Севернее расположено еще одно помещение, которое в XIX в. было обращено в храм во имя св. Мартина, в плане прямоугольное, с полукруглым сводом. На плане Дюбуа де Монперё хорошо видно, что восточная часть, прямоугольная, с прямой скамьей вдоль вост. стены, являлась каким-то общественным помещением, напр. обычным или праздничным архондариком. В сев.-зап. части расположена площадка, от которой начинался проход с лестницей, имевшей «16 ступеней по покрытому коридору, 44 - по открытому»; лестница выводила на плато крепости Каламита недалеко от крепостных ворот ( Аркас. 1879. С. 26). На юге пещерный комплекс замыкала прямоугольная в плане древняя трапезная со скальной скамьей-выступом вдоль стен; в зап. стене была прорублена дверь, к которой от подножия скалы вела каменная лестница; по ней поднимались свящ. Иаков Лызлов (1634), П. С. Паллас (1793-1794), А. П. Сумароков (1800). З. А. Аркас видел ее уже разрушенной (1840); к 2009 г. она была утрачена. Юж. часть Монастырской скалы. Фотография. 2005 г. Купель баптистерия храма «Атки». Фотография. 2005 г. включавший Храм с крещальней (храм «Атки»), локализован в юж. части Монастырской скалы, выходящей в Гайтанскую (Первомайскую) балку. Содержит более 30 искусственных пещерных помещений, расположенных в 4-5 ярусов. Храм описывали И. М. Муравьёв-Апостол (1823. С. 96-97), Струков (1876. С. 27), Аркас (1879. С. 25), Паллас (1881. С. 112), Бертье-Делагард (1886. С. 218-220), Могаричев (1997. С. 11-13; 2005. С. 78-79), Бобровский, Чуева (2004. С. 27-28) и др. авторы. Этот храм - самый развитый по структуре вост. части среди пещерных церквей Крыма: здесь появляется отдельный компартимент для протесиса. В плане храм одноапсидный, конха опиралась на 3 глубоко высеченные в скале ниши. Апсида имела приподнятый на 0,1 м пол с прямоугольным углублением (0,35×0,32 м) для установки престола и высокий 2-ступенчатый синтрон. Стены апсиды были расписаны фресками: «На боковой стене алтаря контуры фигур святителей в рост, по низу панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники». В центре - деисусная композиция. В смежном боковом помещении, служившем баптистерием, сохранилась купель. Дверной проем в сев. стене вел в большую усыпальницу с низким потолком и вырубленной в скальном полу гробницей, над к-рой сохранились гнезда для крепления деревянного перекрытия. В сев.-вост. стене высечены ниша и 6-строчная греч. надпись над могилой ктиторов Авраамия и Космы.

http://pravenc.ru/text/389605.html

Собор, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, расположен в вост. части монастырского комплекса. Он построен на фундаменте раннехрист. базилики (предположительно VI в.), апсида к-рой была затем включена в визант. постройку (XII в.). Ее сменил храм, возведенный во время правления династии Лузиньянов, который в 1638 г. был преобразован в 3-нефный. Согласно описанию Григоровича-Барского, тяжесть свода несли 6 колонн. В 1882 г. юж. неф был разобран. В ходе ремонтных работ в 1885 г. были обнаружены плиты с 2 надписями IV в. до Р. Х., к-рые были вделаны в наружную сторону западной стены слева и справа от главного входа. В надписях, выполненных силлабическим письмом, говорится, что на этом месте царь Пафоса Никокл в IV в. до Р. Х. воздвиг храм богини Геры. В наст. время собор представляет собой 2-нефную постройку со сводчатыми крышами. Нефы разделены арками, покоящимися на 3 колоннах. Церковь остается нерасписанной. Полукруглый синтрон и украшенные листьями аканфа фризы в апсиде и на зап. стене у входа являются фрагментами византийской постройки. В западную стену включены украшенные растительным орнаментальным рельефом колонны раннехрист. алтарной преграды. К этому же периоду, видимо, относится мраморная купель, находящаяся вне храма. Монастырский комплекс состоит из строений разных эпох. С зап. стороны находится 2-этажный корпус келий, сооруженный в 1698 г. на средства Мелетия, игум. Киккского мон-ря. После реставрации 1984-1995 гг. в нек-рых из этих келий были устроены кабинеты, кухня и трапезная. С северной стороны это здание соединяется с другим 2-этажным строением, нижний этаж которого используется как синодикон (зал торжественных заседаний), а верхний отведен под кельи. Далее расположен парекклисион во имя прп. Афанасия Афонского (XIV в.) с крестовым сводом. Видимо, прежде он использовался как монастырская трапезная. Во время реставрации, проведенной в 1964 г. Департаментом древностей, в парекклисионе была найдена серебряная монета XV в. С южной стороны мон-ря тянется ряд одноэтажных строений, сооруженных в 1820 г. игум. Киккского монастыря этномартиром Иосифом (1819-1821), к-рые в наст. время используются как кельи. Позади них расположена резиденция игумена.

