Прошедшее 18-23 сент. рассмотрение проекта «О пастырских обязанностях епископов в Церкви», содержавшего также тезисы о коллегиальности, закончилось вынесением этих спорных тезисов на рассмотрение комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, а сам проект был отложен до окончательного принятия конституции о Церкви. 3-я сессия В. С. сумела рассмотреть все проекты, определив основные моменты, рекомендуемые к исправлению и дополнению. После дискуссий 30 сент.- 6 окт. по переделанному тексту «О Божественном Откровении» он вместе с внесенными поправками был представлен на рассмотрение папе, поручившему соборным комиссиям внести высказанные замечания в текст. 6-12 окт. проходило обсуждение проекта «Об апостольстве мирян», 12-17 нояб.- «О подготовке ко священству», 17-19 нояб.- «О христианском воспитании». Из-за недостатка времени по ним были сделаны лишь краткие замечания. С обсуждения были сняты 2 документа: «О служении и жизни священников» (рассматривался 13-15 окт.) и «Об обновлении жизни монашествующих» (10-12 нояб.). После состоявшегося 19-20 нояб. обсуждения проекта «О браке и семье» ввиду неразрешенности в нем вопросов, касающихся юридической стороны развода и оценки социальной проблемы ограничения рождаемости, было принято решение о его отклонении и поручение комиссии по пересмотру Кодекса канонического права составить богословское заключение по данным проблемам уже в послесоборный период. Единственный документ, не вызвавший серьезных дискуссий,- «О Восточных католических Церквах» - был рассмотрен 15-20 окт. Острые дискуссии вызвали представленные Собору проекты «О религиозной свободе» и «О Церкви в современном мире». Обсуждение концепции декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» 23-28 сент. сопровождалось протестами против этого документа со стороны «интегристов», указывавших на отсутствие в документе четкого богословского определения свободы, приводящее к двусмысленному ее толкованию, на скрытое отрицание всякой власти над человеком в духовных вопросах, будь то власть светская или церковная, на декларирование права человека следовать и действовать согласно голосу своей совести как единственному источнику морали и Божественного откровения, заложенному в человеке, независимо от заблуждений его совести, и на требование предоставления свободы всем «ложным» религ. объединениям наравне с «истинной» католич. Церковью. Столь резкая критика заставила папу Павла VI организовать специальную комиссию для доработки этого документа. Поскольку 3 предложенных для работы в этой комиссии члена Собора принадлежали к «интегристам» (в т. ч. архиеп. М. Лефевр), 17 кардиналов из «прогрессистского» «Европейского альянса» 9 окт. выразили папе протест, закончившийся удалением кандидатов-«интегристов» и заменой их др. Комиссии не удалось изменить текст «Dignitatis humanae» до конца 3-й сессии, в связи с чем 19 нояб. решением папы обсуждение нового его варианта было отменено, и проект был снят с повестки дня генеральной конгрегации.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

323 § 1. Хотя частные объединения верующих согласно норме кан. 321 пользуются автономией, они подлежат надзору со стороны церковной власти согласно норме кан. 305, а также управлению со стороны этой власти. § 2. Церковной власти также надлежит – при сохранении автономии, присущей объединениям – надзирать и следить за тем, чтобы не допускалась напрасная трата сил, и осуществление ими апостольства направлялось к общему благу. 324 § 1. Частное объединение верующих свободно назначает своего руководителя и должностных лиц согласно положениям устава. § 2 Частное объединение верующих может свободно избрать себе, если пожелает, духовного советника из числа священников, законным образом осуществляющих служение в диоцезе; однако последний нуждается в утверждении со стороны местного Ординария. 325 § 1. Частное объединение верующих свободно распоряжается принадлежащей ему собственностью согласно предписаниям устава; при этом за полномочной церковной властью сохраняется право следить за тем, чтобы эта собственность использовалась для [достижения] целей объединения. § 2. Оно также подчиняется власти местного Ординария согласно положению кан. 1301 в том, что касается распоряжения собственностью, дарованной или оставленной ему ради благочестивых целей, и расходования этой собственности. 326 § 1. Частное объединение верующих прекращает своё существование по положениям устава; оно также может быть упразднено полномочной властью, если его деятельность наносит тяжкий ущерб вероучению или церковной дисциплине либо вводит верующих в соблазн. § 2. Судьба имущества прекратившего своё существование объединения должна определяться согласно положениям устава, причём должны быть соблюдены приобретённые права и воля пожертвователей. Caput IV : Normae speciales de laicorum consociationibus – Глава I V : Особые нормы об объединениях мирян 327 Верующим мирянам следует высоко ценить объединения, основанные ради достижения духовных целей, о которых говорится в кан. 298, особенно те, которые ставят своей целью оживотворить порядок преходящего мира христианским духом и тем самым усиленно способствуют более тесному единству между верой и жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

