Иерусалим 13 октября 1853 г. – 8 мая 1854 г. Октябрь, 13. Вторник . Наконец, сегодня в три часа пополудни австрийский консул Пиццамано 81 лично объявил мне вот что: Россия воюет с Турциею; он из Бейрута получил предписание покровительствовать русским в Иерусалиме в течение шести месяцев; консул Базили уедет в Ливорно на французском пароходе в следующее воскресенье; вице-консулу Марабути дана рассрочка на 10 дней; потом и он должен оставить Яффу и ехать в Грецию 82 . 15. Четверток. Консул Базили письмом от 10 октября, за 175-м, уведомил меня, что он по случаю войны России с Турцией удаляется в Ливорно и что все русские, проживающие в Палестине, поручены покровительству австрийского консульства. Из письма его видно, что не получил никакого особенного приказания касательно нашей Духовной Миссии в Иерусалиме. Посему я не знаю, что делать в настоящих затруднительных обстоятельствах. Мысль ехать в Грецию, по совету Базили, ослабляется мнением, как бы эта поездка не почтена была своеволием. А намерение остаться в Святом Граде уничтожается и страхом от врагов, и мучительностью от перерыва сношений с начальством, и предвидением неблагоприятного нам наушничества здесь латинских монахов и английской духовной миссии, и французского посольства, и, наконец, безденежьем. Ибо мне и сотрудникам моим высланы окладные деньги только за январскую треть сего года, которых, разумеется, недостаточно для нашего содержания не только в следующем, но и в текущем году. 18. Воскресенье. В Святогробском храме прочитан был фирман о войне России с Турцией, и здешним христианам внушено молить Бога о даровании султану победы над нами. Одначе, ничья молитва не вознеслась к небу. 31. Суббота. После вечерни я передал Архангельский монастырь в заведование патриаршего наместника. Ноябрь, 4. Середа. А моя учебная попечительская деятельность отцвела. Сегодня я в последний раз заседал в ефории и ввел преподавание географии в народном училище. По моему настоянию открыта школа в деревне Бет-Сахуре близ Вифлеема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вслед за помянутым предписанием Вашего Сиятельства поступил сюда новый рапорт из Бейрута, где консул Базили, после дополнительных с иерусалимским духовенством объяснений, представлял о перемене одного из определенных первоначально монастырей, извещая вместе с тем, что греческие духовные старейшины лучше желали бы принять на свое иждивение починку и что вместо турецкого контракта приличнее было бы ограничиться непосредственным на письме условием с Иерусалимским Патриаршим Престолом или Синодом. Между тем наступили прошлогодние политические в Сирии события. Они принудили миссию отсрочить до другого времени исполнение вышеписанных предначертаний министерства. Но коль скоро участь Сирии решилась, я не преминул в начале текущего года войти с Иерусалимским Патриархом в переговоры, происходившие преимущественно чрез архиепископа Фаворского Иерофея, лично известного в России. Свидетельствуя живейшую готовность содействовать без потери времени к исполнению благочестивых видов нашего правительства, с тем чтобы определяемые поклонникам нашим пристанища навсегда были отведены в исключительную их пользу, – Патриарх, однако же, убедительно настоял, чтобы расходы на починку произведены были на счет иерусалимского духовенства, желающего сею малою жертвою доказать свою признательность к многочисленным благотворениям в России. Снабжение монастыря домашней утварью он согласился оставить на попечении нашем. Патриарх отклонил равным образом заключение контракта по турецкой форме. Из числа же назначенных вначале двух монастырей: святого Феодора и святого Авраамия, Его Блаженство предложил вместо последнего монастырь святой Екатерины, с тем чтобы в нем помещать женщин. Полагая, что существенная цель Высочайшего Двора будет вполне достигнута, даже с некоторой для казны экономиею, коль скоро мы получим от Иерусалимского Престола и Синода письменное в таком смысле удостоверение, и что по сей причине бесполезно стеснять Патриарха лишнею строгостью форм, я в начале минувшего марта сообщил г-ну Базили приобщаемые здесь в копии как наши предложения, так равно и патриарший на них отзыв, и предоставил сему консулу, сообразя местные удобства, согласиться с Иерусалимским Синодом о выборе монастырей, а также и о всех прочих распоряжениях к приведению в действо обещаний Патриарха. Вместе с тем я пригласил г-на Базили сообразить наилучшие меры для закупки пожитков, необходимых для пристойного помещения наших богомольцев, и представить мне счет