О значительности и особой роли херсонской постройки свидетельствует изначально предусмотренное место для кафедры с архипастырским креслом в апсиде, откуда архиерей читал проповедь . Оно было устроенно внутри перил из двух блоков известняка в облицованном мрамором, хорошо сохранившемся вместительном синтроне в виде расположенной полукругом, монолитной четырехступенчатой каменной скамьи 760 . Синтрон имел высоту 1,4 м, глубину – 1,3 м и, важно отметить, частью, как и южные стены перекрестья храма, был вырублен из материковой скалы, некогда служившей основанием античного театрона. Его размеры, количество рядов сидений, превышающих обычное их число (2–3) в других церквах Херсона (за исключением крестовидного кафедрала на большой агоре, связанного с местом убиения высокопочитаемого св. муч. Василея), указывают на то, что он был рассчитан на особенно торжественные или мемориальные службы по некоторым дням и на значительное число церковного синклита, хорошо видного на высоких седалищах, а это сравнительно ранняя черта, как и то, что алтарь стоял перед апсидой, на границе вимы, а не внутри нее, ибо в апсиде был спроектирован монументальный синтрон 761 . Особо следует отметить также наличие столь же монументального амвона не редуцированного типа напротив главных западных дверей, расположенного точно по оси запад – восток. Его остатки в виде двух крупных, массивных мраморных блоков с карнизом по краю представляют часть высокого мраморного сооружения наиболее распространенного константинопольского типа с двумя лестницами (рис. 285). Эти следы не сохранились до настоящего времени, отчего особую важность приобретает уникальное описание, сделанное вскоре после их открытия: «С большим трудом были сняты... укрепленные на бетоне две массивные мраморные плиты, каждая 2 аршина 5,5 вершка длины м], 1,5 аршина ширины м] и 3 вершка толщины м], скошенные по длине в виде карниза (см. на плане «Б»). По бокам, то есть по граням карниза и с одной стороны..., каждая из плит была гладко отполирована, остальная же часть насечена зубаткой. Судя по центральному положению, какое они занимали в храме и по сохранившимся четырехугольным углублениям для пиронов (на одной – 4 одинарные, а на другой – 8, по две рядом), плиты эти составляли принадлежность амвона древнейшего храма и уцелели на своих местах благодаря значительной тяжести и прочному укреплению... Пространство между плитами в 2 аршина м] было покрыто мраморным полом, от которого в остальной части среднего нефа сохранились лишь одни мелкие обломки» 762 . В этом пространстве под амвоном могли находится певчие, которые перед началом богослужения, как знак для входа епископа и светских властей в церковь , запевали юстинианов гимн «Единородный Сыне» (Но monogenes Hyios), припев ко входному псалму 763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая группа памятников расположена в Кардамене: базилика Агия-Феотис (3-нефная с атриумом и мозаичными полами), базилика пресв. Фотина (сер. или 2-я пол. V в.; 3-нефная с нартексом, атриумом, баптистерием (с 2 купелями) и др. пристройками, украшена мозаиками), неисследованная базилика вмц. Варвары. В Зипари находятся 3-нефная базилика ап. Павла с баптистерием и фрагментами мозаик (кон. V в.) и 3-нефная базилика Капама (V-VI вв.) со вспомогательными помещениями с сев. стороны и с баптистерием. Она имела амвон, синтрон и мозаики высокого качества. Большинство церковных сооружений этого периода на Косе - небольшие по размеру 3-нефные стандартные базилики (напр., базилика св. Бессребреников в Андимахии, нач. VI в.). На Косе сформировалась местная мастерская мозаичистов. Наиболее хорошо сохранился мозаичный ансамбль 3-нефной базилики ап. Иоанна Богослова в Мастихари (ок. 500). Поверхность ее мозаичных полов составляет ок. 400 кв. м. Из-за отсутствия атриума 2 фонтана расположены в нартексе. С сев.-вост. стороны базилики находился баптистерий, с южной - диаконник, состоявший из 3 помещений. В алтаре сохранился синтрон и базы колонн кивория над трапезой. Фрагменты лестницы показывают, что существовали хоры. Поздневизантийская ц. Воздвижения Честного Креста Господня близ Пили построена над могилой героя Хармила (III в. до Р. Х.). Фрагменты мраморной стои, существовавшей у входа в гробницу, теперь включены в кладку ц. Воздвижения. От средневизант. и поздневизант. периодов сохранилось незначительное число памятников. Однонефный сводчатый собор монастыря Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» кон. XI в. украшен высококачественными фресками (1080-1120). В ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в местности Кардья на Нисиросе уцелели фрагменты росписей кон. XI - нач. XII в. В XIII в. был построен крестово-купольный собор мон-ря Спондон. Однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Зия расписана в кон. XIII в. Освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм XI-XII вв. в местности Монагри относится к архитектурному типу вписанного креста и имеет росписи 1-й трети XIII и XV в.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Высокий синтрон имел практическое значение - сидящий на нем епископ был хорошо виден и слышен, когда с кафедры читал проповедь. Однако высота кафедры епископа имела и символическое значение небесного престола; в отсутствие епископа на нее могло устанавливаться Евангелие (об этом сообщает, напр., Типикон Великой ц. в разделе о богослужении в Великую субботу). Высота синтрона и дала Г. м. его название. В послеиконоборческое время в связи с развитием иконостаса и сокращением размеров храмов необходимость в высоком синтроне отпала. С X-XI вв. синтроны делают в одну ступень, но центральное место по-прежнему занимает стационарная архиерейская кафедра (напр., так устроено Г. м. в соборе Св. Софии в Киеве; о Г. м. в древнерус. храмах см.: Голубинский. История РЦ. Т. 1-2. С. 176-181; Чукова. С. 82-103). Иногда в храмах делали настолько узкие синтроны, что для сидения они использоваться не могли и имели исключительно символическое значение. Этот процесс, по мнению Т. Мэтьюза ( Mathews. 1982), был связан с изменением роли проповеди, к-рую заменило чтение учительных текстов, а также с сокращением числа участвовавших в службе клириков. К XIV-XV вв. стационарный синтрон практически исчез, вместо него во время Божественной литургии на Г. м. стали устанавливать переносные скамьи для священников, а при архиерейском богослужении - переносное кресло. Горнее место в храме Христа Спасителя в Москве. Службу возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Горнее место в храме Христа Спасителя в Москве. Службу возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II В совр. правосл. богослужении Г. м. имеет литургическое значение как место пребывания священнослужителей во время чтения Апостола и Евангелия за Божественной литургией. Переход на Г. м. в чине литургии сопровождается священнодействием: во время пения Трисвятого священнослужители целуют св. престол и диакон говорит предстоятелю:    . Предстоятель отвечает:           (в дониконовской рус. практике предстоятель отвечал:                      , затем диакон говорил:             - и предстоятель отвечал:          ) - и вместе с диаконом идет к Г.

