Вера во Христа приносит плоды в восхвалениях и благодарностях за благодеяния, принятые свыше; к этому присоединяется живое чувство справедливости и искренняя любовь к ближнему. Притом эта действенная вера породила немало учреждений, целью которых является облегчение духовных и телесных бедствий, воспитание молодежи, создание более справедливых условий общественной жизни, прочное установление всеобщего мира. (4296) Даже если многие из христиан не всегда понимают Евангелие в нравственных вопросах так же, как католики, и принимают иные решения в самых затруднительных вопросах, встающих перед современным обществом, все же они, как и мы, хотят придерживаться Слова Христова как источника христианской добродетели и повиноваться апостольской заповеди: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол 3, 17 ). Это может послужить исходным пунктом для экуменического диалога о том, как следует применять Евангелие в нравственных вопросах. 4-я сессия (14 сентября – 7 декабря 1965 г.) 315 Декрет «Apostolicam Actuositatem» (18 ноября 1965 г.) Общее вдохновение связывает этот текст с Lumen gentium 316 и Gaudium et spes 317 . Но тот факт, что особый декрет был посвящен выделению необходимости и реальности апостольства мирян, представляет собой характерное нововведение, даже если предмет этого документа в конце концов оказался не столь широк, как это предусматривалось в начальных проектах, разработанных в 1962 г. Вначале декрет говорит о призвании мирян (гл. 1 ), затем о целях (гл. 2), различных областях (гл. 3) и разнообразных видах их апостолата (гл. 4), а также об условиях его контролирования (гл. 5) и необходимой подготовке для его осуществления (гл. 6). Здесь будут представлены три главы более явного богословского характера. Что такое апостолат? «Всякая деятельность мистического Тела», направленная на распространение Царства Христова и участие – это слово перекликается с энцикликой Pacem in terris Uoahha XXIII – всех людей в Искуплении и Спасении. Положение члена в Теле Христовом предполагает разнообразие служений, подчиненных единственной цели. Условия, в которых живут миряне, объясняют особый присущий им характер апостолату. Участвуя в тройном служении Христа – священническом, царском и пророческом, – они должны евангелизировать, освящать свидетельством своей жизни, возвещая Христа и углубляя христианские устои, нужные для того, чтобы прояснить сложнейшие проблемы нашего времени [ХВ 510/39].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

328 Лица, стоящие во главе объединений мирян – в том числе и тех, что учреждены в силу апостольской привилегии – должны заботиться о том, чтобы там, где это полезно, их объединения сотрудничали с другими объединениями верующих и чтобы они оказывали добровольную помощь в осуществлении различных христианских дел, особенно тех, что совершаются на той же территории. 329 Руководители объединений мирян должны заботиться о том, чтобы члены объединения надлежащим образом готовились к осуществлению присущего мирянам апостольства. Pars II: De Ecclesiae constitutione hierarchica – Часть II: О б иерархическом строении Церкви Sectio I: De suprema Ecclesiae auctoritate – Раздел I: О верховной власти в Церкви Caput I: De Romano Pontifice deque collegio Episcoporum – Гл. I: О Римском Первосвященнике и о Коллегии Епископов 330 Как святой Пётр и прочие Апостолы по установлению Господню составляют одну Коллегию, так же связаны между собой Римский Первосвященник, преемник Петра, и Епископы, преемники Апостолов. Art. 1: De Romano Pontifice – Статья 1 : О Римском Первосвященнике 331 Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии Епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле; поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять. 332 § 1. Полную и верховную власть в Церкви Римский Первосвященник обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Первосвященника, уже находящееся в сане Епископа, обретает эту власть с момента принятия [им своего избрания]. Если у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно посвящён в Епископы. § 2. Если случится так, что Римский Первосвященник отречётся от своего служения, то для действительности [отречения] требуется, чтобы оно было добровольным и провозглашено надлежащим образом, причём [не требуется], чтобы его кто-нибудь принимал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

