332 § 1. Полную и верховную власть в Церкви Римский Первосвященник обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Первосвященника, уже находящееся в сане Епископа, обретает эту власть с момента принятия [им своего избрания]. Если у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно посвящён в Епископы. В то время, когда Апостольский Престол вакантен, Коллегия Кардиналов не располагает никакой властью юрисдикции, и Кардиналы, возглавляющие ведомства и службы Римской курии, отстраняются от своей должности. Однако остаётся в силе власть Кардинала-Камерленга, Кардинала-Викария города Рима и старшего Кардинала-Пенитенциария. – Власть и прерогативы Верховного Первосвященника Являясь главой католической Церкви, Папа в то же время возглавляет Государство Ватикан. По Латеранским соглашениям, заключённым в 1929 г., Святому Престолу принадлежит небольшой участок территории, который призван обеспечить независимость Верховного Пастыря Вселенской Церкви от какого бы то ни было влияния любой гражданской власти. В то время как внутренняя церковная организация подчиняется нормам канонического права, правление Государством Ватикан подлежит прежде всего особым законам Града Ватикан, а также нормам международного права. «Папский Ежегодник» (Annuario Pontificio) перечисляет следующие титулы Папы Римского: – Епископ Римский; – Наместник Иисуса Христа; – преемник главы Апостолов; – Верховный Первосвященник Вселенской Церкви; – Патриарх Запада; – Примас Италии; – Архиепископ и Митрополит Римской провинции; – Глава Государства Града Ватикан; – Раб Рабов Божиих. Он обладает также правом на особые почётные титулы и знаки отличия и достоинства, как, например, Папа, Его Святейшество, Святейший Отец и т.п. В отношении полного осуществления церковной власти Папа является: – верховным законодателем всей Церкви (и поэтому он подчиняется не церковным законам, а лишь божественному праву); – верховным наставником, обладающим безошибочностью в силу своей должности, когда он в качестве верховного Пастыря и Учителя окончательным образом провозглашает учение о вере или нравах (кан. 749, § 1);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Толстой М.В. История Русской Церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. С. 450 Жигулин Е.В . Начало миссионерской деятельности святителя Димитрия в Ростове//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, Белгород, Издательство миссионерского отдела Русской Православной Цepkbu.T.I, С. 51. Цыпин Владислав, протоиерей.История Русской Православной Церкви. М., Издательство Учебного комитета Русской Православной Церкви, 2004. С. 33. Дело об учреждении Комитета Общества попечительного о тюрьмах. РГИА. 1819, фонд 1287, опись 11, дело Цит. по Шматько В. Опыт построения курса «Основы Православия» для катихизации в системе пенитенциарных учреждений. С. 20. Шматько В. Опыт построения курса «Основы Православия» для катихизации в системе пенитенциарных учреждений. С. 21. Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. М., ПСТГУ, 2008. Пивоваров Борис, протоиерей. История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и современность//Православная миссия сегодня. Издательство «Апостольский город», С-Пб, 1999. С. 321. Путро А.И., Хроненко И.В. К вопросу о миссионерской деятельности Киевской Духовной Академии (вторая половина XIX века)//Труды Киевской Духовной академии. Издательский отдел Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 11, 2009. С. 161. См: Пашков Д. В. Николай Иванович Ильминский, миссионер и переводчик//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии, T.I, С. 224; Флыгин Ю.С. Николай Ильминский – апостол народов Поволжья//Сб. мат. конф. памяти свв. Кирилла и Мефодия 22 мая 2008 в г. Ташкенте. Издание Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Ташкент, 2009.; См. также Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. Глава «Казанская миссионерская школа Н.И. Ильминский». М., ПСТГУ, 2007. С. 198 Порхун Н. Хобби или пастырский долг? Беседа о развитии современной православной миссии с заведующим Миссионерским отделом МДАиС иеромонахом Пантелеимоном (Бердниковым)//Православие и современность 4, 2007 г.: .