http://pravenc.ru/text/166223.html

Полное систематическое изучение памятника стало возможным после реставрационных работ, проведенных по инициативе архиепископии и Департамента древностей Кипра. После землетрясения 1941 г. нек-рые участки кладки в вост. части церкви и в куполе были укреплены бетоном. В 1949 г. то же было сделано в зап. части здания. В 1950 г. реставрационные работы возглавил А. Х. С. Миго. В 1950 г. он раскрыл большую часть мозаик, в 1952 и 1954 гг. расчистил и укрепил их. Работы были завершены в 1970 г. Исследования, проведенные во время реставрации, позволили воссоздать сложную историю строительства К. ц. Согласно реконструкции Миго, первоначальная церковь была возведена в кон. V в. и представляла собою 3-нефную базилику со стропильным перекрытием, с 1 или 3 апсидами, с колоннадами, разделявшими нефы, и, возможно, с атриумом. В апсиде базилики находились епископский престол и синтрон (их убрали между 1914 и 1920, но их изображения были опубл. Смирновым - Смирнов. 1897. С. 68, 71). Синтрон не был полукруглым: к трону вели 3 широкие прямые ступени. Формы неск. капителей, оставшихся от колонн первоначальной базилики, также соответствуют датировке кон. V в. В начале правления имп. Юстиниана I (возможно, ок. 526-530, после сильного землетрясения, разрушившего мн. здания на Кипре) базилика была отремонтирована (неф отделен от вимы триумфальной аркой) и украшена мозаиками. Вероятно, после первых араб. набегов (не ранее 700) колоннады были заменены аркадами на столбах с приставными пилястрами; скорее всего в это время был устроен 3-частный алтарь с проходами в диаконник и жертвенник, сделанными в стенах вимы. Возможно, тогда же над вимой было возведено высокое перекрытие, либо стропильное, либо купольное. Аналогичная реставрация базилики св. Епифания в Саламине косвенно подтверждает дату 1-й перестройки К. ц. в нач. VIII в. В результате 2-й перестройки, которую на основании стилистического анализа можно отнести к XII в., храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды). Над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах (ныне существующий купол относится к одной из следующих перестроек). Тогда же добавлен нартекс. Сохранились некоторые фрески этого периода: вмц. Варвара в одной из арок и арх. Гавриил в юж. нефе. Эти росписи были выполнены в XII в., на завершающей стадии работ по обновлению храма. Именно в этот период на Кипре наибольшее распространение получили купольные церкви.

