Главными центрами и метрополиями британской церкви в IV и V веке были города: Верулам или Верламчестер или Ветлингачестер, где потом построена была и церковь в честь мученика Альбана и города легионов на реке Уске, где пострадали Юлий, Аарон и весьма многие другие мученики. На соборе Арелатском, бывшем в 314 году против донатистов, между присутствовавшими там епископами были и британские; в числе трех, именно: Эборий, епископ Эборакский или Йоркский, Реститут, епископ Лондонский, и Адельф из колонии Лондонской, то есть, из Колчестера. Кроме трех епископов, подписались под актами собора один священник и диакон, по имени Арминий, также из Британии. Факты эти важны в том отношении, что представляют нам картину значительного развития британской церкви в IV веке, а именно, что она имела правильно устроенную иерархию, состоявшую из трех степеней, могла представить на собор из среды своей трех епископов из трех городов, а по некоторым 26 – из трех провинций, и находилась в сношениях с другими церквами в мире. Притом, нельзя думать, чтобы число епископов ограничивалось в это время только посланными на собор, потому что известно, что на соборы отправлялись не все епископы каждой провинции, а только один или два, если в провинции их находилось несколько. Труды Арелатского собора не ограничивались только осуждением ереси Доната, но также определяли правила, касающиеся устройства и дисциплины западных церквей, и имели обязательную силу для всех западных христианских обществ. Следовательно, британские епископы были на соборе участниками при решении вопросов, касавшихся всей западной церкви, и с другой стороны, представителями всей британской церкви перед западом. На Сардикийском соборе (347 г.) , по свидетельству св. Афанасия (Apol. 11, contra Arian.), также были британские епископы. Хотя в подписях под актами этого собора не встречается их имен, но Афанасий, очевидно, разумел в числе галльских епископов и британских, потому что в это время было обыкновенным делом понимать под Галлами и Бриттов. Так, Сульпиций Север (Hist, sacr. 11, 41), говоря о приглашении епископов на собор Ариминенский (в 359 г. в Италии), упоминает только об епископах Иллирика, Италии, Африки, Испании, Галлии, и вслед затем прибавляет, что и епископы британские явились на собор 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великое десятое общее гонение Отречение Диоклитиана от императорского престола в Никомидии и Максимиана в Милане; Собор в Цирте и вопрос о поведение христиан во время последнего гонения Провозглашение Константина британскими легионами в качестве императора; Введение монашества в Сирии Илларионом, учеником и последователем Антония Указ о веротерпимости изданный Галерием; Мученичество Петра, епископа Александрийского; Лукиана, пресвитера Антиохийского; Мефодия Тирского и др. Второй его эдикт о веротерпимости, изданный в Милане; Собор в Латеране против донатистов Поражение Константином Лициния; Собор Арелатский о донатистах Освобождение церковных земель от обычных налогов Собор в Милане по вопросу о донатистах; Эдикты Константина против донатистов Рождение Улфилы, впоследствии епископа готского Первое проявление арианской ереси и отлучение Ария Обращение ибирийцев и грузин Новое деление империи, по которому вся Европа, за исключением Фракии, предоставлена была Константину Попытка Константина уладить возникшую вследствие арианства смуту в церкви Первый Вселенский собор в Никее Посещение царицой Еленой Святой земли Проникновение арианской ереси к императорскому двору Донатистский собор 334–335 Смерть Ария; Первое изгнание Афанасия Кончина императора Константина; Восшествие на престол сыновей Константина Великого , – Константина, Констанция и Констанса Возвращение Афанасия из ссылки в Александрию Собор в Антиохии для освящения церкви основанной Константином; Второе изгнание Афанасия; Появление в Риме первых египетских монахов вместе с Афанасием; Рождение бл. Иеронима. Гонение