ABAW. Abhandlungen der bayerischen Akademie der Wissenschaften, München. ABKK. Amtliche Berichte aus den königlichen Kunstsammlungen, monatlich erscheinendes Beiblatt zum Jahrbuch der kgl. Preussischen Kunstsammlungen, Berlin. ABSA. Annual of the British School at Athens. g. gyptus, Rivista di Egittologia e di Papirologia. Aep. L’Année Epigraphique (отдельный оттиск Revue des Publica tions Epigraphiques relatives à l’antiquité romaine, приложенный к Revue archéologique). AJPh. American Journal of Philology. Albin. Альбин.      Isag. Введение в платоновскую философию. Epit. Учебник платоновской философии. ALCID. Алкидамант. Soph. Против софистов. Алкман. Fr. Фрагменты, в: Bergck, Poetae Lyrici Graeci. AM. Mitteilungen des deutschen archaeologischen Instituts, Athenische Abteilung. Амм. Аммиан Марцеллин. Anat. Анатолий Лаодикейский.      Dec. O декаде (P. Tannery, Mémoire s scientifiques, III, pp. 12–25). Antyll. Антилл. Anth. Палатинская антология. APAW. Abhandlungen der preussischen Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse, Berlin. APF. Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete. Apul. Апулей. Flor. Флориды. Mund. О мире. Plat. Платон и ero учение. Ar. Аристофан. Ach. Ахарняне. Nub. Облака. Arat. Арат из Сол. Ph. Небесные явления; стихи, посвященные приметам, пронумерованы в общем порядке. Ar. Byz. Аристофан Византийский.      Опот. Лексикон (пагинация по изд. E. Miller, Melanges de litterature grecque, Paris, 1868). Archyt. Архит Тарентский. Fr. Фрагменты, в: Diels, Fragmente der Vorsokratiker, § 47 (35). Arstd. Элий Аристид. D. Порядковый номер речи в изд. Dindorf. К. То же, uзд. Keil.      Rhet. Риторика. Aristox. Аристоксен Тарентский. ARSTT. Аристотель.      Ath. Афинское государственное устройство (главы и параграфы по изд. Кепуоп).      Fr. Фрагменты (порядковый номер, uзд. Rose). Другие работы: книга, страница, столбец и строка по изд. Bekker.      Oec. Экономика.      P. А. О частях животных.      Poet. Поэтика.      Pol. Политика.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Но при данных условиях, конечно, невозможно решить, кто был действительным автором Послания. Исследователи чувствуют полную свободу в своих предположениях относительно автора этой «жемчужины патристического века». Называли Климента Римского , Аполлоса, Кодрата. Но это чистые догадки, для подкрепления которых приводятся только внутренние доказательства, которые, при отсутствии внешних, могут служить только для определения характера Послания: они только привлекают внимание к известным специальным чертам стиля и учения, которые напоминают язык некоторых известных авторов. Здесь можно обратить внимание только на последнюю попытку – признать в Послании произведение Афинского философа и апологета Аристида (Doulcet, Kihn, Krüger). Основанием для этого служит факт, что Послание к Диогнету в своих первых главах не только в отдельных выражениях, но и во всем содержании самым тесным образом примыкает к Апологии Аристида; в нем находится распространенное повторение сказанного в последней. Но эти совпадения не достаточны не только для того, чтобы установить тожество автора, но даже и одновременное происхождение обоих памятников. С другой стороны невозможно говорить определенно и о зависимости Послания от Апологии: сходство в изображении жизни христиан в обоих, может быть, зависит исключительно от одинаковых условий происхождения их; кроме того необходимо воздержаться от решительных выводов; и в виду известной однородности в материи апологетической литературы и обусловленного этим сходства в выражении мыслей, а также и в виду возможной зависимости памятников апологетической письменности от известных и неизвестных, но утраченных оригиналов (например, κρυγμα Πτρου). г) Богословский и литературный характер Послания Кроме яркого и одушевленного изображения жизни христиан, Послание просто, но весьма отчетливо раскрывает существенные догматические положения, которые при изложении содержания его, были приведены буквально. Эти положения кратко могут быть формулированы таким образом: а) ни один человек сам по себе не может достигнуть совершенного познания Бога: из людей никто не видел и не показал Бога – Он Сам Себя явил чрез веру, которой одной даровано видеть Бога;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Союзные государства имели разный статус – роль гегемона в симмахии принадлежала сильнейшему полису – Афинам, которые осуществляли военное руководство, контролировали регулярное поступление фороса в союзную казну, а также стремились влиять на политические процессы в союзных государствах, насаждая в них демократическую систему правления. Остальные союзники