18 нояб. на очередной публичной сессии состоялось окончательное голосование по догматической конституции о Божественном Откровении «Dei Verbum» (2344 голоса против 6) и по декрету об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (2340 против 2). После голосования оба документа были подписаны и провозглашены папой Павлом VI, обратившимся затем к Собору с речью, в к-рой он отметил задачи Церкви в послесоборный период, важность работ послесоборных комиссий и его согласие на проведение требуемой мн. соборными отцами реформы Римской курии. 19 нояб. Собором был принят «в целом» окончательный вариант декрета «О религиозной свободе» (1954 голоса против 249). 2 дек. были представлены окончательные варианты документов «О служении и жизни священников», «О миссионерской деятельности Церкви», «О Церкви в современном мире». 1-й, в к-ром по требованию «интегристов» была подчеркнута святость целибата, при голосовании по принятию «в целом» получил 2243 голоса против 11. Во 2-м в соответствии с пожеланием 265 консервативно настроенных членов Собора была особо подчеркнута роль Конгрегации по распространению веры как единственного полномочного ведомства для всех миссионеров. Окончательный вариант текста документа «О Церкви в современном мире» опять вызвал бурные дискуссии. 4 дек. состоялось голосование по одной из самых спорных глав «О поддержании мира и о содействии международному сообществу» (5-я гл. 2-й ч.) (1710 голосов против 483). 6 дек., на последней 168-й генеральной конгрегации В. С., была принята конституция «О Церкви в современном мире» (2111 против 251). 7 дек., на последней публичной сессии В. С., состоялось голосование по всем оставшимся документам: декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» (2308 против 70), декретам о миссионерской деятельности Церкви «Ad Gentes divinitus» (2394 против 5), о служении и жизни священников «Presbyterorum Ordinis» (2390 против 4). Внесенные исправления в наиболее спорные места пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes», а также открытое требование папы принять этот документ способствовали снижению числа его противников при последнем голосовании (2307 против 75). По окончании процедуры голосования все эти документы были провозглашены папой Павлом VI принятыми. Затем состоялось оглашение motu proprio «Integrae servandae», к-рым упразднялась Конгрегация Sanctum Officium, вместо нее была создана конгрегация «pro doctrina fidei» (по вероучению), к-рая также рассматривает все новые учения и мнения на предмет соответствия католич. традиции, но выносит обвинительные суждения лишь после консультаций с национальными епископскими конференциями.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

Несмотря на разрешение «римского вопроса», корпоративная политика и тоталитарный характер фашистского режима вскоре привели к кризису во взаимоотношениях с Папским престолом. В энциклике «Rappresentanti in terra» о христ. воспитании (от 31 дек. 1929) папа Пий XI подчеркнул, что вопросы воспитания молодежи должны основываться на христ. вероучении, выступил с критикой молодежной политики фашизма, уделявшей чрезмерное внимание физической и военной подготовке. Рост католич. молодежных объединений вызывал недовольство у представителей юношеской фашистской орг-ции «Балилла» и Национальной фашистской студенческой группы. В авг. 1930 г. активисты НФП призвали прекратить деятельность «Католического действия», т. к. в его рядах находились бывшие деятели ИНП, в т. ч. те, кто открыто выражали антифашистские взгляды. В мае 1931 г. члены фашистских орг-ций разгромили офисы «Католического действия» по всей И., что сопровождалось антиклерикальными выступлениями. 29 мая правительство издало декрет о роспуске католич. орг-ций, в ответ на к-рый папа Пий XI выпустил энциклику «Non abbiamo bisogno» (29 июня 1931) с протестом против притеснения «Католического действия», осудив фашистский режим за тоталитаризм и «языческий культ» гос-ва. При посредничестве брата Муссолини Арнальдо состоялись переговоры с Папским престолом, в сент. 1931 г. по компромиссному решению «Католическое действие» было восстановлено как автономная неполитическая орг-ция, полностью подотчетная итал. епископату. Ее задачи ограничивались только апостольством мирян , благотворительностью и духовно-просветительской деятельностью; католич. молодежные орг-ции продолжили существование в «Католическом действии» в качестве ассоциаций. В 30-х гг. XX в. число членов орг-ции «Католическое действие», активно работавшей в социальной сфере в И., возросло (с 250 до 400 тыс. чел.). С упрочением фашистского строя внешняя политика И. приобрела экспансионистский и имперско-националистический характер. Правительство Муссолини постепенно расширяло итал. влияние на Балканах, поддерживая с 1926 г. диктаторский режим А. Зогу в Албании. В 1925 г. И. и Великобритания