Прошло уже несколько лет, как Симон вручил преподобному Антонию пояс и венец, и вот однажды к преподобному Антонию и Феодосию приходят из Царьграда четыре церковных мастера, — строители каменных церквей, люди весьма богатые: — Где вы желаете начать постройку церкви? — спросили они их. — Где Господь укажет, — отвечали преподобные. — Удивительная вещь, — говорили строители, — вы знаете время своей смерти и в то же время не можете указать места для церкви, хотя при найме и вручили нам столь большое количество золота. Призвав всю братию, преподобные начали расспрашивать греков: — Расскажите нам без утайки, о чем вы стали говорить. Строители сказали: — Однажды, когда мы спали в наших домах, рано утром, — только что взошло солнце, — к каждому из нас приходят благообразные юноши и говорят: — Вас зовет во Влахерну [ 7 ] Царица. Мы, взяв с собою друзей и родственников, все пришли ко Влахерну в одно и то же время и, разговорившись, узнали, что призваны к Царице одними и теми же посланцами и словами. Там мы увидели Царицу, окруженную множеством воинов; мы поклонились Ей, а Она сказала нам: — Я хочу в России, в Киеве, соорудить Себе церковь; поэтому повелеваю вам, — возьмите на три года золота и отправляйтесь на сооружение церкви. Поклонившись, мы отвечали: — О, Владычица — Царица, Ты отсылаешь нас в чужую сторону, — к кому мы там пойдем? — Вот сих, — сказала Она, — предстоящих здесь, Антония и Феодосия Я посылаю тоже. — К чему же, Владычица, — вопрошали мы, — даешь нам на три года золота? скажи им только, чтобы мы могли получать пищу и всё необходимое, а Ты Сама знаешь, чем нас наградить. — Антоний, — отвечала Царица, — лишь благословит вас на дело, — он отходит на вечный покой [ 8 ], туда за ним во второе лето пойдет и Феодосий [ 9 ]; берите же, как можно больше золота, и идите, а наградить вас никто так не может, как Я: дам вам, чего не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор.2:9). И Сама Я приду видеть церковь, в которой хочу жить; после этого Она дала нам мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, сказав: положите их в основании церковном. Мы, взяв святые мощи и золота даже больше необходимого, спросили Царицу о размерах церкви:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1890 году 6 декабря Господь благоволил явить новое чудо Своего милосердия: тяжко страдавший от рождения и лучшими врачами признанный неизлечимым, 14-летний сирота, Николай Грачев, давно уже лежал без рук и ног, в страшных припадках. На 3 декабря, после необыкновенно жестокого припадка, он имел видение: комната ярко осветилась, и он увидел Пресвятую Богородицу, святителя Николая и преподобного в белом клобуке, и услышал от Пресвятой Богородицы приказание ехать 6 декабря в часовню и там получить исцеление. С большим трудом его повезли в часовню за семь вёрст от Петербургской стороны, где он жил с сестрой. Дорогой с ним был припадок, и когда внесли его в часовню и положили перед иконой, припадок повторился. При чтении Евангелия он пришёл в сознание; при пении: «Не имамы иные помощи. не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице», больного приподняли и приложили к чудотворной иконе. Вдруг он перекрестился и сам встал на ноги. С тех пор он совершенно здоров. Ещё не утихла молва о столь чудесном событии, как проявилось новое знамение милости Божией. Вера Белоногина, жена писаря на фабрике Торнтона, страдала около 6 лет, грудными болезнями, опухолью и поражением горла; лечившие её врачи заявили, что у неё неизлечимая чахотка и что она навсегда потеряла голос. Она слышала о чудотворной иконе и ходила в часовню служить молебен, но исцеления не было: по её словам, она не особенно верила в возможность исцеления. В феврале явился ей во сне седенький старичок в чёрной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах. Он приказал ей идти в часовню и отслужить молебен. Когда запели: Не имамы иные помощи, больная вдруг почувствовала изменение во всём существе своём, она стала здорова и голос ей возвратился. Это совершилось 17 февраля 1891 года. Все чудеса исцеления проверены свидетельством исцелённых и показаниями людей, близко их знающих и вполне достойных доверия. 306 «Повесть о прихождении Свейского короля Густава ко Пскову» – Иосифа: о крестных ходах в г. Пскове, стр. 47. 50. 64. СПб. 1858. Повесть об осаде Пскова Густавом изд. в V т. собр. лет. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры. В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора. В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Впрочем, так будет не всегда. Мы знаем, что Писание предсказывает, что цари аравийские в конце концов принесут дары Христу. Об этом говорит книга Псалмов царя Давида 96 . Поэтому верим, что многие из мусульман в свое время примут истинную веру Христову, поклоняться вечному Сыну Божию Иисусу Христу и войдут с нами в братскую общину. Пример тому уже есть: мы знаем, что есть много святых, которые раньше были мусульманами, но приняли святую веру и откровение Божье. И началось это еще при жизни Мухаммеда. 