на христиан в Персии при Сапоре II Кончина Пахомия; Улфила, епископ готов Битва между войсками Констанция и Магнеция 351–355 Воссоединение империи под единодержавием Констанция; Арианские соборы в Арелате и Милане и осуждение на них Афанасия. Рождение бл. Августина в Тагасте Провозглашение Юлиана кесарем Собор в Римини Македоний, епископ Константинопольский Смерть императора Констанция; Провозглашение императором Юлиана; Возвращение Афанасия на свою кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того чтобы лучше понять значение сделанного археологами открытия, необходимо вспомнить историю города Арля. Этот город был основан в VI веке до нашей эры как колония марсельских греков, получившая значительное развитие после завоевания Юлием Цезарем Марселя в 49 году до нашей эры. Арль был резиденцией императора Максимилиана и временным местом пребывания Константина Великого. В это время город пережил самое цветущее время. С 395 года до нашествия вестготов в Арле располагалась префектура Галлии. Экономическое значение города было тесно связано с его географическим положением. Расположенный в устье Камарга и Роны, город долгое время являлся портом чрезвычайной важности. В средние века Арль рассматривался в торговом отношении наравне с Марселем, Генуей и Пизой. В раннехристианский период в Арле прошло несколько важных церковных соборов. В истории Церкви большое значение сыграли соборы 314, 353, 452 и 475 годов. В 503 году при святом Кесарии арелатская епархия становится во главе Церкви Галлии. Первая христианская община появилась в Арле после проповеди святого Трофима. Предание называет святого Трофима первым епископом Арля (II-III вв.) и в разные века отождествляет его личность либо с апостолом от семидесяти Трофимом, учеником св. апостола Павла, либо с одним из шести епископов, прибывших в Галлию со священномучеником Дионисием Ареопагитом. Вероятно, именно в найденном соборе служил святитель Гонорат (430), основатель Леринского монастыря, сыгравшего для древней Галлии не меньшее значение, чем Киево-Печерская лавра для древней Руси. На сегодняшний день вопрос о будущем найденных остатков собора середины IV века не решен. Мэрия Арля поддержала проект сооружения на этом месте медиацентра общей стоимостью 5 миллионов евро. Этот объект должен стать очень важным для экономики города. Сейчас мэрия пытается найти компромисс между осуществлением этого проекта и сохранением найденных остатков собора. Несмотря на острую необходимость строительства медиацентра, городским властям нельзя игнорировать ценнейшее открытие.

http://pravoslavie.ru/8193.html

152 τν δ ν τ συνδ γραψντων κα τν λλων πισκπων τ νματ στι τδε.  σιος π Σπανας, ολιος μης δι’  ργιδμου κα Φιλοξνου πρεσβυτρων,  Πρωτογνης Σερδικς. Личность легатов совершенно исчезает за Юлием: в них он сам мыслится присутствующим на соборе, и если бы не было известно о сердикском соборе ничего более, то на основании этого места можно – и почти должно – было бы предполагать, что Юлий присутствовал на соборе лично и занимал второе место, но почему-то поручил вместо себя подписаться пресвитерам. 153 Самоочевидный пример в Хр. Чт. 1891, I, 446, пр. 46: legamis noдлuhhuka без всяких околичностей переведено  τν πρεσβυτρων. 154 A. W. W. Dale, The Synod of Elvira [London, 1882], 313. 314. 49–52. – H.Th. Bruns, Bibliotheca ecclesiastica [Berolini, 1839],  Ι, 1. 155 Πς  δ, – говорят отцы александрийского собора 339 г. об евсевианах, – σνοδον νομζειν τολμσιν [собор тирский 335 г.],  ς κμης προκθητο κα παρν σπεκουλτωρ κα κομενταρ[ ησ] ιος μ ς εσγεν ντ  διακνων  τς εκκλησας; Athan. ap. c. ar., n. 8. Действительно, обязанности «судебных приставов» на соборах исполняли дuakohы. MansiVI, 729С, ho 988D. Д. В. С., III, 277. но 558. – Ub Nomina episcoporum cum clericis suis[Mansi, IJ, 476] видно, что на соборе арелатском 314 г. представлены были 44 кафедры, из них самими епископами (которых сопровождали пресвитеры, диаконы и низшие клирики) 33, легатами – пресвитерами 9 и диаконами 2. При некоторых легатах были также диаконы или низшие клирики. Но подписывались ли диаконы, экзоркисты и чтецы под актами собора и – главное – в какой форме, неизвестно. И можно ставить еще вопрос: легаты – диаконы имели ли те же полномочия, как и легаты-пресвитеры? К надписании nocлahuя Communi copula «boзлюблenheйшeмy папе Сильвестру» значатся 33 имени, из них только 4 или 3 можно отождествить с легатами-пресвитерами, а диаконского имени нет ни одного. 