потребных на то расходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Приняв в руководство данные его предместнику неоднократные предписания министерства о совершенном отделении в Иерусалиме мужчин от женщин, коллежский секретарь Базили решился немедленно привести меру сию в исполнение. А как греческому духовенству принадлежат весьма многие монастыри, остающиеся незанятыми, то по его настоянию отведен для помещения поклонниц монастырь святого Авраама, смежный с храмом Гроба Господня и представляющий то важное удобство, что живущие в нем могут сообщаться с церковью и не имеют надобности проходить по улицам, весьма опасным во время заразы. Переведя в оный женщин, консул Базили оставил мужчин в монастыре святого Феодора и, избрав из среды их отставного гвардейского унтер-офицера Туманцева 34 , известного своею доброю нравственностью и благочестием, поручил ему надзирать за поведением поклонников и удерживать их от всякого предосудительного поступка. Сею благоразумною распорядительностью положена преграда существовавшим беспорядкам, и возникавшие прежде на молельщиков наших жалобы в последнее время совершенно прекратились. Свидетельствуя о том, консул Базили изъясняет, что занимаемые ныне поклонниками нашими два монастыря хотя и лучше прочих зданий, принадлежащих в Иерусалиме православному духовенству, но, тем не менее, находятся в совершенной ветхости и едва обитаемы в зимнее время. При существовавших прежде со стороны турецкого правительства строгих запрещениях производить поправки в церковных зданиях, почти все они пришли в разрушение и с трудом поддерживаются единственно для принятия поклонников, ибо число греческих иноков, в прежние годы весьма значительное, ныне очень ограничено. Не имея денежных средств, греческое духовенство, при искреннем усердии к России, не может произвести на свой счет самых необходимых поправок в монастырях святого Авраама и святого Феодора, а потому помещаемые в оных поклонники наши подвергаются влиянию неблагоприятного климата и нередко испытывают тяжкие болезни. В прошедшем несколько человек умерли, несмотря на доставленные им медицинские пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пристань у Смирны. День 27-й. Я в Родосе. На этом острове, по словам здешнего митрополита Иакова, находится 18 000 православных христиан в сорока деревнях. День 30-й. Якорь брошен в пристани Бейрутской. Прощай море! Привет мой Ливану! Отсюда недалеко до Святой Земли. Бог милостив, увидим ее [паки] и водворимся на Сионе. Февраль, день 2-й. Вчера мы после пешешествия по морю у мелководного берега Бейрутского на ногах не своих, а арабских, поместились в просторной горнице архиепископского дома. Преосвященный хозяин, Вениамин, обозревал свою епархию. Но и без него нам было тепло, покойно и не голодно. Сегодня навещали меня попечитель бейрутского училища Нам-Трад и протосингел архиепископа, отец Иоаким иеромонах. От них я узнал вот что. От первого. На содержание названного училища наш консул Базили дает 4000 пиастров, архиепископ Вениамин 5000 п., из доходов кафедральной церкви уделяются 3000 пиастров, а от Иерусалимской патриархии не получается ни один грош. Назад тому полгода, хотелось Траду учредить в Бейруте особую школу для образования судей православного вероисповедания на Ливане, так как они уже допущены Портой, и на содержание сей школы жертвовал ежегодно 1000 пиастров. Но преосвященный Вениамин не согласился на это и уведомил консула Базили, что Трад под предлогом оной школы посягает на доходы ливанских монастырей. Базили сначала и ответил было его преосвященству, но впоследствии разуверился. Однако судейская школа не открыта. В Бейруте православных христиан 5000 душ, а униатов не более 1000, но и у них есть свой епископ. Так же и марониты, живущие в этом городе, имеют своего архиерея. Протестантская миссия состоит под начальством Томсона и Шмита. Шмит очень хорошо говорит и проповедует по-арабски. Протосингел Иоаким сообщил мне другие новости. В Бейруте удерживается древний обычай крестить младенцев накануне Богоявленьева дня. Ежели они родились за два месяца до сего праздника, то родители откладывают крещение их до наступления его, но слабых младенцев крестят тотчас. В сирийских церквах при освящении даров иные священники произносят моление: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа и проч., а иные не произносят. Ατ λγια, – говорил Иоаким, – δν εναι ες τν δρμον, т. е. эти слова тут некстати. Бейрутские иереи перестали брить свои головы и волосы зачесывают по-нашему. Теперь и у детей не у всех выбриваются лбы с оставлением небольшого клочка волос над челом, по подражанию-де отроку Иисусу-назарею. На Ливане уцелели те самые кедры, о которых сказано в Псалтири: их же Бог насади 177 . Стало быть, они еще допотопны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