http://pravenc.ru/text/293607.html

Из атриума 3 входа вели в наос базилики (размер по внутреннему периметру 27,5×15 м). Ширина главного нефа вдвое больше каждого из боковых, что типично для ранневизант. базилик. Пространство делится 2 рядами колонн, по 9 в каждом. Их ритм поддерживается парой пилястр по зап. стене, расположенных точно по линии колоннад. Внешние стены базилики украшают лопатки, к-рые точно соответствуют размещению колонн в наосе. Облицовка полов в боковых нефах каменная; центральный неф украшен мозаикой. Необычно то, что пьедесталы колонн не расположены на каменных стилобатах, а сдвинуты относительно них внутрь, сужая т. о. центральный неф. Это можно отнести к ошибке строителей, которые первоначально центральный неф слишком расширили для перекрытия. Двускатная крыша над базиликой опиралась на деревянные балки и была покрыта черепицей. Вост. часть базилики завершалась полукруглой алтарной апсидой, к-рая намного уже по сравнению с центральным нефом. Внутри апсиды располагался 3-ступенчатый синтрон с архиерейским престолом. По бокам апсида фланкировалась 2 пастофориями. Алтарная часть выделялась поднятой на 2 ступени вимой в ширину главного нефа. Вима была огорожена алтарной преградой из привозного проконнесского мрамора. В результате раскопок 1971 и 1990 гг. в боковых нефах были обнаружены свидетельства почитания святых. В полу с обеих сторон открыли реликварии, рядом с к-рыми находились небольшие алтари; погребения закрывались каменными крышками с отверстиями, через к-рые, видимо, наливали масло. В юж. части базилики была открыта могила, которая находилась там до строительства храма. Ее полы были вымощены зеленой черепицей, а стены покрыты росписями рим. эпохи (по стилю похожи на росписи здания XII в.). Вдоль юж. стены расположены сиденье, а также 2 входа, ведущие в боковую капеллу и баптистерий. От баптистерия сохранилась купель в форме креста с остатками 4 колонок для балдахина. С сев.-зап. стороны к комплексу примыкает башня, являвшаяся, возможно, колокольней. В ней были обнаружены солнечные часы. Западная церковь (церковь Нилуса)

http://pravenc.ru/text/2561798.html

Эски-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. храм " Судилище " у главных ворот Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он. Координаты: 44.606716, 33.738611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка.. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Судилище у главных ворот Пещерный храм, так называемое " судилище " , вырублен с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к главной улице. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15 x 17,5 х 2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов. С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные. В северо-восточной части - резервуар для сбора воды (по Н.Репникову) или остатки крещальни. Вода по желобку в стене стекала вниз через потолок в резервуар. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке - горло древней, очевидно раннесредневековой, зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями. Апсида подковообразная размерами 3 х 2,3 х 2м. В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине.

