Такого значения не потеряла эта книга и после издания знаменитой афинской Синтагмы канонов, предпринятого и совершенного, по распоряжению синода церкви греческого королевства, двумя учеными греками Ралли и Потли. Афинская Синтагма, начатая печатанием в 1852 и оконченная в 1859 г., состоит из 6 частей. В первой содержится номоканон Фотия с толкованиями Вальсамона; во второй, третьей и первой половине четвертой – синтагма Фотия с толкованиями Зонары, Вальсамона и Аристина; затем во второй половины четвертой части – канонические ответы патриарха Николая Грамматика, правила Никифора исповедника и Иоанна Постника , канонические ответы и трактаты Вальсамона и Зонары; в пятой – синодальные грамоты и постановления константинопольских патриархов, законы византийских императоров, канонические ответы и трактаты разных церковно-иерархических лиц и формы церковно-юридических актов; в шестой, наконец, алфавитная синтагма Властаря, с подробным алфавитным указателем ко всему изданию. Большая часть содержания афинской Синтагмы взята из готовых западных изданий, преимущественно – из Бевериджа и Леунклавия; но ученые издатели воспользовались также, для исправления и пополнения текста, превосходною каноническою рукописью XIV в., найденною в Трапезунте, и кроме того – богатыми пособиями, находящимися в Венской Императорской Библиотеке. Все это, конечно, возвышает научное достоинство издания, которое, действительно, с большим уважением принято, как в греческой, так и в русской церкви. Но на практике, в качестве официального канонического кодекса, остается для всей греческой церкви все-таки Пидалион, который поэтому и после появления в свет афин- —584— ской Синтагмы, именно в 1864 г. вышел – как уже замечено ранее – новым (третьим) изданием, и при том опять-таки в пределах не константинопольского патриархата, а независимой церкви греческого королевства – в Закинфе. А. Павлов Глаголев С.С. Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему ХХ-му столетию 2824 : [Вступительные чтения по Введению в богословие в Московской Духовной Академии]//Богословский вестник 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. ( < < back) Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. ( < < back) Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Елеонская или масличная гора получила свое название от растущих на ней в большом количестве маслин; она лежит к востоку от Иерусалима и часто упоминается в Священном Писании, особенно Нового Завета. Архангел — начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). Геенна есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). Гефсимания с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Св. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. Св. Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. Св. Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

663 Содержит в 1 томе: 1) Codex canonum ecclesiae universaë 2) Codex canonum eccles. Dionysii Exigui; 3) Collectio decretorum pontificum rom. Dionysii Exigui; 4) Altera collectio decretorum: 5) Prisca canonum editio latina; 6) Codex canonum ecclcsiae africanë 7) Breviatio canonum Fulgentii Ferrandi; 8) Breviarium canonicum Crisconii; 9) Collocatio can. Martini Bracarensis. Во II томе: 1) Collectio can. Joannis Scholastici; 2) Nomocanon Joannis Scholastici; 3) Synopsis can. Alexii Aristini; 4) Epitome can. Simeonis Magistri; 5) Synopsis can. Araenii monachi; 6) Nomocanon Photii; 7) Collectio tripartita Theodori Balsamonis. Это главное из содержания названной Bibliotheca; но насколько это издание богато каноническим материалом, настолько же оно страдает в отношении критики и в научном труде им надо пользоваться очень осторожно. См. наприм., что говорят об этом издании Spittler, Geschichte des kanonischen Rechts. S. 95 fg. и Zhishman, Eherecht. S. 30. 664 В этом издании есть отдел канонических памятников, которые, впрочем, гораздо полнее и точнее изложены в других изданиях. 665 Pitra (De canons, p. 15) совершенно справедливо назвал это издание «splendide ouvrage». Это самое лучшее, самое полное и самое критическое издание из вышедших до Афинской Синтагмы. По нему и были составлены в главных частях все позднейшие издания, не исключая и Афинской Синтагмы, которая сравнивает каждое употребляемое ею слово с текстом синодикона. Этот синодикон содержит в себе каноны Апостольские, Вселенских и поместных соборов и тринадцати отцов церкви, причем сначала изложен полный текст канонов на греческом языке и рядом с ним латинский с толкованиями Вальсамона и Зонары, потом совращенный текст с толкованиями Аристина. Это обнимает и 188 страниц второго тома. Далее следует синопсис канонических посланий с отдельной пагинацией, потом синодальные ответы Николая, патриарха Константинопольского (см. выше § 22 стр.), с толкованиями Вальсамона и затем опять с отдельной пагинацией, полная синтагма Властаря в греческом оригинале и в латинском переводе и, наконец, соборный акт по поводу мира, заключенного между восточною и западною церковью при патриархе Фотии и папе Иоанне. В конце помещен алфавитный указатель всего, содержащегося в обоих томах, а за ним ученые примечания самого Беверегия как на каноны, так и на толкования канонов. Эти примечания представляют неоценимую важность для уразумения не только смысла, но и самого духа канонического права православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