http://bogoslov.ru/article/3211893

М. Червини был избран папой Римским. Он стал последним в истории папства понтификом, не сменившим после избрания свое имя. В тот же день в Сикстинской капелле кард. Дж. П. Караффа, архиеп. Кьети, совершил епископское рукоположение избранного папы. М. настоял на том, чтобы в базилике св. Петра была сразу же проведена церемония папской коронации, объясняя это желанием сэкономить деньги. Половина суммы, к-рая обычно тратилась на церемонию (ок. 20 или 30 тыс. скуди), была роздана нищим и беднякам. С 1-го дня своего понтификата М. демонстрировал рвение в реализации принципов церковной реформы. Он не стал приближать к папскому двору никого из родственников, за исключением 2 представителей своей семьи - Джованни Баттисты Червини и Бьяджо Червини, к-рые в соответствии с обычаями того времени получили должности, связанные с охраной понтифика,- капеллана замка Св. ангела и командующего папской гвардией. Возглавить папскую канцелярию он предложил своему бывш. покровителю кард. А. Фарнезе, однако тот отказался; эту должность занял кард. Себастьяно Пигино, церковная карьера к-рого была сходна с продвижением по службе самого М.: при Юлии III Пигино был папским легатом при имп. дворе, в этом же качестве участвовал в Тридентском Соборе. Папа поручил вновь принять к рассмотрению проекты реформ, подготовленные в понтификат Юлия III, в т. ч. проект реформы Римской курии (булла «Varietates temporum»). Он настаивал на скорейшем реформировании всех основных дикастерий (служб) Римской курии: Датарии апостольской , Верховного суда апостольской сигнатуры, суда Rota Romana , Апостольской пенитенциарии. Стремление нового папы к церковной реформе, начиная сверху (in capite), и его борьба со злоупотреблениями в курии были с одобрением восприняты европ. правителями, которых понтифик заверил в своем политическом и дипломатическом нейтралитете, заявив, однако, о намерении способствовать общему примирению. Практически сразу после избрания М. серьезно заболел. Он умер на 22-й день своего понтификата.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

