В этом смысле никто не потрудился столько, сколько апостол Павел. Невозможно даже представить, каким было бы христианство, какой была бы Церковь, если бы не апостол Павел, который свидетельствовал тем, к кому он направлялся, о своем внутреннем духовном опыте, обретенном через мистическое общение с Воскресшим Спасителем. Не только об историческом факте присутствия Господа и Спасителя на земле, но и о всех мыслях, которые Господь передал Своим ученикам и которые сохранились в апостольском Предании. Как я уже сказал, мы почитаем святых первоверховных апостолов как тех, кто более всех потрудился для созидания и распространения Церкви Христовой по лицу земли. Это свидетельство о Христе, это строительство Церкви не было простым делом. Сегодня мы слышали чтение из послания апостола Павла (2 Кор. 11:21 – 12:9), в котором он рассказывает о своих страданиях, о своих скорбях. Ему приходилось предпринимать опасные путешествия, он страдал от разбойников, от жары и от холода, трижды попадал в кораблекрушения, его избивали палками и побивали камнями, но ничто не могло остановить святого апостола Павла, и он утверждал веру христианскую, утверждал почитание Господа и Спасителя не только в народе иудейском, к которому принадлежал, но и среди язычников, которые через него открыли для себя Христа. А святой апостол Петр, как ближайший ученик Спасителя, так же много потрудился, проповедуя в Антиохии и будучи первым епископом Антиохийским, а затем в Риме, столице империи, став первым Римским епископом. Он не только письменно запечатлел свои слова, но и опытом своей жизни, мученическим свидетельством укрепил веру христиан во всем мире. Знаем, как жестоко был распят апостол Петр — на кресте вниз головой, но он принял эту смерть со смирением, радуясь, что хоть как-то мог уподобиться через смерть своему Божественному Учителю. Сила апостольского свидетельства дошла до наших дней, и в этом смысле мы все их преемники. А если так, то мы должны воспринимать не только то, чему научаемся через их послания, через их житие, но и воспринимать само их апостольское служение. Церковь именуется апостольской именно потому, что продолжает апостольское служение, продолжает свидетельствовать миру. Было бы большой ошибкой считать, что это свидетельство — дело лишь архиереев, священников. Вся Церковь свидетельствует миру — быть может, в первую очередь через апостольские труды мирян. И сегодня это служение очень значимо. Знаю много историй, которые до меня доносит и человеческая молва, и свидетели, о том, как простые верующие люди обращают к вере своих сограждан. Удивительная история апостольства нашей Церкви продолжается и в нынешнее время. Наверное, никогда в деталях невозможно будет обо всем этом рассказать, очень многое уйдет с теми, кто совершал и совершает это служение. Но я бы хотел, мои дорогие, поблагодарить за эти труды всех, кто обратил хотя бы одного своего соотечественника, привел его ко Христу, к купели крещения.

http://patriarchia.ru/db/text/5235454.ht...

контроль за назначением епископов и священников на кафедры и приходы. 8 мая польск. епископат во главе с В. направил председателю Совета министров Польши Б. Беруту послание «Non possumus», в к-ром выражался протест против вмешательства властей во внутренние дела католич. Церкви и попыток гос. контроля за назначением на церковные должности. В ответ польск. правительство предприняло ряд репрессивных действий в отношении католич. духовенства и религ. изданий. 14-22 сент. был проведен показательный процесс над Келецким еп. Чеславом Качмареком, обвиненным в сотрудничестве с нацистами, шпионаже и антигос. деятельности и приговоренным к 12 годам заключения. 24 сент. В. направил правительству послание «В защиту папы и иерархии», в к-ром вступился за осужденного епископа. Поздним вечером 25 сент. примас был арестован и вывезен из Варшавы. С 26 сент. В. содержался под арестом в мон-рях в Рывалд-Крулевски, Сточеке, Пруднике и Команьче. После возвращения к власти В. Гомулки (окт. 1956) 26 окт. В. был освобожден и через 2 дня вернулся к исполнению своих обязанностей. 8 дек. 1956 г. было заключено новое соглашение между польск. епископатом и правительством, отменявшее декрет от 9 февр. 1953 г. и ряд ограничений на религ. деятельность. В 1957 г. с разрешения властей примас посетил Ватикан, где 18 мая папа Пий XII вручил ему знаки кардинальского достоинства и присвоил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марии за Тибром (S. Mariae trans Tiberim). В. участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II Собора , являясь членом Центральной подготовительной комиссии (с февр. 1962), комиссии по апостольству мирян и адм. секретариата Собора (с окт. 1962) и Совета президиума Собора (с 24 авг. 1963). На Соборе В. занимал позицию принятия большинства соборных реформ, но выступал против изменения бревиария и подчеркивал важность сохранения лат. языка в богослужении. Во многом благодаря инициативе В. во время закрытия 3-й сессии Собора 21 нояб. 1964 г. папа Римский Павел VI провозгласил Пресв.