31 . Анфим IV (1848–1852). Синодальное признание независимости православной церкви в Греческом королевстве 351 . 32 . Иоаким III (1878–1884). Синодальное признание независимости православной церкви в королевстве Сербском 352 . 33 . Иоаким IV (1884–1887). Синодальное признание независимости православной церкви в Румынии 353 . В. Вспомогательные источники § 24. Мнения известных канонистов О мнениях, знаменитых и признанных церковью канонистов и о значении этих мнений для церковного права мы уже говорили (§ 16). Все эти мнения находятся в Афинской Синтагме, по которой мы и будем их излагать 354 . 1 . Феодора Вальсамона шестьдесят шесть канонических ответов на столько же вопросов Марка, патриарха Александрийского 355 . 2 . Его же послание монастырскому настоятелю Феодосию о готовящихся к принятию монашеского звания 356 . 3 . Его же канонический трактат о служении хартофилаксов и протекдиков 357 . 4 . Его же канонический трактат о преимуществах патриархов 358 . 5 . Петра хартофилакс двадцать четыре канонических ответа на столько же предложенных ему вопросов 359 . 6 . Илии Критского канонические ответы некоему монаху Дионисию на различные его вопросы 360 . 7 . Никиты хартофилакса двенадцать канонических ответов на столько же вопросов, полученных им от разных епископов 361 . 8 . Никифора хартофилакса два послания некоему монаху Феодосию, в которых разрешаются различные канонические вопросы, предложенные этим монахом 362 . 9 . Иоанна Китрского шестнадцать канонических ответов на столько же вопросов архиепископа Константина Кавасилы 363 . 10 . Димитрия Хоматина четыре канонических ответа на столько же вопросов того же архиепископа Кавасилы. 364 Кроме того, значение вспомогательного источника для церковного права имеют и все канонические мнения, изложенные в толкованиях канонов Вальсамоном, Зонарою и Аристином, которые находятся полностью в Афинской Синтагме и отрывками в упомянутых канонических сборниках поместных церквей. § 25. Церковно-гражданские законы Под церковно-гражданскими законами, которые имеют значение общего источника церковного права, разумеются законы, изданные греко-римскою государственною властью и касающиеся церкви. В каком смысле эти законы могут быть обязательны для церкви, мы уже говорили (§ 15). Издавать такие законы начал еще первый римский император, принявший христианство, а после него продолжали издавать в течение многих веков следовавшие за ним императоры 365 . Кроме этих законов, издаваемых непосредственно императорами, обязательную силу для церковного права имеют и те законоположения, которые были изданы в дохристианские времена римского государства, но приняты в сборник законов христианских императоров, и из этих сборников некоторые из них перешли затем в сборники канонические, как восточной, так и западной церкви 366 . В качестве источника, из которого церковное право почерпало потребные для него постановления гражданского законодательства, первое место занимает

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Фемиста, последовательница и подруга Эпикура, к ней обращены многие его письма X 5, 25, 26 Фемистоклея Дельфийская, жрица, у которой Пифагор будто бы заимствовал свои этические положения VIII 8, 21 Фенарета, повивальная бабка, мать Сократа II 18 Фений из Эреса (ок. 375–300), ученик Аристотеля и друг Феофраста, плодовитый грамматик, историк и ботаник. См. Ук. ист. Феодор Безбожник (330–270), философ киренаик, ученик Аристиппа I 16; II 86, 97–103; IV 52; VI 42, 97, 98; ср. Ук. ист. Феодор Киренский, известный математик, астроном и музыковед, слушатель и персонаж Платона, развивал теорию иррациональных чисел II 103; III 6 Феодор, писал против Эпикура. См. Ук. ист. Феодосий (I в.), врач-эмпирик, считал скептицизм не учением, а образом жизни. См. Ук. ист. Феодот, соратник Диона Сиракузского III 21 Феодот, отец Архагора IX 54 Феодота, гетера из Элиты, подруга Аркесилая Питанского IV 40 Феокрит Хиосский, ритор и софист, яростный противник Александра Великого V 19, ср. Ук. ист. Феомброт, киник, ученик Метрокла, учитель Деметрия Александрийского VI 95 Феомедонт, врач, покровитель и любовник Евдокса Книдского VIII 86 Феон, отпущенник Ликона V 73 Феон, стоик, старший современник Энесидема, известен как