Caput V : De apostolatu institutorum – Глава V : Об апостольстве институтов 673 Апостольство всех монашествующих заключается прежде всего в свидетельстве их посвящённой жизни, которое они должны поддерживать молитвами и покаянием. 674 Институты, целиком предназначаемые к созерцательной жизни, в мистическом Теле Христовом всегда занимают славнейшую часть, ибо они [своими] хвалами приносят Богу величайшую жертву, просвещают народ Божий изобильнейшими плодами святости и подвигают его своим примером, а также приумножают его таинственной апостольской плодотворностью. По сей причине, сколь бы настоятельной ни была потребность в деятельном апостольстве, члены этих институтов не могут призываться к оказанию помощи в различных пастырских служениях. 675 § 1. В институтах, посвящённых делам апостольства, апостольская деятельность входит в саму их природу. Поэтому вся жизнь их членов должна быть насыщена апостольским духом, а вся апостольская деятельность сформирована монашеским духом. § 2. Апостольская деятельность всегда должна проистекать из глубочайшего единения с Богом, укреплять его и поддерживать. § 3. Апостольская деятельность, осуществляемая от имени и по поручению Церкви, должна осуществляться в общении с нею. 676 Институты мирян – как женские, так и мужские – сопричаствуют пастырскому служению Церкви духовными и материальными делами милосердия и оказывают разнообразнейшие услуги людям; посему они должны пребывать верными благодати своего призвания. 677 § 1. Настоятели и члены института должны оставаться верны присущим ему миссии и деятельности; однако их следует разумно сообразовывать с потребностями места и времени, используя также новые и подходящие средства. § 2. При этом институты, если с ними связаны объединения верующих, должны проявлять особую заботу о содействии тому, чтобы последние были проникнуты подлинным духом своей семьи. 678 § 1. Монашествующие подвластны Епископам, которым они обязаны оказывать преданное послушание и почтение в вопросах, касающихся попечения о душах, публичного осуществления богопочитания и других дел апостольства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

д.» в Италии, Испании и странах Лат. Америки имело строго централизованный характер, в то время как для «К. д.» во Франции, в Бельгии, Великобритании и США был характерен федеративный, нецентрализованный принцип устройства. В 1938 г. папа Пий XI создал центральный офис «К. д.» в Риме, что позволило усилить взаимодействие национальных орг-ций «К. д.» с Папским престолом. Членам «К. д.» предписывалось устраняться от участия в политической жизни, однако в ряде случаев (в Испании в нач. 30-х гг. ХХ в., в Италии после второй мировой войны) они оказывали активную поддержку политическим партиям, связанным с католической Церковью, что отрицательно сказалось на деятельности «К. д.». После второй мировой войны структуры «К. д.» стали формироваться преимущественно по социально-профессиональному, а не по половозрастному принципу: в 1950 г. во Франции образовано «К. д.» рабочих, в др. странах - католич. объединения врачей, юристов, архитекторов и т. д. В рамках централизации структур «К. д.» в 1952 г. в ФРГ создан Центральный комитет немецких католиков, в 1957 г. учреждена Международная орг-ция христианской рабочей молодежи. На Ватиканском II Соборе особое внимание было уделено новому пониманию апостольства мирян (отражено в декрете «Apostolicam actuositatem»). С целью придать движению мирян более свободный характер подчеркивалась возможность вести социальную и просветительскую деятельность, в т. ч. создавать различные ассоциации, общины и группы, к-рые могут не иметь строгих структурно-организационных форм. С возникновением в католич. Церкви после II Ватиканского Собора социальных, благотворительных и миссионерских общин и движений мирян, основанных на принципах соборных реформ (персональная прелатура «Opus Dei» , «Comunione e Liberazione» , «Община св. Эгидия» , «Фоколари» и др.), численность членов организаций «К. д.» уменьшилась. Тем не менее структуры «К. д.» существуют в Италии, Испании, Германии, Австрии, США и др. странах, находясь во взаимодействии с Папским престолом, национальными епископскими конференциями , правящими епископами диоцезов и приходами.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