http://pravenc.ru/text/161131.html

Роль христианства в формировании и развитии идеи ненасилия 6.      Шалимов Олег Александрович, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН Отношение к насилию у ранних отцов Церкви 7.      Стракач Юрий Борисович, доктор исторических наук, профессор, преподаватель православной гимназии им. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Еще раз о православной концепции истории России к 2000-летию Рождества Христа 8.      Курляндский Игорь Александрович, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Обстоятельства создания православного миссионерского общества в Москве 9.      Квирквелия Ольга Руслановна, кандидат исторических наук, Институт российской истории РАН Апостольство мирян – тенденция ХХ века 10.    Светозарский Александр Константинович, кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной Академии и Российского Православного университета св. Иоанна Богослова Вопрос о диаконстве в Русской Православной Церкви в начале XX века 11.    Жиромская  Валентина Борисовна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН 40 лет веры или безверия?(1897-1937 гг.) 12.    Белякова Елена Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Проблема церковного суда в России 13.    Хвостова Ксения Владимировна, доктор исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Влияние византийского богословия на сакрализацию социально-правовых институтов 14.    Клосс Борис Михайлович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН 15.    Хохлов Александр Николаевич, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН Путешествие в Святую Землю Иннокентия Немирова (1874 г.) 16.    Романов Алексей Владимирович, студент МГИМО Отношения СССР и Ватикана в 50-60-е годы по малоизвестным документам архивов Ватикана Сопредседатели: Никитин Валентин Арсеньевич, член-корреспондент РАЕН; Гуминский Виктор Мирославович, д.ф.н, зам.директора Института мировой литературы РАН

http://pravoslavie.ru/archiv/1.htm

" .К сожалению, человек вы не Православный, иначе бы не написали такого.Но, более всего, вызывает сожаление то, что вы даже не пытаетесь понять Православную Веру.Ведь не так уж и тяжело пойти и купить, или взять в библиотеке при храме или монастыре " Полный Молитвослов для мирян " и ознакомиться хотя бы с Утренними молитвами.В конце молитв есть Помянник о живых.В нем же читаем: " Отступившия от православной веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети, и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти " .То есть, я каждый день молюсь за отпавших, а не " приговариваю " их, как вы изволили выразиться.Еще раз повторюсь, православная вера будет существовать несмотря на все попытки заставить ее " соединиться " с еретиками, язычниками, инославными.Будет существовать ее красота и чистота, какой нет в любой другой " церкви " .Подобные статьи укрепляют веру, а не дискредитируют ее.С уважением, Игорь. Алексей 22 марта 2010, 17:50 Наталья, а кто же говорит о нелюбви в инославному, как к ближнему? Суть проблемы - догматические различия, которые на позволяют считать членами Церкви всех тех, кто САМ себя отсёк от Церкви, сделав нововведения, противоречащие учению Церкви. А это суть ереси. (на мой взгляд) Давайте проведем аналогию? Допустим есть некая семья, для которой крайне важно ужинать в 7 часов вечера по общей договорённости и по старинной традиции (чтобы оставаться семьёй!). Но в какой-то момент, 3 человека решили ужинать в пол восьмого (просто решили так делать впредь и в дельнейшем, потому, что так им показалось правильным. Ведь мелочь же, правда?). А потом один из них, решил ужинать в 9 вечера. А потом второй вобще решил не ужинать. Ведь не важно по большому счёту, когда ужинать. И человек остаётся человеком, к которому надо проявлять любовь и сострадание вне зависимости от того, во сколько он (или она) ужинает (и ужинает ли вобще). Межчеловеческое единство между ними наверняка сохранится, но сохраниться ли общесемейное? И вот, если они осознают необходимость вернуть былое семейное единство, как они должны поступить? Простите, если непонятно написал или если обидел кого...

