Мастера отвечали: «Однажды рано, когда мы спали в наших домах, на восходе солнца, к каждому из нас пришли благообразные юноши, говоря: “Зовет нас Царица во Влахерну”. Мы же пошли, взяв с собою друзей и родственников своих, и встретились во Влахерне, придя все в одно время. И, когда поговорили друг с другом, узнали, что слышали тот же зов к Царице и что одни и те же юноши звали нас. Мы увидели Царицу и множество воинов вокруг Нее, и поклонились Ей. И Она сказала нам: “Хочу Церковь воздвигнуть Себе в России, в Киеве, повелеваю вам взять с собою золота на три года и идти строить ее”. Мы же, поклонясь, сказали Ей: “О, Госпоже Царице, Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому туда идем мы?” Она же сказала: “Я посылаю здесь предстоящих, Антония и Феодосия”. Мы спросили: “Ты на три года даешь нам золота, Госпоже; так скажи им, чтобы у нас была пища и все нужное. Сама знаешь Ты, чем нас наградить”. Царица же сказала: “Этот Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой. Феодосий же пойдет за ним на второй год. И так, возьмите золото до избытку, и идите. А наградить никто не может так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, ухо не слышало, что не приходит на сердце человеку ( 1Кор.2:9 ). Прииду Я и Сама видеть церковь , и хочу в ней жить”. Дала же Она нам и мощи св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, говоря: “Положите это в основание церкви”. Мы же, взяв святые мощи, золото и прочее нужное нам, спросили Царицу о величине церкви. И Она сказала нам: “В меру послала Я пояс Сына моего, по Его повелению; но войдите на открытое место и увидите размеры ее”. Мы вышли и увидели церковь на воздухе и, вернувшись, поклонились опять Царице и спросили: “Госпоже, в чье имя будет церковь ?” Она сказала: “Хочу назвать ее в Мое имя”. Мы не дерзнули спросить Ее, как Ее имя. Царица же сказала Сама: “Церковь будет Богородичная”. И Она дала нам эту святую икону, говоря: “Она да будет Наместницею!” Мы, поклонясь, пошли в домы свои, имея с собою эту икону, которую приняли из руки Царицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы же, поклонившись, сказали: “О госпожа царица! В чужую страну посылаешь ты нас, – к кому мы там придем?” Она же сказала: “К ним посылаю, к Антонию и Феодосию”. Мы же сказали: “Зачем же, госпожа, на три года золота даешь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем сама захочешь”. Царица же сказала: “Сей Антоний, только благословив, отойдет из этого мира на вечный покой, а сей Феодосии через два года после него отойдет к Богу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить”. Дала она нам и мощи святых мучеников: Артемия и Полиевкта, Леонтия и Акакия, Арефы, Якова, Феодора, сказав нам: “Это положите в основание”. Мы же взяли золота с избытком. И сказала она нам: “Выйдите наружу, посмотрите церковь”. И увидели мы церковь на небе, и, вернувшись, поклонились ей, и спросили: “О госпожа царица, каково имя церкви?” Она же сказала: “Хочу ее своим именем назвать”. Мы же не посмели ее спросить: “Как твое имя?” Она же сказала: “Богородицына будет церковь”, и дала нам эту икону, говоря: “Она будет наместной”. Мы же, поклонившись ей, пошли в дома свои, неся эту икону, полученную из рук Царицы». И тогда все прославили Бога и ту, которая его родила. Антоний же ответил: «О чада, мы никогда не выходили из места сего». Греки же клятвенно заверили: «Из ваших рук взяли мы золото перед многими свидетелями, и до корабля с ними вас проводили, и через месяц после вашего ухода отправились в путь; и вот сейчас десятый день, как мы вышли из Царьграда. Спрашивали мы Царицу о величине церкви, и она сказала нам: “Я меру послала – пояс Сына моего, – по его повелению”». И отвечал Антоний: «О чада, великой благодати Христос удостоил вас, ибо вы его воли вершители. Звавшие же вас, те благообразные скопцы – пресвятые ангелы, а царица во Влахене – сама, зримо явившаяся вам, пресвятая, чистая и непорочная владычица наша, Богородица и приснодева Мария, стоявшие же при ней воины – бесплотные ангельские силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодос...    И это вам, братья, расскажу другое дивное и преславное чудо о той богоизбранной церкви Богородичной. Пришли из Царьграда четыре мастера церковных, люди очень богатые, в пещеру к великому Антонию и Феодосию, и спросили они: «Где хотите ставить церковь?» Те же им ответили: «Там, где Господь место обозначит». Пришедшие же сказали: «Как же так, — свою собственную смерть предвидя, — места еще не назначили, столько золота вручив нам?» Тогда Антоний и Феодосий, призвав всю братию, стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите истину: как это было?»    