Какой должна быть современная миссия? Отвечают миссионеры Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа. 26 ноября, 2014 Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа. В Москве прошел V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров. О главных вопросах съезда и о современном миссионерском служении рассказали участники съезда. Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения Митрополит Белгородский Иоанн: Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир О повестке дня Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. Фото: beleparh.ru О трудностях в миссионерской работе Как строить миссию внутри прихода, как сделать каждый приход миссионерским, как воцерковлять людей — вот главные вопросы нашей миссионерской деятельности сегодня. Помимо этого важные вопросы стоят перед миссионерами в информационном пространстве: защита церкви перед лицом секулярного мира, деятельность представителей христианских и нехристианских проповедников. Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. Есть острые проблемы миссионерской деятельности, касающиеся вновь созданных епархий. На предварительных конференциях, прошедших в преддверии съезда, мы обсудили данные проблемы, в частности организацию максимально эффективной и адресной миссии в таких епархиях. В период подготовки к съезду обсуждались вопросы культурной миссии среди мигрантов. Совместно с отделом по взаимодействию Церкви и общества, возглавляемым протоиереем Всеволодом Чаплиным, Синодальным миссионерским отделом была проделана большая работа по подготовке концепции культурной миссии среди мигрантов для предотвращения религиозного экстремизма и прозелитизма. Сегодня мы понимаем, что с 1 января 2015 года, когда в силу вступит закон об обязательном изучении русского, основ права, языка и культуры России мигрантами, необходимо сделать все, чтобы наша культурная миссия была направлена на созидание мирного добрососедства. Усилив миссионерскую работу, мы увидим ее реальные плоды

http://pravmir.ru/kakoy-dolzhna-byit-sov...

образования и общественного здравоохранения. Во 2-й пол. XIX в. в К. стали выпускать церковные периодические издания; 1-м офиц. печатным органом еп-ства был «Ежемесячный бюллетень церковного управления диоцеза Коимбра» (Boletim Mensal do Governo Eclesiástico da Diocese de Coimbra; с 1893). После Португальской революции и провозглашения республики (1910) положение католич. Церкви осложнилось из-за антиклерикальной политики властей. Вновь вступили в силу законы маркиза Помбала против иезуитов и декреты 1834 г. о религ. орденах; имущество и доходы религ. учреждений были национализированы, ограничена свобода отправления культа, запрещено преподавание религ. дисциплин и соблюдение церковных праздников. Эти меры вызвали протест церковных иерархов; закон об отделении Церкви от гос-ва (1911) был осужден папой Пием X как противоречащий принципу свободы вероисповедания. Тем не менее антиклерикальная политика властей не привела к ослаблению позиций католич. Церкви. После установления в Португалии режима «Нового государства» (1933) укрепилось влияние Церкви на общественную и политическую жизнь. В этот период церковные власти в основном занимались социальной работой через орг-ции мирян, названные в честь покровителя рабочих св. Иосифа Обручника (Obra de São José), позднее - через отд-ния об-ва « Католического действия» . Для укрепления дисциплины была учреждена должность епископа-помощника; его основной обязанностью было проведение визитаций. Епископы К. проявляли заботу о развитии католич. образования: была основана малая семинария (1936), подготовительная семинария в Буаркуше (1957), диоцезальный колледж св. Теотония (1962). В 1971 г. для нужд еп-ств К., Бежа и Лейрия был учрежден Коимбрский высший ин-т богословия (Instituto Superior de Estudos Teológicos de Coimbra), в 1991 г. ассоциированный с богословским фак-том Португальского католич. ун-та. После Ватиканского II Собора в еп-стве были проведены адм. реформы: создан совет пресвитеров (1967), диоцез разделен на 4 пастырских округа под руководством епископских викариев (1977), учреждены приходские советы, в 1987 г. образована диоцезальная комиссия по апостольству мирян . В 1999 г. были опубликованы пересмотренные диоцезальные статуты. В настоящее время еп-ство К. входит в состав церковной пров. Брага. В еп-стве проживает более 500 тыс. католиков (An. Pont. 2011. P. 183). С 2011 г. кафедру К. занимает еп. Виржилью ду Нашсименту Антуниш.