Прошло уже несколько лет, как Симон вручил преподобному Антонию пояс и венец, и вот однажды к преподобному Антонию и Феодосию приходят из Царьграда четыре церковных мастера, — строители каменных церквей, люди весьма богатые: — Где вы желаете начать постройку церкви? — спросили они их. — Где Господь укажет, — отвечали преподобные. — Удивительная вещь, — говорили строители, — вы знаете время своей смерти и в то же время не можете указать места для церкви, хотя при найме и вручили нам столь большое количество золота. Призвав всю братию, преподобные начали расспрашивать греков: — Расскажите нам без утайки, о чем вы стали говорить. Строители сказали: — Однажды, когда мы спали в наших домах, рано утром, — только что взошло солнце, — к каждому из нас приходят благообразные юноши и говорят: — Вас зовет во Влахерну [ 7 ] Царица. Мы, взяв с собою друзей и родственников, все пришли ко Влахерну в одно и то же время и, разговорившись, узнали, что призваны к Царице одними и теми же посланцами и словами. Там мы увидели Царицу, окруженную множеством воинов; мы поклонились Ей, а Она сказала нам: — Я хочу в России, в Киеве, соорудить Себе церковь; поэтому повелеваю вам, — возьмите на три года золота и отправляйтесь на сооружение церкви. Поклонившись, мы отвечали: — О, Владычица — Царица, Ты отсылаешь нас в чужую сторону, — к кому мы там пойдем? — Вот сих, — сказала Она, — предстоящих здесь, Антония и Феодосия Я посылаю тоже. — К чему же, Владычица, — вопрошали мы, — даешь нам на три года золота? скажи им только, чтобы мы могли получать пищу и всё необходимое, а Ты Сама знаешь, чем нас наградить. — Антоний, — отвечала Царица, — лишь благословит вас на дело, — он отходит на вечный покой [ 8 ], туда за ним во второе лето пойдет и Феодосий [ 9 ]; берите же, как можно больше золота, и идите, а наградить вас никто так не может, как Я: дам вам, чего не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор.2:9). И Сама Я приду видеть церковь, в которой хочу жить; после этого Она дала нам мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, сказав: положите их в основании церковном. Мы, взяв святые мощи и золота даже больше необходимого, спросили Царицу о размерах церкви: |
В 1890 году 6 декабря Господь благоволил явить новое чудо Своего милосердия: тяжко страдавший от рождения и лучшими врачами признанный неизлечимым, 14-летний сирота, Николай Грачев, давно уже лежал без рук и ног, в страшных припадках. На 3 декабря, после необыкновенно жестокого припадка, он имел видение: комната ярко осветилась, и он увидел Пресвятую Богородицу, святителя Николая и преподобного в белом клобуке, и услышал от Пресвятой Богородицы приказание ехать 6 декабря в часовню и там получить исцеление. С большим трудом его повезли в часовню за семь вёрст от Петербургской стороны, где он жил с сестрой. Дорогой с ним был припадок, и когда внесли его в часовню и положили перед иконой, припадок повторился. При чтении Евангелия он пришёл в сознание; при пении: «Не имамы иные помощи. не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице», больного приподняли и приложили к чудотворной иконе. Вдруг он перекрестился и сам встал на ноги. С тех пор он совершенно здоров. Ещё не утихла молва о столь чудесном событии, как проявилось новое знамение милости Божией. Вера Белоногина, жена писаря на фабрике Торнтона, страдала около 6 лет, грудными болезнями, опухолью и поражением горла; лечившие её врачи заявили, что у неё неизлечимая чахотка и что она навсегда потеряла голос. Она слышала о чудотворной иконе и ходила в часовню служить молебен, но исцеления не было: по её словам, она не особенно верила в возможность исцеления. В феврале явился ей во сне седенький старичок в чёрной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах. Он приказал ей идти в часовню и отслужить молебен. Когда запели: Не имамы иные помощи, больная вдруг почувствовала изменение во всём существе своём, она стала здорова и голос ей возвратился. Это совершилось 17 февраля 1891 года. Все чудеса исцеления проверены свидетельством исцелённых и показаниями людей, близко их знающих и вполне достойных доверия. 306 «Повесть о прихождении Свейского короля Густава ко Пскову» – Иосифа: о крестных ходах в г. Пскове, стр. 47. 50. 64. СПб. 1858. Повесть об осаде Пскова Густавом изд. в V т. собр. лет. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное |
Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры. В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора. В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде. |