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Черкес-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. Храм Донаторов Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он, с. Красный Мак Координаты: 44.611507, 33.726932 Проезд:Автобус Бахчисарай - Красный Мак, далее пешком почти до Эски-Кермен, через ворота частного хозяйства по соседней балке до разветвления, 100 метров вправо и затем в гору влево (есть отчетливая тропа). На своем автомобиле можно доехать до ворот частного хозяйства Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Храм Донаторов " находится в верховьях балки Черкес-Кермен. Храм получил свое условное название по сюжету росписей, изображающих семью донаторов, или ктиторов, церкви. Церковь подпрямоугольней формы, размерами 5,1х3,2х2,5м. Апсида подковообразная (1,5х1,8х2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который " встроен " престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59х0,5х0,14м нижняя и 0,66х0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37х0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32х0,3м. Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка. В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м. В юго-западной половине - дверной проем шириной 1,7м.

http://sobory.ru/article/?object=04741

Афанасием Афонским, но в то же время его декор трактован сложнее по сравнению с др. совр. греч. постройками, в к-рых пилоны прямоугольны, а стены лишены пилястр. Интерьер храма Протата Интерьер храма Протата Наиболее существенная перестройка была проведена в кон. XIII в. (после 1282). Судя по всему, уже тогда выявились серьезные проблемы с фундаментом здания, поставленного на глинистые грунты, и ради прочности архитектура храма была упрощена. Были ликвидированы повышенные рукава трансепта, и боковые части храма были перекрыты продолжением кровли центрального нефа; в связи с ликвидацией клеристория и трансепта освещение храма ухудшилось ( Αμπνης. 2003. Σ. 74). Были повышены главная апсида и апсида диаконника. Внутри были уменьшены арки, ведущие из трансепта в боковые компартименты. После перестройки храм ок. 1290 г. был расписан. В 1508 г. на средства молдав. господаря Богдана III Слепого нартекс был надстроен галереей с парекклисионом св. Иоанна Предтечи. Для соединения галереи с храмом в зап. стене последнего были сделаны арки, что привело к утрате находившихся там росписей Панселина. Фрески апсиды погибли, видимо, в результате протечек («Платитера» в конхе и «Благовещение» над ней выполнены в XVII в.). В 1534 г. прот Серафим пристроил с сев. стороны 2-этажную галерею, открытую в нижнем ярусе и закрытую в верхнем. Тогда же была сооружена колокольня (отремонтирована в 1761). Внутри церкви воздвигли поддерживающие стены, замуровали окна сев. стены, но при этом растесали неск. новых окон и дверей. По-видимому, именно в это время черепичное покрытие кровли было заменено шиферным. Новый деревянный иконостас установили перед древней мраморной алтарной преградой. В 1801-1802 гг. была сооружена новая кровля, и при этом был сделан невысокий ярус клеристория, что существенно улучшило освещение. В 1890 г. пол покрыли новыми мраморными плитами. В нач. ХХ в. стены были оштукатурены. В 1925 г. синтрон облицевали новым мраморным покрытием и установили епископский трон. На синтроне помещена икона Божией Матери «Достойно есть» .