Мастера же эти рассказали: «Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: «Зовет вас Царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время и рассудили, что одно и то же повеление Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы Царицу и множество воинов при ней, мы поклонились ей, и она сказала нам: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О, Госпожа Царица! В чужую страну посылаешь ты нас, — к кому мы там придем?» Она же сказала: «К ним посылаю, к Антонию и Феодосию». Мы же сказали: «Зачем же, Госпожа, на три года золота даешь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем сама захочешь». Царица же сказала: «Сей Антоний, только благословив, отойдет из этого мира на вечный покой, а сей Феодосии через два года после него отойдет к Господу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить». Дала она нам и мощи святых мучеников: Артемия и Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Якова, Феодора, сказав нам: «Это положите в основание». Мы же взяли золота с избытком. И сказала она нам: «Выйдите наружу, посмотрите церковь». И увидели мы церковь на небе, и, вернувшись, поклонились Царице, и спросили: «О, Госпожа, каково имя церкви?» Она же сказала, что хочет ее своим именем назвать. Мы же не посмели ее спросить: «Как твое имя?» Она же сказала: «Богородицина будет церковь», и дала нам эту икону, говоря: «Она будет наместной». Мы же, поклонившись ей, пошли в дома свои, неся эту икону, полученную из рук Царицы».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— Однажды, когда мы спали в своих домах, на восходе солнца к каждому из нас пришли благообразные юноши с приглашением: «Зовет вас Царица во Влахерну» — храм в окрестности Константинополя. Мы отправились на зов, взяв с собой друзей и родственников, и все в одно время встретились во Влахерне. Там узнали мы друг от друга, что все слышали одинаковый зов Царицы и были созваны одними и теми же юношами. И там увидали мы Царицу окруженною множеством воинов и воздали Ей поклонение. Царица сказала нам: «Я хочу в России, в Киеве, воздвигнуть Себе церковь; приказываю вам взять с собой золота на три года и идти ее строить». Мы, поклонясь вновь, отвечали ей: «Госпожа Царица! Ты повелеваешь нам идти в дальнюю, чужую сторону, где мы никогда прежде не бывали. К кому мы туда пойдем?» Царица объяснила нам: «Я посылаю с вами предстоящих здесь Антония и Феодосия»; и там мы увидели вас. Затем мы спросили: «На три года вручаешь Ты нам, Владычица, золото; скажи же этим инокам, чтобы они доставляли нам пищу и все нужное, а чем нас наградить — Ты знаешь Сама». На это Царица сказала: «Стоящий здесь Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год; возьмите же, как Я говорила вам, золота до избытка и идите спокойно в путь. Никто не в силах наградить вас так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, что ухо не слышало и что не приходит на сердце человеку, и Я Сама приду в церковь и буду жить в ней». Владычица дала нам и мощи мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора и велела положить нам эти мощи в основание будущего храма. Мы, приняв от Нее мощи, золото и все нужное, спросили Ее о величине церкви. Она нам отвечала: «В меру Я послала пояс Сына Моего по Его повелению. Но идите на открытое место, и вы увидите размеры будущего храма». Мы вышли, увидели в воздухе церковь и запомнили ее размеры и очертание; потом, вернувшись, вновь спросили Царицу: «Госпожа, в чье же имя желаешь Ты воздвигнуть храм?» И отвечала Она: «Хочу назвать его в Мое имя». Имени же этого мы не дерзнули спросить. Царица Сама сказала: «Церковь будет Богородичной» и вручила нам вот эту святую икону Успения со словами: «Икона эта да будет наместницей». Мы поклонились Ей еще раз и вернулись домой, неся с собой икону, принятую из рук Царицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Прошло уже несколько лет, как Симон вручил преподобному Антонию пояс и венец, и вот однажды к преподобному Антонию и Феодосию приходят из Царьграда четыре церковных мастера, — строители каменных церквей, люди весьма богатые: — Где вы желаете начать постройку церкви? — спросили они их. — Где Господь укажет, — отвечали преподобные. — Удивительная вещь, — говорили строители, — вы знаете время своей смерти