Аминь. ΝΒ. Анекдот о игумене Георгиевского монастыря, который хотел камнем прибить Св. Георгия за то, что он позволил агафополийскому мусселиму-турку взять подать с монастыря 500 пиастров и заключить монаха в темницу. Турка ночью прибит был Св. Георгием; деньги возвращены и монах выпущен на свободу. 7 Декабря , Вторник. – Преосвященный митрополит на вопрос мой о том, что нового сделал Максим в Царь-Граде, – отвечал по приказанию патриарха, что он два раза ходатайствовал у Порты, чтобы ему и прочим носить греческую камилавку, но с золотыми буквами. Порта соглашала вселенского патриарха помириться с Максимом на этом основании. Но патриарх отвечал, что он и все прочие патриархи желают держаться хатти-шерифа. Патриарх и преосвященный митрополит просили меня писать к послу. Надобно. Ибо в самом деле в целой Сирии будут говорить, что один монах победил стольких послов, и царей, и патриархов. Выигрыш Максима будет проигрыш для православия, судя по легкомыслию сириан и по слабости их веры. Кавасу Саиду уплачено 1000 п. 7 Декабря , Вторник 237 . – Приготовлены письма. 8 Декабря , Середа. – Письма. Бейрут. 9 Декабря , Четверг. Осмотрено училище бейрутское, и типография, и церковь . Церковь во имя великомученика Георгия с двумя приделами, Св. Николая и пророка Илии. Иконостас позлащенный очень хорош. Подле митрополии есть дом, принадлежащий Гробу Господню. Он отдается в наем за 1000 п. В нем помещаются поклонники и наложницы консула Базили. 10 Декабря , Пятница. – Προκατοχο= το νν μητροπολτου Βενιαμν ν Βηρτ. ωαννκιος – кипрянин. Μακριος – араб из Триполи. θανσιος Δαμασκηνς – ρα < ψ> . Βενιαμν – Κρητικς 29 238 . Хан неби-Юнус. За дом, принадлежащий Гробу Господню, бейрутский митрополит платит ежегодно 1000 пиастров. В этом доме помещаются богомольцы, а консул Базили поместил какие-то существа, коими не довольны и митрополит, и христиане. Хлопоты; ждем буюрди; получаем его от Мостраса. Прощание. – Архимандрит Агафангел выехал в одно время с нами в Дамаск. Памятна такая заботливость его и доброта, а может быть и одно буквальное выполнение приказания патриарха беречь меня, как зеницу ока. – Нас провожает игумен хаматурский Исаия, – сладенький монах. – В 11 часов за городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Их прозрение, вероятно, есть следствие влияния англичан. Думаю, что прошлогоднее вмешательство этих островитян в ссору абиссин с коптами и армянами имеет связь с соглядатайством Раса-Али. Надобно ожидать новых движений сего властителя, если он опять не смежил очей своих. День 29 . Нет теперь дождей в Святом граде; так вместо их льются разные вести. Сегодня посетил меня один православный христианин из Дамаска и рассказал подробно, как произошел мятеж по случаю перестройки старой церкви в тамошней патриархии. Когда новый владыка Иерофей прибыл в сей город и поотчился с духовными чадами своими, эти изъявили ему желание увеличить и украсить сию церковь по той причине, что вновь созданный храм во имя святителя и чудотворца Николая не вмещает всех христиан в большие праздники. Он благословил их на сие доброе дело и уехал в Сайданайский монастырь, после того как они увеличили алтарь, заняв под него соседнее место; но когда возвратился оттуда, христиане попросили у него 40000 пиастров на производство дальнейших работ из числа суммы, оставшейся после покойного предместника его Мефодия. Его блаженство отринул просьбу их, сказав, что он издержал сии Деньги в Константинополе при возведении его на патриарший престол и в дороге. Именитые христиане, надеявшиеся на эту запасную сумму, оскорбились отказом его и, охладев к начатому делу, покинули оное, а прочие и особенно молодые взбесились и, по буйном совещании в одной кофейне, сломали крышу с перестроиваемой церкви, чтобы тем из явить патриарху свое неудовольствие и заставить его выдать просимые Деньги. Изумленный и огорченный такою дерзостию, владыка уведомил о ней нашего генерального консула Базили и просил его погрозить буйным и уладить разладье. Базили приехал в Дамаск и по совещании с тамошним пашею, наказал зачинщиков мятежа кратковременным заключением в тюрьму, а почетным христианам сделал жестокий выговор. Эти обиделись речами и незатаенною раздражительностию его и запальчиво защищали свое правое дело. Произошло взаимное огорчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Поздно вечером 