Судьба православия и арианства между первым и вторым вселенскими соборами Возвращение Ария и его сторонников из гонения. – Неудачная попытка ввести Ария в церковное общение в Александрии. – Заговор ариан и мелетиан против св. Афанасия. – Клеветы на Афанасия на соборе в Тире в осуждение его. – Заточение его в Трир. – Позорная смерть Ария. – Возведение Евсевия Никомидийского на Константинопольскую кафедру на место низложенного православного епископа Павла (исповедника). – Возвращение св. Афанасия в Александрию по смерти императора Константина. – Клеветы на Афанасия пред императором Констанцием. – Собор Антиохийский 341 года. – Удаление Афанасия в Рим. – Македоний – Константинопольский, по смерти Евсевия, епископ. – Собор Сардикийский. – Возвращение Афанасия в Александрию при содействии западного императора Констанса. – Соборы арелатский в медиоланский и гонения на православных Констанция. – Афанасий укрывается от гонителей в пустыне. – Раздор ввиду арианами. – Соборы в Римини и Селевкии. – Преобладание повсюду арианства. Приговором Никейского собора и указом императора Арий и единомышленники его, Евсевий Никомидийский, Феогнис Никейский, Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский, отлучены от общения церковного и сосланы в ссылку; на место Евсевия и Феогниса поставлены православные епископы: в Никомидию – Амфион, в Никею – Христ. Но Арий нашел возможность освободиться от своей злополучной доли; по свидетельству Сократа (III, 26) и Созомена (III, 19), в этом помогала ему сестра Константина Великого – Констанция, вдова Ликиниева. Этой Констанции, пишет Сократ, знакомь был один пресвитер, державшийся Ариева учения и живший в ее доме. Этот пресвитер, быв наущаем Евсевием Никомидийским, часто напоминал Констанции об Арие и при всяком случае старался возбудить в царской сестре сострадание к судьбе ересеначальника, говоря, что Никейский собор обидел Ария, что Арий мыслит не так, как об нем думают. Констанция сама внимала словам арианского пресвитера, но ходатайствовать за Ария долгое время не осмеливалась, опасаясь раздражить правоверного императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

папа Симмах утвердил К. папским викарием в Галлии и Испании ( Caes. Arel. Ep. 8// Morin. 1942. P. 12-13; Klingshirn. 1994. P. 130). Задачей К. в качестве папского викария было следить за соблюдением интересов папы в Галлии, обращаться за разрешением в Рим по всем спорным вопросам и сопровождать рекомендательными письмами клириков, предпринимавших поездку в Рим. Статус папского викария Арелатские епископы сохраняли вплоть до кон. VI в. Однако это не означало подчинение Галльской Церкви Римскому папе ( Омельченко. 2011. C. 173-174). До 523 г. К. не имел реального влияния в значительной части своей митрополии, которая оставалась в пределах королевства бургундов. По этой причине К. не созывал поместных Соборов в своей митрополии с 506 по 524 г., пока она не была фактически объединена под его единоличной властью в 523 г., после завоеваний кор. Теодориха в Бургундии ( Klingshirn. 1994. P. 136-137). В 524 г. К. провел Собор в Арелате (IV Арелатский Собор; Morin. 1942. P. 60-62; MGH. Conc. Vol. 1. P. 35-39), приуроченный к освящению построенной им в городе базилики во имя Пресв. Девы Марии с приделами прор. Иоанна Предтечи и св. Мартина Турского (Vita Caesarii. I 57). Следующие 3 Собора были проведены К. в епархиях, ранее подконтрольных епископу Вьеннскому: Собор в Карпенторате (ныне Карпантра, Франция) 527 г., Соборы в Аравсионе (ныне Оранж, Франция; см. Аравсионские Соборы ) и в Вазионе (ныне Везон-ла-Ромен, Франция) 529 г. Благодаря этим Соборам, на к-рых уделялось значительное внимание дисциплинарным вопросам в отношении духовенства, К. стремился распространить свои церковные реформы за пределы своего диоцеза ( Klingshirn. 1994. P. 138). Собор в Карпенторате ( Morin. 1942. P. 63-66) в нояб. 527 г. запретил в служении на 1 год еп. Агреция (Agroetius Antipolitanus) за то, что вопреки подписанному им решению Арелатского Собора 524 г. он рукоположил во пресвитера некоего Протадия, прежде чем прошло необходимое время после его обращения. По просьбе К. это решение подтвердил Римский папа св.