Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Экскурсоводы девятого класса В среду девятиклассники проводили экскурсию в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.  Темы для работы на выездном уроке МХК в залах Третьяковской галереи были таковы: Воронкова Маша Творчество Сильвестра Щедрина Кузнецова Юлия Боровиковский Владимир Лукич «Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных» Лабациев Ваня Творчество Матвеева Федора Михайловича. Мельничук Маша Венецианов Алексей Гаврилович " Вот-те и батькин обед! " . Рымынова Настя Брюллов  Карл Павлович  «Портрет детей Волконских с арапом». Усова Варя Иванов Александр Андреевич «Аппиева дорога при закате солнца». Путилин Никита Тропинин Василий Андреевич «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль». Панюнин Коля Творчество Павла Федотова. Народу в Галерее в будний день было не много, слушали нас с интересом. Предлагаем Вашему вниманию отзывы гимназистов об экскурсии: Усова Варя Мои впечатления о ГТГ Мне очень понравилось в ГТГ. Всегда приятно увидеть такие выдающиеся произведения искусства в оригинале. Каждая картина передает море чувств и эмоций. Я узнала многое о истории картин, об их настоящих размерах, и вживую познакомилась с профессиональной кистью автора. В особенности меня поразило «Явление Христа народу». Я бы с удовольствием еще сходила в ГТГ и посетила большее количество залов. На меня большое впечатление произвела картина Флавицкого «Княжна Тараканова» и поразил образ босоногой нищенки-испанки. Кузнецова Юлия  Впечатления от похода в Третьяковскую галерею Мне очень понравилась экскурсия в ГТГ во-первых тем, что мы сами рассказывали о разных художниках и картинах. Во-вторых, тем, что я увидела много произведений искусства, которых либо до этого не видела, либо видела, но очень давно. Напрмер, картину В. Боровиковского «Портрет М. Лопухиной» я увидела вживую первый раз. Многие на меня произвели большое впечатление, например, «Княжна Тараканова» Флавицкого и «Нищая девочка-испанка».

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/382...

Попытки разузнать хоть что-нибудь о месте его нахождения ни к чему не привели: во всех московских больницах и тюрьмах их с матерью ждал один ответ: «Чичагова в списках нет». След деда оборвался для Варвары Васильевны более чем на полвека. И вот, однажды, когда она была уже ученым с мировым именем, руководителем крупного научного института, на второй день после Рождества в ее квартире раздался телефонный звонок. Незнакомым женским голосом был задан вопрос: – Знаете ли Вы, где похоронен Ваш дед? – Нет, не знаю. – В Бутове. На полигоне КГБ. Оказалось, что попасть на полигон зимой невозможно – он закрыт. Надо ждать весны. И все-таки Варвара Васильевна немедленно отправилась туда, на поиски. В первый раз не попала. Так и стояла у непроницаемого высокого забора с колючей проволокой… « Русская Голгофа » Усилиями очень небольшой группы людей, допущенных к архивным делам, удалось восстановить историю этого места. Люди эти поразительные. Две женщины, работавшие с документами, и несколько человек из числа родственников пострадавших. Ксения Федоровна Любимова составила картотеку расстрелянных и захороненных на Бутовском полигоне. В настоящее время обработаны еще не все материалы. Создание картотеки потребовало времени, терпения, просто физических сил. Надо сказать, что память у женщин, работающих со следственными делами, необыкновенная. При нас произошел, например, следующий эпизод: приехавшая в Бутово впервые москвичка, ничего до этого момента не знавшая о судьбе своего родственника и только предполагавшая, что он может оказаться здесь, робко назвала фамилию и дату ареста, а в ответ услышала твердо произнесенные имя, отчество и подтверждение: «Да, он – наш». Пласт за пластом, понемногу открывалось, что представлял собой охраняемый объект «военного назначения». Бывшее имение купцов-промышленников Зиминых, с некогда ухоженным парком и конным заводом, после революции добровольно переданное владельцем новой власти, в 20-е годы было превращено в сельскохозяйственную колонию ОГПУ. А в начале марта 1934-го в Бутово привезли на подводах заключенных из бывшей Екатерининской пустыни, где с 1931 года была устроена тюрьма.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v...

