Житие преподобного Илии Верхотурского. – [Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2003]. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. Нечаева М. Ю. Уральские монастыри//Очерки истории Урала. – Екатеринбург, 1997. – С. 79–96. – (Духовная культура Урала. Вып. 3). Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. – СПб.: Царское дело, 2005. Преподобный Илия Верхотурский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.463–475. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)/сост. В. С. Баранов – Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995. Четвериков С., протоиер. Правда христианства. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998. Янсон М. Валаамские старцы. – М., 1994. Преподобный Арефа (Катаргин) ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 183; Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 545, 570, Архимандрит Арефа. Некролог//Русский паломник. 1903. 27. Архимандрит Арефа//Русский паломник. 1903. 29. Житие преподобного Арефы, архимандрита Верхотурского.Верхотурье, 2002. Летопись Верхотурского Николаевского мужского общежительного монастыря в связи с историческим сказанием о житии, чудотворениях и св. мощах святого праведного Симеона/сост. В. С. Баранов. – [Екатеринбург, 2003]. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. Преподобный Арефа Верхотурский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С. 51–65. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)/сост. В. С. Баранов – Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865, Малоархангельский у. Орловской губ.- 15.05.1903, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых). Род. в большой крестьянской семье, неск. сестер А. В. были монахинями в елецком Знаменском мон-ре. В 1889 г. А. В. поступил в Валаамский мон-рь . Еще будучи послушником, стал известен строгой подвижнической жизнью. В нояб. 1893 г. пострижен в монашество с именем Арефа и переведен в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь вместе с иером. Иовом, назначенным туда настоятелем. В дек. 1893 г. в Екатеринбурге А. В. был рукоположен во иеродиакона, в окт. 1898 г.- во иеромонаха. Нес послушание свечника и заведовал монастырской б-кой. Благочестием и ревностью к монашескому деланию А. В. завоевал любовь братии. После того как архим. Иов ушел на покой в Валаамский мон-рь, А. В. был избран настоятелем, 6 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. Строгое соблюдение устава и старчество были основой духовной жизни мон-ря. При А. В. были построены 2 каменных жилых здания, много хозяйственных построек, каменная стена, гостиницы для паломников, начата постройка каменного здания церковноприходской школы для детей беднейших родителей и школы для глухонемых детей. Значительно расширилась книжная и иконная торговля, за распространение синодальных изданий в 1902 г. А. В. был награжден Святейшим Синодом Библией на церковнослав. языке. По распоряжению настоятеля на письма, поступавшие в обитель со всех концов России с просьбой молитв, обязательно отвечали, часто это делал сам А. В. Он следил за преподаванием в школе, особенно Закона Божия, большое внимание уделял монастырской б-ке; архив мон-ря, в к-ром хранились дела с 1762 г., был приведен в порядок. Было начато подробное описание обители к предстоявшим в 1904 г. юбилейным торжествам: 300-летию со времени основания Верхотурского мон-ря и 200-летию перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского с места их явления - из с. Меркушина - в Верхотурский мон-рь. Однако до этих торжеств А. В. не дожил. Свою кончину он предсказал за неск. дней, почил в полном сознании, перекрестившись и сложив крестообразно руки, погребен на братском кладбище Верхотурского мон-ря. Местная канонизация А. В. в Соборе Сибирских святых состоялась в 1984 г. В 1994 г. в возрожденной Верхотурской обители были обретены мощи преподобного.