«Opus Dei»[«Onyc Деи»; лат.- дело Божие], персональная прелатура Римско-католической Церкви (офиц. название: Персональная прелатура Св. Креста и дела Божия; лат. Praelatura Personalis Sanctae Crucis et Operis Dei). Орг-ция «О. D.» основана в Мадриде 2 окт. 1928 г. католич. пресв. Хосемарией Эскривой де Балагером (1902-1975). С 1927 г. Эскрива де Балагер занимался благотворительной деятельностью среди бедных жителей городских окраин Мадрида, а также среди неизлечимо больных в больницах и приютах; стал капелланом фонда помощи больным при обители апостольских жен Свящ. Сердца Иисусова. Во время духовных упражнений он принял решение о создании орг-ции «О. D.»; выбранное название должно было подчеркнуть главную задачу новой орг-ции - помощь в деле Божием по спасению людей. Эскрива де Балагер руководствовался идеей всеобщего призвания к святости (Мф 5. 48), к-рую он интерпретировал в свете традиц. представлений об апостольском служении и образе жизни первых христиан. Как правило, с первохрист. идеалом связывали служение клириков и монашескую аскезу, однако Эскрива де Балагер сформулировал учение о «личном апостольстве» в повседневной реальности, т. е. в том месте и в том социальном положении, в к-рых каждый христианин оказывается в силу возраста, семейного положения и рода занятий. Вместо аскезы, связанной с отречением от мира, Эскрива де Балагер предложил иной способ следования за Христом (Лк 14. 26-27) - через «освящение труда и освящение себя благодаря труду». Т. о., для всех христиан универсальный путь к достижению святости состоит в занятиях профессиональной деятельностью и выполнении повседневных дел в обычной жизни. При этом христианин должен был соблюдать традиц. благочестивые практики, обязательные для мирян-католиков (регулярные молитва и медитация, испытание совести, исповедь, участие в мессе). Для объединения христиан, желавших посвятить жизнь служению Богу и ближнему, Эскрива де Балагер организовал общины «O. D.». Сначала их членами могли быть только мужчины, но с февр. 1930 г. стали допускать и женщин.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

Он не только сравнивает часто христианский церковный клир с ветхозаветным священством, но левитские определения относительно последнего прилагает к первому 250 , – и что особенно важно–противоположность клириков и мирян возводит уже к более общей противоположности духовной и мирской жизни 251 . Дальше, епископы для него единственные преемники и наследники апостольства и вверенной ему власти вязать и решить 252 . И это исключительное достоинство и преемство епископов он обосновывает теорию особенного, с возложением должности или посвящением связанного, воздействия Христа п духа Св. 253 . В силу этого воззрения на священство он утверждает, что там не могут быть истинны и действительны крещение, евхаристия и отпущение грехов, где нет этого Духа, связанного с священническою должностью 254 . Это не личная мысль Киприана, но постепенно созревший плод того понятия о священстве, начало которого положено уже в апостольское время в которое практиковалось в эпоху мужей апостольских. Таким образом епископы, пресвитеры и диаконы отличаются теперь не внешними только правами, но степенью благодатною освящения и действия Духа Св., связанного с их должностями, словом, составляют не должности только церковные, но различные степени священства в строгом и специфическом смысле, и этим обусловливаются их взаимные иерархические отношения, их права и обязанности и вообще положение их в обществе. Они не равные с другими членами общества, а выступают из его среды, как особенные носители благодати и духовной жизни вообще, которым мирская жизнь должна быть чужда 255 . Сверх названных трёх главных должностей церковных, благодаря развитию богослужения и возрастанию богослужебных потребностей вообще, и в частности возвышению епископата, церковный персонал увеличился теперь новыми должностями: явились инодиаконы, аколуфы, заклинатели (exorcista), чтецы, (как церковная должность в строгом смысле) и привратники (ostiarius, παραμοναρως) и в некоторых восточных церквах певцы (ψαλται). Легко видеть, что теперь уже христианский церковный клир мог соперничать с длинной иерархией греко-римского культа и если последняя не имела прямого и непосредственного влияния на первый, то все-же влияла на него не прямо, отрицательным образом, вызывая его расширение и возвышение, и темь самым суживала расстояние между христианским богослужением и греко-римским культом и подготовляла к более положительному, хотя чисто внешнему воздействию последнего на первый, сказавшемуся в последующей практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Тем не менее, типично церковное значение этого конституцио нального