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Совр. католич. учение о мирянах и концепция новых форм их деятельности в католич. Церкви (см. Апостольство мирян ) изложены в постсинодальном апостольском обращении «Christifideles laici». Относя к числу главных достижений II Ватиканского Собора разработку учения о Народе Божием и об участии каждого христианина в священническом, пророческом и царском служении Христа (CVatII. LG. 31), папа напоминал о возможности «возрастания в святости», открытой для каждого христианина, какой бы ни была его «обычная», повседневная жизнь. Учитывая кризис веры в совр. мире, И. П. считал, что основной миссией мирян стала «новая евангелизация» секулярного общества. Миссионерской природе Церкви, целям и направлениям совр. христ. миссии папа посвятил энциклику «Redemptoris missio» от 7 дек. 1990 г., где также повторил призыв к «новой евангелизации» народов и обществ, отошедших от христ. веры, и к неустанной проповеди Евангелия «ad gentes» - народам, где до сих пор христианство не получило распространения. Браку и семейным отношениям, к-рые оставались одной из наиболее важных тем для И. П., было посвящено постсинодальное апостольское обращение «Familiaris consortio», развивавшее соответствующие положения пастырской конституции II Ватиканского Собора «Gaudium et spes». В апостольском обращении подчеркнуто значение свободы и любви супругов как фундамента для построения христ. семьи и гармоничных семейных отношений, позволяющих преодолеть совр. социальные вызовы (тенденции к независимости супругов во взаимоотношениях, отрицание авторитета родителей, рост разводов, распространение абортов и контрацепции). Следуя курсу энциклики папы Павла VI «Humanae vitae», использование контрацептивных препаратов И. П. назвал «манипулированием человеческой сексуальностью», которое унижает брак и лишает супругов «всецелого дарования себя другому» (Familiaris consortio. 32). Папа подтвердил неизменность католич. учения о нерасторжимости брака, запретив вновь вступившим в брак разведенным католикам участвовать в таинстве Евхаристии и призвав их жить подобно брату и сестре. По поручению И. П. 22 окт. 1983 г. папский совет по делам семьи обнародовал «Хартию прав семьи», где провозглашались права человека на свободный выбор семейного положения, права супругов на создание семьи и решение о времени рождения и количества детей, преимущественные и неотъемлемые права родителей на воспитание ребенка, декларировалось уважение к человеческой жизни с момента зачатия. Апостольской конституцией «Magnum matrimonii sacramentum» от 7 окт. 1982 г. папа учредил при папском Латеранском ун-те папский ин-т исследований брака и семьи (см. в ст. Институты и факультеты папские ). В 1979-1984 гг. И. П. во время общих еженедельных аудиенций провел 130 катехизационных бесед, посвященных «теологии тела» - рассмотрению христ. взгляда на человеческую сексуальность (впосл. изд. отдельной кн. «Mzczyzna i niewiast stworzy ich», 1986).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОПТАТАМ ТОТИУС» Декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании (лат. de institutione sacerdotali). Утвержден 28 окт. 1965 г. папой Римским Павлом VI . По значению нередко сравнивается с декретом Тридентского Собора о семинариях «Cum adolescentium aetas» от 3 дек. 1563 г. ( Mansi. T. 33. Col. 146-149), 400-летие принятия которого совпало с 3-м периодом заседаний II Ватиканского Собора. Если для тридентского декрета определяющим являлся дух контрреформации , то «O. t.» должен был соответствовать духу открытости миру, «aggiornamento» , чтобы подготовленные т. о. священники отвечали нуждам совр. людей. Наряду с соборным декретом