Ведь странно же думать, что мирянам позволено то, что не позволено священникам. Разве мы - миряне не священники? Но это пишет Тертуллиан - летописец. Когда же он был в лоне Церкви, то сам порицал еретиков, главным образом гностиков за тот беспорядок, который у них наблюдается в смешении священных и церковных должностей (о прескрипциях, с. 41). Апостолы, пророки и учители.    Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные» (1 Кор. 12:28). Вот первый ряд христианских служений и в хронологической последовательности и фактической важности. В послании же к Ефесянам (4:11) тем же апостолом несколько лет спустя дается более сложный перечень христианских служении: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых». Следовательно во главе христианских служений стоит триада - апостолы, пророки и учители, в последующее время осложнившаяся новыми иерархическими должностями.    Иудейство знает эти служения. Апостолами в иудействе назывались чиновники, которые занимались сбором денег после разрушения Иерусалимского Храма и учреждения палестинского патриархата; они вместе с тем поддерживали связь диаспоры с Иерусалимом. Евсевий указывает, как главную функцию их, перенесение писем из центра Иерусалима в диаспоры. Иудейские пророки несравненно древнее иудейского апостольства, они ведут свое начало от Самуила, лет 1500 до Р. Х. Еврейское учительство появилось после плена, особенно со времени Ездры. К времени жизни Иисуса Христа, они достигли необычайного почета и уважения. Хотя все упомянутые христианские служения встречаются в иудействе, однако производить христианское служение от иудейских и ставить в причинную зависимость - нет оснований, тем более иудейский апостолат хронологически явился позже. Конечно, известная связь была, однако была и независимость. Прежде всего, в иудействе эти три должности никогда не образовывали между собою какой-либо связной триады, и характер этих служении в христианской Церкви был значительно иной, особенно апостолата. Правильно сказал А. Гарнак: апостолат есть «ein originales Werk der christlichen Urgemeinde» (Mission 1, 320).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Роль митрополита Питирима в становлении и развитии ЖМП исключительно велика. Порой злые языки острословов, щеголяя «красным словцом», расшифровывали аббревиатуру журнала следующим образом: «Жалкие мысли Питирима». На самом же деле, вверенный его попечению в 1962 году журнал через несколько лет заметно эволюционировал в лучшую сторону. Появились глубокие богословские статьи, аналитические исследования в области церковной истории, архивные публикации. Расширился круг авторов, увеличился тираж. Произошло это еще при жизни патриарха Алексия I, который покровительствовал владыке Питириму и всячески его поддерживал. Улучшились оформление и полиграфическое исполнение журнала. Новые рубрики привнесли тематическое разнообразие. Журнал стал любимым детищем владыки и отвечал ему полной взаимностью. Главный редактор пользовался заслуженным и неоспоримым, можно сказать, непререкаемым авторитетом у всех сотрудников Издательского отдела. В конце 1980-х – начале 1990-х годов ЖМП не только перестал быть «официозом», но стал будить живую и пытливую мысль, достиг своего расцвета. В советскую эпоху это было единственное религиозное издание (официальный орган Московского Патриархата), выходившее на русском языке с регулярной периодичностью совершенно легально, хотя и сравнительно небольшим тиражом. Голос Русской Православной Церкви звучал в нем достаточно внятно, проникал до глубины сознания, вызывал повышенное внимание у читательской аудитории и весьма значительный, все усиливающийся резонанс. В то время как другие средства массовой информации содействовали распространению губительной для России идеологии воинствующего атеизма, ЖМП помогал формированию религиозного мировоззрения и христианской нравственности. Журнал был амвоном и кафедрой, вестником и провозвестником духовного обновления в современной России. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным», – эти слова Спасителя, обязывающие к исповедничеству, не переставали звучать со страниц журнала, напоминая об апостольстве мирян – драгоценном достоянии раннехристианской Церкви, когда каждый христианин был призван словом и делом свидетельствовать о том, что Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

http://pravoslavie.ru/43980.html

