После этого преподобные отцы спокойно пошли на мучения. Торжество христианского смирения Святая Мелания старшая 405 , происходившая из знаменитейшего в Риме дома, дочь и вдова сенатора, оставив своё отечество, странствовала всюду единственно для украшения святых храмов и утешения страждущего человечества: посещала святых отцов, обитавших в Нитрийской горе, благодетельствовала церквам и обителям, наполняла благотворениями темницы и, наконец, остановившись в Иерусалиме, в течение тридцати семи лет была совершеннейшим образом страннолюбия Авраамова: питала, успокаивала, утешала и напутствовала всех, приходивших туда с востока и запада, с севера и юга. Подвиг, поистине достойный, чтобы сопровождать на него с большим почётом, нежели с каким сопровождают военачальников, идущих на поражение супостата! И святой Мелании была воздана честь эта. Павлин, епископ Ноланский, которого она в своём путешествии посетила первого, описывает это зрелище следующим образом: «Все родственники праведной Мелании, то есть все особы, бывшие тогда знаменитейшими в Римской империи, вышли к ней навстречу и сопровождали её с великолепием, приличным столь великой особе. Дорога Аппиева покрыта была золотыми и блестящими каретами, богато убранными лошадьми и великим числом колесниц всякого рода. Посреди такой пышной обстановки ехала одна госпожа, достопочтенная по её летам, а ещё более по её важному и кроткому виду, сидящая в простой коляске и одетая в простое шерстяное платье. Однако же взоры всех обращены были на смиренную Меланию. Никто не смотрел ни на золото, ни на шёлк, ни на пурпуровые одежды, которые блистали по всем сторонам: простая одежда помрачала весь этот тщеславный блеск. Можно было, на этот раз, видеть в детях её и родственниках то же презрение к блестящей суетности, которое показывала их мать, оставив и поправ оное, дабы принести в жертву Богу «сердце чисто и дух сокрушен». Вельможи и госпожи, которые составляли великолепную свиту, не только не стыдились этого низкого и в очах света презренного состояния, в котором видели святую вдовицу, но ещё вменяли себе в честь подходить к ней и прикасаться к её одеянию, думая, что через смиренное и почтительное уничижение они очищали гордость их богатого и блестящего состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Мы на чужбине, и надолго (а в Россию верю!). И мы столько видели, и столько пережили, столько настрадались. Нам предстоит жить и бороться, утверждая наше. И сейчас особенно я знаю, да, важнейшее для нас есть общий знак — креста, наученности, самоуглубление. Пусть будем в меньшинстве, гонимые и мало видные. Быть может, мы сильней как раз тогда, когда мы подземельней. — Светлый друг! Я знаю всю горячую и страстную твою природу, и я видел все узоры твоей жизни — воздушные и золотистые, и страшные. Да продолжают быть яблонка цветущая и ветер покровителями для тебя, но от моей дальней, и мужниной любви желаю лишь тебе сияния Вечного Солнца над путем… ну, ты поймешь». Солнце заходило, дымно-пламенели тонкие облачка над угластыми стенами Рима. Мы с Павлом Петровичем только что поднялись из галереи катакомб Св. Каллиста. Мы видели гробницу первых пап, крипту Св. Цецилии. С зажженными свечами, за монахом и тремя простолюдинами мы обходили смутные, таинственные подземелья, полные ушедших вздохов, шорохов тысячелетних туфов. И теперь сидели на скамеечке под кипарисами. Аллея, среди виноградников, шла к Аппиевой дороге. В небольшой будке белые монахи продавали разные реликвии. Я держала у груди маленький мешочек с катакомбною землей. Волнение слегка холодило, когда пальцами перебирала вековой, мелко-истертый этот прах. Закат забагровел. Монахи в будочке зажгли огонь. И пилигримы уходили. Синело между кипарисами аллеи, под стенами Рима залегал сумрак, с легеньким туманом над болотцем. Вышли звезды. Смутно, розово теплились верхи гор. Мы поднялись. Я прижимала к сердцу прах моих дальних собратьев, мне казалось, что дыханье вечной жизни шло из этого смиренного остатка. Пустынна была Аппиева дорога. Мы шли по камням ее тысячелетним, и тысячелетние могилы нас сопровождали. У часовенки Quo vadis я остановилась. Опустилась на землю, поцеловала след стопы Господней. Все кипело и клубилось во мне светлыми слезами. Павел Петрович поднял меня с земли. — Ну, будет. Ну, поплакали, довольно. А спустя минуту он прибавил:

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКРОПОЛЬ [Греч. νεκρπολις - город мертвых], обширное кладбище; архитектурно-погребальный комплекс. История Н. тесно связана с развитием погребальных обрядов (см. статьи Надгробие , Погребение ). Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) В Европе и Америке средневек. и постсредневек. Н. являются объектом пристального интереса историков, антропологов, искусствоведов. Общепринятым стало положение о том, что включение кладбищ в пространство города, их тесная связь с христ. церквами и общественной жизнью - важнейший момент в разрыве с античной традицией, в самоидентификации города новой, средневек. эпохи. В совр. науке разрабатываются методы определения роли кладбища в древнерус. городской среде, отслеживания изменений в отношении к Н. как к элементу городской структуры, к одному из ключевых звеньев в системе мировоззрения и в повседневной жизни христ. общин, а также формируется методика изучения и восстановления утраченных Н. (городских, монастырских, сельских и др.) и отдельных погребений на них. Христ. город на Руси в контексте сопоставления «город живых» - «город мертвых» практически не рассматривался. Запрет на погребение тел и их сожжение в городской черте известен с глубокой древности (Талмуд, Законы Двенадцати таблиц и др.), в частности, на опасность осквернения святости города захоронениями есть указания в рим. юридических документах. Христиане, следуя закрепленным в рим. законодательстве запретам, первоначально избегали захоронений в черте города. В то же время о существовании практики возведения гробниц в городах, а также о помещении мертвых тел в храмах известно, напр., из Гомилии свт. Иоанна Златоуста, призывавшего позаботиться об иных местах захоронения (Гомилии 74б 8:71). В VI в. фиксируются попытки на законодательном уровне отказаться от погребений в церквах или по крайней мере в городах. Кодекс имп. Юстиниана, составленный между 529 и 534 гг., требовал вынести за черту города все урны и саркофаги, поскольку к этому времени захоронения in urbe, внутри города, уже практиковались. Запрет на погребения в городах был снят только декретом имп. Льва VI Мудрого (886-912) в эпоху, когда они давно преобладали (о запретительных мерах касательно погребений в городе см.: Meneghini R., Santangeli Valenziani R. Sepolture intramurane e paesaggio urbano a Roma tra V e VII sec.//La storia economica di Roma nell " alto medioevo alla luce dei recenti scavi archeologici. Firenze, 1993. P. 89-111; Lambert C. M. Le cepolture in urbe nella norma e nella prassi (tarda anticita - alto medioeovo)//L " Italia centro-settentrionale in età longobarda. Firenze, 1997. P. 285-293).

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Петр, Павел и наша Аппиева дорога Для сверки навигатора нашего сердца с небом и существовал этот пост. Посмотрим, что показывают приборы? 11 июля, 2016 Для сверки навигатора нашего сердца с небом и существовал этот пост. Посмотрим, что показывают приборы? Смысл празднования дня памяти апостолов Петра и Павла не в том, что христиане влюблены в смерть странной любовью и не могут отвести от нее взгляд даже в праздник. А в том, что мы при помощи апостолов, обнаруживаем свое место пред Богом. Как-то странно, что христиане празднуют не дни рождения святых, а дни их смерти. Двенадцатого июля по новому стилю в один день с разницей в год были убиты апостолы Петр и Павел. И этот день у нас праздник. Это и торжественная служба, и поздравления, и вкушение запретных до того мяса и вин. Какое странное празднование смерти! Для всех нас болезнь и смерть – абсолютное зло. Смерть вошла в мир грехом и является его следствием. Телесная смерть не является финалом жизни. Она – только мгновение. Закрылись на секунду очи, и тут же душа откроет для себя новый невидимый мир иного существования. Мы практически ничего толком не знаем о посмертной жизни. Имеются редкие откровения Божиих избранников, слегка приподнимающие завесу тайны Той жизни. Даже апостол Павел, видевший Третье небо, написал: «Сейчас мы видим все как сквозь мутное стекло». Но большей частью эти откровения являются чьим-то личным опытом, но не мнением всей церкви. Опыт не есть канон. Церковь не посчитала нужным формализовать этот посмертный опыт по двум причинам. Во-первых, образы Того мира настолько неточно переводятся на язык земного бытия, что делать такой перевод без ущерба для восприятия содержания опасно. Мы видим, что кроме пользы такие толкования часто становятся основой спекуляций еретиков. Как, например, прославилась на дурном прочтении Откровения всем памятная одна современная секта киевских супругов и бывших комсомольцев. А во-вторых, для того, чтобы мы почувствовали, что тот мир руководится не нашим законом или тем, что мы придумали, а только волей и милостью Бога, которые не выразишь ни в какие формулы и каноны. Мы, таким образом, уже здесь готовимся полностью вручить свое существование одному только Богу. И это правильно.

http://pravmir.ru/petr-pavel-i-nasha-app...

