И, обратившись, заплакала, говоря: «да не будет нам, Царю Небесный, Иисусе Христе, Сыне Божий, сидящий на херувимах и славословимый серафимами, отречься Царства и Божества Твоего!» Тогда с гневом сказал ей царь: «ты богохульствуешь, проклятая женщина! Но коснусь плоти твоей и внутренностей твоих и посмотрю, придёт ли обаятель Назорей исхитит вас из рук моих». А меньшая дочь святой, почти двенадцати лет, приблизившись и наполнивши рот свой слюной, плюнула в лицо законопреступника. Тогда царские телохранители, обнаживши мечи, отсекли главы обеим дочерям святой; а царь приказал некоему из присутствовавших собрать кровь их рукой и насильно приложить к устам матери. Она же, отведавши, сказала: «благодарю Тебя, Сыне Божий, что ублажил рабу Твою и удостоил меня вкусить от жертвы смиренных дочерей моих». Потом царь повелел и её обезглавить, и с клятвой сказал вельможам своим: «очень прискорбна была душа моя из-за красоты жены сей и дочерей её; потому что никогда не видел такого подобия. Удивляюсь, откуда такое, безумие у христиан, что веруют в умерщвлённого человека, называвшего себя Богом». На следующий день повелевает явиться святому Арефе с прочими соузниками его, числом 340, и говорит ему: «ты, Арефа, давний плут и злодей! Для чего не подражал отцу своему, управлявшему городом и всем его округом, пользовавшемуся честью от бывших прежде меня царей, а вздумал похитить власть и быть государем в Негране и его округе, уповая на человека обманчивого и лживого, и надеялся убежать от рук моих? Пощади же старость свою и сжалься над сединами твоими, как человек почтенной древности, и таким образом даруй жизнь себе и вместе с тобой схваченным и связанным, и отвергнись называемого Христом; иначе умрёшь лютой смертью, как и оные женщины и те, кои умерли прежде них. Потому что сын Марии и Иосифа не возмог спасти погубленных мной как в моём царствующем граде, так и во всей стране Гомеритской». Тогда ответствовал славный Арефа, говоря: «по истине весьма сокрушаюсь я о христианах, которые в этом городе; говорил я им не отворять городских ворот и не доверять тебе, а они не захотели послушаться меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Галина 24 октября 2021, 00:58 Галина И. 23 октября 2021, 18:11 Иеромонаху Арефе (Гарбузову).О. Арефа, простите, но я думаю, в том, что издано и активно реализуется в православном образовательном пространстве УМК о. Илии, есть и наша вина. В 2018г. я изучила и прошла весь курс проекта " Академия веры " , его IV уровня. Удостоверение мне не было нужно. По материалам таблиц оформила 2 стенда в храме. Однако целый ряд материалов вызвали глубокое недоумение (перечислены в данной статье). Также и некоторые корявые и крайне спорные утверждения, например, о смерти.Промолчала - кто я такая? Не суди и не судим будешь. Но приведенные в статье цитаты из УМК уже не входят ни в какие рамки. Бороться со злом нам надо своевременно, чтобы не было заражения всего организма. иеромонах Арефа (Гарбузов) 22 октября 2021, 21:24 Впечатление от приведенных цитат из «УМК», тяжелое. Диакон Илья утверждает, что они вырваны из контекста, переосмыслены в негативном ключе. Но даже при самом благожелательном отношении к трудам отца Илии, тексты остаются текстами. Конкретным сочетанием слов. Смыслов. Аллюзий. И процитированные в статье тексты, на мой взгляд, не выдерживают критики. Сомнительные обороты, сомнительные отсылки, двусмысленные сравнения, иногда на грани кощунства. Если это предлагается в качестве нормы современного миссионерства и катехизации, то это катастрофа и миссионерства, и катехизации. Давайте искать другие подходы. Наши ошибки слишком дорого обойдутся будущим поколениям. Тимофей 22 октября 2021, 17:36 Мария, 22 октября 2021, 13:58: пособие по-настоящему уродливо, как бы вы его не защищали. Мария 22 октября 2021, 17:24 УМК Кокина не соответствует принципам христианской морали и нравственности. Вышеприведенные цитаты даже в контексте смотрятся ужасно. Неужели это нужно доказывать? С нетерпением ждем реакции Священноначалия на данный УМК! Катерина 22 октября 2021, 15:42 Я вот не рискую шутить переделанными цитатами из Нового Завета, в которой упоминается и затем выбрасывается имя Спасителя... впрочем, бывшие ученики о. диакона, вероятно, уже не испытывают ни страха Божьего, ни благоговения. Главное, что смешно.

