Дорога к храму Покрова. Художник: Геннадий Иванович Литвиненко Много лет назад, как принято говорить – на заре Перестройки, на экраны страны вышел один фильм. Не все его смотрели, но практически все и сегодня знают ставшую знаменитой фразу героини: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Дорога, ведущая к храму, – тот образ, которому посвящено огромное количество текстов и фильмов, статей и бесед. И, разумеется, это важно: именно с прихода в дом Господень начинается настоящая христианская жизнь. Но с первых же наших шагов в Церкви становится важным и то, какова наша дорога из храма – обратно в дом. Ведь Господь Христос не заповедал ученикам вернуться вновь в затворенную горницу. Нет, пред Вознесением Он сказал им: «Идите и научите все народы» ( Мф. 28, 19). Мы, конечно же, не святые апостолы. Но именно от нас «учатся» о Боге и нашей вере те люди в миру, которые еще сами к Нему не пришли. Мир, как известно, лежит во зле (ср. 1Ин., 5, 19), и клеветник-лукавый всегда найдет, как возвести напраслину на христиан. Но самим нам точно не стоит служить соблазном этому миру. Сказано: «Вы свет миру» (Мф. 5, 14), но «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23). И если мы несем не свет – для чего мы тогда, как мы исполним свое христианское предназначение? Если мы несем не свет – для чего мы тогда, как мы исполним свое христианское предназначение? Как гласит житие святого Антония Великого, услышав в храме слова «если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21)», святой отправился домой и именно так и поступил, оставив деньги лишь на содержание своей маленькой сестры, оставшейся на его попечении после смерти родителей. Когда же в другой раз в храме прочли «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), он, как пишет святитель Афанасий, вверил и сестру на попечение «известным ему и верным девственницам» в обитель и ушел подвизаться в пустыню под руководством молившихся там старцев.