На квадрате 10 метров было обнаружено около 150 останков тел. Люди лежат в пять слоев. А это значит, что убитые и раненные падали на мертвых. При помощи аэрофотосъемки удалось восстановить топографию рвов: их больше десятка. Огромные 60– 70-ти – метровые траншеи шириной в 4- 5 метров, «П»-образной, «Г»образной формы. В них погребены люди 60 национальностей, самых разных общественно-политических взглядов, разного культурного уровня. Бутово стало одним из самых ужасных следствий апостасии 20–30-х годов и одновременно – одним из самых значительных символов верности Христу. …В ту первую поездку в Бутово я поймала себя на мысли, что по этой земле страшно ступать. На ней буквально нет свободного места. Это сплошная «братская могила». Когда не осталось пространства на огражденном квадрате, расстрелы небольших партий заключенных производились в лесу неподалеку. И все же, несмотря на онемение, которое наступает здесь в первый раз от исключительной жестокости, масштаба и близости этой трагедии, понемногу приходит и другое чувство. Я никак не могла подобрать слово, понять, где и когда это уже было. И только потом вспомнила: точно, то же было и в Риме на Аппиевой дороге, в катакомбах первых христиан! Раки с мощами мучеников, убитых на Колизее, множество женских, детских погребений, и вдруг, в простенке в одном из гротов, на стене – рисунок: тонкой, изящной линией выписаны райские, праздничные павлины. Символ нетления в раннем христианстве. Удивительно яркие красная, бирюзовая и фиолетовая краски. Вечная Пасха! Да, Бутово – это наша «Аппиева дорога», наша «Голгофа». Стоял декабрь, а на могилах-рвах, будто художник тронул красками, повсюду были рассыпаны пунцовые розы, нежные гвоздики и астрамерии. Шапочки света от затепленных тут же свечей согревали воздух над травкой, покрытой толстым слоем инея. Больше смерти И вот они, пасхальные символы этого великого, святого места: высокий легкий памятный крест-голубец (работа архитектора Д.М. Шаховского, сына убиенного иерея Михаила Шика ), один на всех, объединенных страданиями и надеждой на Воскресение, замечательный живой образ священномученика Серафима (Чичагова) и икона новомучеников и исповедников Российских.

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-v...

Никто не надрывается в нищете и в страшных трудах. Что такое крепостное право? Это пусть думает Радищев или Новиков, пусть они пишут об этом, сходят с ума, а мы будем дремать и ждать перемен вот так, будем стараться, чтобы наша прекрасная природа оставалась всегда вот такой завороженной как бы в таком светлом оцепенении, в такой дремоте. Но дальше XIX век происходит, перемены все равно идут, их нельзя остановить. Вот крупнейший русский пейзажист Шишкин. В его творчестве совершенно другая природа – это сильность и цельность народа. Он воспел это. Это Шишкин. Это могучие сосновые рощи, могучие поля ржи – это сила народа. Это он воспевал. Его природа тоже незыблема. Он тоже верит в то, что это никогда не изменится. Эта поразительная наивная вера, что изменений не будет или я не хочу, чтобы они были, я хочу их остановить – Шишкину это свойственно. Александр Иванов пейзажей специально не писал. Его тема – это «Явление Христа народу». Это знаменитая картина. Мы говорили о ней в первой лекции. Но как нечто подсобное для картины ему нужны были пейзажи, и он создал великолепную серию совершенно замечательных пейзажей, где его талант проявился, может быть, гораздо ярче, чем в его картине даже. Картину он слишком долго писал. Это так называемая Аппиева дорога – это античная дорога; дорога, по которой шли варвары на Рим, шли римляне, чтобы завоевывать. Здесь вдали виден силуэт собора Святого Петра, а здесь остатки античных каких-то памятников вдоль этой дороги. Вы видите красноватая земля как бы пропитана кровью. Кровь проливалась здесь, битвы на этой земле были бесконечны, она впитала в себя эту кровь. Такой закатный воздух создает эту кровавость удивительную. Теперь посмотрим другого живописца. Это Саврасов. Замечательный художник, замечательный пейзажист. Все знают его «Грачи прилетели». Мы их тоже сейчас увидим. А у него множество прекрасных пейзажей. Он был необыкновенно влюблен в русскую природу такую совершенно не притязательную, без всяких особых красот; никаких гор, никаких скал, никакого моря, а вот эта скромная природа трогает в его пейзажах бесконечно. Иногда смотришь какой-то пейзаж, какие-то задворки, сарайчик, заборчик – и это прекрасно. Каким-то видением художественным увидел. Здесь вот ранняя весна – то время, когда уже зацветают отдельные деревья, а другие еще нет. Вот такой пейзаж.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-peyzazh-...