священник Иоанн Юркович (католик) III. Монашествующие Вселенская Церковь признаёт в своём составе многочисленные объединения (assoptiatio), общества (societas) или союзы (unio) верующих – как клириков, так и мирян – которые стремятся к христианскому совершенству путём соблюдения равно заповедей и евангельских советов (consilium evangelicum) целомудрия (castitas), нищеты (paupertas) и послушания (oboedientia). Речь идёт о тех, кого обычно называют «монашествующими» (religiosi), хотя сам этот термин обычно прилагается лишь к членам определённой части таких объединений, т. е. монашеских орденов (institutum religiosum). История Церкви изобилует примерами этого особого духовного пути: от отшельников (eremita) первых веков христианства до различных монашеских орденов, конгрегаций и обществ, сложившихся впоследствии. Со временем формы монашеского делания претерпели разнообразные изменения, развившись от пустынножительских (kenobitics) форм в прямом смысле слова к более открытым общинам (communitas), посвящённым уже не только молитве, но и другим видам деятельности: проповеди , миссионерству, воспитанию и т. п. Сравнительно недавно возникли новые формы апостольства в миру, которые предполагают обеты, но не связаны с принадлежностью к общине в прямом смысле слова. Об этих формах объединений верующих (совершенно особых и исполненных более высокого аскетического содержания, чем разнообразные объединения мирян), всегда опекаемых Церковью, говорится в Декрете II-ro Ватиканского Собора Perfectae caritatis [«Совершенной любви»] об обновлении монашеской жизни. Во исполнение соборных постановлений Кодекс посвящает этому предмету более ста пятидесяти канонов (канн. 573–730), образующих в своей совокупности третью часть II-й книги, посвящённой народу Божию. Весьма важно в этом плане (хотя здесь и не идёт речи о подлинно «нормативном» документе) Апостольское обращение (Adhortatio Apostolica) Папы Иоанна Павла Redemptionis donum [«Дар искупления»] от 25 марта 1984 г. Объединения монашествующих делятся на:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Папа Франциск посетил Южную Корею Основные вехи апостольского визита 19.08.2014 15:20 Версия для печати 14 августа: - Прилет и встреча в аэропорту. - Прием в Президентском дворце. - Встреча с корейскими епископами. 15 августа:  - Месса на стадионе в Тэджоне (центр епархии, где проходила встреча молодых католиков Азии). - Встреча с участниками Дня католической молодежи Азии в святилище Солмвэ. - Встреча с иезуитами в университете Сокан в Сеуле. 16 августа:  Торжественная Месса на площади Кванхвамун в Сеуле (с участием 800 тысяч человек), в ходе которой были причислены к лику святых 124 корейских мученика. - Визит в Центр социальной опеки Ккоттоннэ; посещение детей-инвалидов; молитва у мемориала нерожденным детям. - Встреча с корейскими монашествующими в Центре Ккоттоннэ. - Встреча с представителями мирян (членами Католического Совета апостольства мирян). 17 августа:  Крещение катехумена Ли Хон Чина в здании Апостольской нунциатуры в Сеуле. - Встреча с католическими епископами Азии в святилище Неизвестных Мучеников в Хэми. - Месса на завершение Дня католической молодежи Азии в святилище Неизвестных Мучеников в Хэми.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В. представляли собой сообщество, братство (societas, secta) бездомных и нищих странников, члены к-рого обозначались в источниках терминами «В.», «pauper (spiritu)» (нищий (духом)), «frater» (брат), иногда «perfectus» (совершенный). «Верующие» (credentes), или «друзья», не входя в саму «секту», хотя позже и причисляемые к ней, не порывали с привычным образом жизни, находились «в совете вальденсов», т. е. руководствовались в своей жизни и верованиях указаниями «братьев», соблюдавших безбрачие и странствовавших как нищенствующие проповедники, за к-рыми признавались священнические обязанности. Призывая мирян к покаянию и наставляя их в христ. «апостольской» жизни, В. устанавливали между собой и своими «друзьями» все более тесную и постоянную связь, что делало трудной и нежелательной исповедь «друзей»-мирян у католич. священников. Позднее был сформулирован тезис о том, что развращенная богатством Римская Церковь потеряла святость и отправляемые ею таинства не имеют силы. Постепенно В. приходят к самовольному совершению таинства исповеди, а впосл. и др. таинств, в т. ч. и Евхаристии, что якобы оправдывалось их «апостольством»: право совершать таинства имеет не тот, кто получил священнический сан, а любой мирянин, к-рый, согласно заповедям Христа, ведет нищенский образ жизни, лишен постоянного пристанища. Резкость формулировки этого права, а также сам факт совершения Евхаристии зависели от степени оппозиционности каждой группы В. и ее «друзей», от временных и местных обстоятельств. Можно наметить 2 течения: одни (преимущественно в Италии) были склонны отрицать действенность Евхаристии, совершаемой «грешными» или «дурными» клириками, и проводили вальденскую мессу для «верующих». Др. (преимущественно во Франции) стремились сделать совершаемую католич. клириками Евхаристию приемлемой для «верующих В.» путем теоретического разъединения таинства и совершающего его. Изредка (раз в год) В. совершали Евхаристию для себя, воспроизводя Тайную вечерю и подчеркивая этим свое «апостольство».