http://sobory.ru/article/?object=14901

            При зачистке комплекса была раскопана могила, по мнению В. Бабенчикова, переделанная из хозяйственной ямы. Причем, перед тем как яму превратили в могилу, в ней была произведена подсыпка грунтом. Учитывая, что данная вырубка расположена как раз на входе в храм (с юга) и крещальню (с запада), то представляется возможным связать засыпь ямы с сооружением крещальни и, возможно, с созданием или ремонтом церкви. В засыпи были найдены «обломки сосудов неполивных тонкостенных красной глины, поздних, и поливных, типа широких и плоских плошек на узкой подставке в 1,5-2 см с поливной ярко-зеленой, желтой и темной зелено-коричневой с рисунками. Наиболее любопытен фрагмент зеленого блюдца с отогнутыми наружу плоскими краями, с поливой, положенной на белой обмазке, на которой процарапан рисунок. Рисунок нанесен грубыми штрихами толщиной 0,003 м. По краю блюда — «елочка» между двумя параллельными линиями: в середине что-то вроде человеческой фигуры до пояса, держащей в правой руке возможно бубен».              Сведения о монастыре, основанные на данных В. Бабенчикова, приведены и в «Археологической карте» Н. Репникова.             В последующее время специальных работ, посвященных Шулдану, не было.             Как отмечалось, на территории комплекса выделяются две церкви. Церковь 1 (главный храм). В плане представляет собой вытянутый прямоугольник, перекрытый полуциркульным сводом. Алтарная часть подковообразной формы, размерами 3x2,55x3,65 м, приподнята над уровнем пола на 0,15 м. Апсида отделялась от основного помещения преградой, вырубленной в скале шириной 0,12 м и возвышающейся на 1,4 м над уровнем пола. В настоящее время сохранилась лишь часть ее у стен на высоту 0,85 м. Над алтарной преградой остались пазы для установки деревянного иконостаса, который достигал 2,5 м высоты. В полу видны подрубки для установки царских врат. В полу апсиды вырублено прямоугольное углубление для установки престола, а в нем подрубка для вложения мощей. В настоящее время от основании престола сохранились два камня. В основании апсиды стен, на высоте 1 м, помещался двухступенчатый синтрон. В центре синтрона находились «горнее место» и ниша на высоте 1,5 м для установки запрестольного образа, которые в настоящее время сильно повреждены.

http://sobory.ru/article/?object=04749

Аминь» ( Габра. 2000. С. 132). Очевидно, современный архитектурный вид храма сформировался в 1-й пол. XIV в. Храм изначально имел базиликальный план (35×15 м, высота 15 м) с 3 продольными и 1 поперечным нефами. Колоннады на пересечении образуют сложные мощные опоры, поддерживающие коробовый свод. На стенах центрального нефа сохранился клеристорий с большими окнами. Единственная апсида слегка выступает за пределы вост. стены. Ее граница четко обозначена в интерьере 3-ступенчатым подъемом, а вдоль ниши апсиды устроен синтрон. Существует мнение, что хурус был добавлен позже, в его пространстве оказались 2 крайние вост. колонны. Однако в др. ранних базиликах Египта одиночные колонны, разделявшие пространство хуруса на 3 части, образовывали бифории (двойные арочные проемы). В качестве колонн, коринфских капителей и пьедесталов использованы сполии. В отдельных случаях роль пьедесталов играют перевернутые капители. Неск. древних фустов находятся во дворе храма. Алтарная преграда выполнена из кедра с инкрустациями из слоновой кости (XII-XIII вв.). Главный престол украшен деревянным киворием на 4 мраморных колонках. Амвон современной работы сделан из дерева с имитацией геометрического и крестового узора, подобного тому, что украшает алтарную преграду. В храме хранится собрание икон, большей частью XVIII в. Церковь Пресв. Богородицы ( Эд-Дамширия; араб.  ). Араб. название церкви, принятое в 1753 г., объясняется тем, что она была отреставрирована неким выдающимся коптским мастером из Дамшира. Построенная, видимо, в VII в., церковь была уничтожена в 785 г. по приказу правителя Али ибн Сулеймана аль-Аббаса. При халифе Харуне ар-Рашиде (786-809) следующий правитель Египта Муса ибн Иса обещал коптам отстроить все, что снес его предшественник. Храм неоднократно реставрировался начиная с XVIII в., но эти работы принципиально не изменили его облик. Из всех храмов Дейр-Абу-Сайфайна эта церковь наиболее скромна и по размеру (19×11,5 м, высота 9 м), и по убранству. Она представляет собой базилику с 3 продольными нефами и 1 поперечным.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