о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis» «O. t.» определил структуру и содержание всех документов, регламентирующих католическое духовно-пастырское образование во 2-й пол. XX в., став основой реформ в этой области. Главные его положения были развиты в документе Конгрегации католич. образования «Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis» (Основная программа подготовки священников) от 6 янв. 1970 г. История составления Вопрос о подготовке священников был одним из центральных на II Ватиканском Соборе и вызвал широкую дискуссию уже на этапе подготовки «O. t.». Мн. участники обсуждений высказывали обеспокоенность трудным положением, в к-ром оказались католич. священники в совр. мире, а также неспособностью существующей системы духовного образования предложить адекватные ответы на вызовы современности. Попытки найти решение отражены в разных документах Собора, в частности в декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» , содержащей новые для католической экклезиологии акценты. Доминирующей стала позиция группы иерархов и теологов, выступавших за миссионерскую концепцию священства и переосмысление церковных должностей, исходя из принципов евангелизации и открытости к совр. проблемам. Именно эти идеи лежат в основе семинарской реформы, обозначенной в «O. t.». Декрет обусловлен соборным учением о сущности священнического призвания и должен рассматриваться в контексте др. документов. Во введении сказано, что, поскольку «обновление (renovationem) всей Церкви в значительной мере зависит от служения священников, вдохновляемого духом Христовым», то на основе проверенных веками законов в основополагающие принципы духовного образования вводятся «определенные новшества, отвечающие конституциям и декретам настоящего святого Собора, а также изменившимся условиям времени» (CVatII. OT. Prooem.).

http://pravenc.ru/text/2581447.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬ [франц. Ancel] Альфред (22.10.1898, Лион - 11.09.1984, там же), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса. Род. в семье верующих буржуа. Участвовал в первой мировой войне, был дважды ранен, награжден Военным крестом и орденом Почетного легиона. В 1918 г. поступил в семинарию, рукоположен во священника в 1923 г. Уже в 1924 г. получил степень д-ра теологии в Риме из рук папы Пия XI . Затем вступил в число священников лионского ин-та Прадо (орг-ция, обеспечивавшая помощь священникам в проповеднической деятельности). С 1928 по 1942 г. вел активную деятельность по воспитанию и обучению в христ. духе детей из рабочих семей. С 1942 по 1971 г. генеральный настоятель ин-та Прадо. 17 февр. 1947 г. рукоположен в сан епископа, с 1947 по 1973 г. помощник архиепископа Лиона, в течение 6 лет возглавлял комиссию, к-рая направляла деятельность «Христианской рабочей молодежи» и «Католического рабочего действия», входивших во Французский комитет апостольства мирян . А. представляет социально-политическое направление франц. социологии религии. В своих работах он заявлял о «религиозном характере» марксизма и возможности диалога христиан с коммунистами. А.- участник антикапиталистического миссионерского движения священников-рабочих , к-рое было запрещено Ватиканом в 1953 г. В течение 5 лет он жил в среде рабочих и был против прекращения деятельности миссии, вступив в конфликт с церковными властями. На Ватиканском II Соборе А.- член комиссии «De Doctrina fidei et morum» (Об учении веры и нравов). До конца жизни продолжал поддерживать тесные связи с рабочей средой, изучал проблемы рабочего класса, прежде всего социальные, много писал. Опубликовал большое количество статей, брошюр, книг. Соч.: Dogmas et moral communistes. P., 1936; 5 ans avec les ouvriers. P., 1963; Evangile, amour, fécondité. P., 1970; Pauvreté de l " Eglise en l " an 2000. Lyon, 1973; Pour une lecture chrétienne de la lutte des classes. P., 1975; Croire aujourd " hui: la rencontre de Jésus-Christ. P., 1978; Dialogue en vérité: Chrétiens et communistes dans la France d " aujourd " hui. P., 1979; Le Prado: La spiritualité apostolique du Père Chevier. P., 1982; Jacquet J., Ancel A. Un militant ouvrier dialogue avec un évèque. P., 1982.