http://pravoslavie.ru/34579.html

«У Церкви всегда есть «край земли» для того, чтобы начать свое апостольство. «Край земли» – это духовная граница, за которой начинается жизнь, лишенная света Христовой истины, – пишет архиепископ Белгородский Иоанн. Этот «край земли» может находиться непосредственно в пределах нашей епархии, нашего прихода, и внутренняя миссия для нас становится сегодня делом более важным, чем миссионерский посыл вне формальных границ Церкви». Миссионерство – это и Божий дар, и призвание – «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Те несколько десятков, сотен или тысяч миссионеров по призванию будут «работать Господеви» ( Пс.2:11 ) безо всяких указаний церковного начальства, но при неблагоприятных условиях могут уклониться в те или иные идеологические заблуждения, о которых говорилось выше. Задача Церкви – найти таких миссионеров по призванию и создать им «режим наибольшего благоприятствования». Исходя из этой логики, Санкт-Петербургский епархиальный миссионерский отдел задумал, а в 2003 г., по благословению митрополита Владимира, организовал двухгодичные миссионерские курсы, чтобы целенаправленно готовить активных мирян для возрождения института епархиальной миссии. Для наших абитуриентов желательно наличие высшего образования и обязательно знание основ веры, они должны предоставить письменное благословение духовника, заполнить подробную анкету, пройти собеседование с руководством курсов и протестироваться у психолога. Такие меры предосторожности необходимы, чтобы оградить курсы от заведомо не готовых и нездоровых людей. Мы разработали критерии отбора (коммуникативность, интеллект, минимум личностных нарушений), и нескольким поступающим по результатам тестирования было отказано. Всего состоялось три выпуска, и выпущено 30 человек, которые подразделяются на две категории. Тем, кто не только хорошо учится, но и проявляет миссионерскую инициативу, по благословению правящего архиерея присваивается звание сотрудника епархиальной миссии – это половина всех выпускников.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