и в то же время не можете указать места для церкви, хотя при найме и вручили нам столь большое количество золота. Призвав всю братию, преподобные начали расспрашивать греков: — Расскажите нам без утайки, о чем вы стали говорить. Строители сказали: — Однажды, когда мы спали в наших домах, рано утром, — только что взошло солнце, — к каждому из нас приходят благообразные юноши и говорят: — Вас зовет во Влахерну Царица. Мы, взяв с собою друзей и родственников, все пришли ко Влахерну в одно и то же время и, разговорившись, узнали, что призваны к Царице одними и теми же посланцами и словами. Там мы увидели Царицу, окруженную множеством воинов; мы поклонились Ей, а Она сказала нам: — Я хочу в России, в Киеве, соорудить Себе церковь; поэтому повелеваю вам, — возьмите на три года золота и отправляйтесь на сооружение церкви. Поклонившись, мы отвечали: — О, Владычица — Царица, Ты отсылаешь нас в чужую сторону, — к кому мы там пойдем? — Вот сих, — сказала Она, — предстоящих здесь, Антония и Феодосия Я посылаю тоже. — К чему же, Владычица, — вопрошали мы, — даешь нам на три года золота? скажи им только, чтобы мы могли получать пищу и всё необходимое, а Ты Сама знаешь, чем нас наградить. — Антоний, — отвечала Царица, — лишь благословит вас на дело, — он отходит на вечный покой туда за ним во второе лето пойдет и Феодосий берите же, как можно больше золота, и идите, а наградить вас никто так не может, как Я: дам вам, чего не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор.2:9). И Сама Я приду видеть церковь, в которой хочу жить; после этого Она дала нам мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, сказав: положите их в основании церковном. Мы, взяв святые мощи и золота даже больше необходимого, спросили Царицу о размерах церкви:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Слава, и ныне, глас 6: Днесь собори верных,/сошедшеся, духовно да торжествуем/и Богоотроковицу Деву и Богородицу/песньми благохвальными ублажим, глаголюще:/радуйся, едина Избранная от всех родов в Матерь Превечнаго Слова;/радуйся, вместилище Невместимаго всеми;/радуйся, Ангелов и Серафимов радосте;/радуйся, пророков проповедание и похвало;/радуйся, Апостолов и святителей удобрение;/радуйся, мучеников крепосте и всех праведных славо;/радуйся, державный покрове верных;/радуйся, скорбящих Божественное утешение;/радуйся, в бедах и напастех сущим скорое избавление;/радуйся, грешников всех прибежище и Благая Заступнице;/радуйся, Благодатная и Обрадованная, с Тобою Господь,/подаяй мирови Тобою велию милость. В той же день. Святаго мученика Арефы и иже с ним 4299 святых мученик На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Еврейскому сверепству твое мужество противоположил еси,/мучениче Арефо всехвальне,/и Божественною благодатию победоносец явился еси/и лик привел еси мучеников, Христу воинствующий,/от всякаго, славне, возраста совокупляем,/и от рода всякаго составляем. Арефо всеславне,/красный лик составив священных сомучеников твоих,/с нимиже подвизался еси, добрый подвиг и течение совершив/твоего мужественнейшаго страдания./Тем Христа моли даровати душам нашим мир и велию милость. Девы, Богомудрыя мученицы, Христовым рачением распаляеми,/немощи естественныя забывше/и, силою Божественною яве укрепляеми,/льщение вражие попраша, не устрашившеся мучения болезней/и пещи огненныя не убояшася. Слава, глас 4. Анатолия: Песненно пастыреначальника днесь, вернии, единомысленно почтим,/Арефу славнейшаго с сущими его:/яко обличи царя пребеззаконновавша и кровь излия за Христово исповедание,/отонудуже и огненный облак попаляше на лицы земли,/обличая пребеззаконных нечестие./Тем, Христе Боже, Твоя страстотерпцы укрепив к Твоему славословию,/и нас соблюди, яко всех Владыка,/от искушений и скорбей молитвами святых Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Страдание святаго мученика Арефы 711 , иже с ним, гонения ради совершивше святую литорию в кораблех и причасти вси божественных тайн. Святаго отца Павла исповедника 712 . В заточении в храмине затворен бысть, идеже служащу ему святую литоргию, нападоша нань Ариане и удавиша его амфором его, и предаде душу Господеви. (л. 54) 7. О богоустановленном духовном священном иерейском чине, яко есть вечен и непрелагаем. Яко Христос не по Ааронову 713 временнаго, но по Мельхиседекову вечнаго чина прииде архиерей вечных благ, и якоже Сам никогдаже не умирает, токож и иерейство Его по чину Мельхиседекову во-веки не престает 714 , яко-же пишет: Ты еси иерей во-веки по чину Мельхиседекову 715 ; престало тогда архиерейство Аароново, яко временное, востало-ж Христово вечное 716 . Велик есть богоустановленный священный чин иерейский, и яко вечен есть и непрелагаем и аггелам страшен, то бо есть апостольское наследствие, того ради и имена им дана много. Святый Златоуст 717 о чести священных. Почтите служители, рече, яко отцы, епископы, яко самого Христа, а попы, яко сопрестольники и супруги апостолам, без них бо церковь не просвещается, тайны церковныя без них не совершаются и прочее. 