Мирянам следует активно участвовать в жизни прихода, им может быть доверено изложение христ. вероучения и осуществление под рук. церковного настоятеля отдельных богослужебных обрядов (АА. 24е). Мирянам в случае нехватки священников разрешается проповедовать, предстоятельствовать на литургических молитвах, крестить и причащать, исполнять обязанности чтеца , пономаря, звонаря, органиста, аколуфа , помогающего епископу или приходскому священнику. Миряне могут участвовать в советах по управлению церковным имуществом, создаваемых при епископе или приходском священнике, выполнять функции судей и экспертов на церковных судах (CIC can. 129. § 2, 228, 230, 1112, 1421. § 2). Сотрудничество священников и монашествующих с мирянами осуществляется в рамках епархиальных или приходских советов. Римско-католич. Церковь занимается организационным развитием А. м. в форме ассоциаций, групп, общин, движений, признавая свободу объединения мирян в Церкви. Как отмечает папа Иоанн Павел II, в наст. время «можно говорить о новой эре коллективных объединений верующих-мирян». В соответствии с решением II Ватиканского Собора в качестве международного координационного центра при Римской курии был образован Папский совет по делам мирян (в 1967 в порядке эксперимента, с 1976 постоянно), в наст. время возглавляемый кард. Дж. Ф. Стаффордом. Деятельность Папского совета связана с функционированием Фонда Пия XII для А. м. В 1968 г. в Папский совет по делам мирян была включена Конференция международных католич. орг-ций. Периодический характер носят фундаментальные Всемирные католич. конгрессы А. м., входящие в сферу ответственности их Постоянного комитета. Ист.: Иоанн Павел II, папа Римский. О призвании и миссии мирян в Церкви и мире. М., 1995; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. С. 35-38; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998; Катехизис католической Церкви. М., 1998. C. 210-211; Ann. Pont. 1999. P. 1235-1238, 1859. Лит.: Ковальский Н. А. Международные католические организации. М., 1962; он же. Ватикан и мировая политика. М., 1964. С. 217-262; Поташинская Н. Н. Католический клерикализм и народные массы: (Система организаций Католического Действия). М., 1971; она же. Католическая Церковь и рабочее движение в Италии. М., 1979; Альдасабаль Х. Служение мирян в церковной общине. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/75764.html

Следует заметить также, что даже гражданские суды, защищающие имущественные права граждан, обычно отказывают монашествующему, покидающему институт посвящённой жизни, в праве претендовать на какую-либо долю имущества, приобретённого монашествующим благодаря его деятельности во время его пребывания в институте, даже если она принесла доход объединению. 7. Апостольство в институтах монашествующих Исходя из решений Ватиканского Собора, Кодекс в канн. 673–676 говорит о вовлечённости институтов посвящённой жизни в общее апостольство Церкви. Апостольство всех монашествующих заключается в первую очередь в «свидетельстве» (testimonium) их посвящённой жизни, которую они должны поддерживать молитвой и покаянием (кан. 673). Учитывая разнообразие даров, присущих институтам, Кодекс различает три типа апостольства, соответствующие различным формам жизни монашествующих: – Институты, полностью посвящённые созерцанию (contemplatio), занимают славнейшую часть в мистическом Теле Христа, ибо они преподносят Богу высочайшую жертву хвалы, просвещают народ Божий изобильнейшими плодами святости и подвигают его своим примером. Поэтому, сколь бы настоятельными ни были нужды активного апостольства, члены этих институтов не могут призываться к оказанию помощи в различных видах пастырского служения (кан. 674). – Институты, посвящённые апостольской деятельности, по природе своей должны, напротив, предаваться апостольству во имя Церкви и по её поручению. Поэтому вся жизнь членов таких институтов должна оживотворяться апостольским духом, а вся их апостольская деятельность должна быть проникнута монашеским духом (кан. 675). – Мужские и женские институты мирян делами духовного и материального милосердия участвуют в пастырском служении Церкви и оказывают людям самые разнообразные виды помощи. Возможно также осуществление апостольства за пределами института, каковым может быть попечение о душах в приходах, общенародные богослужения и т. п., при котором монашествующие подчинены не только своему настоятелю, но и диоцезальным Епископам (кан. 678, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