заключили соглашение о разделе сфер влияния в Эфиопии; ок. 200 тыс. итал. солдат были сосредоточены в колониях в Эритрее и Итальянском Сомали. Активно участвуя в европейской политике, Муссолини выступил инициатором подписания в Риме «Пакта четырех» (июль 1933) - соглашения между И., Великобританией, Германией и Францией о разрешении взаимных разногласий в европ. политике. Противодействуя стремлениям Германии аннексировать Австрию, Муссолини резко отреагировал на убийство герм. агентами австр. канцлера Э. Дольфуса и попытку нацистского путча (июль 1934). Ввиду сосредоточения итал. войск на итало-австр. границе рейхсканцлер Германии А. Гитлер был вынужден отказаться от попытки захвата Австрии. В том же году во внешней политике И. был взят курс на сближение с Францией для совместного противодействия росту герм. экспансии в Европе.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Якоже древле евреи в Вавилоне, тако и мы, обесившие безмолвные органы, рыдаем о разорении Сионов наших, паче же о разорении храма души народа нашего, о его развращении, озлоблении, падении. Но, о Многомилостиве! Без Твоея помощи мы и помыслить что доброе не можем. Темже Ты и Сам подвигни всех русских людей, и архипастырей и пастырей, и монахов и мирян, и во власти сущих и подвластных, и мужей и жен, и старцев и юных: припасть к Тебе с покаянными слезами и положить начало исправления, и тако пощади, пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и весь народ наш, человеколюбно и скоро помилуй. Не точию Петра, отвержение свое горько оплакивавшаго, на степени верховнаго апостольства возставивый, и разбойника, мал глас испустившаго во едином часе рая сподобивый, но и о распинателях Твоих моливый, и Павла, гонителя и хульника, к Себе призвавый и сосудом избранный Твоим соделавый, помилуй, Человеколюбче, всех русских людей, не токмо кающихся о своих согрешениях, но и сих, иже о покаянии не помышляют, иже враждуют на Тя и в злобе своей утверждаются. Призови и их всех к Себе и тако пощади, пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и весь народ наш, и добрых и злых, сих в добре укрепив, оных от зла к добру обратив, человеколюбно и скоро помилуй. Возглас: Яко милостив: Седален, глас 6: Подобен: Еже о нас исполнив... Отцам нашим милости обильно Источавший/и Отечество наше, святую Русь, дивно хранивший,/не отлучайся, Пастырю добрый, и от нас,/скорбящих и бедствующих,/но неотступен буди с нами,/всегда вопия любящим Тя:/Аз есмь с вами/и никтоже на вас. Песнь 4 Милостиве Господи,/по молитвам святых Твоих помилуй землю Русскую (дважды). Мати Божия, спаси землю Русскую (дважды). Слава, и ныне. Песнь 5 Милостиве Господи,/по молитвам святых Твоих помилуй землю Русскую (дважды). Мати Божия, спаси землю Русскую (дважды). Слава, и ныне. Песнь 6 Милостиве Господи,/по молитвам святых Твоих помилуй землю Русскую (дважды). Мати Божия, спаси землю Русскую (дважды). Слава, и ныне. По 6-й песни катавасия: По молитвам святых Твоих, Милостиве,/избави от бед и обстояний землю Русскую,/яко мы усердно/к Тебе прибегаем/к Милостивому Избавителю и Владыце нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

18-23 сентября рассматривался проект " О пастырских обязанностях епископов в Церкви. " Спорные тезисы о коллегиальности были переданы комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, а сам проект - отложен до окончательного принятия конституции о Церкви. 30 сентября-6 октября обсуждался переделанный текст " О Божественном Откровении " после чего, вместе с внесенными поправками, был представлен на рассмотрение папе, поручившему соборным комиссиям внести высказанные замечания в текст. 6-12 октября проходило обсуждение проекта " Об апостольстве мирян , " 12-17 ноября - " О подготовке ко священству , " 17-19 ноября - " О христианском воспитании. " Из-за недостатка времени по ним были сделаны лишь краткие замечания. С обсуждения были сняты документы " О служении и жизни священников " (рассматривался 13-15 октября) и " Об обновлении жизни монашествующих " (10-12 ноября). После обсуждения 19-20 ноября проекта " О браке и семье, " ввиду неразрешенности вопросов по юридической стороне развода и оценке ограничения рождаемости, было решено отклонить проект поручить комиссии по пересмотру Кодекса канонического права составить богословское заключение по данным проблемам в послесоборный период. Единственный документ, не вызвавший серьезных дискуссий - " О Восточных католических Церквах " - был рассмотрен 15-20 октября. 