«Вот уже пятый день идет (с 15 февр.), как паша наш получил приказание от Порты признавать никогда нежившего здесь латинского патриарха наравне с прочими патриархами. Я и армянский владыка, мы посылали к [Валерге] этому сановнику Рима своих монахов поздравить его с приездом. Он принял их, а сам до сей поры не приходил к нам. Слышно, что у него есть намерение строить католическую церковь в православном селе Бетжале, что в соседстве с Вифлеемом. «Получено здесь решение Порты касательно униатской камилавки с приложением образца её. Но ваш консул Базили присоветовал мне терпеливо выждать то время, когда сами униаты наденут ее на головы свои. В Бухаресте принадлежит Гробу Господню монастырь Св. Георгия, но недавно сгорел. Погост же его обращен в городскую площадь и народное гульбище. А церковь , однако, оставлена среди площади». Так как речь началась о святогробских имениях в Валахии и Молдавии, то я воспользовался этим случаем и передал собеседнику мнение вселенского владыки об этом предмете, высказанное им мне перед отъездом моим из Константинополя. – «Вселенский просил меня сказать вам, что вы нехорошо делаете, не повинуетесь российскому самодержцу, отказываясь давать молдовлахам небольшую часть доходов с имений святогробских». Это известие смутило патриарха, но он тотчас скрыл смущение свое и поведал мне, что не он один, а и антиохийский Мефодий и александрийский Иерофей, и синайский Константин заодно с ним подписали прошение императору Николаю о невзимаемости налогов с церковных имений в княжествах. О чем была речь после обеда. После обеда его блаженство сказал мне, что латинский патриарх Валерга сидит у консула Базили. А я говорил ему о колеблющейся унии сирийских христиан и прочитал письмо ко мне алеппского митрополита Кирилла и окружное послание униатского патриарха Максима к пастве его о камилавке. Когда я кончил чтение сего послания, грамматикос (делопроизводитель) патриарший, архимандрит Никифор, прочел нам главы о той же ереси в Алеппо, о которой сведение сообщал я, и письмо из Дамаска к игумену Афанасию (из арабов), в котором изложено вот что. Дамасские униаты, получивши послание своего патриарха Максима и образцовую камилавку, собирались по ночам для совещаний, но их собрания запрещены были местным начальством. Они прогнали Максимова наместника из Мухаллесского монастыря и он укрылся в селении Ябруде и оставался там, пока не получил приказание от великого визиря Решида-паши ввести в употребление установленную для аравоуниатов новую камилавку. Узнав это, совещатели решили подать прошение римскому папе на своего патриарха Максима, выразив в нем, что они не признают его своим архипастырем и что если папа им не поможет, то сами они знают, что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Одесса, 1862. Современное переиздание: М.; Иерусалим, 2007. С. 403–540. 340 Очевидно, автор письма имеет в виду Российскую Академию, созданную в 1783 г. Екатериной II, первоначально с целью создания первого полного лексикографического описания русского языка – «Словаря Академии Российской». Фактически Российская Академия соответствовала по структуре и задачам Французской Академии, сосредоточивая свои труды в области языка и словесности. Членами Российской Академии состояли митрополит Филарет (Дроздов) , поэты и писатели Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин , В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А.Н. Муравьев был избран членом Академии в 1837 г. В 1841 г. Российская Академия вошла в качестве Отделения языка и словесности в Императорскую Академию наук. 341 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский с 1821 г. Скончался 17 января 1843 г. 342 Святославский Александр Петрович (ум. 4.01.1856) – секретарь митрополита Московского Филарета (1821–1856). Сын протоиерея Сорокосвятской церкви в Москве Петра Вениаминова, убитого в 1812 г. французами за отказ отдать им ключи от церкви. Окончил Московскую духовную семинарию. 344 Иоасаф (ум. 1874), архимандрит – игумен Лавры св. Саввы Освященного. Родом с о. Крит. Общий духовник греческой Иерусалимской Патриархии. Как писал начальник РДМ архим. Леонид (Кавелин) , также состоявший в числе духовных детей старца, «отец архимандрит пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни бедуинами» ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 2008. С. 327). См. также: Пономарев С.И. Игумен Лавры преподобного Саввы Освященного, отец Иоасаф: Некролог//Душеполезное Чтение. 1874. 5. С. 64–80. Греч. ‘ризничий’. 