права верующего было бы очевиднее, если бы церковный законодатель 1983 г., устанавливая общие нормы для всех ассоциаций, уделил большее внимание праву на собственную духовность, признанную каноном 214 в соответствии с соборным учением о множест венности путей к святости, а также праву способствовать апостольс кой деятельности Церкви или поддерживать ее своими начинаниями. В частности, если бы это последнее право, зафиксированное в каноне 216, было объединено с первым, как основание общих норм относительно ассоциаций верующих, это позволило бы дать более точное законодательное выражение учению Второго Ватиканского собора. Действительно, в декрете об апостольстве мирян термин incepta apostolica (апостольские начинания) хотя и не относится к какой-то конкретной организационной форме, тем не менее, означает не просто opera (дела) 653 . Термином incepta отцы собора обозначают любую инициативу, личную или общинную, благодаря которой «missio Ecclesiae melius impleri potest» (может быть лучше исполнена миссия Церкви, AA 24, 3). Тесная связь между incepta apostolica и missio Ecclesiae была уловлена и самим церковным законодателем в первой из общих норм, относящихся к ассоциациям верующих. Имеется в виду канон 298 § 1, где среди нескольких форм объединения называются также начинания ad evangelizationis и ad ordinem temporalem christiano spiritu animandum (Евангелизации и оживотворения преходящего мира христианским духом) 654 . Теперь ничто не препятствует канонисту отнести новые церковные движения, возникшие из порождающей харизмы, именно к той категории церковных объединений, которые, согласно канона 216, могут быть названы католическими, не обязательно принимая при этом правовой статус ассоциации. Конечно, если бы церковный законодатель систематически развил эту интуицию, он сумел бы лучше выразить на нормативном уровне учение Собора о трех основных формах церковных объединений: ассоциациях, имеющих специальный mandatum от церковной власти; ассоциациях, которые хотя и получают recognitio (признание) со стороны власти, однако по существу опираются на стремление к объединению самих верующих; и наконец, так называемых incepta apostolica, которые, не будучи обязательно ассоциациями, благодаря своей порождающей харизме обладают большей способностью к миссионерскому проникновению 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Хотя понятия прихода и приходского настоятеля не были прямо определены отцами Собора, основное содержание такой дефиниции нетрудно вывести из следующих трех соборных текстов: 1) ст. 42 конституции Sacrosanctum Concilium о литургии, где приход рассматривается как coetus fidelium (объединение верующих), занимающее преимущественное положение среди разного рода общин, учреждаемых епископом в своем диоцезе; 2) ст. 30 декрета Christus Dominus о пастырском служении епископов в Церкви, где приход выступает в качестве determinata pars Diocesis (определенной части диоцеза), вверенной приходскому настоятелю как одному из главных помощников епископа; 3) ст. 10 декрета Apostolicam Actuositatem об апостольстве мирян, где приход называется exemplum praecipuum apostolatus communitarii (основным примером общинного апостольства). Одновременное применение трех экклезиологических принципов, лежащих в основании соборных тезисов 770 , позволяет выделить в соборном понятии прихода следующие три конститутивных элемента: общину верующих, главенство пресвитера и отношение принадлежности к некоторой отдельной Церкви через послушание пресвитера своему епископу. Эти три конститутивных элемента делают приход единым субъектом миссионерства, который выделяется и описывается в качестве отдельной церковной общины четвертым элементом – не конститутивным, но исключительно детерминативным: территорией, на которой утверждена эта congregatio fidelium. В такой экклезиологической перспективе конституциональное местоположение прихода явно релятивизируется. Приход здесь является лишь одной из возможных юридических форм евхаристической общины в отдельной Церкви. Подобная релятивизация прихода есть необходимое уточнение на уровне канонистики (уточнение, диктуемое соборной экклезиологией communio) пастырской потребности, о которой еще много лет назад говорил Карл Ранер. Это потребность заключается в том, чтобы ограничить строгость так называемого Pfarrprinzip (принципа приходской организации), справедливо учитывая также Standesprinzip (принцип корпоративной организации) и Freigruppenprinzip (принцип свободных объединений) 771 . Такое уточнение представляет собой более адекватный ответ права на социологическую эволюцию прихода. Конечно, приход все еще может оставаться церковной формой единства социо-культурной жизни, но, как правило, это единство уже не совпадает с единством территориальным 772 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   Для Востока именно образ является достаточным источником божественного света в человеке. Это позволяет увидеть во Христе не заглаживание вины с точки зрения “богословия удовлетворения”, а природу, которая возрождается, и богословие восстановления: подобие воссоздано, и, таким образом, первоначальная природа восстановлена. Грех поразил единство человеческого существа, аскетизм и таинства исцеляют его, и в этом заключается все пророческое и нормативное значение монашества.    