Мозаика «Восточной» базилики. VI в. Мозаика «Восточной» базилики. VI в. находится под охраной ЮНЕСКО в числе памятников Всемирного наследия. Город возник вокруг храма Аполлона, построенного у священного источника (нач. VI в. до Р. Х., неоднократно перестраивался, последний раз - во II в. по Р. Х.). К западу от храма располагался театр (впосл. перестроен в амфитеатр), к югу - акрополь, к юго-западу - квартал агоры с гимнасием, капитолием, пританеем, одеоном, театром, цезареумом, к востоку, на холме,- храм Зевса Олимпийского (сер. V в. до Р. Х., обновлен Августом и Марком Аврелием), за городскими стенами - святилище Деметры и Персефоны и некрополи. Купель баптистерия «Восточной» базилики в Кирене Купель баптистерия «Восточной» базилики в Кирене «Восточная» базилика (предположительно кафедральный собор) находится недалеко от Восточных ворот города. Видимо, она была сооружена в V в. Первоначально базилика имела 3 нефа и нартекс. Апсиду в вост. части здания и пристроенные к ней 2 (или более) помещения отделяла от нефов поперечная стена. У входа в апсиду были установлены 2 колонны-сполии. В VI в. базилика была реконструирована: в зап. конце здания добавлена апсида с синтроном (ее обрамляли 2 колонны-сполии из серого гранита на базах из серого греч. мрамора), перестроены помещения вокруг вост. апсиды, в сев.-вост. углу здания сооружен большой баптистерий (в качестве купели использован аттический саркофаг), главный вход сделан с юж. стороны, полы выложены мозаикой и шлифованной каменной плиткой в технике opus sectile. В надписи на полу сообщается, что мозаики были выполнены при «любящем строительство» епископе К. Мине. По др. источникам этот епископ неизвестен, но по стилю мозаики настолько близки к мозаикам в Каср-Либии (Ольбии, Феодориаде), выполненным при имп. Юстиниане I, в 539/40 г., что и рассматриваемый памятник можно уверенно датировать этим временем ( Ward-Perkins, Goodchild. 2003. P. 156). В ходе 2-й перестройки базилики были укреплены ее стены, с севера была добавлена 2-этажная галерея-вестибюль.

http://pravenc.ru/text/Кирена.html

Архитектура Собор, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, расположен в восточной части монастырского комплекса. Он построен на фундаменте раннехристианской базилики (предположительно VI века), апсида которой была затем включена в византийскую постройку (XII века). Ее сменил храм, возведенный во время правления династии Лузиньянов, который в 1638 году был преобразован в трехнефный. Согласно описанию Григоровича-Барского, тяжесть свода несли шесть колонн. В 1882 году южный неф был разобран. В ходе ремонтных работ в 1885 году были обнаружены плиты с двумя надписями IV века до н. э., которые были вделаны в наружную сторону западной стены слева и справа от главного входа. В надписях, выполненных силлабическим письмом, говорится, что на этом месте царь Пафоса Никокл в IV в. до н. э. воздвиг храм богини Геры. В настоящее время собор представляет собой двухнефную постройку со сводчатыми крышами. Нефы разделены арками, покоящимися на трех колоннах. Церковь остается нерасписанной. Полукруглый синтрон и украшенные листьями аканфа фризы в апсиде и на западной стене у входа являются фрагментами византийской постройки. В западную стену включены украшенные растительным орнаментальным рельефом колонны раннехристианской алтарной преграды. К этому же периоду, видимо, относится мраморная купель, находящаяся вне храма. Монастырский комплекс состоит из строений разных эпох. С западной стороны находится двухэтажный корпус келий, сооруженный в 1698 году на средства Мелетия, игум. Киккского монастыря. После реставрации 1984 - 1995 годов в некоторых из этих келий были устроены кабинеты, кухня и трапезная. С северной стороны это здание соединяется с другим двухэтажным строением, нижний этаж которого используется как синодикон (зал торжественных заседаний), а верхний отведен под кельи. Далее расположен парекклисион во имя прп. Афанасия Афонского (XIV в.) с крестовым сводом. Видимо, прежде он использовался как монастырская трапезная. С южной стороны монастыря тянется ряд одноэтажных строений, сооруженных в 1820 году игум. Киккского монастыря этномартиром Иосифом (1819-1821), которые ныне используются как кельи. Позади них расположена резиденция игумена.

http://drevo-info.ru/articles/13679998.h...

