Отсюда он послал послов к персидскому царю с предложением избить всех христиан, находящихся в Персии, и к князю арабскому Аламундару 75 , которому обещал много золота за избиение христиан, живших в его стране. Греческий император Иустин, когда узнал об этом, умолял эфиопского царя Елезвоя идти войной на Зу-Наваса, так как пределы их владений были близки; но Елезвой и сам еще ранее знал о зверствах Зу-Наваса, который избил в химьяритских владениях эфиопские гарнизоны. Елезвой собрал до 120 тысяч войска и 130 кораблей, кроме исправленных старых, и выступил в поход. Часть войска он отправил сухим путем, а сам с остальным войском двинулся морем к пределам владений Зу-Наваса, которого он рассчитывал окружить с моря и суши. Зу-Навас, услышав об этом, также собрал войско и выступил на встречу к кораблям Елезвоя. Часть войска Елезвоя высадилась на берег выше места стоянки Зу-Наваса, напала на его столицу (Фаре 76 ) и захватила в плен царицу и сокровища, а затем и главные силы Зу-Наваса были разбиты, причем Зу-Навас пал от меча Елезвоя. В городе Наджрасе было восстановлено христианство . Сына мученика Арефы Елезвой назначил начальником города, а царем химьяритским – некоего Авраамия, человека благочестивого и доброго, и затем отплыл в Эфиопию 77 . Новопоставленный наместник Йемева Авраамий известен у мусульманских писателей под именем Абрахи 78 . Он имел попытку ввести христианство в самой Мекке и с этой целью предпринял поход в Мекку, окончившийся неудачей вследствие появления в его войске оспы. Год этого похода известен у арабов под именем «год слона» и соответствует году рождения Мухаммеда, т. е. 570 г. по Р. Х. И воины Абрахи с тех пор назывались «люди слона», так как в его войске были слоны. В Коране (гл. 105) рассказывается об этом случае в следующих выражениях: «Не вспоминал ли ты (т. е. Мухаммед), как поступил Господь твой с людьми слона? He обратил ли Он умысла их к их погибели? Он послал на них стаи птиц: они бросали в них камни из обожженных глиняных глыб. Так Он сравнял их с потравленной нивой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Местом последующей деятельности Татиана, по свидетельству Епифания, был Восток – Месопотамия, вероятно, Эдесса. Видимо, он удалился на Родину, где надеялся найти более благоприятные для себя условия. Здесь он основал школу, которая потом нашла приверженцев в Сирийской Антиохии, даже в Киликии и особенно в Писидии. Дальнейшая судьба его неизвестна. Можно думать, что на Востоке же он и окончил свою жизнь, но неизвестно, когда и где. III. 1. Литературная деятельность Татиана. Oratio ad graecos ( Λγος πρòς λληνας) Евсевий говорит, что « Татиан оставил значительное число сочинений, но из них особенно и многими приводится его сочинение против Эллинов, в котором он, упомянув о временах древних, доказывает, что Моисей и еврейские пророки древнее всех знаменитых мужей Эллинских. Это сочинение, кажется, лучше и полезнее всех его сочинений» (Hist. eccl., 4:29, 7). Это последнее произведение Татиана, восхваляемое Евсевием, и является собственно единственным источником для суждения о литературной деятельности Татиана. Сохранением этого произведения мы обязаны известному кодексу Арефы 914-го года (Cod. Paris. 451); но листы этого сборника произведений апологетов, заключающие Апологию Татиана, в XII-XIV веке были вырваны, и в настоящее время Oratioad Graecos известно из трех списков этого кодекса XI и XII века: Codex Marcianus, Codex Mutinensis и Codex Parisinus174. Текст во многих местах испорчен, и этим значительно усиливается темнота речи и без того неясной. Произведение состоит из 42-х глав и начинается ex abrupto энергичным обращением к язычникам: «Не будьте, Эллины, враждебно расположены к варварам и не питайте ненависти к их учениям» (1). Под «варварами» Татиан разумеет христиан; христианское нравственное учение он называет «варварским законодательством» (12), Библейские писания называет «варварскими писаниями» (29), Христианство вообще называет «варварскою мудростью» и «варварскою философией» (главы 31, 35 и другие). Вступление (1–3) имеет в виду рассеять, предубеждения Греков против Христианства, и показать убожество языческих философов и несамостоятельность Греческой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

И раб греха обращает в рабство детей свободы и обетования, о которых сказал Христос: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ). Законопреступник отдаёт в рабство чад Авраамовых по вере, которых Христос искупил от клятвы закона честной Своей кровью! Поистине, велики и чудны дела Твои, Господи, и кто может выследить тайны смотрения Твоего! Как говорит пророк ( Ам.1:3 ) о трёх нечестиях, и здесь всезлобный царь подражает нечестью второму и третьему, и делает то, за что не отменяет Бог гнева Своего. В том нечестии и поразил Господь Бог нечестивца и беззаконника, как некогда фараона в море Чермном. Ибо через год Дунаан погиб в войне с царём Елезвоем, который казнил нечестивого царя и семь сродников его, взывая: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его! И, поставивши на месте победы жертвенник, вознёс молитвы Богу, и в городе Негране возобновил святейшую Церковь . И поставил в нём вождём и начальником сына святого Арефы. Церкви же подарил из царских земель пять поместий и, по завету святого Арефы, три поместья из имений его. Место, на котором лежали сожжённые и поверженные тела святых, сделал местом чтимым с правом