Для Запада апостольство Церкви выражается в священстве (вплоть до частого отождествления Церкви и священства) в его самом активном аспекте: в иерархической власти, в профессиональных проповедниках, в квалифицированных миссионерах и конгрегациях. Для Востока священство монахов ничуть не является элементом монашества; оно гораздо более в своей основе связано с харизматизмом мирян, с особым призванием. Именно харизматики (священники или простые монахи), прозорливые старцы, экзорцисты и анахореты-созерцатели обладают “апостольской душой” по преимуществу. “Совершенный становится равным апостолам”, – говорит святой Симеон. И, читая в душах с сердцеведением и различением, пророчествуя о Царстве Божьем и открывая его в настоящем, ограничивая власть бесов, они говорят о Боге и несут апостольское служение, делающее очевидным “совсем иное”, то, что из другого эона. Важно понять, что монашеское целомудрие, или “ангельское состояние”, совсем не противостоит супружеской жизни, а представляет в своем собственном значении явление пришествия Царствия Божьего. Речь идет о целомудрии души, об “очищении сердца”, которое находится в совершенно иной перспективе, чем лишь одно формальное физиологическое целомудрие.    133-я новелла Юстиниана гласит: “Монашеская жизнь как созерцание, которому в ней предаются, есть священная вещь”. Исихазм, просвещение и созерцание делают из монашеского состояния тайну новой твари, которая важнее всякой деятельности или юридического представления об обетах. Отсюда проистекает на Востоке отсутствие разнообразия религиозных орденов (все монахи живут по уставу святого Василия) и, напротив, разнообразие духовных состояний внутри монастырей: рясофорные монахи, монахи в малой схиме и в великой схиме. В противовес новому западному уставу, узы служения рассматриваются как нерасторжимые, и правила не содержат совершенно никакого послабления в их соблюдении в зависимости от деятельности в миру. Монашеское состояние является, таким образом, нормой для всякой души, оно есть в своем существе пришествие Царства Божия в глубину сердца и трепет души (смирение) перед вратами рая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

18 ноября на очередной публичной сессии состоялось окончательное голосование по догматической конституции о Божественном Откровении " Dei Verbum " (2344 голоса против 6) и по декрету об апостольстве мирян " Apostolicam actuositatem " (2340 против 2). После голосования оба документа были подписаны и провозглашены папой, обратившимся затем к Собору с речью, в которой он отметил задачи Церкви в послесоборный период, важность работ послесоборных комиссий и его согласие на проведение требуемой многими реформы Римской курии. 19 ноября Собором был принят " в целом " окончательный вариант декрета " О религиозной свободе " (1954 голоса против 249). 2 декабря были представлены окончательные варианты документов " О служении и жизни священников, " " О миссионерской деятельности Церкви, " " О Церкви в современном мире. " Первый, в котором по требованию " интегристов " была подчеркнута святость целибата, при голосовании по принятию " в целом " получил 2243 голоса против 11. Во втором в соответствии с пожеланием 265 консервативных членов Собора была особо подчеркнута роль Конгрегации по распространению веры как единственного полномочного ведомства для всех миссионеров. Окончательный вариант последнего документа опять вызвал бурные дискуссии. 4 декабря состоялось голосование по одной из самых спорных глав " О поддержании мира и о содействии международному сообществу " (1710 голосов против 483). 6 декабря, на последней 168-й генеральной конгрегации, была принята конституция " О Церкви в современном мире " (2111 против 251). 7 декабря, на последней публичной сессии Собора, состоялось голосование по всем оставшимся документам: декларации о религиозной свободе " Dignitatis humanae " (2308 против 70), декретам о миссионерской деятельности Церкви " Ad Gentes divinitus " (2394 против 5), о служении и жизни священников " Presbyterorum Ordinis " (2390 против 4). Внесенные исправления в наиболее спорные места пастырской конституции о Церкви в современном мире " Gaudium et spes, " а также открытое требование папы принять этот документ, способствовали снижению числа его противников при последнем голосовании (2307 против 75). По окончании процедуры голосования все документы были провозглашены папой принятыми. Затем было оглашено motu proprio " Integrae servandae, " которым упразднялась Конгрегация Sanctum Officium, замещенная Конгрегацией " pro doctrina fidei " (по вероучению), которая выносит обвинительные суждения лишь после консультаций с национальными епископскими конференциями.