1/14 марта генерал Рузский прислал телеграмму, что государь приказал составить проект манифеста об отречении от престола в пользу наследника с назначением великого князя Михаила Александровича регентом. Государь приказал проект составленного манифеста передать по прямому проводу генералу Рузскому. О полученном распоряжении я доложил генералу Алексееву и он поручил мне, совместно с начальником дипломатической части в ставке г. Базили, срочно составить проект манифеста. Я вызвал г-на Базили срочно и мы с ним, вооружившись Сводом Законов Российской империи, приступили к составлению проекта манифеста. Затем составленный проект был доложен генералу Алексееву и передан по прямому проводу генералу Рузскому. По приказанию генерала Алексеева, после передачи проекта манифеста в Псков, об этом было сообщено в Петроград председателю Государственной Думы. От М. В. Родзянко после этого была получена довольно неясная телеграмма, заставившая думать, что и эта уступка со стороны государя может оказаться недостаточной. 2/15 марта после разговора с А. И. Гучковым и В. В. Шульгиным, государь хотел подписать манифест об отречении от престола в пользу наследника. Но, как мне впоследствии передавал генерал Рузский, в последнюю минуту, уже взяв для подписи перо, государь спросил, обращаясь к Гучкову, можно ли будет ему жить в Крыму. Гучков ответил, что это невозможно; что государю нужно будет немедленно уехать заграницу. «А могу ли я тогда взять с собой наследника?» – спросил государь. Гучков ответил, что и этого нельзя; что новый государь, при регенте, должен оставаться в России. Государь тогда сказал, что, ради пользы родины, он готов на какие угодно жертвы, но расстаться с сыном – это выше его сил; что на это он согласиться не может. После этого государь решил отречься от престола и за себя и за наследника, а престол передать своему брату великому князю Михаилу Александровичу. На этом было решено и переделанный манифест был государем подписан. Перед отречением от престола государь написал указ об увольнении в отставку прежнего состава совета министров и. о назначении председателем совета министров князя Львова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одно дело окончили мы и начали другое. Патриарх изъявил твердое намерение учредить с помощью моей духовное училище для образования сельских священников. Посему в нашем тройном совете решено было: 1 . вызвать сюда из Бейрута о. Спиридона для преподавания Катехизиса и арабской словесности; 2 . дать ему помещение в одном из святогробских домов, да 10 000 пиастров жалованья в год и на дорогу 1000 пиастров; 3 . пригласить из палестинских епархий на первый раз двенадцать молодых арабов и поместить их в приготовленном доме. Я был в восторге от патриарха Кирилла. В настоящий день Воскресения Лазаря началось воскресение церкви Палестинской. Этот день есть торжественный день и в моей жизни. Вечером навестил меня Базили и между прочим говорил, что задача о водворении русской духовной миссии в Иерусалиме решена счастливо и что теперь можно увеличить число членов её четырьмя студентами семинарии и одним иеромонахом из какой-либо общежительной обители нашей, который был бы вместе и духовником русских поклонников и монахинь, поселившихся в Св. Граде. Я догадался, что Патриарх и Синод его расхвалили консулу нашу смиренную миссию. Март 27, Воскресенье. Сегодня утром Базили уехал в Бейрут. Бог да сохранит его! Умный он человек и полезный для церкви. Апрель 3, Воскресенье. Пасха. Отрадно мне было петь Христос Воскресе в том вертепе, в котором совершилось чудо из чудес, а во время служения с патриархом в Воскресенском храме [тяжело было глазам моим от яркого света свечей и лампад. [Я разговлялся у патриарха. С нами была жена министра нашего двора, княгиня Софья Волконская. Она рассказывала нам, как французы сожгли трон короля своего Людовика-Филиппа и как государь император наш, узнав об этом из письма нашего посланника в Париже, сперва побледнел, читая это письмо на балу, потом сказал окружавшим его генералам: скоро поведу я вас в Париж, а рассказав это, примолвила: quelle jactance, quelle jactance!] 