35 Испрашивание разрешения на этот раз было бы одной лишь формальностью, так как в Указе Св. Синода 1859г. ясно сказано, что преосвященные не должны «ни в каком случае запрещать повенчания лиц, состоящих между собою в 4-й степ. 3-х-родного родства». 37 В Требнике Петра Могилы допускается возможность совершать Елеосвящение и над теми больными, которые хотя и лишились сознания и памяти, но известны священнику своею религиозностью или раньше чем бы то ни было (хотя бы то движением руки или глаз) заявляли свое желание принять это Таинство. Но такой внешний взгляд на Таинство, отзывающийся характером римского католицизма, не может быть признаваем за выражение взгляда вселенской Церкви, – тем более, что Требник Могилы ныне не употребляется в богослужебной практике даже в поместной русской церкви. Древняя Церковь подобного рода как бы уступку делала только для крещающихся больных (неок. 12; карф. 54), принимая во внимание необходимость Крещения для спасения, и при этом, в случае выздоровления их, обязывала их восполнять то, что им нужно было сделать до Крещения, т.е. основательно изучить истины веры и сознавать важность принятого Таинства (лаод. 47). 38 За облачение умерших священно-церковнослужителей, а равно и за все церковные принадлежности, употребляемые при их погребении (покров, свеча, ладан, церк. вино) неприлично и несправедливо требовать определенной платы, так как они всю свою деятельность посвящали на пользу Церкви и местного храма. 39 Члены Св. Синода в публичных процессиях и церемониях первенствуют пред епарх. архиереями и архимандритами (Ук. 1725г. мар. 10). 41 По определению Правительствующего Сената (10 июля 1881г. состоявшемуся согласно мнению Св. Синода, к числу лиц, намеренно лишивших себя жизни, не могут быть отнесены погибающие случайно от злоупотреблений крепкими напитками (опившиеся) (см. «Правит. Вестн.» 1881г. и Церк. Вестн. того же года 42 В «Апостольск. постановлениях» (кн. 8, гл.42) и в нашей слав. Кормчей (гл.3, прав. 14) говорится: «совершайте третины почивших – в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, в девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорочины – по древнему образу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годины – о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение» (Казань. 1864г., стр. 300). По объяснению других, в девятины мы обращаемся с молитвой за усопшего к девяти ликам ангельским, а в двадцатый поминаем умершего, как в день половины сорокоуста (Дебольский, «Дни Богосл.», кн. 2, стр. 319–320).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Вальсамон, в толковании 14 прав. Св. Апостол, замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам о не переходе епископа – из одной епархии в другую смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и Св. Григория Богослова , и Св. Прокла и многих других святейших патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (полная Кормч. 25–26 стр.). Апостольский закон, постановления, никаким собором Св. отец неотмененные, церковь на практике (в жизни) не соблюдала. – 13) 37 правило Св. Апостол «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающияся Церковныя прекословия». – Тоже 20 пр. Антиохийск. собора, 5-е правило Никейского собора, – а 6-й вселенский собор 8-м правилом и Никейский второй 6-м правилом узаконополагают однажды в год, но обязательно быти собору. Зонара в толковании 37-го Апостольск. правила, говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (полн. Кормч. 71 стр.), – в толковании 5-го правила первого собора: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, – что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует» (20–21 стр.). – Никто не отменял эти правила, – а церковью не соблюдались они и никто за это церковь не почитал еретической. 14) 69 пр. Св. Апостол требует строгого исполнения поста: «аще кто епископу, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Св. четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя; да будет извержен. Аще же мирянин да будет отлучен». 19 прав. Гангрского собора предает проклятию того, кто разрешает посты, предписанные церковью: «кто разрешает посты..., да будет под клятвою». – В Номоканоне же, печатанном в старых потребниках, полагается, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посты ест мясо, или сыр (потребник.