В К. проживала многочисленная евр. община. По преданию, из этого города происходил св. ап. Марк (PG. 115. Col. 164). Крест Спасителя нес до Голгофы Симон Киринеянин (Мф 27. 32), отец Александра и Руфа (Мк 15. 21). В момент Сошествия Св. Духа на апостолов в Иерусалиме находились и жители «частей Ливии, прилежащих к Киринее» (Деян 2. 10). Когда после побиения камнями первомч. Стефана многие христиане бежали из Иерусалима, «некоторые из них Кипряне и Киринейцы... придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян 11. 20). Кроме того, среди пророков и учителей антиохийской христианской общины упоминается Луций Киринеянин (Деян 13. 1). Римский Мартиролог считает Луция 1-м епископом К. и отмечает его память 6 мая (MartRom. P. 202). Т. о., Киренская (Киринейская) епископия является одной из древнейших епархий Александрийской Православной Церкви. После иудейского восстания 115-117 гг., которое нанесло огромный ущерб К., город был отстроен имп. Адрианом . Процветание города зависело от торговли зерном, маслом, сильфием (лекарственное растение, использовавшееся и как приправа) и перьями страуса, а также от разведения скота. О распространении в Киренаике ереси Савеллия известно из послания (ок. 260) свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского, к Аммону, еп. Береники (ныне Бенгази) ( Euseb. Hist. eccl. VII 26. 1). Считается, что эта ересь зародилась в г. Птолемаида в Киренаике (Ibid. VII 6). Однако о ее распространении в К. нет сведений. Адресатом еще одного письма свт. Дионисия, касающегося вопросов канонического права, был Василид, «епископ в Пентаполе» (Ibid. VII 26. 3), которого предположительно считают епископом К. ( Romanelli P. La Cirenaica romana (96 a. C.- 642 d. C.). R., 1943. P. 231; Ward-Perkins, Goodchild. 2003. P. 125). Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в. Апсида с синтроном «Восточной» базилики. VI в. После землетрясения 262 г. К. восстановил имп. Клавдий II Готский, переименовавший город в Клавдиополь. В результате адм. реформы Диоклетиана К. оказалась в составе пров. Ливия Верхняя (или Пентаполь), входившей в диоцез Восток. К., к-рая была на протяжении столетий главным городом Киренаики, утратила этот статус в 297 г., когда адм. центр провинции был перенесен в Птолемаиду. Однако плодородные окрестности и месторасположение К. на торговом пути обеспечили дальнейшее экономическое развитие города. В гонения Диоклетиана в К. пострадал епископ этого города сщмч. Феодор (пам. 4 июля). К сер. IV в. относятся первые археологические свидетельства проживания христиан в К.- надписи на мозаичных полах дома Исихия.

http://pravenc.ru/text/Кирена.html

Находится в юго-зап. части М., рядом с городской стеной. По размеру она меньше Восточной, но по планировке в основном идентична ей. С юж. стороны к церкви также примыкают пристройки, но баптистерий отсутствует. Атриум приобрел более вытянутую прямоугольную форму. Рядом с ним обнаружены остатки небольшой печи, в к-рой, вероятно, выпекали хлеб для церковных нужд. Размер наоса базилики по внутреннему периметру стен - 17,5×10 м. Трехнефный наос разделен 2 колоннадами, по 4 колонны в каждой. Каменные стилобаты здесь не использовались, но они имитируются мозаичными панелями, к-рые украшают интерколумнии. Как и в Восточной ц., в центральном нефе пол мозаичный; боковые облицованы камнем. В мозаике среди изображений флоры и фауны есть ктиторская надпись, в к-рой упоминается некий Нилус, строитель храма. Полукруглая апсида фланкируется 2 боковыми пастофориями, вима поднята на 2 ступени, вдоль апсиды расположен 2-ступенчатый синтрон. Двухъярусная алтарная преграда также была привезена из проконнесских мастерских. Лит.: Seetzen U. J. Reisen durch Syrien, Palästina, Phonicien, die Transjordan-Lander, Arabia Petraea und Unter-Aegypten. B., 1859. Bd. 4. S. 403; Applebaum S. Kurnub//IEJ. 1956. Vol. 6. N 4. P. 262-263; Negev A. Oboda, Mampsis and Provincia Arabia//Ibid. 1967. Vol. 17. N 1. P. 46-55; idem. The Churches of the Central Negev: An Archaeol. Survey//RB. 1974. Т. 81. P. 400-422; idem. The Architecture of Mampsis: Final Report. Jerus., 1988. Vol. 2: The Late Roman and Byzantine Periods; idem. Kurnub//NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 882-893; Wenning R. Die Nabataer - Denkmaler und Geschichte: Eine Bestandsaufnahme des archäol. Befundes. Freiburg; Gött., 1987; Patrich J. The Formation of Nabatean Art. Jerus., 1990; Mayerson P. Urbanization in Palaestina Tertia: Pilgrims and Paradoxes// Idem. Monks, Martyrs, Solders and Saracens: Paper on the Near East in Late Antiquity (1962-1993). Jerus., 1994. P. 232-245; Murphy-O " Connor J. The Holy Land: An Oxford Achaeol. Guide. Oxf.; N. Y., 20085. P. 371-374.