Трудно встретить человека, который изучая эти достопримечательные лобные места с их исполинскими арками, эти величественные развалины древнеримской славы, не содрогнулся бы перед ними, как перед явственными следами Божественного приговора над Римом, и не оставил бы на них, как на глубоко назидательном предмете, своей угрюмо серьёзной мысли. Римский Колизей находится между Эсквилинским холмом с древними банями Тита, Целием и Палатинским холмом с его достопримечательными развалинами императорских дворцов. К юго-востоку, в стороне от него, красуется триумфальная арка Константина, а недалеко отсюда, где тянется славная Аппиева дорога, по направлению к северо-востоку, – врата Тита. Отсюда знаменитая в древности священная дорога (via sacra) ведёт мимо прекрасной базилики Константина к древнему храму Пенатов (домашних богов), из развалин которого выстроена церковь святых Космы и Димиана. Здесь же находится и древний римский форум (площадь) с его изящными колоннами. При входе в форум есть прекрасная триумфальная арка Септимия Севера, недалеко от неё – остатки храмов Фортуны и Конкордии. Затем – сенаторские палаты и знаменитейший Капитолий, с высоты которого превосходно смотреть на форум. Теперь это место называется коровьим полем (campo vaccine), так как оно служит пастбищем для скота. По внешности Флавиев амфитеатр, или Колизей, представляет собой громаднейший эллипс, вид громаднейшего яйца. Округлённые огромные каменные стены Колизея на половину высоты видны и доселе со всех сторон, а на северной стороне они, по словам очевидцев, сохранились невредимыми во всём своём объёме. Колизей теперь находится, как и все почти остатки зданий древнего Рима, как бы в глубоком рве, так как мусор, в продолжение целых столетий накопившийся здесь, так возвысил поверхность вечного города, что нижние этажи древних построек и сооружений нельзя и видеть. Три огромных этажа с дорическими, ионийскими и коринфскими колоннами возвышаются здесь нагромождённые один на другой, а над ними возвышается четвёртый, ещё более высокий ярус, так что высота всего Колизея достигает до 26 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Иван Николаевич за аппарат, а монашонок, не тут-то, — прячется и сам рукой что-то показывает — пантомимой. И немало мы с ним возились: и уж какой проворный, совсем наставим, — хвать и увильнул, а сам так пугливо смотрит и все улыбается, ну, вылитый крокодиленок, а шкурка коричневая. Что будешь делать, силой невозможно. И провещался вдруг монашонок: — Нам, — говорит, — не годится, старшие тут, а я сам служка. Ну, мы страшно обрадовались. Слово за слово, и разговорились. Рассказали ему, где были, что видели и какая это дорога Аппиева — не находишься по ней, не нагуляешься! — и про мунтер-бани рассказали, и как нам было весело и как мы смеялись. Колос ему с полей, еще теплый, подержать дали. — Бережем, на память! А у Алексея, Божья человека, были? — Как у Алексея?.. — Да как же, на холме Авентинском там его и мощи. Тут я только и вспомнил. «Вот, — думаю, — дурак-то! Симона Волхва искал нечистое место, да еще, Бог знает, может, не туда и плевал, а к нашему Алексею Божьему человеку и не удосужился… забыл!» Монашонок на минуту зашел за угол церкви, видим, с каким-то тоже служкой пошептался и бежит назад. — Как же, в тысяча двести шестнадцатом году нашли его могилу на холме Авентинском! Пойдемте, я вас проведу. Поблагодарили мы монашка и за ним следом. V Вел нас монашек какими-то закоулками и переулками, в моем плане не обозначенными, мимо вала, мимо насыпи, мимо стен каменных, мимо садов прохладных и все рассказывал и про царя Онория, и про папу Иннокентия, во времена которого царя и которого папы жил на земле Алексей Божий человек у своего родителя Евремиана римлянина. Иван Николаевич что-то недоверчиво прислушивался: слыхал он от слепцов, будто почивают мощи в Иерусалиме. — В Иерусалиме в церкви Матери-Богородицы, а несли их из Рима три дня и три ночи. Но монашонок знал все доподлинно. — В Риме, в соборной церкви у Нифантия чудотворца! И спорить с ним все равно попусту. Уж дневная теплынь переменилась в вечер, и легка нам была дорога. Тут на полпути вроде чудесного было нам знамение: пали нам под ноги, неизвестно откуда, две зеленые веточки. И всех больше веточкам наш монашек обрадовался: уж так рад был, что и сказать невозможно. А я скажу, только виду не показал, другой-то служка по верху по горе шел, да эти веточки на дорогу и кинул.