1) Протопресвитер московский, настоятель Успенского патриаршего собора, декан (старшина) капитула (клирошан), генеральный секретарь священного Синода, 1-й генеральный викарий архиепархии; секретарь консистории департамента. 2) Девтеревон, субдекан, 2-й генеральный викарий. Патриарший протосинкел. Секретарь департамента миссий. Секретарь собора. Камерлинг капитула. 3) Духовник Царя и Патриарха. Сакелларий патриаршего собора. Начальник дворцовых церквей и духовенства. Великий пенитенциарий. Секретарь внутренних сношений. Генеральный викарий Старший член совета министерства культов. 4) Прокуратор. Секретарь внешних сношений. Настоятель церкви святого Климента в Риме. Генеральный викарий Апостольского протосинкел. 5) Великий архимандрит. Настоятель Чудова монастыря. Секретарь монастырских дел. (Из монахов). 6) Великий экономат. Секретарь экономата. 7) Великий ключарь. Секретарь строительства. 8) Патриарший ризничий. Секретарь книг и обрядов. 9) Великий эксарх. Настоятель храма Христа. Специальный Генеральный викарий Архидекан кремлевского собора. Секретарь Епархии департаментов. 10) Протэкдик. Секретарь апелляционного 2 секретариатского собора. 11) Схолларх. Ректор патриаршей академии. Секретарь училищ. 12) Омиларх. 2 секретарь училищ. 2 секретарь миссий. 13) Скевофилакс. Секретарь капитула. Суб-секретарь синода, 2 секретарь экономата. 14) Хартофилакс. Архивист и библиотекарь. 2 секретарь книг и обряд. После пресвитеров ближайшими людьми к Патриарху являются диаконы. 1 . Архидиакон-канцлер патриарший. Начальник канцелярии и всего диаконата московского Успенского собора. Хранитель печати. Управляющий канцелярией внешних сношений. Главный управляющий диаконата. 2 . Вторствующий. Логофет. Помощник начальника канцелярии. Управляющий канцелярией и 2 секретарь внутренних сношений. Вице-канцлер. Помощник главного управлющего департаментом. 3 . Екклисарх. Канцлер епархиальных дел. Управляющий патриаршим диаконатством. Церемониймейстер. 4 . Библиотекарь. Канцлер книг и обряд. Управляющий диаконством по приматству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В 1938 г. Апостольская пенитенциария издала сб. «Preces et pia opera», где в наиболее полном виде давался перечень молитв и дел благочестия (в т. ч. чтение розария, ношение скапуляра или медальона, поклонение Св. Дарам, участие в молитвах Крестного пути и др.), к-рые требовались для получения полной или частичной И. Современное католическое учение об И. В рамках начатых на Ватиканском II Соборе (1962-1965) общих реформ и обновления (см. Aggiornamento ) Римско-католической Церкви учение и практика И. подверглись изменениям. Еще на этапе подготовки Собора в предложениях по его тематике (vota) нек-рые католич. епископы и богословы отмечали необходимость выработки нового понимания И. и реорганизации норм их предоставления. 24 июля 1963 г. папа Римский Павел VI поручил главе Апостольской пенитенциарии кард. Фернандо Ченто сформировать богословскую комиссию для подготовки проекта (схемы) соборного документа по реформе системы И. В 1964 г. по поручению папы составленный текст был доработан кард. Шарлем Журне; во время 4-й сессии Собора в окт. 1965 г. его представили для рассмотрения национальным епископским конференциям под названием «Positio de sacrarum indulgentiarum recognitione» (Положение о понимании священных индульгенций). Хотя данный документ уже не имел статуса схемы, 9-13 нояб. его содержание обсуждалось на Соборе для определения общих принципов реформы системы И. в послесоборный период. «Positio...» встретил критику со стороны нем. и англ. участников Собора и богословов, призывавших к отходу от традиц. богословских определений И., а также от к.-л. их количественного исчисления. Нек-рые нем. епископы предлагали дать новое понимание И. как «дара и помощи Бога кающемуся грешнику», которое было бы приемлемо для развития начатого Собором экуменического диалога с протестантами (History of Vatican II. 2006. Т. 5. Р. 386). Отсутствие И. в вост. покаянной практике и необходимость изменения их норм для Восточных католических Церквей были отмечены мелькитским католич. Антиохийским патриархом Максимом IV.

