В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Валаам для Святейшего Патриарха – место особое. Именно здесь, по его собственным словам, он почувствовал призвание идти по пути служения Русской Православной Церкви. Еще отроком Алексей вместе со своими родителями дважды, в 1938 и 1939 годах, приезжал на богомолье в Валаамскую обитель и общался со старцами. В мае 1991 года обитель обрела великое духовное сокровище – нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней. В 1996 году престольный праздник обители – день памяти преподобных Сергия и Германа – был отмечен особыми торжествами. Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и, впервые в истории Валаама, – глава Поместной Православной Церкви митрополит всея Америки и Канады Феодосий. После праздничной Божественной литургии митрополит Феодосий передал в дар обители частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх подарил большую икону Преподобного. Передача частицы мощей преподобного Германа Аляскинского явилась большим утешением и духовным подкреплением братии обители. В 1999 году, когда отмечалось 10-летие возрождения Валаамского монастыря, произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (память 7 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня). Собор составили святые, уже прославленные Церковью, которые в разное время подвизались на Валааме в числе братства, и те, кто приложил много трудов для процветания северной обители. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские, прп. Авраамий Ростовский (X в.), свт. Иоанн Новгородский (XII в.), прп. Корнилий Палеостровский (XII в.), прп. Арсений Коневский (XIV в.), прп. Савватий Соловецкий (XV в.), свт. Геннадий Новгородский (XV в.), прп. Александр Свирский (XV в.), прп. Афанасий Сяндемский (XVI в.), прп. Адриан Ондрусовский (XVI в.), прп. Евфросин Синозерский (XVI в.), прмч. Тит и иже с ним от люторов убиенные (XVI в.), прп. Герман Аляскинский (XVIII-XIX вв.), свт. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (XIX в.), прп. Лев Оптинский (XIX в.), прп. Антипа Валаамский (XIX в.), прп. Арефа Верхотурский (начало XX в.); новомученики XX века: сщмч. свят. Феофан Соликамский (Ильменский), прмчч. Арефа (Митренин) и Иеремия (Леонов).

http://pravoslavie.ru/12137.html

Характерно, что по делу, заведенному в Духовной консистории на кыртомских старцев, целый год не принималось никакого решения. Только после очередного шквала доносов иеромонаха Каллиста рассмотрение дела продолжилось и старцы были удалены из обители; их перевели в Верхотурский монастырь. Сразу после ухода старцев, по свидетельству жизнеописателя, Кыртомский монастырь начал приходить в упадок: ушли многие из братии, остановилась работа на некоторых послушаниях, поток богомольцев иссяк. После слезного ходатайства братии отец Адриан, а через некоторое время и его сподвижник были возвращены в Кыртомскую обитель. С ними вернулись и ушедшие насельники, вновь началось паломничество, возобновилась привычная жизнь обители. Следует обратить внимание на то, что верхотурские настоятели из валаамских иноков относились к кыртомским старцам вполне благожелательно. Например, архимандрит Иов (Брюхов) постриг старца Тимофея в мантию 277 в 1896 году, то есть уже после печально известного следствия 278 . После удаления из Кыртомского монастыря отец Тигрий жил в Верхотурской обители около года. Сохранился отзыв архимандрита Иова об отце Тигрии из рапорта в Духовную консисторию, написанного в это время: «...имею честь донести, что монах вверенного мне монастыря Тигрий во все время проживания его в сем монастыре поведением своим вполне соответствовал монашескому званию» 279 . Преподобный Арефа (Катаргин) немного позднее в рапорте о состоянии дел в Кыртомском монастыре засвидетельствовал, что некоторые из братии обращаются к монаху Тигрию «за советом в духовно-нравственной жизни как к старшему по возрасту и опытному в монастырской жизни». А в связи с тем, что отцу Тигрию ставили в вину беспорядки в Кыртомской обители, игумен Арефа писал: «...