Если правда то, что Господь Иисус Христос поставил апостола Петра над всеми святыми апостолами, то почему на Апостольском Соборе в Иерусалиме председательствовал апостол Иаков, а не Петр? И почему преобладало мнение апостола Павла, хотя он был крещен апостолом Петром? Кроме этого, не подлежит сомнению исторический факт, что основателем Римской Церкви был апостол Павел, а не Петр. Факт, что апостол Петр проповедовал в Риме, не дает папе права главенства. Также известно, как об этом говорится в Священном Писании, что апостол Петр долгое время жил в Антиохии, проповедуя христианам. Почему бы не отдать привилегию первенства епископам Антиохии? Неужели из этого не очевидно, что требования папы признать его как преемника апостола Петра основываются не на Священном Писании, но представляют собой всего лишь его монархические устремления, что так противно не только духу, но и букве Библии? Ни один из апостолов не требовал главенства и особого положения среди других апостолов, тем самым принижая их и считая подчиненными себе. Потому что они хранили дух Христа, Который учил смирению и простоте. Папа, наоборот, отказываясь от духа Христа и теряя его благодать, требует первенства, забывая слова, сказанные Христом апостолам Иоанну и Иакову, когда они просили Его о первых местах: «Не знаете, чего просите…» ( Мк.10:38 ). 2. Филиокве Итак, с требованием папы признать его высшим судьей и монархом, наместником Христа на земле, по единству Церкви был нанесен первый удар. Но если кто-то удаляется от истины, производит нововведения, служит своему эгоизму и своим амбициям, то он удаляет от себя Божию благодать. Первые восемь веков Церковь на Востоке и Западе хранила единство веры, но неожиданно Запад стал вводить новшества, новые догматы и извращать истинную веру. Их первой ошибкой и ересью, удалением от догматов, выработанных святыми отцами, стало прибавление «филиокве» к Символу Веры . «На II Вселенском Соборе обсуждался этот вопрос и употребление в Символе Веры слова «исходящий» для описания особенности проявления Святого Духа. Бог-Отец не рождается, т.е. Он не происходит ни от кого; Сын рождается от Отца. Святой Дух не рождается, но исходит от Отца. Бог-Отец – причина, Сын и Дух – произведение причины. Бог-Сын и Бог-Дух Святой отличаются тем, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца.

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavie

Вход с дарами Приношение Молитва Херувимской песни, вход с дарами 3. Целование мира Целование мира Целование мира Целование мира Ектения и молитва приношения 4. Ектения Приношение диаконами даров Целование мира Целование мира Целование мира 5. Благословление епископа Ектения и молитва иерея Две молитвы Символ веры 6. Анафора Анафора Анафора Анафора Анафора Часть 1 Часть 1 Главная часть евхаристического богослужения, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен, называется евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от ναφρω) Святых Даров. Несмотря на все исторические влияния, имевшие место в богослужебной жизни, и на преобразовательные действия отдельных литургистов, эта часть в своем содержании претерпела меньше всего изменений. Менялись слова молитв, сами молитвы удлинялись или сокращались, в некоторых типах литургий (Александрийская и Месопотамская) ходатайственная молитва заняла то или иное положение в каноне, но само содержание молитв, главные мысли, в них вложенные, богословские идеи анафоры сохранились неизменными. Хотя харизматические молитвы " Учения 12 апостолов " и литургии времен Иустина Философа остались незапечатленными, но все же традиция ревностно охраняла самый дух этих молитв и передавала их из поколения в поколение. Вполне уместно говорить об апостольской традиции и в каком-то условном смысле о том, что молитвы современных литургий в границах евхаристического канона ведут свое происхождение от времен апостольских. После прочтения Символа веры диакон возглашает: " Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение (τν γαν ναφορν) в мире приносити " , — и тотчас же он входит в алтарь. Святой Иоанн Златоуст объясняет это так, что мы должны стоять, как приличествует человеку стоять пред Господом, со страхом и трепетом, и в трезвении духа (Беседа 4 о непостижимости Божией природы). Николай Кавасила относит эти слова к Символу веры, т.