http://pravoslavie.ru/159083.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Как совершается чудо Евангелие на Литургии в неделю 29-ю по Пятидесятнице От Луки o глава 17 стихи 12-19 12 В то время, когда входил Иисус в некое селение, вышли Ему навстречу десять человек прокаженных, которые, став поодаль, 13 возвысили голоса: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» 14 И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!» И было, пока они шли, проказа оставила их. 15 А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, 16 и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин. 17 И сказал на это Иисус: «Разве не десять человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, 18 кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» 19 И сказал Он ему: «Встань, иди; твоя вера тебя спасла!» Перевод Сергея Аверинцева Дорога в Иерусалим... Сколько раз за время земной жизни Господь проходил по этой дороге! Однако в Евангелии дорога в Иерусалим это не просто географическое указание, это путь, который ведет нас к храму-Христу, во святая святых нашей веры. Это не дорога лирических излияний, это путь, который отмечен страданиями, ранами и переломанными судьбами. По ней идут десять несчастных, страдающих неизлечимым недугом. Они отвергнуты своим народом, они отвратительны сами себе. Прокаженные, как известно, были обречены на пожизненный карантин, чтобы не заразить других не столько физическим недугом, сколько проклятием, которое знаменовала собой эта болезнь. Под страхом смерти больному вменялось в обязанность при виде людей разрывать на себе одежды и кричать: «Нечист!» (Лев. 13, 46). Случалось, что разгневанные путники забивали их насмерть. На что рассчитывают эти несчастные, приближаясь ко Христу? Закон строго-настрого запрещает им приближаться, поэтому на расстоянии они вместо предписанного «Нечист!» вопиют к Господу теми словами, на которые еще способны люди, искалеченные жизнью. Это крик души, раздавленной под тяжестью страданий, это молитва псалмопевца, в которой вопль отчаяния и последние проблески доверия и надежды: «Помилуй меня!» В ответ Господь не произносит никаких назиданий о зле и грехе, Он берет это зло на Себя, исцеляя раны, возвращая человеческий облик тому, кто был чудовищно обезображен недугом. Души, сокрушенные отчужденностью и ненавистью, Он согревает Своей любовью.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Вифлеем и Хеврон: поездка на юг Дорога в Вифлеем Отправляясь от Яффских ворот и минуя Биркет ас-Султан, место прежних «Царских Прудов», оставляя справа от себя шотландскую церковь Св. Андрея Первозванного, построенную в 1927 г., и железнодорожный вокзал, мы едем на юг по холму, возвышающемуся над западным берегом Геенны Огненной. Это в библейском обозначении гора Злого Совещания, именуемая так потому, что здесь находилась загородная резиденция первосвященника, где принималось решение («злое совещание») о том, чтобы схватить и предать на распятие Спасителя. Оставив справа Бакаа («поле рефаимов» – библейских исполинов), видим впереди монастырь, обстроенный, по здешнему обычаю, мощными средневековыми стенами. Это Мар- Элиас – монастырь Святого Илии Пророка. От монастыря открывается величественная панорама окрестности: Святой Город на севере, Вифлеем на юге и Иудейская пустыня – насколько хватает глаз – на восток. По православному преданию, на этом месте отдыхал в пустыне на пути к горе Хорив пророк Илия, когда скрывался от мести царицы Иезавели. Это было вскоре после того, как пророк посрамил, а затем и физически уничтожил языческих жрецов на горе Кармил, чем и вызвал гнев повелительницы. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал: встань, ешь и пей... ибо дальняя дорога пред тобой. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. ...И встал он... и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива ( 3Цар. 19, 4–8 ). В монастыре показывают камень, на котором отдыхал Илия в тот час, как явился ему Ангел. Другой святыней обители является часть оков святого великомученика Георгия, почитаемых чудотворными. Обитель связана также с памятью другого Илии – святителя Иерусалимского, жившего в XIV в. и погребенного в ее стенах. Его мощи также являются предметом почитания православных верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как совершается чудо Во все времена люди задавались вопросом о чудесах Спасителя. К этому вопросу история десяти прокаженных добавляет удивительный нюанс. Их молитва исполнена, но слова о спасении Господь говорит только одному из них, чей поступок изумляет Спасителя. Почему? 18 декабря, 2011 Во все времена люди задавались вопросом о чудесах Спасителя. К этому вопросу история десяти прокаженных добавляет удивительный нюанс. Их молитва исполнена, но слова о спасении Господь говорит только одному из них, чей поступок изумляет Спасителя. Почему? От Луки святое благовествование. Глава 17 стихи 12-19 В то время, когда входил Иисус в некое селение, вышли Ему навстречу десять человек прокаженных, которые, став поодаль, возвысили голоса: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» И Он, увидев их, сказал: «Ступайте, покажитесь священникам!» И было, пока они шли, проказа оставила их. А один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом славя Бога, и пал ниц к ногам Иисуса, изъявляя Ему свою благодарность; и это был самарянин. И сказал на это Иисус: «Разве не десять человек избавлены от проказы? Где же девять? Ужели никого не нашлось, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» И сказал Он ему: «Встань, иди; твоя вера тебя спасла!» Дорога в Иерусалим… Сколько раз за время земной жизни Господь проходил по этой дороге! Однако в Евангелии дорога в Иерусалим — это не просто географическое указание, это путь, который ведет нас к храму-Христу, во святая святых нашей веры. Это не дорога лирических излияний, это путь, который отмечен страданиями, ранами и переломанными судьбами. По ней идут десять несчастных, страдающих неизлечимым недугом. Они отвергнуты своим народом, они отвратительны сами себе. Прокаженные, как известно, были обречены на пожизненный карантин, чтобы не заразить других не столько физическим недугом, сколько проклятием, которое знаменовала собой эта болезнь. Под страхом смерти больному вменялось в обязанность при виде людей разрывать на себе одежды и кричать: «Нечист!» (Лев. 13, 46). Случалось, что разгневанные путники забивали их насмерть.

http://pravmir.ru/kak-sovershaetsya-chud...

И подумал, что как он на земле распоряжался своими подчиненными, так будет и там, где он находится. И сказал богач Аврааму: Прошу тебя, отче, пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения . И получил ответ, что у братьев есть Закон и пророки, которых они должны слушать. И когда богач сказал: Если кто из мертвых придет к ним, покаются , то получил ответ от Господа: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят . Эта притча относится ко всему роду человеческому, к каждому из нас, братья и сестры, потому что она напоминает нам о том, как нам нужно употребить свою жизнь, чтобы наследовать Царствие Небесное. И вот это евангельское чтение пронизывает душу и переносит нас в минувшие года, когда мы видели разрушение храмов, убийство священнослужителей. Мы вспоминаем одного из настоятелей, отца Иоанна, который много лет здесь служил и является нашим небесным заступником и покровителем, и видим картину страшного разорения этого храма. Когда я собирался ехать сюда, то познакомился с исторической справкой и видел фотографии, на которых этот храм находится в руинах. И сколько нужно было любви, жертвенности, чтобы сегодня быть здесь, в этом восстановленном прекрасном доме Божием! Я хотел бы особенно поблагодарить отца Андрея, который много лет назад начинал здесь молитву, поблагодарить отца Владимира, который закончил реставрацию этого храма. Когда мы ехали сюда, машина ехала по узкой сельской дороге и ее сильно трясло, и я подумал: " Мне еще повезло, потому что сегодня сухая дорога " . А что бывает, когда зима, весна, распутица, как принято в народе говорить? И я подумал: " Храм-то построен, а смогут ли наши бабушки, дедушки, пожилые люди из сел добираться до этого храма? " Не все ведь машины имеют, и даже на машине в распутицу не проедешь. Наверное, сейчас руководители Домодедовского района стоят и осуждают меня: " Мало ему все! Вот храм отреставрировали, ему еще дорогу нужно! " Но если мы, например, к себе домой проводим водопровод, а вода не будет течь из водопровода, как же люди будут воду пить? Так и для нас: чтобы наслаждаться красотой этого храма, чтобы здесь больше людей было, нужна дорога. И если восстановили неимоверными усилиями этот храм, я верю, что будет и асфальтовая дорога. Я хочу дожить до того времени, когда мне скажут, что можно по асфальтовой дороге проехать на машине к храму. Я очень надеюсь, что будет так.