http://pravenc.ru/text/115682.html

Вторая причина заключается в том факте, что наряду с этой первой категорией ассоциативных форм монашествующих церковный законодатель называет другую форму – общества апостольской жизни. При этом он руководствуется скорее прагматической, чем теологической логикой. В самом деле, к ним в значительной мере применяются правовые нормы институтов посвященной жизни, хотя их члены не практикуют Евангельские советы ut sic (как таковые), но следуют им просто как требованиям их собственного апостольства. Наконец, третья и последняя причина состоит в том, что хотя между этими тремя формами, или путями освящения, имеются значительные различия, они все направлены на достижение совершенства христианской жизни 647 и обнаруживают общий признак: посвящение жизни через Евангельские советы. В теологическом аспекте такое посвящение является сложным и трудноопределимым понятием. Оно совершается в силу личного выбора – практически осуществлять Евангельские советы, будь то по одному, по два или же соответственно классической триаде. Они принимаются в качестве обетов разными способами и накладывают разные узы, однако все сводятся к одному: к «полной сыновней зависимости от Отца любви, то есть Духа» 648 . Иначе говоря, все эти формы посвященной жизни основаны на общем опыте харизмы, имеющей выраженную пророческую и эсхатологическую природу, – общей и личной харизмы так называемых Евангельских советов. Она переживается как отречение от тех ценностей, от которых имеет смысл отрекаться только тогда, когда открывается благодать особого статуса или формы церковной жизни, практикуемых в общине или в отшельничестве, в миру или в бегстве от мира. Эта особая форма церковной жизни, поверх конкретных способов ее выражения, представляет собой подлинный самостоятель ный статус христианской жизни – status perfectionis (статус совершенства), существующий наряду с брачным статусом и статусом клирика 649 . Он состоит в sequela Christi (следовании Христу) как особом способе достижения святости, к которой призваны все крещеные христиане 650 . Именно в этом своеобразии харизматического происхождения следует видеть теологическое место различия между фундаментальной ассоциативной категорией институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, с одной стороны, и столь же фундаментальной категорией ассоциаций верующих и церковных движений, с другой. Действительно, последние обычно возникают в Церкви благодаря дару особой порождающей харизмы. Она имеет преимущественно общинную и миссионерскую природу, и, как таковая, может затрагивать, хотя и разными способами, не только женатых или неженатых мирян, но также священников и монашествующих, то есть верующих, облеченных либо священным саном, либо общей и личной харизмой Евангельских советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В духовном организме Церкви все совершается в единстве любви, и ни один орган не может существовать вне зависимости от другого; нельзя только делать отсюда вывод, что на основании всеобщего христианского харизматизма не существует особых харизм, принадлежащих только иерархии. Напротив, именно в силу этого харизматизма существует и иерархия, которая имеет свои степени, и есть грани, которые непереходимы для мирян. Сюда относится совершение Таинств и, прежде всего, Божественной Евхаристии. И хотя в Новом Завете мы не можем найти прямого установления нашего теперешнего трехстепенного священства в точности, то есть в том виде, как оно установилось в ближайшие послеапостольские времена, мы видим здесь повсеместно начало иерархизма прежде всего в апостольстве, затем – епископстве, пресвитерстве и диаконстве. С другой стороны, нигде мы не найдем такого беспорядочного харизматизма, в силу которого все и каждый совершал бы «преломление хлеба» и другие Таинства. Напротив, это явным образом составляет преимущество или самих апостолов, или, во всяком случае, нарочито поставленных лиц. Идея иерархического равенства, равносильная отрицанию принципа иерархии, нигде не выражена в Слове Божием и совершенно