философских школ (Consilia et vota episcoporum ac praelatorum: Polonia. E. P. D. Caroli Wojtyla episcopi tit. Ombitani, auxiliaris Cracoviensis//Acta et documenta Concilio Oecumenico Vaticano II apparando. Ser. 1. Vat., 1960. Vol. 2. Pars 2. P. 741-748). Выступал на Соборе во время обсуждения документов о литургической реформе (конституция «Sacrosanctum Concilium» ), об апостольстве мирян (декрет «Apostolicam actuositatem» ), об экклезиологии (догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» ). Внес значительный вклад в составление декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и входил в состав рабочей группы по подготовке пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» , основанных на позициях христ. гуманизма и персонализма. Развитию этих идей еп. К. Войтыла посвятил один из своих главных философских трудов - соч. «Личность и поступок» (Osoba y czyn), работу над к-рым он начал во время 4-й сессии. Восхищение «духом Собора» нашло отражение в цикле стихотворений «Церковь» (Koció//Znak. 1963. N 11. S. 1376-1382), написанных во время соборных заседаний. 13 янв. 1964 г. папа Римский Павел VI назначил К. Войтылу архиепископом Кракова. В 1966 г. был одним из организаторов торжеств по случаю 1000-летия Крещения Польши. 29 дек. того же года избран президентом епископской комиссии по апостольству мирян. 26 июня 1967 г. папой Павлом VI возведен в достоинство кардинала-пресвитера и 29 июня получил в качестве кардинальского титула рим. диаконию св. Цезария (S. Cesareo in Palatio). Одной из задач кард. К. Войтылы стало обновление церковной жизни Краковского архиеп-ства, для чего в 1970 г. им были подготовлены комментарии к документам II Ватиканского Собора, изданные в виде кн. «Основы обновления» (U podstaw odnowy). 8 мая 1972 г. он созвал синод Краковского архиеп-ства (сессии продолжались до 8 июня 1979), в ходе к-рого были выработаны решения по практической реализации соборных реформ. В 1963 г. установил ежегодное проведение экуменических богослужений с участием правосл.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Бегбедер: В моем вопросе, возможно, был некий коварный намек. Твое положение означает, конечно, повышение, но мне оно напоминает, как когда-то «повышенных по службе» отослали в Лимож. Понимаешь, о чем я? Ссылка в Лимож!.. Ди Фалько: У церковнослужителей нет понятия карьеры в том смысле, как в гражданском обществе. Мы не стремимся подняться по служебной лестнице и обеспечить собственное будущее. У нас, прежде всего, есть миссия, которую мы должны выполнять. Когда освобождается кафедра, потому что управляющий епархией уходит на пенсию по возрасту, ему ищут преемника. Когда я выполнял представительские функции, один из моих коллег возглавлял работу, связанную с так называемым «апостольством мирян»: это трудно – необходимо поддерживать контакты с движениями мирян, членов Церкви, по всей стране. Его назначили затем епископом Монтобана. Деятельность национального масштаба сменили задачи регионального уровня. Примеры такого рода обычны. При моем назначении в Гап, помимо других оснований, конечно, был принят во внимание важный фактор: мои южные корни. Не стоит забывать, что я уроженец Марселя и в молодости регулярно бывал в районе Гапа. Это одна из горных прогулок в ближних окрестностях Фокейской столицы, где до августа 2004 года жила моя мать, так что мне повезло. Бегбедер: По-моему, туман, который напускает Церковь в связи со своими назначениями, – что-то не совсем здоровое. Во всем, что происходит, нет прозрачности! Я не уверен, что это идет на пользу учреждению. Когда у человека столько контактов, как у тебя, и он способен ясно выражать мнение Церкви и т. д., мне кажется, это скорее преимущество, чем недостаток. Ди Фалько: Так устроена Церковь. Должности сменяются! Что касается меня, мой представительский мандат был продлен на два года – исключительный случай по тем временам. Бегбедер: И когда тебя послали в Рим, это не означало, что тебя отстранили? Ди Фалько: Ни в коем случае. Вот лишнее доказательство того, насколько бывают вздорны слухи. Когда в 1996 году подошел к концу срок моих представительских полномочий, передо мной было три возможности: архиепископ Парижский предлагал мне стать настоятелем собора Парижской Богоматери, архиепископ Марсельский приглашал к себе викарием, а кроме того, я мог поехать в Рим в качестве советника по культуре. Я выбрал Италию, чтобы моему преемнику легче было установить контакты со СМИ во Франции.