http://pravenc.ru/text/2561798.html

В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в Вифлеем не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало. Эпоха имп. Юстиниана I (527–565). Первая базилика Рождества была полностью разрушена в 529 г., во время восстания против византийцев в Самарии. Вскоре по просьбе прп. Саввы Освященного ее полностью отстроили мастера, присланные имп. Юстинианом I (о чем сообщает в начале Х в. Патриарх Александрийский Евтихий). При этом храм был существенно изменен в своей наиболее важной восточной части и приспособлен для литургии; кроме того, он стал крупнее и роскошнее, что вполне отвечало запросам ктитора. Новый храм был возведен из блоков тесаного камня, но, как и первая базилика, перекрыт деревом. Он по-прежнему имел 5 нефов, хотя количество колонн увеличилось на одну («лишний» 10-й ряд был добавлен с запада); были добавлены также экзонартекс и новый атриум. Общие размеры составили 53,2х26,8 при длине трансепта 36 м. Колонны из хорошо отполированного розоватого вифлеемита встали на новые основания, а их резные коринфские капители с аканфом и знаками креста, поддерживали деревянный архитрав с резьбой (которая может отражать богатство кессонированных потолков храма IV в.). 3 большие двери с архитравами на выносных консолях вели из внешнего двора в нартекс, откуда 3 других двери открывались в главный и боковые нефы. Внешние нефы и клеристорий (верхняя часть центрального нефа, приподнятая по отношению к боковым нефам) освещали окна с циркульными архивольтами. Перемены в восточной части были серьезнее: октагон сменил трифолий – главная апсида (в ней имеются остатки синтрона, перед ней – следы «сирийской бемы», возможно, окружавшей престол) выдавалась с востока, 2 др. завершали рукава трансепта; световой колодец был заложен. Пещера Рождества оказалась теперь под сводом трансепта, и приподнятый пол алтарной части примерно соответствовал ей по площади. В нее спускались по полукруглым маршам с севера и юга. Полы и стены всего храма были облицованы мрамором, в верхней части стен помещались мозаики. Харви упоминает о 22 окнах, освещавших интерьер (сейчас заложены).

http://sedmitza.ru/text/412886.html

Текст молитвы сопровождает изображения сверху. Все эти фрагменты, возможно, принадлежали алтарной преграде ранневизант. периода, к-рая впосл. была заменена новой, без фигуративных изображений, но с богатыми орнаментальными украшениями (XIII-XIV вв.). Церковь св. Сергия (Абу-Сарга) (ранее - святых Сергия и Вакха) изначально была центром христ. К. По копт. преданию, храм был построен на месте пещеры, где 3 недели находилось Св. Семейство во время возвращения из Египта в Палестину, Афанасием, секретарем Абд аль-Азиза ибн Мервана, мусульм. правителя Египта в 689-704 гг. В церкви происходило рукоположение копт. патриархов с кон. VII до XI в., после чего церемонии были перенесены в Эль-Муаллаку. Фасад храма не выделяется среди соседних построек, но его кладка остается открытой, что дает возможность выявить технику: стены сложены из камня с частыми вставками из деревянных досок, что повышает сейсмическую устойчивость постройки. С зап. стороны расположен главный вход в виде 3 дверных порталов (трибелон). Атриум и нартекс отсутствуют. Основной наос храма имеет базиликальную форму (длина 27 м, ширина 17 м и высота 15 м), с 3 продольными нефами и 1 поперечным с зап. стороны. Поперечный неф выделен нишей с сев. стороны, где располагался баптистерий. На пересечении 2 продольных колоннад (по 5 колонн в каждой) и поперечной (2 колонны) поставлены крещатые опоры с несимметричными рукавами-пилястрами. Центральный неф примерно вдвое больше каждого из боковых. С восточной стороны к наосу примыкает алтарное пространство с просторным хурусом, который завершается центральной апсидой с 7-ступенчатым синтроном и 2 боковыми апсидами (с юж. стороны - малая апсида, с северной - пастофорий). При некоторых несимметричных элементах общий пропорциональный строй довольно гармоничен и является классическим и общепринятым для большинства христ. базилик в Египте. Мраморные колонны наоса опираются на различные по профилировке пьедесталы, завершаются коринфскими капителями или простыми плинтами. Фусты колонн различного диаметра, т.