8 . О покаянии 718 , еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов с надеждою о отпущении 719 ради излияния честныя крове Сына Божия и то, разрешением священническим, имже от Христа дана власть разрешать и отпущать грехи 720 . Покаяние многу имуще крепость и зело во гресех погруженнаго: аще возхощет, может свободить от греховнаго бремени, аще и в самое приидет злобы дно. Разрешити кающагося никтоже может, точию православный священник 721 , понеже кроме церкви несть спасения и разрешения. 9 . О правоверии нашем ясно ти исповедуем и веруем несумненно 722 , яко един Господь и едина вера, едино крещение, едины тайны тела и крове Христовы, един крест, едина церковь , един Бог и Отец, Иже над всеми и о всех и во всех нас, и все предание церковное от Христа Бога и святых апостол Его нам преданное 723 . И святых вселенских соборов святых отец правилом веруем и прочим святых отец писанием. О пречистом теле и крови и о священстве книга о Вере лист 15; Беседы апостол 724 , книга Кирилла 193, Ефрем Сирин 725 , катихис большой 85 и мал. Во всех пишут до скончания века. 10 . Веруем истино, исповедуем быти в пречистых тайнах истинное тело и кровь Христову под видом хлеба и вина; и яко властию божества бывает при святыя литоргии пременение существа в пресущественное таинство 726 , и яко того приятия живет в нас Христос и мы в нем, яко о том сам Господь рече: ядый мою плоть и пия мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем 727 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

На другой день, открывши ворота, вышли все старейшины (ρχηγο) их, вместе с Арефой, к царю, и поклонились ему до земли. Он же приказал всех их схватить и сперва расхитить имущество их, а потом показать ему Павла, епископа города. Все старейшины ответили, что он умер за два года перед сим. Царь не поверил им, но послал на место, где лежало честное тело его, и приказал, выкопавши кости, сжечь огнём и пепел лопатами развеять по ветру. На следующий день велел всему войску собрать дров и зажечь огромнейший костёр, занимающий пространства одну стадию, и бросить туда всех священников городских, диаконов и остальных служителей Церкви, и избравших монашескую жизнь, и так называемых канонисс и девственниц и певиц, поющих в домах Божиих днём и ночью: всех таковых, найденных в городе и окрестностях, без исследования сжёг, с целью запугать остальных христиан. Сожжённых было числом четыреста двадцать семь душ. После сего велит заковать в цепи Арефу, мужа знатнейшего, и прочих старейшин города; а глашатай возгласил наречием Гомеритским: «отрекитесь так называемого Христа, иудействуйте, согласитесь со мной, и будете жить». Святые мученики сказали: «да не будет нам отречься от веры, в которой мы крещены». – И сказал царь: «ведь Римляне знали, что отцы наши в Иерусалиме, священники и законоучители распяли человека, и его, как хульника Божия, бичевали, позорили и предали гнусной смерти, как человека, а не Бога. Для чего ж вы заблуждаетесь, следуя тому человеку? Не лучше ж вы несториан, которые доселе есть между нами, и говорят, что считают его не Богом, а пророком Божиим. Неграняне! Я не требую от вас, чтобы вы отреклись Бога неба и земли, или поклонялись солнцу, луне и светилам небесным, или творениям, находящимся в земле, море и реках; хочу только, чтоб вы отреклись так называемого Иисуса, хулившего так и представлявшего себя Богом, и чтоб вы только сказали, что распятый был человек, а не Бог». А святые мученики Христовы отвечали: «за себя, всё племя наше и весь наш город, и всех далёких наших друзей отстаиваем, свидетельствуем и исповедуем доброе наше исповедание, по вере в которое крестились мы во имя Отца и Сына и Святого Духа, и не отрицаем воплощения; Иисус, злословимый тобой, единый от Троицы, Бог Слово, в последние дни для нашего спасения воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, научил нас, что поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками ( Мф.10:18 ). А тебя и твоё правление (πολιτεαν) отвергаем, потому что преступаешь закон Божий и клевещешь на истину».