156 Древнейшее известие об этом в послании александрийского собора Атнаи. ар. с аг., п 6), а затем b Hilar. fr. 2, 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРАВСИОНСКИЙ СОБОР 441 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru На Соборе присутствовали 17 епископов (самый представительный галльский Собор после Собора 398 в Турине ). Известные участники Собора: Деяния Собора Собор принял 30 правил, касающихся порядка совершения таинств (прав. 1-4; 12-17), права церковного убежища (прав. 5-6), взаимоотношений епископов разных кафедр (прав. 8-11), браков священнослужителей (прав. 22-25), положения оглашенных (прав. 18-20), епископов (прав. 21-30), диаконис (прав. 26), вдовиц и дев (прав. 27-28). Некоторые из принятых Собором правил, возможно, были подтверждены Арелатским Собором 443 года . Постановления I Аравсионского Собора вместе с ложно приписываемыми ему канонами вошли в " Corpus iuris canonici " , основной сборник канонического права Римско-католической церкви. См. также Аравсионские Соборы . Литература Использованные материалы   Mansi. T. 4. P. 441-443 Редакция текста от: 28.05.2016 15:13:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13674774.h...

к монах. 3: христ. чт. 1826 г. ч. 22, стр. 60. Св. Кирил. иер. Оглас. слов. 16: твор. стр. 290. 291. Москва, 1855 г. Св. Злат. Бес. на деян. ап. 45: ч.2, стр. 261. Спб. 1857 г. 541 Св. ап. Варнав. Посл. гл. 9, стр. 52. Москва, 1860 г. Св. Иуст. муч. Разг. с Триф. стр. 349. Москва, 1862 г. Св. Григ. чудотв. Излож. веры: твор. стр. 16. Маинц, 1604 г. Св. Вас. вел. О Св. Дух. гл. 18: твор. ч. 3, стр. 302–303. Москва, 1846 г. Св. Макар. егип. Бес. 2 и 31, стр. 19. 320. Москва, 1852 г. Св. Злат. Бес. на ев. Иоан. 45 : ч. 2, стр. 129. Спб. 1855 г. Бес. на 1 п. к кор. 12: ч. 1, стр. 203 и Бес. на п. к ефес. 4: ч. 1, стр. 62–63. Спб. 1858 г. 542 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 3, гл. 17: твор. стр. 208. Париж, 1710 г. Св. Ефрем. сир. Облич. себе сам. и исповедь: твор. ч. 1, стр. 216. Москва, 1848 г. Св. Макар. егип. Бес. 17, стр. 203. Москва, 1852 г. Св. Григ. бог. Слов. 37: твор. ч. 3, стр. 225. Москва,1844 г. Св. Злат. Бес. 58 на кн. бытия: ч. 3, стр. 314. Спб. 1853 г. О пророч. ветх. завет. бес. 2: бесед. т. 2, стр. 42. Спб. 1862 г. 543 Св. Кипр. О молитве Господней: твор. т. 2, стр. 200. Киев, 1861 г. Св. Вас. вел. Бес. на пс. 44 и 7: твор. ч. 1, стр. 323–324. 204–205. Москва, 1845 г. Св. Григ. бог. Слов. 37: твор. ч. 3, стр. 225–226. Москва, 1844 г. Св. Злат. Бес. на 2 п. к фесс. 4, стр. 57. Спб. 1859 г. 544 Сии усвояли человеку начало спасения, утверждая, что благодать подается ему тогда, когда он обратится уже к Богу собственными силами. Они появились еще при жизни бл. Августина. Представителями их были: епископ Фавст, авва Винцентий, епископ Гонорат, пресвитер Геннадий, мессалийцы; а противники – обличители их суть: Проспер, написавший к бл. Августину письмо о мессалийцах и изложивший свои мысли о полупелагианах в сочинении de ingratis, писанном стихами, и в сочинении contra collatorem (оба они помещены между творениями преп. Иоанна Кассиана ), потом соборы: арелатский III, лионский и аравзийский, и епископы римские, осуждавшие полупелагиан в своих посланиях. 