http://pravenc.ru/text/1681041.html

План «лаодикийской базилики» «Лаодикийская» базилика была раскрыта в 2010 г. Это наиболее роскошный и лучше других сохранившийся христианский храм Л. Вероятно, он служил кафедральным собором (общие размеры комплекса 40,85 ´ 37,5 м; размеры наоса 29,6 ´ 34,5 м). Трехнефная базилика была ориентирована на юго-восток. Вост. стена имела прямую форму, так что апсиды снаружи не были видны, и это характерная черта малоазийской ранневизант. архитектуры. Храм имел весьма необычную форму. Боковые апсиды (пастофории) имели прямоугольную форму. Кроме того, основной наос по бокам был оформлен еще 2 рядами апсид (полукруглых ниш) по 4 с каждой стороны (в сев. и юж. стенах наоса). Др. пара подобных ниш оформляла боковые стенки нартекса. Нефы разделялись 2 рядами массивных столбов, по 5 в каждом ряду. Столбы достигали в высоту 5 м и служили опорой для арочных перекрытий, поддерживавших клересторий и деревянную крышу храма. Алтарная часть отделялась от наоса парапетом; в центре находилась вима прямоугольной формы (5,6 ´ 8 м). От алтарной преграды сохранились лишь небольшие осколки мраморных плит с орнаментами. В центральной апсиде размещался 3-ступенчатый синтрон. В центре наоса, отдельно от алтаря, был расположен амвон, также приподнятый на подиум. По остаткам напольной мозаичной надписи удалось определить, что амвон ремонтировали в 492 г. Баптистерий находился в помещении в сев.-вост. части комплекса (5,5 ´ 5,5 м) и соединялся с алтарным пространством через дверь. При этом наряду с купелью в баптистерии была выстроена апсида, обращенная на юго-запад, в сторону главного алтаря храма. Подобным образом с юга к храму также примыкала часовня, апсида которой была обращена на северо-восток. Пол центрального нефа был покрыт мрамором в технике opus sectile. В боковых нефах и нишах сохранились фрагменты напольной мозаики в основном с растительным и геометрическим орнаментом. В 1-й нише с юж. стороны сохранилась надпись с именем протодиак. Поликарпа; во 2-й, соседней с ней, нише - надпись с именем диак. Александра, которые, вероятно, вносили средства в создание мозаик. На остатках стен базилики есть также неск. фрагментов фресковой живописи, содержащей архитектурные композиции и растительный орнамент. Весь комплекс окружали многочисленные подсобные и хоз. помещения. Обращает на себя внимание сходство планов «лаодикийской» базилики и здания «С» с апсидой в центре города.

http://pravenc.ru/text/2463113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСИДА [греч. ψδα, лат. absida, concha - дуга, арка, свод], архитектурная форма; полукруглая, прямоугольная или граненая в плане ниша, увеличивающая пространство помещения и перекрытая конхой или сводом. Изначально слово «А.» (от ψδα - свод) представляло лат. эквивалент (apsida; впервые у Павлина Ноланского) греч. слова κγχη - конха (впосл. принято для обозначения полукруглого сводчатого завершения А.). Позже слово «А.» утвердилось как основное для описания таких архитектурных форм на Западе, откуда в XIX в. проникло в рус. обиход (в визант. книжности широкого распространения не имело, в древнерус. текстах не встречается). Наиболее важная функция а. в христ. храме - завершение алтарного пространства, в к-ром расположены горнее место , синтрон , епископский трон. Распространение А. в раннехрист. архитектуре объяснимо тем, что ее формы ассоциировались с рим. арками триумфальными и более универсальными почетными балдахинами, символизировавшими триумф и небо, свод А. (конха - букв. раковина) - с такими элементами древнерим. архитектуры, как экседры с раковинообразными завершениями, к-рыми украшались нимфеи, базилики, термы, погребальные сооружения, а также места собраний христ. общин. Имп. семантика формы А. в христ. контексте с IV в. проецировалась на Иисуса Христа и соответственно - на епископа; присутствие архиерея во время совершения таинств Крещения и Миропомазания предполагало включение А. в архитектуру баптистерия. Блж. Симеон , архиеп. Фессалоникийский († 1429), дал следующее символическое толкование А., называемой им «приалтарным полукружием» (μκυκλον το βματος): «Поелику алтарь здесь знаменует небо, то он и имеет вид полукружия; и это бывает повсюду во всех храмах, в знаменование горних небес» (О священном храме. Гл. в рус. пер. 107). Существуют 2 исходные, восходящие к позднеантичной архитектуре формы алтарных А.: полукруглая, выступающая наружу (ц. ап. Петра в Риме, IV в.) и полукруглая изнутри, расположенная между пастофориями, не выступающая наружу (Гроба Господня храм в Иерусалиме, IV в.), характерная для памятников Сирии (ц. Умножения Хлебов и Рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве), V-VI вв.). Первая могла заменяться прямоугольным изнутри и снаружи выступом (ц. Санти-Феличе э Фортунато в Виченце, V в.); вторая - тремя прямоугольными изнутри помещениями, скрытыми снаружи алтарной стеной (ц. в Дар-Ките, VI в.), как в целом ряде сир. построек. Сочетание этих форм позволяло создать более сложные формы алтарного пространства (важнейшая - алтари-триконхи, впервые в ц. Белого мон-ря (Дейр-эль-Абъяда) (Египет), V в.).

