Он духовно поддерживал сестер Верхотурского Покровского монастыря, которые и ранее, безусловно, знали о традиции умного делания, живя рядом с такими его носителями, как отец Илия и отец Арефа. Кроме того, отец Игнатий взял на себя духовное руководство некоторыми сестрами еще одной разогнанной обители – Ново-Тихвинской. Он приехал из ссылки через год после кончины в Свердловске 49 духоносной старицы – последней настоятельницы Ново-Тихвинского монастыря, схиигумении Магдалины (Досмановой), и сумел стать добрым отцом и наставником для многих ее учениц. Можно назвать по крайней мере двух из них: схимонахиню Арсению (Сычеву) и схимонахиню Николаю (Засыпкину), которые сами впоследствии многих укрепляли в вере. Подробнее мы расскажем о них, когда будем говорить о Ново-Тихвинском монастыре. Отметим и еще одну существенную черту служения отца Игнатия. Он, будто не довольствуясь скорбями вынужденными, взял на себя тяжелейший крест – подвиг юродства. Сам искал повод, чтоб его осудили, посмеялись над ним: то в женское оденется, то немым притворится. Не нужно и говорить, что этот подвиг может понести только человек высокопреуспевший, немногие решаются предать себя на вольное поругание. При нем жили келейницами две монахини, и им большое терпение требовалось, чтобы выносить все его причуды. Например, только они начнут что-то варить, он придет на кухню, кастрюли перевернет или водой зальет, а потом – быстро в свою келию, в одеяло завернется и лежит тихонько. Видели однажды, как он уговаривал кошку отдать ему кусочек хлеба – и уговорил. Но за таким странным поведением внимательный наблюдатель легко увидит «буйство», которое отец Игнатий взял на себя ради Христа. Веди он себя по-иному, и результатом были бы арест, ссылка, осиротевшие духовные дети. А так – кто же его будет воспринимать всерьез, что с сумасшедшего возьмешь? И в этом прослеживается особое благоразумие и ответственность отца Игнатия по отношению к своему духовническому служению. Подобным образом поступала и его знаменитая землячка – схиигумения Магдалина (Досманова), которая также при допросах вела себя как юродивая, благодаря чему не раз избегала тюремного заключения и возвращалась к окормлению живших с ней сестер. Кто знает, может быть, и отец Игнатий, и матушка Магдалина по любви ко Христу готовы были пойти на мученичество, но мысль об учениках останавливала их. Как пишет апостол Павел своим чадам, «желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше; а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради» ( Флп. 1, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Вопрос очень сложный. Чтобы ответить на него, нужно хорошо знать историю монашества. Могу только сказать словами схимонаха Архиппа Глинского (1825–1896), ныне причисленного Украинской Православной Церковью к лику святых. «Мы не можем поститься и подвизаться, как древние: будем есть, трудиться и смиряться, и Бог помилует нас». Я считаю, что суть монашеского делания не меняется. И в древности, и сто лет назад, и в наше время — всегда монашество держалось на двух столпах: молитве и послушании. Впрочем, возможна такая ситуация, когда рядом нет опытного наставника и некому оказывать послушание. Тогда надо руководствоваться святыми отцами. Такое наставление дал в одном из своих посланий еще преподобный Нил Сорский. Он говорил (я не точно цитирую, а передаю смысл его слов): если есть рядом человек, живущий по святым отцам и учащий согласно их преданию, то нужно слушаться его, а если такого нет, то нужно руководствоваться непосредственно святыми отцами. Фото: Glebovich, photosight.ru Если этот совет был актуален b XV beke (то есть уже тогда было трудно найти опытного наставника), то тем более он актуален в наше время. Нельзя ни отрицать совершенно послушание, как делают некоторые, ни абсолютизировать его и говорить, что нужно слушаться любого человека и якобы через него будет Дух Святой говорить ради нашей веры. Конечно, исключительные случаи были в истории Церкви, но нельзя исключение делать правилом. Нужно сохранять благоразумие. На мой взгляд, признаком духовно опытного пастыря является то, что он не только сам наставляет, но и всегда настаивает на том, чтобы его пасомые читали святых отцов. Когда подвижник нашей епархии настоятель Верхотурского монастыря преподобный Арефа Верхотурский (1865–1903), будучи благочинным монастырей, пытался возрождать в них духовную жизнь, то первое, что он делал, — понуждал заводить библиотеки со святоотеческой литературой. Вот это, мне кажется, очень важно. Имеешь ли ты наставника, или, как это, к сожалению, часто бывает, нет рядом с тобой опытного человека, в любом случае ты должен руководствоваться святыми отцами. И можно сказать, повезло тому человеку, который имеет духовного наставника, способного руководить и в чтении.