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Не тяготит нас пища, священнейший папа, хотя и ели пленники предложенное им от обладающих ими, особенно, когда все согласно сказуют, яко варвары, нашедшие на страны наши, не приносили жертв идолам. Апостол же глаголет: пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор.6:13 ). И Спаситель, всякое брашно очищающий, рек: не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что исходит из уст. ( Мф.15:11 ). Григ. Неокес. пр. 1 65 ). О снедях говорит тебе Господь: добро земли ешьте ( Исх.1:19 ), всякое мясо ешьте, как зелень травную, а кровь выливай на землю как воду ( Быт.9:3 ; Втор.15:23 ); ибо не входящее в уста оскверняет человека, но исходящее из уст, разумею – хулы, оговоры и все прочее таковое. А тук земли ешь ты в правде ( Быт.45:18 ), потому что о, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей и вино – у отроковиц! ( Зах.9:17 ). Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него (Εκкл.2:25). Апост. Пост. кн. VII, гл. 20. Мы говорим также, что всякое творение хорошо и ничем не должно гнушаться; что все, чем мы правильно пользуемся для поддержания себя, прекрасно; ибо, по писанию, и се добра зело ( Быт.1:31 ). Апостольск. Постанов. кн. VI, ил. 11. Ничтожно и то возражение, будто бы невозможно предписать Церкви воздержание от яств без принуждения и насилия. Ибо Церковь весьма хорошо поступила, установив со всяким тщанием для умерщвления плоти и страстей молитву и пост, коих блюстителями и образцами явили себя все святые и посредством коих супостат наш диавол, при помощи высшей благодати, низлагается со всеми своими воинствами и силами, и предлежащий благочестивым путь удобно совершается. Таким образом Вселенская Церковь , вникая во все сие, не принуждает, не делает насилия, но призывает, увещевает, научает тому, что есть в Писании и убеждает силою Духа. Послание, отв. на вопр. 3. Если кто из подвижников станет превозноситься и без. телесной необходимости, полагаясь лишь на свой совершенный разум, станет разрешать посты, преданные в общее соблюдение и хранимые церковью, да будет анафема. Ганр. соб. пр. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

96 Мы не должны были бы приходить в сокрушения и в том случае, если бы нашли, что в наше время, по сравнению с апостольским, появилось много пороков, много недостатков. Ибо, по суждению нашего знаменитого историка А.В. Горского, этого именно и должно ожидать. Он возвещает: „напрасно хотят подчинить возрастание церкви общему ходу человечества: оно (человечество) спеет к своему видимому совершенству, а сия умаляется и сокращается, так что в конце времени лжеименный разум, обогащающийся непрестанно новыми успехами и открытиями в мнимой области истины, сядет в храме Божием как Бог ( 2Сол.2:4 ), любы же за умножение беззакония совсем иссякнет“ (Истор. церкви апостольск., стр. 404). К счастью, мы можем сказать, что хотя лжеименный разум и делает значительные успехи в наши дни, но за то „любы“ едва ли ослабевает: ещё много людей помнит заповедь о любви к ближнему. 97 Говоря это, мы не забываем происходивших в разное время перемен в составе членов св. Синода, в объёме обер-прокурорской власти и т. п. 98 Н. Заозерский, О священной и правительственной власти и о формах устройства прав. ц. 1891 г., стр. 260. 99 Напр., в своём 47 правиле св. Василий Великий , изложив своё мнение о способах принятия в Церковь енкратитов и проч., высказал следующее: „итак, аще угодно будет, то должно собраться множайшим епископом и тако положити правило“. Св. Григорий Нисский в 6 прав., признавая любостяжание видом идолослужения, не решился однако же назначить за ней какой-либо епитимии, потому что её не назначили отцы, и ограничивает врачевание этого греха лишь всенародным словом обличения: „поскольку отцы наши не упомянули о сём, то полагаем достаточным врачевать сие всенародным словом учения и недуги любостяжания врачевать рассуждением“. Св. Григорий Неокесарийский в 8 прав. также не решается сказать решительного суждения и советует ожидать, „доколе чего-либо изволят, купно сошедшись, св. отцы и прежде их Дух Святый“. Шестой вселенский собор во 2 прав. повелевает быть твёрдыми и ненарушимыми правилам св. отец, изложенным или принятым, или утверждённым на соборах их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