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Именно таким «епископом епископов», с точки зрения православных, сделался Римский папа, официально именующий себя «верховным понтификом Вселенской Церкви», и это одна из причин, по которой православные не приемлют идею папского примата в той форме, в какой он существует в католичестве, и папской непогрешимости. С православной точки зрения, нет ни одного качества, которое может быть усвоено одному епископу и которым не обладал бы другой епископ. Если непогрешимостью обладает папа Римский, когда говорит со своей кафедры, значит, такой же непогрешимостью должен обладать патриарх Константинопольский, патриарх Московский, а также любой епархиальный архиерей любой Поместной Церкви, когда они говорят со своих кафедр. Если папа Римский является «викарием Христа», то и любой другой епископ должен именоваться викарием Христа. Здесь уместно еще раз напомнить слова Киприана Карфагенского о том, что «епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует». В сакраментальном и богословском плане каждый епископ обладает епископской властью во всей полноте и целостности, будучи во всем равен любому другому епископу. И каждая кафедра, будь то Римская, Константинопольская, Московская, Самарская или Владивостокская, равна любой другой кафедре. Первенство среди епископов может быть только первенством чести, но не первенством юрисдикции и тем более не приматом богословской непогрешимости. Усвоение одному епископу каких-либо особых сакраментальных или богословских привилегий является, с православной точки зрения, грубым нарушением и радикальным искажением принципа соборности Церкви. Соборность в Церкви существует не только на уровне епископов, но и на уровне низшего клира и мирян. Славянофилы увязывали концепцию соборности с представлением о народе Божием как носителе церковной истины, причем под «народом Божиим» понимались именно миряне. Идеи славянофилов вдохновили русских иерархов и богословов начала XX века на привлечение мирян к подготовке Поместного Собора и участию в его работе. В Поместном Соборе 1917–1918 годов миряне участвовали в качестве полноправных делегатов и играли весьма существенную роль. Однако это было очевидным нововведением, поскольку все Соборы древней Церкви – как Вселенские, так и Поместные – были Соборами епископов, и миряне в них не участвовали. Исключение составляли император как (верховный первосвященник) и чиновники, назначенные для поддержания порядка, а также, возможно, секретари и писари, присутствовавшие на Соборах без права голоса. Апостольство Церкви. Иерархия и священство

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Специфическое призвание мирян, их миссия, их апостольство в восполнение и усиление учительного и сакраментального апостольства иерархии – это христианизация культуры и оцерковление мира. На то нам и дано это высокое звание мирян, т. е. граждан мира сего по естеству, но одновременно и граждан не от мира сего, граждан церкви. Мир дал нас церкви, а церковь послала нас в мир, чтобы привели его в целом к порогу царства Божия. Это специфически наше служение. На то иерархия, клир и благословляет для нас и хлеб насущный, и жилище, и очаг семейный, и все наши частные добрые деловые предприятиями власть государственную, чтобы мы всем этим занялись во имя Царствия Божия, как и сама иерархия занята этим с другого мистического конца. А потому, взяв на свое попечение христианизацию всех мирских дел, мы не отрывали бы клир от алтаря и учительской кафедры. И, благословляемые и наставляемые нашими пастырями, дружно, соборно преображали бы в духе евангельском все выше перечисленные натуральные блага и средства нашего существования в благословенные орудия Царства Божия и жизни не только плотской, но и духовной. Итак, широкая внешняя миссия церкви – социальная, культурная, государственная есть особый долг и особая задача преимущественно для мирянской «армии» церкви. Точнее – самой церкви, церкви в целом, но с распределением ролей: церкви учащей и церкви учимой. Учащая дает принципиальные, духовные директивы, а учимая стратегически, тактически