345 Вопрос о правах на святые места, являвшийся на протяжении столетий источником межконфессиональных конфликтов и разногласий, предельно обострился в начале 1850-х гг., когда, поощряемое французской дипломатией, «латинское духовенство требовало Голгофы, Камня Помазания, Вертепа Богородицы, Вифлеемского вертепа и проч., всего счетом четырнадцати поклонений» (цит. по: Базили К.М. Письма в Париж. СПб., 1854). Относительно паллиативного решения вопроса, которому радуется Базили в комментируемом письме, митрополит Филарет писал А. Н. Муравьеву 17 февраля 1852 г.: «Дело о святых местах решено на основании трактатов с Франциею 1673 г. Это должно быть худо для Восточных. Православная Церковь вопиет к министерству , в котором Вы служите» (Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. М . Киев, 1869. С. 378).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но дело о помещении все-таки не подвигалось, и Миссии пришлось еще две зимы прожить в тех душных и сырых ящиках Архангельского монастыря. Даже Базили решился вмешаться в дело и во время пребывания своего в Иерусалиме в марте 1852 года настаивал перед Патриархом о необходимости устройства помещения Духовной Миссии. Патриарх затруднился исполнить это, ссылаясь на турецкое правительство, которое будто бы не разрешит увеличивать монастырь. На это Базили предложил Патриархии фиктивно уступить на 15 или 20 лет яффскому вице-консулу пустопорожнее место, принадлежащее Патриархии и лежащее к югу от Архангельского монастыря, и на нем в некотором от монастыря расстоянии возвести здание на наши средства. Патриарх отклонился в то время от положительного ответа, но через месяц в Константинополе, где он встретился с возвращающимся из отпуска из Киева архимандритом , между сими последними произошло, по настоянию нашего поверенного в делах , соглашение в следующих статьях: 1 . Патриарх предписал заготовлять нужный для постройки материал. 2 . Патриарх испросил разрешение на постройку нового странноприимного дома с северной стороны монастыря, против чего ближайшие соседи с этой стороны – латиняне не посмеют ничего сказать. 3 . Новый дом следует строить как можно дальше от монастыря и никак не на южной стороне из опасения турецкого правительства. 4 . Миссии предоставляется и при новом доме пользоваться церковью и садом монастыря и даже сим последним в случае увеличения Духовной Миссии. «Так как предложения сии делались собственно лицу нашего архимандрита с совершенным добродушием и готовностью, то ему оставалось только согласиться», – пишет наш поверенный. Совершенно верно, отцу архимандриту действительно ничего не оставалось более, как согласиться не только с предыдущим, но даже , если бы Патриарх потребовал немедленного его отъезда из Иерусалима, так как единственное лицо, могущее его поддержать, – наш поверенный в делах – очень наивно, чтоб не сказать более, верил в крайнее добродушие и искреннее расположение, высказанное Блаженнейшим Патриархом голосом истины по поводу соучастия его к благосостоянию наших священнослужителей в Святом Граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Во второй части будет возвещаемо исповедание всех добродетелей, украшающих наше существование. Вот вам сущность чина явления чад света пред Отцем светов и совершенств! Повторяю, что только прославление Бога с услаждением Его красотою, благодарение Ему за все с поручением всех и всего воле Его, веселие о нашем бессмертии и исповедание всех добродетелей войдут в состав сего чина. Эта сущность его и в этом порядке будет неизменна. Но язык, слог и обстановка его пением, музыкою и проповедию о Боге, о добродетелях и о бессмертии нашем, предоставятся дарованиям каждого народа. Но я заговорился с вами. День же склоняется. к вечеру. Пора ехать далее. До Тира еще не близко. А полюбился ли вам мой чин разумного служения Богу? Спутница ответила на этот вопрос: «Не помешаю вам служить Богу по этому чину, а сама перейду к раскольникам», – и севши на мула, поехала вперед молча. А я, сидя на коне, громко пел: «Свете тихий...», «Святые славы бессмертного Отца небесного...» и пр. В Тир мы приехали, когда уже было темно, и остановились ночевать в доме при церкви Св. апостола Фомы. 12, Пятница. Ночевали в Сидоне у гостеприимного агента нашего консульства господина Разгалла, по вере маронита. 13, Суббота. Поздно приехали в Бейрут и здесь приютились у нашего генерального консула г. Базили в ожидании австрийского парохода. 14, Воскресенье. Сегодня я написал письмо сослуживцу своему по миссии иеромонаху Феофану. 15, Понедельник. Вношу в свой дневник вести консула Базили. 1 . Иерусалимский патриарх Бирилл, рассердившись за что-то на антиохийского дервосвятителя Иерофея, не хочет давать ему 30000 пиастров из казны святогробской. 2 . Птолемаидский (сен-жан-д " акрский) митрополит Прокопий нимало не заботится о вразумлении христиан назаретских, променявших православие на протестантство. 