23-28 сентября обсуждался проект " О религиозной свободе " (декларация " Dignitatis humanae " ). Дискуссия сопровождалась протестами " интегристов, " указывавших на отсутствие в документе четкого богословского определения свободы, приводящее к двусмысленному её толкованию; на скрытое отрицание всякой власти над человеком в духовных вопросах, будь то власть светская или церковная; на декларирование права человека следовать и действовать согласно голосу своей совести как единственному источнику морали и Божественного откровения, независимо от заблуждений его совести; на требование предоставления свободы всем " ложным " религиозным объединениям наравне с " истинной " Римо-католической церковью. Критика подвигла папу организовать специальную комиссию для доработки документа. Поскольку три предложенных для работы в этой комиссии члена Собора принадлежали к " интегристам " (в т. ч. архиепископ М. Лефевр ), 17 кардиналов из " прогрессистского " " Европейского альянса " 9 октября выразили папе протест, закончившийся заменой кандидатов- " интегристов. " Комиссии не удалось изменить текст в срок и 19 ноября решением папы обсуждение нового варианта было отменено, а проект - снят с повестки дня генеральной конгрегации.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Так во многообразии все приносят свидетельство о дивном единстве в Теле Христовом: ведь то же самое различие в благодатных дарах, служениях и трудах собирает детей Божиих воедино, ибо «все ...сие производит один и тот же Дух» ( 1Кор 12, 11 )... [О соотношении жизни мирян с делом спасения и апостольства] (510/21, 4155) 33. Все миряне, собранные в Народ Божий и составляющие единое Тело Христово под одним Главой, кто бы они ни были, призваны к тому, чтобы, как живые члены, содействовать возрастанию Церкви и ее непрерывному освящению всеми своими силами, полученными по благости Творца и по благодати Искупителя. Апостольство мирян есть в спасительной миссии Церкви, и к этому апостольству все предназначается Самим Господом через Крещение и Миропомазание. А через Таинства, особенно через Священную Евхаристию, сообщается и воспитывается та любовь к Богу и людям, которая является душой всего апостольства. Миряне же особо призваны к тому, чтобы обеспечить присутствие Церкви и ее действенность в тех местах и при таких обстоятельствах, когда только благодаря им она может стать солью земли 303 . Таким образом, каждый мирянин в силу полученных им даров является одновременно свидетелем и живым орудием миссии самой Церкви «по мере дара Христова» ( Еф 4, 7 ). (4156) Кроме этого апостольства, обязательного для всех верующих без исключения, миряне могут быть по-разному призваны к более тесному сотрудничеству с апостольством Иерархии 304 по примеру тех мужей и жен, которые помогали Апостолу Павлу в благовествовании и много потрудились в Господе (ср. Флп 4, 3 ; Рим 16 , Зел.). Кроме того, им предоставляется возможность быть призванными Иерархией для некоторых церковных служений, осуществляемых ради духовной цели. Итак, на всех мирян возлагается славное бремя сотрудничества ради того, чтобы Божественное предначертание спасения все более и более охватывало всех людей, во все времена и по всей земле. Поэтому им должны открыться все пути, чтобы в меру своих сил и сообразно нуждам времени они ревностно участвовали в спасительном деле Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

К этому времени торжество аскетического идеала выразилось в растущей монахизации Церкви и мира. Клирики попытались соединить свою апостольскую миссию с монашескою жизнью, основывая многочисленные каноникаты. Религиозные миряне создавали монашеско-подобные конгрегации, преследующие благотворительные цели. Рыцари сплачивались в рыцарские ордена – полублаготворительные, полувоенные организации. Между тем влияние Церкви на мир приобщало к более углубленному пониманию христианства всё более широкие слои общества. И это понимание становилось несколько иным. С одной стороны, каноники уже сочетали апостольскую миссию с жизнью самоотречения. И эта последняя всё чаще называлась апостольскою, и сама Церковь в борьбе за своё обновление звала к апостольским временам. С другой стороны, религиозно настроенные массы буквальнее, чем Церковь, понимали идею апостольства. Еретики, будучи мирянами, избирали себе апостольские жизнь и деятельность, а взращенное самою же Церковью раздражение на обмирщенный клир оправдывало появление апостолов-мирян. Сама Церковь признавала повое понимание идеи апостольства, утвердив нищенствующие ордена и способствуя их росту. Нищенствующие ордена, более демократичные и по сфере своего влияния, и по составу, явились новою формою монашества, сосуществовавшею со старой. Они испытали на себе влияние последней и приблизились к ней, во многих отношениях уподобясь обычным орденам. В чистом виде они держались недолго и скоро вошли в ранее сложившийся иерархический ряд, заняв в нём первое по строгости своей жизни место. В конце XIII века идея апостольства теряет своё значение и ценность для масс. Это объясняется тем, что под влиянием деятельности Церкви, еретиков и монахов, главным образом нищенствующих, среди масс получил распространение умеренный христианский идеал, нашедший