http://pravenc.ru/text/154017.html

Последовавшая 3 июня 1963 г. кончина папы Иоанна XXIII вызвала дискуссии о возможности продолжения В. С. Однако новый папа Павел VI (кард. Джованни Баттиста Монтини) сразу же после избрания 21 июня в своем обращении urbi et orbi официально объявил о намерении продолжить работу В. С., перенеся открытие 2-й сессии с 8 на 29 сент. В перерыве между сессиями традиционалистами была создана епископская коалиция. Формальным поводом для ее организации послужило исключение при сокращении документов осуждения коммунизма. По инициативе браз. архиеп. Диамантинского Ж. де Пруэнша Сигауда и еп. Кампусского Антонио де Кастро Майера в кон. июля 1963 г. была составлена и разослана участникам Собора петиция, содержавшая призыв поддержать инициативу по внесению на обсуждение 2 новых проектов, осуждающих социализм, коммунизм и марксистский атеизм. К началу работы 2-й сессии была организована группа соборных «интегристов» «Coetus Internationalis Patrum» (Международное об-во отцов) во главе с архиеп. М. Лефевром, объединившая ок. 250 участников Собора. Однако не все «интегристы» присоединились к работе «Coetus»: кардиналы А. Оттавиани, Джузеппе Сири, Эрнесто Руффини, А. Ларраона, Майкл Браун и др. объявили о своей поддержке этого объединения, но из-за «послушания папе» в него не вошли. В кон. авг. 1963 г. на сессии координационной комиссии прошло рассмотрение оставшихся проектов, число к-рых было сокращено с 17 до 15. Папа Павел VI назначил в Совет президиума В. С. 3 новых кардиналов (примаса Польши Стефана Вышинского , архиеп. Генуи Дж. Сири и архиеп. Чикагского А. Г. Майера). 8 сент. папа учредил соборный комитет по прессе во главе с архиеп. М. Дж. О " Коннором. 12 сент. папа в письме к кард. Э. Тиссерану официально объявил об изменениях в Уставе Собора: допущении на заседания в качестве аудиторов (слушателей без права голоса) мирян (представителей «признанных церковным правом» международных католич. орг-ций); увеличении численности Совета президиума до 12 чел., изменении его функций. Руководство заседаниями поручалось модераторам (кардиналам Г. П. Агаджаняну, архиеп. Болонскому Джакомо Леркаро , архиеп. Мюнхенскому Юлиусу Дёпфнеру, архиеп. Мехеленскому и Брюссельскому Л. Ж. Сюненсу). 14 сент. папа Павел VI подписал воззвание к епископату «Eum proximis» и письмо «Chorum temporum». Первое напоминало о необходимости духовного совершенствования участников Собора и призывало к особым молитвам за Собор всех католиков. «Chorum temporum» официально приглашало членов Собора на открытие 2-й сессии и указывало на стоящие перед ней цели - развитие апостольства мирян и работа по достижению единства между христианами. В обращении к курии от 21 сент. понтифик благодарил ее сотрудников за постоянные труды и помощь, но объявил о своем намерении реформировать курию, подготовив к обсуждению на грядущей сессии В. С. вопросы об изменениях в области церковного управления, коллегиальности епископата и роли епископов в управлении еп-ствами. 2-я сессия: 29 сент. - 4 дек. 1963 г.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

Например, в политике: не какая-то партия в рясах или рясы, нагнанные в партию, – чтобы церковь не унижалась до уровня одной из партий и не побивалась, как партия, – а возможно более сильные кадры верующих сынов церкви, мирян-политиков, рассеянных свободно по разным партиям (не по антихристианским, конечно) и везде проводящих изнутри христианские начала в жизнь. В науке, литературе, прессе: не передача университетов, журналов, газет в руки протоиереев – докторов богословия, а организованное (как во Франции, например, Союз католических писателей) участие православно мыслящих ученых, литераторов и публицистов в идейном и просветительном творчестве страны. В народном просвещении: не превращение гимназий и школ в духовные семинарии и церковно-приходские школы, а корпоративное усилие всего, братски организованного, православного учительства проводить в системе образования и воспитания христианскую идеологию, христианский дух вместо культивируемого в педагогике внерелигиозного гуманизма. В социально-экономической борьбе: не