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Опять – советовал я им выйти против тебя и воевать за народ Христов; но и этого не сделали. Ибо уповал я на Владыку Христа, что одолею и сокрушу тебя, как Гедеон с тремя стами мужей, по глаголу Божию, обратил в бегство имевшего десятки тысяч. Но да будет воля Божия! Знаю, что за грехи свои пострадали мы и преданы в руки твои. Ибо никогда истина не проходила чрез уста твои». Говорит вельможа, сидевший подле царя: «так ли учат вас христианские Писания оскорблять владык земных? Разве не знаешь, что цари Еврейские суть помазанники Божии?» Отвечал святой: «ты, господин патриций, внял ли написанному о пророке Илии? Ибо, когда сказал ему Ахаав, царь Израильский: «тебя ли вижу, возмутитель Израиля?» то он ответил ему: «не я возмущаю Израиля, а ты и дом отца твоего» ( 3Цар.8:17–18 ). Так что не грешит тот, кто обличает царя за преступление закона. Ибо, не краснея, сказал нам отречься Слова Бога, Которым всё сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое, – Который, видя своё создание в плену у диавола, не презрел его, но умилосердился и дал закон заповеди в научение всех людей, для вразумления и удержания от зла; и опять, наказавши Израиля за преступные мерзости, умилосердился и вызвал его из Вавилонии. И поскольку растлилось в преступлении заповедей созданное по образу Создавшего, то Сам Бог Слово, по благоволению Отца сшедши с небес, восприял падшее и в собственном теле пригвоздил грех ко кресту, сделавшись в воспринятом от нас теле жертвой за весь наш род человеческий Богу и Отцу. И как теперь нам отречься Его? И тогда как, может быть, мне не осталось и одного часу ещё прожить, ты хочешь отчуждить меня от Царства Небесного?» «А царь, который лжёт, не сильный царь. Поклявшись нам и давши слово, ты не соблюл его. Видел я царей великих, которые превосходнее тебя были, в Индии, Персии, Эфиопии и в этой самой стране, но ничего такого они не делали, и слово их было истинно. Потому народы и племена, области и города и полки воинов называли их богами, повинуясь им, как Богу, давшему им царствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Сказал ему царь: «знаешь ли Того, Кого называют Христом?» Он ответил: «знаю». И сказал ему царь: «как ты знаешь Его?» Мальчик отвечал: «истинно, каждый день видел Его в церкви, когда ходили туда с матерью своей; если хочешь идти со мной, я тебе покажу Его». Опять сказал ему царь: «меня любишь, или Того, Кого называете Христом?» А мальчик: «люблю Христа, потому что мы кланяемся Ему». Царь опять: «меня любишь, или матерь свою?» Тот отвечал: «матерь свою; но уже пусти меня к ней». «Для чего ж ты оставил её», говорит царь, «и подошёл ко мне, целуя ноги мои? Разве не знаешь, что я Иудей?» – Мальчик: «я думал, что ты христианин, и подошёл, чтоб ты освободил мать мою». И сказал ему царь: «я – Иудей: но если хочешь оставаться при мне, то дам тебе орехов, миндалю и винных ягод и чего иного пожелаешь». – Отвечал мальчик: «пусти меня к матери моей; ничего я не беру от тебя, потому что ты – Иудей». Тогда сказал царь своим вельможам: «видите этот злой корень, как разумно отвечает?» А один из предстоящих: «иди со мной, дитя; я поведу тебя к царице». Он же ответил: «нет». И увидев издали, что мать его приведена и брошена в пламень, заплакал, говоря: «хочу к матери». Но его заставили стоять, и царь удержал его. Тогда мальчик схватился за бедро царя и укусил его; и передал его царь одному из сановников своих, говоря: «возьми его и воспитай, и научи Иудейскому закону». Тот повёл мальчика, держа его за руку, и, встретившись с другими вельможами, передавал им ответы его, и как он укусил царя; а в это время, будучи недалеко от разведённого пламени, мальчик вырвался от них, побежал и бросился в пламень и пострадал вместе с матерью своей. Тогда все вельможи и старейшины приступили к царю и просили его оставить в покое остальных христиан, и, если угодно, возобновить преследование их спустя некоторое время. Царь же, собравши всех детей от пятнадцати лет и ниже, мужеского пола и женского, от родителей благородных, горожан, земледельцев, ремесленников и рабов – все христиан, тысяча двести девяносто семь, разделил их и роздал в рабство всем вельможам своим и прочим пособникам своим в преследовании христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010