в даваемых им советах нет ничего подобного, что могло бы служить поводом к нарушению монастырских порядков и общего строя монастырской жизни» 280 . О том, насколько плодотворным было руководство старцев Адриана и Тигрия, можно судить по преуспеянию их духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Екатеринбургское епархиальное начальство на основании этого указа 1 июня 1902 г. уведомило местного губернатора и предписало благочинному мон-рей 2-го округа архим. Арефе в один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, а после окончания литургии зачитать указ Синода и отслужить благоденственный молебен с крестным ходом вокруг обители. 16 июня 1902 г. архим. Арефа торжественно открыл общину в присутствии всех сестер, нижнетагильского духовенства и местных жителей. 17 июня под председательством архим. Арефы начальницей общины была избрана Феозва Крузе, казначеей - Т. Я. Деева. В авг.-сент. 1902 г. Скорбященская ц. с церковными и причтовыми капиталами, ризницей и утварью была официально передана общине. 2 мая 1903 г. в Скорбященском храме еп. Сарапульский Михей (Алексеев) постриг Ф. Крузе в монашество с именем Мария, Т. Дееву постриг 15 февр. 1905 г. настоятель Верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. Евгений (Кибардин). В 1904 г. еп. Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов) ? объезжая епархию, посетил и пос. Нижнетагильский Завод, познакомился с бытом насельниц, к-рые удостоились его благожелательного отзыва и обещания ходатайствовать перед Синодом об учреждении мон-ря. 17 мая 1904 г. Синод учредил при общине вакансию священника, временно (до 12 нояб. 1904) им был назначен иерей Михаил Бирюков, а позднее в Н. С. м. служил иерей Всеволод Черепанов, с 1910 г. являвшийся помощником благочинного 3-го округа Верхотурского у. Екатеринбургской епархии. С 25 июля 1913 г. вакансия священника была свободна. С 6 сент. 1914 г. монастырским священником стал сын В. Черепанова - Леонид Черепанов (впосл. еп. Ставропольский и Кубанский Лев ). Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г. Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г. 23 окт. 1904 г. община по ходатайству еп. Владимира от 12 июня того же года была переименована в Скорбященский общежительный жен. монастырь. Настоятельницей была назначена мон. Мария (Крузе), 15 авг. 1909 г.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

Иеромонах Мардарий, казначей Кыртомской обители, окормлявшийся у старца Адриана, был известен как человек «благоприлично примерного поведения... и имеющий по своему поведению влияние на братию». Преподобный Арефа, которому принадлежит этот отзыв, именно отцу Мардарию доверил проводить в Кыртомской обители «вечерние собеседования», на которых братии предлагалось «чтение из отеческих и других духовно-нравственного содержания книг» 281 . В числе духовных чад отца Адриана, как мы уже говорили, был и будущий старец Игнатий (Кевролетин). После возвращения в Кыртомский монастырь отец Адриан и отец Тигрий жили недолго. Пережитые скорби подорвали их здоровье. В 1900 году, в возрасте шестидесяти шести лет, почил отец Адриан. После его смерти отец Тигрий вновь переселился в Верхотурский монастырь, где ему было доверено наставлять в духовной жизни братию этой обители, о чем есть свидетельство в его послужном списке 282 . В 1905 году старец скончался, незадолго до смерти приняв постриг в схиму с именем Трифиллий. Нужно сказать, это был первый схимнический постриг в трехсотлетней истории Верхотурской обители, что