Прибегнули к мулле, который потребовал 200 тыс. пиастров и с великим трудом согласился на 100 тыс. По надлежащем соображении, найдено приличным отправить в Каир архиепископа Лидийского с помощником секретаря Никифором 309 , кои по прибытии туда повергнули чрез новоприбывшего тогда российского консула, Его Сиятельства Александра Медема, обстоятельства дела сего вице-королю и получили Высочайший бурульди к дамасскому Сериф-паше, дабы сей последний отправил нарочито муэдзина в Иерусалим для приведения в действие гатти-шерифа, и преосвященный Кирилл намеревался отправиться через Байрут в Дамаск, дабы представиться Шериф-паше. Вследствие подобных обстоятельств и по заговору заимодателей, требующих долг, старцы, пребывающие в Иерусалиме, будучи крайне стесняемы, требуют значительного пособия от Его Святейшества, как для уплаты долга, так и на содержание храма Господня и прочих монастырей, – Господь Бог да устроит все по божественной благости Своей! ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 169–172об. Генеральный консул в Бейруте К.М. Базили (1839–1853) 106. Указ императора Николая I вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде С.-Петербург 12 января 1834 г. Отпуск Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Правительствующего Сената господину вице-канцлеру, действительному тайному советнику, члену Государственного Совета и кавалеру графу Карлу Васильевичу Нессельроде. Правительствующий Сенат слушали предложение господина тайного советника, министра юстиции и кавалера Дмитрия Васильевича Дашкова сего января от 5-го числа, в котором изъяснено: Вы, господин вице-канцлер, сообщили ему, г-ну министру юстиции, что государь император по докладу Вашему, в 30 день минувшего декабря, всемилостивейше пожелал соизволить находившегося на эскадре, бывшей под командой вице-адмирала Рикорда, в качестве переводчика Константина Базили принять в службу в министерство иностранных дел с чином актуариуса и с жалованьем по 1000 рублей в год, пока не откроется вакансия для помещения его на какое-либо место в консульстве в Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Я был в восторге от Патриарха Кирилла. В настоящий день Воскресения Лазаря началось воскресение Церкви Палестинской. Этот день есть торжественный и в моей жизни. Вечером навестил меня Базили и между прочим говорил, что задача о водворении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме решена счастливо и что теперь можно увеличить число членов ее четырьмя студентами семинарии и одним иеромонахом из какой-либо общежительной обители нашей, который был бы вместе и духовником русских поклонников и монахинь, поселившихся в Святом Граде. Я догадался, что Патриарх и синод его расхвалили консулу нашу смиренную Миссию. Март 27, воскресенье. Сегодня утром Базили уехал в Бейрут. Бог да сохранит его! Умный он человек и полезный для Церкви. Печ. по изд.: Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки. Т. III. СПб, 1986. С. 579–580. 46. Письмо посланника в Константинополе В.П. Титова к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) Константинополь, Буюкдере 3 сентября 1850 г. Отпуск Преосвященный Владыка, милостивый государь, Покойный Антиохийский Патриарх Мефодий 72 ходатайствовал о разрешении молодому сирийскому уроженцу Спиридону Абута 73 определиться для обучения в Московскую Духовную Академию. Ваше Высокопреосвященство, вероятно, уже извещены чрез духовное начальство о последовавшем на то соизволении нашего правительства. Ныне, отправляя сего юношу в Москву, бывший Константинопольский Патриарх Константий 74 , заведующий здесь делами Антиохийского Престола, обратился ко мне с просьбою снабдить Спиридона Абута рекомендациею к Вашему Высокопреосвященству. Зная заботливость Вашу, Преосвященнейший Владыко, о пользах и успехах единоверцев наших на Востоке по части духовного просвещения, я с удовольствием исполняю просьбу Патриарха Константия и не сомневаюсь, что со свойственною Вам благосклонностью Вы удостоите молодого Абута милостивого Вашего внимания и покровительства. Поручая себя святым Вашим молитвам, с глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