http://pravenc.ru/text/75794.html

В древнерус. источниках в отличие от визант. юж. апсида не носит названия Д. до XVI-XVII вв., когда началась унификация литургической терминологии по греч. образцу (см.: Мусин. 1999. С. 14; следует также отметить нек-рую неустойчивость древнерус. терминологии; см.: Шалина. С. 567-568). До XVI в. включительно юж. апсида обычно именовалась кутейником - из-за связи этого пространства в древнерус. традиции с заупокойным богослужением. В домонг. время во мн. рус. храмах алтарной преградой была закрыта только центральная апсида (см.: Чукова. С. 36), тогда как в открытой для входа мирян юж. апсиде располагался стол для приношения кутьи и иных пожертвований (свечей, просфор, различных съестных припасов - см., напр., 38-й из Ответов еп. Нифонта Новгородского на «Вопрошание Кирика» (ПДРКП. Стб. 32)) и записок для заупокойного поминовения на литургии; возможно, здесь же совершались и собственно заупокойные последования. Практика использования кутейника сохранялась на Руси и в послемонг. время, несмотря на повсеместное распространение алтарных преград, закрывающих все 3 апсиды. Так, среди постановлений Стоглавого Собора (1551) говорится о том, что в алтарь и жертвенник нельзя вносить ничего съедобного, кроме необходимых для совершения Божественной литургии просфор, вина, теплоты и проч. (Стоглав. Гл. 12), но сразу после этого дозволяется вносить на Пасху различную пищу в «другой олтарь» (т. е. в малую апсиду - иными словами, в Д., поскольку в жертвенник вносить пищу нельзя; обозначение Д. или жертвенника как «второго олтаря» встречается и в древнерус. Служебниках), в др. дни дозволяется вносить в него кутью и проч. и петь в нем малые панихиды (Стоглав. Гл. 13). В юж. апсиде древнерус. храмов иногда устраивались захоронения. Такие захоронения недавно исследованы в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (см.: Козак). Эта традиция сохранилась и в позднейшее время, когда юж. апсида уже была отделена иконостасом. Так, Иоанн Васильевич Грозный создал свою усыпальницу в юж. апсиде Архангельского собора Московского Кремля. Здесь же находятся захоронения его сыновей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича ( Бусева-Давыдова. С. 115-120).

http://pravenc.ru/text/171917.html

ряду построек. Храм имеет кубовидный объем с невысокой 4-скатной кровлей, увенчан достаточно крупной луковичной главой на 8-гранном барабане; апсида прямоугольная в плане, со скошенными углами; с запада пристроена трапезная и 2-ярусная колокольня, увенчанная шатром с луковичной главкой. Храм оштукатурен, украшен по углам объемов пилястрами с декоративными нишами, стрельчатыми окнами (2 - на сев. и юж. фасадах, по 1 - на боковых гранях апсид, стенах трапезной и колокольни) и арками звона. К архитектуре этого храма близок типовой проект губ. архит. И. Каленкевича, использованный при постройке церквей Крестовоздвиженской в дер. Головачи и св. кн. Александра Невского в дер. Индуре (обе 1881, проект 1877). В отличие от церкви в Олекшицах эти постройки имеют большие 5-гранные апсиды, иное оформление: более развитые карнизы с филенчатым фризом, килевидное обрамление окон и арочных проемов звона. Типологически отличаются от перечисленных построек церкви с планом в виде креста. Так, ц. Преображения Господня в пос. Острына (1875) имеет центральный кубовидный объем со скошенными углами, к к-рому примыкают равные вост. (апсида), сев. и юж. (приделы) и удлиненный зап. (трапезная) рукава креста. Над средокрестием помещен 8-гранный с заломом шатер с луковичной главкой. С запада пристроена 3-ярусная колокольня, увенчанная шатром. Храм сложен из бутового камня, декорирован белеными деталями: пилястрами по углам объемов, городчатыми фризами, обрамлениями арочных оконных проемов. Аналогичная композиция характерна для ц. св. Иоанна Предтечи в дер. Лунна (1886): шатер на высоком световом барабане, полукруглая апсида, примыкающая к вост. рукаву планового креста, звонница, помещенная над трапезной; особенностью являются округлые пристройки в углах рукавов планового креста. Среди построек 2-й пол. XIX в. выделяется монументальный каменный 5-главый храм Преображения Господня в дер. Деречин (1863; обновлен в 1868); центральный кубовидный объем имеет план типа вписанного креста, к нему с востока примыкает прямоугольная в плане апсида, с запада - симметричный апсиде притвор, сообщающие постройке крестообразную композицию.

http://pravenc.ru/text/168161.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010