http://pravenc.ru/text/75912.html

В 1900 году преподобный Арефа ввел в обители традицию проведения бесед с чтением «из писания святых отец и пояснениями применения этих писаний к жизни братии» 42 . Известно, что братия посещала эти беседы «с усердием» 43 . Кроме того, всем насельникам вменялось в обязанность ежедневное чтение святоотеческих книг «в соответствии их возраста, жизни и характера » 44 . Настоятель отец Арефа много времени и трудов посвящал расширению библиотеки монастыря, причем в первую очередь стремился наполнить ее творениями святых отцов. В обширных реестрах книг, выписанных отцом архимандритом из Синодальной типографии, Киево-Печерской Лавры, Оптиной пустыни, значатся: Добротолюбие, сочинения святителя Иоанна Златоуста , преподобных Симеона Нового Богослова , Максима Исповедника , аввы Дорофея , Иоанна Лествичника , святителя Игнатия (Брянчанинова) и многих других 45 . Примечательно, что отец Арефа заботился о просвещении в святоотеческом духе не только братии монастыря, но и многочисленных паломников: книжная лавка при обители не знала недостатка в творениях отцов Церкви. Настоятели других обителей обращались к архимандриту Арефе за советом по обустройству монастырских библиотек и церковных лавок, признавая, что в Верхотурском монастыре это дело «поставлено на высшей точке совершенства» 46 . Внутреннее благоустроение монастыря не могло не привлекать тех, кто стремился к подлинному монашеству. Число братии быстро увеличивалось: если в 1894 году, когда валаамские иноки только прибыли на Урал, в Свято-Николаевской обители было всего несколько десятков насельников, то к началу 1903 года их стало уже более ста шестидесяти, из которых около сорока поступили в монастырь в 1900–1902 годах, во время настоятельства отца Арефы. Преподобный Арефа – подвижник, молитвенник, труженик – во всем был примером для братии. Его любили за доброе обхождение, неизменную готовность поддержать и утешить. Слово его шло от сердца и было простым, совершенно чуждым лести. При множестве своих обязанностей, отец архимандрит находил время отвечать на письма богомольцев, приходившие в обитель с разных концов России, а когда не мог написать сам, то поручал другим, но не допускал, чтобы письма оставались без ответа. Причем и здесь он не пренебрегал возможностью утешить и ободрить людей, которые по большей части обращались в монастырь со своими бедами, прося братию помолиться об их нуждах перед мощами святого праведного Симеона Верхотурского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Можно предположить, что за время шестилетнего окормления у старца Илии отец Дамиан достиг немалого духовного преуспеяния. Об этом говорит тот факт, что вскоре после кончины старца, в 1900 году, настоятель монастыря преподобный Арефа именно иеромонаху Дамиану доверил принимать помыслы у братии. Ему и самому настоятелю насельники обители открывали свое душевное состояние и получали от них наставление «к дальнейшему успеху в жизни духовной» 211 . В это же время отец Дамиан окормлял сестер Верхотурской Покровской общины. В 1901 году отец Арефа ходатайствовал о награждении отца Дамиана набедренником, причем охарактеризовал его достаточно высоко: «Казначей вверенного мне монастыря иеромонах Дамиан как порученные ему обязанности казначея, так и другие, кроме этой должности, возлагаемые мною на него послушания, как по хозяйству монастыря, так и по руководству братиею в духовно-нравственной жизни и ведению душеполезных вечерних собеседований, при его высоких нравственных качествах исполнял и в настоящее время исполняет с примерным усердием, с полным знанием и вниманием к делу» 212 . Свой высокий отзыв отец Арефа повторил через несколько месяцев, однако уже совсем по другому поводу. Вот что писал он в конце 1901 года в рапорте епископу Иринею 213 : «Казначей иеромонах Дамиан всегда оказывался поведения примерного, честного, проводит весьма внимательную жизнь, имеет высокие дарования и способности в духовном делании, и, по-видимому, все намерения его есть ради Бога, а... не ради какой-либо вещественной выгоды... зная о его... высоконравственной духовной жизни, трудах и ревности к духовному деланию, сильно затрудняет то, что именно заставило его делать такие резкие поступки» 214 . Под резкими поступками отец Арефа подразумевал следующее. Летом 1901 года отец Дамиан без ведома настоятеля купил у мещанина