е. убеждает нас твердо стоять в этом исповедании веры, не уклоняясь к еретическим соблазнам [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Восьмой член Символа веры читается так: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. По сему члену веруем, что Дух Святой и есть Господь Бог. Он животворящий , т. е даёт жизнь тварям, а нас, грешных, оживляет ещё своею благодатью 25 . Он – исходит от Отца. Так сказал Сам Иисус Христос ( Ин. 15:26 ). Духу Святому подобает поклонение и прославление наравне с Отцом и Сыном . Дух Святой прорекал через Пророков , они говорили и писали по внушению Святого Духа ( 1Пет. 1:21 ). Девятый член Символа веры читается так: Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . По сему члену веруем в Церковь , которую установил Иисус Христос. Церковь есть общество христиан, которые имеют священноначалие и все пользуются благодатью Божьей во Св. таинствах. Церковь Христова – едина , все верующие составляют как бы одно тело, у которого глава – Христос, у всех одна вера, один закон. Церковь Христова – святая , потому что Глава её Христос есть Всесвятейший, и все верующие получают через Него освящение от Святого Духа. Церковь Христова – Соборная или Вселенская , потому что к ней принадлежат верующие со всей вселенной, где бы и когда бы они ни жили. Церковь Христова – Апостольская потому что от Апостолов принято учение Христово и дары Святого Духа. Кто управляет Церковью после Апостолов? Пастыри – преемники Апостолов, именно Святейшие Патриархи, Митрополиты, Архиепископы и Епископы. Они управляют Церковью по указанию Священного Писания и Апостольского предания. В России главное церковное управление называется Святейшим Синодом , это – собор российских Архипастырей. Чего должно беречься, чтобы сохранить веру во Св. Церковь ? Ереси и раскола. Еретиками называются те христиане, которые не право веруют не во всём согласно с Символом веры . Раскольниками называются те, которые хотя веруют по Символу, но по самовольству не повинуются священноначалию и сами отделяются от Церкви. Десятый член Символа веры читается так: Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Римский опубликовал Апостольское послание, посвященное 700-летию со дня смерти Данте 29.03.2021 15:49 Версия для печати Данте Алигьери (1265-1321). Иллюстрация: GOVERNATORATO SCV - DIREZIONE MUSEI VATICANI Ватикан, 29 марта. В апостольском послании Candor lucis aeternae, опубликованном 25 марта, Папа Франциск вспоминает 700-летие со дня смерти Данте Алигьери, подчеркивая злободневность, неувядаемость и глубину веры в его «Божественной комедии». Об этом сообщает Русская служба Радио Ватикана . Через 700 лет после своей смерти, наступившей в 1321 году в Равенне, в мучительном изгнании из любимой Флоренции, Данте продолжает говорить с нами. Он обращается к нам, людям современности, и просит не только читать и изучать, но прежде всего слушать и подражать его пути к счастью, то есть к бесконечной и вечной Божьей Любви. Об этом пишет Папа Франциск в апостольском nocлahuu Candor lucis аетегпае («Сияние вечной жизни»), опубликованном 25 марта, в праздник Благовещения Господня. Выбранная дата не случайна: тайна Воплощения, проистекающая из согласия Марии, поясняет Папа, является подлинным источником вдохновения и средоточием всей «Божественной комедии». В этом труде Данте происходит поразительный обмен между Богом, Который входит в нашу историю, становясь плотью, и человечеством, которое «возносится к Богу, обретая в Нем подлинное счастье».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1 . Итак, неудивительно, что добавление Филиокве в Символ веры в глазах святого Григория является добавлением прежде всего к богословию Само-Истины Христа о Духе Святом, к апостольской, преданной нам вере и, наконец, к запечатленному в Символе веры учению богодухновенных отцов. Добавление это внесено способом столь же нечестивым, сколь неблагословенным: тот, кто после Второго Вселенского Собора что-либо упразднит в Символе веры или добавит к нему, «подвергается проклятиям и извергается от Церкви», особенно когда дело идет о добавлении, «которое Словом... не сказано, Духом не открыто и не находится в словах, записанных святыми апостолами» 9 . Для святителя Григория добавление Филиокве в Символ веры имеет экклезиологическое значение: он ссылается между прочим и на «согласие» четырех патриарших престолов и множества различных родов и языков 10 , неизменно хранящих правило веры. Постановления Соборов «похожи на некое разумное ограждение благочестия» 11 , которое не только ограждает верных, даруя им безопасность, но и является судом для противномыслящих. Даже если бы «и от Сына» выражало истину, то и тогда не следовало бы добавлять его в Символ веры . Самовольное добавление к оросу [ ορος – определение] веры не есть нечто незначительное; это отрицание «столпа благочестия», воздвигнутого полнотою благочестивых и завершенного снисхождением Святой Троицы: «ибо снизошла к нам, пытающимся созидать, совершительница благ – Троица, не смешивающая, но соединяющая и мысли, и языки в благочестивейшее и православное единомыслие» 12 . Презреть подобным добавлением это «православное единомыслие» значит презреть кафолическую Церковь и ее этос [ το ηθος (или εθος) – нрав, обычай, образ мыслей или поведения], то есть образ ее жизни и деяний, которые всегда соборны, а не самочинны, не поместны или индивидуальны 13 . Это «единомыслие», запечатленное в оросе соборной веры, закреплено и последующими Соборами, которые не добавляли свои постановления к Символу (например, постановление о двух природах Христа, двух Его волях и энергиях, ипостасном единстве во Христе, об именовании «Богоматерь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

§ 27. Filioque (краткая история)    В середине VI века на Западе, среди христиан Испании, распространилось учение об исхождении Святого Духа и от Сына (et Filio, Filioque). Особый вклад внес в это популярный в то время севильский епископ Исидор. На III Толедском соборе в 589 году это учение приобрело общеизвестный характер, так как участники собора внесли в Никео-Цареградский Символ веры после слов «credimus et in Spiritum Sanctum dominum et vivilicatorem ex Patre» еще и слова «et Filio (procedentem)». Помещенное тем самым в ряд догматов, это учение с тех пор всё более распространялось между верующими в Испании, чему особенно способствовали IV (634 год), VI (638 год), XI (675 год) и XV (693 год) Толедские соборы.    «Filioque» вызвало большие споры и на Востоке, и на Западе. Местный догмат Испанской Церкви постепенно распространялся на Западе, хотя и часто наталкивался на сопротивление самих епископов. Так, в правление папы Мартина западные епископы, участвовавшие в Латеранском соборе (649 год), исповедали свою веру во Святую Троицу дословно по Никео-Цареградскому Символу и вместе с тем буквально повторили решение Четвертого Вселенского Собора о неприкосновенности и неизменности этого Символа. Папа Агафон в одном послании к Четвертому Вселенскому Собору писал, что совершенное ведение состоит в прилежном и бдительном хранении всех членов апостольской веры, чтобы веровали «и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего»; в другом послании к тому же Собору он решительно утверждал, что Римская Церковь твердо держится веры, переданной пятью Вселенскими Соборами, особенно заботясь о том, чтобы ничего не изменилось, ничего не прибавилось и ничего не отнялось от того, что определено правилами Святых Вселенских Соборов.    В конце VIII века галлы под предводительством Карла Великого завоевали часть Испании и застали там употребление на литургиях Символа веры со вставкой Filioque. При примеру этого, и в Галлии начало постепенно входить в обыкновение употребление Символа веры с указанным прибавлением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почти все предлагаемые им условия, числом до 16, в его книге Die orthodoxe katholische Anschanung (стран. 115), до такой степени применимы к делу, что можно почти безусловно их принять, если бы только была малейшая надежда согласить на оные протестантов; но в этом и состоит вся трудность желанного соединения, ибо они едва ли решатся сознаться в своих заблуждениях и уступить православию Востока, над которым мысленно превозносятся мирским своим просвещением, затмевающим духовное. Рассмотрим предлагаемые Овербеком условия: 1. Христианская истина вверена нашим Спасителем Церкви, которая ее сохраняет, объясняет и прилагает к жизни. – На это общее определение, разумеется, согласятся и англо-американские протестанты, ищущие соединения. 2. Церковь , в тесном смысле, есть совокупность ее пастырей, епископов, которых собрание на Вселенских Соборах дает непогрешимое вероопределение, и есть орган Святого Духа. – На это также согласятся члены епископальной церкви; но, может быть, православные у них спросят: могут ли они доказать апостольское преемство своих епископов? 