гарнизона. С 1860 г. для защиты Папской области привлекались волонтеры из разных стран (т. н. папские зуавы), использовавшиеся франц. гарнизоном в качестве вспомогательных войск. Под давлением франц. имп. Наполеона III в сент. 1864 г. итал. правительство подписало конвенцию, в которой брало обязательство не нападать на Папскую область. Отказ от притязаний на Рим был также выражен в переносе столицы Итальянского королевства из Турина во Флоренцию. Из-за осложнений в отношениях с Папским престолом были изданы новые антиклерикальные законы. В 1865 г. в принятом итал. гражданском кодексе помимо церковного признавался брак, зарегистрированный светской властью.Закон от 7 июля 1866 г. предусматривал реквизицию имущества монашеских орденов, кафедральных капитулов, церковных объединений и почти всего имущества диоцезов, за исключением нек-рых бенефициев, доходы которых облагались налогом. Доходы от продажи изъятого церковного имущества передавались в ведение гос. органов, где главным был т. н. Фонд культа (Fondo per il Culto), созданный в 1866 г. Закон от 15 авг. 1867 г. устанавливал изъятие государством имущества любых церковных учреждений в случае их ликвидации. В 1868 г. в ответ на запрос епископов Пьемонта Апостольская пенитенциария по распоряжению папы Пия IX издала декрет, согласно к-рому католикам предписывалось воздерживаться (лат. non expedit - не подобает) от участия в парламентских выборах в Итальянском королевстве («не избирать и не избираться») ввиду антиклерикальной политики гос-ва. Также Папский престол заявил об отлучении от Церкви всех, кто приобрели церковное имущество. В 1866 г. Итальянское королевство заключило союз с Пруссией и приняло участие в австро-прусской войне 1866 г. (т. н. 3-я война за независимость). По Венскому договору между И. и Австрией Венето с Венецией перешли итал. гос-ву, Триест, Трентино и Венеция-Джулия остались в рамках Австрийской (с 1867 Австро-Венгерской) империи. Они получили название «неискупленных земель» (итал. terre irredente), а вопрос об их присоединении к И.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

гвардия. В 1970 г. папа Римский Павел VI реформировал вооруженные силы В., ликвидировав 3 первые вида войск и оставив для охраны гос-ва швейцар. гвардию, к-рая в наст. время состоит из 110 чел. Папская швейцар. гвардия (итал. Corpo della Guardia svizzera pontificia; лат. Cohors Helvetica) была основана в 1506 г. Она формируется из солдат, швейцарцев по происхождению, отвечающих следующим требованиям: католич. исповедание, возраст от 19 до 30 лет, рост не ниже 174 см. Подчиняется непосредственно Папскому престолу. В обязанности гвардии входит обеспечение безопасности папы Римского, охрана Апостольского дворца и входов на территорию В. Гвардейцы проживают в В., офиц. язык - нем., носят традиц. 3-цветную форму Медичи (синего, желтого и красного цвета). Срок службы - 2 года, по желанию он может быть продлен. Гвардия состоит из 4 офицеров, 1 капеллана, 23 младших офицеров, 70 алебардистов и 2 барабанщиков. Ежегодно 6 мая во дворике Сан-Дамазо Апостольского дворца новобранцы приносят торжественную клятву верности папе Римскому и католич. Церкви. Римская курия Управление делами Церкви осуществляется через систему конгрегаций, к-рые представляют собой различные ведомства Римской курии во главе с кардиналами-префектами. В наст. время существует 9 конгрегаций: вероучения, по делам Вост. Церквей, богослужения и таинств, канонизации святых, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, по делам посвященной жизни и об-в апостольской жизни, католич. образования. Кардиналы, работающие в курии, могут занимать должности до достижения ими 80 лет. Помимо конгрегаций органами управления являются трибуналы Римско-католической Церкви , секретариаты, комиссии, советы и т. д. В число трибуналов входят Апостольский церковный суд ( Апостольская пенитенциария ), Верховный суд апостольской сигнатуры (высшая судебная инстанция католич. Церкви) и Rota romana (высшая апелляционная инстанция). Судебные органы размещаются на территории Рима. В Римской курии 12 папских советов: по проблемам мирян, по содействию единства христиан, по проблемам семьи, по проблемам справедливости и мира, по проблемам милосердия («Cor unum»), по духовному окормлению мигрантов и находящихся в пути, по духовному окормлению работников здравоохранения, по интерпретации законодательных текстов, по межрелиг.