268 Речь идет об избрании Патриарха Иерусалимского в 1845 г., когда Константинопольский Синод предпринимал усилия провести своего кандидата на Иерусалимский престол и воспрепятствовал избранию архиепископа Фаворского Иерофея, еще при жизни патриарха Афанасия назначенного его преемником. С целью не допустить константинопольского вмешательства российские дипломаты пошли на отказ от «своего» ставленника Иерофея и согласились на выдвижение другого, но непременно иерусалимского, избранника. Им стал патриарх Кирилл II. 269 Сенявин Лев Григорьевич (1805–1861 г.) – дипломат, государственный деятель. На службе в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел с 1822 г. На протяжении почти 20 лет во многом определял политику России на Ближнем Востоке, занимая посты вице-директора Азиатского департамента (1837–1841), директора департамента (1841–1849), товарища министра иностранных дел (1850–1856). Сенатор (1850), член Гос. Совета (1856). 270 Речь идет о митрополите Бейрутском Иерофее, назначенном в Бейрут константинопольским Синодом, вопреки воле народа и самого Патриарха Антиохийского Мефодия. Это «неуместное и обидное, – по оценке Базили, – вмешательство Синода в Константинополе» имело печальные последствия: цветущая до того Бейрутская епархия пришла в полный упадок из-за конфликта ливанских горцев со своим архиереем. Более того – архиепископ Бейрутский стал добиваться избрания его на Антиохийский престол. «Долгом считаю, – писал генконсул К.М. Базили посланнику в Константинополе В.П. Титову, – довести до сведения Вашего Превосходительства, что на днях дошли до меня слухи о происках Епископа Бейрутского Иерофея, дабы стяжать Патриарший сан. Не стану судить о личных качествах сего епископа. Жалостное положение, в которое происки его и его управление ввергли Бейрутскую епархию, самую цветущую из Антиохийских епархий под незабвенным его предшественником, последовательные роковые ошибки, проступки и легкомыслие, коими вооружил против себя даже ту самую партию, которая так упрямо домогалась его назначения противу воли Патриарха, – уже достаточно изображают мужа сего. Еще недавно усталость возженных им в народе страстей внушала всем благомыслящим людям надежду, что наступала пора к примирению с ним горцев, которые доселе его не признают и не дозволяют поминовения его имени в церквах» (донесение К.М. Базили В.П. Титову. Мар-Илиас-Шуер на Ливане, 25 июля 1850 г.//АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 146 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из более ранних патриархов антиохийских упомянем только о двоих – деде и внуке, Макарии и Кирилле (16481720 г.). Макарий, очень ревностно объезжал свой патриархат с целью между прочим „собрать положенные денежные взносы с своей паствы“, так однажды на такого рода объезд он употребил почти целый год 500 ; о нем известно, что он был богат. А относительно его внука, Кирилла, в одном источнике читаем: „он собрал достаточное богатство частью из доходов престола, а частью из наследства деда его Макария, а остальное из других источников“ 501 . Значит в XVII и XVIII веках Антиохийская патриархия могла быть состоятельною в материальном отношении. – Что касается века, то судя по известиям, относящимся к 40-м годам, материальное положение патриархии было очень неблестяще. Автор сочинения: „Сирия и Палестина“, Базили, утверждает, что „доходы Антиохийского патриархата (указанного времени) простирались до 3 000 рубл. в год, причем половина этой суммы поступала с двух („преклоненных“) монастырей, находившихся в Дунайских княжествах“ (Автор подробно исчисляет, из чего слагался весь доход патриарха). Базили не забывает упомянуть, что бедный патриарх от одного сельского монастыря получал ежегодного взноса по три рубля 502 . Так ли была бедна Антиохийская патриархия, в указанное время, как говорит автор – не знаем: но принимая во внимание то, что Базили – грек и желал покрыть греческих иерархов Сирии и Палестины ореолом убожества (это видно изо всей его книги), а так же и то, что имеем в виду сказать сейчас о материальном положении той же патриархии в это же время и позже, полагаем, что он говорил не всю правду. Преосвящ. Порфи- —620— рий, упоминая о состоянии патриархата того же периода времени (40-х