себе выражение в религиозных организациях мирян и отвлекший внимание масс от радикальных форм христианской жизни. Вступив в монашескую семью, нищенствующие ордена явились новым могучим орудием Церкви, более универсальным, чем прежние ордена, более связанным с папством и послушным его воле, глубже проникающим в жизнь. Благодаря нищенствующим орденам папство располагало необыкновенно удобными орудиями воздействия на мир и независимостью от местных сил. Но оно было уже занято не столько религиозными, сколько политическими задачами, и новые его орудия обветшали прежде, чем были использованы. Когда же в эпоху Реформации папство вернулось к своей религиозной миссии, на смену нищенствующим монахам пришли созданные новым религиозным подъёмом Католичества иезуиты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

О благовестии мирян. Читая Вашу статью по этому поводу, поначалу думаешь, что Вы просто ломитесь в открытые двери. Ибо Вы не можете не знать, что изначала и даже до сего дня любой мирянин, а в нашей российской современности – любая верующая мама, бабушка, тетка, сестра (мужчины, увы, гораздо реже!) всегда несли проповедь о Христе, истины Слова и Закона Божия своим детям, внукам, племянникам, братьям, соседям, сослуживцам, знакомым... И это подлинное апостольство мирян как началось со дней земной жизни Христа, так по сей день и идет, не прекращаясь, и не прекратится до Второго Пришествия! И на такое апостольство не требуется никакого особого благословения; оно естественно, т.к. это – потребность души каждого подлинно верующего человека. В этом – одно из проявлений всеобщего священства верных (другое в том, что основополагающее таинство Крещения в Православной Церкви, в определенных случаях может совершить любой мирянин, даже женщина!). Даже в храме за богослужением отдельным искусным в слове мирянам священник или епископ может благословить проповедь. И Вам, как Вы пишите, наш Первоиерарх и иные епископы благословляли проповедь в Церкви. Тогда из-за чего Вы копья ломаете? Что Вам не нравится? А не нравится Вам то, что каноническая иерархия Церкви обязана надзирать за проповедью, так, чтобы учительство всех, в том числе и мирян, соответствовало православному учению. Прежде всего такая задача возлагается на епископа: он – первый учитель Церкви в том смысле, что и сам обязан постоянно учить, и обязан наблюдать за учительством священников и мирян, дабы не проникали в Церковь заблуждения и ереси. Насколько важно блюсти чистоту православного учения видно из того, что в случае, если сам епископ начнет отступать от него и проповедовать ересь, то и священники, и миряне обязаны выйти из послушания ему, даже прежде всякого соборного о нем определения (15-е правило Двукратного Собора). И в этом смысле хранителем веры в православии признается не только духовенство, но весь церковный народ в целом! Получается, что надзор обоюдный: епископы наблюдают за священниками и мирянами, а эти, в свою очередь, за епископами...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

Этот союз членов с Христом, рожденный в Крещении, укрепленный Миропомазанием, основывающий общее Священство, питаемый Евхаристией, определяет для мирян долг и право быть апостолами. Харизмы (уже названные в Lumen gentiurn) даны им, следовательно, Святым Духом [ХВ 510/40]. Миряне должны трудиться ради христианского обновления мирского порядка, широко представленного в Gaudium et spes. Этот порядок, вновь утверждает Собор, имеет свою автономию и структуру. Между тем, он может быть, и уже был, искажен и осквернен. Построить этот порядок и направить его ко Христу – задача мирян, являющихся одновременно членами земного града и членами Тела Христова [ХВ 510/41]. [Об участии мирян в миссии Церкви] (510/39, 4386) 2. Церковь создана для того, чтобы, распространяя Царство Христово по всей земле во славу Бога Отца, она сделала всех людей участниками спасительного искупления 318 , а через них и весь мир действительно устремился бы ко Христу. Всякая деятельность мистического Тела, направленная к этой цели, называется апостольством, которое Церковь осуществляет через всех своих членов, но различными способами: ведь христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству. Как в составе живого тела ни один член не бывает сугубо пассивным, но участвует в жизни тела и в его деятельности, так и в Теле Христовом, которое есть Церковь , все оно «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф 4, 16 ). Более того: таковы в этом Теле взаимосвязь и сплоченность членов (ср. Еф 4, 16 ), что о члене, не действующем в свою меру для приращения Тела, следует сказать, что он не приносит пользы ни Церкви, ни себе самому. (4387) В Церкви есть разнообразные служения, но ее миссия едина. На Апостолов и на их преемников Христос возложил обязанность учить, освящать и управлять от Его имени и Его властью. Но и миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Божия [ХВ 510/19]. Их деятельность – настоящее апостольство: ведь она осуществляется ради евангелизации и освящения людей, а также для того, чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом; поэтому деятельность мирян в этой области подает ясное свидетельство о Христе и служит спасению людей. Поскольку же свойство, присущее статусу мирян, заключается в том, чтобы проводить свою жизнь в миру и в мирских делах, то Бог призывает их исполнять свое апостольство в миру с пламенным евангельским духом, наподобие закваски.