отсутствует в церковном Предании. Но последнее есть, во всяком случае, лучший свидетель об апостольском учении, передающем заповеди Христовы, нежели проблематические реконструкции современных историков, оторвавшихся от живого Предания. Иерархия, ведущая свое происхождение прямо от Христа, Первосвященника по чину Мельхиседекову, чрез апостольское преемство, есть Сам Христос, тайнодействующий в Церкви Своей. Эта иерархия любима Им и полна любовью к Нему, она есть радость и утешение Церкви от Святого Духа, который низводится на рукоположенного, она есть средоточие церковной жизни, установленное Самим Богом, и через нее действует Сам Бог на земле. Лишить себя иерархии значит обеднить, опустошить церковную жизнь, значит, в известном смысле, изгнать апостолов и Самого Пославшего их из Церкви, и не может быть большего церковного бедствия и большего заблуждения, нежели то, вследствие которого в начале XVI века некоторые церковные общества, охватывающие целые народы, лишили себя Священства и поныне остаются без Таинств, без благодатных даров, в них подаваемых. Конечно, Дух дышит, где хочет, и мы не можем сказать, что они совсем лишены Святого Духа, которым возрождаются при Крещении. Но это есть величайшая церковная скорбь наших дней, и любовь наша к братьям протестантам и молитва наша должна быть о том, чтобы они вновь взыскали иерархии апостольского преемства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Соборные «интегристы», представленные в основном куриальными кардиналами и епископами Италии, Испании и Лат. Америки, не предпринимали попыток консолидации, полагаясь на возможность курии противостоять активным действиям «прогрессистов». Лишь после отклонения 3 проектов ряд консервативно настроенных участников Собора сделали совместное заявление, в к-ром поставили под сомнение объективность выражения соборного мнения в области вероучения. «Интегристы» выразили недовольство слишком большими уступками, внесенными в тексты соборных документов. 27 нояб. архиеп. Марсель Лефевр выступил с предложением о выработке 2 документов по каждому вопросу: догматического, предназначенного для теологов, и пастырского - для изложения мнения В. С. всем людям. Тем самым традиционалисты попытались предотвратить создание догматических документов либерального характера, предоставив «прогрессистам» выражать свои взгляды в недогматических пастырских документах, однако предложение архиеп. М. Лефевра было отклонено. Между 1-й и 2-й сессиями 17 дек. 1962 г. была учреждена комиссия по координации и управлению работами соборных комиссий. В ее состав вошли члены Совета президиума, генеральный секретарь В. С. архиеп. П. Феличи и госсекретарь Ватикана кард. А. Дж. Чиконьяни (председатель комиссии). 6 янв. 1963 г. в письме к Собору «Mirabilis ille» папа Иоанн XXIII изложил положения о проведении работы между сессиями, подчеркнув открытость В. С. к освещению аспектов совр. жизни и призвав к активному сотрудничеству с соборными комиссиями в подготовке текстов документов. Епископам предоставлялось право рекомендовать Генеральному секретариату теологов-специалистов в качестве соборных консультантов. Папа подверг критике имевшие в нек-рых местах на волне «обновления» случаи введения новых неутвержденных церковной властью форм богослужения, призвав епископов к осмотрительности в этом вопросе. В февр. 1963 г. соборные комиссии начали работу по переделке текстов проектов, объединив их в 17 документов. К 25 марта в координационную комиссию были представлены на рассмотрение проекты «О клире», «Об апостольстве мирян», «О епископах», «О катехизации», «О монашестве», «О Восточных католических Церквах», «О Божественном Откровении», «О Церкви», «Об экуменизме». Последним из представленных был проект «О присутствии Церкви в современном мире», разработанный комиссией богословия и комиссией по мирянам. К маю 1963 г. тексты документов были отредактированы и разосланы членам Собора и национальным епископским конференциям.

http://pravenc.ru/text/Ватиканским II ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010