Точных известий о гибели и последних днях Павла в Риме нет. Есть апокрифы. Но точно известно, что Павел написал в Риме свои многочисленные послания. У писателя часто бывает так, что ему кажется, что будто он пишет для издательства, для себя, для друга. А оказывается, что написал для Вечности. Оказывается, что не ты пишешь, а «пишут» тобой. Как написал Есенин: «Я дудка Божия». Апостол стал таким «органом» музыки небесных сфер. Апостол Павел писал из Рима, как ему казалось, к Филимону, Титу, Тимофею, евреям, а написал к духовной элите всех времен и всех народов. Тем самым он восполнил римские труды апостола Петра. Если подвиг апостола Петра был предназначен для живых свидетелей, то труды Павла – для людей будущего. Он заполнил интеллектуальное пространство Рима христианской альтернативой. Тысячу лет спустя благодарность Рима выразилась в форме прекраснейшего собора, воздвигнутого в честь апостола Павла и ставшего одним из чудес света. На свете есть два святых и уникальных места: Соловки и Рим. Нигде не пролито столько крови мучеников, сколько было пролито на арене Колизея и на этом северном острове. На Соловках многие из нас уже были. Пришло время, когда и в Рим попасть стало не сложнее, чем на Соловки. Все, у кого есть хотя бы пятнадцать тысяч рублей, могут зимой, в низкий сезон полететь в Италию. Совсем не трудно выделить в Риме «свободное время» и попасть на Аппиеву дорогу. На гранитных плитах этой дороги, под высокими пиниями однажды явился Господь. Петр, убегающий из Рима, внезапно увидел Христа и не нашел ничего лучшего, как спросить:: – Камо грядеши, Господин? – Quovadis, Domine? И глядя ему в глаза, Христос ответил: – Иду в Рим, чтобы опять быть распятым. И этот ответ Иисуса был продолжением старого их разговора в Иерусалиме. Тогда перед арестом Христа слова апостола оказались пустыми. Теперь настала переэкзаменовка не решенной задачи. При всех недостатках православного туризма у него есть один плюс. Человек хотя бы на секунду поднимает из глубин памяти сияющие истины, вложенные в душу Богом. На секунду сокровище протирается от пыли и вспыхивает, и поражает красотой. Возможно, после возвращения домой оно снова покроется пылью и потускнеет. Но, может быть, и мы, как апостол, способны задуматься о главном и позволить нашему сердцу разгореться.

http://pravmir.ru/petr-pavel-i-nasha-app...

Появилась ограда из колючей проволоки. Кое-где были расставлены часовые… И началась стрельба, не прекращавшаяся иногда по нескольку часов подряд. Поначалу дачники не придали ей значения: полигон – это полигон. Подозрения появились тогда, когда поздно возвращавшиеся домой жители стали время от времени видеть черные «воронки», наглухо закрытые фургоны. Иногда по несколько машин одновременно. Случалось, слышали и отдаленные крики. Но время было такое, что боялись даже делиться своими предположениями друг с другом . Теперь уже известно, что бывшая спецзона НКВД-КГБ в Бутово является крупнейшим в Москве местом массовых захоронений жертв политических репрессий. Среди расстрелянных – великое множество священников, среди которых шесть архипастырей, монашествующие, верующие из числа мирян, люди, служившие при храмах. За несколько лет решениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и Синода 230 из них прославлены в лике святых. Пик расстрелов пришелся на время «ежовщины». За год, с июля 1937 – по август 1938 года, на полигоне было расстреляно 20765 человек. Из них около 1000, по материалам следственных дел, пострадали именно за верность Церкви, за веру. Но, видимо, и в смерти надо было знать беду. Ведь и Господь был распят среди разбойников. Здесь, в безымянных могилах-рвах бок о бок, один на другом, лежат останки святых и гонителей веры, жертв и их мучителей. Трудно писать об этом: расстрельные «бригады» выполняли задание «под водку»: настолько жуткой была эта работа. И в задачи некоторых «бригад», как говорят, входила «ликвидация» предыдущих. Таким образом, скрывалось место расстрела людей значительных, отмеченных чем-то, так, чтобы и «концы в воду». Когда несколько лет назад нынешний настоятель храма в честь новомучеников Бутовских, о. Кирилл Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова , предпринял попытку вскрыть небольшой фрагмент расстрельного рва, при соблюдении всех мер предосторожности, с приглашением опытных специалистов-антропологов, – тогда была еще робкая надежда обрести мощи – стало ясно, что это невозможно.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v...

