4Цар. 6:19 . Когда Елисей вышел навстречу своим врагам, он сказал им: «это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете» ( 2Цар. 6:19 ). Как мог этот Божий человек солгать сирийским воинам? Это очень просто, ведь то, что сказал им Елисей, фактически не было ложью. Сирийские воины были посланы в Дофаим, чтобы схватить Елисея. Господь поразил их слепотой, и Елисей вышел из города им навстречу. Он сообщил им: «это не та дорога и не тот город». Коль скоро Елисей вышел из города, его больше не было в Дофаиме. Соответственно, дорога в Дофаим уже не позволяла прийти и схватить Елисея, так как вела не в тот город. Елисей также посоветовал сирийцам: «идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете». И это тоже было правдой. Елисей пошёл впереди них в Самарию, а когда они пришли туда, Господь открыл глаза их, и они увидели Елисея и узнали, что находятся в Самарии. 2Пар. 18:18–22 . В этом тексте Бог, согласно видению Михея пророка, попускает духу лжи пойти и увлечь нечестивого царя Ахава навстречу его злой участи. Текст гласит: «попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих» ( 2Пар. 18:22 ). Но как может Бог всякой истины потворствовать такой лжи? Апологеты указывают, что здесь Бог не творит зло, а просто устанавливает над ним Свой контроль для благих целей. Несколько обстоятельств существенны для понимания этой ситуации. Во-первых, это видение, метафорический образ верховного владычества Бога, выраженный через символику Его царственной власти. Во-вторых, это драматическое видение изображает всеохватность владычества Бога, распоряжающегося даже злыми духами. Бог Библии, в отличие от богов некоторых языческих религий, верховно владычествует надо всем, в том числе над злом, которое обращает на достижение Своих благих целей (ср. Иов 1–3 ). В-третьих, Библия говорит, что Бог иногда «ожесточает» сердца людей ( Рим. 9:17–18 ) и даже заставляет испытывать сильные заблуждения ( 2Фес. 2:11 ). Однако при более пристальном анализе мы обнаруживаем, что Бог делает это с теми, кто уже сам ожесточил своё сердце ( Исх. 8:15 ), с не веровавшими истине ( 2Фес. 2:12 ). Бог даже их порочность обращает на достижение Своих целей. Бог позволяет лжи совершить суд над злом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Иоанн Восторгов. Настоящее достоинство. Опубликовано: 10 апреля 2024 Из проповеди в Неделю Крестопоклонную Во все эти дни в молитвах и молениях прославляется святой крест как орудие нашего искупления, а иногда, как сегодня, торжественно износится на середину храма для поклонения и лобызания. Последуя спасительному водительству Церкви, стань ты, христианин, пред этим честным крестом и вспомни, кто ты. Вспомни, что ты искуплен кровью Сына Божия, вспомни, что ты дорог в очах Божиих, что ты, по слову апостола, искуплен... от суетной жизни... драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1: 18–19). Вот Он пред тобой, распятый на кресте, страж­дущий, умирающий. Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего не пощадил, но за нас всех предал Его, а если за всех, то и за каждого из нас отдельно, и за тебя лично. Как же, значит, дорога твоя душа, если для спасения ее при­несена такая жертва и потребовались муки и смерть Сына Божия! Понимаешь ли ты теперь слова, слышан­ные сегодня в Евангелии: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8: 36). Повторяю, понимаешь ли ты, что дорога твоя душа, что одна она дороже всех сокровищ мира и всего, что только можно назвать и считать дорогим? И если тело твое ты старательно кормишь и поишь, одеваешь и укра­шаешь, не жалея для этого ничего; если для сохранения здоровья его ты очищаешь воздух, меняешь жилища, приглашаешь хороших и дорогих врачей, дозволяешь жечь и резать себя – и всё это в жертву тому, что рано или поздно умрет и истлеет, то не большие ли, бесконечно большие заботы должны мы иметь о своей бессмертной душе? Умирает тело, и кругом слышится плач, и вопль, и рыдание, но как часто от грехов, страшно сказать, умирает душа, а кругом всё спокойно, а иногда и весело, безумно весело. Христианин, стань пред этим крестом. Ты так любишь говорить о своих достоинствах, которые полагаешь часто в прах и дым.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/906-...