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Действие канонической санкции может прекратиться в связи со смертью преступника или просто по истечении срока, на который она была наложена. Но чаще всего оно прекращается вследствие снятия санкции внешним судом. Оно осуществляется компетентной церковной властью либо посредством диспенсации, когда речь идет о санкциях дисциплинарного характера (кан. 1335), либо посредством отпущения, когда имеются в виду целительные санкции. Применительно к последним отпущение часто дается внутренним судом. В этом случае оно представляет собой не акт благодати, а юридическое действие, которое в соответствии с законом совершается в отношении преступника, переставшего упорствовать в грехе и воистину раскаявшегося (кан. 1358 § 1). канон 1354 провозглашает три основных принципа снятия канонических санкций: 1) все лица, полномочные давать диспенсацию от закона или предписания, правомочны также снять каноничес кую санкцию; 2) закон или предписание, составляющие каноничес кую санкцию, могут предоставлять другим лицам право снятия данной санкции; 3) если Апостольский Престол сохраняет за собой или другими лицами право снятия канонической санкции, такая оговорка должна толковаться в узком смысле 463 . На основании этих принципов Кодекс канонического права не только предоставляет широкие полномочия по снятию канонической санкции в области внешней подсудности, в том числе лицам, которые не являются авторами закона или предписания 464 , но и распространяет такое право на лиц, которые, не будучи наделены особыми полномочиями, тем не менее при определенных условиях имеют возможность снять каноническую санкцию внутренним судом. Действительно, нередки случаи, когда каноническая санкция, и прежде всего отлучение или интердикт, снимается в области внутренней подсудности по пастырским мотивам. Они могут быть суммированы следующим образом: 1) каноническая санкция latae sententiae, не объявленная и не зарезервированная за Святым Престолом, может быть снята любым епископом или каноником-пенитенциарием в акте сакраментальной исповеди (каноны 1355 и 508);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Конституция «Indulgentiarum doctrina» установила 20 практических норм, к-рыми упразднялось исчисление частичной И. в днях и годах, сокращалось количество полных И. и отменялись И., связанные с к.-л. святыней или местом (т. н. реальные и локальные), поскольку И. «приобретаются делами верующих, а не благодаря объекту или месту, которые лишь дают возможность получить индульгенцию» (ID. 12). На основе этих норм 29 июня 1968 г. Апостольская пенитенциария выпустила «Enchiridion Indulgentiarum» (Руководство по индульгенциям), где содержатся условия получения И., действующие в наст. время. В новом Кодексе канонического права 1983 г. связанные с И. вопросы рассматриваются в канонах 992-997. В отличие от Кодекса 1917 г. в них не дается подробная регламентация предоставления И., ссылаясь на «предписания, содержащиеся в особых законах Церкви» (CIC. 997), т. е. в постановлениях Папского престола, нормах «Enchiridion Indulgentiarum» и декретах Апостольской пенитенциарии. Каноническое определение И. как «отпущения перед лицом Бога временного наказания за грехи, уже прощенные в том, что касается вины» в целом совпадает с определением Кодекса 1917 г., но дополняется текстом 1-й нормы конституции «Indulgentiarum doctrina» о личном участии «верного Христу, расположенного должным образом» в ее получении на «строго установленных условиях». И. предоставляется посредством действия Церкви, служительницы искупления, из сокровищницы заслуг Христа и святых (CIC. 992). Кодекс 1983 г. определяет деление И. на частичную и полную «в зависимости от того, как она освобождает от временного наказания, полагающегося за грехи: частично или полностью» (CIC. 993). В Кодексе 1983 г. подтверждается возможность каждого католика получать частичные или полные И. как для себя, так и применять их к умершим «посредством заступничества», т. е. заупокойных молитв (CIC. 994); условия предоставления И. схожи с требованиями Кодекса 1917 г. (CIC (1917). 925; CIC. 996). В отличие от Кодекса 1917 г. власть выдавать И. в новом Кодексе четко не ограничивается рамками юрисдикции: помимо Папского престола выдавать И. «могут лишь те, за кем эта власть признается правом», или те, кому она предоставлена Римским епископом (CIC. 995 § 1).