http://pravoslavie.ru/142267.html

Война продолжалась пять лет, оба противника были основательно истощены ею, не добившись очевидного и прочного успеха. Поэтому переговоры, состоявшиеся в 545 г., закончились подписанием договора о перемирии на пять лет. Хосров потребовал от Юстиниана в качестве предварительного условия уплаты двадцати кентинариев золота и врача по имени Трибун, который в прошлом удачно лечил шаха. Император выполнил эти условия, и перемирие вступило в силу. Во время этого перемирия, правда, их вассалы – арабские шейхи Арефа и Аламундар – продолжали воевать между собой, но Юстиниан и Хосров уже не вмешивались в их ссоры. Победу в этой междоусобице одержал римский вассал Арефа. Шах не вступился за Аламундара, но три года спустя после заключения перемирия военные действия между великими державами все-таки возобновились, на этот раз на Кавказе. К северу от Лазики, на южных склонах Большого Кавказского хребта, там, где он упирается в Черное море, обитали народы абсилиев и абасгов, предков современных абхазов. Над ними властвовали два царя, один из которых правил на западе страны, а другой на востоке, и они оба, в свою очередь, зависели от царя лазов, в ту пору Губаза, который хотя и изменил Юстиниану и признал над собой верховенство Хосрова, но уже вскоре вместе со своим народом стал тяготиться персидским господством. Однако Юстиниан по-прежнему считал и лазов, и абасгов своими подданными. Между тем абасги были язычниками, и поэтому император видел свой долг в обращении их в христианство. Но прямой проповеди им Евангелия предшествовало искоренение зловредной практики царей абасгов, от которой страдал народ. По рассказу Прокопия, «оба… царя замеченных ими красивых и лицом и фигурой мальчиков… отнимали от родителей и, делая их евнухами, продавали в римские земли. Родителей же этих мальчиков тотчас же убивали для того, чтобы кто-нибудь из них не попытался в будущем отомстить. Таким образом, красота их сыновей осуждала их на гибель. Поэтому-то большинство евнухов у римлян, и главным образом в царском дворце, были родом абасги» 328 , так что император прекрасно знал об этом страшном зле от дворцовых евнухов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Диавол, хотя ввергнуть человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает одинаково с милостивым раздаятелем». Когда Ангелы сказали мне это, я воскликнул: «Господи, прости! Господи, я согрешил! Имение принадлежит Тебе; не жалею о нем!», тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились». После этого видения Арефа изменился и в образе мыслей и в нраве, проводил самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога; он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику которых Арефа справедливо причислен святою Церковью 19 . В той же Киево-Печерской Лавре жил слепой старец Феофил, непрестанно погружавшийся в покаяние и, по причине непрестанного умиления, непрестанно проливавший обильные слезы, что признается верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще во время пребывания своего на земле 20 . Феофил плакал над сосудом, и в него собрал значительно количество слез. Это было следствием непонятого им тонкого самомнения, столько душевредного для подвижника, который не должен давать никакой цены своим подвигам, вполне предоставляя оценку их Богу ( Флп. 3:12–14 ). За три дня до кончины своей Феофил прозрел, как ему то было предсказано его наставником, преподобным Марком. Поняв, что настало время преселения в вечность, Феофил удвоил свой плач и, имея в виду накопленные им слезы в сосуде, умолял Бога, чтоб слезы его были приняты. Внезапно предстал пред ним Ангел с благоухающим сосудом, и сказал ему: «Феофил! Хорошо, что ты молился и плакал; но напрасно ты хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд. Вот сосуд, гораздо больший того, наполненный твоими же слезами, которые ты изливал при усердной молитве и отирал или рукою или платком, или оставлял падать на землю и одежды твои. Я собрал их по повелению Владыки и Творца моего, а теперь послан возвестить тебе радость преселения к Тому, Кто сказал: " Блаженны плачущии, яко тии утешатся» ( Мф. 5:4 ) 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Для того чтобы нам научиться легко и радостно умирать, надо чаще думать о смерти, вспоминать о ней, не страшиться ее. Еще надо крепко верить в Бога, любовно, по-детски стремиться к Нему, как ребенок к своей матери. И побольше, побольше иметь за душой своей добрых дел. Да поменьше суетиться, поменьше прилепляться к земным