По крайней мере, в этом смысле можно расценивать общественное богослужение обществ, упразднивших священство. Это есть хотя и не тайнодействие, но все же общая молитва. Наконец, и при совершении таинств, совершаемых только священством, в частности даже Евхаристии, миряне имеют свою долю участия, которая внешне выражается в их ответах на молитвы и возглашения священника, внутренне же она столь значительна, что священник, строго говоря, не должен совершать таинства один без народа. Иными словами, он совершает их вместе с народом, и миряне являются со-совершителями и таинства на своем месте. В духовном организме Церкви все совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого. Nonne et laci sacerdotes sumus – в известной степени, можно применить сюда эти слова Тертуллиана . Нельзя только отсюда делать того вывода, что на основании всеобщего христианского харизматизма не существует харизматизма особенного, принадлежащего только иерархии. Напротив, именно в силу этого харизматизма существует и иерархия, которая имеет свои степени, и есть грани, которые непереходимы для мирян. Таково есть совершение таинств и, прежде всего, божественной Евхаристии. И хотя в Новом Завете мы и не можем найти прямого установления нашего теперешнего трехстепенного священства в точности, т. е. в том виде, как оно установилось еще с древнейших времен, но мы видим и здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем – епископстве и пресвитерстве и в диаконстве. С другой стороны, нигде мы не найдем такого беспорядочного харизматизма, в силу которого все и каждый совершали бы «преломление хлеба» и другие таинства. Напротив, это явным образом составляет преимущество или самих апостолов или, во всяком случае, нарочито поставленных лиц (и пример Коринфской общины, в 1Кор., представляет собой, как раз, отрицательную инстанцию). Идея иерархического равенства, равносильная отрицанию принципа иерархии, в качестве начала ветхозаветного, нигде не выражена в Слове Божием и совершенно отсутствует в церковном предании уже с I-II вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ведь странно же думать, что мирянам позволено то, что не позволено священникам. Разве мы – миряне не священники? Но это пишет Тертуллиан  – летописец. Когда же он был в лоне Церкви, то сам порицал еретиков, главным образом гностиков за тот беспорядок, который у них наблюдается в смешении священных и церковных должностей (о прескрипциях, с. 41). Апостолы, пророки и учители Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные» ( 1Кор. 12:28 ). Вот первый ряд христианских служений и в хронологической последовательности и фактической важности. В послании же к Ефесянам ( Еф.4:11 ) тем же апостолом несколько лет спустя дается более сложный перечень христианских служении: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых». Следовательно во главе христианских служений стоит триада – апостолы, пророки и учители, в последующее время осложнившаяся новыми иерархическими должностями. Иудейство знает эти служения. Апостолами в иудействе назывались чиновники, которые занимались сбором денег после разрушения Иерусалимского Храма и учреждения палестинского патриархата; они вместе с тем поддерживали связь диаспоры с Иерусалимом. Евсевий указывает, как главную функцию их, перенесение писем из центра Иерусалима в диаспоры. Иудейские пророки несравненно древнее иудейского апостольства, они ведут свое начало от Самуила, лет 1500 до Р. Х. Еврейское учительство появилось после плена, особенно со времени Ездры. К времени жизни Иисуса Христа, они достигли необычайного почета и уважения. Хотя все упомянутые христианские служения встречаются в иудействе, однако производить христианское служение от иудейских и ставить в причинную зависимость – нет оснований, тем более иудейский апостолат хронологически явился позже. Конечно, известная связь была, однако была и независимость. Прежде всего, в иудействе эти три должности никогда не образовывали между собою какой-либо связной триады, и характер этих служении в христианской Церкви был значительно иной, особенно апостолата. Правильно сказал А. Гарнак: апостолат есть «ein originales Werk der christlichen Urgemeinde» (Mission 1, 320).