соб. прав. 7; сравн. св. Василия Великого прав. 81). 5) Принесение жертвы дважды и трижды (Анкир. соб. прав. 8). 6) Отступление от веры и принуждение к отступлению своих собратий (Анкир. соб. прав. 9). 7) Отступление от веры ради выгод по воинской службе (1 Вселенск. соб. прав. 12). 8) Отречение от Христа произвольное, не вынужденное гонением (Св. Васил. Велик, пр. 73, Григор. Нисск. 2, 1 Всел. соб. пр. 11). b. По отношению к клирикам – произвольное отречение от веры, например, принесение жертвы идолам, раз допущенное, служит неустранимым препятствием к прохождению священной должности. Это ясно из 3-го правила Анкирского собора, допускающего в клир только тех из мирян, принесших жертву идолам, которые производили это не произвольно, но насильственным образом. Наоборот, как скоро принесение жертвы вменяется в преступление, оно влечет за собой извержение из сана. «Аще которые из падших произведены в клир, таковые, по дознании, извергаются от священного чина» (1 Всел. соб прав. 10). В частности правила указывают: 1) Принесение жертвы идолам пресвитером (Анкир. соб. пр. 1). 2) Принесение жертвы идолам дьяконом (Анкир. соб. пр. 2). 3) Вообще отступление от веры низших клириков (Св. Вас. Велик. пр. 51). В. Ереси и расколы. Ко второй группе преступлений против веры относятся ереси и расколы: 1) Ересь как преступление рассматривается на церковном суде с следующих сторон: а) Ересь как самовольное отделение некоторых членов церкви от общего её тела с целью составления отдельного общества, явно стремящегося к разрушению церкви. С этой точки зрения с ересью имеют сходство раскол и самочинное сборище (св. Васил. Велик. прав. 1). Когда в этом смысле понимается ересь, то равно подлежат осуждению все, каким бы ни было образом вступающие в общение с членами еретического общества (III Всел. соб. пр. 2). В частности различаются: 1) Молитва с еретиками на еретических кладбищах или так называемых у них мученических местах (Лаодик. соб. пр. 9, 34; сн. Апостольск. пр. 45, 46, 65). 2) Общение с еретиками в их праздниках (Лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Патриарх продолжает: «всем этим они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого все распоряжения имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в наше отсутствие, недействительны и ничтожны! А все действия и таинства, совершённые отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвовавшие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждениям за участие в их грехе» 564 . Это новое послание Святейшего Патриарха ещё раз показало происхождение раскола обновленцев и их власти в Церкви. Оно установило факт прямого похищения власти. В связи с этим обновленцы повинны в нарушении следующих канонических правил: Св. Апостол. 31-го и 39-го; IV Вселенск. Собора 8-го и 18-го; VI Вселенского Собора 34-го и многих других. В августе целый ряд православных Преосвященных епископов 565 , составивших собор епископов, выпустили воззвание к Русской Православной Церкви, в котором выяснили незаконность суда обновленцев над Святейшим Патриархом и каноническую природу обновленческой иерархии, ее действий и посвящений. «Это посвящение, – пишут православные епископы в своем послании в августе 1923 года, – не нарушило Апостольского преемства, но оно исключало каноническое преемство власти (согласно 4-му прав. II Вселенск. Собора и 1-му прав. св. Василия Великого ), потому что было совершено без благословения Патриарха и согласия православных епископов. Из таких противных правилам церковным посвящений возникла иерархия, незаконная и безблагодатная, не состоящая в общении с иерархией законной». В решении православных епископов говорится: «Епископы Антонин и Леонид, последовавшие за клириками “похитителями” власти церковной, осуждаются Апостольск. пр. 34-е, III Вселенск. Собора 8-е, Антиохийского Собора 9-е и 19-е. Все таинства, со вершенные ими, являются незаконными и безблагодатными по правилам: I Вселенск. Собора 6-го и 15-го, II Вселенск.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