3 . Протестанты появились в Газе. 4 . Антиохийский патриарх Иерофей требует себе денег от ставропигиальных монастырей сирийских. А денег у них мало. 5 . В ливанском монастыре Мар-Ильяс, что в шести часах езды от Бейрута, перемерли монахи; остались в живых только три-четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Выезд из Яффы в 2 ч. пополудни. День теплый. Дорога от Яффы до Рамлы пролегает по ровному полю и идет к горам Иудеи. Эти горы невысоки; верхи их не возвышаются один пред другим, а как будто подравнены. С дороги видно было много деревень на поле, на склонах гор и на вершинах. Направление гор казалось прямолинейным от севера к югу. Вся напольная сторона возделана; здесь обработаны нивы, там пасутся стада, там зеленеют масличные сады. Приезд в Рамлу в 5 часов. Гостиный двор, принадлежащий иерусалимской патриархии, управляется монахом Захарией, булгарином из Сливны, который с детства живет здесь. Этот двор – обширен; много комнат: Захария вновь (пере-) строил его с 1883 года по 1843 год, в правление Ибрагима. Церковь во имя Св. Георгия с приделом во имя пророка Илии стоит близ двора, но отдельно. Из надписи на камне, вставленном в левую стену, видно, что церковь построена при царице Ирине в 784 году. В 1798 году ее разрушили мусульманские поселяне; но она возобновлена в 1817 г. 258 ; церковь невелика, чистенька, в ней к празднику Рождества Христова повешено много серебряных лампад перед иконостасом и посреди. Белый священник служит 5 раз в неделю. Монах Захария устроил гостиный двор для поклонников сбором с них же, и даже иерусалимская патриархия съела, как выразился старец, 30000 пиастров. По его же словам, консул Базили говорил, что надобно выгнать отсюда старика; иначе он застроит весь город монастырем. Порядочный скотина – этот консул! В Рамле считается 70 православных семей. Униатов нет. Армяне и латины имеют свои монастыри, в коих принимают богомольцев своего вероисповедания. Рамла управляется мусселимом, которого о. Захария называет своим послушником, потому что он спас его от смерти. Этого мусселима подозревали в умерщвлении его предшественника и по подозрению взяли в Бейрут, где и хотели отрубить ему голову. О. Захария, узнав это, писал к консулу Базили и просил ходатайствовать за невинного. Турка не только оправдался, но еще послан был в Рамлу мусселимом, и с тех пор чтит о. Захария, как отца родного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Из Яффы писали к нему же, что в прошлую субботу (6 Сентября) в Яффе был проливной дождь (В Иерусалиме было ясно). Сюда на днях прибыл арабский священник из Газы с предложением купить дом соседний с церковью, дабы не перекупили его армяне, которые хотят открыть тут торговлю. Но его не допускают до патриарха, а наместник и дрогоман патриарший прогоняют от себя. 9. Вторник. Епископ филадельфийский и архимандрит Герасим с братиею поехали встречать нашего генерального консула Базили, который едет в. Иерусалим наблюдать за исполнением посдеднего хатишерифа о Св. местах. 10. Середа. Утром был у меня этот консул наш. Мы рассуждали о постройке нового дома для нашей миссии и предполагали строить его вдоль улицы смежно с Архангельским монастырем. Но согласится ли на это патриарх? Dis docebit, – день явит. 11. Четверток. Утром я был у консула Базили и говорил ему о несчастном состоянии Палестинской церкви, о плохом помещении наших поклонников и о доме для миссии. Выбраны нами для сего дома три места: 1. по улице, 2. в саду Архангельского монастыря на месте старых домиков, принадлежащих патриархии, и 3. напротив названного монастыря, где ныне временно помещаются наш консул и архимандрит Афанасий дамаскинец. В заключение я предложил консулу поговорить с патриархом об этих местах не настойчиво, но с достоинством представителя Русского государства, выслушать его мнение и, если он откажется строить дом на выбранных нами местах, объявить ему, что русское духовенство останется в занимаемых им ныне келиях монастыря Архангельского. Консул прочитал мне предписание визиря о том, чтобы патриарху Кириллу дозволено было построить мусафир-хан на земле Архангельского монастыря для поклонников греческого исповедания, которые до ныне пребывают в Св. граде, рассеяны там и сям, но с соблюдением правил и законов и с 15 или 16 комнатами. Ни вышина, ни ширина, ни длина этого хана не определена в визирском предписании. Следовательно патриарх может построить и очень большой дом. Патриарх Кирилл пришел к консулу и прекратил нашу, довольно жаркую, но искреннюю беседу о доме для миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