годов), пишет, что „все сирийские монастыри имеют имения и доходы и могут содержать монахов и училища“. При существовании достаточных монастырей, из которых часть была патриаршими, антиохийский иерарх не мог испытывать скудости. Об этом ясное свидетельство находим у того же автора. Его уверяли, что патриарх (Мефодий) из 130 000 пиастров, составлявших годичный доход Белемендского монастыря, брал в свое распоряжение 100 000 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На рубеже II-III вв. как на Востоке, так и на Западе появляются христианские храмы, как здания, специально построенные для совершения богослужения. Из Священного Писания видно, что в синагогах Писание читалось стоя, а истолковывалось сидя. Евангелист Матфей говорит о том, что Христос Спаситель произносил Нагорную проповедь сидя ( Мф.5:1 ). Евангелист Иоанн Богослов также говорит о том, что Господь проповедовал в Иерусалимском храме сидя ( Ин. 8, 2 ). Вполне очевидно, что в домашних церквах апостолы, а затем и их ученики также произносили свои поучения сидя. В Древней Церкви во время храмового богослужения епископы также произносили проповеди, сидя на своей кафедре в алтаре. В III–VII вв. алтарь обычно был отделен от основной части храма невысокой перегородкой, на которой могла быть установлена решетка. Иконостасов, закрывающих алтарь от взора молящихся, тогда еще не существовало. В восточной части алтарной апсиды (между престолом и восточной стеной) располагалась кафедра (греч. καθδρα, слав, седалище) епископа, к которой с двух сторон примыкали скамьи для пресвитеров (в современной литературе они обычно именуются «синтроном», от греч. σνθρονος – сопрестолие). С VI в. в Византии кафедра епископа и синтрон представляли собой каменную конструкцию в виде амфитеатра. На верхней ступени этого амфитеатра располагалось седалище епископа, рядом с которым восседали пресвитеры. Сохранившиеся с тех пор синтроны позволяют сделать вывод, что кафедра епископа находилась на весьма значительной высоте (до 2 м). Например, в константинопольском храме святой Ирины синтрон настолько высок, что под ним сделан проход вдоль стены апсиды. Именно из-за своей высоты епископская кафедра получила наименование горнего места (греч. νω καθδρα, буквально верхняя кафедра). На таком возвышении епископ был хорошо виден всем молящимся. Именно с этого возвышения он обращался к собравшимся в храме со словом назидания. Когда с кафедры звучала проповедь, народ подходил вплотную к алтарной преграде, чтобы лучше слышать проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Синтрон выражает не только эсхатологическое измерение литургии, но, кроме того, и другое понятие, связанное с литургией, а именно «общность». Епископ поднимался на синтрон не один, но в сопровождении пресвитеров, потому что два эти чина духовенства существуют один в пределах другого, два различных и отличных друг от друга чина, но взаимозависимых и интегрированных друг в друга. Епископ и пресвитеры вместе возглавляют собрание верных и выражают священность евхаристического предстояния как единство и разнообразие в одно и то же время, как тайну сходства и различий, общности и непохожести одновременно. Епископ и священники в этом случае – изображение триипостасного способа бытия, в котором единство и разнообразие являются онтологически совместимыми, поскольку каждое является частью другого 633 . 4. Великий вход Великий вход был истолкован как символ входа Господня во Иерусалим, Его погребения или, в более общем смысле, Его пути на Страсти. Однако сопровождающие это священнодействие молитвы священника, которые являются одним из самых древних элементов литургии, никак с этим не связаны. То же можно сказать и о Херувимской песни, которая была добавлена позднее, и о еще более поздних прошениях диакона. А тропари, взятые из служб Страстной седмицы, были добавлены, чтобы исправить это несоответствие. Возможно, именно поэтому молитвы верных перед великим входом стали читать вполголоса, а греческая православная Церковь много лет подряд пропускала их совсем, хотя они точно выражают значение этой части литургии. Наиболее очевидным примером несоответствий в чине литургии, вызванных утратой первоначального смысла отдельных священнодействий, являются следующие за великим входом диалоги между епископом и пресвитерами (либо между предстоящим и сослужащими пресвитерами или же между пресвитером и диаконом). Согласно общепринятому чину литургии, после внесения Святых Даров и их поставления на престол пресвитеры, целуя руку епископа, говорят: «Помолися о нас, владыко святый». И епископ отвечает: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышнего осенит вас». Когда священник служит с диаконом, диакон говорит: «Помолися о мне, владыко святый». И священник отвечает: «Дух Святый найдет на тя...».