http://patriarchia.ru/db/text/5057702.ht...

Оттого что это повествование приближает Илию к нашему уровню, постараемся задуматься, каждый из нас, о себе, о своей жизни. Слишком дальней и долгой будет перед нами дорога, нам не осилить ее, если не придет ангел напитать нас. Святые отцы не устают объяснять, что значит этот ангельский хлеб. Благодать молитвы, слова Божия, таинств, Евхаристии прежде всего. Во всяком случае, речь идет о потребности в помощи свыше, общей для всех людей. Она явлена по отношению к величайшему из пророков. Илия съедает свой хлеб и отправляется в путь. Мы не знаем еще, куда идет дорога Илии, но мы знаем, что она ведет к Богу. Да, но к какому Богу? Ответ дается в другом видении. Илия вошел в пещеру и ночевал в ней. «Что ты делаешь здесь?» — сказал ему Бог (3 Цар. 19, 9). Великий пророк говорит в ответ о своей ревности о Господе Боге Саваофе, Боге небесного воинства, о мириадах всегда послушных Ему сил. Эта ревность его не принесла плода, «ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом» (и мы видим, что поистине пророчески был избран Илия одним из первых покровителей нашей русской Церкви в самом начале ее пути). «Остался я один, — говорит Илия, — но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Так велика ненависть слуг диавола к Илии, так невыносимо для души пророка повсеместное торжество зла, — до полной невозможности жить среди него, — так непоколебима его верность Господу и ревность о славе Его, что Господь соделает его пророком победы над смертью, когда он живым взойдет на небо на колеснице огненной. «Выйди, — говорит ему Бог, — и стань на горе пред лицем Господним». Пророк выходит из своего убежища и стоит, оглушенный большим сильным ветром, раздирающим горы и сокрушающим скалы. «Но не в ветре Господь». Потом наступает землетрясение. Но Господа нет в нем. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. И наконец веяние тихого ветра. Глас хлада тонка, Божественное молчание и тишина, которую не слышит никто, кроме тех, кто любит Господа больше жизни. Перед этим ангел кротко коснулся плеча пророка, а теперь голос кротости открывает ему, каков наш Бог. Жизнь человеческая проходит через бури и землетрясения, через огонь испытаний. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Их цель — приведение нас к истинному Богу, потому что в глубине их всегда слышен голос Христов: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

http://moral.ru/пророк-илия/

Лев — один из самых знаменитых барельефов храма От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19). Великомученик Георгий Победоносец Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах. Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы. Успенский собор московского Кремля Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Дорога Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом. Фото Сергея Николаева/railwayz. info Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино. Северная железная дорога находится в основном на севере и северо-востоке Европейской части России. Она проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Тюменской, Тверской, Владимирской областей и Республики Коми. Ее протяженность — 5956 км. Северная железная дорога административно граничит с Московской, Октябрьской и Горьковской железными дорогами.

http://foma.ru/sobor-georgija-pobedonosc...

Вот о чем говорили двое печальных путников по дороге в Эммаус. И ответов на эти вопросы у них не было. Кто этот странник? Когда они разговаривали и рассуждали так между собою, к ним подошел еще один путник. Выглядел он совсем обычно и по виду ничем не выделялся среди прочих людей, идущих домой с праздника. Но дорога слышала на себе его шаги. Они были совсем другими, не такими как у всех. Обычно, когда человек вставал на дорогу, она чувствовала, что стала для него опорой. И, как могла, старалась помочь путнику - поддерживала его на скользких подъемах, заботливо обводила вокруг скал или просто давала отдохнуть на мягкой траве у обочины. Но этот странный человек, казалось, не нуждался ни в какой опоре. Нет, он не был бесплотным призраком. Дорога чувствовала на себе вес его тела. Однако это было так, будто не человек опирается на дорогу, а наоборот - он сам поддерживает собой и дорогу, и окрестные сады, и далекие горы. Если бы дорога умела удивляться, она бы очень удивилась. Потому что сейчас по ней шел Тот, Кто поддерживает в бытии весь этот огромный мир. Это был… воскресший Иисус! Тот самый, о Котором так горевали Его ученики. Но это их горе было столь велико, что застилало им глаза. И они не узнали Иисуса, даже когда Он Сам подошел к ним и завел разговор. - О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны? Один из них сказал Ему в ответ: - Ты ведь и сам был в Иерусалиме на празднике. Неужели ты ничего не знаешь о происшедшем там в эти дни? Иисус спросил: - О чем же? Они сказали Ему: - Обо всем, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы-то надеялись было, что Он и есть тот, который избавит Израиль от порабощения римлянами. Что Он и есть долгожданный царь - Мессия. Но вот уже третий день ныне, как это произошло. Иисус умер на кресте. Выходит, мы ошиблись, и Он не был Мессией? Вот мы и думаем теперь, как жить дальше, после такого горя…