http://pravmir.ru/sxiarximandrit-avraam-...

В 1902 году 96 , вновь по благословению отца Арефы, переписку с которым она не прекращала, инокиня Ольга вернулась в Пермскую губернию, только уже не в Соликамск, а поближе к своему духовному отцу – в Верхотурскую Покровскую женскую общину 97 . Мудрый наставник, отец Арефа, уступив вначале горячему порыву юной души, теперь с полным основанием внушал инокине Ольге мысль о том, что не затвор и «чисто духовная жизнь» приведут ее ко спасению, а усердные труды по устроению монастырской жизни 98 . Духовный взор старца Арефы ясно видел лучшие черты в характере инокини Ольги – талант к руководству, силу воли, способность к самоотверженному служению ближним. Покровская женская община переживала тогда нелегкие времена: много сил уходило на строительные работы. По инициативе инокини Ольги в общине были организованы различные рукодельные мастерские, изделия которых вскоре начали пользоваться большим спросом. Ее трудами был создан прекрасный хор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально для того, чтобы послушать его пение. Кроме этого, инокиня Ольга заведовала ризницей и обучала сестер вышивке гладью. Чуть позже она стала нести послушание в иконописной мастерской, а также исполнять обязанности благочинной. Трудолюбие и рассудительность инокини Ольги были тем богоданным талантом, который ей надлежало непрестанно приумножать, выполняя все более и более сложные послушания, возлагаемые на нее Богом. Когда в Пермской епархии встал вопрос о возрождении старинной Чердынской Иоанно-Богословской обители 99 , именно благочинную Верхотурского монастыря сочли наиболее способной к этому многотрудному делу. «Человек энергии, большой силы воли, громадной опытности и знания человеческой души, человек голубиного целомудрия и змеиной мудрости... хороший кормчий, который мог бы благополучно вести к определенной цели врученное ему судно среди тайных и явных скал и мелей... таковым вождем может быть, достойна быть и желаема быть именно вы» 100 , – так говорил матушке, объясняя причины избрания ее настоятельницей, протоиерей Алексий Стабников 101 , возглавлявший комитет по устройству Иоанно-Богословской обители. Этот отзыв свидетельствует о том, что уже в то время современники отмечали как особую силу воли, мудрость инокини Ольги, так и ее матерински заботливое отношение к сестрам, ее способность быть не только хорошей устроительницей обители в целом, но и руководительницей сестер на пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Арефа Верхотурский Редакция текста от: 30.04.2012 01:25:02 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/15048.html

Двадцать четвертый день. Поучение 1-ое. Препод. Арефа печерский. (Об отношении к богатству). I. Св. преподобный Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в киево-печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому-то терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в киево-печерской пещере. II. В день препод. Арефы печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать о неправильных отношениях к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а) Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего ( Псал. 51, 9 ). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, прижимкам, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближняго, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6, 10 ), учит апостол. Апостол Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Молитвами св. апостола Иакова да поможет нам Бог никогда не изменять правде и истине и исполнять св. и спасительную заповедь нашего Господа: любить наших врагов, и тем привлечь к себе милость и любовь Божию (Составлено по проповедям Григория, архиепископа Казанского, т. I, и другим источникам). Двадцать четвертый день Поучение 1-е. Преп. Арефа Печерский (Об отношении к богатству) I. Cb. преп. Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздачи милостыни». Когда ангелы сказали мни так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере. II. В день преп. Арефы Печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать с вами, братия, о неправильном отношении к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а)  Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего (Пс. 51, 9). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближнего, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 10), учит апостол. Ап. Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И вот настал день рождения Ирода, и дочь Иродиады плясала перед Иродом и всеми гостями. Нетрудно понять, какого рода была эта пляска, если Ирод так обезумел, что клялся дать все, что девица попросит, даже полцарства. Она спрашивает у матери, чего просить, та говорит ей — и на блюде приносят голову Иоанна Крестителя. Говорят, при этом голова прошептала: УНе должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоегоФ. Тогда Иродиада с усмешкой проткнула язык пророка иглой. Когда Ирод сам себя вынудил казнить Иоанна Предтечу, он опечалился, и даже услышав о том, какие творит чудеса Христос, он испугался, думая, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Но эта печаль была недолгой. Ирод не изменился, то есть не покаялся, и об этом свидетельствует его встреча с Христом. Когда иудеи осудили Христа и привели Его на суд к Пилату, тот, узнав, что Христос пришел в Иерусалим из Галилеи, где наместником римского императора был именно Ирод, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Тем самым Пилат предложил Ироду самому совершить над Ним суд. В Евангелии от Луки сказано, что Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и желал видеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Тогда Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк. 23,7-11). О чем мог спрашивать Ирод Спасителя? Вероятно, о Царствии Божием. Но так как за этим стояло желание развлечься и поглазеть на чудо, Христос, зная и видя его лицемерие, не ответил ему. Отослав Христа к Пилату в светлых одеждах, Ирод в издевательской форме засвидетельствовал Его праведность. Таким образом, он осудил сам себя в том, что не оправдал Христа, когда ему была дана такая возможность. Ирод сам обрек себя на вечные муки, но много ли он приобрел в этой жизни? Вскоре после Воскресения Христова царь аравийский Арефа — отец первой жены Ирода, которую тот отверг, решил отомстить за честь дочери и пошел войной против Ирода. Сам Ирод сумел спастись, но потерял немалую часть войска. Но царство-то вместе с войском было римское, а не его, и римляне больше всего не терпели, когда в их провинциях нарушался порядок. Разобравшись, они, наконец, поняли, что за скандальная личность управляет четвертью Иудеи, и что Ирод не может управить ни сам собой, ни тем, что ему вверено. После этого Ирод был лишен своей власти и отправлен в ссылку куда-то в Европу вместе с семьей.

http://pravmir.ru/bessmertie-pravdy-usek...

в) Наконец, есть такие богачи, которым не только возможно, но и весьма удобно спастись. Это те из богатых, которые не имеют никакого пристрастия к богатству. Дает им богатство Бог, они благодарят за него Благодателя, употребляя при сем и с своей стороны благоразумие и труд с молитвою; отнимает его, не ропщут и предаются в волю Божию, зная, что Господь не оставит их ( Евр. 13, 3 ); имея пропитание и одежду, бывают довольны тем ( 1Тим. 6, 8 ). Лишась богатства, они обыкновонно так говорят: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и случилось; да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1, 26 ). Полученное богатство тщатся употреблять не в свое только удовольствие, не на удовлетворение всевозможных своих прихотей, не на поддержание одной своей спеси, а во славу Божию и благо ближних, на устройство и украшение храмов Господних и обителей иноческих, на созидание богаделен, больниц и приютов для увечных, больных и бесприютных, на открытие столовых для беспомощных вдов, сирот и голодающих, на снабжение школ учебными принадлежностями для просвещения темного люда, на выкуп посаженных в тюрьму за долги и недоимки и тому подобные благотворения При таком благоразумном употреблении дарованного им богатства не ждет ли богатых привет от Господа одинаковый с верным и благим рабом: в малом вы были верны, над многим вас поставлю, войдите в радость Господа своего. Редки такие избранники, но все-таки находятся. К числу таких избранников принадлежат ветхозаветные праотец Авраам, патриарх Иаков, многострадальный Иов и царь Давид. Праотец «Авраам» слыл богатейшим в своем роде, но сподобился еще при жизни принять к себе в шатер Самого Господа с двуми ангелами и удостоился наименования другом Божиим. Патриарх «Иаков», несмотря на то, что владел множеством скота и имел не мало рабов и рабынь, был у Бога возлюбленным. «Иов» оказался в очах Божиих праведнейшим паче других людей, хотя в дому его находилось чрезвычайное изобилие всего. Царю «Давиду» не помешало войти на небо его царское величие и обладание всеми сокровищами земли израильской.