http://pravenc.ru/text/389591.html

Папе в управлении Церковью постоянно помогает Римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, который, в свою очередь, включает в себя два отдела: по общим вопросам и по сношениям с государствами, а также из конгрегаций, судов и других учреждений (советов, комиссий, комитетов, папских академий и т. п.). Во главе обоих отделов государственного секретариата стоит статс-секретарь из числа кардиналов. Отдел по общим вопросам выполняет функции папской канцелярии, отдел сношений с государствами поддерживает дипломатические отношения Ватикана с другими государствами. В настоящее время в Римской курии состоит девять конгрегаций: вероучения, по делам Восточных Церквей, богослужения и Таинств; канонизации святых, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, по делам институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни; католического образования (семинарий и учебных заведений). В каждую из конгрегаций входят кардиналы, один из которых является её префектом, и другие епископы. Судебные функции в курии исполняют Апостольская пенитенциария, Верховный суд апостольской сигнатуры и суд «Рота Романа». В состав курии входят также папские советы по делам мирян, по содействию христианскому единству, по вопросам культуры, по средствам массовой информации, комиссия по религиозным отношениям с иудаизмом и ряд других советов, комиссий, комитетов и служб. 37.6. Легаты Римский Первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и регионов мира, а также аккредитовывает их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквях и правительствах. Апостолический Престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надёжную связь между Апостолическим Престолом и Поместными Церквями. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает её епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической Церковью и другими Церквями и церковным общинами, а также с нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического Престола перед главами государств и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического Престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Судебные полномочия Папского престола реализовывались через суд Апостольской пенитенциарии (в его юрисдикцию входили дела по богословским спорам), суд Апостольской сигнатуры, разделенный на суд справедливости и суд благодати (высшая апелляционная инстанция по делам духовенства), и суд Римской Роты (1-я апелляционная инстанция для дел смешанного характера) (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Папской корреспонденцией занималась канцелярия (под рук. кардинала), датария ведала назначениями на бенефиции (приходы), брачными диспенсациями и продажей куриальных должностей. Апостольская палата (Camera Apostolica) управляла финансами папской курии и католической Церкви в целом. Гос. секретариат в XVI в. фактически отошел на 2-й план, его функции выполнял кардинал-непот. В XVII в. значение гос. секретариата вновь возросло, а после 1676 г. он стал главным органом, определявшим политику Папского престола. Управлением Рима занимались губернатор и префект города, провинциями Папского государства (Болонья, Анконская марка, Романья, Умбрия, Патримоний и Кампанья) - папские легаты с функциями губернаторов. На протяжении XVI в. развивалась система постоянных дипломатических представительств (нунциатур). С 1500 г. Папский престол содержал нунция в Венеции, с 1519 г. нунциатура действовала в Испании. С 1530 г. папский нунций находился при имп. дворе (со 2-й пол. XVI в. в Вене), в 1-й трети XVI в. появилась нунциатура во Франции, а после Тридентского Собора - в Турине, Милане, Тоскане и Неаполе, чуть позднее - в Португалии и Речи Посполитой. В 70-80-х гг. XVI в. были учреждены нунциатуры в австр. владениях Габсбургов, однако в XVII в. папские нунции оттуда были отозваны; в 80-х гг. XVI в. была создана нунциатура для католич. кантонов Швейцарии, а Сев. Германия подчинялась нунциатуре в Кёльне. Для Испан. Нидерландов и Английской миссии в 1596 г. была учреждена Фландрская нунциатура. С небольшими изменениями эта система дипломатических представительств просуществовала до XIX в. Модернизация Папского гос-ва и активная церковная политика папства финансировалась за счет налогов и доходов от продажи должностей. Хотя по сравнению с расходами светских европейских государств расходы Папского престола на армию были незначительными, защита и распространение католич. веры в Европе и за ее пределами требовали больших средств. Понтифики вкладывали значительные финансовые средства в борьбу с турками в Средиземноморье и Центр. Европе: так, в морском сражении при Лепанто (1571) победу над турками одержал флот, шедший под папскими знаменами и оплаченный из папской казны; папы Римские участвовали в финансировании имп. армий, сражавшихся с турками в Венгрии. Щедрую финансовую поддержку папы оказывали католическим правителям и представителям знати, боровшимся с протестантами (испан. кор. Филиппу II, Католической лиге во Франции), а также мн. католикам, к-рые вынуждены были бежать из протестант. стран.