и технически-конкретно борется за их хотя бы частичное проведение в гуще жизни, вплоть даже до «базара житейской суеты». Борется на всем поле жизни, не упуская из внимания никакое людское захолустье. Спасительная проповедь света православной церкви и благодатная теплота ее должны проникать во все щели и без щелей, «радиально», и изгонять всякую тьму. По Евангелию, где люди спят, враг приходит и всевает плевелы. Нельзя под предлогом чистоты и духовности церковной жизни покидать нашу бедную землю и человеческий муравейник и белоручками уходить в эмпиреи квиетизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором и утвержденная 7 дек. 1965 г. папой Римским Павлом VI , один из 4 основных соборных документов (конституций). Подготовка и составление пастырской конституции проводились на протяжении всей работы II Ватиканского Собора. Первоначально отдельного документа, излагающего позицию Римско-католической Церкви по наиболее значимым проблемам современности, не планировалось. После окончания 1-й сессии в февр. 1963 г. число проектов соборных документов (схем) было сокращено с 70 до 17, в результате неск. проектов, посвященных ряду проблем, впосл. затронутых в конституции («О социальном устройстве», «О нравственных принципах», «О целомудрии, браке, семье и девстве», «О сообществе наций», «О человеке» и др.), были объединены в один, получивший рабочее наименование «схема XVII». Разработка схемы была поручена смешанной комиссии, в к-рую вошли члены и эксперты подготовительных комиссий по богословию и апостольству мирян, общая редакция «схемы XVII» поручалась кард. Лео Сюненсу . В работе над документом принимали участие мн. видные католич. теологи, в т. ч. кард. Франц Кёниг , архиеп. Габриель Мария Гарроне, архиеп. Элдер Камара , Ж. Даниелу , Ив Конгар, К. Ранер , М. Д. Шеню и др. Существенное влияние на составление проекта оказали энциклики Римских пап Иоанна XXIII ( «Mater et magistra» , 1961; «Pacem in terris» , 1963) и Павла VI ( «Ecclesiam Suam» , 1964). 2 дек. 1963 г. участникам Собора был сделан доклад о подготовке проекта документа «О присутствии Церкви в современном мире». С отклонением неск. вариантов документа, составленных разными группами теологов, новый проект получил утверждение в июне 1964 г. и был разослан участникам Собора под рабочим названием «схема XIII». После изучения папой Павлом VI 20 окт. 1964 г. «схема XIII» была впервые представлена для соборного обсуждения.

http://pravenc.ru/text/161754.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2010 г. 20.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Сегодня много говорят о миссионерском служении Церкви. В духовных учебных заведениях преподается предмет «миссиология», а кое-где создаются и миссионерские факультеты. Ясно, что проповедник истины должен быть хорошо образован и в светском, и в духовном плане, иначе его может ждать полный конфуз. Ясно, что он должен понимать запросы и интересы тех, к кому он обращается со своим словом. Вы уже писали в «Русском Доме», что желание быть ближе к «просвещаемым», неуравновешенное чем-то более существенным, нередко приводит к противоположным результатам. Где уж тут говорить об апостольском духе Церкви и тем более об «апостольстве мирян»! Бикунов О.В., Курская обл. Апостольский дух — от природы огня или его нет. Если душа учащего не зажигается этим огнем, он никогда не сможет зажечь душу ученика. Апостольский дух — дух истины, действующей любовью. Некоторые из тех, кого называют сегодня «миссионерами», силятся навязать свое понимание истины в духе своей аудитории. Люди могут внешне согласиться с их аргументами, но они будут слышать не то, что проповедует Церковь. Каждый будет слушать свое, свой понятный ему смысл. Интеллектуальное оружие, если оно действительно есть, — замечательная вещь, но оно — не огонь души. Нас не надо убеждать, что мы должны говорить с людьми на их языке. Но этого невозможно достигнуть, если мы сами — не от них. Не в плане отождествления себя с их заблуждениями, а в глубоком осознании, что их грехи — наши грехи, и мы кровоточим их ранами. И потому радуемся радостью, которую предлагает им Бог. Когда, кажется, все народы восстают против Бога, воздвигая алтари ложным богам, недостаточно обличать их безумие. Необходимо участвовать в их страданиях — это значит взывать к главному, что есть в людях, — к совести и стыду. Необходимо помнить, что в каждом из них есть Божественная искра, и из этой искры нужно возжечь пламя. Мы не можем искать своего собственного спасения, отвергая спасение других.