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Это есть хотя и не тайнодействие, но все же общая молитва. Наконец, и при совершении таинств, совершаемых только священством, в частности даже Евхаристии, миряне имеют свою долю участия, которая внешне выражается в их ответах на молитвы и возглашения священника, внутренно же она столь значительна, что священник, строго говоря, не должен совершать таинства один без народа. Иными словами, он совершает их вместе с народом, и миряне являются со-совершителями и таинства на своем месте. В духовном организме Церкви все совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого. Nonne et laci sacerdotes sumus — в известной степени, можно применить сюда эти слова Тертуллиана. Нельзя только отсюда делать того вывода, что на основании всеобщего христианского харизматизма не существует харизматизма особенного, принадлежащего только иерархии. Напротив, именно в силу этого харизматизма существует и иерархия, которая имеет свои степени, и есть грани, которые непереходимы для мирян. Таково есть совершение таинств и, прежде всего, божественной Евхаристии. И хотя в Новом Завете мы и не можем найти прямого установления нашего теперешнего трехстепенного священства в точности, т. е. в том виде, как оно установилось еще с древнейших времен, но мы видим и здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем — епископстве и пресвитерстве и в диаконстве. С другой стороны, нигде мы не найдем такого беспорядочного харизвуатизма, в силу которого все и каждый совершали бы «преломление хлеба» и другие таинства. Напротив, это явным образом составляет преимущество или самих апостолов или, во всяком случае, нарочито поставленных лиц (и пример Коринфской общины, в I Кор., представляет собой, как раз, отрицательную инстанцию). Идея иерархического равенства, равносильная отрицанию принципа иерархии, в качестве начала ветхозаветного, нигде не выражена в Слове Божием и совершенно отсутствует в церковном предании уже с 1-II bb. Но последнее есть, во всяком случае, лучший свидетель об апостольском учении, передающем заповеди Христовы, нежели проблематические реконструкции современных историков, оторвавшихся от живого предания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

У цьому сенсі ніхто не потрудився стільки, скільки апостол Павел. Неможливо навіть уявити, яким було б християнство, якою була б Церква, якби не апостол Павел, який свідчив тим, до кого він прямував, про свій внутрішній духовний досвід, здобутий через містичне спілкування з Воскреслим Спасителем. Не тільки про історичний факт присутності Господа і Спасителя на землі, а й про всіх думки, які Господь передав Своїм учням і які збереглися в апостольському Переданні. Як я вже сказав, ми почитаємо святих первоверховних апостолів як тих, хто найбільше потрудився для творення і поширення Церкви Христової на поверхні землі. Це свідчення про Христа, це будівництво Церкви не було простою справою. Сьогодні ми чули читання з послання апостола Павла (2 Кор. 11:21 — 12:9), в якому він розповідає про свої страждання, про свої скорботи. Йому доводилося починати небезпечні подорожі, він страждав від розбійників, від спеки і від холоду, тричі потрапляв в корабельні аварії, його били палицями і каміннями, але ніщо не могло зупинити святого апостола Павла, і він затверджував віру християнську, затверджував шанування Господа і Спасителя не тільки в народі іудейському, до якого належав, але і серед язичників, які через нього відкрили для себе Христа. А святий апостол Петро, як найближчий учень Спасителя, так само багато потрудився, проповідуючи в Антіохії і будучи першим єпископом Антіохійським, а потім в Римі, столиці імперії, ставши першим Римським єпископом. Він не тільки письмово зафіксував свої слова, але і досвідом свого життя, мученицьким свідченням зміцнив віру християн у всьому світі. Знаємо, як жорстоко був розп " ятий апостол Петро — на хресті вниз головою, але він прийняв цю смерть зі смиренням, радіючи, що хоч якось міг уподібнитися через смерть свому Божественному Вчителю. Сила апостольського свідчення дійшла до наших днів, і в цьому сенсі ми всі їхні наступники. А якщо так, то ми повинні сприймати не тільки те, чого навчаємося через їхні послання, через їхнє житіє, але і сприймати саме їхнє апостольське служіння. Церква є апостольською саме тому, що продовжує апостольське служіння, продовжує свідчити світу. Було б великою помилкою вважати, що це свідчення — справа лише архієреїв, священиків. Уся Церква свідчить світові — можливо, насамперед через апостольські труди мирян. І сьогодні це служіння є дуже значущим. Знаю багато історій, які до мене доносить і людський говір, і свідки, про те, як прості віруючі люди звертають до віри своїх співгромадян. Дивовижна історія апостольства нашої Церкви триває і в нинішні часи. Напевно, ніколи в деталях неможливо буде про все це розповісти, дуже багато чого піде з тими, хто здійснював і здійснює це служіння. Але я б хотів, мої дорогі, подякувати за ці труди всім, хто звернув хоча б одного свого співвітчизника, привів його до Христа, до купелі хрещення.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5235456...

