вопросам. 22 марта 1922 г. был арестован и выслан в Архангельск на год. В 1923 г. вернулся из ссылки, возведен в сан архиепископа, в 1923 г. – настоятель Сретенского монастыря в Москве. Получил известность как замечательный проповедник. Осенью 1923 г. выслан на 3 года в Соловецкий лагерь особого назначения. Являлся одним из авторов «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. Осенью 1929 г. приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. На этапе заразился сыпным тифом и в Ленинграде умер в тюремной больнице. Похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Сретенском монастыре совершил 10 мая 1999 г. его прославление в лике местночтимых святых. Накануне честные останки архиепископа Илариона были перевезены из Петербурга и помещены в соборном храме Сретенского монастыря. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Святитель Иоанн (Максимович), епископ Шанхайский, в первые годы войны молился за победу Германии и изменил свою позицию лишь в начале 1943 года. С этого времени он начал совершать молебны о победе Красной " Откуда такая информация? И достоверный ли источник? Можно привести более подробные сведения? Ссылка в статье ведет на советский архив с делом совершенно другого митрополита... Александр Русский 21 ноября 2017, 23:37 " архимандрит Серафим (Иванов), не приветствовал нападение, но высказывался о нем, как о начале восстановления Руси. Архимандрит приводил пророчество преподобного Аристоклия (Амвросиева): «По повелению Божию немцы войдут в Россию и спасут ее, но в России не останутся и уйдут в свою страну». А ведь так и произошло!!! Именно немецкое вторжение способствовало развороту сталинской политики в отношении Церкви! Не будь войны - не случилось бы восстановления патриаршества! Война вернула такие забытые имена как Александр Невский и Александр Суворов! Да собственно сама Русская История, которую до этого ленинские большевики обильно поливали грязью, была реабилитирована. Чудны дела твои, Господи! Елена 21 ноября 2017, 23:20 Согласна с Иваном, Василием и Иоанной. И с той и с другой стороны были православные люди. И Петр Николаевич Краснов, и его казаки, были церковными православными людьми. А наша прямая обязанность как православных христиан, если мы таковыми себя считаем, молиться за всех прежде усопших православных христиан. Василий Петрович 21 ноября 2017, 21:48 Братья и сестры, надеюсь никто не будет спорить с тем, что война была попущена нашему народу Богом промыслительно? Так может лучше задуматься над тем, ЗА ЧТО это было? Может лучше вспомнить о том, как затмился разум у народа, одурманенного интернациональной нечистью? И если уж говорить о предателях, то может вспомнить о том, что предатели появились гораздо раньше. Тогда, когда революционеры ратовали за поражение России в Русско-японской войне, когда большевистский кагал желал поражения России в Первой мировой. Вразуми нас Господь!

http://pravoslavie.ru/108286.html

Иконостас верхнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г. Иконостас верхнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г. В 1873 г. в Богоявленском соборе был устроен придел во имя вмч. Пантелеимона и на юж. углу Никольской ул. и Богоявленского пер. для привезенных святынь возведена Афонская часовня, настоятелем которой стал иером. Арсений. В 1880 г. московский потомственный почетный гражданин Иван Сушкин, брат настоятеля афонского Пантелеимонова мон-ря, подарил М. Б. м. участок земли на Никольской ул., расположенный ближе к Владимирским воротам мон-ря. Дар был обусловлен необходимостью строительства более вместительной Афонской часовни (1881-1883). Архит. А. С. Каминский, к-рому было поручено возведение новой часовни, удачно воспроизвел фасад прежней часовни возле Никольских ворот Китай-города. После кончины о. Арсения 2-м настоятелем часовни стал иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев) . Настоятели М. Б. м. разрешали афонским насельникам, пребывавшим в Москве, совершать богослужения в соборном храме, в т. ч. в дни афонских праздников в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и вмч. Пантелеимона. Иконостас нижнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г. Иконостас нижнего храма Богоявленского собора. Фотография. 1903 г. В нач. XX в. в М. Б. м. числилось всего 14 монахов и 18 послушников во главе с игуменом - викарным епископом. Обитель владела лишь 65,4 га земли. Однако в соответствии с действующими штатными определениями гос. казна ежегодно продолжала выплачивать на содержание монастыря сумму в размере 1249 р. 36 к. В XX в. Богоявленский собор был поновлен и украшен. У входа разместили иконы 4 великих Московских святителей - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которые знаменовали тесную связь истории М. Б. м. с Москвой и ее заступниками. На барабане соборного купола были написаны образы 8 Московских святителей. Вместе с тем при установке в храме парового отопления были уничтожены погребения с белокаменными надгробиями и фрагменты нек-рых др. древних сооружений. В 1905 г. в М. Б. м. были снесены угловые постройки и старинная надвратная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи со св. воротами на Никольской ул. На этом месте в 1910 г. мон-рь возвел 4-этажный доходный дом в стиле модерн. Вместо разрушенной надвратной Иоанно-Предтеченской ц. на Никольской ул. в нижнем храме Богоявленского собора был устроен одноименный придел.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при. По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь . К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др. Постройки К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010