также свидетельствует о духовном преуспеянии отца Тигрия. История Кыртомского Крестовоздвиженского мужского монастыря требует дальнейшего изучения. Мы не теряем надежды, что обнаружатся документы, которые раскроют для нас характер духовного подвига старцев Адриана и Тигрия, познакомят более подробно с внутренней жизнью обители. А пока хотелось бы в качестве заключительного штриха привести некоторые сведения из воспоминаний об отце Адриане, бережно сохраненных его современниками. О крайнем незлобии старца Адриана говорит следующий случай, рассказанный в его жизнеописании. Однажды, уже в последний год жизни старца, один молодой послушник по наущению диавольскому срубил и спрятал в лесу тот достопамятный крест, который отец Адриан установил еще в 1871 году на берегу реки Кыртомки. Этот крест был святыней, дорогой для всего братства. Пока в обители не было храма, все выполняли свое молитвенное правило перед этим простым деревянным крестом, почему впоследствии братство относилось к нему как к своей скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

31 Иеросхимонах Антипа (Лукиан) (1816–1882). Начало своего монашества полагал в Валахийской обители Калдорошаны, где и научился умной молитве от жившего невдалеке отшельником схимонаха Гедеона. Затем подвизался на Афоне – в монастыре Есфигмен – и в одном из молдавских скитов. Некоторое время провел в Молдавии и наконец поселился в скиту Всех Святых на Валааме, где и окончил мирно свои дни. Причтен к лику святых Румынской Православной Церковью, внесен в святцы Русской Православной Церкви в 2004 году. 33 Баранов В. С. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский). Н. Новгород, 1908. С.31–32. 34 Архимандрит Арефа (Катаргин) (1865–1903) в 1984 году прославлен в Соборе Сибирских святых, а в 1999 году – в Соборе Валаамских святых. 37 Место, где располагалась пустынька, называли Мало-Актайской заимкой, в отличие от той, которая находилась близ Верхотурья. 47 Инокиня Ольга (Кокорева) – будущая игумения Руфина, основательница Чердынского Иоанно-Богословского, Владивостокского Рождество-Богородицкого и Харбинского Богородице-Владимирского монастырей. 48 Игнатий (Кевролетин) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 году как преподобноисповедник Иоанн, однако в памяти верующих этот подвижник навсегда останется старцем Игнатием, а потому и мы сочли уместным далее именовать его именно так. 49 В 1924 году город Екатеринбург был переименован в Свердловск, а в 1991 году ему было возвращено историческое название. 50 Протоиерей Орест Бычковский (1893–1981). В 1971 году был пострижен с именем Николай, хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, в 1974–1981 годах возглавлял Пермскую епархию. 51 По мужу – Митрофанова. Петр Сергеевич Митрофанов более двадцати лет находился на военной службе, скончался в 1806 году. Во всех документах Татиана предпочитала указывать только свою девичью фамилию. 53 Ново-Тихвинский монастырь был официально учрежден 31 декабря 1809 года. Вскоре после этого Татиана Костромина приняла монашеский постриг и была назначена настоятельницей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но полным безмолвием пустынники наслаждались здесь не более полгода. Сначала изредка стали проникать сюда некоторые из почитателей о. Илии, а затем число посетителей стало возрастать. Отец Илия сначала не хотел никого принимать к себе, но потом вынужден был сделать уступку, найдя, что не простое любопытство, а только действительная духовная нужда может заставить человека забыть и дальность, и неудобство пути. Многие, не желая нарушать безмолвие старца, обращались к нему письменно, и о. Илия на все письма отвечал аккуратно. Между тем здоровье о. Илии стало заметно слабеть. Видя это, настоятель Верхотурского монастыря, игумен