546 Полупелагианизм, по смерти бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Константина Великого отличалась от образа, созданного Евсевием. Важнейшие внутрицерковные события нач. IV в., связанные с расколом донатистов и арианской ересью, в к-рых император действительно принимал участие, не соответствуют схеме, предложенной «отцом церковной истории». К Константину неоднократно апеллировали донатисты, всякий раз вызывая его недовольство из-за споров и раскола в Африканской Церкви, но решения принимал не император, а созванные им сначала Римский (окт. 313), а затем Арелатский (авг. 314) Соборы; Константин на них не присутствовал, но передавал дело на их рассмотрение, требуя от участников выслушать стороны, поскольку «это соответствует священнейшему закону» ( Euseb. Hist. eccl. X 5. 19). Только после нового обращения донатистов император особым рескриптом к проконсулу Африки Анулину предписал подвергать наказаниям упорствующих раскольников (Ibid. X 6. 4; мера действовала до мая 321). В случае с арианами император уже без апелляции вмешался в спор в Александрийской Церкви, к-рый возник, по его мнению, из-за слов и не должен был служить предлогом для церковного разделения. Ему же принадлежала инициатива созыва I Вселенского Собора в Никее (325); имп. Константин присутствовал на открытии Собора и приветствовал его участников (впредь все Вселенские Соборы созывались императорами, к-рые также официально утверждали их решения и объявляли об их закрытии), но фактически этим его роль и ограничилась: если он и предложил включить в Символ веры термин «единосущный», то лишь с подсказки Осия , еп. Кордубского. Епископы были свободны в своих суждениях и решениях. Имп. Константин определил свое место в отношениях Церкви и гос-ва, обращаясь к участникам Никейского Собора: «Вы - епископы внутренних [дел] Церкви, а я был поставлен от Бога епископом внешних» (μες μν τν εσω τς κκλησας, γ δ τν κτς π Θεο καθεσταμνος πσκοπος ν εην - Euseb. Vita Const. IV 24). По мнению ряда историков (Л. С. Тиймон, Ж. Р. Паланк и мн. др.), император имел в виду 2 религ.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Но ниоткуда не видно, чтобы в основании этой практики лежала уже та мысль, какая выражена в настоящей статье Номоканона, именно мысль о невозможности родителю быть восприемником от купели крещения своего собственная дитяти, так как чрез это между воспринявшим и другим родителем, как супругами, установилось бы такое отношение духовного родства, которое не допускало бы дальнейшего полового совокупления их. Такая мысль могла возникнуть только после того, когда Трулльский, пято шестой вселенский собор (692 г.) в 53-м своем каноне запретил брак между восприемником и овдовевшим родителем воспринятого – на том основании, что «родство по духу важнее союза плотского», т.-е. брачного (πειδ μεζων στν κατ τ πνεμα οκειτης τς τν σωμτων συναφεας) 214 . Отсюда путем логического толкования стали выводить заключение, что и существующий брак должен подлежать расторжению, в случае если один из супругов воспримет от крещения своего ребенка и чрез это вступить в то самое духовное родство с другим супругом, которое собор признал препятствием к браку. Замечательно, что такой вывод почти одновременно сделан был и на западе и на востоке: там с половины VIII века церковные соборы начинают восставать против обычая, о действии которого свидетельствовали в свое время блаж. Августин и Цезарий Арелатский, т.-е. запрещать родителям быть восприемниками своих детей, угрожая за это разлучением их от дальнейшего супружеского сожития 215 . Для придания этим соборным постановлениям большого авторитета, Лжеисидор счел нужным составить, в том же смысле, и поместить в свой знаменитый канонический сборник особую подложную декреталию папы Деусдедита (615–618 гг.), которая вошла и в состав Грацианова Декрета, т.-е. первой части католического Corpus juris canonici (с. 1, С. 30, qu. I) 216 . Восточная церковь формально не издавала такого правила, но на практике и здесь 53-е правило Трулльского собора признавалось основанием к разводу супругов, если один из них делался восприемником своего сына или дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