62 «Мухаммад — не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только — посланником Аллаха и печатью пророков» (Коран 33 : 40).. 63 Хаббард (Hubbard) Лафайет Рон (1911–1986) — американский писатель. Получил известность как основатель дианетики и сайентологии. Работы Хаббарда вызывают противоречивые оценки. 64 Грабовой Григорий Петрович (род.1963) — человек, объявивший себя Вторым пришествием Иисуса Христа. Утверждал, что умеет воскрешать людей, телепортироваться, вылечивать СПИД и рак любой стадии, а также диагностировать неполадки в электронном оборудовании на расстоянии. Приговорен к 8 годам лишения свободы по статье 159 УК РФ «мошенничество». Получил широкую известность тем, что, по сообщениям различных источников, обещал родственникам погибших в ходе бесланского теракта воскресить погибших за деньги. 65 Быт.16:12 . 66 Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников пострадали за Господа Иисуса Христа в VI в. Арефа был правителем города Неграна в Гравии, жители которого были христианами. Аравийский (или Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его. Не сумев взять христианский город силой, Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и, поверив Дунаану, открыли ворота. Более четырех тысяч христианмужчин, женщин, стариков и детей из города Неграна и окрестных селений приняли за Христа Спасителя мученическую кончину.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Изяслав, уважавший в душе Антония, скоро почувствовал, что согрешил он пред человеком Божиим, неосторожно увлекшись движением гневного самолюбия. Он послал упросить Антония возвратиться в Киев, и Антоний возвратился в ту пещеру, в которой жил до удаления в Чернигов. 92 – Для Антония за унижением земным следовала слава неба. – В печерскую обитель пришли из Константинополя четыре зодчих и спрашивали: где строить церковь ? Что это значит? «Кто прислал вас?» – спросили их. Греки рассказали следующее: каждый из нас был в своем доме и к каждому рано утром пришел посланный и сказал: «Царица зовет тебя во Влахерно». Мы явились и увидели Царицу, окруженную свитою. – «Хочу построить себе церковь в России, в Киеве: возьмите денег на три года и идите, стройте», сказала нам Царица. – Мы спросили: к кому пойдем мы, в незнаемую сторону? «Вот к ним – к Антонию и Феодосию, которые явятся там», сказала Царица, указав на двух стоявших вблизи Ее. К чему нам так много денег? – предложили мы. Царица отвечала: «сей Антоний лишь благословит вас на труд, отойдет на вечный покой; на другой год последует за ним Феодосий. – Итак берите денег больше. Впрочем, никто так не заплатит вам, как Я; сама Я буду осматривать церковь и хочу пребывать в ней». – Она дала нам и мощи св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. Это положите, сказала Она, в основание церкви; церковь будет Богородичная, и дала нам икону. Окончив рассказ, зодчие повторяли вопрос: где же строить церковь? Антоний сказал: подождите три дня. За тем обратился он к крепкой молитве и испросил чудесное указание на место храма. – По молитве святого, в одну ночь на избранном месте было сухо, а все окрестности покрыты были росою; в другую ночь одно оно оросилось, тогда как ближние места были сухи. 93 Благословение места для великой печерской церкви было последним земным делом дивного Антония. – На 90 году своей жизни, за год до кончины св. Феодосия, мая 7 дня, 1073 г. он мирно предал дух свой Господу. 94 Мощи пр. Антония почивают под спудом, в той самой пещере, где подвизался он. 95 Глубокое смирение хранил он во всю земную жизнь свою, смирением закрывается он от славы человеческой и за гробом. – Не раз пытались открыть св. мощи его, но останавливаемы были силою. Кальнофойский пишет: «когда москали захотели взять из гроба мощи святого, то святой, по воле Божией, раз прогнал огнем, чего и теперь есть знаки, а в другой – водою. 96 Страдание св. Пахомия