3. Существует только семь Вселенских Соборов; – но англо-американцы будут протестовать против седьмого, на котором утверждено почитание св. икон, потому что они не понимают, в чем состоит правильное их почитание, относящее всю честь от образа к его первообразу, смешивают это с идолослужением. 4. Два источника веры: Священное Писание и Священное Предание. – Ищущие соединения с нами протестанты, будучи убеждены в богодухновенности канонических книг Писания, уповаем, согласятся признать и Священное Предание, без которого не твердо самое Писание и недостаточно для правильнаго усвоения истин Откровения. 5. Дух Святый исходит от единого Отца, и Церковь запретила делать прибавления к Никео-Цареградскому Символу веры . – Так исповедует православный Восток; но согласятся ли протестанты, по чувству самолюбия, выкинуть прибавление Filioque, заимствованное ими уже столько веков у римлян? А между тем, двух Символов веры рядом поставить нельзя. 6. Нет никаких сверхдолжных дел, в римском смысле. – В этом спора не будет. 7. Есть среднее состояние для людей, умерших в вере и любви, которым много помогает молитва за них и принесение бескровной жертвы. – Это можно будет обяснить протестантам и без римского чистилища, так как они сами нуждаются в молитве за умерших. 8. Почитание и призывание святых, почитание святых икон и мощей, есть древнее кафолическое учение. – Здесь-то и подымется вся буря протестантства? 9. Пресвятая Дева, Богородица Мария, когда зачала Спасителя, была тем свободна от первородного и произвольных грехов; но что она сама была зачата непорочно, т. е. без первородного греха, Церковь сего не определила; – именно потому, что не признает истинности сего нового римского учения, чуждого и протестантам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Издавна пресвятой и великий Михаил желал, денно и нощно моля Бога, чтобы, если угоден Ему, Бог удостоил его поклониться святым мощам первоверховных апостолов Петра и Павла, 283 пострадавших в великом граде Риме, когда в нем правил нечестивый Нерон. В дни те, о которых у нас речь, восстали некие иереи и монашествующие из племени франков, говоря в Символе веры , утвержденном 150 святыми отцами, собравшимися в Константинополе при императоре Феодосии Великом на второй собор против безбожного Македония, осмелившегося произнести хулу на Дух Святой: “И в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца и Сына”. 284 Потому немало был смущен великий град Рим; Папа, правивший тогда римским престолом, 285 воспротивился и не пожелал, чтобы прибавлены были какие-нибудь слова, которые отсутствовали в Символе веры , установленном собранием святых отцов. Этот Папа в послании великому Фоме, патриарху Святого града Господа нашего Христа, просил, чтобы он помог его церкви, которой угрожает опасность, и послал от апостольского своего и святого престола каких-нибудь людей, украшенных красноречием и мудростью, противустать тем, кто зломысленно придерживается прибавления франков к Символу веры , как упоминает великий Михаил в своих святых посланиях, обращенных им к православным монахам, живущим в Сицилии. Упомянутый святейший патриарх Фома посоветовался со своим православным и святым собором и святыми отцами, пустынножительствующими близ Святого града Господа нашего Христа, и всеми единодушно было положено отправить к упомянутому Папе в великий град Рим великого и святого Михаила, как способного объединить Церковь Божию и преградить необузданные уста безбожных франков, научив их говорить истину и не презирать того, что должно думать, и следовать неоспоримому учению святых отцов, рекших по внушению Святого Духа: “Исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого”. 286 Безбожные агаряне в это самое время наложили величайшую денежную дань на церковь во имя Святого Воскресения Господа нашего Христа и на прочие церкви Господни святого Иерусалима, так что жители этого Святого града Господа нашего Христа не в состоянии были заплатить столько денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Удивлялся он также великому смирению и воздержанию во всем премудрого Михаила. Ибо тот, обладая преизобилием мудрости, совершенной добродетелью и благородным происхождением, был украшен величайшим смирением. Потому что святые так угождали Богу чистой своей жизнью, постоянно множился народ Божий, просвещаемый их учением и истинно православными и божественными догматами. На пятидесятом году жизни великого Михаила патриарх Фома, которого