9) Разобрать главы, места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросах о почитании св. мощей: а) Мф. 23:29 ; Деян. 13:36–37 ; Иуд. 1:9 : Быт. 49:29; 50:26 ; Числ. 9:6; 19:11 ; Сир. 17:25 ; Иерем. 8:1–2; б) о нетлении св. мощей: Иоан. 11:11, 39 ; Деян. 8:2 ; Быт. 3:19 ; Втор. 34:6 ; в) о чудотворениях чрез св. мощи: Пс. 113:25–26 . Краткое объяснение этих мест Писания дано в книге «Меч духовный». Заключ. Многовековое сохранение нетленных св. мощей и вновь появление их в православной церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических и сектантских общинах нет св. мощей, а стало быть, нет благодати, нет и истины в их вероучении. XIII. О молитве и милостыне за умерших «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). 1) Эти Апостольск. слова Церковь Православная твердо соблюдает, вознося ежедневно и повсеместно в храмах Божиих свои молитвы как за живых так и за умерших. Любовь Церкви к своим чадам никогда не перестает, будь они живы, или отошли в вечность. 2) Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о благостоян. св. Божиих Церквей и соединении всех, но только один раз в году, в недел. Правосл., молится о вразумлении тех, которые сами себя отторгнули от Церкви, надругались над ее учением (в том числе и над самой молитвой об умерших). Не потому Церковь не молится постоянно (а только после возглашения «анафемы» – отлучения) за таких людей, чтоб у нее любви к ним недоставало, а потому, что она молится так же, как молился Сам Господь в Своей первосвященнической молитве: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их». Иоан. 17:9–11,20 . 3) И Церковь молится о всех православных христианах, которые к ней принадлежать и которые в вере и надежде жизни вечной скончались; также она учит и нас молиться как за живых, так и за умерших близких нам людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Эти искажения служебника касались, главным образом, самых важных моментов литургии – времени освящения и пресуществления честных Даров, а, кроме того, – и чина причащения. В догматическом отношении учение римско-католиков о литургии во всём почти согласно с учением Православной церкви кроме мнения о времени освящения и пресуществления честных Даров. Западная церковь полагает, что Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христову при произнесении слов Господних: «сие есть Тело Мое»; «сия есть Кровь Моя»; поэтому в римских служебниках перед этими словами стоит замечание, что ими освящаются Дары. [Ив. Боровницкий. О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии её от православной. Киев. 1873 г., стр. 84–85, сравн. 47–50]. По учению же Православной церкви святые Дары прелагаются во время пения «Тебе поем»… когда священнодействующий, благословляя Дары, говорит: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, и еже в чаши сей – чествую кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». (Православн. Исповедан. Кафолическ. и Апостольск. Церкви Восточн. Москва 1831 г., стр. 87). В качестве примера служебников, вышедших из типографий южной и юго-западной Руси, о которых святитель Иоасаф говорит, как об «искаженных» римлянами, можно указать на служебник, изданный в Чернигове в 1697 г. Здесь в литургии Златоуста и Василия Великого слова евхаристического канона «приимите идите»… и «пийте от нея вси»… предваряются таким замечанием для священнодействующего, очевидно навеянным католической тенденцией: «иерей помышляя еже претворитися святому хлебу в тело (святому вину в кровь) Христа Бога вашего, прилагая к сему и своё произволение» говорит… л. 57 об., л. 92 и об. В служебнике, изданном в Москве в 1699 г., следовательно почти в одном году с помянутым Черниговским, приведенных слов нет, л. 90, 136 и об. Несомненное отражение римско-католической литургийной практики видно и в требовании последнего служебника, чтобы приступающие ко святому причащению при троекратном повторении слов молитвы «помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си» ударяли себя каждый раз правою рукою «в перси», л. 68 и об. Сравн. Ив. Боровницкий, цитир. соч., стр. 54–56. Подобного предписания в служебнике 1699 г. изданном в Москве, не находится, л. 104 об. – 105. – Святитель Иоасаф, требуя, чтобы священники его епархии совершали литургию по новоисправленным служебникам Московской или Киевской печати, продолжал в этом отношении борьбу с искажением православных богослужебных книг чрез отражение в них римско-католического учения и римско-католической богослужебной практики, которую особенно сильно повел патриарх Иоаким и не менее энергично с 20-х годов XVIII в. Святейший Синод по отношению к богослужебным книгам, издаваемым Киево-Печерской Лаврской типографией. Смирнов, Патриарх Иоаким. Чт. Общ. Люб. Дух. Просвещ. 