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Достоинство и служение св. апостолов, как знавших Христа во плоти и им Самим призванных, не передаваемо, и епископат отнюдь не имеет полноты даров апостольства и в этом смысле н е есть апостольское служение. Последнее гораздо выше епископства, которое входит в апостольство как один из частных его даров, и даже не должно быть сравниваемо с ним. Можно считать, что вдуновение Духа Св., которым подавалась апостолам власть отпущения грехов в явлении Воскресшего Христа ( Ин. 20, 22–3 ), было для них как бы епископским рукоположением, и оно получило силу для себя в Пятидесятнице. Однако самое призвание в апостольство, совершенное Христом, вовсе не было связано с каким-либо частным даром и не было приурочено только к нему одному. И то, что св. апостолы в Пятидесятницу восприняли в огненных языках Духа Св., было гораздо большим, нежели только епископство, – именно все их пророческие и харизматические дары. Церковь называется апостольской не в смысле «апостольского преемства» епископского рукоположения, или, по крайней мере, не в одном только этом смысле, но в отношении всей полноты апостольского предания. И апостольское преемство в этом смысле свойственно всей церкви, а не одной лишь иерархии, как и дары Пятидесятницы в образе огненных языков даны не одной лишь апостольской иерархии, но и всему народу церковному. Католическое и католизирующее истолкование Пятидесятницы хочет придать ей то значение, что в Сионской горнице были собраны лишь первоиерархи – апостолы, и лишь через них эти дары далее передаются остальным членам Церкви. Но такое тенденциозное истолкование противоречить фактам, ибо по книге Деян. при сошествии Св. Духа присутствовали не одни апостолы, но и Мария, Матерь Божия, и многие другие (Ср. Деян. 1, 14 и 2, 1, 4). Но даже если бы и не было этого, нельзя думать, что апостолы в Пятидесятницу представляли собой только иерархию, «учащую и правящую церковь », при отсутствии мирян. Правильнее считать в таком случае, что 12-рица апостолов фактически представляла собой все тел о церкви со всеми ее членами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но это есть простое недоразумение, ибо православная догматика совершенно не знает идеи продолжения апостольского звания в их преемниках. Достоинство и служение святых апостолов, как знавших Христа во плоти и Им Самим призванных, не передаваемо, и епископат отнюдь не имеет полноты даров апостольства и в этом смысле не есть апостольское служение. Последнее гораздо выше епископства, которое входит в апостольство как один из частных его даров и даже не должно быть сравниваемо с ним. Можно считать, что вдуновение Духа Святого, которым подавалась апостолам власть отпущения грехов в явлении Воскресшего Христа ( Ин.20:22–23 ), было для них как бы епископским рукоположением, и оно получило силу для себя в Пятидесятнице. Однако самое призвание в апостольство, совершенное Христом, вовсе не было связано с каким-либо частным даром и не было приурочено только к нему одному. И то, что святые апостолы в Пятидесятницу восприняли в огненных языках Духа Святого, было гораздо большим, нежели только епископство, – именно все их пророческие и харизматические дары. Церковь называется апостольской не в смысле «апостольского преемства» епископского рукоположения, или, по крайней мере, не в одном только этом смысле, но в отношении всей полноты апостольского предания. И апостольское преемство в этом смысле свойственно всей Церкви, а не одной лишь иерархии, как и дары Пятидесятницы в образе огненных языков даны не одной лишь апостольской иерархии, но и всему народу церковному. Католическое и католизирующее истолкование Пятидесятницы хочет придать ей то значение, что в Сионской горнице были собраны лишь первоиерархи – апостолы, и лишь через них эти дары далее передаются остальным членам Церкви. Но такое тенденциозное истолкование противоречит фактам, ибо по книге Деяний Апостольских при сошествии Святого Духа присутствовали не одни апостолы, но и Мария, Матерь