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лазоря, друга Христова, и св. бесребренику Козмы и Дамияна. 18. Память св. апостола Лукы еуангелиста. 19. Память св. пророка Иоиля, и св. Садоха и с нимь 120, и св. святителя Амфилохья. 20. 20. Страсть св. мученика Артемия, и св. Андроника, и св. апостол: Терентия, Марка, И[ису]са, рькомаго Иуста, и Артемы; и св. Корнилия сотника. 21. Память преподобнаго отца Лариона Великаго. 22. Память св. святителя Аверкия, епископа Ераполя. 23. Страсть св. святителя Иякова, брата Господня, в тож день св. Феодотии, и Сократа, и 7 отрок, иже в Ефесе: Максимиан, Амвлих, Мартиниан, Дионисий, Иоана, Костянтин, Антонин; и св. патриарха Игнатия, и Никифора. 24. Страсть св. Арефы и с нимь 4253. 25. Страсть св. нотарю Маркиана и Мантурья. 26. Страсть св. мученика Дмитрия. 27. Страсть св. мученика Нестера. 28. Страсть св. святителя Кюрияка, обретшаго Честный Крест. В тыж день св. мученица Параскевгия. 29. Память преподобнаго Авраамия и св. Анастасия. 30. Страсть св. святителя Епимаха, и Еутропий, и св. святителя Маркияна и Кюрила. 31. Страсть св. Зиновия и сестры его Зеновии; и св. апостол Стахия, Амплия, Урвана и дружины их.     Месяц ноябрь, р[е]комый грудень, имать дний 30. День имать час 10, а нощь 14. 1. Успение св. бесребрьнику Козмы и Дамияна, сыну Феодотьину. 2. Страсть св. мученик Анкюдина и Пигасия, Анподиста, Елпидифора и Аффония, и с ними 7028. 3. Страсть святых: Акепсимы епископа, Иосифа прозвутера и Анфала дьякона, и св. иного Акепсимы затворника. 4. Память св. Аникия чюдотворца и св. Порфурия игрьника, и св. апостол от 70: Патровы, Эрма, Лина, Филолога, Гаия. 5. Страсть св. Галактиона и Епистимия. 6. Страсть св. святителя Павла исповедника. 7. Страсть св. Нерона и с ним 33. 8. Сбор св. архистратигу Михаила и Гаврила. 9. Память преподобныя Матроны и св. Александра. 10. Страсть св. апостол Алумвы, Родивона, Сосипатра, Терентия, Ареста, Куарта. 11. Страсть св. мученик Мины, Виктора, Викентия. 12. Память св. отца Иоана Милостиваго. 13. Память изгнанию Иоана Златоустаго. 14. Страсть св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ростово-Суздальская земля была закреплена за ним еще при жизни отца. Β 1146 году умер Всеволод Ольгович, владевший Киевом. Киевский стол занял его брат Игорь Ольгович, который вскоре был смещен Изяславом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха . За Киев началась междоусобная распря, в результате которой в 1149 году киевский стол захватил Юрий Владимирович, но в 1151 году Изяслав Мстиславич вернул себе Киевское княжение. Β 1154 году Юрий Долгорукий снова захватил Киев и был киевским князем до 1157 года. 782 Вда же намь и мощи святыхь мученикь... рекши нам: «Сиа положите во основании». – По решению V Карфагенского собора, в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского, за красноречие прозванного вторым Златоустом, который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 году (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение хритианства в Египте принял в 363 году мученическую смерть (память 20 октября). 783 Та намстнаа... будет. – Местными («наместными») называются иконы, имеющие постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находящиеся по обеим сторонам царских врат в церкви. 784 Β дни благоврного князя Святослава, сына Ярославля... – Святослав Ярославич был великим киевским князем с 1073 по 1077 год (см. подробнее коммент. κ словам «изыдоша сие трие Ярославичи» (сноска 8)). 785 Въ Житии бо святого Антониа... – Житие Антония Печерского, по предположению С. П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI века в Чернигове или Тмутаракани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С. Π. Κ вопросу ο Житии преподобного Антония Печерского. – ИОРЯС за 1914 г., т. 19, кн. 1, 1915, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда преподобные Антоний и Феодосий, призвав всю братию, спросили греков: «Скажите нам правду, что значат ваши слова?» Мастера отвечали: «Однажды рано, когда мы спали в наших домах, на восходе солнца, к каждому из нас пришли благообразные юноши, говоря: „Зовет вас Царица во Влахерну“. Мы же пошли, взяв с собой друзей и родственников своих, и встретились во Влахерне, придя все в одно время. И, когда поговорили друг с другом, узнали, что слышали тот же зов к Царице и что одни и те же юноши звали нас. Мы увидели Царицу и множество воинов вокруг Нее, и поклонились Ей. И она сказала нам: „Хочу Церковь воздвигнуть Себе на Руси, в Киеве, повелеваю вам взять с собой золота на три года и идти строить ее“. Мы же, поклонись, сказали Ей: „О, Госпоже Царице, Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому туда идем мы?“ Она же сказала: „Я посылаю здесь предстоящих, Антония и Феодосия“. Мы спросили: „Ты на три года даешь нам золота, Госпоже; так скажи им, чтобы у нас была пища и все нужное. Сама знаешь Ты, чем нас наградить“. Царица же сказала: „Этот Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой. Феодосий же пойдет за ним на второй год. Итак, возьмите золота до избытку, и идите. А наградить никто не может так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, ухо не слышало, что не приходит на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Приду Я и Сама видеть церковь, и хочу в ней жить“. Дала же Она нам и мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, говоря: положите это в основание церкви. Мы