1881 г., стр. 509–529. Пр. Ф. И. Титов. К истории Киевской духовной академии в XVII–XVIII вв. Труд. Киевск. Дух. Акад. 1911 г. Февраль, стр. 200 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глаголя велегласно аксиос. Многие сказания древних писателей уверяют, что клир и весь народ, произнося сие слово: аксиос, то есть достоин, при посвящении епископов, пресвитеров, а иногда и диаконов, выражали этим свое свидетельство о непорочной их жизни и добрых нравах. В начале Климент от имени Апостолов (Постанов, апостольск. кн. 8, гл. IV) установил закон требовать таковое свидетельство особенно при посвящении епископов. Вот слова его: «первенствующий епископ должен вопросить священников и народ: он ли есть тот, которого желают они иметь своим начальником? – И когда они укажут именно на него, тогда он опять должен спросить их: все ли могут засвидетельствовать, что он достоин сего великого и знаменитого начальства? Исполнил ли он прямые обязанности благочестия в отношении к Богу? Сохранил ли обязанности свои в отношении к людям? Хорошо ли управлял своим домом и делами, касающимися благоустройства семейного? Честно ли он препровождал жизнь свою? – Когда все объявят одобрение не по пристрастию, а по истине, как пред лицем присутствующего здесь небесного судии – Бога, Христа, Духа Святого, служебных духов и всех святых: тогда должно вопросить всех в третий раз: достоин ли он по истине сего служения, да во устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Когда и в третий раз все признают его достойным, он должен потребовать изустное их на то согласие и благосклонно выслушать их объявления. Потом должно водвориться молчание, и первенствующий епископ вместе с двумя другими, став пред престолом, должен читать молитву к Богу, прочие епископы и пресвитеры в это время молятся в тайне, а диаконы держат раскрытое Евангелие на главе хиротонисуемого». – Так пред избранием св. Евтихия во епископа цареградского весь народ единодушно взывал: достоин, достоин. Равным образом, когда св. Даниил Столпник был посвящаем во пресвитера: тогда все множество народа также восклицало: аксиос (смотри об этом в житиях их). Отсюда некоторые вывели заключение, что таковое же всенародное свидетельство требовалось и при посвящении диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

по авторам посланий и по Евангелистам. Известным периодам церковного года присвоены определенные книги. Этот принцип нарушается только в том случае, когда на данный период выпадает день какого-либо праздника или святого с определенным ему евангельским и апостольским чтением. B противоположность этому принципу непрерывного чтения (lectio continua), усвоенному нами и наиболее полно выдержанному еще у армяно-грегориан, западная половина христианского мира придерживается системы чтения прерывного, уступая принципу чтений непрерывных, соответственно памятям года церковного (lectio congrua, sive propria [соответственное или подходящее чтение]). Согласно нашему принципу, новозаветные чтения распределяются таким образом для дней недельных (воскресных):   Период Пятидесятницы Деян. Апостольск. Евангелие от Иоанна   С 1 Нед. по Пятидесятнице и до Недели Ваий к Римлянам 1 к Коринфянам 2 к Коринфянам к Галатам к Ефесянам к Колоссянам к Тимофею к Евреям Евангелие от Матфея Евангелие от Луки Евангелие от Марка   Повторяем, что принцип не проведен нами до конца совершенно, как это имеет место в армянском богослужении. Так в период Пятидесятницы в Неделю жен мироносиц входит соответствующее чтение (Мк. 15:4-16:8); затем и в Неделю Ваий взято соответствующее Евангелие от Иоанна. Также и касательно апостольских чтений: в первую Неделю по Пятидесятнице читается Апостол к Евреям (11:33-12:2); в Неделю о блудном сыне и мясопустную взяты чтения из 1 посл. к Коринфянам, в сыропустную — к Римлянам, a в Неделю Ваий — к Филиппийцам. Но в общем литургическая практика стремилась сохранить последовательность и непрерывность в этих чтениях. Сказанное относится только к воскресным чтениям; впрочем, и чтение в будние дни преследует ту же цель. Примечательно, что Апокалипсис никогда не читается у нас, тогда как на Западе чтение его было даже санкционировано соборным определением. Толедский Собор 633 года требует чтения Откровения в период Пятидесятницы.   История установления новозаветных чтений на Литургии такова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010