Впрочем, так будет не всегда. Мы знаем, что Писание предсказывает, что цари аравийские в конце концов принесут дары Христу. Об этом говорит книга Псалмов царя Давида 96 . Поэтому верим, что многие из мусульман в свое время примут истинную веру Христову, поклоняться вечному Сыну Божию Иисусу Христу и войдут с нами в братскую общину. Пример тому уже есть: мы знаем, что есть много святых, которые раньше были мусульманами, но приняли святую веру и откровение Божье. И началось это еще при жизни Мухаммеда. 62 «Мухаммад — не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только — посланником Аллаха и печатью пророков» (Коран 33 : 40).. 63 Хаббард (Hubbard) Лафайет Рон (1911–1986) — американский писатель. Получил известность как основатель дианетики и сайентологии. Работы Хаббарда вызывают противоречивые оценки. 64 Грабовой Григорий Петрович (род.1963) — человек, объявивший себя Вторым пришествием Иисуса Христа. Утверждал, что умеет воскрешать людей, телепортироваться, вылечивать СПИД и рак любой стадии, а также диагностировать неполадки в электронном оборудовании на расстоянии. Приговорен к 8 годам лишения свободы по статье 159 УК РФ «мошенничество». Получил широкую известность тем, что, по сообщениям различных источников, обещал родственникам погибших в ходе бесланского теракта воскресить погибших за деньги. 65 Быт.16:12 . 66 Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников пострадали за Господа Иисуса Христа в VI в. Арефа был правителем города Неграна в Гравии, жители которого были христианами. Аравийский (или Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его. Не сумев взять христианский город силой, Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и, поверив Дунаану, открыли ворота. Более четырех тысяч христианмужчин, женщин, стариков и детей из города Неграна и окрестных селений приняли за Христа Спасителя мученическую кончину. |
Изяслав, уважавший в душе Антония, скоро почувствовал, что согрешил он пред человеком Божиим, неосторожно увлекшись движением гневного самолюбия. Он послал упросить Антония возвратиться в Киев, и Антоний возвратился в ту пещеру, в которой жил до удаления в Чернигов. 92 – Для Антония за унижением земным следовала слава неба. – В печерскую обитель пришли из Константинополя четыре зодчих и спрашивали: где строить церковь ? Что это значит? «Кто прислал вас?» – спросили их. Греки рассказали следующее: каждый из нас был в своем доме и к каждому рано утром пришел посланный и сказал: «Царица зовет тебя во Влахерно». Мы явились и увидели Царицу, окруженную свитою. – «Хочу построить себе церковь в России, в Киеве: возьмите денег на три года и идите, стройте», сказала нам Царица. – Мы спросили: к кому пойдем мы, в незнаемую сторону? «Вот к ним – к Антонию и Феодосию, которые явятся там», сказала Царица, указав на двух стоявших вблизи Ее. К чему нам так много денег? – предложили мы. Царица отвечала: «сей Антоний лишь благословит вас на труд, отойдет на вечный покой; на другой год последует за ним Феодосий. – Итак берите денег больше. Впрочем, никто так не заплатит вам, как Я; сама Я буду осматривать церковь и хочу пребывать в ней». – Она дала нам и мощи св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. Это положите, сказала Она, в основание церкви; церковь будет Богородичная, и дала нам икону. Окончив рассказ, зодчие повторяли вопрос: где же строить церковь? Антоний сказал: подождите три дня. За тем обратился он к крепкой молитве и испросил чудесное указание на место храма. – По молитве святого, в одну ночь на избранном месте было сухо, а все окрестности покрыты были росою; в другую ночь одно оно оросилось, тогда как ближние места были сухи. 93 Благословение места для великой печерской церкви было последним земным делом дивного Антония. – На 90 году своей жизни, за год до кончины св. Феодосия, мая 7 дня, 1073 г. он мирно предал дух свой Господу. 94 Мощи пр. Антония почивают под спудом, в той самой пещере, где подвизался он. 95 Глубокое смирение хранил он во всю земную жизнь свою, смирением закрывается он от славы человеческой и за гробом. – Не раз пытались открыть св. мощи его, но останавливаемы были силою. Кальнофойский пишет: «когда москали захотели взять из гроба мощи святого, то святой, по воле Божией, раз прогнал огнем, чего и теперь есть знаки, а в другой – водою. 96 Страдание св. Пахомия |