438 . Эта примолвка её не понравилась мне. " Вчера православные арабы плясали со священным огнем в руках по правую руку часовни Гроба Господня и вокруг пупа земли, среди Воскресенского храма. Азиатцы празднуют Пасху, как резвые дети, а европейцы, как чинные монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Другое дело, что механизм принятия решений со временем будет меняться – и внутри самого МИДа, и внутри Синода, и в целом в отношении к Православному Востоку. Если вначале, в домуравьевскую эпоху, никакого механизма – на этом направлении – вообще не было, все происходило почти случайным образом, то вторая стадия – это, когда есть уже агент влияния, в данном случае, Андрей Николаевич Муравьев. Формируется определенный механизм принятия решений – и Муравьев становится необходимым звеном в этом механизме. После Лондонских конвенций 1840–1841 г. ситуация начинает меняться. Если каждый раз, прежде чем ответить Иерусалимскому Патриарху, нужно прикинуть, что по этому поводу думают Лондон и Париж – тут уж не только Муравьев, но и митрополит Филарет, и весь Св. Синод оказываются бессильны. Церковно-дипломатические и духовные связи с Востоком начинает полностью контролировать МИД. Это четко прозвучало, например, в беседе начальника только что созданной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия (Успенского) с генеральным консулом в Бейруте К.М. Базили 23 декабря 1848 г. Порфирий записывает в дневнике, явно имея в виду среди прочих лиц А.Н. Муравьева: «А, кстати, – продолжал я говорить. – Мне пришли на память витязи Гроба Господня в Петербурге, которые желают учредить Комитет, Общество, не знаю что, для блага Церкви Палестинской. Пред отъездом моим в Святой Град г. Норов, поэт и паломник, читал мне свой краткий доклад Государю об учреждении Палестинского Комитета и говорил, что граф Орлов согласен представить этот доклад Его Величеству, если предварительно одобрит его канцлер ». Базили, уже знавший об этой идее и писавший против, отвечал решительно: «Господа Поров и Муравьев питают несбыточные желания. Они хотят иметь духовное влияние на Православную Церковь в Палестине, Сирии, во всей Турции и даже в Австрии, посылать туда пособия и своих соглядатаев, духовных или светских, мимо МИДа. Но это невозможно. Система нашего правительства есть система строжайшего единства. Все исходит от Государя и все к нему возвращается чрез министерства. Притом, есть тайны, которых никто не должен знать, кроме Государя и немногих таинников его. Можно ли посвящать в эти тайны Палестинский Комитет?» 60

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Во время обеда пришел в мою квартиру консул Базили и по учтивости не хотел отозвать меня из-за стола, а сказал, что он придет еще раз через два часа. Слово и дело! Консул навестил меня часа в четыре после обеда и застал в келье о. Григория иеромонаха Амвросия. Надо было выжить из кельи обоих черноризцев; я заговорил с консулом по-французски, и мои догадливые чернецы убрались восвояси. Долго мы беседовали о Сирии и Палестине. Консул сообщил мне некоторые свежие замечания; излагаю их в виде простых предложений: 1) Вражда греков, католиков и армян происходит от того, что всякая партия усвояет себе право на исключительное владение св. поклонениями. Греки основывают свое право на древних фирманах султанов, католики на историческом воспоминании о Латинском королевстве в Палестине и на трактатах Франции с Турцией, по которым им предоставляется жить и свободно отправлять богослужение в Св. местах; армяне, как новопришлецы, всех менее имеют права на владение Св. местами; но своими происками и богатствами они успели приобрести несколько фирманов, коими они введены в Палестину. 2) Турки, смотря по обстоятельствам и по настойчивому и смелому домогательству той или другой партии, благоприятствовали то грекам, то католикам, то армянам, и то тех, то других, то третьих облекали правом господства; от сего произошло то, что каждая партия имеет равносильные фирманы. При этой равносильности документов вечно будет продолжаться вражда вместе с жаждою первенства и главенства. 3) В турецких судах приемлются и уважаются посторонние свидетельства. Таким образом, враждующие партии набирают и подкупают себе свидетелей, которые подтверждают права на такое или другое владение, от этого ссорятся, враждуют семейства, питается их корыстолюбие, и запутываются права и делопроизводства. 