При содействии российского консула в Бейруте Базили (1839-1853) М. обратился за помощью к Синоду РПЦ (Письмо к А. Н. Муравьеву, 13 янв. 1842 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 7-8 об.), и в бейрутское консульство стали поступать средства из России на организацию школ для православных арабов в Сирии. Так, на 3 тыс. р., пожалованных имп. Николаем I в 1842 г., в февр. 1843 г. было открыто уч-ще в Дамаске. Всего на нач. 40-х гг. XIX в. действовали 3 уч-ща: в Дамаске, Бейруте и Триполи. Эти школы, насчитывавшие по 200-300 учеников, содержались за счет пожертвований, доходов Патриархии и с нач. 40-х гг. за счет субсидий от России и Иерусалимской Церкви. Двухступенчатое образование включало на начальном уровне араб. грамоту, на продвинутом - иностранные языки, основы философии, географии и арифметики. Видной фигурой в окружении патриарха был свящ. Юсуф аль-Хаддад (см. Иосиф Дамаскин , сщмч.), фактически возглавлявший Дамасское уч-ще. Им был выполнен араб. перевод (с греч. версии) «Катехизиса» митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), на основе к-рого велось преподавание в православных и даже в униат. школах Сирии. При финансовой поддержке России была воссоздана правосл. типография в Бейруте (1842), приступившая к печатанию богослужебной лит-ры на араб. языке. Чувствуя заинтересованность российского правительства в делах ближневост. Православия, М. в 1843 г. выдвинул проект открытия на средства России еще 6 уч-щ, реализовать к-рый до начала Крымской войны так и не удалось. Тем не менее в 1846-1847 гг. при Патриархии были учреждены семинария и женское уч-ще, которым руководили монахини из Сайднаи. В 1843-1844 гг. Сирию и Палестину посетил представитель российского МИД и Синода архим. Порфирий (Успенский). С 1847 по 1854 г. он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме . Российские представители Базили и архим. Порфирий теснейшим образом взаимодействовали с М., выступая посредниками между АПЦ и Россией. Православным Сирии поступала финансовая помощь от российских властей, частных благотворителей.

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Итак, явно было, что он производил это слово от глагола казать, показывать. Когда мы начали выезжать из долины на ровное поле, я указал Феодору последний холм, называемый Латрун, и молвил ему: там родился разбойник. Услышав это, мой собеседник снял с себя шапку и перекрестился. – Почему ты крестишься, не зная кто этот разбойник? – спросил я его. – Как же не перекреститься, – отвечал он, – ведь, он был разбойник. – Знай же, – продолжал я, – это был разбойник благоразумный, – тот самый, который распят был подле Христа и говорил ему: помяни мя, Господи, во царствии Своем, а Христос сказал ему: днесь со мною будеши в раи. Узнавши это, Феодор еще раз снял свою шапку и еще раз истовне перекрестился. Дальнейший путь по равнине мы продолжали молча и перед закатом солнца приехали в Яффу. Я весьма утомился от семидесятиверстного переезда. Июнь 26, Воскресенье. Утро тихо. Морской воздух укрепляет меня. Покойно мне в доме нашего вице-консула Марабути. В Яффе проживают патриархи Иерусалимо-армянский и Сириано-униатский Максим, который, по заверению Агапия, игумена здешнего Греческого монастыря, издержал 3 500 000 пиастров во дни своего патриаршества. Июнь 27, Понедельник. В пять часов пополудни английский пароход, принадлежащий какой-то частной компании, отправился в Бейрут. На нем едут реченный патриарх Максим, подчиненные ему епископы дамасский, захлейский, хауранский, алеппский и хомский, инспектор турецкого карантина, учтивый поляк Жаба, еллинский генеральный консул Стефани и мое грешное Я. Июнь 28, Вторник. В восемь часов пополуночи пароход бросил свой якорь в пристани Бейрута. Я переместился в этот город и остановился в гостинице Батисты. Июль 1, Пятница. Около полудня довелось мне побывать у нашего генерального консула г. Базили. Он читал мне свое отношение к эмиру друзов Эммину о невмешательстве бейрутского паши в церковные дела на Ливане. «Когда марониты избирали себе патриарха и епископа в Бейрут, тогда паша не вмешивался в это дело. Зачем турки домогаются новых прав на Ливане? Я исповедую православную веру, как исповедает ее и государь мой, и потому заступаюсь за обитающих здесь христиан православных. Их 6 000 семейств (30 000 душ). Такое большинство не может быть попираемо. Я не позволю этого». Так писал Базили Эммину по-французски. Он же передал мне следующие вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мысль об учреждении в Иерусалиме постоянной духовной миссии не разделял, очевидно, и наш генеральный консул Базили, рекомендовавший для нее место на Ливане. «Русскую духовную миссию всего бы лучше устроить на Ливане, – говорил консул Базили, при личном свидании с арх. Порфирием на обратном пути в