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Первостепенная и главная роль в христ. воспитании отводится родителям, в обязанность к-рым вменяется обучение вере детей с момента их рождения и крещения (GE. 3). Признавая, что родители должны обладать полной свободой в выборе школы для детей (GE. 6), Собор тем не менее напоминает, что родителикатолики обязаны по мере возможности отдавать предпочтение католич. школам (GE. 8). Декларация обязывает гражданское общество помогать родителям в сфере воспитания детей. Гражданское общество должно защищать права родителей и др. участвующих в воспитании лиц, учреждение школ и учебных заведений и финансирование их и др. (GE. 3). Гос-во должно обеспечить всеобщее школьное образование детям и контроль за его качеством (GE. 6), гражданские власти должны заботиться об осуществлении религ. свободы, учитывая плюрализм совр. общества, и об организации школьного воспитания детей согласно нравственным и религ. принципам их семей, в т. ч. и за счет гос-ва (GE. 7). В обязанности католич. Церкви входит не только воспитание принадлежащих к ней верующих, но и помощь всем в достижении «полного совершенства человеческой личности ради блага самого земного общества и для создания более гуманного мира» (GE. 3). Как средства религ. воспитания документ выделяет катехизацию (GE. 4), апостольство мирян (прежде всего преподавателей-католиков) в некатолич. школах (GE. 7). Особое значение в деле воспитания придает католич. школам, выпускники к-рых вместе с получением общего образования приучаются «к успешному труду на благо земного града» и к ведению «примерной и апостольской жизни»; преподаватели в таких школах должны обладать соответствующими знаниями в светских и религ. науках и необходимыми педагогическими навыками (GE. 8). Собор допускает и одобряет обучение в католич. школах учеников-некатоликов (особенно на территориях миссий), равно как и множественность форм обучения в зависимости от местных условий и потребностей совр. общества: напр., католич. школы профессионального и технического образования, учреждения для образования взрослых и др. (GE. 9).

http://pravenc.ru/text/546223.html

223 § 1. Пользуясь своими правами – как индивидуально, так и объединяясь в сообщества – верующие должны принимать во внимание общее благо Церкви, а также права других людей и свои обязанности перед ними. § 2. Церковная власть уполномочена упорядочивать осуществление прав, принадлежащих верующим, с учётом общего блага. Titulus II: De obligationibus et juribus christifidelium laicorum – Титул II: Об обязанностях и правах верующих мирян 224 Помимо тех обязанностей и прав, которые являются общими для всех верующих, и тех, которые определены в других канонах, верующие миряне имеют обязанности и права, перечисленные в канонах настоящего титула. 225 § 1. Миряне – поскольку они, как и все верующие, через крещение и миропомазание предназначаются Богом к апостольству – имеют общую обязанность и право трудиться (как индивидуально, так и объединяясь в сообщества) ради того, чтобы божественную весть спасения узнали и приняли все люди на всей земле; эта обязанность становится ещё более настоятельной в тех случаях, когда только благодаря мирянам люди могут услышать Евангелие и узнать о Христе. § 2. Они, каждый согласно своему положению, имеют также особую обязанность насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом и таким образом давать свидетельство о Христе, особенно в осуществлении этих дел, как и в выполнении своих мирских задач. 227 Верующие миряне имеют право на то, чтобы в делах града земного им предоставлялась та же свобода, что и остальным гражданам; однако, пользуясь этой свободой, им следует заботиться о том, чтобы их деятельность была проникнута евангельским духом, а сами они придерживались учения, предлагаемого учительством Церкви, избегая, однако, того, чтобы преподносить своё мнение по вопросам, открытым для обсуждения, как учение Церкви. 228 § 1. Миряне, сочтённые пригодными, могут принимать от священных Пастырей те церковные должности и обязанности, которые они могут сами исполнять согласно предписаниям права. § 2. Миряне, наделённые должными познаниями, благоразумием и честностью, могут подавать помощь Пастырям Церкви как эксперты и советники, в том числе и в советах, согласно нормам права.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010