4) По усмирении Мегмета-Али, египетского паши, Базили представлял в министерство иностранных дел проект об усмирении враждующих партий. Сущность проекта состояла в том, чтобы составить собор в Палестине, на котором поверенные каждой враждующей партии единодушно решили бы: кому чем владеть и как владеть, т. е. как пользоваться общими св. поклонениями, и поочередно отправлять в них богослужение. Но не известно, почему проект не уважен.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эбергарда, – 1859–1860гг. Писем к Игнатьеву нет. ε) 6 «от Озерова», – 1852–1853 гг. ζ) 16 официальных и неофициальных писем от разных лиц 1854–1870 гг., а именно: а) 1 – от иерусалимского агента «Services maritimes der messageries nationales paquebots poste francais», Ш. Гармана, b) 1 – от Фока, с) 1 – от Любимова, d) 2 повестки из азиатского департамента министерства иностранных дел, е) 1 письмо от князя Горчакова, f) 1 – от Т.Б. Потемкиной, g) 2 – от Цецилии Фредерикс с ответом ей о. Порфирия, – все 3 на французском языке, h) записка о. Порфирия о Сайданайском монастыре в Сирии, i) 1 – к А.С. Стурдзе, j) 1 – к графине А.А. Орловой-Чесменской, k) 1 – от А.С. Стурдзы, 1) 1 – от Титова и 3 – от К. Базили, m) 3 официальных документа о земельных угодьях Сайданайской обители и 3 письма, касающиеся той же обители, – все на арабском языке, а также 2 греческих письма о том же, из которых 1 от Федлалы Саруфа, переводчика при иерусалимской миссии, ныне лектора арабского языка при с.-петербургском университете, n) 1 письмо на русском языке от прокурора антиохийского престола Георгия Фомича Шамия о притеснениях греков в Молдавии. η) Печатное «Folia ad orientem» от Association des coeurs dévoués, pour la plus grande gloire de Dieu, dans Ies plaies de Notre-Seigneur Jésus-Christ», – на 5 листах, на языках латинском, французском и греческом с латинской транскрипцией. θ) 3 письма от К. Базили: 1 к о. Порфирию и 2 к иеромонаху Феофану; затем 1 – официальное от Титова, 1 греческое от митрополита вифлеемского Дионисия и 2 арабские: из Набулуса о получении риз и из Лидды – о получении ризницы. Кроме того здесь приведены: 5 арабских надписей в Яффе и Дамаске с французским переводом, 1 французская повестка о лекции Пьеротти в Иерусалиме об Иерусалимских древностях и арабско-французское известие о смерти коптского патриарха. κ) " Мои письма«, т.е. черновые официальных и неофициальных писем о. Порфирия к разным лицам 1846–1856 гг., на русском языке, за исключением одного на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

228 В 1836 г. Муравьев оказался вовлечен в бюрократическую интригу, связанную с отставкой обер-прокурора Св. Синода С.Д. Нечаева и назначением на его место графа Н.А. Протасова. Существуют свидетельства, что не только сам писатель, но и некоторые из его высоких покровителей, включая митрополита Московского Филарета, желали бы видеть на обер-прокурорском посту именно его, Муравьева. 230 В соответствии с ходатайством патриарха Афанасия (см. выше его грамату от 19 августа 1834 г.), по указу Св. Синода от 19 октября 1834 г. во всех русских церквах был установлен кружечный сбор в пользу храма Гроба Господня. Полученные суммы ежегодно отсылались Патриарху Иерусалимскому в Константинополь (позже, по инициативе консула К.М. Базили, будут перенаправляться непосредственно в Иерусалим). Странно, что греческие иерархи не понимали, что новый вид сбора, кружечный, разумеется, будет мешать прежнему, «иерофеевскому». 231 См. предыдущий документ, в котором, кстати, судя по приведенным цифрам, концы с концами отнюдь не сходятся. По другим, независимым свидетельствам, и общая сумма сборов Иерофея в полтора (м. Филарет) и в два раза (К.М. Базили) превышала указанную архиепископом. 232 Митрополит Филарет имеет в виду назначение Иерофея официальным преемником патриарха Афанасия, а значит, в будущем, вступление его на патриарший престол Иерусалимской Церкви. В ответном послании Патриарх Афанасий высоко оценил поддержку со стороны Филарета: «Священное послание Вашего Высокопреосвященства премного возвеселило нас и тем, что похваляете избрание и призвание архиепископа г. Иерофея к наследованию нашего патриаршеского престола» (Грамата Афанасия, Патриарха Иерусалимского, к митрополиту Филарету. Константинополь, 5 июля 1839 г.//ОР РГБ, ф. 316, картон 13, ед. хр. 2, л. 1–2об). Но расчеты не оправдались. Когда, в 1845 г., пришло время избрания нового патриарха, архиепископ Иерофей был исключен из числа кандидатов по своей, будто бы, пророссийской настроенности, что отнюдь не соответствовало действительности. Подробнее см.: Лисовой Н. Н, Смирнова И.