http://pravenc.ru/text/Каир.html

Муравьеву 131. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 132. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 133. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 134. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 135. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 136. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 137. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 138. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде 139. Определение Св. Синода 140. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 141. О помощи Сайданайскому женскому монастырю близ Дамаска. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 142. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 143. Письмо митрополита Московского Филарета к посланнику в Константинополе В.П. Титову 144. Расписание вклада в обители и церкви, с прошением поминовения о упокоении души раба Божия Давида и сродников 145. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 146. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 147. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 148. Письмо А.Н. Муравьева к игумену лавры Св. Саввы Освященного Иоасафу 149. Послание митрополита Амидского Макария к Св. Синоду 150. Письмо А.Н. Муравьева к генеральному консулу в Бейруте К.М. Базили 151. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 152. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Иерусалимскому Кириллу 153. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 154. Грамата патриарха Иерусалимского Кирилла к А.Н. Муравьеву 155. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 156. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 157. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 158. Донесение митрополита Московского Филарета обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову 159. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Базили родился в 1809 г. в Константинополе в богатой греческой семье, принимавшей участие в освободительном движении Греции. С началом греческого восстания в 1821 г. отец Базили, чтобы избежать угрожавшей ему смертной казни, перебрался с семьёй в Одессу. Год спустя Константин Базили был принят в одно из при вилегированных учебных заведений России – Нежинскую Гимназию высших наук и лицей князя Г.А. Кушелева-Безбородко. Русские культурные ценности стали для Базили родными. «Судьбы Востока и личная моя судьба дали мне новое отечество – Россию» 123 , – писал он позднее. Базили, хорошо знавший среду, в которой вырос, и, в силу своего глубокого интереса, приобрётший многие познания о регионе, как нельзя лучше подходил для работы на Востоке. К моменту назначения его консулом в Бейрут им были уже написаны и опубликованы книги «Архипелаг и Греция», «Очерки Константинополя», «Босфор и новые очерки Константинополя», а также статьи «Стамбульские оригиналы», «Константинопольские библиотеки», «Коринф», в которых проявился его недюжинный литературный талант. Палестина 1840-х гг. стала для пытливого ума и исследовательской натуры Базили истинной находкой; так родился замысел новой книги: о системе государственного управления и экономике страны, об исторических корнях современных явлений, о моральном состоянии населения, обусловленном клубком религиозных столкновений и конфликтов, о древней культуре Православного Востока. Служебная деятельность генерального консула России давала Базили много возможностей для наблюдения текущего хода событий и участия в них; ему нередко «представлялись случаи облегчать судьбу христиан, бороться противу тиранских властей, противу фанатизма мусульманского и укрощать феодальные насилия и бесчинства» 124 . Новая книга Базили о Сирии и Палестине должна была, по замыслу автора, войти «в разряд материалов, которых изучение полезно при исследовании вопроса о судьбах Востока» 125 . К лету 1848 г. книга была завершена. В предисловии к ней Базили написал: «Не раз посчастливилось мне быть примирителем между враждующими племенами и спасать села и города. Считаю себя вправе упоминать об этом, потому что заслуги агента Великой державы на Востоке должны быть приписаны не личности его, но званию, кот о рым он облечён» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Основополагающие для класса II элементы – вытянутость по оси З-В и прямой темплон. Одни архитектурные детали (например, скамьи по стенам) не распределяются по типам с какой-нибудь закономерностью. Другие, наоборот, легко соотнести с определенными типами: карниз 24 и 28) характерен для поздних типов II.3–4, полуцилиндрический свод встречается в типах II.2–4 24). Кроме того, в и 24 появляется типичный признак поздневизантийского храма – притворлити. В