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Судебные функции в курии исполняют Апостольская пенитенциария, Верховный суд апостольской сигнатуры и суд «Рота Романа». В состав курии входят также папские советы по делам мирян, по содействию христианскому единству, по вопросам семьи, по духовному попечению о переселенцах и путешествующих, по толкованию законодательных текстов, по вопросам культуры, по средствам массовой информации, комиссия по религиозным отношениям с иудаизмом и ряд других советов, комиссий, комитетов и служб. 2.6.Легаты Римский первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и регионов мира, а также аккредитует их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквах и правительствах. Апостолический престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надежную связь между Апостолическим престолом и Поместными Церквами. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает ее епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической церковью и другими Церквами и церковными общинами, а также нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического престола перед главами государств; и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического престола. Папский легат, аккредитованный при правительстве той или иной страны, способствует поддержанию взаимоотношений между Апостолическим престолом и государственными властями, решает вопросы, связанные с отношениями между Церковью и государством, особенно в разработке и соблюдении конкордатов и подобных им соглашений. Кафедра легата изъята из подчинения местной церковной власти (кроме дел, связанных с заключением браков). Легат может совершать богослужения во всех храмах той Церкви, в которую он был направлен, известив об этом местную церковную власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– чтобы диоцезальный администратор имел также право: – сместить секретаря или нотариусов курии (кан. 485); – дать отпускную грамоту (litterae dimissoriae) , т.е. письменное разрешение на принятие рукоположения от другого Епископа кандидатам в священники (кан. 1018, §§ 1–2). Конференция Епископов может постановить о том, чтобы задачи коллегии консультантов были доверены кафедральному капитулу – в тех диоцезах, где он традиционно сохраняет свой престиж (кан. 502, § 3). 4. Капитул каноников (Capitulum canonicorum) В прошлом капитул каноников был авторитетным органом, игравшим важную роль в управлении диоцезом. Однако с выходом в свет нового Кодекса он потерял значительную часть своего веса, сохранив прежде всего литургическую функцию. Определение ему даётся в кан. 503: 503 Капитул каноников – как кафедральный, так и коллегиальный – есть коллегия священников, в обязанности которой входит совершение наиболее торжественных богослужебных обрядов в кафедральном соборе или в коллегиальной церкви; кроме того, кафедральному капитулу надлежит исполнять обязанности, возложенные на него правом или диоцезальным Епископом. В каждом капитуле согласно положениям его устава (необходимого, по кан. 505), должен быть председатель и прочие должностные лица (назначение каноников является прерогативой Епископа). Во всех капитулах должен быть также каноник-пенитенциарий (paenitentiarius canonicus), обладающий ординарными полномочиями, не подлежащими делегированию, на то, чтобы в области таинств освобождать от цензур (т. е. церковных наказаний), освобождение от которых не сохраняется за Апостольским Престолом (кан. 508). 5. Диоцезальный пастырский совет (Consilium pastorale diocesanum) – Сущность, цели и обязанности Пастырский совет является соборным нововведением: Декрет Christus Dominus, 27е [«Христос Господь»] выразил настоятельное пожелание того, чтобы он был учреждён в каждом диоцезе, однако не обязал к этому юридически. Такой же была позиция Motu proprio Ecclesiae Sanctae [«Святой Церкви») от 6 авг. 1966 г., 1,16; ср.: AAS 58 1966 766–767). Синод Епископов 1971 г. подтвердил факультативность этого учреждения (ср. док. Ultimis temporibus [«В последние времена»] 30 ноября 1971 г., II, 3, в AAS 63 1971 920–921), а окружное послание Конгрегации по делам духовенства Omnes chistifideles, [«Все верующие»] от 15 марта 1972 г., § 6, подчеркнуло важность и необходимость этого органа и обязало каждого Епископа учредить пастырский совет в своём диоцезе, предварительно обсудив этот вопрос на конференции Епископов и тщательно рассмотрев его на совете священников. Директива о пастырском служении священников Ecclesia imago [«Образ Церкви»] от 22 февраля 1973 г. (§ 204) настоятельно рекомендовала учреждение этого органа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В Катехизисе Католической Церкви (1992), где учение об И. дается в ст. «Таинство Покаяния и Примирения», в сжатом виде представлено изложение