Поездка на восток: Иерихон и Мертвое море Дорога в Иерихон После Вифании от Иерусалимского шоссе, проложенного в 1936 г., ответвляется налево дорога к «источнику Апостолов» (Айн Аль- Гауд) – библейскому Ен-Шемешу, находившемуся на северной границе удела Иудина (см. Нав. 15, 7 ). Но мы едем прямо – мимо греческого Марфо-Мариинского монастыря (монастырь Встречи), о котором мы уже говорили. Разрезая на своем пути один за другим, словно большие караваи, холмы пустыни, шоссе круто спускается от Иерусалима к Мертвому морю и позволяет доехать до Иерихона быстрее чем за час. Уши закладывает как в самолете: ведь Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже его, так что разность высот составляет почти 1200 м, а перепад давления около 100 мм ртутного столба. На пятнадцатом километре от Иерусалима будет поворот к Хан аль-Ахмар, где находятся развалины Лавры Евфимия Великого (†473). На восемнадцатом километре – Хан Хатрур, «Гостиница Доброго Самарянина» («хан» по арабски означает «гостиница», «постоялый двор»). Сюда, по преданию, привез Добрый Самарянин из евангельской притчи найденного им на дороге раненого и ограбленного человека. ...В Евангелии от Луки рассказывается, как один законник, искушая Спасителя, спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал: посмотри, что написано в законе. И тот отвечал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего как самого себя, и тогда Иисус сказал: ты правильно ответил, так поступай и наследуешь жизнь вечную. Тогда законник, пытаясь уловить Учителя, задал знаменитый вопрос: а кто мой ближний? На это Иисус и ответил притчей. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Рассказав эту притчу, Спаситель спросил: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? И законник вынужден был ответить: оказавший ему милость ( Лк. 10, 25–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мне ли можно забыть, И.В., Вашу милость? Мне ли за Вас не молиться? Как вспомню, что И.В., бывало, идет ко мне и ненастною порою, и в дождь, и в грязь, все несет что-нибудь, не потому, что я нуждался, но потому, что любил он сам творить какую-нибудь милость мне. Как вспомню об этом, так и обольюсь слезами, сижу и плачу, да говорю Всеведущему: «Господи! Да не погибнет же кормилец мой, мой благотворитель, мой благодетель, добрый И.В.... Спаси же его, милосердый Господи!..» Дорога и пред людьми милостыня, но несравненно она дороже пред Богом; потому я и говорил Вам всегда, и ныне еще говорю: «Творите милостыню, И.В., творите всегда, дорога милостыня для человека нуждающегося, – это я сам на себе испытал». Я Вам сказывал, как кусок черствого хлеба заставлял меня иногда проливать горячие слезы и просить у Бога милости милостивому человеку. А что милостыня угодна Богу и не дает милостивому человеку погибнуть, об этом я расскажу, пожалуй, и теперь. В Прологе я читал: «Во многих трудах богоугодных проводил долгое время в пустыне Фивейской некто великий к добродетели Пафнутий и просил Бога открыть ему, кому он подобен. Ангел Господень явился ему и говорит: «Ты подобен музыканту, который живет в городе». Пафнутий тотчас пошел в город и отыскал того, который мог с ним сравниться в добродетели. «Кто ты такой и как живешь?» – спросил его Пафнутий. «Великий я грешник, – отвечал ему свирельщик, – пьяница я и блудник, и вот несколь давно как был еще разбойником». Тогда еще с большим желанием стал испытывать его Пафнутий: «Да разве сделал ты кому великое добро? Не в лености я проводил жизнь свою в пустыне, но Бог открыл мне о тебе, что ты ничем не хуже меня». Тогда начал припоминать бывший разбойник о своих делах и поведал Пафнутию следующее: «Раз как-то, когда я был в шайке разбойников, отнял от товарищей моих девицу, уневещенную Христу, и ночью проводил ее до деревни и не прикоснулся к ней. А во второй раз встретил я в пустыне женщину, весьма красивую лицом, блуждающую и горько плачущую, и спросил ее: «О чем плачешь?» Она же рассказала, что за 300 золотых посадили ее мужа в темницу и детей ее троих продали, а она, скрывшись в пустыне, вот уже три дня не ела.