проповедническая агитация иерархии в защиту крупных собственников или, наоборот, «гапоновская» демагогия среди социалистически озлобленных пролетариев, а свободное участие в обоих лагерях сталкивающихся «труда и капитала» православных экономистов для привнесения в эту раскаленную атмосферу борьбы охлаждающих и умеряющих начал христианской жертвенности, справедливости, совести, взаимного доверия и человечности, для внутреннего изгнания отсюда дьявольской религии Маркса, религии классовой злобы. В культуре: не замена поэзии патериками и житиями святых, музыки церковными стихирами, живописи иконописанием, а просветление всех видов художественного творчества через сердца верующих и духовно питающихся от церкви художников. Вот, в общих чертах, схема православного понимания социально-культурной миссии церкви методами внутреннего, органического, духовно свободного, ненасильственного, не клерикально навязанного извне, постепенного, эволюционного преобразования общенародной жизни и творчества. Но эти подлинно христианские, подлинно православные методы не реальны, не осуществимы без мощной организованной армии мирян, из коих каждый в отдельности и все вместе должны осознать себя миссионерами православия и понять всю всемирно-историческую значительность и ответственность своего мирянского апостольства «в роде сем прелюбодейном и грешном». Такова суть православной соборности, о которой мы наивно и бессознательно пустословим.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В конце августа 1963 года на сессии координационной комиссии прошло рассмотрение оставшихся проектов, число которых было сокращено до 15. Папа назначил в Совет президиума Собора трёх новых кардиналов (примаса Польши Стефана Вышинского, архиепископа Генуи Дж. Сири, архиепископа Чикагского А. Г. Майера). 8 сентября папа учредил соборный комитет по прессе во главе с архиепископом М. Дж. ОКоннором. 12 сентября папа в письме к кардиналу Э. Тиссерану официально объявил об изменениях в Уставе Собора: допущении на заседания в качестве аудиторов (слушателей без права голоса) мирян-представителей " признанных церковным правом " международных католических организаций; увеличении численности Совета президиума до 12 человек, изменении его функций. Руководство заседаниями поручалось модераторам (кардиналам Г. П. Агаджаняну, архиепископам Болонскому Джакомо Леркаро, Мюнхенскому Юлиусу Дёпфнеру, Мехеленскому и Брюссельскому Л. Ж. Сюненсу). 14 сентября папа подписал воззвание к епископату " Eum proximis " и письмо " Chorum temporum " : первое напоминало о необходимости духовного совершенствования участников Собора и призывало к особым молитвам за Собор всех католиков, второе приглашало членов Собора на открытие 2-й сессии и указывало на стоящие перед ней цели - развитие апостольства мирян и работа по достижению единства между христианами. В обращении к курии от 21 сентября понтифик благодарил её за помощь, но объявил о намерении реформировать курию, подготовив к обсуждению на Соборе вопросы об изменениях в области церковного управления, коллегиальности епископата и роли епископов в управлении епископствами. 2-я сессия На церемонии открытия 29 сентября 1963 года присутствовало 2427 участников Собора. После совершения кардиналом Э. Тиссераном мессы папа Павел VI произнес слово, названное " устной энцикликой, " в котором сформулировал 4 основные цели сессии и Собора в целом: догматическое учение о Церкви и доктрина о епископате ; обновление Церкви, связанное с очищением церковного предания " от всего того, что несовершенно и устарело; " восстановление единства христиан ; диалог Римо-католической церкви с современными мирскими и церковными организациями. Обращаясь к некатолическим наблюдателям, папа просил прощения за обиды, нанесенные " отделенным " братьям, подтвердив готовность Римо-католической церкви простить оскорбления и " ту боль, которая была ей причинена в длинном ряду разделений и разногласий. " Также папа заявил о необходимости проведения следующих сессий Собора для окончательного решения всех вопросов.