конституции «Indulgentiarum doctrina» с добавлением определения И., данного в Кодексе канонического права (ККЦ. 1471-1479). Отличительной особенностью изложения Катехизиса является разъяснение понятия кары за грех. Вечная кара означает лишение «общения с Богом» и доступа к вечной жизни, что является следствием тяжкого греха (ККЦ. 1472). На этом основывается требование «нахождения в состоянии благодати» для получения И., т. е. отсутствия у получающего нераскаянных тяжких (смертных) грехов. Временная кара соотносится в Катехизисе с «неупорядоченной привязанностью к творениям», возникающей вслед. всякого греха; от этой привязанности «необходимо очиститься» либо на земле (в т. ч. посредством И.), либо после смерти в чистилище (ККЦ. 1472). Провозглашая «Великий юбилей 2000 г.» буллой «Incarnationis mysterium» от 29 нояб. 1998 г., папа Римский Иоанн Павел II объявил о предоставлении И. всем «должным образом подготовленным» верующим во время празднования юбилея. Исходя из представленного в конституции «Indulgentiarum doctrina» учения, папа сделал акцент на понимании И. как «дара милосердия Божия», необходимого для постепенного устранения зла, коренящегося внутри человека даже после раскаяния в таинстве Покаяния. В приложении к булле давался декрет Апостольской пенитенциарии, устанавливавший правила получения И. в юбилейный год. Современная практика предоставления И. Основные нормы и правила получения И. содержатся в «Enchiridion Indulgentiarum» (далее: EInd). Полную И. может получить только верующий, находящийся «в состоянии освящающей благодати», свободный от всякой привязанности к грехам. В «Enchiridion Indulgentiarum» придается большая значимость факту совершения благочестивых дел (opus operantis) с намерением получить И., нежели самим этим делам (opus operatum). Объявление об индульгенции на фасаде базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме

http://pravenc.ru/text/389591.html

522–523). Перехожу к дальнейшим доводам, кои вы привели. – Вы сослались на книгу профессора Керенского, который пишет, что „книга апостольских постановлений допускает возможность единоличной хиротонии“ и указывает на Сидерия, епископа Палебиского, который рукоположен-де единолично... Вам, конечно, как старообрядцу, стыдно ссылаться на апостольск. постановления, ибо об них в толковании на 85 пр. св. апостол сказано, „что не должно их читать, необходимо их отвергнуть, потому что еретики примешали к ним нечто подложное и чуждое благочестью ко вреду Церкви“ (Полн. Кормч. 160 стр. толковая. Зонары, то же смотри и во 2-м прав. VI вселен. собора). – Учёному же профессору Керенскому, да и вам скажем, что и апостольские постановления требуют не менее трёх епископов для хиротонии во епископа (см. апостольск. постановлен. изд. 1864 г., Казань, стр. 254–255). И нигде в апостольских постановлениях не сказано, что может один епископ рукоположить епископа. – Значит, ссылка ложная и на ложной ссылке вы хотите обосновать законность своего священства. Вот то-то и беда, что вы полагаетесь на разные истории, а правила св. апостол и вселенских соборов забросили совсем. – Сидерий, епископ Палебиский, единолично рукоположен. Но г. Керенский и вы вслед за ним не обратили внимания на то, что Сидерий епископ Птолемаидский (370–415 г.), называет Сидерия епископом незаконным (письмо 67-е), потому что рукоположение его было совершено одним епископом... И только когда св. Афанасий Великий подтвердил, навершил – его рукоположение и возвёл в митрополиты, – стали считать его законным. Но кто навершил, кто признал хиротонию вашего Киприана Тимофеева, совершённую единолично Амвросием? Какие епископы утвердили вашего Кирилла в звании митрополита? Вот вопросы, на которые вы никогда ответить не можете. – Замечу вам, что в книге того же профессора Керенского говорится, что в латинской еретической Церкви признавалась действительной хиротония, совершённая единолично... Но то еретическая Церковь ..., а „восточная Церковь в противоположность Церкви Римской, видела в правилах (чтобы не менее трёх епископов рукополагали епископа) требование не простого только изменяемого обычая, а требование неизменного канона и поэтому наказывала нарушителей указанного правила весьма строго – извержением из сана, как это случилось, наприм., в 439 году с епископом Арментарием и в 1170 г. с епископами Климентом и Леонтием и проч.“ („Старокатолический вопрос в новейшее время,“ Вл. Керенского. Казань, 1897 г. 61–62 стр.). – Седьмой вселенский собор, бывший спустя 400 лет после указанных вами в примерах лиц, конечно, знал их, имел в виду нужные времена гонений на Церковь , но не сделал (а св. отцы седьмого вселенского собора, коих было 367, куда лучше Ветринского и Керенского, этих учёных профессоров) никакого исключения относительно хиротонии епископов и подтвердил 3-м своим правилом без исключения первое правило св. апостол и четвёртое первого вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010