разделялись на две категории: собственно союзников, каковыми были полисы, участвовавшие в войне с персами – Самос, Хиос, Лесбос, и «подчиненных», чье участие в симмахии заключалось только в уплате фороса. Подчиненные полисы составляли 5 округов: Фракийский, Геллеспонтский, Островной, Ионийский и Карийский, во главе каждого из них стоял чиновник, назначенный Афинами. Во многих подчиненных полисах находились афинские гарнизоны, начальники которых оказывали решающее влияние на внутреннюю политику государства. Если в полисах происходили волнения, направленные против доминирования Афин, у них в качестве репрессии отнимали часть земли, на которой поселяли колонистов из Афин. Афины контролировали торговлю между союзными полисами, а также принимали апелляции на судебные постановления, которые выносились в союзных полисах. Львиная доля фороса шла на строительство и вооружение афинского флота, мощь которого неуклонно росла. Между тем создатель военно-морского могущества Афин Фемистокл, который после изгнания персов из Греции, несмотря на протесты из Спарты, отстроил заново гавань в Пирее и возвел вокруг Афин крепостные стены, вызвал недовольство со стороны аристократической и лаконофильской партии и в 471 г. до Р. Х. был изгнан из родного полиса остракизмом. Самыми влиятельными политиками в городе стали Аристид, умерший в 467 г. и его последователь Кимон, сын Мильтиада и дочери фракийского царя Олора. Кимон унаследовал от отца и деда несметное богатство, которое он радушно тратил на литургии – пожертвования в пользу бедных. Его щедрость и бескорыстие поражали афинян. Поместья Кимона не огораживали забором, чтобы всякий мог пользоваться плодами его садов. Никто из приходивших к нему с просьбой о помощи не уходил с пустыми руками. Кимон не получил хорошего образования, но обладал незаурядными военными способностями. Плутарх охарактеризовал его, цитируя стихи Еврипида, относящиеся к Гераклу: «Прост, прям и способен совершить великое» (Плутарх, цит. изд., 557). Вождь аристократической партии, Кимон с сочувствием относился к политическому устройству Спарты, разделяя в этом настроения аристократии многих греческих полисов, хотя политическое устройство Спарты при всех его особенностях было все-таки скорее демократическим и даже с налетом эгалитарности; другое дело, что круг граждан в Лакедемоне был узок, что, вероятно, и сообщало этому государству в представлениях современников квазиаристократические черты. Несмотря на расположение к Спарте Кимона и его сторонников, господствовавшие в Афинах демократические настроения не позволили ему слишком далеко пойти по пути сближения с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

§ 2. Наиболее важные в истории апологетики сочинения и их характеристика Так как первые споры о христианской вере велись не с язычниками, а с иудеями, то и первая известная в истории апология, была направлена против иудаизма с целью доказать, что Христианство – истинная вера Писания. То был диалог Аристона Пеллейского: «Беседа (еврея-христианина) Язона и (иудея) Паписка». Текст апологии не сохранился, но на нее ссылались Цельс и Ориген . К противоиудейским апологиям относится и диалог св. Иустина Философа с Трифоном-иудеем. Не сохранилась до нашего времени и первая направленная против язычества апология св. Кодрата, епископа Афинского и Магнезийского, врученная императору Адриану в 20-х годах II века. Первой по времени из сохранившихся апологий является апология Аристида, поданная им императору Адриану или Антонину Благочестивому. Она долгое время считалась совершенно утраченной, пока не была найдена в 1889 году. Более других знаменита апология первого христианского философа, св. мученика Иустина, в которой он старается расположить императора Адриана в пользу Христианства, представляя последнее, как новую философию, объявленную миру, и указывая на нравственную жизнь и верноподданнические чувства христиан. Совершенно иной характер носит апология «Слово к эллинам» Татиана, ученика св. Иустина Философа , писавшего уже в эпоху Марка Аврелия. Эта апология – первый пример обличительного богословия. В ней выражены крайние воззрения автора, фактически отрицавшего языческую культуру, как таковую. Татиан представлял то течение христианской письменности, которое язычники ошибочно отождествляли с Христианством вообще, и которое своей крайностью пугало и отталкивало культурную часть языческого общества. Крайний радикализм Татиана привел его впоследствии к энкратизму («энкратит» в переводе с греческого – воздержник), основателем коего, по мнению еп. Евсевия Кесарийского , он и являлся. И хотя еп. Евсевий причисляет энкратитов к христианам, их учение вызывало у многих святых отцов большие сомнения, т. к. аскетизм энкратитов основывался на гностицизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Когда кто-то привел его в роскошное жилище и не позволил плевать, он, откашлявшись, сплюнул в лицо спутнику, заявив что не нашел места хуже. Впрочем, другие приписывают это Аристиппу 457 . Однажды он закричал: «Эй, люди!» – но, когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев». (Так пишет Гекатон в I книге «Изречений».) Говорят, что даже Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». 