http://azbyka.ru/fiction/strannik-bozhij...

Рубрики Коллекции Аппиева дорога. Livioandronico2013/Википедия/CC BY-SA 4.0 Когда начинается Петров пост в 2023 году? 1 мин., 08.06.2020 Поделиться Когда начинается Петров пост, зависит от даты Пасхи. Первый его день – понедельник через неделю после Троицы, всегда отмечаемой на пятидесятый день после Светлого Воскресения. В 2023 году Петров пост начинается 12 июня, и продлится четыре недели, до 12 июля – праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот пост ещё принято называть «компенсаторным», однако это не значит, что существует он только для тех, кто по той или иной причине недостаточно строго соблюдал Великий, но не мог восполнить это упущение в праздничный период, продолжавшийся до сих пор. Это время воздержания и молитвы для всех верующих. Впрочем, устав предписывает поститься не слишком строго – отказаться от молока, мяса и яиц, но есть рыбу. Также необходимо соизмерять строгость пищевого воздержаниях с состоянием здоровья и обстоятельствами жизни и помнить, что смысл поста не в голодании (хоть именно этот летний период крестьяне называли «Петровки-голодовки» – прошлогодний урожай закончился, а новый ещё не созрел), а в стремлении очистить свою душу и приблизиться к Господу с помощью покаяния, молитвы, борьбы с грехом и добрых дел. А ограничения в еде – это вспомогательное средство, потому что, как учил святитель Василий Великий, «сколько отнимешь в плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием». Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Праздновать Пасху до схождения Благодатного огня — грех? А как же католики? 05.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kogda-nachinaetsja-petrov...

Однако изучение христианских кладбищ и базилик началось в Риме только в конце XVI века, а потом с успехом было продолжено через три столетия. Массовый интерес к проведению археологических раскопок на части Аппиевой дороги возник в XIX веке, а обнаруженные итальянскими учеными артефакты становились достоянием музеев и частных коллекций по всей Европе. В 50-х годах того же века итальянский археолог и архитектор Луиджи Канина (1795–1856) полностью очистил первые 16 километров Аппиевой дороги – до 11-мильного столба – и опубликовал сведения о нескольких тысячах сооружений. Общая протяженность Аппиевой дороги составляла 579 километров (7, c.143), а ее ширина достигала шести метров. Она пересекала Апеннинский полуостров и связывала Рим с Капуей и портовым городом на Адриатическом море Брундизий (современный Бриндизи) в пятке итальянского «сапога». Ныне дорога частично асфальтирована, однако сохранились ее крупные участки с античным покрытием, местами на ней видны выбитые тяжелыми колесами повозок и колесниц глубокие колеи. Читая апокрифы и роман Сенкевича В евангельской истории Аппиева дорога и расположенные на ней «три гостиницы» («три таверны») известны тем, что римские христиане в городках Форум Аппия и Трес-Таберне встретили апостола Павла, следовавшего под стражей в Рима из Путеол (Деян. 28, 15). На определённом расстоянии друг от друга на древней дороге находились своеобразные дорожные станции, служившие местом отдыха для путников. Одна из них – «Три таверны» («Tres Tabernae») – упоминается не только в «Деяних святых апостолов», но и многократно встречается в письмах и других произведениях Цицерона. Апокрифическое предание, впервые рассказанное раннехристианским писателем Егесиппом (также Гегесипп и Эгесипп; умер ок. 180), рассказывает о пребывании на Аппиевой дороге апостола Петра, бежавшего из города и встретившего неподалеку от городских стен идущего в Рим Спасителя. По предположению церковных историков, в 64 году, когда император Нерон начал гонение на христиан, апостол Петр находился в Риме.

http://bogoslov.ru/article/1331533

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010