Лазоря, друга Христова, и св. бесребренику Козмы и Дамияна. 18. Память св. апостола Лукы еуангелиста. 19. Память св. пророка Иоиля, и св. Садоха и с нимь 120, и св. святителя Амфилохья. 20. 20. Страсть св. мученика Артемия, и св. Андроника, и св. апостол: Терентия, Марка, И[ису]са, рькомаго Иуста, и Артемы; и св. Корнилия сотника. 21. Память преподобнаго отца Лариона Великаго. 22. Память св. святителя Аверкия, епископа Ераполя. 23. Страсть св. святителя Иякова, брата Господня, в тож день св. Феодотии, и Сократа, и 7 отрок, иже в Ефесе: Максимиан, Амвлих, Мартиниан, Дионисий, Иоана, Костянтин, Антонин; и св. патриарха Игнатия, и Никифора. 24. Страсть св. Арефы и с нимь 4253. 25. Страсть св. нотарю Маркиана и Мантурья. 26. Страсть св. мученика Дмитрия. 27. Страсть св. мученика Нестера. 28. Страсть св. святителя Кюрияка, обретшаго Честный Крест. В тыж день св. мученица Параскевгия. 29. Память преподобнаго Авраамия и св. Анастасия. 30. Страсть св. святителя Епимаха, и Еутропий, и св. святителя Маркияна и Кюрила. 31. Страсть св. Зиновия и сестры его Зеновии; и св. апостол Стахия, Амплия, Урвана и дружины их. Месяц ноябрь, р[е]комый грудень, имать дний 30. День имать час 10, а нощь 14. 1. Успение св. бесребрьнику Козмы и Дамияна, сыну Феодотьину. 2. Страсть св. мученик Анкюдина и Пигасия, Анподиста, Елпидифора и Аффония, и с ними 7028. 3. Страсть святых: Акепсимы епископа, Иосифа прозвутера и Анфала дьякона, и св. иного Акепсимы затворника. 4. Память св. Аникия чюдотворца и св. Порфурия игрьника, и св. апостол от 70: Патровы, Эрма, Лина, Филолога, Гаия. 5. Страсть св. Галактиона и Епистимия. 6. Страсть св. святителя Павла исповедника. 7. Страсть св. Нерона и с ним 33. 8. Сбор св. архистратигу Михаила и Гаврила. 9. Память преподобныя Матроны и св. Александра. 10. Страсть св. апостол Алумвы, Родивона, Сосипатра, Терентия, Ареста, Куарта. 11. Страсть св. мученик Мины, Виктора, Викентия. 12. Память св. отца Иоана Милостиваго. 13. Память изгнанию Иоана Златоустаго. 14. Страсть св. |
Ростово-Суздальская земля была закреплена за ним еще при жизни отца. Β 1146 году умер Всеволод Ольгович, владевший Киевом. Киевский стол занял его брат Игорь Ольгович, который вскоре был смещен Изяславом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха . За Киев началась междоусобная распря, в результате которой в 1149 году киевский стол захватил Юрий Владимирович, но в 1151 году Изяслав Мстиславич вернул себе Киевское княжение. Β 1154 году Юрий Долгорукий снова захватил Киев и был киевским князем до 1157 года. 782 Вда же намь и мощи святыхь мученикь... рекши нам: «Сиа положите во основании». – По решению V Карфагенского собора, в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского, за красноречие прозванного вторым Златоустом, который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 году (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение хритианства в Египте принял в 363 году мученическую смерть (память 20 октября). 783 Та намстнаа... будет. – Местными («наместными») называются иконы, имеющие постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находящиеся по обеим сторонам царских врат в церкви. 784 Β дни благоврного князя Святослава, сына Ярославля... – Святослав Ярославич был великим киевским князем с 1073 по 1077 год (см. подробнее коммент. κ словам «изыдоша сие трие Ярославичи» (сноска 8)). 785 Въ Житии бо святого Антониа... – Житие Антония Печерского, по предположению С. П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI века в Чернигове или Тмутаракани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С. Π. Κ вопросу ο Житии преподобного Антония Печерского. – ИОРЯС за 1914 г., т. 19, кн. 1, 1915, с. |
Тогда преподобные Антоний и Феодосий, призвав всю братию, спросили греков: «Скажите нам правду, что значат ваши слова?» Мастера отвечали: «Однажды рано, когда мы спали в наших домах, на восходе солнца, к каждому из нас пришли благообразные юноши, говоря: „Зовет вас Царица во Влахерну“. Мы же пошли, взяв с собой друзей и родственников своих, и встретились во Влахерне, придя все в одно время. И, когда поговорили друг с другом, узнали, что слышали тот же зов к Царице и что одни и те же юноши звали нас. Мы увидели Царицу и множество воинов вокруг Нее, и поклонились Ей. И она сказала нам: „Хочу Церковь воздвигнуть Себе на Руси, в Киеве, повелеваю вам взять с собой золота на три года и идти строить ее“. Мы же, поклонись, сказали Ей: „О, Госпоже Царице, Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому туда идем мы?“ Она же сказала: „Я посылаю здесь предстоящих, Антония и Феодосия“. Мы спросили: „Ты на три года даешь нам золота, Госпоже; так скажи им, чтобы у нас была пища и все нужное. Сама знаешь Ты, чем нас наградить“. Царица же сказала: „Этот Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой. Феодосий же пойдет за ним на второй год. Итак, возьмите золота до избытку, и идите. А наградить никто не может так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, ухо не слышало, что не приходит на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). Приду Я и Сама видеть церковь, и хочу в ней жить“. Дала же Она нам и мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, говоря: положите это в основание церкви. Мы же, взяв святые мощи, золото и прочее нужное нам, спросили Царицу о величине церкви. И Она сказала нам: „В меру послала Я пояс Сына моего, по Его повелению; но войдите на открытое место и увидите размеры ее“. Мы вышли и увидели церковь на воздухе и, вернувшись, поклонились опять Царице и спросили: „Госпоже, в чье имя будет церковь“? Она сказала: „Хочу назвать ее в Мое имя“. Мы не дерзнули спросить Ее, как Ее имя. Царица же сказала сама: „Церковь будет Богородичная“. |