Гонения Христианство — самая угнетаемая религия У нас уже давно появились тревожные отчеты...во всех них делается вывод об ухудшении положения христиан по всему миру Священномученик Виктор Киранов: Путь ко спасению проходит нормально Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное... В Сиро-католической Церкви опасаются за книги в захваченном боевиками монастыре Духовенство опасается, что захватившие Мосул экстремисты могут уничтожить реликвии или сбыть их на черном рынке. Лидер суннитов осудил изгнание христианских семей Очень жаль, что исламские экстремистские группировки, прикрываясь учением ислама, убивают и выгоняют из домов христиан Бутово. Наша «Аппиева дорога» На квадрате 10 метров было обнаружено около 150 останков тел. Люди лежат в пять слоев. А это значит, что убитые и раненые падали на мертвых. Священномученик Иларион Верейский: «Князь Православной Церкви» Прозвучал приказ: в момент похорон Ленина почтить его память молчанием в течение пяти минут… Чудом миновали «расхода», а не встали. А потом негромко, но отчетливо прозвучало слово: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество». Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/goneniya/page/2/

Завещание Патриарха Приготовились было уходить, но Святейший вдруг сам начал как-то очень осторожно, точнее, очень деликатно, даже застенчиво, расспрашивать меня – кто я, откуда, какая семья, чем дышу-живу. И уже не скроют убитых наших Нам порой кажется, что эпоха репрессий, эпоха мученичества русских христиан ХХ века — уже где-то далеко в прошлом, что ее живых голосов уже не услышать. Меж тем в городе Балашове живет женщина, которая помнит, как уводили из дома ее отца — протоиерея Василия Вечтомова, служившего в единственном уцелевшем из всех балашовских храмов — Успенской кладбищенской […] Вернуть чувство соборности. К изданию документов церковного собора 1917-1918 года (+ВИДЕО) 22 мая 2014 года в Москве состоялась презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. Бутово. Наша «Аппиева дорога» На квадрате 10 метров было обнаружено около 150 останков тел. Люди лежат в пять слоев. А это значит, что убитые и раненые падали на мертвых. Священномученик Иларион Верейский: «Князь Православной Церкви» Прозвучал приказ: в момент похорон Ленина почтить его память молчанием в течение пяти минут… Чудом миновали «расхода», а не встали. А потом негромко, но отчетливо прозвучало слово: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество». Горячие точки Роберта Капы (ФОТО) Был на фронтах Испании, где сделал свой классический снимок смерти республиканского солдата в момент, когда того настигла пуля. Бабушка В грузовике можно было только стоять в кузове, держа в руках ребенка. О том, чтобы взять с собой вещи, и речи не было… Через какое-то время военный патруль остановил грузовики, высадил женщин с детьми… И конфисковал машины, объяснив, что они нужны фронту. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/xx-vek/page/2/