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Вот схема православного понимания социально-культурной миссии церкви и ее метода: не клерикально-государственное навязывание извне христианской идеологии и дисциплины, а внутреннее, органическое, духовно-свободное, постепенное, эволюционное преобразование общенациональной жизни и творчества. Но эта грандиозная перспектива останется нереальной мечтой, если не придать нашей церкви достаточно мощного аппарата в виде мобилизованной армии мирян. Православные миряне должны осознать себя миссионерами православия в океане окружающего нас нео-язычества, вдохновиться всемирно-исторической значительностью и ответственностью своего мирянского апостольства. Это и будет реализацией православной «соборности», которой мы хвалимся, но на деле этих похвал еще не заслужили. При подсчете сил в борьбе за Св. Русь мы в теории на почве православия и догматически и канонически имеем широкие и многообещающие перспективы, а на практике должны иметь мужество сознаться, что к правильной мобилизации мирянской армии всех родов оружия мы еще далеко не готовы. Мы еще не осознали ни нужды в этом, ни нашего долга. А дальше предстоят еще немалые внутренние и внешние трудности. Силы верующих мирян еще почти целиком поглощает грандиозная и беспощадная машина секулярной, внерелигиозной жизни, вне которой не добудешь хлеба насущного. И люди поневоле живут в раздвоении, в двойной бухгалтерии, работают двум господам. И даже религиозно думают, что так и следует жить в двух мирах раздельно, т. е. мыслят еретически, несториански, без надежды и попыток соединить два естества в какой-то единой ипостаси. И чем безнадежнее разъединяют церковь и остальную жизнь, тем считают себя православнее, ибо не засоряют, не оскверняют «дворы Господни» никакой нечистотой суеты земной. Таково наше обычное, господствующее, практическое несторианство, в упрощенном богословском осознании мгновенно и парадоксально оборачивающееся прямым монофизитством, ибо религиозная жизнь исчерпывается одной только духовной стороной, в отрыве от плоти реальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

военные предприятия. В сент. 1942 г. К. освободили, несмотря на его протест и требование отпустить и др. арестованных с ним членов союза. Сотни членов союза Христианской рабочей молодежи стали жертвами войны; в февр. 1945 г. в Дахау погибли Тонне и Гарсе. По окончании войны К. активно продолжил работу по международному распространению деятельности союза Христианской рабочей молодежи. К 1950 г. отделения союза действовали более чем в 60 странах мира. 30 апр. 1950 г. папа Римский Пий XII возвел К. в достоинство тайного папского камергера, а 9 июля 1956 г.- в достоинство прелата папского двора. К. участвовал в разработке концепции и в составлении тезисов к энциклике «Mater et magistra» папы Римского Иоанна XXIII , посвященной проблеме труда в совр. мире. 25 сент. 1962 г. папа Иоанн XXIII возвел К. в достоинство апостольского протонотария. По распоряжению папы с окт. 1962 г. в качестве теолога-консультанта включен в состав комиссии Ватиканского II Собора по апостольству мирян, внес вклад в подготовку текста декрета об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» . Ввиду готовившегося возведения в достоинство кардинала в янв. 1965 г. К. сложил с себя полномочия генерального капеллана союза Христианской рабочей молодежи, 15 февр. папой Римским Павлом VI он был наречен титулярным архиепископом Тузурским. Епископское рукоположение К., состоявшееся 21 февр. того же года в капелле папского Урбанианского ун-та, возглавил Мехеленский и Брюссельский архиеп. кард. Лео Жозеф Сюненс . 22 февр. папа Павел VI возвел К. в достоинство кардинала-диакона, 25 февр. он получил рим. диаконию арх. Михаила. Участвовал в 4-й сессии II Ватиканского Собора. В июне 1967 г. помещен в клинику, где его посетил бельг. кор. Бодуэн I. Погребен в ц. Нотр-Дам-де-Лакен. Соч.: Les Jeunes travailleurs en face du mariage. P., 1945; The Church and the Young Worker: Speeches and Writings. N. Y., 1948; El joven trabajador y la joven trabajadora ante la vida. Bruselas, 1956; Mitten im Leben. Paderborn, 1957; Laïcs en premières lignes.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010