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСТВО МИРЯН [апостолат мирян; лат. apostolatus laicorum], понятие, к-рое оформилось на Ватиканском II Соборе и определило обязательное участие верующих католиков-мирян в жизни об-ва, чтобы «насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом» (CIC can. 225. § 2). Понятие «А. м.» появилось во 2-й пол. XIX в., когда были созданы объединения мирян, гл. обр. в рабочей среде, стремившиеся с позиций католич. вероучения преодолеть социальные противоречия. Доктрина, в к-рой регламентируются цели и задачи А. м., формы и методы деятельности, раскрывается в документах II Ватиканского Собора ( Apostolicam actuositatem (далее - АА.), Ad gentes divinitus (2-3, 15-16, 21, 41), Lumen gentium (31, 33-35)), Кодексе канонического права 1983 г. (CIC can. 225-230, 298, 327), энцикликах и выступлениях пап, прежде всего в апостольском обращении Иоанна Павла II о призвании и миссии мирян в Церкви и миру от 30 дек. 1988 г. (Cristefideles laici//AAS. 1989. T. 81. P. 393-521). Целью А. м. является «искание Царства Божия посредством ведения мирских дел». Задачи католиков-мирян: участвовать в разъяснении, защите и верном применении христ. принципов в решении совр. проблем; поддерживать дела милосердия и начинания по социальной помощи, сотрудничая со всеми людьми доброй воли (АА. 5-8). А. м. должно осуществляться во всех областях общественной жизни, важнейшими из к-рых являются деятельность церковных общин, семья (к традиц. обязанностям супругов являть и доказывать нерасторжимость и святость брачных уз, по-христиански воспитывать своих детей добавляются др. дела семейного апостольства - усыновление брошенных детей, содействие в руководстве школами и в обучении вере, поддержка советом и делом молодежи и семей, испытывающих материальные и нравственные затруднения), молодежь, социальная, национальная и международная сферы. Участие мирян в политике рассматривается не столько как право, сколько как их обязанность, хотя формы, уровни, задачи и виды ответственности могут быть самыми разнообразными. Миряне не могут оставаться безразличными, чуждыми и бездеятельными по отношению ко всему тому, что отрицает и подрывает мир: к насилию и войне, к пыткам и терроризму, к концлагерям, к милитаризации политики и ядерной угрозе.

http://pravenc.ru/text/75764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APOSTOLICAM ACTUOSITATEM [лат.- апостольскую деятельность], декрет Ватиканского II Собора об апостольстве мирян , утвержден 18 нояб. 1965 г. папой Павлом VI . В его подготовке приняли участие руководители светских католич. орг-ций и движений. В декрете определяются цели, характер и основные принципы апостольства мирян, даются пастырские указания для более успешного его осуществления, т. к. «во многих странах, где священники пока еще малочисленны или лишены свободы, необходимой в их служении, без сотрудничества мирян Церковь почти не может присутствовать и действовать». От мирян, к-рые одновременно являются членами Града Божия и града человеческого, требуется служение, «чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом». Отмечается, что целесообразно развивать апостольство в организованной форме, совершенствуя международные объединения католиков. Особое значение в документе придается орг-циям Католического действия . Касаясь отношений мирян с высшей церковной иерархией, декрет утверждает, что никакая орг-ция не имеет права приписывать себе наименование «католическая» без согласия церковной власти. В задачу церковных иерархов входит направлять апостольство мирян, при этом «не лишая их необходимой свободы действий». Большое значение декрет придает подготовке мирян к апостольскому служению. Знания теологии, этики и философии должны сочетаться у мирянина с высоким культурным уровнем, умением жить по-братски, сотрудничать, вести диалог. Ист.: Enchiridion Vaticanum. Il Concilio Vaticano II: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970. p. 527-585; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 253-281. Лит.: Казанова А. Второй Ватиканский собор: Критика идеологии и практики совр. католицизма. М., 1973. С. 261-270. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/75710.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010