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1904. С. 31-53; Айналов. 1905; Бертье-Делагард. 1907; Якобсон. 1959. С. 198-204, 237-246; Домбровский, Паршина. 1960; Лосицкий. 1988; Домбровский. 1993; Он же. 2004. С. 65-86; Тункина. 2002. С. 508-527; Завадская. Еще раз о датировке. 2003; Сорочан. 2005; Он же. 2009; Хрушкова. 2005. С. 393-420; Она же. 2007; Виноградов. 2009). Храм 27 открыт в 1827 г. (тогда его стены достигали 3 м), сохранились синтрон, мраморный амвон, мозаичный пол, каменные гробницы у стен. По сторонам алтаря находились 2 пастофория: южный - сводчатый с апсидой и северный, вероятно более поздний,- прямоугольный. Храм отождествили с ц. св. Василия, где, согласно нек-рым летописям, был крещен равноап. кн. Владимир. После дополнительных раскопок, выявивших остатки еще неск. церквей, включая ранневизант. базилику 28, на агоре в 1861-1891 гг. возвели собор во имя равноап. кн. Владимира, в его нижнем храме экспонируются реконструированные остатки крестообразного храма. Храм с ковчегом 19) являлся культовым центром юж. района города. Сооружен не ранее VI в. около оборонительной стены (куртина 15) над засыпанными остатками античного театра IV в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х. В 1897 г. под плитой престола был обнаружен серебряный реликварий с частицами мощей, завернутыми в ткань (1000-летие русской худож. культуры. М., 1988. С. 172, 371, 380. Кат. 217; Наследие. 2011. 97), получивший наименование «херсонесская мощехранительница» (сер. VI в., ГЭ). Стенки реликвария украшены штампованными крестами и медальонами с погрудными изображениями Христа, апостолов Петра и Павла, Богоматери, 2 архангелов и 2 юных святых (вероятно, Сергия и Вакха). На дне и внутренней стороне крышки - 4 клейма с монограммами имп. Юстиниана I. Реликварий изготовлен в К-поле. Большинство исследователей датируют по нему строительство храма. В полукруглой апсиде церкви сохранился 4-ступенчатый синтрон с архипастырским креслом. На мраморном полу в центре храма в год открытия были зафиксированы остатки мраморного амвона к-польского типа. С обеих сторон алтарной части находились пастофории.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

2. Вход на литургию и малый вход Первоначально фундаментальный акт собрания верных выражался первым входом на литургию, который сопровождался чтениями. Этот вход, однако, впоследствии превратился в процессию внутри Церкви, и более того, в процессию перед иконостасом; речь идет о том, что мы сегодня называем малым входом. Когда-то это было началом Святой литургии 632 . Согласно рукописям и святоотеческим писаниям, так называемый Малый Вход был просто «входом» или, иначе, «первым входом». Однако фундаментальный смысл собрания верных для совершения общего дела, которое заключалось в приготовлении к литургии, был потерян. Он был заменен аллегорией. Малый вход «символизировал» общественное служение Господа, начавшееся после Крещения. Путаницу, окружающую значение входа, показывает также практика среди многих клириков читать молитвы входа до самого входа или совершать их до выхода, то есть когда священник выходит из алтаря, а не когда входит в него. На Входе мы молимся о том, чтобы он был входом в Царство Славы Божией. Только архиерейская литургия сохраняет в некоторой степени значение Входа, но всё равно не полностью и недостаточно точно. Важно, чтобы вход совершал не только епископ, но и священники, и диаконы, и прихожане. 3. Синтрон Под влиянием историко-изобразительного символизма исчез синтрон (возвышенное место в апсиде для епископа и пресвитеров). Он был изъят и из церковной практики, и из храмовой архитектуры. В отсутствие синтрона, согласно чину, который совершается сегодня, пока народ поет Трисвятое, предстоятель поворачивается к протесису (то есть к месту, где приготовлены Святые Дары) и говорит: «Благословен Грядый во имя Господне». Прежде всего рассмотрим: что значат эти слова? Ответа на этот вопрос не существует, но важно, что здесь мы имеем наибольшее искажение первоначального смысла. Эти слова не имеют ничего общего с протесисом. Предстоятель произносит их, когда поворачивается к синтрону, расположенному за престолом, и более чем ясно, что речь идет о Втором Пришествии Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010