Божия, и многие другие (Ср. Деян.1:14 и Деян.2:1–4 ). Но даже если бы и не было этого, нельзя думать, что апостолы в Пятидесятницу представляли собой только иерархию, «учащую и правящую Церковь », при отсутствии мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Собранный вами в Константинополе Собор, не обратив внимания на указанный порядок, позволил себе нарушить установившуюся традицию: именно, собравшийся в Константинополе Собор (ibidem coetus conveniens) позволил себе без согласия Римского епископа лишит сана своего патриарха Игнатия. Как это достойно порицания, видно, между прочим, из того, какие против него выведены свидетели, которым по канонам неуместно быть допущенными к свидетельству. Что данные ими показания внушены пристрастием, ясно из того, что ни сам Игнатий не подтвердил их своим признанием, ни обвинители не представили доказательств на свои слова, требуемых канонами. И, несмотря на указанные нарушения, Собор допустил еще более постыдное, избрав из светского звания пастыря себе. Какое самонадеянное безрассудство поставить над божественным стадом такого пастыря, который не научился еще управлять собой. По уставу о светских науках, никто не может получить степень магистра прежде, чем, постепенно переходя разные степени дисциплин, не достигнет учености. А вот Фотий захватил степень доктора прежде, чем сделаться ученым, захотел сделаться магистром, не быв учеником; не проходя авдиторства, вышел в учителя. Незаконно заняв кафедру доктора, он предпочел прежде учительствовать, а потом учиться, прежде священствовать, а потом получить освящение, прежде просвещать, а потом самому просвещаться. Но это воспрещается правилами католической Церкви, и святая Римская Церковь чрез предшественников наших, учителей католической веры, всегда воспрещала подобные избрания... Предшественник наш на этой кафедре, святейший папа Адриан, в письме, отправленном в Константинополь по делу о святых иконах, постановил, чтобы из мирян впредь не посвящали в епископы в Константинопольской Церкви: текст этого письма вы можете найти в деяниях Собора, бывшего в то время в Константинополе. Ввиду этих обстоятельств, относящихся к посвящению Фотия, мы не можем дать соизволения нашего апостольства, пока через наших послов, к вам отправленных, мы не получим донесения о всем, что в вашем городе постановлено или что совершается по церковным делам. И дабы во всем соблюсти добрый порядок, мы изъявляем желание, чтобы Игнатий, который, как вы изволили написать, самовольно оставил управление патриаршим престолом и лишен власти на Соборе, чтобы он представился нашим послам и явился на собрание Собора и чтобы согласно вашим законам было расследовано, почему он пренебрег вверенной ему паствой и почему презрел постановление предшественников наших, пап Льва и Бенедикта. Все его показания тщательно будут проверены нашими легатами, дабы ясно было, соблюдены ли были канонические постановления в его деле или нет. Все дело в заключение должно быть представлено на наше благоусмотрение, дабы мы по апостольскому авторитету приняли такое решение, коим бы ваша Церковь , постоянно волнуемая смутами, предохранена была на будущее время в целости и непоколебимости».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации). Важнейшими из них следует признать : «Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире Из декретов наиболее важны : «Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян Из деклараций : Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религиям Какие же реформы произвел собор? Сразу оговорюсь, что за рамками сегодняшнего доклада я намеренно оставляю такие темы, как, к примеру, «теология освобождения», которая для некоторых (в основном «левых» политических кругов) вообще является главной темой собора, произведенная на соборе определенная ревизия принципа папской монархии, ранее окончательно провозглашенной Первым ватиканским собором и т.п. Мой интерес ко Второму Ватиканскому собору носит прикладной, инструментальный характер, мне интересны параллели, которые можно и нужно провести с сегодняшней ситуацией в нашей Православной Церкви, где церковный модернизм и реформаторство, а также отношение к нему также является насущной и актуальной проблемой. Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010