Выборова имение (участок земли с домом), причем оформил сделку на имя своей сестры. В ответ на недоуменные вопросы отца Арефы он сообщил, что приобрел имение для Свято-Николаевской обители, и в доказательство отдал отцу Арефе купчую и заявление сестры о ее желании передать имение в дар монастырю. Однако во время отсутствия настоятеля в монастыре отец Дамиан забрал из монастырской канцелярии эти документы, а по возвращении отца Арефы заявил, что решил устроить в имении женскую монашескую общину. После этого отец Дамиан стал часто самовольно отлучаться из монастыря, пропуская чреду служения, и ездить в имение, где уже поселились первые послушницы 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В кротком умиротворенном духе вернулась она на Урал. А местный старец, архимандрит Арефа, открыл ей, что путь ее – не аскеза, не отшельничество, а служение Богу через заботу о ближних и благоустроение монастырей. Напряженные поиски привели Ольгу к пониманию того, что в монашестве главное – не искать своего, через обстоятельства учиться видеть Божие и следовать пути Господню. В качестве места, которое она все искала, архимандрит Арефа указал ей Верхотурский Покровский монастырь. Вот тогда и вспомнились ей речи блаженного Василия Ивановича: Симеон Верхотурский принимал ее под свое покровительство. В новой обители Ольга училась прежде всего послушанию. Монах – «вещь церковная»: и в иконописной пришлось потрудиться, и хором монастырским управлять, и благочинной послужить при матушке игуменье Таисии. А в 1911 г . Синод постановил постричь инокиню Ольгу с именем Руфина и возвести ее в сан игуменьи с последующим переводом в г. Чердынь Пермской губернии – для восстановления закрытого при Екатерине II Иоанно-Богословского монастыря. И вновь ей сопутствовал святой праведный Симеон Верхотурский. Встречали матушку его иконой со словами: «Да будет вам с сего дня угодник Божий отцом и руководителем на вашем нелегком поприще служения ближнему». Обитель возрождалась великими трудами и скорбями. Для того чтобы восстановить полуразрушенный храм и выстроить два келейных корпуса, матушке и сестрам несколько лет пришлось жить впроголодь. Не сразу появилось свое хозяйство: покосы, скот. Все пришлось осваивать самим: и сеять, и жать, и косить, и дровами запасаться. А едва встали на ноги, матушка Руфина тут же создала при монастыре приют для детей-сирот, потерявших родителей в годы Первой мировой войны. Шефство над ним взяла на себя великая княжна Татьяна Николаевна. К 1917 г . на попечении обители было уже около 75 детей. В те годы игуменья Руфина по делам приюта выезжала в Москву – поучиться тому, как поставлено воспитание детей в Марфо-Мариинской обители. Ей довелось познакомиться с великой княгиней Елизаветой Федоровной, оказавшей ей радушный прием и послужившей личным примером. К 1917 г . игуменья Руфина имела немалый опыт и достигла той внутренней душевной и духовной зрелости, которая позволила ей не потерять самообладания, когда в миг, в одночасье рухнуло все, что с таким трудом создавалось.

http://pravmir.ru/gorech-slashhe-meda-i-...

В одном из своих писем старец Илия писал инокине: «Советуйся с матерями, опытными в бранях... записывай каждый день... как ты стоишь на молитве и что с тобою бывает во время молитвы; замечай, нападает ли на тебя уныние или нерадение... или сон борет, или помыслы худые». Из этого краткого отрывка ясно, что в обителях уже были монахини, способные принимать помыслы и помогать другим своими советами. Причем такой наказ – обо всем спрашивать у преуспевших – в письмах отца Илии встречается неоднократно и, вероятно, адресован инокиням разных монастырей. Нужно думать, что отец Арефа, став благочинным монастырей и будучи опытным духовным наставником, также поддерживал эту традицию. Мы не знаем, до какой степени ему удалось ее распространить; вполне возможно, что в одних монастырях эта традиция поддерживалась большинством насельников, а в других – только отдельными братьями или сестрами. Труды архимандрита Арефы продолжались недолго: он скончался в 1903 году, когда ему было всего тридцать восемь лет. Как известно из воспоминаний его современников, он предсказал день своей смерти, что ясно говорит о его высоком духовном преуспеянии. Несмотря на свой молодой возраст и недолгое время, в течение которого он осуществлял духовное руководство, архимандрит Арефа для очень