Вот общее понятие об устроении церкви апостольской. Теперь покажем общее разделение всех членов оной, степени лиц правительственных и правила их управления. Все общество церкви апостольской главным образом разделялось на клир и мирян. Хотя самих наименований сих в писаниях апостолов и след. во времена их не встречаем, но разделение существовало, ибо находим наименования: наставников и стада, которые первым подобозначущи. Не смотря на то, что всех Иисус Христос соделал священниками Богу, все имели помазание от Святаго, все утверждены и запечатлены Духом Святым, никто не отрицался иметь у себя особых строителей таин Божиих и учителей. Церковь апостольская в высшем своем классе содержала: 1) лица чрезвычайные по своим дарованиям и служению и 2) такие, коих служение должно было перейти в звание для последующих времен. К первым принадлежали апостолы, пророки и евангелисты, к последним: епископы, пресвитеры и диаконы. Сколько высоко было назначение апостолов, столь же велики были даны преимущества их служению. Мы говорам сие только о 13 первых апостолах, которые имели второе утвердительное назначение к своему служению после воскресения И.Христа. Хотя сии избранные посланники Господа имели много общего с своими преемниками – епископами и пресвитерами, так как и сии именовались пастырями, учителями, предстоятелями, наставниками, слугами Христовыми, строителями церкви, так как и сим принадлежало право вязать и решить, удерживать и отпускать грехи, проповедывать, учить, крестить, преломлять хлеб, пасти овец Христовых, управлять церковью, возлагать на других руки: но при всем том апостолы имели такие особенные дарования и права, которые далеко превосходят все частные дарования и права их преемников. И Златоуст имел вою справедливость назвать апостольство начальством высочайшим, духовнейшим, верховным, началом всех начал αρχν μεγστην, πνευματικτατην, τν νω, ρχν τν λλων ρχν. Первое преимущество апостольского служения было непосредственное их звание и посланничество от Иисуса Христа, равно как также непосредственное от Иисуса Христа наставление в том, что они должны возвещать миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Дискуссия по проекту «О Церкви в современном мире» продолжалась с 20 окт. до 10 нояб. В выступлениях «интегристов» постоянно подчеркивалось, что католич. Церковь всегда излагала свою позицию по вопросам современности, напр., в учении пап ХХ в., особенно Пия XII, работы к-рого даже не были упомянуты в документе. Попытка же дать новые ответы расценивалась «интегристами» как отход от традиц. католич. учения в угоду совр. миру. Проект «О Церкви в современном мире» был представлен к доработке 7 подкомиссиям. Последним представленным к обсуждению документом был проект декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio». 19 нояб. папа Павел VI предложил внести в него последние изменения, а 20 нояб., на 127-й генеральной конгрегации, декрет об экуменизме был принят (2137 голосов против 11) вместе с декретом о Вост. католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» (2110 голосов против 39). 21 нояб., на церемонии закрытия 3-й сессии, папа торжественно подписал и провозгласил принятые конституцию о Церкви и 2 декрета. Между 3-й и 4-й сессиями 4 янв. 1965 г. папа Павел VI официально назначил открытие 4-й сессии на 14 сент. 1965 г. На проходившей с 7 по 11 мая сессии Координационной комиссией были рассмотрены проекты «О религиозной свободе», «О Церкви в современном мире», «О подготовке ко священству» и «Об апостольстве мирян». Одновременно с работами соборных комиссий по переделке проектов осуществлялись реформы, предписанные уже принятыми документами, в т. ч. литургическая, проводимая Комиссией по применению конституции о литургии. 27 янв. 1965 г. был опубликован декрет о внесении изменений в чин мессы. 7 марта в рим. ц. Всех святых папа Павел VI впервые совершил мессу по «новому» обряду (т. н. чин мессы 1965 г.) - лицом к народу, на итал. языке (за исключением евхаристического канона). Появление нового чина мессы, существенно отходившего от предписаний конституции о священной литургии, вызвало недовольство «традиционалистов», видевших в нем влияние протестантизма и скрытое отрицание традиц. католич. учения о реальном и действительном присутствии Христа в Евхаристии. В связи с этим Павел VI подготовил и выпустил 3 сент. 1965 г. энциклику «Mysterium Fidei», в к-рой подчеркнул неизменное сохранение католич. учения о Евхаристии и осудил богословские новшества в этом вопросе, выдвигаемые нек-рыми сторонниками «aggiornamento». В соответствии с декретом о Вост. католич. Церквах, подтверждающим первенство чести патриархов этих Церквей, Павел VI подписал 11 февр. motu proprio «Ad purpuratorum Patrum Collegium», в к-ром устанавливалось епископское место в кардинальской коллегии для патриархов Вост. католич. Церквей, возведенных в кардинальское достоинство.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