же, взяв святые мощи, золото и прочее нужное нам, спросили Царицу о величине церкви. И Она сказала нам: „В меру послала Я пояс Сына моего, по Его повелению; но войдите на открытое место и увидите размеры ее“. Мы вышли и увидели церковь на воздухе и, вернувшись, поклонились опять Царице и спросили: „Госпоже, в чье имя будет церковь“? Она сказала: „Хочу назвать ее в Мое имя“. Мы не дерзнули спросить Ее, как Ее имя. Царица же сказала сама: „Церковь будет Богородичная“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В числе арабских божеств, почитаемых язычниками, был и Аллах. Это название произошло от слова ал-илах, то есть, слова «бог» с определенным артиклем. Согласно упоминаниям Корана, арабы-язычники к помощи Аллаха прибегали преимущественно на море. Ряд почитаемых богинь – ал-Лат (форма женского рода от Аллах), ал-Узза («Великая») и Манат («Время»), считались «дочерьми Аллаха». Отец самого Мухаммеда носил имя Абдаллах, то есть «раб Аллаха». Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые представлялись посредниками между миром людей и миром богов. Эти духи, добрые или злые, по воле божеств внушали людям мысли и поступки. Считалось, что обычных людей они посещают время от времени, но есть люди, через которых они вещают остальным, – это аррафы («провидцы») и кахины («прорицатели»), они предсказывают будущее, ищут пропавшее, угадывают скрытое. В каждом племени был свой арраф или кахин. Поэты также считались вдохновленными из этого мира духов, промежуточного между людьми и богами. Иудаизм В вв. в Южной Аравии значительно распространился иудаизм. Царь Кариб принял иудаизм, его сын и преемник, иудейский царь Зу Нувас, подверг арабских христиан жестоким гонениям. Захватив обманом христианский г. Нарджан, он приказал выкопать рвы и залить их горючим веществом. Всех, кто отказывался принять иудаизм, бросали живьем в эти рвы. Память этих святых (св. Арефы и с ним 4299 мучеников) Православная Церковь совершает 24 октября/6 ноября. Достаточно успешной была иудейская проповедь и в центральной, и в северной части Аравийского полуострова. Иудейские колонии имелись во многих оазисах Хиджаза и Неджда. На севере от Мекки были поселения многочисленных иудейских племен. Вокруг города Ясриб находились три иудейских поселения. Скорее всего, это были арабы, обращенные в иудаизм. Среди иудеев Аравии в то время получили широкую известность мессианские идеи, связанные с ожиданием прихода мессии. Христианство С IV в. арабы подвергались пристальному вниманию христианских миссионеров – сирийцев, эфиопов, в меньшей степени греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Кроме патриархов Мефодия, Игнатия и Фотия и Фессалоникийского архиепископа Льва Философа, и другие византийские церковные деятели IX b. оказали благотворное влияние на развитие духовного просвещения и богословской науки. Так, Кесарийский архиепископ Арефа, ученик Фотия, занимает почётное место в истории византийской литературы. Ему принадлежит ряд экзегетических трудов (например, толкование на Апокалипсис), похвальные слова в честь святых, философские трактаты (о Платоне, Лукиане), комментарии к творениям греческих апологетов и т. д. Восприняв от своего знаменитого учителя любовь к науке, Арефа не только сам посвящал свои силы богословским и философским занятиям, но и других располагал к научному труду, открыл в своей епархии несколько школ и энергично боролся против упадка народного просвещения, водворившегося здесь с эпохи иконоборства. Современником Арефы был Василий, епископ Новых Патр в Фессалии, который также занимался богословскими трудами («Толкование на всех пророков»), устроял школы в своей епархии и поощрял духовенство в деле просвещения народа. 29 Затем, Георгий, митрополит Никомидии, был интимным другом Фотия, имел частую с ним корреспонденцию и остался верен этому патриарху и тогда, когда он был лишён кафедры и находился в изгнании; Георгия привлекала к Фотию общая их любовь к науке и просвещению, причём Никомидийский митрополит стремился подражать своему знаменитому и великому другу и в отношении литературной деятельности, он заявил себя в истории византийской литературы преимущественно гомилетическими произведениями. 30 Пётр, епископ Аргоса (родился около 850г.), известен своими многочисленными похвалами в честь святых и мучеников, в которых он обнаружил большое знание Священного Писания, творений святых отцов и классической литературы. Его просветительная деятельность в Аргосской епархии совершалась в согласии с церковными канонами и отличалась большим успехом. 31 Никита Давид, епископ Дадивра в Пафлагонии († около 890г.), носит наименование философа и ритора и был самым замечательным – после Фотия – византийским панегиристом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010