многих монашествующих и мирян стал отцом и наставником, потому что был укоренен в традиции умного делания и обладал духовной рассудительностью. _________ Другим верхотурским подвижником, донесшим традицию старчества почти до наших дней, является преподобно-исповедник Игнатий (в схиме Иоанн) (Кевролетин) 48 . Иван Кевролетин родился в 1875 году. Начало своего монашества полагал в Кыртомской Крестовоздвиженской пустыни близ Верхотурья. Придя в обитель девятнадцатилетним юношей, Иван восемь лет подвизался здесь в трудах и молитвах. Его наставником был основатель пустыни старец Адриан (Медведев), который был известен не только в Верхотурском уезде, но и далеко за его пределами. Вскоре после смерти отца Адриана Кыртомскую обитель посетил архимандрит Арефа. Вероятно, на Ивана Кевролетина произвели большое впечатление сам облик подвижника и глубоко назидательные советы, которые он предлагал братии. В 1902 году Иван стал послушником Верхотурского монастыря. Через пять лет он принял постриг с именем Игнатий. В монастыре отец Игнатий кроме прочих послушаний исполнял обязанности келиарха, то есть наблюдал за благочинием в келиях. После революции он жил в Мало-Актайском скиту; ему поручили управление скитом, видимо, как наиболее рассудительному и способному к руководству. В 1918 году скит был разграблен большевиками, а некоторые из живших в нем монахов арестованы, увезены из скита и потом зверски убиты. По Промыслу Божию, отец Игнатий в день разграбления находился в отъезде: он повез антиминс, запасные Святые Дары и некоторые богослужебные предметы в монастырь, где они могли быть надежнее защищены от красных.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Будучи назначен благочинным монастырей и общин Второго округа Екатеринбургской епархии, отец Арефа оказывал самое благотворное влияние на многие обители. Под его надзором находились Крестовоздвиженский Кыртомский мужской монастырь, Верхотурская женская община (в будущем Покровский монастырь), Казанско-Богородицкая Каслинская и Скорбященская Нижнетагильская общины. Некоторые из насельников этих монастырей были его духовными чадами, например насельница Покровской общины инокиня Ольга (Кокорева) 47 , ставшая впоследствии благочинной Покровского монастыря. Известно, что инокиня Ольга чрезвычайно ценила наставления отца Арефы: еще будучи насельницей Соликамского Иоанно-Предтеченского монастыря Пермской епархии, она начала переписку с верхотурским старцем, советовалась с ним обо всех серьезных начинаниях и наконец переехала в Верхотурье ради того, чтобы находиться ближе к своему духовному отцу. К исполнению должности благочинного отец Арефа подходил не формально: строго указывал на недостатки, которые замечал в обителях, и содействовал их устранению. Известно, например, что именно в то недолгое время, когда он занимал эту должность (с 1901 по 1903 год), были прекращены нестроения в Крестовоздвиженской Кыртомской обители, которые начались в ней еще при жизни ее основателя, старца Адриана (Медведева), и особенно усилились после его смерти в 1900 году. Благодаря отцу Арефе из обители были удалены зачинщики смут и назначен достойный настоятель – иеромонах Виктор (Богданов) из Оптиной пустыни. Заботясь о благоустроении монастырей, отец Арефа благословлял введение в обителях душеполезных бесед, настаивал на том, чтобы насельники монастырей усердно знакомились со святоотеческой литературой. Можно с большой долей уверенности предположить, что в это время в обителях, находившихся в его благочинии, насаждалось старчество и умное делание. О существовании старчества в обителях и общинах Верхотурского уезда говорить можно вполне определенно, опираясь на сведения о том, что сестры многих близлежащих к Свято-Николаевскому монастырю женских обителей в течение предыдущих шести лет окормлялись у старца Илии – и это не могло пройти бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог]//Рус. паломник. 1903. 27. С. 462; [Баранов В. С. ] Архимандрит Арефа//Там же. 1903. 29. С. 511. Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/75912.html