33 «Сумасшедшими» называл он не умалишенных, а тех, кто не ходит с сумой 458 . Метрокл в «Изречениях» рассказывает, что однажды он явился к юношам на пир полуобритым, и его поколотили; тогда он написал имена колотивших на доске и ходил с этой доскою напоказ, пока не отплатил им, выставивши их так на позор и поношение. Он говорил, что для людей с добрым именем он пес, но никто из этих людей почему-то не решается выйти с ним на охоту. Человеку, сказавшему: «На Пифийских играх я победил многих мужей», он ответил: «Нет, многих рабов 459 ; а мужей побеждать – это мое дело». 34 Тем, кто говорил ему: «Ты стар, отдохни от трудов», он отвечал: «Как, если бы я бежал дальним бегом и уже приближался к цели, разве не следовало бы мне скорее напрячь все силы, вместо того, чтобы уйти отдыхать?» Когда его позвали на пир, он отказался, заявив, что недавно он пошел на пир, но не видел за это никакой благодарности. Босыми ногами он ходил по снегу; о других его поступках такого рода уже говорилось 460 . Он пытался есть сырое мясо, но не мог его переварить. Однажды он застал оратора Демосфена в харчевне за завтраком; при виде его Демосфен перешел во внутреннюю комнату. «От этого ты тем более находишься в харчевне»,– сказал Диоген. Когда приезжие хотели посмотреть на Демосфена, он указывал на него средним пальцем 461 со словами: «Вот вам правитель афинского народа». 35 Желая наказать человека, который, уронив хлеб, постеснялся его поднять, он привязал ему горшок на шею и поволок через Керамик 462 . Он говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим. Большинство людей, говорил он, отстоит от сумасшествия на один только палец: если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут. Драгоценные вещи, по его словам, ничего не стоят, и наоборот: например, за статую платят по три тысячи, а за меру ячменя – два медных обола.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

А в таком положении она, как известно, находилась не особенно долго, выразившись со второй половины второго века (в царствование Марка Аврелия – 161–180) в целом ряде систематических и жестоких гонений на христиан. Впрочем, первая попытка этих гонений была сделана еще в самом начале второго века (царствование Траяна – 98–117); но оно вскоре прекратилось и не возобновлялось в течение целого полустолетия. Хронологические даты двух первых гонений и служат предельными терминами времени составления нашей апологии. Из анализа содержания апологии мы уже видели, что она, бесспорно, есть произведение второго века. Но так как в ней нет положительно никакого указания на гонения, при всей неизбежности подобного указания, если бы гонения действительно существовали, то, следовательно, эта апология не может быть поставлена в начале второго века (гонение Траяна), равно как и не может быть отнесено во вторую половину второго века, к царствованию Марка Аврелия. Очевидно, что она могла быть написана только в промежуток между 117–160. Но и этот промежуток следует сократить, – на том основании, что апология Аристида, как мы старались доказать, написана раньше апологии Иустина, а последняя относится к царствованию императора Антонина Благочестивого (138–160): следовательно, время составления апологии Аристида падает на царствование Адриана (117–138 г.), что вполне согласно и с внешним историческим свидетельством Евсевия и с общей древнехристианской традицией и подтверждается показанием надписаний двух версий апологии – армянской и сирской в сокращенной редакции. Чтобы покончить с вопросом о времени написания апологии Аристида, нам остается устранить еще одно, довольно серьезное, недоразумение, порождаемое распространенной редакцией надписания апологии в ее сирском переводе. В ней, именно, мы читаем: «императору Титу Адриану Антонину Августу и Пию, Маркиана Аристида, афинского философа». На основании этого, многие из ученых считают адресатом апологии императора Антонина 96 . Так как из содержания апологии мы уже видели, что она должна быть отнесена ко времени царствования Адриана, то нам остается только объяснить происхождение этой ошибочной надписи, которая одна служит виной разногласий в вопросе о времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