убежища. † Преп. Арефы Печерского О сём преподобном вот что писал блаж. епископ Симон, лично знавший его 301 . «Был в Печерском монастыре черноризец Арефа, родом из Полоцка. У него много было богатства в кельи. Но он никогда ничего не давал нищим. Раз ночью пришли воры и украли у него все деньги. В отчаянии он едва не наложил на себя руки. Духовные старцы уговаривали его возложить печаль на Господа. Но он никого не хотел слушать и отвечал грубостями на все убеждения. От крайней скорби о потере имущества он сделался болен. Но и при последнем своём издыхании не переставал роптать на свою участь. Милосердый Господь дивно вразумил его. Однажды ночью лежал он как бы мёртвый и после долгого безмолвия начал взывать крепким голосом: «Господи, помилуй! Господи, прости! Согрешил я, Господи! Всё – Твоё, и ни о чём не жалею».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иисусе Христе, порази беззаконника сего и корень его, как фараона и Амалика, Сиона и Ога. Иисусе Христе, сподоби нас видеть славу Твою, и от святых ангелов Твоих приять благую весть о наступающем падении беззаконника и ниспровержении превозношения Иудейского!» После того все со слезами сказали друг другу: «мир вам в лобзании святом» ( 1Фес.5:26 ). А святой Арефа сказал им: «мир, данный распятым Христом святым Его ученикам, да будет с вами, братия. Аминь». И наклонил голову, как и все святые мученики; только четыре из них поддерживали его грудь и мышцы, как некогда Моисея на горе два ( Исх.17:12 ), а один из воинов вышел и отсек ему голову. И стеклось всё множество мучеников и помазывали тела свои кровью святого Арефы, так что дивились и много плакали те самые, коим поручено было умертвить их. И таким образом святые, наклонивши головы, все скончались мученически, в мясяце иперверетее, который есть октябрь, 24-го дня, второго индикта. Некоторая женщина, держа сына своего лет четырёх или пяти и видя, как предстоящие благословляли святых, и они помазывали лица свои кровью святого Арефы, подбежала и, взявши от крови его, помазала себя и сына своего и воскликнула: «да будет с царём Еврейским, как с фараоном!» Тотчас схватили её и повели к царю Еврейскому. А царь велел выкопать яму, набросать туда дров, серы и смолы и, зажегши это, бросить туда женщину. Когда же прислужники связывали её, дитя, увидав царя сидящим на высоком месте, подбежало к нему до великого шатра (потому что не хотел он оставаться в городе, а жил в кущах), и обвилось у ног царя, лобызая его. Царь, простёрши руки, взял его на колени свои и ласково сказал ему: «скажи мне, дитя, что предпочтёшь – уйти с матерью, или оставаться со мной?» Дитя отвечало: «лучше желаю быть с матерью, ибо она сказала: «пойдём, сын, будем мучениками, как все». И я сказал ей: «мать, что значит быть мучеником?» И она ответила: «умереть и снова жить». Потом сказал мальчик: «пусти меня к матери; я вижу людей, которые влекут её». И вскричал: «мама, мама!» (μμ, μμ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ублажаем тя,/преподобне отче Арефо,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Афанасию, патриарху Цареградскому, глас 1 Чистоты жития светом страстное терние попалил еси/и течением слез безплодную землю напоил еси,/многоплодну ниву душевную соделав,/Афанасие треблаженне,/светило Царюграду, Патриархом удобрение,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 2 В светлую священия одежду одеявся,/мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства./Тем восприяша тя селения праведных,/идеже есть неизглаголанно веселие,/и слова, и всех святых лицы,/святителю Афанасие,/моли непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/святителю отче Афанасие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь блаженному Елезвою (Елесвану), царю Ефиопскому, глас 4 Иже Божественным рачением подвигся/на отмщение пролитыя крови праведных,/яко Давид от Самуила,/ты же от Зинона предивнаго,/пророчески яже сбытися тебе предрекша,/еже обещанием к нему,/и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/отнюду же со отложением царства/постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/моли Небеснаго Царя Христа/спасти души наша. Кондак, глас тойже Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/в пениих песненных восхвалим,/молитвенника о мире велика. Величание Ублажаем тя,/святе блаженне Елезвое,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

источниках с кон. X в. и, возможно, пришли в запустение до XIII в. Монастырь вмц. Евфимии (Благовидной) в районе Петрион (51) (ν τ Πετρ) ( Janin. 1969. P. 127-129; Иванов. 2011. С. 369-370). Основание церкви на этом месте ошибочно приписывается в позднейших источниках легендарным епископам Византия III в. Первые достоверные сведения о жен. мон-ре относятся к эпохе имп. Василия I Македонянина, к-рому иногда и приписывают его основание. Мон-рь известен как место заточения царственных особ: дочерей Василия Македонянина, 4-й жены Льва VI Зои Карвонопсины, буд. имп. Феодоры (1031), родственниц Алексея I Комнина (1081). Согласно Синаксарю К-польской ц. (X в.), в храме обители хранилась глава мч. Арефы (пам. 24 окт.), а также совершалась память мучеников Евсевия, Харалампия, Романа, Мелетия (Телетия), Христины - видимо, потому, что в этот день (30 мая) праздновалось и освящение церкви обители (по Патмосскому списку Типикона Великой ц., Х в.). Согласно соч. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (945-959), храм служил усыпальницей семьи имп. Василия Македонянина: здесь покоились его мать, 2 брата и дочери, а также Зоя Карвонопсина. С кон. XI в. упоминание обители исчезает из источников. Церковь вмц. Евфимии (Всехвальной) в Петре (52) (ν τ Πτρ) ( Janin. 1969. P. 126-127), Псевдо-Кодин приписывает строительство этого сооружения имп. Анастасию I Дикору и его супруге Ариадне и т. о. датирует его кон. V - нач. VI в. Однако, возможно, церковь построили раньше, поскольку Феодор Анагност, современник Анастасия, сообщал, что по приказу имп. Феодосия Великого останки мучеников Терентия и Африкана (см. ст.: Африкан, Терентий, Максим, Помпий [Пуплий], Зинон, Александр, Феодор ) были перенесены в мартирий вмц. Евфимии в Петре (PG. 86. Col. 213). В Синаксаре К-польской ц. под 13 марта содержится запись о совершении праздника в честь этих мучеников в квартале Петрион (SynCP. Col. 534). По мнению Жанена, данное указание не позволяет отождествить ц. вмц.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

III. Молитвами св. апостола Иакова да поможет нам Бог никогда не изменять правде и истине и исполнять св. и спасительную заповедь нашего Господа: любить наших врагов, и тем привлечь к себе милость и любовь Божию (Составлено по проповедям Григория, архиепископа Казанского, т. I, и другим источникам). Двадцать четвертый день Поучение 1-е. Преп. Арефа Печерский (Об отношении к богатству) I. Cb. преп. Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздачи милостыни». Когда ангелы сказали мни так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере. II. В день преп. Арефы Печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать с вами, братия, о неправильном отношении к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а)  Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего (Пс. 51, 9). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближнего, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 10), учит апостол. Ап. Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Двадцать четвертый день. Поучение 1-ое. Препод. Арефа печерский. (Об отношении к богатству). I. Св. преподобный Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в киево-печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому-то терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в киево-печерской пещере. II. В день препод. Арефы печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать о неправильных отношениях к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а) Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего ( Псал. 51, 9 ). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, прижимкам, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближняго, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6, 10 ), учит апостол. Апостол Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, обратим речь к нужному. Некоторые опечалились, говоришь ты, по поводу второго Ирода 1226 , потому что он был православным и его поминает Церковь . Но, во-первых, обычное дело называть властителей Иродами; так, [Григорий] Богослов говорит: «...если предстанешь Ироду, то молчи» 1227 . Затем пусть осуждающие обратят внимание, не справедливо ли это сравнение. Первый Ирод, имев женою своей дочь царя Арефы и (624) отвергнув ее, взял себе жену брата своего Филиппа для второго сожительства, а так как это было противозаконно, то он обличается Предтечей и, не перенося обличения, умерщвляет пророка (см. Мф.14:3–12 ). Потом спустя немного, быв изгнан собственным народом, он убивается по судьбам правосудного Бога, воздавшего убийце достойное наказание жалкую смерть за смерть праведника. Обратимся же к тому, о котором идет речь. И этот, имев женою Марию, законно сочетавшуюся с ним от юности, и отвергнув ее, прелюбодейным образом, как говорит Господь (см. Лк.16:18 ), взял себе в жену Феодоту кубикуларию для второго сожительства, а так как это вопреки Евангелию, то он лично обличается [игуменом] Платоном и, не перенося обличения, заключает преподобного как бы в могилу; потом спустя немного, быв изгнан подданным, ослепляется по судьбам Праведного Бога, воздавшего виновнику заключения подобающее наказание лишение зрения за заключение преподобного. Пусть же всякий здравомыслящий вникнет, не справедливо ли [император] Константин, хотя бы он не сделал ничего другого с тогдашнего времени доселе, назван вторым Иродом, сам доставив себе своими делами это название. Относительно этого пусть они и не возражают нам. Христос истина, не может лгать; прелюбодей и тот, кто не противится им, и даже враг Божий. И не перестанут говорить об этом деле прелюбодея до скончания века. Но так как опечалившиеся способствовали прелюбодеянию, то они и негодуют при напоминании о нем, между тем как им следовало бы признать истину, повергаться и плакать пред Богом о гонении, за которое отдадут отчет в день Суда, если не раскаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иоанн Креститель, икона Иоанн Предтеча, икона, XIV в. Проповедь Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии ( Христа ). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Темница Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого ) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы , и за незаконное сожительство с Иродиадой , которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом .

http://drevo-info.ru/articles/3825.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010