Арефа, предложил ему возвратиться в монастырь, обещав устроить для него в монастыре уединенную келлию. Отец Илия согласился, и для него в монастырской роще, близ братского кладбища, была поставлена и обнесена кругом глухим тесовым забором келлия, перевезенная из ближайшей монастырской заимки, где старец жил еще до 1896 г. Как только о. Илия возвратился в монастырь, келлия его стала положительно осаждаться посетителями из богомольцев, приходивших на поклонение мощам прав. Симеона. Несмотря на то, что на прием посетителей у о. Илии уходили и силы и время, он в монастыре еще более усилил свое молитвенное правило и умножил число поклонов, которых иногда полагал до 3000 в ночь. Во время своего молитвенного подвига он после каждых 80 поясных поклонов полагал 20 земных. Часто ходил он в церковь и там приобщался св. Христовых Тайн. Но с начала октября 1900 г. он уже очень редко стал выходить из своей келлии и даже прекратил прием посетителей. Все время усиливавшаяся болезнь приковала его, наконец, к одру. Часто причащаясь в своей келлие св. Тайн, он просил совершить над ним таинство елеосвящения, что и было исполнено. 30 ноября 1900 г., к удивлению братии, о. Илия, объявил, что в этот день он будет принимать всех, желающих видеть его. Тогда же пожелал он снова приобщиться св. Христовых Тайн, которые и принял с особенным чувством и радостью. Весь этот день он провел в беседе с игуменом Арефою, некоторыми из монастырской братии и другими близкими к нему лицами. Вечером же, когда силы стали совершенно покидать его, он пожелал выслушать канон на исход души и затем в присутствии тех же лиц тихо скончался в 8 ½ ч. вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Иеродиакон Аполлинарий с иконой своего святого покровителя. Верхотурье Самые удивительные встречи произошли 12 сентября в Преображенском соборе верхотурского монастыря, когда я, по благословению игумена Иеронима, снимал отдельные фрагменты литургии в память 100-летия мученической кончины иеромонаха Аполлинария. В храме ко мне тихонько обратилась прихожанка Тамара, которая, узнав, что я из Белгорода, сообщила, что у заведующей музеем монастыря дочь получила исцеление по молитвам святителя Иоасафа Белгородского. Эту историю еще предстоит записать. Она же мне указала на сидящего в углу храма монаха и сказала, что он носит имя преподобномученика Аполлинария. Иеродиакон Аполлинарий дежурил у мощей преподобного архимандрита Арефы (Катаргина) Верхотурского. Святой Арефа, преставившийся не позднее 1903 года, сам был воспитан уроженцем Курска и верхотурским преподобным старцем Илиёй, и был духовником послушника Афанасия, будущего новомученика Аполлинария. Приложившись к мощам преподобного Арефы, я подошел к семидесятилетнему иеродиакону Аполлинарию, и мы познакомились. Бурят по национальности, он, будучи крещен в 50-летнем возрасте, находится в монастыре с 1998 года. В 2003-м году он принял монашеский постриг с именем Аполлинарий, а в 2005-м рукоположен в сан иеродиакона (к сожалению, сейчас он как диакон не служит по состоянию здоровья). Слушая его рассказ о написании первой иконы преподобномученика Аполлинария и о той радости, которую он испытал от нахождения образа в его келлии, я поразился такой горячей любви монаха к своему святому покровителю. От иеродиакона Аполлинария я услышал и самые утешительные слова о возможности обретения мощей нашего преподобномученика. Он сказал, что молится, и, если мощи преподобномученика Аполлинария будут обретены, надеется сам испросить хоть частичку святыни, чтобы привезти ее на родину святого. Поздравив отца иеродиакона с днем святых именин, я подарил ему житие новомученика. Будем и мы молиться и надеяться на дальнейшее продолжение истории прославления нашего общего Белгородско-Верхотурского святого.