лунатик IX 82 Феопомп (ок. 377–320), ученик Исократа, историк, написал историю Эллады и Филиппа II. См. Ук. ист. Феопомп, младший современник Аристофана, один из последних представителей древней комедии. См. Ук. ист. Феофан, возможно, историк I в. из Митилен, соратник Помпея. См. Ук. ист. Феофант, отец Дионисия Перебежчика VII 166 Феофил, афинский архонт в 348/47 г. V 9 Феофраст V 36–57; I 14, 15; II 113; III 46; IV 22, 27, 29, 30, 52; V 12, 13, 19, 35, 75; VI 90, 94, 95; ср. Ук. ист. Ферекид Сиросский I 116–122; I 13, 15, 42; II 46; IV 58; VIII 2, 40; соим. I 119; ср. Ук. ист. Ферикл, известный коринфский гончар кон. V – нач. IV в. V 72 Фесипп, свидетель по завещанию Феофраста V 57 Фесипп, отец предыдущего V 57 Феспид (VI в.), основоположник афинской трагедии I 59; III 56; V 92 Фестида, мать Аристотеля V 1

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Как во второй половине XVII в. Епифаний Славинецкий переводил каноны, так в первой половине XVIII в. правила апостольские и соборные были переведены Василием Козловским и Григорием Полетикою по греческому тексту, изданному известным англиканским ученым пресвитером Бевериджем в его «Synodicon s. pandecta canonum», а в 1782 г. был сделан другой перевод правил апостольских и соборных по тому же изданию 1022 . Но все переводы остались не напечатанными. Наконец в 1839 г. издана была св. синодом «книга правил св. апостолов, св. соборов вселенских и поместных и св. отец». Сюда не только не вошла вторая часть печатной кормчей книги, но и из первой ее части некоторые главы не были сюда включены, именно выдержки из апостольских постановлений, составляющие в печатной кормчей главы 2, 3 и 4 (правила апостолов Павла, Петра и Павла, всех святых апостолов), 22–25 главы с разными фрагментами, приписывавшимися в древних рукописных сборниках Василию Великому , и последние 37–41 гл. вообще все статьи, образовавшие собою дополнение к синопсису, комментированному Аристином. Кроме того даже и в тех главах, которые вошли в книгу правил, были сделаны разные отступления от печатной кормчей, наприм., правила расположены не в хронологическом порядке времени составления соборов, а в порядке их относительной важности: сначала правила вселенских соборов, потом правила поместных и св. отцов, опущены т. н. анафематизмы Кирилла александрийского против Нестория, конец послания Тарасия и проч. Каноны излагаются в книге правил в новом славянском переводе с полного, а не с сокращенного текста, и без толкований византийских канонистов; лишь изредка встречаются примечания, основанные на толкованиях Зонары или Вальсамона, из которых некоторые страдают исторической неточностью 1023 . Весьма ценное в научном отношении издание было предпринято в 1875 году московским обществом любителей духовного просвещения. В этом издании в основу положен полный несокращенный греческий текст канонов по афинской синтагме Раллпса и Потлиса (которая в свою очередь основана на издании Бевериджа) вместе с параллельным славянским переводом; за параллельным текстом каждого канона следуют толкования Зонары, Аристина и Вальсамона на русском языке и в заключение еще сокращенный текст каждого канона вместе с толкованием на него по печатной кормчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Таким наносным объявлялось все эллинское, все, имеющее отношение к языческой культуре. История христианства первых веков определялась сторонниками этого направления, как процесс острой эллинизации христианства. Для того, чтобы пройти путь от Нагорной Проповеди до Никейского Символа Веры нужно было совершенно эллинизироваться. На самом деле не было, конечно, эллинизации, как отступления от основ христианской веры, не было измены вере, т.е. вообще не было того, что исследователи называют эллинизацией христианства. Происходило другое, обратное – происходила христианизация эллинизма. Это действие имело место и мы не поймем истории, если будем это игнорировать. Происходило воцерковление эллинской стихии, как она была дана в ее культурных результатах. Кодрат.    Апологетов в истории осталось относительно мало. Некоторые из них известны нам, прежде всего, по именам. Самый древний из апологетов – это Кодрат. Один абзац из его сочинений нам сообщает в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский. Свою апологию он написал, скорее всего, в самом начале 20-х годов II века. Евсевий упоминает некоего пророка и ученика апостолов по имени Кодрат; но тождественен ли он с апологетом или нет установить трудно. Аристид Афинский.    Самая древняя, дошедшая до нашего времени апология принадлежит Аристиду Афинскому. История ее находки очень интересна, почти детективная история. Началось все с того, что монахи Армянского Униатского Монастыря в Венеции обнаружили армянский перевод фрагмента этой апологии. Затем, в конце XIX века в Монастыре св. Екатерины, на Синае, был обнаружен полный сирийский перевод апологии Аристида Афинского. Эти две находки позволили узнать, что до нашего времени дошел греческий текст апологии Аристида. Он сохранился в «Житии Варлаама и Иосафа».    Это житие, как более или менее всеми признано, составлено в его греческой версии преп. Иоанном Дамаскиным. В текст этого жития вставлена, по крайней мере, значительная часть апологии Аристида без всякого упоминания его имени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