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Часть первая. Очерк истории разделения церквей, и отношения западной церкви к восточным церквам после разделения Отделение первое. Очерк истории разделения церквей I. Характеристические особенности и взаимные отношения восточной и западной церкви впервые века христианства С самых первых веков христианской истории, мир христианский, по общим понятиям, разделялся на две главные части: на Восточную и Западную. К последней причислялись Церкви, находящиеся в западной Европе и северо-западной Африке: римская, испанская, галликанская, британская, карфагенская; к первой – Церкви в странах около восточных берегов Средиземного моря, – в северо-восточной Африке, юго-западной Азии и юго-восточной Европе, Церкви египетские, мало-азийские, собственно греческие. Восточная половина христианского мира, по преобладающему составу населения, языку, нравам и характеру цивилизации, называлась преимущественно Греческою, Западная – Латинскою. Между Восточными и Западными Церквами, при всем единстве их верований и основных начал церковного устройства, при всей братской любви, одушевлявшей древний христианский мир, не было такой близости, такой общности интересов, задач и стремлений, таких частых сношений, какие можно было заметить между Восточными Церквами – отдельно и Западными – отдельно. Самая географическая разобщенность, – дальность расстояния, – препятствовала Восточным и Западным Церквам иметь частые сношения между собою. Оттого и на самые Вселенские Соборы, которые были главным выражением церковного единства, и на которых решались важнейшие, касавшиеся всего христианства вопросы и дела, представители Западной Церкви, по дальности расстояния, могли являться только десятками, а иногда единицами; между тем как Восточных епископов здесь бывали сотни. Для решения же более частных дел и вопросов, Восточная Церковь имела свои поместные Соборы, Западная – свои и на Востоке всегда были более известны определения поместных Соборов Восточных – антиохийских, лаодикийских, неокесарийских, константинопольских, на Западе же определения западных – римских, равеннских, арелатских, ахенских, ельвирских, толедских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Из западных соборов он включил в этот перечень только карфагенский собор 419 г., постановления которого, притом, в отдельных пунктах дисциплины (напр. в отношении к безбрачию духовенства 498 , совершенно расходились с восточною церковною дисциплиною. Напротив, ни соборы доникейского периода – эльвирский и арелатский, ни позднейшие западные соборы разных стран, кроме северной Африки, ни epistolae decretales римских епископов, которые для запада несомненно имели большее значение, чем каноны Амфилохия, Феофила, Тимофея и др., трулльским собором не упоминаются. Если принять, наконец, во внимание то обстоятельство, что некоторые каноны самого трулльского собора прямо направлены против разных особенностей римской церковной практики 499 , установившихся с древнейших времен; то трудно не согласиться с мнением церковных историков – протестантов 500 , что трулльский собор был не вселенским собором, а первым явным обнаружением разрыва между обеими половинами католической церкви – восточною и западною. I. Отпадение от веры. Понятие отпадения от веры обнимает отступление православного христианина в нехристианство, в ересь и раскол. Ряд канонов направлен против этих трех видов отпадения от веры. Первый вселенский собор имел ближайший повод издать несколько определений от отпадении в нехристианство, так как ко времени собора Константин окончательно одержал верх над другим римским императором, Лицинием, борьба которого с Константином носила характер борьбы язычества с христианством, потому что Лициний выступил, как представитель язычества, и таким образом, как говорит Гефеле 505 , в войне между Константином и Лицинием дело шло не столько о том, этот или тот император победит, сколько о том, останется ли верх за язычеством, или за христианством. Естественно, что, при такой постановке вопроса о христианстве и язычестве, Лициний преследовал христиан, из которых многие, или выдержав предварительно разные мучения, или добровольно, отступили от христианской веры. Никейский собор назначает долголетнее покаяние падшим 506 и, кроме того, подвергает таковому же покаянию христиан, хотя и не отпадших формально от веры, но вступивших в ряды войска Лициния и сражавшихся под его знаменами, особенно таких, которые раз уже сложили с себя воинский пояс, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