Петр своей борьбой и проповедью подрубил первый корень античному язычеству. Христиане трудились над ним до тех пор, пока оно через триста лет не рухнуло окончательно. Императоры Рима были по-своему правы, убивая христиан. Именно они и погубили классический Рим, заставив его стать не Вечным городом, а Pax Romana – новым пространством и фундаментом нового мира. Апостол Петр первым начал переделывать Рим в мир. Он это смог сделать, сокрушив веру римлян в богов, ларов и прочую Матер Матуту. Петр посрамил веру самого императора, и это не осталось незамеченным. Римляне были умные. Они увидели, поняли, и процесс пошел. Как написал наш современник: Так просто быть неповторимым… Но на песке рисуют рыб, и что тогда случилось с Римом? Неповторимый Рим погиб! Кто знает, несколько мгновений или вся вечность на кресте? Обрадованный Петр поставил епископов, наладил администрацию и хотел выйти вон, думая, что завершил работу. Ему хотелось этим заняться тем же самым в Африке и Британии. Но он ошибался. Рим был намного важнее Британии. И его снова поправил Бог. Явился ему Ангел и сказал: – Приблизилось время отшествия твоего из этой жизни. Надлежит идти тебе в Рим, чтобы претерпеть там крестную смерть, получить праведную награду от Господа Христа. Рим был военным государством. Античный философ Сенека сказал: «Жить – значит быть солдатом». Кроме религии, ценностью в глазах у Рима была воинская слава, честь, понятие о гражданстве и братстве. Об этом хорошо написал Цицерон. Для людей войны у апостола оказался еще один аргумент – смелость. Римские воины и простые граждане увидели в нем смелого человека. И они как профессионалы-войны поняли, что за такой смелостью должно стоять что-то важное и правильное. Смерть апостола стала очень убедительным словом в пользу истинности христианства. Вот например, император Констанций (337– 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.

http://pravmir.ru/petr-pavel-i-nasha-app...

Поэтому смерть мы оцениваем как итог того, что в состоянии понять. А смерть праведников мы сравниваем с зацветанием растения. Как написано в акафисте святителя Николая про этого святого, «финик процветший». Вот его посадили, поливали и в конце концов оно расцвело и стало благоухать. По этому благоуханию Церковь решает, что умерший праведник угодил Богу. Наслаждаясь видом цветущего растения, мы спрашиваем, как и нам достичь такого же состояния. И как нам умереть так хорошо, чтобы наша смерть стала праздником. Присмотримся к смерти этих двух апостолов. У Петра и Павла смерть была непохожей одна на другую. По-разному они к ней подошли. Но нечто в ней было общее, что и составляет суть праздника. Отправной точкой их смерти можно считать встречу апостолов в Иерусалиме. Те пятнадцать дней, что они провели вместе, безусловно, их взаимно обогатили и привели в меру совершенства настолько, что Господь решил им дать последнее испытание и забрать после этого к Себе. Христос позвал обоих апостолов в Рим – в сердце древнего мира. Это была важнейшая на тот период нива Господа. Великая империя резко отличалась от других государств тем, что в ней сложились уникальные предпосылки нового всемирного государства. Эта империя нашла универсальный закон общежития. Ей недоставало только истинной веры для того,чтобы распространиться по всему миру как дивный сад. Призвание апостолов в Рим состоялось по-разному. Петр был приглашен в вечный город через ангела и пошел сам. Павла повезли под конвоем. По прибытии апостола Петра в Иерусалим ему явился в видении Господь и сказал: – Встань, Петр, и иди на запад, – нужно и западу просветиться твоею проповедью. Я буду с тобою. Как мы все хотели бы слышать эти слова от Бога: – Иди, ты нужен. Я буду с тобой! … и как мы их боимся. Он не испугался. Ему предстояло взять Рим голыми руками. Фантастическая задача. У Рима было две головы — язычество и армия. С язычеством апостол Павел справился духом, вступив в борьбу с волхвом Симоном. Над воротами Петропавловской крепости в Петербурге изображен финал этого сражения, поворотный в истории мира и Европы. Любимец публики и авторитет горожан, Симон взлетел и рухнул, сраженный Богом, к ногам изумленных римлян.

http://pravmir.ru/petr-pavel-i-nasha-app...