http://pravenc.ru/text/389591.html

Для завершения раскола собору оставалось выбрать нового понтифика, после чего он мог бы приступить к обсуждению реформ в церкви. Решение второго вопроса под давлением кардиналов было отложено до выборов папы. 9 октября 1417 г. в 39-м заседании собор постановил избрать папу, как только будет утвержден общий план реформы. Последнее было сделано посредством пяти общих соборных декретов о реформе. Декрет о Вселенских соборах (Frequens) постановлял следующий Вселенский собор собрать через пять лет после окончания Констанцского, второй – через семь после предыдущего, далее – через каждые 10 лет, и так – «до скончания века». Декретом о предохранительных правилах против будущих схизм постановлялось на следующий год по возникновении схизмы собирать для решения спора Вселенский собор, на который должны были являться спорящие за папский сан; с открытием собора они устранялись от папских дел. По третьему декрету вновь избранный папа перед провозглашением его выбора должен произнести исповедание веры. Четвертый декрет запрещал низложение и перемещение прелатов без важной причины, без выслушивания их и без письменного согласия кардиналов. Наконец, по пятому декрету наследство после умерших лиц духовного звания не могло быть отбираемо папой, равно как и пошлины, следовавшие прелату за ревизию церквей. Кроме того, был издан декрет для обеспечения безопасности реформы (cautio de fienda reformatione), постановлявший, что конклав образуют кардиналы и депутаты наций, по шести от каждой нации. Собор составил для будущего папы краткий конспект церковных реформ, которые ему надлежало провести «совместно со Святым собором» или его делегированными представителями по нациям, основываясь на правосудии и стремлении к надлежащему церковному управлению. Собор в своей 40-й сессии 30 октября 1417 г. потребовал от римского понтифика, которого собирался избрать, определить: 1) количество, качество и национальность кардиналов; 2) непременные привилегии (резервации) Апостольского престола; 3) аннаты, общие и мелкие повинности; 4) порядок жалования (коллации) бенефициев и иных льгот; 5) случаи, которые подлежат и не подлежат разбирательству в римской курии; 6) порядок апеллирования к Римской курии; 7) полномочия папской канцелярии и пенитенциариев; 8) положение об изъятиях и инкорпорациях, совершенных во время схизмы; 9) порядок коммендации 149 ; 10) порядок выборов клира и 11) интеркаляций 150 ; 12) неотчуждаемые права Римской церкви и других церквей; 13) основания и порядок, на которых папа может быть подвергнут прещению или низложен; 14) пути искоренения симонии; 15) порядок диспенсаций; 16) доходы папы и кардиналов; 17) положение об индульгенциях; наконец, 18) порядок взимания десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть еще индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме — в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римский церкви, при избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично самим папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии. В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путем приобретения известного рода медалей, четок, крестиков, освященных в Риме. Доходность индульгенций приводила ко все большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций — откровенно денежными интересами руководствовалисьих проповедники и продавцы. Все это давно уже вызывало протесты против самих индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформаторского движения. Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенциях совершенно неизвестно в древней, неразделенной Церкви, и неприемлемо для нас, так как оно противоречит всему духу Православия. 10. Приматство и непогрешимость Римского папы Православие есть вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вне Церкви нет спасения, как не было спасения во дни потопа вне Ноева ковчега. Православие есть твердая вера в то, что в таинствах Церкви заключается спасительная благодать Божия. Православная Церковь, как «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), как живой организм, которого даже «врата ада не одолеют» ( Мф.16:18 ), и который имеет Главой своей Самого Христа, пребывающего с ним во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) — такая Церковь в своем целом не может заблуждаться; заблуждение всей Церкви было бы равносильно духовной смерти ее, а умереть она не может в силу обетования Спасителя.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Из членов конгрегации создается суд, а первоначально еще и следствие, и очень тщательно исследуются все обстоятельства, связанные с возможным причислением к лику святых того или иного умершего члена Римско-католической Церкви. Исследуются все обстоятельства, жизнеописание, характер его деятельности, высказывания, и затем все это выносится на судебный процесс (внутренний, закрытый), на котором есть судья, присяжные, истец, ответчик, адвокат, в том числе есть один из членов конгрегации, который специально назначается с целью приведения всех аргументов против канонизации (не потому что ему хочется, а потому, что в данном случае это его служебная обязанность). В быту Римской курии этот человек получил название advocates diaboli (адвокат от лукавого). В этом есть свой резон, когда возможные возражения против канонизации проговариваются до того, как она совершилась, зато после вызывают, возможно, меньше недоумений в том случае, если не вполне несомненный подвижник благочестия. В деятельности этой конгрегации, как и в деятельности любой другой структуры Римско-католической Церкви, возможны папские интервенции, возможны вмешательства папы, которые ломают регулярную процедуру. В частности, именно по отношению к прославлению святых можно сказать, что в понтификат правления Иоанна Павла II было внесено столько интервенций, что теперь уже нельзя даже сказать, что чаще имело место — регулярная процедура или папское своеволие, ибо то множество новопрославленных святых Римско-католической Церкви во время каждого папского визита в ту или иную страну вело к слому регулярной процедуры и к появлению весьма сомнительных даже для самих католиков кандидатов в святые. И наконец, есть еще Конгрегация католического образования, которая занимается католическими высшими и средними учебными заведениями в качестве центрального органа. Возвращаясь теперь к структуре Римской курии, скажем, что следующей декастерией, следующим подразделением являются римские трибуналы. Верховным из этих трибуналов является Священная апостольская пенитенциария.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