3. Древнейший Африканский сборник. – На вышеупомянутом соборе Карфагенском 419 г. в ответ на предложение епископа Карфагенского, Аврелия, «весь собор сказал: Списки (символа) веры (τ σα τς πστεως, копии, exemplaria fidei) и определения Никейского собора, какие были принесены к нам в давнее время предшественником вашей святыни Цецилианом, сверх сего и те части, которые согласно с ними здесь постановлены (были), и наши определения, ныне принятые по общему исследованию, да будут, внесены в сии церковные деяния...» 884 . Вследствие этого определения редактирован был целый кодекс правил, составленный: 1) из Цецилианова перевода Никейских правил, 2) из некоторых правил (τ μρη), изданных на (14-ти) африканских соборах, предшествовавших Карфагенскому 419 г. и 3) правил, изданных на этом последнем соборе. Таким образом, к Никейским правилам были присоединены правила 15 африканских, большей частью Карфагенских, соборов 885 . Этот кодекс правил Африканской церкви внесен был целиком, (за исключением, конечно, правил Никейских), сначала в римский сборник Дионисием Малым, а из сборника Дионисия заимствован в греческую Синтагму канонов в XIV титулах, и с той поры в сборниках восточной Церкви помещается под именем правил Карфагенского собора. 4. Древнейшие сборники канонов в Галлии и Испании. – Есть основание предполагать, что в Галлии и Испании существовали древнейшие сборники правил местных соборов, подобные сборнику Карфагенскому. Как в Галлии, так и в Испании, существовало обыкновение читать на последующих соборах постановления и каноны предыдущих, подобно тому, как это делалось на африканских соборах 886 . В Галлии они читались в известном порядке 887 , а порядок этот прежде всего, конечно, был хронологический. Такое чтение предполагает существование хронологических сборников. Действительно, сличение древнейших рукописей и испанских сборников, в которых помещены галльские соборы, показывает, что древнейшие галльские соборы, начиная с Арльского (Арелатского) 314 г., расположены в них именно в однообразном хронологическом порядке, что указывает на один общий источник для всех позднейших собраний, а таким источником мог быть, конечно, только какой-нибудь сборник 888 . Без сомнения, в составе этого сборника были помещены правила собора Никейского, потому что они часто читались на галльских соборах 889 , а в некоторых рукописях правила Арльского собора 314 г. прямо следуют за Никейскими 890 . В испанских сборниках, из которых читались правила на соборах, к Никейским правилам были присоединены древнейшие постановления соборов испанских (antiqua statuta, antiqui canones) 891 . Однако нет оснований предполагать, чтобы галльские и испанские сборники были редактированы на каком-нибудь соборе, подобно Карфагенским правилам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Выйдя от императора, он вошел в церковь Мира, пал ниц пред святым престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Вечером следующего дня Арий ехал верхом по улицам города, среди большой толпы своих приверженцев, весело и торжественным тоном говоря о церемониях, назначенных на завтра. Требование естественной нужды заставило его сойти с лошади и удалиться 904 . И скоро после этого он был найден мертвым. О его кончине рассказываются такие подробности, которыми повествователи видимо, хотели напомнить о кончине Иуды-предателя 905 . Несмотря на то близкое участие, которое Константин принимал в делах церкви, он, однако же доселе все еще не состоял членом ее через крещение. Но вот на своем шестьдесят четвертом году он впал в опасную болезнь во дворце близ Никомидии (337 г.). Чувствуя приближение смерти, он послал за несколькими епископами, которым и объявил, что откладывал свое крещение из желания принять его в водах Иордана, но что так как случай для этого ему не представился, то он и просил их совершить над ним таинство. Будучи допущен через возложение рук к высшему классу оглашенных, он крещен был епископом соседнего города Евсевием, и во время остальных дней своей жизни носил белую одежду крещения, отказываясь надевать императорскую пурпурную мантию. В полдень на Троицу, 20-го мая 337 года он скончался. Тело его было перевезено в Константинополь и погребено в храме Апостолов 906 . Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Сыновья Константина – Констанций – Восстановление Афанасия – Собор Антиохийский – Григорий Александрийский – Афанасий в Риме – Беспорядки в Константинополе – Собор Сардикийский – Соборы Сардикийский и Филиппольский – Второе возвращение Афанасия – Марцеллин и Фотин – Арианство в силе – Интриги против Афанасия – Соборы Арелатский и Миланский – Либерий Римский – Либерий и Осия – Изгнание Афанасия – Уступка Осии и Либерия – Полуарианство – Анонеи – Акакиане – Собор Анкирский – Собор Риминийский – Собор Селехийский – Низложение Македония Константинопольского – Мелетий Антиохийский – Смерть Констанция Первому христианскому императору наследовали три его сына: Константин, Констанций и Констанс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Лев, со своей обычной смелостью, объявил, что у апостольской кафедры всегда было в обычае принимать апелляции от Галлии. Он восстановил Целидония, произнес приговор о лишении Илария