Он содержит в сокращенном виде каноны: св. апостолов. Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского и Ефесского соборов. По происхождению этот сборник относят к началу VI века. Вследствие приспособленности этого сборника к практическим целям на него было обращаемо внимание каждый раз, когда издавались новые каноны, и по мере умножения числа сборников с полным текстом канонов, умножалось и число сборников с сокращенным текстом или одновременно с изданием самых канонов, или впоследствии, в виде дополнения 500 . По тексту Синопсиса, напечатанному сначала в синодиконе Беверегия, потом в Афинской Синтагме, он содержал в XII веке все каноны основного канонического сборника, а именно: каноны апостолов, соборов и Василия Великого в синоптической форме, каноны же остальных отцов некоторых в полном виде, других – опять в синоптической форме. К канонам были добавлены еще некоторые послания, имевшие в то время важность 501 . На каноны этого дополненного Синопсиса в XII веке Аристин написал толкования 502 , и впоследствии Синопсис, вместе с этими толкованиями, был переведен на славянский и румынский языки 503 . 3 . Был и другой, подобный Синопсису Стефана Ефесского, сборник с именем Симеона, магистра и логофета 504 . В сокращенном тексте этого сборника содержатся каноны: Апостольские, первых пяти Вселенских, первых семи поместных соборов и Василия Великого . Разница между этим сборником и упомянутым Синопсисом состоит в том, что в первом каноны приведены по авторитету их источников, именно: сначала Апостольские, потом Вселенских соборов, затем поместных соборов и наконец св. отцов 505 . Этот порядок усвоен потом Зонарою и Вальсамоном, и с того времени в сборниках каноны уже всегда располагаются в этом порядке. Кроме двух, только что упомянутых, сборников являются еще сборники систематические, в которых каноны расположены по предметам их содержания. Цель таких систематических сборников была прежде всего практическая, чтобы облегчить употребление самих канонов, а затем и теоретическая, чтобы облегчить изучение канонических постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Изображение имп. Адриана. Денарий. Аверс Публий Элий [лат. Publius Aelius Hadrianus; Caesar Traianus Hadrianus Augustus] (24.01.76, Италика, Испания - 10.07.138, Байи, Кампания), рим. император (11.08.117-10.07.138). Родственник имп. Траяна , усыновлен им на смертном одре. Стремясь достичь стабильного положения на вост. границах Римской империи , А. отказался от завоеванной Траяном Месопотамии и установил прочный мир с Парфией. При нем Империя не проводила внешней экспансии, а укрепляла существовавшие границы (строительство оборонительного Вала Адриана в Сев. Британии, инспектирование лимесов). Крупнейшим военным предприятием А. была 3-я Иудейская война - подавление восстания Бар Кохбы в Иудее (132-135). Война завершилась опустошением страны и окончательным разрушением древнего Иерусалима. На его месте был основан рим. г. Элия (Colonia Aelia Capitolina). Политика Империи в отношении христиан не изменилась: продолжались гонения, начатые Траяном. Тем не менее известно письмо А. к проконсулу в Азии Минуцию Фундану, где император требует не уничтожать христиан, а относиться к ним согласно закону, расследовать их дела только в суде (Евсевий. Hist. eccl. IV 9). Среди мучеников, пострадавших при А.,- папа Римский св. Телесфор и св. Симфороза . Во время поездок А. в М. Азию ему были вручены апологетические сочинения Кодрата и св. Аристида Афинского. При А. с помощью юриста Сальвия Юлиана была проведена кодификация рим. гражданского права; на основе полутысячелетней традиции преторских эдиктов был издан «вечный эдикт» (edictum perpetuum) (см. Римское право ). В мирных условиях ослаблялось налоговое бремя. А. был известен своей любовью к греч. культуре, поощрял романизацию и эллинизацию провинций, широко привлекая греков к управлению. Стремился к развитию провинций, основывал или перестраивал в них города по античному образцу (в т. ч. Адрианополь во Фракии). В окрестностях Рима, в Тиволи, А. построил для себя виллу, которую украшал копиями различных памятников архитектуры и искусства. В самой столице при А. был перестроен Пантеон и возведен мавзолей А.- буд. папский замок св. Ангела. Лит.: Allard P. Histoire des persécutions du I-IVe siècle. Р., 1885. Vol. 1. P. 211-294; Weber W. Rom, Herrschertum und Reich im 2. Jh. Stuttg., 1937; d " Orgeval B. L " empereur Hadrien. P., 1950; Badalicchi U. Le mausolée d " Hadrien et le château S. Anges. R., 1956; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 277-289. О. С. Воскобойников, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов

http://pravenc.ru/text/63588.html

Один из древних апологетических текстов, Послание Варнавы 13 , своей целью ставит изложение смысла ветхозаветного Откровения. По этому тексту, источником ( πηγ) заблуждения еврейской экзегезы является ее буквальность. Поэтому автор Послания ищет духовный смысл текста, который соответствует «совершенному знанию», и дает аллегорическое толкование учению и заповедям Ветхого Завета. Жертвы и их приношение обозначают принесение в дар сердца, а не заклание животных; обрезание касается не обрезания плоти, а совести; закон требует не воздержания от мяса нечистых животных, а от греха, который нечистые животные символизируют. Нечистая свинья – это люди, неблагодарные руке, которая их кормит. На основании написания числа 318 τιη( σος) и имени ( νομα) «Иисус» автор Послания делает вывод, что обрезание 318 слуг, которое совершил Авраам, означает искупление ( ξαγορ, ξαγρασις) смертью и Воскресением Христовым. По мнению апологета [св.] Аристида Афинского 14 , евреи достойны уважения, так как их понимание природы Бога совершеннее эллинского понимания и нравственность их выше. Однако их недостаток заключается в том, что они больше лгут и обращают больше внимания на внешние обряды, обрезание, пост, праздники, а не на истинное почитание Бога. Поэтому христиане имеют совершенную набожность 15 . Аристон Пельский 16 одним из первых защищает христианство от иудаизма в своем утерянном произведении «Разговор между Ясоном и Паписком» о Христе. Ориген сообщает нам, что Аристон подвергался нападкам Цельса из-за аллегорического толкования Ветхого Завета, пока сам Ориген не взял Аристона под защиту. В своем толковании Аристон говорил об исполнении пророчества во Христе. Св. Иустин Философ 17 (II век) оставил нам свою работу Диалог с Трифоном , которая представляет одну из самых древних сохранившихся апологий христианства против иудейства. По св. Иустину, Моисеев закон имел временное значение, старый Израиль заменяется новым Израилем, а это – христиане. Все это, как и тот факт, что Иисус Христос – Бог, он доказывает пророчествами. Особенное внимание автор уделяет текстам Ветхого Завета, в которых говорится об оставлении старого Израиля и принятии язычников 18 . В своей Апологии (I, 44) Иустин утверждает, что Моисей старше философов и что философы писали под влиянием пророка о бессмертии души ( θανασα τς ψυχς), небожителях, наказании после смерти и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

до Р. Х.) ужесточил контроль над К., включив его в состав Пятой Сатрапии вместе с Финикией и Палестиной. Когда в Милете, а затем в других греч. городах М. Азии вспыхнуло восстание (500-494 гг. до Р. Х.), К. примкнул к ионийским грекам. Лидером стал царь Саламина Онесил, свергший своего брата, проводившего проперсид. политику. К нему присоединились все царства, кроме Амафунта, населенного этеокиприотами. Онесил победил персид. военачальника Артибия, а ионийские корабли - подчиненный персам финик. флот (499 г. до Р. Х.). Но внезапное предательство царя Курия Стасанора привело к поражению греков. Кипрские царства были одно за другим покорены персами. Последовавшие в классическую эпоху (475-334 гг. до Р. Х.) попытки освобождения от персов также имели только временный успех. В 477 г. до Р. Х. на К. предприняли экспедицию греч. полководцы Павсаний и Аристид, к-рые «покорили большую часть его» ( Thuc. Hist. I 94. 1). В 450 г. до Р. Х. афинские военачальники Кимон и Анаксикрат с флотом из 200 кораблей освободили Марий, но не смогли взять Китий. Кимон погиб при осаде этого города, а Анаксикрат - во время выигранного у персов морского сражения у Саламина. В 411 г. до Р. Х. престол Саламина занял царь Евагор I, вдохновленный общегреч. идеалами. Он предпринял чеканку собственной золотой монеты с изображениями греч. богов и героев и ввел греч. алфавит вместо кипрского силлабического письма. Все известные серебряные и золотые монеты Евагора имеют изображение Геракла в львиной шкуре. Союзниками Евагора I были афиняне. В годы Пелопоннесской войны в Аттику с К. отправлялись грузы с хлебом и медью, за что Евагор получил статус почетного гражданина Афин. За военную помощь в битве при Книде 394 г. его статую установили на афинской агоре возле царской стои, рядом со скульптурами прославленных военачальников Конона и Тимофея. Согласно афинскому ритору Исократу, учителю сына Евагора Никокла, при саламинском дворе жили мн. греч. ученые и художники. Об их деятельности свидетельствует найденная в саламинском гимнасии мраморная голова Афродиты, выполненная скульптором школы Праксителя (нач.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010