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Слово Божие является дорогою: " По пути, – говорится, – заповедей Твоих я шел» ( Пс. 118:32 ). Ибо как дорога в город, так и слово Божие в Царство Небесное ведут как бы за руку. Утоптанная эта дорога, протоптали ее как многие святые трудами своими, так прошли ее и многие грешники и грешницы, в истинное покаяние пришедшие и достигшие Небесного Царства (1). О окаянные времена наши или, лучше сказать, окаянные нравы наши! Как далеко отстоим мы от овец Христовых, от тех овец, которые были прежде нас, которых пасли всероссийские пастыри Петр, Алексий и Иона! И уже они, взирая на нас, едва ли узнают в нас христиан, разве только имя христианское у нас видят. В чем же причина такого нашего развращения? Причина в том, что мы не слушаем пастырского гласа, не внимаем душеполезным поучениям, не слушаем Бога, говорящего с нами через рабов Своих и святые книги, как говорится: «Господь поведал людям в книгах». Неслушание пастырского гласа, то есть слова Божия, и есть причина всего зла. Напротив, слушание слова Божия делает человека благословенной овцой, ибо претворяет звериные нравы в овечью кротость. Зверем сделался было Давид, похитив чужую овцу, жену Уриеву, и самого Урия съел и истребил с земли живых. Когда же услышал слова Божии, устами пророка Нафана ему изреченные: «Зачем ты сотворил лукавое пред Господом» ( 2Цар. 12:9 )? – тотчас же превратился Давид из зверя в смиренную овцу: «Согрешил я перед Господом моим» ( 2Цар. 12:13 ). Зверь был Ахав, царь израильский, когда пожрал неповинного Навуфея-израильтянина из-за виноградника, который хотел у него отнять. Но когда услышал слово Божие из уст святого Илии пророка: «Вот, я наведу на тебя зло» ( 3Цар. 21:21 ), – тотчас же превратился в овцу, смирился и, склонившись пред лицом Господним, шел, плача, сбросил одежды свои, облекшись во вретище. Зверь был мытарь Закхей, зверь хищный, сборщик Пилатов, насильственно грабивший чужое в Иерихоне. Когда же услышал слово Доброго Пастыря, Христа: «Закхей! надобно Мне быть у тебя в доме» ( Лк. 19:5 ), – тотчас же изменился сей зверь и, о, сколь изрядно соделался овцой! «Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И кого не превратит слово Божие в овцу из зверя и козлища (1)!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Место следующего затем пограничного пункта – Беф-Аравы не определено с несомненностью; по мнению проф. А.А. Олесницкого , Беф-Арава соответствует Евангельской Вифаваре ( Ин.1:28 ), которая «лежала на линии ерихо-иерусалимской дороги со спуском в иорданскую долину, следовательно, на границе колен Иудина и Вениаминова» 134 . Место «камня Богана», сына Рувимова, одними указывается в Тувейль-ель-Акабе, верстах в двух на запад от Ер-Рихи, другими к юго-западу от Аин-Хаджла, около мечети Неви Муса, вблизи которой находится камень «хаджр ель-Асгаб» – «камень пальца», отождествляемый с «камнем Богана» на том основании, что еврейское «баган» значит «большой палец» 135 . При этом последнем отождествлении граница уклонилась бы очень далеко на юг. Нав.15:7 .  потом восходит предел к Давиру от долины Ахор и на севере поворачивает к Галгалу, который против возвышенности Адуммима, лежащего с южной стороны потока; отсюда предел проходит к водам Ен-Шемеша и оканчивается у Ен-Рогела; Названный далее Давир находился, по мнению проф. А.А. Олесницкого , в вади Хот, по которой идет дорога из Иерусалима в Иерихон, на месте развалин Тур-эд-Дабор, как называется и одна из соседних долин – Вади-Дабор. Развалины находятся в 2-х часах пути к Иерихону от источника Апостолов 136 . Другие этот Давир полагают значительно далее на восток, на том же Иерихонском пути, в пещере Хорет-ед-Дабер, вблизи названного далее Адуммима. Следующим пограничным пунктом был Галгал, отличный от названного в Нав.4:19 . Место этого Галгала определяется тем, что он находился «против возвышенности», или «подъема», (по-еврейскому тексту «маалэ», по славянской Библии «схождение») Адуммим. Подъемом Адуммим назван известный подъем из Иорданской долины на возвышающиеся к западу от нее горы, «до такой степени крутой, вьющийся над глубокими обрывами, что дорога по нему прикрыта стенами». Здесь и в настоящее время находится башня, носящая название Гак-эд-Дам 137 . Самый Галгал против этого подъема находился на том месте в Ер-Рихе, которое принадлежит русской духовной миссии и на котором найден большой гранитный камень, сделанный в виде круга с круглыми яминами на его поверхности. Этот камень и был названной здесь Галгалой 138 . Под «потоком», на южной стороне которого находился подъем Адуммим, разумеется главный поток этой местности – Ель-Кельт 139 . Воды Ен-Шемеша носят в настоящее время в христианском мире название источника апостолов, который находился в 20 минутах пути от Вифании в Иорданскую долину. Ен-Рогел – источник, носящий у туземцев название «бир Аийуб» «источник Иова», находится близ Иерусалима, в том месте, где Кедронская долина соединяется с Гинномской. Нав.15:8 .  отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины рефаимов к северу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы слышим Евангелие о явлении Христа воскресшего двум ученикам Христовым, идущим во Эммаус. Когда они идут по дороге, с ними рядом вдруг оказывается третий Спутник. Где двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них. Они собраны во имя Христово и говорят о том, что произошло в Иерусалиме. Но они не могут узнать Того, Кто идет рядом с ними, потому что «глаза их были удержаны, — как сказано в Евангелии, — так что они не узнали Его» (Лк. 24, 16). День уже клонился к вечеру, и дорога шла на закат. Может быть, они не узнали Христа, оттого что солнце уже заходило, и в слепящем его свете трудно было узнать идущего рядом с ними Человека. Они шли туда, где уже наступала ночь, а христианин должен идти не к закату, а к восходу солнца. В Ветхом Завете, после того как Бог в пустыне явил чудо через медного змия, знаменующего прообраз Христа Распятого, Он повелел народу Божию идти по дороге, ведущей к восходу солнца. Православные храмы, мы знаем, обращены алтарями к восходу солнца, и каждый христианин призывается идти по дороге, ведущей к восходу в нашей жизни Солнца Правды — к воскресшему Христу. Наступает тьма. Не только о конкретном дне идет речь в Евангелии, эта тьма передает внутреннее состояние апостолов, когда они были в горе и разочаровании от всего, что произошло. Наступает тьма в истории человечества, когда к вечеру преклоняется день. И тем не менее мы призваны к тому, чтобы всегда помнить, что наша дорога идет туда, где восходит солнце, где свет. Не ко все сгущающейся тьме вокруг нас, которая очевидна, но — к восходящему солнцу, которое мы не можем различить. Когда два ученика в сегодняшней евангельской притче говорят Путнику, поравнявшемуся с ними, о страшных событиях, в их словах звучит печаль — может быть, самая великая печаль, которая когда-либо была в мире: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Все их надежды оказались похоронены. Но по мере того, как ученики Христовы идут по дороге в Эммаус, их Спутник все более и более раскрывает им значение происшедших событий. И жизнь снова обретает смысл там, где она уже казалась совершенно бессмысленной. Тьма постепенно становится светом, оттого что Он идет рядом с ними.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/07/na...

А если все три варианта не сработали? Значит, надо обратиться в самую высшую инстанцию: к Богу. И, пожаловавшись Ему, успокоиться: Он все знает. Наши полномочия исчерпаны, мы сделали все, что могли. А выносить сор из церковной избы – это не по-христиански, и для многих может быть соблазнительно. Борьба с грехами братьев через публичное их осуждение прямо противоположна законам православной аскетики. Святые отцы советуют покрывать грехи ближних забвением, и заниматься исправлением своей души. Преподобный Иустин Попович пишет: «Святым Евангелием Богочеловеческим не допущено, чтобы человек сам изрекал верховный суд о грехе брата против него, или чтобы совершал месть; все это принадлежит Богу и Церкви. Последний суд принадлежит Богу, не человеку. Тут всегда действительно евангельское благовестие и заповедь: «Не судите, да не судими будете» (Мф. 7,1). Ибо только Бог знает все, что предшествовало греху, вызвало грех, и несчастного брата подчинило греху» (Толк. на Мф.18,17). Этому пути Церковь и следовала на протяжении всей своей истории. Не о том ли и слова Спасителя: « Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: " дай, я выну сучок из глаза твоего " , а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,3-5)? Преобрази самого себя светом веры Христовой – это будет лучший способ оздоровления Церкви. А путь критиканства и обличения – дорога в никуда. Представьте себе, что апостолы тратят всю жизнь не на проповедь Евангелия, а на публичную борьбу со своими обидчиками. Или что преподобный Серафим постоянно злословит братию монастыря и всем рассказывает о них «правду». Вообразите любого святого, который бы поставил своей целью сделать известными всему миру грехи неугодного ему священноначалия. Трудно представить - потому что святые никогда не стали бы заниматься духовным самоубийством. Осуждение ближнего, раскрытие грехов другого – есть ли что-нибудь более противное христианству?