Писания, Свящ. Предания, веры и морали, и разработала 8 проектов документов (наиболее консервативные из них: Об источниках Откровения «De fontibus revelatione», О сохранении чистоты сокровищницы веры «De deposito fidei pure custodiendo», О Церкви «De Ecclesia»). Комиссия по епископам и управлению диоцезами (кард. Паоло Марелла) представила 7 проектов, касавшихся вопросов структуры еп-ств, епископских конференций, отношений между епископами и приходскими священниками, между епископами и Римской курией, между коадъюторами и викариями, а также проблемы установления юрисдикции епископа над монашескими орденами. Комиссия по дисциплине духовенства и христ. народа (префект Конгрегации Собора кард. Пьетро Чириачи) разработала 17 проектов по проблемам служения и частной жизни духовенства. Комиссия по монашеству (префект Конгрегации по монашеству кард. Валерио Валери) подготовила проект из 32 глав, посвященный проблемам внутреннего устройства монашеских орденов и перспективам обновления монашества. Комиссия по таинствам (префект Конгрегации по дисциплине таинств кард. Бенедетто Алоизи Мазелла) разработала 9 проектов. Комиссия по богослужению (кард. Гаэтано Чиконьяни, затем кард. Аркадио Ларраона) подготовила документ по вопросам мессы и богослужения. Итогом работы комиссии по образованию и семинариям (префект Конгрегации по семинариям кард. Джузеппе Пиццардо) стали 2 проекта о подготовке семинаристов и о католич. школах. Комиссия по Вост. Церквам (гос. секретарь Ватикана кард. Амлето Джованни Чиконьяни ) разработала 10 проектов по вопросам внутренней структуры и жизни Вост. католич. Церквей, а также документ De Ecclesia unitate: «Ut omnes unum sint» (О единстве Церкви: «Да все едины будут»), касавшийся проблемы восстановления единства Церкви. Комиссия по миссионерству (Патриарх Армянской католич. Церкви кард. Григорий Петр Агаджанян ) представила 7 кратких проектов об обновлении и улучшении миссионерской работы. ПК по апостольству мирян (кард. Фернандо Ченто) разработала 1 проект.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

В соответствии с этими указаниями Собора были созданы т. н. «персональные прелатуры» (Praelaturae personales). Следует отметить, что они существенно отличаются от территориальных прелатур (см. кан. 370), представляющих собою подлинные отдельные Церкви, приравниваемые к диоцезам. Эти прелатуры состоят из священников и диаконов секулярного духовенства и учреждаются Апостольским Престолом (кан. 294). Они управляются уставами, составляемыми Апостольским Престолом, а во главе их ставится Прелат в качестве их Ординария (кан. 295). Миряне тоже могут посвящать себя апостольской деятельности в персональных прелатурах в соответствии с соглашениями, заключаемыми с прелатурой; однако они, как это было по необходимости отмечено, «не меняют своего личного положения», т.е. канонического статуса, рядовых верующих мирян и осуществляют свое апостольство именно в этом качестве (Декларация 50 Конгрегации по делам Епископов от 23.11.1984 г.). Самая известная из прелатур – это «Общество Священников Святого Креста» (Societas Sacerdotales Sanctae Crucis), более известная под названием «Дело Божие» (Opus Dei), официально учреждённая Апостольским Престолом в качестве персональной Прелатуры 23-го августа 1982 г. Раздел четвёртый. Объединения верующих 1. Общие положения и классификация Каноническим законодательством предусматривается право верующих создавать объединения. Основополагающим в этом отношении является кан. 298: 298 § 1. В Церкви имеются объединения верующих, отличные от институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни, в которых верующие – клирики, миряне, или клирики вместе с мирянами – совместными усилиями стремятся к более совершенной жизни, к содействию общенародному богопочитанию либо христианскому вероучению или же другим видам апостольства, а именно: трудам евангелизации, осуществлению деятельности благочестия или христианской благотворительности и оживотворению преходящего мира христианским духом. Кан. 300 гласит, что ни одно объединение не может называться «католическим» без согласия церковной власти, полномочия которой определяются в кан. 312. Объединения верующих делятся на две основные группы:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Наконец, в AA 3, 3_4 канониста сразу же поражает громадное значение, которое отцы собора придают «праву и обязанности каждого верующего» осуществлять полученную от Святого Духа харизму. Ни в малейшей степени не умаляя важности