5) По мнению консула, лад нашего правительства с Францией имел бы благотворное влияние на примирение католиков с греками в Палестине. 6) Влияние русского консула на церковные дела Палестины и Сирии не может быть слишком сильно, как влияние консула французского, потому что этот опирается всегда на трактаты, а нашему не на что сослаться, ибо в наших трактатах с турками не сказано ничего частного насчет религии, кроме общего и темного упоминания о поддержании христианства. Наш консул должен действовать более моральными средствами, т. е. умолять, упрашивать, мирить, ласкать. ΝΒ. В Вифлеемском храме армяне имеют придел. Но греки, в минуты великого входа, шествуют с дарами через этот придел и для того имеют у себя особый ключ от дверей оного, дабы через эти двери возвращаться в алтарь с дарами. Уступить этот ключ армянам значит уступить им придел, в котором армяне священнодействуют только по праву добровольной уступки со стороны греков. Починка в этом храме недавно наделала много хлопот консулу. Греки сделали лестницу с возвышенности пола, прикасающейся к армянскому приделу. Армяне жаловались туркам и выиграли процесс; лестница уничтожена. 7) Протестантский епископ мало имеет успеха. По мнению консула, протестантизм никогда не примется на палестинской почве. Азиатам нужны пышные обряды, нужен мистицизм; религия должна более говорить их чувствам, нежели рассудку. 8) Один из протестантов, принадлежавших к миссии епископа Александра, оставил его, как скоро узнал его намерение приобретать прозелитов между христианами. 9) Епископ Александр обратил нескольких жидов русских. По просьбе одной жидовки, наш консул успел расторгнуть её брак с обращенным жидом; но потом жид опять принялся за свой Талмуд. 10) Православные иноки Гроба Господня не дичатся епископа Александра (и даже уступили свой монастырь для прожития летом). Можно и мне завести с ним знакомство. По уходе консула Базили, о. иеродиакон сообщил мне невыгодное понятие о нем. Иерусалимские владыки говорили о. Григорию, что консул держит у себя драгомана-маронита, покровительствует католикам (иезуитам, униатам) и за то пользуется от них деньгами и, что всего постыднее, женщинами. Патриарх антиохийский Мефодий весьма недоволен этим греком. Надобно полагать, что патриарх, по простоте своей и по ревности ко благу церкви, расскажет мне похождения и интриги консула. «Не даром батюшка, – промолвил о. Григорий, – Базили ухаживает за вами; он хочет обаять вас, приласкаться к вам, а может быть, и взять вас в свои руки». – «Увидим», отвечал я. Dies docebit.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Шестилетнее пребывание святителя Феофана в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме было временем его духовного возрастания через постижение и применение на практике опыта святых подвижников Древнего Востока. На Святой Земле святитель Феофан долгое время имел возможность не только проникаться духом священных мест библейской истории, посещать древние монастыри и знаменитые места древнехристианского подвижничества, изучать древние восточные и современные европейские языки, исследовать малоизвестные рукописи из сокровищницы святоотеческой литературы, но и деятельно помогать нуждавшимся в помощи собратьям по вере, а также учиться послушанию и великодушному перенесению скорбей и нелегких условий жизни. Все это в итоге вызывало к нему искреннее расположение и уважение начальства, местных жителей и паломников. Труды Первой русской духовной миссии в Палестине нередко были сопряжены для ее членов с нахождением во враждебной среде, с иными религиозными и культурными обычаями, а в последние полгода – на территории военного противника России. Но иеромонах Феофан проявлял себя как настоящий монах-подвижник, служил добрым примером православным христианам из разных стран, а перед инославным окружением самой своей жизнью свидетельствовал об истинности православной веры и жизненности восточных аскетических традиций. Подробно см. Зайончковский А.М. Восточная война 1853–1856. СПб.: Полигон, 2002. С. 348–382. Об этом упоминал еще А.Н. Муравьев (Письма с Востока в 1849–50 годах. Ч. II. Спб., 1851.. С. 293). [iv] Об этом подробно говорилось в «Записке о гареме у купола храма Воскресения», представленная архимандритом Порфирием генеральному консулу в Сирии и Палестине К.М. Базили 31 октября 1850 года (Материалы для биографии еп. Порфирия. С. 338–349). [v] Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к К.М. Базили от 11 марта 1853 г.//АВПРИ. Ф. 208. Оп. 819. Д. 15. Л. 275об. [vi] См. Письмо генерального консула России в Сирии и Палестине К.М. Базили к исполняющему обязанности посланника в Константинополе П.Н. Пизани от 9 июля 1853 г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 746. Л. 125, 127–127об.