Константинополь, – откуда она могла бы действовать и на Палестину. Потому что по правилам ливанского княжества, русские монахи могли бы купить себе землю и построить монастырь, где угодно, без позволения Порты, как это сделали иезуиты и лазаристы. Ливан есть горнило проповеди и действий религиозных для католиков и протестантов. Здесь же должен быть центр деятельности и православной миссии» 144 . Занимали арх. Порфирия и другие вопросы, относящиеся к святым местам Палестины, например, починка купола над Гробом Господним 145 , доходы святогробские и пожертвования, притекающие сюда из России 146 , и др., но настолько, насколько это было возможно для заезжего богомольца, т. е. случайно и путем расспросов. Уяснив, таким образом, для себя все цели и задачи, которые ему намечало правительство и которые возникли у него самого лично, по побуждениям чисто научного характера, арх. Порфирий дальнейшее пребывание в Палестине признал на этот раз законченным. Тем более, что задуманная им поездка до Трапезунда через Деарбекир и Эрзерум не была ему разрешена посланником Титовым 147 . Арх. Порфирий начал собираться в обратный путь в Константинополь, и только междоусобная война между арабскими племенами из-за дочери Дауда, не пожелавшей выйти замуж за родственника герондиссы лидского архиепископа Кирилла, родственника, не отличавшегося доброю репутацией, задержала его. В это дело был замешен арх. Порфирий, который своим авторитетом московского архимандрита и разрешил его благополучно. 148 Арх. Порфирий, тщетно добивавшийся чести отслужить литургию на Св. Гробе и на Голгофе 149 и получивший это право лишь перед отъездом, но в качестве сослужащего с архиепископом газским 150 , расстался с греческим святогробским духовенством мирно. 3 августа иерусалимский синод в полном своем собрании возложил на него золотой наперстный крест, на фиолетовой ленте, с частью животворящего древа 151 , а 7 августа арх. Порфирий покинул Иерусалим, направляясь через Яффу, Еармил, Акру, Тир и Сидон в Бейрут, для прощального свидания с генеральным консулом и чтобы здесь сесть на пароход, идущий в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

День 16. Кого мучила лихоманка, а меня беспокоил недуг в левом глазе. Сперва на верхнем веке его образовалась шишечка и держалась с полгода, не причиняя боли; потом, когда я, воротившись из Яффы, вздумал мазать ее в каждое утро перегоревшею слюною, она загноилась и начала постепенно уменьшаться, но зато глаз сделался мутен. Я перестал употреблять это средство. Теперь красная шишечка почти исчезает. Но глаз налился кровью. Я не чувствую в нем ни боли, ни рези, однако по велению души лечу его, то прижимая к нему мягкую часть своей руки, что у локтя, то завязываю его платком. При таких способах жар из него выходит потом, а кровь гноем. Aminus sibi medicus, – душа сама себе лекарь. Довольно о моем глазе! Скажем кое-что устами г. Марабути об оке всего Востока, т. е. об антиохийском патриархе. «Когда святогробское духовенство узнало, что он намерен приехать в Иерусалим, спрашивало владыку своего, как должно принять его. Владыка отвечал, что ожидаемый гость останется дома. Действительно, из Константинополя писали к антиохийскому, чтобы он не ездил в Святой Град. Тоже подтвердил ему и г. Базили. Но поскольку его блаженство, как сам о себе свидетельствовал, получил эти внушения уже в пределах Палестины, именно в Акре, то и решился поклониться Гробу Господню и повидаться с своим наставником старцем Анфимом. Когда иерусалимский владыка узнал об этом, написал к своим, чтобы они приняли его по братски и воздавали ему все почести, подобающие патриарху. А от г. Базили получен наказ советовать гостю, чтобы он выехал из Иерусалима, как можно скорее. Совет сей предложен ему, и он думает отправиться отсюда в Бейрут на английском пароходе около 26 дня текущего месяца». Итак, и око всего Востока недугует; и его лечат против воли. Да и хорошо делают. Не заглядывай оно в чужой вертоград, иже есть церковь , а назирай свой собственный. День 18 . Левый глаз мой смотрит веселее. Я продолжаю описание прошлогоднего путешествия моего по Египту и Синаю. Антиохийский же гостил в Вифлееме и завтра едет оттуда в монастырь Св. Саввы. Записываю это не потому, что слежу за движениями его, а потому, что на бытописателя вестя летят, как на ловца зверь бежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Базили не только содействовал Патриарху в деле их обращения, но настоял пред Турецкими властями о смене