вещам. Да смотреть подальше вперед очами веры и искать себе счастье на Небесах. Отец Арефа все отдал для Бога: и всю жизнь, и свои силы и способности, и все свои думы. Для Него он жил, для Него трудился, Ему служил. И не прогадал. Не ошибся... Отец Арефа лежал в своем новом гробике. Смуглое чернобородое лицо его сияло светлой, ясной улыбкой. Он даже как-то помолодел, стал красивее. Торжественное спокойствие запечатлелось на его кротком лице. Казалось, что светлый Ангел принес ему с Неба самую радостную весть. Старца звали туда, где были все его мысли и чаяния. Туда, где успокаиваются самые смелые мечты. Его звал к Себе Тот, для Кого он трудился, жил, страдал. Его звал к Себе Бог. Звал для того, чтобы наградить. Любезный и милый мой друг, живи и ты для Бога. Посвяти Ему свою жизнь: детство, цветущую юность, зрелость, старость — всю жизнь целиком, без остатка. Когда ты это сделаешь, тогда и усвоишь себе великую науку — помнить всегда о своей смерти, о Страшном Суде и вечных муках. И не только помнить, но и научиться тихо, светло, спокойно умирать. Будем стараться и просить Бога, чтобы Господь помог нам в этом великом, важном деле. " Христианския кончины живота нашего безболезненной, непостыдной, мирной... у Господа просим " . Аминь. Смирение пред Богом. Иеромонах Питирим (Степан Яковлевич Полухин) (1871–1960) Светом Божественным осияем, и со ангелы ныне на небесех водворяяся, поминай верою чтущих память твою... (Стихира Преподобному Сергию) Иеромонаху Питириму было восемьдесят девять лет, когда он закрыл свои очи на этот грешный мир. Целых восемьдесят девять лет он шел по земному пути через трудности, превратности и скорби. Он, как путник, пустился в дальнюю дорогу, как мореплаватель — в большое морское плавание. Восемьдесят девять долгих лет он учился одной науке, такой большой-большой науке...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Между этими мучениками был начальник города, которого большая часть мусульманских авторов называет Абдаллахом, сыном Тамира. Церковные же писатели называют его Арефа, сын Халеба, 18 он был причислен к лику святых. Нет ничего невероятного, что эти два названия относились к одному и тому же лицу, потому что Абдаллах принадлежал, без сомнения, к фамилии Хариса, сына Каба, которая долгое время господствовала в Наджране. Название «Арефа, сын Халеба», которое очень схоже с название «Харис, сын Каба» быть может, было именем фамилии, а Абдаллах собственным именем. По греческим и сирийским сказаниям, император Иустин I узнал о разграблении Наджрана через одного возвратившегося посла Авраама, сына Ефразиуса, отправленного к Мундиру, царю Хиры, арабскому князю, которого сам Дзу-Новас известил об этой новости письмом, и еще от христианина, пришедшего из Йемена. Иустин тотчас же написал патриарху Александрийскому, чтобы тот побудил царя акедмитов, или абиссинцев выступить на помощь христианам Аравии. Мусульманские историки говорят, что один из знатных жителей Наджрана Дус Дзу-Толабан, избежавши смерти, прошел Аравию, Сирию, Малую Азию и пришел в Константинополь, явился к римскому императору Юстину I, изложил пред ним жестокости Дзу-Новаса, показал ему вполовину обгоревшее Евангелие, которое он, будто, спас от пламени и, требуя мщения во имя религии, возбуждал его к помощи своим единоверцам. Император ответил ему: «твоя страна очень далеко от нас, но я напишу об этом царю эфиопскому (абиссинскому), поскольку он исповедует также христианскую религию, и притом ближе нас к Аравии». И действительно, он написал эфиопскому царю письмо, в котором побуждал его отправить войска свои в Йемен, чтобы наказать Дзу-Новаса за жестокость. Дус с письмом Юстина пришел к Наджаши, или дарю Абиссинии. В это время царствовал здесь, судя по греческим писателям, Елесбой, и по эфиопским Халеб, 19 или Амда. 20 Этот князь, уступая желанию императора, сделал приготовления для экспедиции, но и Дзу-Новас, будучи извещен своими вассалами, с своей стороны приготовился к битве и вздумал было вызвать войска Сэйля, находившиеся тогда в разных частях Счастливой Аравии. Но те отказались присоединиться к войскам его и отвечали, что пусть каждый защищает свою страну.