в Зап. Европе появились сведения о существовании христ. общин в Центр. Азии, к-рые считались основанными В., мн. хронисты говорят о монг. происхождении В., относя их к жителям царства Фарс в Азии. Целью нашествия татар в XIII в., т. о., считалось стремление похоронить тела предков, почитаемых в Кёльне, в Германии. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что В. были вост. царями. По всей вероятности, на возникновение этой т. зр. повлияли стихи мессианского Пс 71. 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему», а также слова из Ис 60. 6: «Множество верблюдов покроет тебя [Иерусалим] - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана (Adv. Marcion. III 3), однако в его сочинении речь, по всей видимости, не идет о действительном царственном достоинстве В., но подчеркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). Аутентичность слов о царском достоинстве В. в гомилии св. Афанасия (PG. 38. Col. 961) и в проповеди блж. Августина (PL. 39. Col. 2018) оспаривается ( Gordini. Sp. 501) и потому не может служить доказательством правомерности подобного подхода. Т. о., в ранней патристической лит-ре утверждение о царском достоинстве В. встречается только у Кесария , еп. Арелатского (VI в.; Sermo. 139), в большинстве случаев о В. говорится как о мудрецах, астрологах, ищущих истину. Представление о В. как о вост. царях окончательно сложилось в средневек. Европе начиная с IX в.; в это же время стали считать, что В. были потомками или представителями всей земли: Сима , Иафета и Хама , т. е. прообразовали Вселенскую Церковь ( Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria//PL. T. 114. Col. 73). Такое толкование вызвало полемику во время Реформации ( Luther M. Predigt von 1524//WA. Bd. 15. S. 409), а также скептическое отношение у нек-рых католич. экзегетов ( Maldonat J.

http://pravenc.ru/text/155183.html

В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским; но и его нельзя назвать оскотиненным человеком, ибо, по свидетельству книги Деяний Апостольских (10, 2), он был человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Понятно после этого, почему и Апостолы не только не презирали, а напротив с истинным уважением относились к военному званию и не находили ничего соблазнительного в том, что свое содержание воины получали от государства. Так ап. Павел пишет ученику своему Тимофею: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» ( 2Тим. 2, 3, 4 ). «Преподаю тебе» сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» ( 1Тим. 1, 18 ). И в послании к Коринфянам: «Какой воин служит когда либо на своем содержании?» ( 1Кор. 9, 7 ). Если бы апостолы считали воинов оскотиненными людьми, то они не уподобляли бы им деятельности и трудов апостольских. Первенствующие христиане также не считали участие в военной службе противным своей христианской совести. Под римскими знаменами существовал даже особый полк, состоявший из одних только христиан. Климент Римский прямо восхваляет тех героев, которые оружием защищали свое отечество. Целый собор христиан – Арелатский постановил отлучать от церкви, между прочим, тех, кто видит в военной службе и в войне лишь зло и отказывается от участия в них 188 ; а собор этот был еще во времена языческих гонений на христиан. – Ясно, что учение Толстого совершенно противоречит учению христианскому, как противоречит ему анархизм вообще. Крайним выводам анархизма Толстой остается верным и в своих суждениях о государстве. Государство, по его мнению, совершенно не нужно, потому что нет в нем никому никакой надобности. Теперь, говорит он 189 , ведь нет таких злых людей, от насилия и нападения которых спасает государство и его войско, а все люди нашего времени не употребляют и не носят оружия и все, исповедуя правила человеколюбия, сострадание к ближним, желают того же, что и мы, – только возможности спокойной и мирной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010