[Об основаниях и осуществлении апостольства мирян] (510/40, 4388) 3. Миряне принимают обязанность осуществлять апостольство и получают право на это в силу самого своего единения со Христом- Главой. Ибо, внедренные в мистическое Тело Христово через Крещение, укрепленные силой Святого Духа через Миропомазание, они Самим Господом предназначаются к апостольству. Они посвящаются в царское священство и народ святой (ср. 1Пет 2, 4–10 ), чтобы всеми своими делами приносить духовные жертвы и по всему миру свидетельствовать о Христе. А благодаря Таинствам, особенно Святейшей Евхаристии, передается и питается та любовь, которая выступает как душа всего апостольства [ХВ 510/21; ср. 510/7]. (4389) Апостольство осуществляется в вере, надежде и любви, которые Святой Дух изливает в сердца всех членов Церкви. Более того: заповедь любви, главное предписание Господне, побуждает всех христиан снискивать славу Божию через пришествие Его Царства, а также жизнь вечную для всех людей, чтобы они знали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср. Ин 17, 3 ). Потому на всех христиан возлагается славная задача: трудиться ради того, чтобы Божественную весть спасения познали и приняли все люди по всей земле. Ради осуществления этого апостольства Святой Дух, освящающий народ Божий через служение и таинства, также наделяет верных и особыми дарами (ср. 1Кор 12, 7 ), «разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор 12, 11 ), чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили, и были «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (ср. 1Пет 4, 10 ) ради созидания всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16 ). Приняв эти харизмы, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви – как в Церкви, так и в миру – в свободе Святого Духа, Который «дышит, где хочет» ( Ин 3, 8 ), и вместе с тем в общении с братьями во Христе, прежде всего со своими пастырями, задача которых – выносить суждение об их подлинной природе и о надлежащем их употреблении: не для угашения Духа, но ради того, чтобы все испытывать и хорошего держаться (ср. 1Фес 5, 12, 19, 21 ) [ХВ 510/8].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В полномочия этого ведомства входят вопросы апостольства мирян, т.е. их участия в жизни и миссии Церкви – как в качестве членов объединений, занятых апостольством, так и в качестве отдельных верующих. Этот Совет разрабатывает и принимает уставы объединений верующих-мирян, в том числе и объединений международного характера. В отношении «третьих орденов» он занимается лишь вопросами, касающимися апостольства мирян. – Папский Совет по содействию христианскому единству ( Consilium ad Christianorum Unionem Fovendam ) Раньше это ведомство называлось «Секретариатом по содействию христианскому единству». Этот Секретариат был создан Папой Иоанном 5 июля 1960 г. вместе с Комиссиями, в чью задачу входила подготовка Второго Вселенского Ватиканского Собора (в Motu Proprio Superno Dei nutu [«По вышней воле Божией»] от 5 июня 1960 г.). Он был утверждён в качестве одного из органов Собора в Motu Proprio Appropinquante Consilio [«С приближением Собора...»] от 6 августа 1962. 14 января 1963 г. в письме Кардиналу Статс-Секретарю Папа Иоанн указал, – «Секретариат по единству должен состоять из двух секций: западной и восточной». После Собора Секретариат по единству был снова утверждён Папой Павлом VI-м в Motu Proprio Finis Consilio [«Поскольку завершение Собора...»], гласившей: «Этот Секретариат будет состоять из тех же членов, из которых он состоял при проведении Собора» (Secretariaus iisdem viris constabit, quibus per celebrationem constabat). Папский Совет по содействию христианскому единству, как явствует из его названия, призван воплощать в жизнь Декрет Ватиканского Собора об экуменизме. Этот Совет поддерживает отношения с братьями и сестрами из других церковных общин; он занимается истолкованием и воплощением принципов экуменизма. Посредством своих наблюдателей Совет участвует в собраниях христиан иных конфессий и приглашает их на организуемые им встречи католиков. В вопросах веры он действует в тесном сотрудничестве с Конгрегацией вероучения; в том, что касается отношений с некатолическими Церквами Востока, он должен прислушиваться ко мнению Конгрегации по Восточным Церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Без таинства брака сама Церковь осталась бы невоплощенной, внеположенной историческому опыту человечества, где брак сохранил, хотя и не исключительным образом, центральное значение в домостроительстве творения. В результате Церковь превратилась бы в обычную суперструктуру по отношению к реальной истории человека, потому что ее Благодать не пронизывала бы действенным образом один из неотъемлемых конститутивных элементов этой истории» 566 . Очевидно, что proprium таинства брака – главный объект матримониального канонического права – неотделимо от его конституциональной роли в Церкви. Эта роль выявлена Вторым Ватиканским собором как в Догматической конституции о Церкви, так и в Декрете об апостольстве мирян. б) Таинство брака и его церковное измерение Говоря об апостольстве мирян, Второй Ватиканский собор называет семью «tanquam domesticum sanctuarium Ecclesiae» (как бы домашним святилищем Церкви, AA 11, 4). А в описании конституциональной структуры Народа Божьего тот же институт прямо именуется «velut Ecclesia domestica» (как бы домашней Церковью, LG 11, 2). Хотя установить точное теологическое значение обеих соборных формул, и особенно измерить их последствия для канонического права, – нелегкая задача, тем не менее, намерение отцов собора представляется очевидным: подчеркнуть церковное измерение супружеской общности, а через него – конституциональную роль таинства брака. Брак считается тождественным Церкви, только будучи осуществлен в качестве семьи, дома. Это подтверждается двумя фактами. Во-первых, в обоих соборных текстах термин ecclesia непосредственно прилагается к семье, а не к браку. Во-вторых, употребление слов tamquam и velut (как бы) дает понять, что речь идет лишь об аналогии. Потому что семья, хотя и основана на таинстве брака, через которое любовь Христа к Церкви присутствует в истории, тем не менее, сама по себе она не способна реализовать ни структуру communio hierarchica (иерархии общения), ни специфическое эсхатологическое измерение Евангельских советов 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Церковь это не партия, это живой организм Богочеловека Христа. А поскольку все мы живые люди, то и подход должен быть как к живым людям, а не винтикам одного большого механизма. человек 2 ноября 2013, 00:58 Елене(Украина). Но Вы так и не ответили на вопрос, что же мешает таким молитвенным , таким благоговейным священникам исповедоваться перед каждым причастием? Как Вы пишите, они столько молятся, столько на себе несут, а вот исповедаться (как они требуют от мирян) -- для священника " запредельная " нагрузка? Так что ли? человек 2 ноября 2013, 00:40 Дионисию. Где вы взяли, что кто-то тут из мирян примеряет на себя священство? Просто необходимое для спасения состояние души одинаково[!] и для священников, и для мирян. Сан священный автоматически не делает праведным. Иуда Искариот был апостолом, и избрал Иуду апостолом Сам Господь Иисус Христос. И апостольство не помешало Иуде предать Господа. Почему же священники могут исповедоваться, когда им вздумается? Я никому не указываю, я просто спрашиваю. Таинство исповеди для всех, а не для мирян только. И вообще-то,если не ошибаюсь, именно миряне[!] должны говорить при хиротонии -- " аксиос " , если считают человека достойным. Слава 1 ноября 2013, 23:52 Дионисию: " В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. " Это католицизм, избранность есть конечно но особая балгодать которая разрешате делать то что мирянам не дозволе в плане покаяния. Раз священник то все грехи покрыты. Просто вы уставщики держитесь за устав. Заменили им Бога, по римскому обычаю Бога нет есть папа у вас священник которому дозволено то что не дозволено вам.