http://bogoslov.ru/article/5558536

7, Вторник. Князь Гагарин простился со мною утром. Он спешил в Бейрут к австрийскому пароходу, который оттуда пойдет в Константинополь 14 Октября. Пронесся здесь слух, Луи Наполеон уже император. В три часа пополудни посетил меня абиссинец Абед-Мариам и поведал, что теперь абиссинцы спорят с коптами и судятся у Аббас-паши за три монастыря, которыми они, лет за 150, владели в Египте именно за половину Мага(р)ракского монастыря и за монастыри в Барауисе и Дамиатте. Царь абиссинский прислал подарки Аббасу-паше. Абиссинцы имеют ходатаев по сему делу в Египте и надеются получить желаемое. Они потеряли монастырь М(а)гарракский вот как. Была чума. Все монахи перемерли. Тогда копты взяли себе монастырь, обязавшись кормить и поить проходящих из Абиссинии поклонников. Абиссинцы оставили их владетелями по слепоте своей, а теперь ищут своих прав. Однажды Мегмет-Али паша хотел взять в свое ведомство землю, принадлежащую монастырю М(а)гарракскому. Но коптский патриарх возразил, что эта земля не коптам принадлежит, а абиссинцам. Видно, что абиссинцы издревле имели свои перепутья в Египте в монастырях и, по обстоятельствам, лишились их. Прощаясь со мною, Абед-Мариам просил меня молиться за него во время обедни. 9, Четверток. Консул Базили поведал мне: 1 . По делу о Св. местах патриарх Кирилл дал в Константинополе 60000 пиастр Афив-бею на путевые издержки, по закону турецкому и 50000 пиастр служащим у визиря. 2 . Афив-бею содержание в Иерусалиме, по видимому, дается от паши, но издерживается на него наш патриарх. 3 . Так как не хотят читать фирмана, то наши не пошли на Элеон для занятия тамошней часовни. 4 . Афив бей недоволен францисканами за то, что они требуют ровной части в Гефсимании, т. е. особого алтаря, постановки своих икон, лампад и проч., что им не дозволено. 5 . Консул Базили внушил двум здешним ефендиям из главных, что не хотят читать фирмана, дабы впредь отнять у них всякую власть или ограничить ее на Св. местах, и что впредь все приказания касательно сих мест будут присылаемы к исполнению из Константинополя (глубокая заноза в корыстные сердца!).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скачать epub pdf Том II → Содержание Стегний П. В. О российском консульском представительстве в Святой Земле Лисовой Н. Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX – начале XX в. Предпосылки и предыстория российского присутствия в Святой Земле Возникновение РДМ в Иерусалиме. («Проект Нессельроде») Придворные партии, МИД и РОПИТ («Проект Мансурова») Русская Палестина: «Проект Антонина» Православное Палестинское Общество («Проект В. Н. Хитрово») Судьбы российского наследия на Ближнем Востоке в XX веке. («Проект И. В. Сталина») Некоторые итоги Раздел 1. Из истории русского дипломатического представительства на Ближнем Востоке Предисловие 1. Высочайший Указ Императрицы Екатерины II Коллегии иностранных дел 2. Проект инструкции Коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронеллу 3. Высочайший Указ Императора Николая I вице-канцлеру графу К. В. Нессельроде 4. Отношение министра народного просвещения графа С. А. Уварова губернскому секретарю K. M. Базили 5. Всеподданейший доклад вице-канцлера К. В. Нессельроде о перемещении консульства из Яффы в Бейрут 6. Донесение поверенного в делах в Константинополе В. П. Титова в Азийский департамент МИД о приведении к присяге консула в Бейруте K. M. Базили 7. Всеподданнейший доклад министра иностранных дел князя А. М. Горчакова о назначении В. И. Доргобужинова и. д. консула в Иерусалиме 8. Послужной список российского вице-консула в Яффе Н. С. Марабути 9. Инструкция посланника в Константинополе А. П. Бутенева первому русскому консулу в Иерусалиме В. И. Доргобужинову 10. Всеподданнейший доклад министра иностранных дел князя А. М. Горчакова об устройстве Российского Императорского консульства в Иерусалиме 11. О Переподчинении вице-консульства в Яффе консульству в Иерусалиме и об учреждении вице-консульства в Хайфе. Выписка из донесения Б. П. Мансурова председателю Палестинского комитета Великому Князю Константину Николаевичу 12. Документы из личного дела генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева 13. Отношение генерального консула в Константинополе Лаговского в канцелярию посольства 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010