http://radonezh.ru/analytics/doroga-v-ni...

И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные» ( Ис.35:1–9 ). Очевидно, под образом пустыни в пророческом видении олицетворен народ, или – народы, пребывшие до времени не на пути «святых» и бывшие неплодными для «Царства Божия»; но вот пустыня оживает; она наполняется водами: «пробиваются воды в пустыне и в степи потоки»; призрак вод превращается в озеро, и жаждущая земля в источники вод, по ней проходит большая дорога, и путь по ней называется путем святых; хищные звери не будут ходить по нем, а будут ходить только искупленные. Видение пророка об оживлении пустыни, равно как видение пророком Иезекиилем поля, наполненного мертвыми костями, ожившими «в весьма великое полчище» по слову Вседержителя ( Иез.37:1–10 ), говорят об одном и том же: о нравственно-духовно-религиозном возрождении народа и народов в Боге Спасителе: не должно ли поэтому разуметь и пророчество Апостола Иоанна о «пустыне», как месте укрытия Церкви в последние дни века сего и мира сего, именно как в смысле образа какого-либо народа, который в среде своей оказательно и в полном иерархическом представительстве сохранит себя христианским народом во время нравственного безбожия на земле под владычеством «того человека»? Если так, то выражение Апостола Иоанна: «где», т.е. в пустыне, уготовано ей (Церкви) место «от Бога» – будет иметь подлинное свое значение действительного уготовления места Церкви Богом, так как призвание того или другого народа ко Христу «во временах и сроках» есть дело Промысла Божия, благодати Божией, и в то же время есть тайна судеб Божественных о племенах и народах. Но кто же будет тот народ, к концу времен имеющий принять к себе наследие Божие и сохранить в себе «Царство Божие» на земле? В Св. Писании этот народ не назван в точном, ясном и прямом смысле, но весьма много дано в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

—201— этих владениях, приобретенных ценою крови Валаамца, шедшего воевать духовным мечем, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ), – эта память не может быть уничтоженною. Она счастливо, ко времени, возобновлена Валаамским Ладожским монастырем о его далекой отрасли – новом Валааме, острове Еловом близь Кадьяка. Истекает вторая тысяча лет с тех пор, как рыболовам, закидывавшим сети в Галилейское море, был сделан Христом призыв: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. ( Мф.4:18–19 . Мк.1:16–17 .) Идите, научите все языки, крестя их в имя Отца, и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Призывный голос Христа не потерял своей действенной силы. Припоминается другая картина евангельская. Уже призванный стать ловцом человеков ( Мф.4:18 . Мк.3:14–16 .) и вместе с другими Апостолами получивший так сказать подробно-полную миссионерскую инструкцию от Христа ( Мф.10:2–42 .), Симон Петр иногда оставался верным своим прежним занятиям и при удобном случае своею решимостью и порывистостью: «иду рыбу ловить!» увлекал и других сотоварищей по ремеслу, встречая ответное слово: «идем и мы с тобой». Раздумчивым колебаниям не было места; пошли и тотчас вошли в лодку… ( Ин.21:2–3 .) Не смущаясь даже решительною неудачею в ловитве, он готов был по первому требованию со стороны, снова закидывать свои сети для лова ( Лк.5:5 ). Всякому рыбарю – и тем более ловцу человеков – призванному, или вызвавшемуся на это служение, в какое бы время он не отправился на ловитву, предстоит одна и та же, часто до буквальности точно хотя и давно определенная дорога, пройденная самым заметнейшем ловцом человеков для мира христианского. Эта дорога – быть в трудах, постоянных путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, язычников, в опасностях в городе, в пустыне, в море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в —202— голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений ежедневное стечение людей, забота о церквах ( 2Кор.11:23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010