В числе арабских божеств, почитаемых язычниками, был и Аллах. Это название произошло от слова ал-илах, то есть, слова «бог» с определенным артиклем. Согласно упоминаниям Корана, арабы-язычники к помощи Аллаха прибегали преимущественно на море. Ряд почитаемых богинь – ал-Лат (форма женского рода от Аллах), ал-Узза («Великая») и Манат («Время»), считались «дочерьми Аллаха». Отец самого Мухаммеда носил имя Абдаллах, то есть «раб Аллаха». Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые представлялись посредниками между миром людей и миром богов. Эти духи, добрые или злые, по воле божеств внушали людям мысли и поступки. Считалось, что обычных людей они посещают время от времени, но есть люди, через которых они вещают остальным, – это аррафы («провидцы») и кахины («прорицатели»), они предсказывают будущее, ищут пропавшее, угадывают скрытое. В каждом племени был свой арраф или кахин. Поэты также считались вдохновленными из этого мира духов, промежуточного между людьми и богами. Иудаизм В вв. в Южной Аравии значительно распространился иудаизм. Царь Кариб принял иудаизм, его сын и преемник, иудейский царь Зу Нувас, подверг арабских христиан жестоким гонениям. Захватив обманом христианский г. Нарджан, он приказал выкопать рвы и залить их горючим веществом. Всех, кто отказывался принять иудаизм, бросали живьем в эти рвы. Память этих святых (св. Арефы и с ним 4299 мучеников) Православная Церковь совершает 24 октября/6 ноября. Достаточно успешной была иудейская проповедь и в центральной, и в северной части Аравийского полуострова. Иудейские колонии имелись во многих оазисах Хиджаза и Неджда. На севере от Мекки были поселения многочисленных иудейских племен. Вокруг города Ясриб находились три иудейских поселения. Скорее всего, это были арабы, обращенные в иудаизм. Среди иудеев Аравии в то время получили широкую известность мессианские идеи, связанные с ожиданием прихода мессии. Христианство С IV в. арабы подвергались пристальному вниманию христианских миссионеров – сирийцев, эфиопов, в меньшей степени греков. |
Кроме патриархов Мефодия, Игнатия и Фотия и Фессалоникийского архиепископа Льва Философа, и другие византийские церковные деятели IX b. оказали благотворное влияние на развитие духовного просвещения и богословской науки. Так, Кесарийский архиепископ Арефа, ученик Фотия, занимает почётное место в истории византийской литературы. Ему принадлежит ряд экзегетических трудов (например, толкование на Апокалипсис), похвальные слова в честь святых, философские трактаты (о Платоне, Лукиане), комментарии к творениям греческих апологетов и т. д. Восприняв от своего знаменитого учителя любовь к науке, Арефа не только сам посвящал свои силы богословским и философским занятиям, но и других располагал к научному труду, открыл в своей епархии несколько школ и энергично боролся против упадка народного просвещения, водворившегося здесь с эпохи иконоборства. Современником Арефы был Василий, епископ Новых Патр в Фессалии, который также занимался богословскими трудами («Толкование на всех пророков»), устроял школы в своей епархии и поощрял духовенство в деле просвещения народа. 29 Затем, Георгий, митрополит Никомидии, был интимным другом Фотия, имел частую с ним корреспонденцию и остался верен этому патриарху и тогда, когда он был лишён кафедры и находился в изгнании; Георгия привлекала к Фотию общая их любовь к науке и просвещению, причём Никомидийский митрополит стремился подражать своему знаменитому и великому другу и в отношении литературной деятельности, он заявил себя в истории византийской литературы преимущественно гомилетическими произведениями. 30 Пётр, епископ Аргоса (родился около 850г.), известен своими многочисленными похвалами в честь святых и мучеников, в которых он обнаружил большое знание Священного Писания, творений святых отцов и классической литературы. Его просветительная деятельность в Аргосской епархии совершалась в согласии с церковными канонами и отличалась большим успехом. 31 Никита Давид, епископ Дадивра в Пафлагонии († около 890г.), носит наименование философа и ритора и был самым замечательным – после Фотия – византийским панегиристом. |
| |