Ю. Россия и Святая Земля в первой половине XIX в.: церковная политика на Православном Востоке. М., 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Князя Гагарина я просил доложить г. поверенному Озерову, чтобы он походатайствовал: а) о высылке мне жалованья, б) о дрогомане и диаконе нашей миссии по делу, представленному еще Владимиру Павловичу Титову, и чтобы в случае назначения пособия антиохийскому патриарху, выслано было это пособие через агента нашего в Дамаске его блаженству и попечителям местным. Князь Гагарин поведал мне, что Афив-бей будет ожидать здесь еще архитектора и двух турецких чиновников, которые будут осматривать храм Гроба Господня. Следовательно, это дело еще замедлится. Вечером был у меня архимандрит Афанасий дамаскинец. Я объявил ему, что консул Базили и я, – мы имеем вас в виду на кафедру бейрутскую, ежели на это есть воля Божия. 14, Воскресение. Часов в пять пополудни являлись ко мне почетные христиане из Лидды (два старосты церковные и с ними еще человека четыре) и объявили, что у них с полгода нет учителя в школе, дети забыли и то, что знали, так же нет риз в церкви, да и церковь весьма убога, и требуется новая. «Если не удовлетворит патриарх нашим требованиям в течении месяца, то мы запрем церковь и отошлем ему ключи», – так примолвили они наконец. Я обнадежил их, что церковь будет им построена новая на старом основании, что ризы я сам изготовлю и пришлю им в непродолжительном времени (целуют мои руки) и учителя постараемся приискать. Они ушли от меня довольные. 15, Понедельник. В четыре с половиною часа пополудни патриарх с консулом Базили пришел прямо в сад Архангельского монастыря смотреть место для нового дома. По осмотре они взошли ко мне. Патриарх (неравнодушно) говорил мне, что он готов успокоить миссию и что лучшего места для нового дома нет, как там, где ныне помещается консул, т. е. напротив Архангельской обители. Я немедленно согласился на это и поцеловал его руку. Потом все мы трое пошли на место. По осмотре, оно оказалось достаточным. Патриарх у консула говорил, что его не слушаются, что надо удалять всякий говор: вот де у русских три монастыря, что его худо принял Фаворский в Константинополе, – ни ложки, ни постели.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ [Греч. Μεθδιος] (28.11.1771, о-в Наксос - 24.06.1850, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 13 мая 1823). В 1-й пол. XIX в. Антиохийская Православная Церковь (АПЦ) пребывала в полной зависимости от К-польского Патриархата. Антиохийские патриархи избирались решением К-польского Синода из среды греч. клира и, пребывая на Патриаршестве, продолжали сохранять тесные связи с Фанаром - все это наглядно проявилось в церковной карьере М. Сын священника, М. получил начальное образование под рук. своего покровителя митр. Неофита Паронаксийского. В 1788 г. принял сан диакона, в 1793 г.- иерея, позже стал архимандритом. В 1811 г., после кончины митр. Неофита, отклонил предложение занять его место и переехал в К-поль, где стал протосинкеллом Кесарийского митр. Филофея. Поскольку Кесарийский митрополит как один из первенствующих членов Синода (геронтов) постоянно пребывал в столице, М. управлял делами его епархии. В июне 1814 г. он был возведен в сан митрополита Анкирского, после чего остался в К-поле, где участвовал в работе Синода, надзирал за казной Патриархии, храмами и школами, расположенными в столице и ее предместье Катастенон. С началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829) более 80 православных иерархов подверглись самосуду мусульман и были убиты, но М. избежал этой участи. В 1823 г., после кончины Антиохийского патриарха Серафима , К-польский Синод поднял вопрос о замещении вдовствующего престола. Ввиду жестоких гонений и поборов, к-рым подвергалась АПЦ в годы Греческого восстания, все предложенные кандидаты отказались от Патриаршества. По словам К. М. Базили, только увещевания Синода и угрозы церковных наказаний заставили М. согласиться возглавить АПЦ в столь тяжелое время ( Базили. 2007. С. 511). Впрочем, сам патриарх в беседе с архим. Порфирием (Успенским) говорил, что вступил на престол по своему желанию ( Порфирий (Успенский). 1894. Т. 1. С. 263).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010