http://pravoslavie.ru/65243.html

Печать апостольства в нашей жизни 15.03.2017 07:40:17 Сергей Комаров В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики - единство, святость, соборность и - обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни. Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего , Иисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник является переводом с греческого апостолос , что в других местах Писания переводится на русский как апостол . Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времени , Бог послал Сына Своего [ Единородного ] (Гал.4,4). Послал - по-гречески эксапестилен - образуется от того же корня, что и слово апостол . Таким образом, Христос является, если можно так  выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите , научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19).  Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам - но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении - он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

http://radonezh.ru/analytics/pechat-apos...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял историческое Положение о церковном суде. Предполагается, что судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Напомним, что до настоящего времени функции епархиального  суда в Санкт-Петербургской митрополии выполнял Епархиальный совет. О том, зачем нужен суд в Церкви, и что означает создание полноценного церковного суда для Русской Православной Церкви сегодня, мы попросили рассказать секретаря Епархиального совета, а также преподавателя канонического права в Санкт-Петербургских Духовных школах протоиерея Владимира Сорокина. Отец Владимир отметил, что воссоздание полноценного церковного суда налагает большую ответственность на все нынешнее церковное сообщество: «При помощи института церковного суда можно будет повысить ответственность у наших клириков и мирян за единство, святость, соборность и апостольство Церкви. Суд нужен не для того, чтобы кого-то ранить и унижать, а для того, чтобы единство, святость, соборность и апостольство Церкви были защищены высоким нравственным авторитетом судей. Но создание суда сегодня может принести и ряд опасностей. Чтобы суд выполнял свое предназначение, нужны профессиональные судьи, нужен высокий уровень духовного образования в церковной среде и ответственное общество. А сегодня с этим есть определенные сложности. Особенно тревожна безответственность общества и журналистов. СМИ сегодня только и ищут незначительных фактов, из которых можно раздуть всероссийскую проблему. И при определенных обстоятельствах церковный суд может оказаться той «мусорной корзиной», откуда журналисты будут вытаскивать подобный «мусор».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-27/8...