я уже упоминал, по откровению Божию делает блаженного и великого Михаила своим синкеллом. Потому он, повелев Михаилу оставить прежнюю свою отшельническую келию, отвел его в церковь во имя Святого Воскресения Господа нашего Христа вместе с двумя учениками, я разумею Феодора и Феофана, предуставив им жить в монастыре Спудиев, построенном святейшим патриархом Ильей   близ церкви во имя Святого Воскресения Господа нашего Христа. Спустя немного дней патриарх в церкви во имя Святого Воскресения Господа нашего Христа рукоположил во пресвитеры учеников его, я разумею премудрого Михаила, Феодора и Феофана. И с того времени были неразлучны великий Михаил и упомянутый святейший патриарх Фома. Издавна пресвятой и великий Михаил желал, денно и нощно моля Бога, чтобы, если угоден Ему, Бог удостоил его поклониться святым мощам первоверховных апостолов Петра и Павла,    пострадавших в великом граде Риме, когда в нем правил нечестивый Нерон. В дни те, о которых у нас речь, восстали некие иереи и монашествующие из племени франков, говоря в Символе веры, утвержденном 150 святыми отцами, собравшимися в Константинополе при императоре Феодосии Великом на второй собор против безбожного Македония, осмелившегося произнести хулу на Дух Святой: “И в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца и Сына”.   Потому немало был смущен великий град Рим; Папа, правивший тогда римским престолом,   воспротивился и не пожелал, чтобы прибавлены были какие-нибудь слова, которые отсутствовали в Символе веры, установленном собранием святых отцов. Этот Папа в послании великому Фоме, патриарху Святого града Господа нашего Христа, просил, чтобы он помог его церкви, которой угрожает опасность, и послал от апостольского своего и святого престола каких-нибудь людей, украшенных красноречием и мудростью, противустать тем, кто зломысленно придерживается прибавления франков к Символу веры, как упоминает великий Михаил в своих святых посланиях, обращенных им к православным монахам, живущим в Сицилии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Наконец, Тимофей называет тех, от которых при обращении в Православие следует требовать отречения от ереси, как, например, мелетианиты, египетские раскольники, которые были против приёма в общение отпавших во время гонений, и прежде всего — несториане и различные группы монофизитов 18 . Если не считать названных в конце несториан и монофизитов, то список ересей Тимофея для нас непосредственного значения не имеет. Но при ближайшем рассмотрении он даёт чрезвычайно существенные критерии, к которым следует обращаться при принятии переходящих в Православие, когда речь идёт об определении экклезиологического статуса неправославных христианских религиозных группировок вообще и о выборе процедуры возможного перехода из этих группировок в православную Церковь. При этом решающим был и остаётся в конечном итоге вопрос, сохраняется ли в них суть Троической (и христологической) веры и совершается ли крещение с исповеданием этой веры. Во-вторых следует выяснять, обладает ли соответствующая община церковным служением апостольской преемственности и полномочиями, в силу которых только носители этой преемственности могут совершать крещение через исполнение крещаемых Духом Святым. Хотя мы вряд ли можем пренебречь тем, что латинское добавление filioque к Никео-царьградскому Символу веры, которое было введено в римо-католической Церкви и унаследовано почти всеми общинами, образовавшимися из неё в течение двух тысячелетий, носит крайне сомнительный характер, поскольку рассматривает Бога Отца как единственный пребывающий источник тринитарной Божественности, но Троическая вера этим не разрушается в своей сердцевине и не ставится существенным образом под вопрос. Следовательно, если мы не стали бы крестить даже ариан и пневматомахов, коль скоро такие бы нашлись, то никоим образом не следует предпринимать этот шаг по отношению к римо-католикам, англиканам, лютеранам или реформатам из-за filioque; в противном случае мы попираем традицию нашей собственной Церкви. Точно так же мы не можем принимать через миропомазание тех христиан, которые приняли дар Духа Святого от носителей традиционного апостольского служения, поскольку наша православная Традиция явным образом предписывает воздерживаться от этого в случаях с несторианами и монофизитами.

http://pravmir.ru/bogoslovskie-i-pastyir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010