права созывать соборы, –каковое право он ставил в зависимость от разрешения из Рима, – и добился от Валентиниана издания весьма замечательного закона, который, по предположению, был продиктован самим Львом (445 г.). В этом законе император, после превозношения преимуществ римской кафедры, порицает Илария за его непослушание, объявляет, что епископ Рима есть истинный правитель всей церкви, постановляет, чтобы ни один епископ в Галлии или в других местах ни делал никакого нововведения в отношении этого древнего обычая, что указаниям римского епископа все другие должны повиноваться как закону, и что всякий епископ, который ослушается вызова к трибуналу римского епископа, будет принужден явиться силой со стороны правителя его провинции. Этот беспримерный закон, однако же, не нашел всеобщего признания, и Иларий, по-видимому, удерживал за собой свое достоинство до самой смерти, последовавшей четыре года спустя, после чего Лев (называвший его тогда человеком «священной памяти»), по просьбе галльских епископов, уладил соперничество между кафедрами арелатской и вьеннской разделением юрисдикции 2105 . Право собирать вселенские соборы еще не присваивалось епископам Рима, но считалось принадлежащим императорам. Собор Халкидонский, как мы видели, был созван против воли Льва, и во многих отношениях он действовал вопреки его желаний, отвергая его притязания; тем не менее, он весьма много содействовал осуществлению его планов. В Халкидоне именно легаты Рима в первый раз получили председательство на вселенском соборе, в каковом положении едва ли можно было отказать им, когда раздоры восточных патриархов вынудили императора особенно полагаться на православие и решение римского епископа. Патриарх константинопольский, правда, разделял с ним что председательство, причем ни он, ни они не имели никаких особых преимуществ перед другими членами собора, и все одинаково подлежали контролю императорских уполномоченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

248 Сюда относится, например, предоставление лицу белого духовенства права носить митру при церковном богослужении. 249 Так, например, брак недействительный ввиду особых обстоятельств, повергаемых на высочайшее усмотрение, может быть признан действительным с признанием законными детей, родившихся от недействительного брака. Сюда же принадлежит высочайшее разрешение, даваемое духовным лицам на снятие ими с себя сана. 250 См. постановления этих соборов в «Православном Обозрении» за октябрь 1885 года, стр. 403, и май – июнь 1886 года, стр. 367. 252 Даяние XV, 28: «ибо угодно Св. Духу и нам не возлагать на нас никакого бремени более, кроме; сего необходимого: воздерживаться от жертвенного и крови и удавлении и блуда и не делать другим того, чего себе не хотите». 253 Так в 252 г. Св. Киприан Карфагенский писал от имени собора Африканского к папе Корнелию: «placuit nobis S. Spirit-usuggerente» etc. Это же убеждение выразил император Константин Великий , называя приговор собора Арелатского judicium» и прибавляя при этом: „sacerdotum judicium ita debet haberi ac si ipse Dominus residens judicet“ и затем позднее, по поводу I вселенского собора, выражаясь: «quod trecentis sanctis episcopis visum est, non est aliud putandum, quam solius Filii Dei seutentia». Ту же веру выражали соборы западные. Так II-й Орлеанский собор 533 г. говорил: «quocirca baec quae inspirante Domino communi consensui placueruut“ etc. Собор Клермонский II-й 552 г.: «quae di vina inspi ratio ne salubriter in praesenti tempore defi­nita sunt» etc. См. Hefe1e. I, 2; Schulte. Stellung, 49–53. 254 Именно Константинопольский собор 331 г., а также Ефесский 431 г. и Константинопольский 553 г. 255 Например, Сардикиский собор 343 г., соборы IX и., а в позднейшей истории Флорентийский собор. 258 Richter. S. 585: «Ein solcher Fortschritt (т. e. очищение слова Божьего от человеческих примесей) kann aber niemals nach einer Anordnung des Regi­ments geschehen, sondern er wird durch die christliche Wissenschaft vermittelt, die sich in die Tiefen der Schrift versenkt und aus dieser Gottes Wort in seiner Wahr­heit zu Tage fördert, welche als solche von der Kirche erkannt und als ihr Bewusst­sein bezeugt wird».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