стене 18,86 м. Размеры подкупольного квадрата по оси «восток-запад» - 6,78-6,82 м, по оси «север-юг» - 6,43-6,46 м. Собор построен в смешанной технике кладки (opus mixtum) из большеформатной плинфы (27-29 × 34-38 × 4-4,5 см) и бутового камня со скрытым рядом. В алтарной части храма находился синтрон из плинфы шириной 0,85 м с выступом для владычного места. Внешняя часть синтрона покрыта тщательно заглаженной цемяночной затиркой. В центре апсиды - прямоугольный алтарь (1,48×1,88 м), также из плинфы. Новые исследования показали, что апсиды собора не были гранеными, их фасады расчленены тонкими полуколонками диаметром 20 см. Центральная апсида имела 4, а боковые - по 3 полуколонки. Между ними с высоты 4-го ряда кладки шли уступчатые ниши. Фасады завершались равновысокими закомарами. В тимпанах боковых фасадов размещалось по 3 двухступенчатых ниши. Под окнами 2-го яруса проходил меандровый фриз из плинфы, ниже - пояс декоративных плоских ниш. Барабан купола имел 12 окон, над которыми находился пояс меандра, выше - декоративные ниши. На фасадах была применена структурная система членений (в соответствии с внутренней планировкой храма), в к-рой чувствуется рафинированность стиля. Реконструкция надвратной церкви 90-х гг. XII в. А. Реутова Реконструкция надвратной церкви 90-х гг. XII в. А. Реутова Вскоре после завершения основного объема собора у его юго-западного угла была возведена небольшая церковь (придел Входа Господня в Иерусалим - в XVI-XVII вв.). Это был 4-столпный одноглавый храм (10,8×8,6 м) с 3 апсидами (радиус центральной апсиды - 1,6 м, боковых - по 0,6 м). Считалось, что его построила кнг. Ирина ок. 1470 г. Характер конструкции и малая мощность фундамента указывают на то, что храм был одноярусным - не выше линии хор собора. Тогда же с севера и запада были пристроены притворы, перекрытые сводами 3-лопастной формы; все они выполнены из тех же материалов и с такими же технологическими приемами, что и основное ядро храма, но перекрывали его фасады, расписанные к тому времени.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Центральная апсида была соединена с боковыми маленькими арочными проемами, как у базилик свт. Епифания в Саламине (Констанции), Пресв. Богородицы и Бесплотных сил в Афендрике, а также у сир. базилик. Отсутствие таких проемов в базилике Св. Троицы, построенной ок. 425 г., позволило предположить, что базилика свт. Филона воздвигнута раньше ( Taylor, Megaw. 1981. Р. 233-235). Об этом также свидетельствует найденная под мраморными плитками пола монета имп. Аркадия (395-408) (Ibid. P. 216). В алтаре, возможно, находился синтрон. В сев. нефе были обнаружены остатки терракотового саркофага, однако нет достоверных сведений для того, чтобы считать его гробницей свт. Филона. Колонны изготовлены, по мнению Папагеоргиу, из местного мрамора ( Π[απαγεωργου] Α. Θλωνος Αγου βασιλικ, Ριζοκρπασου/ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 252), тогда как А. Миго считал, что этот розовый мрамор привезен из М. Азии ( Megaw. 1974. P. 64). Небольшой интерколумний (2,2 м) свидетельствует о том, что на колонны опирались не арки, а эпистиль (архитрав). Пол выложен разноцветными мраморными плитками в технике opus sectile, к-рая была широко распространена в М. Азии. Д. Михаилидис относит полы к VI в. ( Michaelides. 1992. P. 112), Ф. Хадзихристофи уточняет их датировку 2-й пол. VI в. и отмечает их сходство с мозаиками ц. вмч. Прокопия в Синграсисе близ Фамагусты ( Χατζηχριστοφ. 2010. Σ. 160). Обнаруженные археологами тессеры указывают на существование настенных мозаик. Возможно, вдоль сев. стены были устроены хоры. К вост. краю юж. стены базилики было пристроено маленькое помещение с апсидой (по мнению Дж. дю Плат Тейлор и А. Миго, диаконник ( Taylor, Megaw. 1981. Р. 238)), имевшее в юж. стене дверь в коридор, который вел в разные комнаты, располагавшиеся южнее, и к 2-этажному портику. Здесь, по предположению археологов, могла находиться резиденция епископа (Ibidem). К западу от помещения с апсидой находилась большая прямоугольная комната, под полом к-рой была устроена цистерна для сбора дождевой воды. Коридор вдоль зап.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Пришел к нам патриарх Кирилл. Базили советовал ему положить несколько тысяч рублей в наш государственный банк. Но его блаженство отвечал: нечего положить; в казне Св. Гроба, ведь, только 250 000 пиастров; серебра в вещах очень мало – 12 пудов в храме Гроба Господня и 2½ пуда в Крестовой церкви Константина и Елены. Банковые билеты покойного патриарха (Афанасия) известны только по слуху, а фаворский архиепископ Иерофей самоуправно распоряжался доходами с имений в Молдавии и Валахии, так что вовсе неизвестна их численность. Потом патриарх стал горько жаловаться на этого архиепископа, что он не только не повинуется ему, но делает все напротив, игуменов-управителей имений, которые присылаются из Иерусалима, сменяет самовольно и заменяет своими клевретами, не отдает, никаких отчетов в приходах и расходах, не отвечает на деловые письма своего Патриарха и Синода и употребляет все средства к тому, чтобы сделаться здесь патриархом. Консул посоветовал его блаженству отправить отсюда в Константинополь благоразумного и верного архимандрита с надлежащим уполномочием и через него потребовать отчетов от Фаворского. Но я заметил, что архимандриту неприлично судить архиепископа и что неприличие иногда раздражает самолюбие так, что от раздраженного не получишь и ответа, и наипаче тогда, когда он корыстолюбив и богат. По моему мнению, – продолжал я, – гораздо лучше было бы, если бы его блаженство сам, отправился в Константинополь на малое время и потребовал бы отчётов от своего поверенного в делах. Слова мои патриарху были слаще, меда и сота. А Базили призадумался. Полагая, что поездка патриарха в Константинополь в настоящее бурное время представляется ему затруднительной, даже невероятной, я сказал ему по-русски: Наш посланник говорил мне, что патриарх Кирилл может побыть в Стамбуле месяца дватри, но не домогался бы оставаться там навсегда. Это откровение мое пересилило сомнение консула и он тотчас объявил патриарху, что будет писать к министру Титову о крайней надобности быть его блаженству в Константинополе и что министр, вероятно, испросит соизволение на это государя императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