Святой Григорий Богослов (ок. 329–389), рассуждая о пастырской деятельности, о «строительстве душ», говорит: «надо прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать». Священство и пастырство После своего рукоположения священник по вере Церкви получает благодать совершить Таинства Церкви, за исключением самого таинства Хиротонии. Он становится носителем особого дара, который принадлежит не ему лично, но Церкви в целом, который она вверяет ему, чтобы он священнодействовал в ней и от ее имени. Священник немыслим сам по себе – вне епископа, вне своих собратьев, вне мирян, составляющих народ Божий и образующих тело Церкви. Поэтому дар Священства, может быть, непосильный для одного человека, поскольку по-настоящему владеет им лишь вся Церковь , требует от его носителя известного смирения, ибо личность его должна как бы отодвинуться, отступить перед совершающимся через него действием всей Церкви. Личность священника должна отступить, как бы «умалиться» и перед чинопоследованием Таинств, и перед многими из его непосредственных священнических обязанностей. Более того, «умаляясь» перед всем огромным литургическим и догматическим богатством, стражем и распорядителем которого делает его Церковь , священник призван в то же время с готовностью растворяться в нем, наполняться его молитвенным духом, черпать в нем воду живую, питающую его духовную жизнь. Если он не умеет делать этого, он оказывается недостоин своего призвания. Можно сказать, что вся его человеческая личность должна без остатка быть отдана Церкви служащей, молящейся, совершающей Таинства. Речь идет не только о богослужении, но и о свидетельстве, об апостольстве, о несении вселенской Истины Церкви вместо своей частной, обособленной, человеческой истины, об отказе οт многих метаний и мнений, которые в какой-то мере еще может позволить себе «ищущий» мирянин, но которые могут быть непереносимы в том, чей голос должен слиться с голосом Церкви. Священник – коль скоро он останется в рамках своего призвания и служения – не искатель, но слуга Церкви, которая сама создана для служения людям. И как слуга он должен ревностно исполнять не то, что он сам для себя выбрал, счел полезным, рассудил своевременным, но то, что возложено на него Церковью со всем ее Преданием, с ее Литургикой, Догматикой, Гомилетикой и т. д. Чем выше его служение, тем прозрачней, чище должна быть его человеческая личность, дабы полнее в ней могло выразиться действие Церкви, а через Церковь – действие Самого Господа. Но при этом, исполняя их волю, он не должен быть «лукавым рабом и ленивым», но радостным проводником посылаемой через него вести и благодати Таинств. На языке известной притчи, он не должен зарывать в землю вверенный ему талант священных текстов, но умножать его в своей душе и в душах своих прихожан, «вкладывать» его в дело их и своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Надгробие папы Римского Климента XIII в базилике св. Петра в Ватикане. 1783-1792 гг. Скульптор А. Канова Надгробие папы Римского Климента XIII в базилике св. Петра в Ватикане. 1783-1792 гг. Скульптор А. Канова Управляя католич. Церковью, К. уделял особое внимание пастырской деятельности клириков и благочестию мирян. В своей 1-й энциклике «A quo die» от 14 сент. 1758 г. папа призвал епископов принимать в диоцезах меры по развитию апостольства и катехизации, а в энциклике от 17 сент. 1759 г. напоминал клиру о необходимости отказа от занятий коммерцией. Заботясь о развитии катехизации, папа указывал на необходимость следовать Римскому катехизису (энциклика от 11 июня 1761). Буллой «In Dominico argo» от 14 июня 1761 г. он призвал отдавать предпочтение Римскому катехизису в условиях разнообразия катехизической лит-ры. В сент. 1760 г. им были утверждены новые правила для приходских катехизаторов в рим. приходах. Возвел в кардинальское достоинство 52 чел., в т. ч. Лоренцо Ганганелли (впосл. папа Римский Климент XIV ). Утвердил уставы ун-тов в Лемберге (Львов) и Кальяри, даровал новые привилегии ун-ту Сапиенца в Риме. Для борьбы с распространением идей Просвещения, а также взглядов, противоречащих католическому вероучению, в понтификат К. были осуждены и внесены в Индекс запрещенных книг сочинения «Об уме» К. Гельвеция, «Эмиль, или О воспитании» Ж. Ж. Руссо , «Энциклопедия» Ж. Д " Аламбера и Д. Дидро и др. 27 февр. 1764 г. в Индекс запрещенных книг было включено соч. «О положении Церкви и легитимной власти Римского понтифика» (De statu Ecclesiae et legitima potestate Romani pontificis), изданное в сент. 1763 г. еп. Иоганном Николаусом фон Гонтгеймом (под псевдонимом Феброний Тревский). В этом сочинении, ставшем программным трудом фебронианства , было предложено систематическое изложение идей соборного устройства Церкви, в которой власть Римского епископа была бы ограничена Вселенским Собором, и национальной церковности, т. е. автономии национальных Церквей; по отношению к епископам этих Церквей Римский епископ рассматривался бы как первый среди равных (primus inter pares). В марте 1764 г. папа направил бреве нем. епископам, призывая их пресечь распространение этого сочинения, но мн. епископы и клирики сочувственно отнеслись к идеям Феброния, а светские власти отказывались выполнять предписания папской цензуры. Впосл. идеи Феброния повлияли на выработанную имп. Иосифом II церковно-государственную политику, известную под наименованием иозефинизма . Энцикликой «Christianae reipublicae salus» от 25 нояб. 1766 г. папа осудил философские идеи просветителей в целом.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010