http://pravoslavie.ru/117136.html

Нижний Тагил. Скорбященский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Вознесения Господня Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свердловская обл., г.Нижний Тагил, Скорбященский женский монастырь. Вознесенская церковь - камення, трехпрестольная. Строительство здания окончено в 1914 году. Закрыта в 1923 г. В храме размещалась поначалу колония, затем детский дом. Ныне красивейшее здание восстанавливается. Скорбященская церковь Скорбященского монастыря - камення, однопрестольная, с небольшой звонницей. Заложена как кладбищенская. Освящена в 1883 году. В здании в советсткое время размещались колония и детский дом. Кладбище снесено в 1920-е годы. Храм возвращен и восстанавливается. Скорбященский женский монастырь города Нижнего Тагила создан в 1998 году. Храмы монастыря: Храм во имя Скорбященской иконы Божией Матери города Нижнего Тагила - каменный, воссоздан в 1992 году. Храм во имя Вознесения Господня города Нижнего Тагила - каменный храм, воссоздан в 1992 году. Скорбященский монастырь, общежительный, при Нижне-Тагильском заводе, Верхотурского уезда. Учрежден в 1904 году из женской общины, преобразованной в 1902 году из богадельни, существовавшей с 1885 года. При монастыре школа с классами по домоводству, огородничеству и рукоделиям. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». От богадельни до монастыря В 9 «Екатеринбургских епархиальных новостей» от 2 мая 1902 года было опубликовано определение Святейшего Синода о преобразовании богадельни при Нижнетагильской Скорбященской церкви в женскую общину. «16 июня года] состоялось открытие Скорбященской женской общины в Нижне-Тагильском заводе. Накануне, 15 июня, в Скорбященской кладбищенской церкви Благочинным монастырей Архимандритом Арефою, в сослужении Протоиерея Иоанна Флавианова и священников Иоанна Двинянинова, Александра Сахарова и Александра Хохлова, было совершено всенощное бдение, а 16 — Божественная Литургия. После Литургии Архимандрит Арефа прочитал указ Святейшаго Правительствующего Синода об открытии общины, а затем был отслужен благодарственный молебен с возглашением многолетия, между прочим, сестрам вновь открытой общины, и совершен крестный ход вокруг обители. Сестры общины много потрудились над ее устройством и много приложили неустанных хлопот к ее открытию. Пожелаем развития и процветания новой обители!»

http://sobory.ru/article/?object=01203

Евдоким, имея большую ревность к отшельнической жизни, в зрелом возрасте оставил дом и поселился сначала в Верхотурском монастыре, а затем в дремучем, труднопроходимом лесу. Пять лет он прожил, занимаясь молитвою, но, не имея духовного руководителя, впал в смущение и уже готов был окончательно оставить пустынь. Когда он впервые зашел к отцу Илии, то был поражен его словами: «Бог поможет, не смущайся; почто колеблешься и малодушествуешь в то время, когда готовится тебе награда от Господа, – напрасно» 33 . Успокоив Евдокима, старец дал ему наставления, как следует остерегаться искушений, и с миром отпустил обратно в пустынь. Тот же, избавившись от всяких колебаний, стал послушнейшим учеником отца Илии. Всецело поручив себя руководству опытного наставника, старец Евдоким быстро достиг весьма высокой степени подвижничества и даже сам смог впоследствии поддерживать советом осиротевших духовных чад отца Илии. Об этом говорил, например, отец Арефа 34 , также принадлежавший к числу валаамских иноков и ставший настоятелем Верхотурского монастыря после ухода на покой архимандрита Иова 35 . Сохранился его высокий отзыв о Евдокиме Плёнкине: «Старец сей мне, как настоятелю, хорошо известен за человека хорошей жизни и опытного в пустынных подвигах, почему и пользуется большим уважением как от братии сего монастыря, так и от окрестных жителей; многие обращаются к нему за советами и получают пользу и утешение, хотя от таких посетителей он и уклоняется, а зная его богоугодную жизнь... в некоторых случаях пользуюсь и сам его советами» 36 . В 1896 году отец Илия переселился с Актайской заимки в пустыньку Евдокима, находившуюся в густом лесу в двадцати двух верстах от монастыря 37 , где для него была устроена отдельная келия. Весть о его удалении вызвала особую скорбь у инокинь окрестных монастырей, потому что сразу по своем прибытии с Валаама отец Илия стал для многих из них духовным отцом и в целом очень повлиял на внутреннюю жизнь близлежащих женских обителей и общин. Отец Илия обещал не оставлять своих чад письменными наставлениями, и благодаря сохранившимся письмам 38 мы можем живо видеть высоту его преуспеяния. Обращавшимся к нему монашествующим он советовал назидаться чтением Добротолюбия , прилежать Иисусовой молитве, учил памяти смертной.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010