веч.) перерешил вопрос, завершенный накануне в 12 час. ночи, я обратился непосредственно к автору воспоминаний, указав ему на мотивы, которые заставляют сомневаться в возможности такого факта. Ген. Деникин ответил формально: «эпизод с телеграммой имп. Николая II изображен мною совершенно точно со слов покойнаго ген. Алексеева. I т. «Очерков», где об этом говорится, вышел при жизни ген. Юзефовича, бывш. ген.-кварт. Ставки, которому я в свое время сдал этот документ»... Мог бы разъяснить Базили, который, по поручению ген. Алексеева, выезжал на встречу Царя и вместе с ним прибыл в Могилев. Вот что ответил на мой вопрос Базили: ... " Сообщаемое Деникиным должно быть основано на недоразумении. Я сам беседовал тогда по этому поводу с Царем, выразил ему всю скорбь, которую вызвало у нас его решение устранить сына... Может быть, Царь высказал Алексееву сожаление, что не внял его совету отречься в пользу Ал. Ник.» 231 . Совершенно очевидно, что ни утром, ни днем 3-го Царь не думал перерешать того, что установлено было в Пскове. В 2 часа 56 мин. им была послана со ст. Сусанино в Петербург телеграмма новому государю. Она была адресована «Его Императорскому Величеству» и гласила: «События последних дней вынудили меня решиться безповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если им огорчил тебя и что не успел предупредить... Горячо молю Бога помочь тебе и нашей Родине» 232 ... Но допустим на момент психологически невероятное: Царь, действительно, передумал к моменту приезда в Могилев и вручил Алексееву ту телеграмму, которую начальник Штаба не послал «было слишком поздно». Что это? – мотив ген. Алексеева или соображения ген. Деникина? Ни армии, ни стране еще ничего не было объявлено. Опубликование манифеста было задержано, и манифест появился в газетах на другой день одновременно с отречением в. кн. Мнх. Ал. Задержку в осведомлении фронта о положении дел Алексеев считал столь пагубной, что, получив ранним утром сообщение о том, что в Петербурге обстановка изменилась, и что кандидатура Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010