недостойных начальников и таким образом успокоил всю Хазбею. Трудно найти человека, который мог бы заменить Базили, потому что он глубоко постиг всю политику края и завел сильные связи со всеми властями светсками и духовными, а между тем малейшее невнимание к делу Православия или политическая ошибка может тут испортить дело на многие годы и уронить наше влияние. Весьма благодетельное было дело для всей Сирии – учреждение нашего Генерального Консульства, потому что с тех пор только православные подняли голову и увидели, что над ними есть щит России. До того времени иноверцы делали с ними, что хотели, и доказательством тому служит быстрое распространение Унии; но великое счастие и то, что первый наш консул понял свое назначение и положил хорошую основу для своих последователей; личность на Востоке свыше всего! Но теперь тяжкий опыт предстоит опять Базили; Патриарх так ветх, что на днях должно ожидать его кончины или отречения. Если избрание Митрополита Байрутского произвело столько смятений, чего должно ожидать при избранип Патриарха? Великая Церковь захочет, быть может, вступиться в это дело, памятуя, что и сам Мефодий, и многие из его предшественников были назначаемы ею, по неимению людей опытных и ученых в Сирии; но тогда действительно были люди замечательные в клире Константинопольском, чему свидетелем служит сам нынешний Патриарх Мефодий, а теперь их уже там нет, и горький образец являет из себя Митрополит Байрута. Между тем Греки, по чувству превозношения, желают непременно видеть Грека на Патриаршем престоле, а местные жители – Араба, по чувству неприязни к ним и пробуждающейся народности, не могут равнодушно думать, что между своими единоплеменниками не обретается ни одного достойного занять кафедру Святительскую. Как согласить такое соперничество двух разнородных стихий, в присутствии враждебных и искательных иноверцев? Консул наш желает, чтобы Патриарх еще при жизни своей назначил себе преемника, ибо старец руководится влиянием окружающих, не всегда совестливых советников, но трудно указать человека, на которого мог бы упасть его выбор, так чтобы удовлетворить всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Безобразов Записка Базили, переданная арх. Порфирию в Константинополе в 1843 г. по распоряжению посланника Титова 255 (Здесь набросано в беспорядке несколько сведений и замечаний единственно для памяти, прошу не делать из них никакого другого употребления, а полагаться совершенно на те из оных только можно, которые вам удастся проверить на месте собственным опытом). Бейрут есть центр прозелитических происков латинского духовенства. Ревность латин усугубилась с того времени, как протестанты стали заводить училища в Бейруте и в соседних округах Ливана. Как здесь, так и во всей Сирии главным орудием прозелитизма служат училища, а средством – деньги. Православные с некоторых лет не обращаются ни в унию, ни в протестантство, но некоторые отдают детей на воспитание католическим и протестантским миссионерам. Иезуиты не ладят с лазаристами и мне жаловались, что они их преследуют тайно. Лазаристы получают значительные пособия из Франции, как от правительства, так и от частных лиц. Иезуиты располагают также большими суммами в Бейруте, но неизвестны в точности источники. Судя по связям их с сардинским консульством, можно полагать, что сардинский двор их поддерживает. Православные теперь стали бодрее прежнего по многим политическим причинам, и Россия благоприятствует им более других племён, но к несчастью нет между ними людей способных и с влиянием. Митрополит Вениамин человек весьма добродетельный. Он прост в обращении и с первого раза покажется легковерным человеком. Но в нём здравый смысл, опыт и благонамеренность заменяют подобающие званию его учёность и обращение, а мягкость характера и добродушная и бескорыстная заботливость о пастве привлекают к нему все сердца и правоверных и иноверцев. Об училище и типографии он заботится, но не довольно деятельно. Самая трудная часть его обязанностей есть укрощение злоупотреблений сельского духовенства, а если и успевает он в том, то надо приписать это высокому мнению в народе о его святости. Митрополит птолемаидский (в Акре) – человек нрава откровенного; если с ним сблизиться, то можно от него получить много сведений о духовенстве Гроба Господня; но не худо заметить, что он слишком мнительный и всегда воображает, что его не терпят наместники, хотя я уверен, что в Иерусалиме искренно его уважают. Народ также его любит и уважает, но суждения его о делах и его проекты большею частью неосновательны. Между прочим, он пламенно желает построить монастырь на Кармиле, что не только встретит непреодолимые препятствия, но вовлечёт ещё в бесконечные споры с латинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