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. О, сколь великий страх объял тогда всех, возлежавших и предстоявших на вечери той, когда все увидели человеческую голову, как пищу, носимою на блюде, источавшую кровь, и, кроме того, движущею устами и изрекавшею слова; и сию главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла к матери своей. Иродиада же, взяв ее, проколола иглою язык, обличавший беззакония ее; посмеявшись достаточное время, Иродиада не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если глава его будет присоединена к телу, и тогда не начал бы снова обличать ее и Ирода. Тело святого Предтечи ученики его в ту же ночь взяли из темницы и похоронили в Севастии; главу же Крестителя Иродиада закопала в земле, у себя во дворце, на некоем бесчестном и потаенном месте. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы. После умерщвления святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окаянный Ирод совершил и другое, не меньшее, злодеяние; ибо он посмеялся над Господом нашим Иисусом Христом во время вольного Его страдания за нас, как о том повествует святой Евангелист Лука: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Однако мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа; ибо, с одной стороны, кровь Иоаннова вопияла на Ирода к Богу, как некогда кровь Авелева на Каина (Быт.4:1–16); с другой стороны, иные беззакония Ирода (особенно поругательство над Господом нашим Иисусом Христом) навлекали на него праведную казнь Божию; и действительно спустя непродолжительное время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясавицей. Ибо Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие и поругание над его дочерью, собрал воинов и пошел с ними на Ирода; точно также и Ирод, собрав своих воинов, вышел на борьбу с Арефой. Произошла жаркая схватка воинов с той и другой стороны; воины Арефы победили воинов Иродовых; Ирод понес сильное поражение; почти все воины его были побиты, и сам он спасся с большим трудом. После этого Ирод лишен был своей власти и всех своих богатств кесарем римским и был послан на заточение с прелюбодейцею и дочерью ее первоначально в Лион, город галльский, потом был переслан оттуда в Илерду, город испанский, и здесь окончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть плясавицы, своей дочери, которая погибла таким образом:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Также и Дамаск, имя которого значит: пьющий кровь или кровь мешка, будет оставлен милосердием Божиим, как груда соли. Действительно, так как князь его есть царь Арефа, и жители Дамаска хотели убить Павла, так что он был чрез стену спущен в корзине ( Деян.9:25 ; 2Кор.11:32 ), то Дамаску не говорится: Вы есте соль мира, и не называется он тою солью, которая всегда приносится на жертвах, но тою, которая лишилась силы, и о которой пишется в Евангелии: Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни на что не пригодна: ни на землю, ни в место отброса всяких нечистот; а выбрасывают ее вон, чтобы она была попираема людьми ( Мф.5:13 ). Итак, и Моав и Аммон, и Дамаск, которые восстали против богопознания, похулили народ Божий, нанесли ему весьма многие бесчестия и захотели расширить пределы свои на земле Церкви, и овладеть народом Божиим, будут покинуты и разрушены [или: низложены], и оставшиеся от народа Божия, т. е. мужи церковные, наученные Писаниями Господними, разграбят их, и уцелевшие от племени Господня овладеют ими, и это будет [им] за поношение, так как [или: которым] они ругались и величаво хвастались пред Господом Всемогущим. Обрати внимание на кротость, посмотри на милосердие Господа: Он претерпевает бесчестия, подвергается хулениям, Его пределы расхищаются; а что делает Он? Он отсылает к народу Своему тех, о которых мы выше сказали, чтобы [народ] разделил между собою хулителей и обратил их в свою собственность. Ибо для глупого гораздо лучше, чтобы он был в рабстве у мудрого, чтобы его безумие было исправлено мудростью Господа, чем быть предоставленным собственной глупости. Итак, придет и явится над ними Господь Всемогущий, Которого теперь они совершенно не знают и рассеет их учения, т. е. богов их и идолов различных народов, чтобы по ниспровержении кумиров, которых народы создали себе силою своего воображения, сами они обратились к Господу, и чтобы каждый от места своего поклонялся Господу, Которого прежде не знал. Соф.2:12–15 . И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010