Символ – и сам этот храм, небольшой деревянный, возведенный тут же, прямо на полигоне, на месте казни, где, как предполагают, производились первые расстрелы. В нем удивительно светло и тепло. В нем мóлится, особенно в дни памяти бутовских святых. Чувство такое, что все они здесь, рядом, и маленькая церковь вмещает всех. В иконостасе – ряд икон бутовских мучеников. Среди них Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский, Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский, Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, Иона (Лазарев), епископ Велижский, Никита (Делекторский), епископ, Нижне-Тагильский. Все они здесь: архимандриты, игумены, протоиереи, священники, прихожане храмов… Позднее, уже приехав одна, взяла у о. Кирилла благословение сфотографировать полюбившуюся икону священномученика Серафима (Чичагова). Хотелось показать ее родным, знакомым, рассказать о Бутово тем, кто еще ничего о нем не знает и едва ли сможет приехать сюда. Работающие в храме женщины затеплили лампадку. Опускаю объектив, и вижу на образе крошечные капли. Мироточит икона. Это бывает перед праздниками, в день памяти владыки Серафима. У Бога нет смерти для святых, у Него все они живы! В четвертую субботу по Пасхе Церковь по традиции совершает память всего Собора новомучеников, в Бутово пострадавших. Тем, кто еще не был там, хочется пожелать только одного – поспешить туда, помолиться, поклониться святым, попросить прощения. Ведь большинство из нас выросло в то время, ничего не зная об этом. И теперь, прежде чем устремляться по святым местам в дальние пределы, наверное, лучше, полезнее начать с того, что рядом, но по нашему собственному невниманию, до поры закрыто от глаз.   Теперь на мемориальном комплексе в Бутово есть и новый просторный белый храм. Он большой. Места в нем хватит всем.                     Читайте также: Небесная литургия в Бутово 1 мая 2010 года в день памяти Новомучеников и исповедников российских на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в Москве, в 11-й раз состоится торжественная литургия под открытым небом.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v...

Так совпало, что литургия в этот день будет совершаться 1 мая по н. ст., день, у старшего поколения до сих пор ассоциирующийся с торжеством рухнувшего коммунизма, борцы за который в свое время и устроили этот полигон. Священник Михаил Шик: «…Чтобы Чашу Христа испить» Искали его долго. Только в 1994 году сын о. Михаила получил известие о месте его расстрела. Имя священника было обнаружено в бутовских списках. Супруга о. Михаила, матушка Наталия, так и не узнала определенно, жив ли он? За Христа пострадавшие в ХХ веке: кровь мучеников – семя Церкви Данные, полученные делением общего числа пострадавших за веру выпускников университета на число всех окончивших университет в 1880 – 1930-е гг. говорят о том, что самый высокий процент пострадавших дал МГУ (4.5%), СПбГУ (3%), почти столько же у Казанского университета (2,7%). января 15, 2010 Николай Евгеньевич Емельянов Продолжение Игумения Серафима (Чичагова-Черная): «Держать голову низко, а сердце высоко» Когда Варвара Васильевна Чичагова-Черная была уже на пенсии, судьба приготовила ей неожиданный поворот. Как-то, гуляя по центру Москвы, она зашла в храм Илии-Пророка, что в Обыденском переулке, и застыла от изумления. Прямо на нее из глубины полотна смотрел Христос в белом хитоне, простирая к ней руки. декабря 17, 2009 Мария Дегтярева Продолжение Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов» Арест 1937 г. оказался для Владыки Серафима последним. Приговор «тройки» был формальным. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора». декабря 11, 2009 Мария Дегтярева Продолжение Сколько репрессированных в России пострадали за Христа? 30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Сегодня не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте вспомним историю. октября 30, 2009 Николай Евгеньевич Емельянов

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010