50 канонов, в значительной мере повторявших определения 1-го А. С., Всел. I Собора , а также Галльских Соборов V в., в Аравсионе (441) и Вазионе (442). Возможно, сборник был составлен по частной инициативе во 2-й пол. V в., но не исключено, что каноны действительно были подтверждены на этом А. С. 451 г. А. С., созванный свт. Равеннием , еп. Арелатским, после того, как папа свт. Лев I Великий в послании от 5 мая 450 г. попросил его обратиться к епископам Галлии, чтобы они поддержали томос, излагавший правосл. учение о двух природах во Христе (Ep. 67 (87)//PL. 54. Col. 886-887). Сохранилось послание этого Собора к папе Льву I и ответ святителя (Ep. 99, 102//PL. 54. Col. 966-970, 983-988). Между 452-454 гг. Под председательством свт. Равенния состоялся А. С., к-рый должен был разрешить конфликт между Феодором, еп. Форума Юлия, и мон-рем Лерен, настоятелем к-рого в это время был Фауст Регийский . Между 470 и 475 гг. Собор ок. 30 епископов под председательством свт. Леонтия по инициативе Фауста Регийского осудил пресв. Люцида , проповедавшего учение о безусловном предопределении. Через 2 года осуждение Люцида было подтверждено на Соборе в г. Лугдуне (см. Лугдунские Соборы ). 524 г. Собор под председательством свт. Кесария , еп. Арелатского, созван по случаю освящения базилики Св. Девы Марии, установил ряд канонов, касающихся церковной дисциплины и поставления пресвитеров. 554 г. Собор под председательством Сапауда, еп. Арелатского, принял 7 канонов литургического характера, а также правила, осуждающие лиц, наносящих вред церковному имуществу. 813 г. По указанию имп. Карла Великого состоялся большой Собор, получивший в истории название «реформационного». На нем было принято 26 правил, цель к-рых заключалась в восстановлении канонического порядка в Церкви и устранении разного рода злоупотреблений. Правила А. С. не вошли в канонический корпус Всел. Церкви, но действовали в границах Зап. Церкви. Кроме того, в Арле проходило неск. крупных Соборов католич. Церкви: 1052, 1205, 1211, 1234, 1236, 1267, 1275, 1326, 1337, 1365, 1453 гг. Ист.: Concilia Galliae (314-506)/Ed. Ch. Munier. Turnhout, 1963 (CCSL. 148); Les Conciles gauloises du IV siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977 (SC; 241); Les Canons des conciles mérovingiens (VI-VII siècles)/Éd J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. (SC; 353, 354). Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1-2 [passim]; Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Серг. П., 19142. М., С. 339-340; Griffe É. La Gaule Chrétienne à l " époque romaine. Toulouse, 1947. P. 133-134; Baader G. Arles//LTK. Bd. 1. Sp. 864-865; Girardet K. M. Konstantin der Grosse und das Reichs-Konzil von Arles (314)//Oecumenica et Patristica. 1989. P. 151-174; Munier Ch. Arles//EEC. Vol. 1. P. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75892.html

Но согласиться с этим выводом не позволяют те случаи, когда дела еретиков и раскольников, рассмотренные в Риме, потом делались предметом суждения других соборов. Автор рассматриваемой книги полагает, что „происки вокруг римского епископа“ говорят о возможности домогаться отмены состоявшихся об еретиках и раскольниках поместных решений только „у него одного и ни у кого другого“ 124 . Но это есть совершенно неверное предположение, против которого говорят несомненные исторические факты. Так, раскол Новацианов, возникший в Риме, здесь же и подвергся осуждению. Но возбужденные Новацианом споры о падших, и после приговора об нем в Риме, продолжали волновать церковь , так что мнения и действия Новациана подвергались потом новому исследованию в Африке и Антиохии. Несколько позднее донатисты, осужденные сначала в Карфагене, а потом двукратно в Риме, добились того, что, по жалобе их на папу, император Константин великий передал дело их на новое рассмотрение арелатскому собору галльских епископов. Выло бы легко привести из древней истории церкви и еще несколько примеров подобного же рода. Конечно, ими нельзя доказывать, будто поместные соборы Африки, Антиохии и Галлии обладали правом пересматривать и утверждать или отменять определения других поместных церквей. Но во всяком случае приведенные примеры говорят против папистов очень сильно, изобличая неосновательность того умозаключения, что если некоторые еретики, осужденные на востоке, успевали добиться пересмотра их учения в Риме, то будто это свидетельствует о вселенском значении кафедры Петровой. Из всех подобного рода фактов правильный и естественный вывод будет тот, что между еретиками и раскольниками всегда было много людей беспокойных и упрямых, которые, в видах пропаганды, имели обычай странствовать из города в город, особенно по столицам, и, потерпев неудачу в одном месте, надеялись на успех в другом. В противодействие этому то злу и установилась в древней церкви практика, что поместные соборы, осудив то или иное еретическое или раскольническое заблуждение, сообщали о своих решениях другим поместным церквам во известие и для предостережения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010