21 Переход монастыря в руки Иерусалимской Патриархии произошел при Патриархе Досифее (1669–1707). Вследствие оскудения грузинской общины, монастырь сделался легкой добычей многочисленных мусульманских кредиторов. Грекам удалось уплатить долги обители и тем самым сохранить ее за собой. Последние грузинские иноки постепенно растворились среди греческих. 22 Представления А. Н. Муравьева о щедрости Патриарха Иерусалимского, который будто бы «с удовольствием согласится» отдать монастырь русским и грузинам, явно преувеличены. В 1848 г. первый состав Русской Духовной Миссии, прибывший в Иерусалим во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) , был размещен временно, на правах гостей, в тесных и сырых помещениях Архангельского монастыря. О передаче русским какой-либо из греческих обителей Иерусалима вопрос даже не вставал. 24 Максим III (Мазлум) – «трехглавый» Патриарх, как его называли российские дипломаты. Избран на архиерейском соборе в Ливане с титулом «греко-католического Патриарха Антиохии, Александрии и Иерусалима» и официально утвержден 31 октября 1837 г. султаном Махмудом II «главою всех католических сект Востока». По примеру греческих Патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, Максим избрал местом пребывания Константинополь для удобства обращения к покровительству послов католических держав (прежде всего, Франции), хотя кафедра его находилась в Сидоне, а затем была перенесена в Дамаск. 25 Ни о какой «неприметности» с учреждением Русской Духовной Миссии в Иерусалиме говорить не приходится. Пятью годами позже, когда архимандрит Порфирий (Успенский) прибыл в январе 1844 г. в Иерусалим инкогнито (согласно инструкции МИДа), он был, однако, торжественно встречен у Яффских ворот толпой паломников и духовных лиц, включая официального представителя Патриархии. 26 Очевидно, А.Н. Муравьев в письме к К.М. Базили от 16 июля 1839 г. (письмо, как и весь архив Базили, не сохранилось) излагал ему свой проект создания русского монастыря в Иерусалиме, сформулированный в предыдущей «Записке».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

П.В. Безобразов Записка о гареме у купола храма Воскресения, представленная 31 октября 1850 года генеральному консулу в Иерусалиме Базили Живоносный гроб Господа нашего Иисуса Христа, заключающийся в храме, который вначале построен был Константином Великим , служит предметом благоговейного почитания христиан. Из всех стран света они стекаются к нему и тут на разных наречиях изливают пред Богом свои молитвы. Эта вселенская святыня, по неисповедимым судьбам Божиим, находится во власти языка, ещё не верующего в Господа Иисуса. Бог ему предал её на время для благоговейного хранения, а не для попрания или посрамления её. Эту волю Божию сознавал первый магометанский властитель св. Гроба, халиф Омар Хаттаб, и потому не дерзнул обратить Святогробский храм в мечеть или посрамить его как-либо. Эту волю Божию исполняли и все последующие халифы. По преданию православного Святогробского монастыря, египетский султан Саладин, изгнав из Иерусалима крестоносцев и латинское духовенство (1188 г.), поместил арабского старшину (шеха) в здании, пристроенном к северо-западной стороне Святогробского храма для наблюдения за поклонниками. (Тогда ключи от сего святилища находились в руках православного духовенства). Поскольку нет в виду письменного свидетельства об этом, вроде приказа сего султана, то нельзя знать, с какими правами и условиями помещён был там сказанный старейшина, и была ли воля Саладина на устроение мечети в вышеупомянутом здании. Что касается до гарема, находящегося на плоской крыше Святогробского храма, то, по всей вероятности, он помещён тут гораздо позже, именно, по падении греческого царства. Ибо доколе оно существовало и имело политические сношения с халифами и султанами, дотоле ни Комнины, ни Палеологи, поддерживавшие все святые места в Палестине, не потерпели бы сего осквернения святыни Господней и устранили бы блудодеяние своим ходатайством. Да и самое здание гаремное по виду представляется гораздо новее пристройки крестоносцев к храму и отличается от неё иной кладкой камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010