На Церковь возлагались общественные обязанности, связанные с развитием системы общественного призрения и образования, с контролем над пенитенциарной системой (тюрьмами), избранием должностных лиц городского управления, контролем над исполнением законов и т.д. «Такие обязанности епископа, - пишет А.Николин, - хотя и противоречили правилам Церкви (по 81 апостольскому правилу «не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления»), однако, с другой стороны, они давали возможность церковным властям активнее помогать обиженным, защищать несчастных, поддерживать всякую правду, используя для этого и авторитет государственной власти» . Нередко духовенство принимало участие в управлении государством. Патриарх считался вторым лицом в византийской иерархии власти. Некоторые византийские патриархи временно брали на себя регентство при несовершеннолетних императорах. Кроме того, Церковь оставалась инстанцией, осуществлявшей нравственную критику общества. Значительной фигурой в истории богословского учения о государстве и обществе был Патриарх Фотий (820–890), с которым олицетворяется целая эпоха византийской истории. Он стремился к независимости Церкви и ее участию в общественной жизни. В своих многочисленных письмах, адресованных императору, чиновникам, носителям власти он выступал за справедливость, обличал политиков. Социальный и богословский авторитет Фотия, а также его вклад в развитие социальных представлений христианства были очень высоки. Книга Epanagogetounomou («Введение в закон»), которая открывала эпоху новой кодификации юстиниановского права в 886 г., содержит богословскую концепцию Imperium и Sarcedotium. Фотий дает в ней следующее определение императора: «Он – законная власть (’ννομος ’επιστασα), общее благо для всех подданных. Он не подвергает кого-либо наказанию по антипатии к нему и не делает добра по пристрастию, он дает награды беспристрастно, подобно судиям в борьбе… Цель императора – благодетельствовать, почему он и называется благодетелем. И когда он отложит благодетельствование, кажется, что он извратит смысл понятия царя сравнительно с древними учениями… Император должен защищать и подкреплять, во-первых, все написанное в Божественном Писании, потом также все догматы, установленные семью Святыми Соборами, а также избранные римские законы… Император должен быть отличнейшим в Православии и благочестии и прославленным в божественном усердии, сведущим в догматах о Святой Троице и в определениях о спасении через воплощение Господа нашего Иисуса Христа» .

http://bogoslov.ru/article/3214428

свеча – candle Свидетели Иеговы – Jehovah’s Witnesses свободная воля – free will Свободная методистская церковь – Free Methodist Church свободная церковь – free church свободные общины – free communities Свободные церкви Швеции – Free Churches of Sweden Свободная церковь Беркли – Free Church of Berkeley Свят, свят Господь Саваоф – Holy, Holy, Holy…, Sanctus, Ter-sanctus Святая Божья церковь апостольского преодоления – Apostolic Overcoming Holy Church of God святая вода – holy water Святая земля – the Holy Land святая неделя – the Easter Week Святая римская рота – Rota Romana святая святых – sanctuary, holy of holies, the Most Holy place, altar, sanctum святая трапеза – altar Святейшество: Ваше Святейшество – Your Holiness, the Most Holy Father Святейший – the Holiest, the Most Holy Святейший апостолький пенитенциарий – the Holiest Apostolic Penitenciarium Святейший престол – the Holy See святилище – presbytery, sanctuary святки – yule(tide), Christmas-tide свято – piously Святого Андрея день – St Andrew’s Day Святого Валентина день – St Valentine’s Day Святого Георгия день – St George’s Day Святого Давида день – St David’s Day Святого Имени Иисуса праздник – the Feast of the Holy Name of Jesus Святого Патрика день – St Patrick’s Day Святое семейство – the Holy Family святой – (прил.) holy, godly; (сущ.) Saint Святой Агнессы вечер – St Agnes’ Eve святой год – holy year Святой город – the Holy City Святой грааль – the Holy Grail Святой Дух – the Holy Spirit, the Holy Ghost, the Comforter святой заступник – Patron Saint святой отец – the Holy Father (Бог); reverend father (священник) святой поцелуй – kiss of peace Святой престол – the Holy See святость – sanctity, holiness святотатственный – sacrilegious святотатство – sacrilege святотатствовать – to commit sacrilege святочный – Christmas святцы – church calendar святые дары – the holy sacraments святые места – holy places святые-помощники – Patron Saints, Saints Helpers святыня – shrine, holy thing, sacred thing святых культ – cult of Saints

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010