подобного утверждения для канонического права, не можем не заметить, однако, что такое «право и обязанность» есть необходимая импликация общего конституционального принципа, утвержденного в LG 12, 22. Согласно этому принципу, харизмы могут даваться любой категории верующих. В той части Декрета, которая посвящена апостольству мирян, в еще большей степени, чем в разделе догматической конституции, посвященном Церкви, правильность такого истолкования подтверждается прямой ссылкой на право верующего следовать собственной харизме, которое осуществляется «в общении с братьями во Христе, и прежде всего с собственными пастырями». Из этих трех текстов собора выводятся три демаркационные линии, внутри которых возможно уточнить конституционально-эк клезиологическую роль Харизмы. 1) Харизма есть особая благодать, отличная от Слова и Таинства, но тоже структурно ориентированная на построение церковного communio. 2) Как таковая, Харизма не сводима ни к индивидуальному таланту, ни к дару Духа, который всем без различия дается в Крещении. 3) Существующее между Харизмой и служением отношение дополнительности, с одной стороны, доказывает принадлежность Харизмы к Конституции Церкви, а с другой – разоблачает лживость романтико-протестант ского противопоставления Харизмы и Институции. Исходя из этих принципов, в особенности из последнего, легче понять, почему в современной догматической теологии считается несомненным фактом, что в Церкви Конституция представляет собой более крупную категорию или величину, чем Институция. Например, теолог Ханс Урс фон Бальтазар в полном согласии с долгой вероучительной традицией определяет Институцию как своего рода «кенотическое состояние» (kenotische Verfassung), то есть как некоторую кенотичес кую редукцию таинства Церкви, способную предотвратить (посредством логики церковного послушания, гарантирующего непрерывную длительность Memoria Christi – памятования о Христе) приватизацию церковного опыта 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Якоже пред потопом, развратися многое множество русских людей, сташа плотию и духа несть в них; но человеколюбия ради Твоего и по молитвам Богоматери и святых, пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и не токмо праведных, якоже Ноя, но и весь народ наш, огнем скорбей и страданий, яко водами потопными омыв и покаянными слезами убелив, человеколюбно и скоро помилуй. Аврааму праотцу обещавый пощадити и зело согрешившие Содом и Гоморру ради немногаго числа праведников, ради сущих и ныне в народе нашем сокровенных рабов Твоих, пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Езекиины слезы, Манассиино и ниневитян покаяние и Давидово исповедание приемый и скоро тех помиловавый, услыши, Многомилостиве, моление рабов Твоих, о своих согрешениях и о согрешениях народа русскаго слезы проливающих, и покаянные вопли их вменив яко покаяние всего народа нашего, пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Иеремии, о разорении Сиона рыдавшему, подражающе, ревнители Православия рыдают о разорении храмов и обителей, о осквернении святынь. Услыши, Милосерде, стенания их, возврати пленение наше, возврати нам уцелевшия еще святыни и тако пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Якоже древле евреи в Вавилоне, тако и мы, обесившие безмолвные органы, рыдаем о разорении Сионов наших, паче же о разорении храма души народа нашего, о его развращении, озлоблении, падении. Но, о Многомилостиве! Без Твоея помощи мы и помыслить что доброе не можем. Темже Ты и Сам подвигни всех русских людей, и архипастырей и пастырей, и монахов и мирян, и во власти сущих и подвластных, и мужей и жен, и старцев и юных: припасть к Тебе с покаянными слезами и положить начало исправления, и тако пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. Не точию Петра, отвержение свое горько оплакивавшаго, на степени верховнаго апостольства возставивый, и разбойника, мал глас испустившаго во едином часе рая сподобивый, но и о распинателях Твоих моливый, и Павла, гонителя и хульника, к Себе призвавый и сосудом избранный Твоим соделавый, помилуй, Человеколюбче, всех русских людей, не токмо кающихся о своих согрешениях, но и сих, иже о покаянии не помышляют, иже враждуют на Тя и в злобе своей утверждаются. Призови и их всех к Себе и тако пощади, пощади Господи, Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш, и добрых и злых, сих в добре укрепив, оных от зла к добру обратив, человеколюбно и скоро помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010