и оконченное в 1859 г. президентом афинского ареопага (кассационного суда) Раллиса, при участии адвоката и профессора Потлиса. Издание это имеет не столько практическое, сколько научно-историческое значение: по мысли издателей, оно должно было заменить все те источники права, какие были в употреблении в греческой церкви до пидалиона, и которые были ранее издаваемы разными западными учеными, как Леунклавием, Вёллом и Юстеллом, Бевериджем 888 . Издание Раллиса и Потлиса носит следующее название: Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων τν τε γων κα πανευφμων ποστλων κα τν κατα μρος γων πατρων. κδοθν σν πλεσταις λλαις την κκλησαστικν κατστασιν διεποσαις διατξεσι μετ τν ρχαων ξηγητν κα διαφρων ναγνωσμτων. Оно состоит из шести томов, в которых сосредоточено полное собрание источников права восточной церкви и всех материалов для научного изучения исторического развития этого права, равно как и современного состояния его. В I-м томе помещен номоканон в XIV титулов с схолиями Вальсамона и несколько кратких очерков, между прочим патриарха Фотия, относительно вселенских соборов и ересей, по поводу которых они собирались. Во II томе помещены правила апостольские и правила вселенских соборов, к которым причислены также правила соборов двукратного и в церкви св. Софии, с схолиями трех канонистов – комментаторов Иоанна Зонары, Феодора Валисамона и Алексея Аристина. В III т. содержатся каноны поместных соборов: карфагенского при Киприане, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, сардикского, карфагенского и константинопольского при Нектарие, опять с схолиями всех названных канонистов. В IV т. заключаются каноны и канонические послания св. отцов, исчисленных во 2 каноне трулльского собора с схолиями тех же комментаторов, с приложением тех дополнительных статей, которые входили в синопсис, комментированный Алексеем Аристином 889 , а также ответов патриарха Николая Грамматика на вопросы монахов, правил Никифора и Иоанна Постника и разных трудов Вальсамона (кроме его схолий к номоканону и к синтагме) 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Всё это, молитвами святого Старца, мы восприняли как дар любви божией. Я чувствую большую ответственность за будущее и понимаю, что всем обязан старцу Порфирию, который столько сделал для меня, сотворил столько чудес. Это поистине великий святой. Да будет благословение его с нами! 5. «ВЫБИЛ ПОЧВУ ИЗ-ПОД НОГ» (свидетельство о. Аристида Кукио, гор. Афины) Я был настоятелем храма св. Герасима в Афинской Поликлинике, с 1973 по 1988 г. Т. е. я был преемником старца Порфирия, который в 1973 г. в возрасте 67 лет вышел на пенсию, хотя из поликлиники он ушел чуть раньше. Старец поселился в скиту Св. Николая, в Каллисье, и время от времени посещал больницу, чтобы зайти в церковь и повидать своих духовных чад. Помню первую нашу встречу. Мы пошли прогуляться подальше от центра и он «выбил у меня почву из-под ног». Сначала спросил откуда я родом, и я ответил, что из села Неохори, близ Захары Илийской области. Там я пошел в школу, потом в Лицей и оставался там до 29 лет, пока не стал священником. Старец стал мне описывать мою деревню в подробностях, о которых даже я не помнил. Потом начал говорить мне о селе Петра в Андритсах, где был первый мой приход, где я прослужил три года. А потом про село Кариес в районе Аркадии, где был второй мой приход. Он говорил о прошлом, описывал местность, которую сам я уже почти забыл. Помню, как он сказал про село Кариес: «Выше деревни есть холм, в котором есть подземный туннель. Ты его помнишь?». Я прожил в этой деревне целых десять лет, но про этот туннель совершенно забыл. Вспомнил, что как-то про него мне рассказывали жители. Потом он продолжил: «Этот туннель вырыли сами жители во времена турецкого владычества, чтобы спускаться к реке (речь о реке Нела) и незаметно для турок набирать воду». Сильное впечатление производило то, как естественно он всё это описывал. Говорил уверенно и с точностью о каждом предмете, будто он сейчас находился у него перед глазами. Я глубоко осознал, что это был не просто редкий человек, но святой. Больше я не встречал такого человека к которому бы я испытывал такой благоговейный страх и почтение как к старцу Порфирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010