двух инкерманских храмах типа II.2 и 13) темплон имеет форму скальной стенки с дверью (св. вратами) и окнами по сторонам от нее. Особый вопрос – эволюция синтрона и горнего места, а также их альтернативы – индивидуального сиденья с правой стороны от алтаря, которое почти всегда заменяет синтрон в храмах меньшего объема. В древнейшем типе I.1 двухступенчатый синтрон – в (в двух других церквях он опущен из-за отсутствия апсиды). Отсутствие его в памятниках типа I.2 (маленькие мемориальные храмы) объясняется, в том числе, и нехваткой места. Тип II.1 не имеет синтрона в 3 из 4 случаев (лишь в есть примыкающий к пристенному престолу редуцированный синтрон, не функциональность которого доказывается наличием в алтаре другого сиденья). В типе II.2 небольшие храмы с пристенным престолом не знают синтрона – лишь отдельное алтарное сиденье. То же относится и к маленьким храмам типа II.3: и 26. Возрождение двухступенчатого синтрона характерно для пяти больших храмов поздних типов II.3–4: 20, 24, 25 (здесь синтрон одноступенчатый из-за меньшего размера храма), 28. Вероятно, в XIV-XV вв. синтрон снова сделался популярен и стал сооружаться в крупных пещерных храмах по образцу наземных базилик Горного Крыма (Мангупской и Эски-Керменской) или того же кроме того, возможность сооружения синтрона прямо связана с расположением св. престола. Устройство св. престола. Во всех храмах класса I престол имеет форму отдельно стоящего столика, причем во всех церквях типа I.2 он помещается на очень небольшом расстоянии от восточной стены апсиды. В двух храмах типа II.1 престол пристенный, а в двух других со стеной, вероятно, соприкасалась его крышка. Храмы типа II.2 знают только пристенные престолы. Наоборот, в типах II.3–4 мы встречаем лишь отдельно стоящие престолы, часто с синтроном за ним. Логику такого местоположения можно реконструировать следующим образом: первоначально отдельно стоящий престол имитировал формы наземной архитектуры. В небольших апсидах храмов-триконхов он придвинут ближе к стене; это относится к небольшим храмам типа II.1. Когда протесис перешел в алтарь, престол пристраивают к стене, чтобы создать внутри алтаря свободное пространство. Наконец, с появлением зоны алтарного протесиса тот отодвигается в расширенную северо-западную часть алтаря, а св. престол обретает свое прежнее место по центру алтаря. В такой ситуации становится возможным создание синтрона, который из храмов II класса есть только в храмах типов II.3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Об этом сам он говорил мне сегодня. h) Так как секретарь синода Анфим завел делопроизводство на еллинском языке, то члены синода, не понимая силы его языка, подписывают бумаги, не зная, что в них содержится, или получив объяснение их от секретаря, которое дается, как ему угодно. i) Получен намек, что агент наш Марабути и консул Базили, оба природные греки, суть усердные слуги здешней патриархии, а не России. k) Бывший мирской учитель в патриархии не имел никакой веры, а он ученик из куручесмен училища. l) Здешние архиереи не ходили к нему на лекции. Апреля 26 , Середа. Около полудня приехал в Иерусалим генеральный консул Сирии и Палестины Базили. Вечером часов в 7 я посетил Базили и видел у него две бриллиантовых панагии, одну для армянского патриарха Захарии, и другую для наместника патриарха, преосвященного Кирилла. Кирилл получил этот монарший подарок, по представлению Базили, за устройство монастырей Феодоровского и Екатерининского для русских поклонников. «Я в душе уверен, – говорил мне Базили, – что Кирилл не стоит этой милости; но что делать? Надобно было приласкать его. А Мелетию я сказал сегодня, что и он получил бы подобный подарок, если бы лучше смотрел за нравственностью поклонников наших и выполнял бы правила, начертанные мною.» Вот политика сынов века сего! Консул Базили читал мне официальную бумагу посланника Титова, в которой мне разрешено ехать от Бейрута до Антиохии и Алеппо, но не далее. Посланник не осмелился отпустить меня до Трапезунда через Диарбекир и Эрзерум, не имея повеления на это из С.-Петербурга. ΝΒ. Спросить Базили: а) о консулах, их назначении, их образе действий. Апреля 27 , Четверг. В 6 часов утра я отправился на Голгофу служить обедню вместе с преосвященным Кириллом. Перед обедней меня позвали в здешний синод для присутствования при вручении драгоценной панагии архиепископу лидскому Кириллу. В синодальную небольшую комнату, украшенную златошвейными плащаницами, богатыми образами и портретами нашего Государя и Государыни, собрались все здешние архиереи и синодальные архимандриты, наш генеральный консул Базили и с ним прибывший командир русского военного брига с офицерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010