По мнению свт. Игнатия (Брянчанинова) , основными и наиболее действенными мерами к внутреннему, духовному благоустройству монастырей является введение в обителях старческого руководства, а также тщательного изучения монашествующими Священного Писания и творений святых отцов 1171 . Именно по этому пути пошли Валаамские иноки Свято-Николаевского монастыря. После архим. Иова в полной мере поддерживал и развивал это направление о. Арефа, сам «вскормленный» старческим руководством прп. Илии и чтением сочинений святых отцов 1172 . Он лично руководил духовной жизнью братий, которые ему и еще некоторым иеромонахам «открывали свое душевное состояние и получали от них наставление к дальнейшему успеху в жизни духовной» 1173 , а в 1900 г. ввел в обители беседы с чтением «из писания святых отец и пояснениями применения этих писаний к жизни братии» 1174 . Всем инокам вменялось в непременную обязанность ежедневное чтение святоотеческих книг. Настоятель особенно заботился о поддержании между братиями мира и единодушия, а если замечались между ними какие-либо разногласия, то принимал все меры к их преодолению 1175 . Внутреннее благоустроение монастыря не могло не привлекать тех, кто искренно желал монашествовать, а потому число братий быстро увеличивалось: к концу настоятельства о. Арефы, т.е. к 1903 г., в Свято-Николаевском монастыре было уже около 160 насельников. Примечательно, что прп. Арефа заботился о просвещении в святоотеческом духе не только братий своей обители, но и многочисленных паломников, ради чего выписывалось много книг из Синодальной типографии, из Киево-Печерской Лавры, из Оптиной пустыни, славившейся тогда переводами и изданием творений святых отцов. Среди этих книг, покупавшихся как для библиотеки, так и для церковной лавки, были, например, «Добротолюбие», сочинения прп. Исаака Сирина , творения свт. Игнатия (Брянчанинова) и другие 1176 . Кроме того, подобное же благотворное влияние оказывал игумен Арефа и на другие обители Екатеринбургской епархии, благочинным которых он был в 1901 г. 1177 : Крестовоздвиженский Кыртомский мужской монастырь, Верхотурскую женскую общину (в будущем Покровский монастырь), Казанско-Богородицкую Каслинскую и Скорбященскую Нижне-Тагильскую общины. Обращались к нему за духовным советом и руководством монашествующие и других монастырей и даже епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители стал в 1905 г. архим. Ксенофонт (Медведев). При нем был построен крупнейший в епархии храм (66 м в длину, 53 м в ширину и высоту, вмещал 4 тыс. чел.), главный престол к-рого был освящен 11 сент. 1913 г. Екатеринбургским еп. Митрофаном (Афонским) в честь Воздвижения Креста Господня. 27 мая 1914 г. еп. Серафим (Голубятников) освятил придел во имя прав. Симеона, 10 сент. 1916 г. был освящен придел в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1913 г. в храме поместили серебряную раку с мощами прав. Симеона, над ней в 1914 г. была установлена вызолоченная сень - дар царской семьи. Др. достопримечательностью храма стали фаянсовые иконостасы. В. м. пользовался покровительством царствующего дома: в 1907 г. имп. св. Александра Феодоровна передала в дар архим. Ксенофонту и иеродиак. прмч. Вениамину (Зыкову) сшитые ею священническое и диаконское облачения, в 1911 (1912?) г. имп. св. Николай II Александрович также передал в дар архим. Ксенофонту облачение, в 1914 г. обитель посетила вел. кнг. Елисавета Феодоровна , подарившая настоятелю епитрахиль. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В. м. занимался благотворительной и образовательной деятельностью. С 60-х гг. XVIII в. при нем существовала школа «для сирот духовного звания», в 60-х гг. XIX в. в ней училось 4-10 детей, в 1881 г. школу закрыли. В 1888 г. при мон-ре была учреждена одноклассная школа грамоты, в 1906 г. преобразованная в двухклассную церковноприходскую. К кон. 1911 г. в ней училось 117 детей, из них 61 воспитанник жил при мон-ре в устроенном в 1906 г. общежитии. С 1905 г. в школе помимо общих предметов обучали столярному, переплетному, сапожному делу. С 1885 г. при В. м. существовала больница на 10-15 мест. Во время первой мировой войны в мон-ре был устроен госпиталь на 15 кроватей, в 1916 г. в здании монастырской гостиницы разместился лазарет еще на 30 мест, открылся приют для увечных воинов на 25 мест. Мон-рь перечислял средства на содержание 5-10 коек в полевом лазарете, собирал пожертвования в пользу Красного Креста и на нужды армии. В помещениях мон-ря содержались ок. 500 пленных австрийцев и немцев, селились семьи беженцев, для детей солдат и беженцев был открыт приют.

http://pravenc.ru/text/158212.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010