http://foma.ru/po-doroge-v-jemmaus-istor...

Но если Египет обратится к истинному Богу, то и Бог обратится к Египту – пошлет ему Свою помощь, как это делал Он, когда к нему обращались евреи во времена Судей ( Суд.3:9, 15 ; Суд.4 и др.) «Спасителя» – по-евр. hoschija. Так назывались судии израильские ( Суд.6:36 ; Суд.12 и др). «Заступника» – по-евр. rab, т. е. борец, мститель (ср. Суд.6:31 ). Ис.19:21 . И Го­с­по­дь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день по­знают Го­с­по­да и при­несут жертвы и дары, и дадут обеты Го­с­по­ду, и исполнят. Ис.19:22 . И по­раз­ит Го­с­по­дь Египет; по­раз­ит и исцелит; они обратят­ся к Го­с­по­ду, и Он услы­шит их, и исцелит их. Египтяне познают Господа, т. е. уверуют во Всевышнего, признают Его истинным Богом. «Жертвы и дары» – т. е. кровавые жертвоприношения и простые хлебные приношения. «И поразит Господь», т. е. Господь будет вразумлять Египтян временными наказаниями, как Он поступал и с евреями. Ис.19:23 . В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет при­ходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Го­с­по­ду. Ис.19:24 . В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благо­слове­ние будет по­среди земли, Ис.19:25 . которую благо­словит Го­с­по­дь Саваоф, говоря: благо­словен народ Мой – Египтяне, и дело рук Мо­их – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль. «В тот день» – очевидно, во времена мессианские. «Большая дорога». Такая дорога существовала уже издавна. Она шла из Египта через восточную Палестину и Сирию в Месопотамию ( Быт.37:25 ). Но пророк, очевидно, разумеет здесь дорогу в переносном смысле этого слова. Он хочет сказать, что египтяне и ассирийцы, в его время постоянно враждовавшие между собою из-за обладания Малой Азией, во времена Мессии будет посещать друг друга только с мирными намерениями, а не для того, чтобы воевать. «Будут служить Господу». Египет и Ассирию соединит главным образом общая религия (ср. Ис.11 и сл.). «Израиль будет третьим». Евреи также постоянно враждовали то с Египтом, то с Ассирией. Во времена Мессии Израиль войдет в великий духовный союз со своими прежними врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

39 . Хороший врач и крепким помогает сохранить здоровье, и больным дает исцеление. Так и апостол одним советует, другим предлагает лекарство: немощный пусть ест овощи 3652 и берет жену 3653 ; сильнейший же пусть ищет более твердой пиши. И неслучайно добавляет: Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7:37–40). Вот что значит иметь разум от Бога и после прилежного исследования советовать лучшее и показывать надежное. 40 . Опытный проводник предлагает разные пути, чтобы каждый выбрал ту дорогу, которую посчитает для себя наилучшей. Но встать необходимо на тот путь, который приведет к цели. Хороша дорога девства, но она идет по трудным, горным кручам и влечет к себе самых сильных. Хороша дорога вдовства, она не так тяжела, как первая, но ухабиста и неровна, она удобопроходима для осторожных. Хороша также утоптанная и ровная дорога брака, но кружным путем ведет она в стан святых, по ней–то и устремляется большинство. Итак, существуют награды за девство, почести за вдовство, есть достоинство и в супружеском целомудрии. У каждого свои ступени для восхождения к добродетели. 41 . Стойте же в сердце вашем, чтобы никто вас не поколебал, чтобы никто не одолел. Апостол показал нам, что значит это стояние. Моисею было сказано: Место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5). Это место для тех, кто стоит в вере, для тех, кто твердо стоит в мыслях сердца своего. В другом месте читаем: А ты здесь стой со Мною (Втор. 5:31). Соединим сказанное Господом Моисею: Где ты стоишь, есть земля святая и здесь стой со Мною! — это значит: стой со Мною и стой в Церкви. Она и есть место святое, она — плодородная земля святости, изобильная жатвами добродетелей.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010