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Начинает работу первый российский онлайн-каталог православных СМИ 23.01.2008 30 января в России начинает работу первый онлайн-каталог православных СМИ . В нем представлено более 300 печатных изданий, телевизионных и радио программ, интернет-ресурсов России и зарубежья. В самое ближайшее время каталог существенно пополнится. В нем расширятся разделы радио, телевидения и интернет-СМИ, а также периодических изданий Русской Православной Церкви Заграницей. Проект осуществлен Издательским Советом Русской Православной Церкви при участии газеты " Церковный вестник " и журнала Московской духовной академии " Встреча " . Сайт каталога разработан студией «Арефа» при поддержке интернет-портала «Азбука веры». Работа над проектом началась в 2004 году с печатного каталога православных СМИ, изданного к Первому фестивалю «Вера и слово». «Создание базы данных - важный шаг на пути консолидации православных СМИ - отметил исполнительный директор фестиваля «Вера и слово» Сергей Чапнин. – В разработке электронной версии каталога приняли участие серьезные программисты и веб-разработчики, использованы современные технологии». По его словам, до конца 2008 года количество представленных в каталоге СМИ увеличится в 3-4 раза. «Православные издания теперь близки друг другу не только на прилавках магазинов, - считает главный редактор журнала " Встреча " Петр Королев. - С помощью новой базы данных мы сможем ближе узнать друг друга, наладить систему взаимодействия, обменяться опытом, информацией, а то и помочь в подготовке материалов». До 1987 года в Советском Союзе было лишь одно церковное издание, разрешенное официально – Журнал Московской Патриархии. За прошедшие 20 лет сложилась система православных СМИ, в которую входит более 850 изданий, теле- и радиопрограмм, интернет-СМИ. Официальная презентация каталога состоится 30 января в рамках XVI Рождественских чтений на заседании секции «Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика». С 30 января каталог будет доступен по адресу: www.ormedia.ru. Церковный вестник/Пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков/Седмица.Ru Редакция текста от: 23.01.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4335.html

Такие полемисты, как Еводий и Псевдо-Лев, пытались разделить миры светских войн и религии, утверждая, что победа не зависит от благочестия, и ссылаясь при этом на величайшие победы язычников древности. Никита Византийский ссылался на Ветхий Завет, указывая общие для Библии и Корана примеры страждущих праведников и благоденствующих нечестивцев. Сама наступательная война и убийство осуждались как безбожное дело; были допустимы лишь оборонительные войны, какие вели византийцы. Арефа Кесарийский, пойдя дальше всех, трактовал факт военных поражений христиан как доказательство любви к ним Бога, Который кого любит, того наказывает (см. Притч 3:12). Впрочем, он впервые указывает в качестве контраргумента на величайшие поражения самих арабов. Итак, до Х столетия общая позиция полемистов склонялась к тому, что военный успех и религиозная правда не были связаны между собою. Во времена Никифора Фоки византийцы впервые получили возможность обратить против мусульман их традиционный аргумент, указывающий на победы арабов как на знак богоугодности ислама, и Феодосий это использует в полной мере. Он оставляет общую оборонительную идеологию прежних апологетов и обращается к созданию наступательной идеологии, необходимость которой диктовалась новой политической и военной действительностью. Эта действительность позволяла интерпретировать ошеломляющие византийские победы как доказательство истинности христианства и ошибочности ислама. Не крепки потомки Агари, Ибо Бог нам споборствует и содействует. (437–438) Те, кто от Агари, всецело ныне имеют воздаяние За искусство злодеяний в истреблении живых. (507–509) Сражайся с теми, кто в прежние дни Убивал большее множество христиан. (649–650) Империя теперь обязана избавить мир от “чудовища всеобщего разрушения” (то есть ислама), чтобы сохранить порядок во всем мире 3 . Поэма Феодосия содержит ряд представлений, поддерживающих войну против ислама, не последним из которых является вера, что смерть христианских солдат, борющихся против мусульман, вознаграждается небесным венцом. Это представление не только напоминает об аналогичном учении в исламе, но также и апеллирует к убежденности адресата поэмы Никифора Фоки. Известен конфликт Никифора с Церковью на этой почве. Желая укрепить воинский дух, император предложил на Соборе объявить о том, что всякий погибающий в сражении с мусульманами христианский воин приравнивается к мученику, однако патриарх и архиереи с негодованием отвергли такой проект как в корне противоречащий самому христианскому представлению о святости и мученичестве. Поэма Феодосия показывает, что многие интеллектуалы в Х веке думали так же, как и Никифор.