Американские католики совершат паломничество к Казанской иконе Божией Матери, возвращенной в Россию Папой Иоанном Павлом II 15 мая 2007 г. 14:35 В июне этого года в столицу Татарстана приедет из США большая группа паломников к Казанской иконе Божией Матери, переданной в августе 2004 года Папой Римским Иоанном Павлом II Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Организатором поездки, в которой примут участие 60 человек, выступило американское отделение Всемирного Фатимского апостольства, сообщил президент апостольства священник Марк Моретти в понедельник на заседании «круглого стола» в Москве. «У нас всегда был план добиться большего взаимопонимания между католиками, православными и вообще всеми христианами, и мы надеемся на помощь в этом Божией Матери», — сказал он. В случае массового интереса к данному мероприятию такие паломничества станут регулярными, и к участию в них будут приглашаться уже не только жители США, но и люди из других стран, где существуют католические общины. Список Казанской иконы, к которому предполагается устраивать паломничества, 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был доставлен в Москву в 2004 году главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером . 28 августа 2004 года святой образ был передан Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по окончании литургии в Успенском соборе Кремля. Переданный образ — один из списков чудотворной Казанской иконы, обретенной в XVI веке, которая, как считается, помогла освободить Москву от польской интервенции. Во многих храмах по всему миру сегодня находятся копии той знаменитой иконы. В течение долгих лет икона, возвращенная в конце концов в Россию из Ватикана, находилась в частных руках в Соединенных Штатах. Православные верующие хотели выкупить ее, но собранных средств не хватило, и святыню приобрела католическая организация мирян «Голубая армия». Как показала экспертиза, список, хранившийся у папы, был создан в конце XVIII века в Москве или неподалеку от российской столицы. При этом до сих пор не установлено, где находился этот список до революции — в приходском храме или в частном доме. Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/239950.htm...

В то же время, отметил Собор, епископская власть в ее коллегиальности может быть фактором, устраняющим опасность чрезмерной децентрализации Церкви. Подчеркнув коллегиальность в церковном управлении, в частности роль коллегии епископов (LG. 20-23; CD. 4-5), Собор тем самым - в ослабленной терминологической формуле - акцентировал понятие соборности епископов в Церкви: «...все епископы в иерархическом общении принимают участие в попечении обо всей Церкви»; «как законные преемники апостолов и члены епископской коллегии, епископы всегда должны сознавать, что они связаны друг с другом, и проявлять заботу обо всех Церквах» (CD. 5-6). Однако примат папы ограничивает епископскую соборность: епископату как преемнику апостольской соборности принадлежит полная и верховная власть в Церкви, но он «обладает властью лишь совместно с Римским понтификом», «Преемником Петра, Наместником Христа» (LG. 22, 18). Правосл. экклезиология не принимает самого понятия наместничества Христова на земле, признавая основой жизни Церкви соборность. В конституцию о Церкви Собор включил главу о мирянах, отметив их особый, секулярный, характер. Живя в миру, они призваны содействовать возрастанию Церкви, освящению мира как бы изнутри (LG. 31). Особое значение Собор придал активности мирян в Церкви. В декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» перечисляются формы активности мирян, существовавшие в предсоборную эпоху, с сер. XIX в., подчеркивается их личная инициатива в апостольстве. В декрете указывается на необходимость разнообразной и общей подготовки для достижения апостольства (AA. 28). Учение католич. Церкви о Пресв. Деве Марии, обобщенное в заключительной главе конституции о Церкви, имеет многолетнюю предысторию и отмечено разногласием среди большого числа епископов: одни из них считали, что на Соборе должно быть рассмотрено учение о Пресв. Деве, др. ожидали провозглашения нового мариологического догмата, большая часть из них призывала дать соборное определение относительно посредничества Пресв.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010