http://pravmir.ru/feodosiy-diakon-poetic...

Считалось, что у Хувала есть дочери, три языческих богини: Аль-Лат, Аль-Узза и  Манат . Это были планетарные божества, которые считались предстателями перед Аллахом или перед Хувалом, и их культ был наиболее распространенным, потому что в арабском мире, как во всем человечестве, было представление, что Бог-творец настолько далек, что ему нельзя поклоняться, а вот гораздо лучше найти божков поближе, более родных таких, более ручных, если угодно, и вот им кланяться, их почитать. Но кроме язычества, которое было распространено в Аравии, было там также очень много различных других религиозных систем. Были очень сильные иудейские общины. Потому что, с одной стороны, незадолго до рождения Мухаммеда было огромное мощное еврейское царство в Йемене. Есть мученик Арефа 66 и с ним 4299 мучеников, которые были казнены евреями в Йемене за отказ отречься от Христа Спасителя. Их память совершается накануне краснооктябрьской революции, 24 октября по старому стилю. Вот они как раз-то были свидетелями христианства среди арабов. Еврейское государство было уничтожено эфиопами за гонения на христиан, и существовал также ряд еврейских племен, разбросанных по всему полуострову. Связано это было еще и с тем, что евреи прекрасно знали, что многие арабские племена — не все, подчеркиваю, а многие арабские племена — восходят к Аврааму по крови — к потомкам Сима и Хама 67 . Есть такое понятие «черный араб». Эмир Хаттаб 68 , например, назывался «черным арабом». Для арабов настоящий черный араб — это араб, потомок Хама. Что-то вроде двух сортов: белая кость, черная кость, если угодно. Не знаю, является ли Хаттаб таким классическим «черным арабом», но «черный араб» — такое понятие было. Евреи, зная, что арабы — их родственники, многих арабов обращали в иудаизм. Были арабские иудеи и иудейские племена. Но кроме этого среди арабов было распространено и христианство. Как я уже сказал, в Йемене была христианская община с епископами. Много христиан было на побережье Персидского залива. И также были христианские племена арабских кочевников. Были племена Гассанидов 69 , кочевавшие у границ Восточно-Римской империи, которые были тоже христианами.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Что касается второго пункта возражения, то вся его доказательная сила, по существу, сводится к молчанию кесарийского историка о том, о чём говорят позднее его жившие и менее известные кесарийские епископы Андрей и Арефа. Не отрицая важности и авторитетности голоса Евсевия Кесарийского в вопросе о Папии, особенно поскольку дела касается его мнений о новозаветных книгах вообще, об Апокалипсисе в частности, мы, однако, вместе с Люкке 17 , Бусетом (op. cit. S. 12) и Кирхгофером 18 склонный думать, что «argumentum e silentio» кесарийского историка в данном случае не может иметь решающего значения. С одной стороны несомненно, что, упоминая о сочинении Папия «λογων κυριακν ξηγσεις», кесарийский историк нигде не говорит о его свидетельстве в пользу боговдохновенности Апокалипсиса; но с другой стороны нельзя предполагать, что Андрею Кесарийскому было известно сочинение, которого не знал кесарийский историк, как как, по свидетельству этого последнего (H. Eccles. III, 39), уже Ириней знал только одно вышеупомянутое сочинение Папия. Возникает, таким образом, вопрос-дилемма: или Евсевий просмотрел то, что стояло в сочинении Папия, или еп. Андрей вычитал то, чего там не было. Защитники первого члена этой дилеммы с особенным ударением подчёркивают то место Церковной истории Евсевия, где говорится о собирательной деятельности Папия по части приточных изречений Спасителя и баснословных рассказов из апостольской истории, якобы дошедших до него из устного предания 19 . Называя Папия человеком небольшого ума 20 , Евсевий прибавляет, что и хилиазм свой он почерпнул, вероятно, из апостольских повествований 21 , истолковать грубо-чувственно то, о чём здесь говорилось типически-иносказательно или мистически. Но если даже допустить, что главным источником хилиазма Папия Евсевий считает устную традицию, то ни откуда ещё не следует, что сюда же должно отнести и «τς ποστολικς διηγσεις», которые, быть может, лежали пред глазами Евсевия в записи. Если мы встанем на эту точку зрения, то не будет никаких препятствий признать, что хилиазм свой Папий почерпнул как из устного предания, так и из записанных апостольских повествований, между которыми на первом месте должно будет поставить, конечно, Апокалипсис 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010